Сегодня Православная Церковь чтит память:
День Святого Духа.
Мч. Феодота Анкирского (303).
Сщмч. Маркеллина, папы Римского и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина (304); сщмчч. Маркелла, папы Римского, Сисиния и Кириака, диаконов, мчч. Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы, Лукины и Артемии царевны (304-310); мцц. Валерии (Калерии), Кириакии (Кирии) и Марии в Кесарии Палестинской (284-305); прп. Антония Кенского, Кожеезерского (1592); прпп. Герасима и Фаддея Луховских (XVI) (Костром.); прп. Панагия (Паисия) Кефалонского (1888) (Греч.); Собор Иваново-Вознесенских святых.
Сщмчч. Андроника (Никольского), архиепископа Пермского, Александра Осетрова, Валентина Белова, Вениамина Луканина, Виктора Никифорова, Александра Махетова, Павла Аношкина, Владимира Белозерова, Игнатия Якимова, Михаила Денисова, Николая Онянова, Павла Кунгурского (Соколова), Александра Преображенского, Николая Рождественского, Николая Конюхова, пресвитеров, Григория Смирнова, диакона и мчч. Афанасия Жуланова и Александра Зуева (1918); сщмч. Петра Павловского (Кузнецова), пресвитера (1919).
Икон Божией Матери: Кипрская; Тупичевская (переходящие празднования в День Святого Духа).
Святые дня, молите Бога о нас!
ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА
День Святого Духа, Духов день (греч. Δευτέρα τοῦ ἁγίου Πνεύματος, цсл. Понедельник Святаго Духа), праздник в честь Святого Духа, отмечается Церковью на следующий день (в понедельник) после Пятидесятницы.
Этот праздник был установлен "ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы", в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
Праздник в честь Св. Духа начинается вечерней, которая совершается непосредственно за Литургией Пятидесятницы. За этою вечерней читаются особые три молитвы, составленные св. Василием Великим. Во время чтения их молящиеся в первый раз после Великого поста преклоняют колена. Впрочем, эта великая вечерня обычно считается службой самого праздника Пятидесятницы, а не Духова дня; в Типиконах различных редакций изложение устава богослужения на Духов день начинается с повечерия или утрени.
По положению в кругу литургического года Духов день соответствует другим дополнительным памятям, часто сопровождающим важнейшие церковные праздники и посвященным тем лицам или событиям, которые имели особое участие в праздновавшемся накануне событии священной истории,- такими памятями являются Собор Пресвятой Богородицы на следующий день после праздника Рождества Христова, Собор св. Иоанна Предтечи на следующий день после праздника Крещения Господня, память святых Иоакима и Анны на следующий день после праздника Рождества Богородицы, память святых Симеона и Анны на следующий день после праздника Сретения Господня и др. В тех случаях, когда основной праздник относится к Господским двунадесятым, служба следующего дня открывается великой вечерней и имеет славословную утреню (см. Знаки праздников месяцеслова), за которыми повторяется значительное число песнопений, звучавших за богослужением основного праздника.
Аналогичный устав имеет и Духов день, относящийся к Третьему Лицу Пресвятой Троицы, Чьему действию посвящен предшествующий Духову дню праздник Пятидесятницы.
В древнейшей традиции днем Святаго Духа считался сам праздник Пятидесятницы (так, в Слове на Пятидесятницу свт. Григорий Богослов писал: Τίμησον τὴν ἡμέραν τοῦ Πνεύματος - Почти день Духа). В памятниках древнего иерусалимского богослужения Духов день не праздновался: в армянском переводе святоградского Лекционария, отражающем практику V в., для понедельника после Пятидесятницы не приведено никаких указаний; в груз. переводе святоградского Лекционария, отражающем практику примерно V-VII вв., упоминаются, причем не во всех рукописях, лишь лития (крестный ход), совершавшаяся в понедельник после Пятидесятницы, и апостольское и евангельское чтения этого дня (Еф. 5, 6-12 и Мф. 13, 1-9). Нет празднования Духова дня и в Типиконе Великой церкви, отражающем практику константинопольского кафедрального богослужения IX-XI вв.: в понедельник после Пятидесятницы здесь описаны лития и богослужение в честь св. апостолов, как участников события, в константинопольском Апостолейоне, а также в память землетрясения (Апостол на литургии - Еф 5. 8 - 19; Евангелие - Мф 18. 10-20; те же чтения указываются и в визант. послеиконоборческих монастырских Типиконах как чтения Духова дня, хотя выбор Евангелия здесь соответствует константинопольскому празднованию св. апостолам и не связан напрямую с прославлением Святаго Духа). В Типиконах студийской традиции Духов день появляется начиная с древнейших сохранившихся памятников (XI в.).
В этот день церковь прославляет Святого Духа - "подателя жизни", поддерживающего Вселенную в ее существовании; в его лице Бог изливает благодать на чад своих. Этот праздник был установлен с целью утвердить божественную сущность Святого Духа и единство его с двумя другими ипостасями Святой Троицы - Богом-Отцом и Богом-Сыном. Незадолго до Своих крестных страданий, Иисус Христос, разговаривая со своими учениками, обещал им, что после Своего ухода Он пришлет им Утешителя. "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ин. 14. 15).
На греческом языке слово "утешитель" означает того, кто помогает тебе, находясь рядом с тобой, бок о бок, это верный защитник в час беды. Так что же за Утешителя обещает прислать Господь? "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14.26) - объяснил Иисус.
Мы называем в ней Духа Святаго Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.
Называем Его Духом истины, (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению.
Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: иже, везде сый и вся исполняяй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нам нужно иметь.
Мы называем Духа Святаго жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов.
Если Дух Святый обладает такими дивными свойствами: везде находится, все наполняет Своею благодатию и всем дает жизнь, то мы и обращаемся к Нему с следующими просьбами: Приди и поселись в нас, то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме; очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и чрез это даруй нам Царство Небесное.
И праздник Пятидесятницы, с момента сошествия Святого Духа стал уже Днем рождения Церкви Христовой.
Еще в Ветхом Завете людям было дано откровение о Боге, как о единстве трех Лиц, трех Ипостасей. Это произошло, когда Господь явился Аврааму в единстве трех "мужей", трех Ангелов у "дубравы в Мамре" (Быт. 18. 1-14). Но только в Новом Завете людям были открыты эти Три Ипостаси Бога. Сошествие Святого Духа явило миру всю полноту Бога, все Три Лица Троицы.
Праздничная икона, которая в День Святого Духа выносится в центр храма, как раз и отображает событие сошествия Святого Духа на апостолов, сидящих в Сионской горнице.
(Пятидесятница_Врубель_1885г.)
По церковному Уставу, в течение пятидесяти дней после Пасхи, вплоть до Дня Сошествия Святого Духа, поклоны не кладутся.
Но уже вчера, на Великой Вечерне Троицы, которая служилась сразу после Божественной Литургии на Троицу, коленопреклоненно читались три умилительные молитвы Василия Великого, в которых верующие исповедуют грехи перед Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашивают помилования; просят Господа Иисуса Христа даровать нам Святого Духа в просвещение и укрепление душ наших: и, наконец, в третьей коленопреклоненной молитве молятся об усопших. Служба в честь Святого Духа начинается великой вечерней Троицына дня (Троица) и продолжается в Духов день.
И уже завтра, по окончании празднования праздника Святой Троицы и Духова дня, ту траву, которая находилась в храме и напитывалась молитвами, разбирается прихожанами и уносится в дома. Эту траву они благоговейно употребляют, как лекарство. часто её зашивают в подушечки, загатавляя сбе на погребение.
По народным приметам только после Духова дня прекращаются заморозки; их не бывает до самой осени. "Не верь теплу до Духова дня!", "Придет Свят-Духов день - будет на дворе, как на печке", "Свят-Дух весь белый свет согреет!".
Молитва Святому Духу
Мученик Феодот Анкирский
Святой Феодот жил в городе Анкире, в Галатийской области (конец 3 века). Он был женат и владел гостиницей. Но сердцем своим он не привязывался ни к имению, ни даже к семье, а только к одному Богу. За это Феодот имел от Господа дар слова и многих иудеев и язычников, которые останавливались в его гостинице, обратил ко Христу. Имел он также дар исцеления и врачевал больных возложением на них рук.
Когда император Диоклетиан усилил свои гонения на веру Христову, он послал в Анкиру известного своей жестокостью правителя Феотекна. Тот стал требовать от всех христиан немедленных жертвоприношений идолам. Тех же, кто отказывался, предавал мучениям и смерти, а имущество их расхищали язычники.
В эти тяжкие дни Феодот давал приют христианам в своей гостинице, кормил их и скрывал от преследователей. Он бесстрашно проникал в тюрьмы, ухаживал за ранеными и убеждал страдальцев до конца сохранять верность Христу Спасителю. Феодот не страшился погребать останки святых мучеников, тайно унося их или выкупая у стражников. Когда в Анкире все христианские церкви были разорены и закрыты, Божественную литургию стали совершать в его гостинице. Сознавая, что ему тоже предстоит мученический подвиг, Феодот в разговоре со священником Фронтоном предрек тому, что вскоре он получит мощи мученика (то есть его - Феодота), и заповедал поставить над ними храм, указав место.
В то время за Христа пострадали семь дев: Александра, Клавдия, Матрона, Евфрасия, Фаина, Текуса и Иулия. С юных лет посвятив себя на служение Богу, они провели свою жизнь в постоянных подвигах воздержания и молитвы и достигли глубокой старости. После многих издевательств и насмешек святых дев по приказу Феотекна утопили в озере. На следующую ночь Текуса (она была родной теткой Феодота) явилась ему во сне и сказала, чтобы он достал мощи мучениц со дна озера и предал честному погребению. Феодот и еще несколько христиан пришли к озеру. Вдруг поднялся очень сильный ветер и согнал воду с того места, где были утоплены святые девы. Христиане подошли, забрали их тела и похоронили.
Вскоре после этого один из них, друг Феодота, был схвачен язычниками и, не выдержав пыток, указал, что Феодот был главным устроителем обретения мощей святых дев. Феодота схватили, долго мучили, а затем отрубили ему голову.
Бог устроил так, что священник Фронтон, как бы случайно встретил воинов, стерегущих мощи святого Феодота. Ему удалось их похитить, отвезти на указанное Феодотом место и там предать земле. А затем, во исполнение пророчества Феодота, над его святыми мощами был воздвигнут храм в его честь и во славу Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Аминь.
Тропарь мученика Феодота Анкирского и иже с ним
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Феодоте,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак мученика Феодота Анкирского и иже с ним
глас 2
Страдальчески подвизався добре, со сострадальцы твоими, Феодоте,/ и венцы почести приясте с честными страстотерпицами девами.// Темже Христа Бога молите непрестанно о всех нас.
Собор Иваново-Вознесенских святых
Празднование Собора Ивановских святых установлено 7 декабря 2000 года по благославлению патриарха Московского и всея Руси Алексия II. День празднования 7 июня приурочен к дню образования Ивановской области - по мысли архиепископа Иваново-Вознесенского Амвросия, выбор этого дня поможет духовному единению светской власти и народа с Церковью, придаст новый смысл гражданскому празднику.
В Собор входят:
• Св. благов. князь Феодор Стародубский (+ 1330, 21 июня)
• Прп. Макарий Желтоводский, Унженский (+ 1444, память 25 июля)
• Прп. Тихон Лухский, чудотворец (+ 1503, память 16 июня, 26 июня)
• Блж. Симон Юрьевецкий (+ 1584, память 10 мая, 4 ноября)
• Прпп. Фаддей и Герасим Лухские (ХVI в.)
• Прп. Иоаким, затворник Николо-Шартомский (ХVII в., память 23 мая, 9 сентября)
• Блж. Киприан Увотский, Суздальский чудотворец (ХVII в., память 22 июля, 2 октября)
• Правв. Артемий, Григорий, Димитрий и Евфросиния Шуйские (XVII в.)
• Свт. Митрофан Воронежский (+ 1703, память 7 августа, 4 сентября, 23 ноября)
• Сщмчч. Павел Светозаров, прот. и Иоанн Рождественский, свящ., мчч. Авксентий Калашников, Николай Малков, Петр Языков, Сергий Мефодиев и мц. Анастасия (+ 1922, память 27 апреля)
• Мч. Максим Румянцев, блаж. (+ 1928, память 31 июля)
• Прав. Николай Горский, иерей (+ 1930)
• Сщмч. Борис Семенов, диакон, мч. Николай Смирнов и мц. Анна Остроглазова (+ после 1930, память 10 ноября)
• Сщмч. Владимир Введенский, свящ. (+ 1931, память 21 марта)
• Мч. Александр Медем (+ 1931, память 10 ноября)
• Прмч. Нифонт (Выблов), иером. (+ 1931, память 10 ноября)
• Исп. Иоанн Блинов, псаломщик (+ 1932, память 19 марта)
• Сщмч. Григорий Аверин, свящ. (+ 1937, память 7 сентября)
• Мч. Алексий Ворошин, блаж. (+ 1937, память 12 сентября)
• Сщмч. Иоанн Прудентов, свящ. (+ 1937, память 12 сентября)
• Сщмч. Феодор Лебедев, прот. (+ 1937, память 12 сентября)
• Сщмч. Константин Твердислов, иерей (+ 1937, память 18 сентября)
• Сщмч. Петр Лебедев, свящ. (+ 1937, память 14 октября)
• Сщмч. Августин (Беляев), архиеп. Калужский (+ 1937, память 10 ноября)
• Сщмч. Иоанн Сперанский, прот. (+ 1937, память 10 ноября)
• Прмч. Иоанникий (Дмитриев), архим. (+ 1937, память 10 ноября)
• Мчч. Михаил Арефьев, Алексий Горбачев и Аполлон Бабичев (+ 1937, память 10 ноября)
• Прмцц. Маргарита (Закачурина), Тамара (Проворкина), Феврония (Ишина) и мц. Мария Дмитриевская (+ 1937, память 2 декабря)
• Сщмч. Александр Поспелов, прот. (+ 1937, память 13 декабря)
• Сщмч. Борис (Воскобойников), еп. Ивановский (+ 1937, память 23 ноября)
• Сщмч. Александр Крылов, прот. (+ 1937, память 26 декабря)
• Сщмчч. Иоанн Румянцев и Константин Разумов, свящщ., мцц. Анна Серова и Елисавета Румянцева (+ после 1937, память 31 июля)
• Сщмчч. Иоанн Доброхотов и Николай Бухарин, протт., Евфимий Тихонравов, Иаков Зяблицкий, Иоанн Коржавин, Иоанн Розанов, Иоанн Успенский и Петр Зяблицкий, свящщ. (+ 1938, память 22 января)
• Сщмч. Стефан Преображенский, свящ. (+ 1938, память 23 марта))
• Прмц. Арсения (Добронравова), игум. (+ 1939, память 10 января)
• Сщмч. Леонид Виноградов, свящ. (+ 1941, память 30 октября)
• Мц. Ольга Масленникова (+ 1941, память 10 ноября)
• Мц. Феоктиста Ченцова (+ 1942, память 3 февраля, 10 ноября)
• Сщисп. Василий (Преображенский), еп. Кинешемский (+ 1945, память 31 июня, 5 октября)
• Прп. Анимаиса (Острецовская), инокиня (+ 1963, память 1 июня, 7 июня, 5 сентября)
• Присп. Леонтий (Стасевич), архим. (+ 1972, память 28 января)
Решением Синодальной Комисии по канонизации святых от 19 мая 2011 года из Собора Иваново-Вознесенских святых исключен священномученик Зосима Трубачев.
Протоиерей Зосима начал свое служение в Ивановской епархии в 1924 году. В 1925 году назначен настоятелем Введенского храма г. Иваново (в настоящее время здесь расположен Введенский женский монастырь). В 1926 году арестован и дальнейший его священнический подвиг проходил за пределами епархии.
Поскольку основное пастырское служение и мученическая кончина прот. Зосима (Трубачева) совершились не в Ивановской епархии, Синодальная Комиссия не сочла возможным внести его имя в собор Иваново-Вознесенских святых.
Тропарь собору Иваново-Вознесенских святых
глас 4
Днeсь грaд Ивaново светло прaзднует,/ и с ним окрестныя страны вся ликовствyют,/ прославляюще святыя заступники своя,/ святители, преподобныя, блаженныя, исповедники и мученики,/ и к ним со умилeнием и верою вопиют:/ о полче святый богоизбрaнный,/ молите Христа, єгоже возлюбили есте,/ даровaти мир людем своим,/ и спасeние, и вeлию милоcть.
Кондак собору Иваново-Вознесенских святых
глас 8
Избраннии от Бога сродницы нaши,/ въ мире пожившии, обaче от мира не сyщии,/ яко в предстaтельствах вaших надeжду имyще спасeния,/ благодaрственная приносимъ пения и хваления,/ недостойнии соoтeчественницы вaши,/ вы же яко стяжaвшии отечество вечное,/ от всяких нaс бёд свободите, зовyщих:/ рaдуйтеся, вси святии земли И3вaновския, приснии о нaс к Богу молитвєнницы.
Молитва святым Иваново-Вознесенским
О прехвальные угодницы Божии, святии вси в земли Ивановстей просиявшии и яко цвети богосажденнии землю нашу облагоухавшии, многая ваша имена и большая дарования, вашим бо непорочным житием от древних родов до ныне свет Христов просвещается и имя Божие прославляется. Мы же, недостойная чада ваша, последних веков дошедше и исполнение чаемых вами видевше: веры православныя возрождение, храмов и обителей обновление, святых угодников прославление, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога, и к вам, избранным Его, со умилением и верою припадающе молим: не оставите Отечества вашего земнаго, молите всеблагаго Господа даровати нам покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Его, заблуждшыя и безчувственныя светом веры озарити и на путь правый наставити, властей предержащих сердца просветити, еже от церкви благая глаголати, нищыя и сироты препитати, плененныя от уз свободити и во Отечество возвратити, вся во обстоянии и скорби сущыя скоро избавити, и всякую душу людей своих благодатию Духа Святаго во благое наставити, да тем призываеми, очищаеми и просвещаеми, Царствия Небеснаго с вами сподобимся и прославим в Троице славимаго Бога во веки веков. Аминь.
Священномученики Маркелл, папа Римский, Сисиний, Кириак, диаконы, мученики Смарагд, Ларгий, Апрониан, Сатурнин, Папий, Мавр, Крискентиан, мученицы Прискилла, Лукина и Артемия
(Священномученик Маркелл, папа Римский)
Священномученик Маркелл, папа Римский, и святые мученики Сисиний и Кириак диаконы, Смарагд, Ларгий, Апрониан, Сатурнин, Папий и Мавр воины, Крискентиан и святые мученицы Прискилла, Лукина и царевна Артемия пострадали в Риме во время гонений Диоклитиана и Максимиана (284 - 305) и их преемников - Галерия (305 - 311) и Максентия (305 - 312). Император Максимиан, управлявший западной частью Римской империи, лишил всех христиан воинских званий и послал на каторжные работы. Один богатый христианин, Фрасон, стал посылать узникам через христиан Сисиния, Кириака, Смарагда и Ларгия пищу и одежду. Святой папа Маркелл благодарил Фрасона за благотворение, а Сисиния и Кириака посвятил во диаконы. Вскоре при оказании помощи узникам Сисиний и Кириак были схвачены и посланы на работы. Они выполняли не только свою норму, но работали и за престарелого узника Сатурнина, за что Максимиан предал Сисиния на мучения правителю области Лаодикию. Святого заключили в тюрьму. Начальник тюрьмы Апрониан вызвал святого Сисиния для допроса, но, увидев, что его лицо сияет Небесным светом, уверовал во Христа и крестился, а затем вместе с Сисинием, придя к святому папе Маркеллу, принял Миропомазание. Совершив литургию, святой Маркелл причастил их Святых Тайн. В тот же день, 7 июня, святые Сисиний и Сатурнин в сопровождении Апрониана предстали перед Лаодикием. Святой Апрониан исповедал.. что он христианин, и был обезглавлен, а святые Сисиний и Сатурнин брошены в тюрьму. Затем Лаодикий приказал привести их в языческий храм и принести жертвы. Святой Сатурнин сказал: «Да обратит Господь в прах идолов языческих!» В то же мгновение треножники, на которых курился фимиам перед идолами, расплавились. При виде этого чуда воины Папий и Мавр исповедали Христа. После продолжительных истязаний Сисиний и Сатурнин были обезглавлены, а Папий и Мавр заключены в темницу, где молились о просвещении их святым Крещением. Господь помог им осуществить это спасительное желание. Выйдя незамеченными из. тюрьмы, они приняли от святого Маркелла Крещение и вернулись в темницу.
На суде они вновь исповедали себя христианами и скончались от ужасных пыток. Их честные тела были погребены пресвитером Иоанном и Фрасоном.
Святых Кириака, Смарагда, Ларгия и других узников-христиан продолжали изнурять на работах.
Царевна Артемия, младшая дочь Диоклитиана, страдала беснованием. Узнав о том, что святой узник Кириак исцеляет недуги и изгоняет бесов, император призвал его к больной. Изгнав беса, святой Кириак окрестил царевну. В награду за излечение дочери император освободил Кириака, Смарагда и Ларгия. Вскоре император отправил святого Кириака в Персию, чтобы он исцелил дочь персидского царя. По возвращении в Рим святой Кириак был схвачен по приказанию императора Галерия, зятя отрекшегося от власти Диоклитиана. Галерий был очень рассержен на своего предшественника за обращение в христианство царевны Артемии. Он приказал на позор и посмешище толпы водить за своей колесницей обнаженного, закованного в цепи святого Кириака.
(мученица Артемия)
Папа Маркелл всенародно обличил императора в жестокости против неповинных христиан. Император приказал бить святого папу палками и сделать святителя Христова скотником. Святые Кириак, Смарагд и Ларгий и еще один узник, Крискентиан, скончались от истязаний. В то же время были казнены и находившиеся в темнице со святым Кириаком царевна Артемия и еще 21 узник.
Святой папа Маркелл был тайно освобожден римскими клириками. Выкопав тела святых мучеников Кириака, Смарагда и Ларгия, он похоронил их в имении двух христианок Прискиллы и Лукины в окрестностях Рима, превратив дом Лукины в церковь.
Занявший престол императора Максентий приказал разорить церковь и превратить в скотный двор, а святого папу приговорил пожизненно ходить за скотом. Измученный голодом и холодом, изнуренный зловонием, святой папа Маркелл заболел и скончался в 310 году.
Святые жены Прискилла и Лукина с бесчестием были изгнаны из Рима, а их имения разграблены.
(мученица Прискила)
Мученицы Калерия (Валерия), Кириакия (Кирия) и Мария
(мученица Калерия (Валерия)
Святые мученицы Калерия (Валерия), Кириакия и Мария были жительницами Кесарии Палестинской во времена гонений при Диоклитиане (284 - 305). Получив наставление в христианской вере, они оставили языческий образ жизни, удалились в уединенное место и проводили жизнь в молитвах, прося у Господа, чтобы прекратились гонения на христиан и вера Христова воссияла бы во всем мире. Правитель принуждал их кланяться идолам, но они бесстрашно исповедали веру во Христа. За это они были преданы пыткам и во время мучений скончались.
(мученица Мария Палестинская)
Священномученик Маркеллин, папа Римский, мученики Клавдий, Кирин и Антонин
Святой Маркеллин был папой Римским в разгар гонения на христиан при Диоклитиане и Максимиане (284 - 305), когда в течение только одного месяца было замучено 17000 человек. В то время был схвачен и папа Маркеллин. Устрашившись жестоких мук, он воскурил фимиам и принес жертву идолам. Император назвал его своим другом и облек в роскошные одежды. Терзаемый угрызениями совести, он горько плакал о том, что, побудив многих к принятию мук за Христа, сам подал своей пастве пример малодушия.
В то время в городе Синуессе (в Кампании) заседал Собор из 180 епископов и пресвитеров. Папа Маркеллин явился на заседание Собора во власянице, с посыпанной пеплом главой и просил судить его за отречение. Отцы Собора сказали: «Осуди себя сам своими устами. Из твоих уст вышел грех, пусть твоими же устами будет произнесено и осуждение. Мы знаем, что и святой Петр из страха отвергся Христа, но горько оплакал свой грех и снова получил благоволение у Господа».
Тогда Маркеллин произнес себе приговор: «Я признаю себя лишенным священного сана, которого я недостоин. Пусть после смерти тело мое не предают погребению, а бросят на съедение псам; да будет проклят тот, кто осмелится похоронить его».
По возвращении в Рим Маркеллин отправился к императору, бросил ему под ноги подаренную им дорогую одежду и сказал, что он горько раскаивается в своем отречении от Христа. Разгневанный император приказал мучить его и приговорил к смерти.
Усердно помолившись Господу Иисусу Христу, милостиво принимающему кающихся грешников, мученик с готовностью подставил свою главу под меч. С ним были обезглавлены и святые мученики Клавдий, Кирин и Антонин (+ 304).
Тело святого Маркеллина 36 дней валялось при дороге. Явившись новопоставленному папе святому Маркеллу, святой апостол Петр сказал: «Почему ты до сего времени не предашь погребению тело Маркеллиново?» «Я страшусь его клятвы», - отвечал святой Маркелл. «Разве ты не помнишь, - сказал апостол, - написанного: «Смиряяй себя вознесется». Пойди и с честью похорони тело его».
Исполняя повеление апостола, святой Маркелл похоронил тело святого папы Маркеллина в гробнице, устроенной для погребения тел мучеников знатной римлянкой Прискиллой, около Самарской дороги.
Икона Богородицы Тупичевская
Находилась икона в Тупичевском Свято-Духовом монастыре города Мстиславля Могилевской епархии. Монастырь, основанный в 1641 году, включал четыре церкви, жилые и хозяйственные постройки. Сожжён монастырь в годы Великой Отечественной войны. Окончательно разрушен в конце 1950-х - начале 1960-х годов при строительстве маслосырзавода. В настоящее время на месте бывшего оплота Православия на юго-западных рубежах Российской империи сохранились лишь фрагменты кирпичной ограды. В настоящее время чудотворная Тупичевская икона Божией Матери находится в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе Мстиславля. Дни празднования: 28 августа (15 августа по старому стилю) и в День Святого Духа. У Тупичевской иконы есть ещё одно название - Семигородная, что послужило поводом для довольно распространённой ошибки: в некоторых печатных изданиях и интернет-ресурсах вместо Тупичевской иконы помещают икону Божией Матери «УСПЕНИЕ» СЕМИГОРОДНАЯ (дни празднования этих икон к тому же совпадают).
Икона Богородицы Кипрская
Явилась в 392 году на острове Кипре. Сказание, помещенное в греческом синаксаре на неделю Православия, и обыкновенно связываемое с этой иконой, говорит что святой образ стоял на воротах, ведущих к одной церкви Пресвятой Богородицы (церковь Панагии Ангелоктисты). Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, захотел поглумиться над христианской святыней. Он пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы на иконе. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвым.
С древних лет Кипрская икона хранится в монастыре Ставруни, устроенном, по преданию, на месте ее обретения.
(Монастырь Ставровуни, Кипр)
Наиболее прославившийся в России список Кипрской иконы находился в селе Стромынь, недалеко от Москвы, в Богородском уезде. Икона размером в 1 аршин и 4 вершка в высоту, а в ширину 1 аршин и 2 вершка. Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные - с одной стороны священномученик Антипа, с другой - мученица Фотиния. О происхождении иконы, во время дознания в 1841 году, было выяснено что "по описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 году на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви. Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями." Здесь, в Успенском храме, этот список Кипрской иконы прославивлся в 1841 году.
В то время 18-летняя дочь одного крестьянина села Стромыни по имени Марфа заболела золотухой и скорбутом. Болезнь с течением времени стала усиливаться. В начале 1841 года припадки ее стали настолько сильны, что угрожали ее жизни. Родные и знакомые Марфы были уже уверены в ее близкой смерти; 7 января больную исповедали и причастили Святых Христовых Тайн. Но милосердный Господь не допустил ее смерти. Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь. От иконы Марфа слышала голос, говоривший ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала родным и знакомым. Не раз она спрашивала священника и причт об этой иконе, но они не могли ее найти, так как не обращали почти никогда своего внимания на место ее нахождения. Тогда привели больную в церковь, чтобы она сама отыскала виденную икону. Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока, наконец, она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. Заметив икону, больная радостно воскликнула: «Вот она!» 16 февраля отец больной пригласил к себе в дом священника с иконой Божией Матери. После того как был отслужен молебен с водосвятием, больная сразу почувствовала облегчение. Силы ее столь окрепли, что она сама после молебна понесла икону Богоматери в церковь. В скором времени она окончательно выздоровела.
Когда жители села Стромыни услыхали о чудесном исцелении, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред прославленной иконой. Благодатная сила исходила из нее и исцеляла тех, которые со смирением и надеждой на заступничество Богоматери пред Богом приносили к ней свои молитвы. Стали стекаться сюда не только прихожане села Стромыни, но и жители окрестных мест. Были засвидетельствованы исцеления от паралича и расслабления.
О всех этих чудесах и о народном почитании иконы священник Успенской церкви доложил Московскому митрополиту святителю Филарету, который указал сделать разыскание об образе, поставить икону на приличном месте, не возбранять молебны, и еженедельно сообщать о происходящих событиях. Зимой и осенью 1841 года стечение народа к иконе стало уменьшаться и митрополит Филарет предписал местному благочинному прекратить еженедельные донесения, исключая особенные случаи. С тех пор Кипрская-Стромынская икона Божией Матери оставалась на своем месте, а по молитвам к ней продолжала подаваться чудесная помощь для тех кто приходил с искренней верой. Икона была украшена богатой сребропозлащенной ризой. В церкви села Стромынь этой иконе совершали также празднование 16 февраля - в день исцеления девицы Марфа.