Сегодня Православная Церковь чтит память:
Прп. Исаакия исп., игумена обители Далматской (383); св. Венантия Леринского (374; Галл., Греч.); святой Макрины Каппадокийской старшей, бабки святителя Василия Великого (†IV), мчч. Наталия и Салона (†IV); прп. Иакова Галичского (†XV); прав. Валстана Бобургского (1016; Кельт. и Брит.).
Сщмч. Василия Смоленского, пресвитера (1942).
Икон Божией Матери: Чолнская (Челнская); «Умиление» Псково-Печерская (переходящие празднования в Неделю 7-ю по Пасхе).
Святые дня, молите Бога о нас!
Преподобный Исаакий Далматский, игумен
Память 4 апреля (22 марта по церковному календарю), 12 июня (31 мая по церковному календарю) и 16 августа (3 августа по церковному календарю).
Преподобный Исаакий Далматский жил в 4 веке. Православную Византию в то время раздирали ереси, которых было множество: одни еретики учили, что Святой Дух не есть Бог, или что Лица Святой Троицы не единосущны; другие - что Сын Божий не рожден от Отца, а сотворен; были еретики, называвшие Духа Святого ангелом, или рассуждавшие по своему разумению, что Отец, Сын и Дух есть одно лицо; была также ересь о том, что конец мира означает и конец бытия; иные учили, что Христос был просто человек, а иные, что Христос воспринял тело и душу, но не дух человеческий, отрицая в Нем человеческую волю и само Богочеловечество. В годы царствования императора Валента, ревностного сторонника ереси Ария, осужденной еще на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году, начались преследования православных, закрывались и разрушались храмы.
В такое трудное для Церкви Христовой время преподобный Исаакий подвизался в пустыне, совершая подвиги поста и молитвы и храня в чистоте учение апостольское. Но, узнав о гонении на Православие со стороны принявшего ересь императора, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать православных и укреплять их в вере.
В это время варвары - готы, жившие на Дунае, пошли войной на Византийскую империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: "Царь, открой храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!". Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество о гибели императора в случае его отказа. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, на дне которого было болото, выйти из него было невозможно. Но Бог спас Исаакия от такой кончины и дал ему сил и дерзновения догнать войско императора, чтобы еще раз попробовать вразумить его чрез явное чудо своего спасения. "Ты хотел погубить меня, - говорил Исаакий императору Валенту, - но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне". Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору схватить Исаакия и держать в заключении до своего возвращения.
Скоро сбылось пророчество святого Исаакия. Готы победили и начали преследовать византийское войско. Император вместе со своим военачальником во время бегства укрылся в сарае с соломой, наступавшие язычники подожгли его, и Валент, как и предсказывал преподобный Исаакий, погиб в огне. После того, как известие о гибели императора дошло до Константинополя, преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий, он, по совету тех самых Сатурнина и Виктора, которые были свидетелями пророчества преподобного Исаакия, призвал к себе старца, встретил его с великой честью и просил его святых молитв. Император Феодосий изгнал из Константинополя ариан, возвратил храмы православным и созвал Второй Вселенский Собор.
Преподобный Исаакий хотел вновь удалиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его своими молитвами от внутренних и внешних опасностей. В предместье Константинополя они построили для старца жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого впоследствии стал называться и монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, и, возможно, при жизни успел побывать на Втором Вселенском Соборе, бывшем в 381 году в Константинополе, где стал свидетелем общецерковного осуждения арианства и других ересей и провозглашения православного Символа веры. На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: Мелетий Антиохийский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и множество других Отцов и Учителей Церкви. Тогда и было довершено создание Символа веры, начатое на Первом Вселенском Соборе. В Царьграде в Символ веры были включены еще пять членов: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никео-Цареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена. Несомненно, что в таком важном для Церкви событии должны были участвовать по возможности все самые авторитетные Отцы, одним из которых был исповедник игумен Исаакий.
Память Исаакия Далматского празднуется в Православной Церкви трижды в году: 4 апреля, 12 июня и 16 августа по новому стилю.
В честь святого преподобного Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге построен и освящен величественный Исаакиевский собор.
(Исаакиевский собор в Санкт- Петербурге)
Исаакиевский собор был кафедральным собором Русской Православной Церкви до 1922 года - когда начались репрессии, направленные против Церкви, аресты духовенства, изъятие церковных ценностей и провокационная деятельность обновленцев, сотрудничавших с богоборческой властью. Из Исаакиевского собора изъяли около трех пудов золота, ста сорока пудов серебра и около восьмисот драгоценных камней. Всю церковную утварь новые власти оценили на вес, и подобно тому, как сегодня воры сдают украденное в пункт приема цветных металлов, распорядились украденным из кафедрального собора и его осквернители. Духовенство Исаакиевского собора было арестовано и уничтожено. Храм был передан обновленцам, а в 1928 году и вовсе закрыт.
В 1931 году в оскверненном соборе устроили антирелигиозный музей, а впоследствии храм существовал в качестве пустующей архитектурной декорации - слишком величественной, чтобы ее взрывать.
Долгое время (в конце XXвека) богослужение в Исаакиевском соборе разрешалось проводить только несколько раз в году. Сегодня службы проходят по субботам и Воскресным дням, а также по Праздникам.
(прпп. Далмат, Исаакий и Фавст)
Тропарь преподобных Исаакия, Далмата и Фавста
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Кондак преподобных Исаакия Далмата и Фавста
глас 2
Пощением возсиявшия, яко светила,/ и ереси развратившия верою,/ песньми Исаакия восхвалим и с Далматом Фавста,/ яко Христовы угодники,// Того молящия о всех нас.
Святая Макрина Каппадокийская старшая, бабка святителя Василия Великого
Во время гонений императора Диоклетиана Макрина-старшая с мужем (они оба принадлежали к общине епископа Григория Неокесарийского) семь лет скрывались в Понтийских лесах: голодали, жили в шалашах, скитались, но не отреклись от Христа.
«О вере моей какое доказательство может быть яснее того, что воспитан я бабкою, блаженною женою, которая по происхождению ваша? Говорю о пламенной Макрине, от которой изучил я слова блаженнейшего Григория, которые и сама она сохранила, как дар предания, и на нас, еще малютках, напечатлевала, образуя нас догматами благочестия», - напишет о своей бабушке святой Василий Великий.
Святая Макрина родила Эмилию, мать Василия Великого (произошло это приблизительно в 305 году в Малой Азии в городе Неокесария (сейчас это турецкий Никсар)).
Свою первую дочь Эмилия тоже назвала Макриной. В 330 году Эмилия родила сына, названного в честь деда и отца Василием (будущего святителяВасилия Великого). Затем родились Навкратий и дочь Феозва. Третьего сына назвали Григорием - в семье свято чтили память Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского.
Всего Эмилия, дочь Макрины старшей родила десятерых детей и пятеро из них, как и она сама были прославлены в лике святых!
Имена трех сыновей хорошо известны всем православным христианам: святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, святитель Григорий, епископ Нисский, и святитель Петр, епископ Севастийский. Гораздо меньше знают о ее святых дочерях - преподобной Макрине и праведной диаконисе Феозве, совсем немного - о ней самой.
(святое семейство великих каппадокийцев)
Святитель Григорий Назианский с восторгом написал о святой Эмилии: «Она подарила миру столько и таких светильников, сыновей и дочерей, брачных и безбрачных; она счастлива и плодовита как никто. Три славных священника, одна участница в тайнах священства и прочие - лик небожителей. Изумляюсь, какая это богатая семья Эмилии! Благочестивая кровь Эмилии - собственность Христа; таков корень! Превосходнейшая! Вот награда твоему благочестию: слава сыновей твоих, с которыми у тебя одни желания».
Мученики Наталий и Салон
Святые мученики Наталий и Салон были усечены мечом за исповедание Христовой веры не позже IV века.
Преподобный Иаков Галичский
(Преподобные Паисий и Иаков Галичские, XVII век, северные врата Успенского собора Паисиево-Галичского монастыря)
Память 23 января в Соборе Костромских святых, 4 апреля, 30 мая.
Подвизался в XV-XVI веках в Галичском Староторжском монастыре. Преподобный Иаков скончался схимником и был погребен под алтарем монастырского храма в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба.
Сведений о святом подвижнике крайне мало, и разные источники указывают на дни его памяти без указания на связь с событием в жизни святого или Церкви.
Прославился посмертными чудотворениями.
Образ его пишется подобно образу преподобного Зосимы Соловецкого.
Преподобный Венантий (Венанций) Леринский, Галльский, Мефонский, Пелопонесский (лат. Venantius, греч. Βενάνδιος), отшельник
Родился в Галлии. Был старшим братом святителя Гонората Арелатского. Их духовным отцом был преподобный Карпасий. Некоторое время братья подвизались на острове вблизи Канн, а потом, опасаясь поддаться тщеславию из-за чрезмерного, как им казалось, почитания со стороны приходящих людей, отправились изучать духовный опыт восточного монашества в Грецию, Египет и Палестину.
Преподобный Венанций мирно почил ок. 374 года в Мефоне (соврем. Метони) в Греции.
Праведный Валстан Бобургский, Тэверхемский
Родился в 975 году в селении Бобург в нескольких милях западнее графства Норфолк, в знатной семье, состоявшей в родстве с королевским домом Уэссекса. В доме родителей, Бенедикта и Блиды, было много книг, и Валстан с раннего возраста приучился много читать. Он предпочитал Священное Писание, в котором его сильнее всего впечатлили слова Христа: "Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником" (Лк. 13, 33). И Валстан решил во что бы то ни стало исполнить эту заповедь. В семилетнем возрасте он дал обет отказаться от всего во имя любви к Богу, а в 13 лет решительно объявил родителям, что намерен покинуть их. Благочестивые отец и мать отнеслись к этому как к воле Божией и не перечили.
Валстан отправился в дорогу. Почти сразу он повстречал двух просивших милостыню нищих, которым отдал свои богатые одежды. Переодевшись в нищенские лохмотья, чтобы ничего не напоминало о прежней роскошной жизни, он пошёл дальше. Очень скоро Валтсан достиг деревни Тэверхем в нескольких милях к северу от Бобурга и присел отдохнуть. Крестьянин по имени Налга, нуждавшийся в помощнике, предложил ему работу, и Валстан согласился остаться здесь. Он щедро делился пищей и одеждой со всеми, кто в этом нуждался. Часто он работал босиком. Однажды жена Налги, увидев это, из жалости дала ему пару новых башмаков и побольше еды, но Валстан отдал всё двум проходившим мимо беднякам. Налга и его жена, узнав об этом, рассердились, а Валстан ответил им, что бедняки были посланы Богом, чтобы испытать, действительно ли он любит Бога больше, чем себя. "Я в нищем узнал Христа", - сказал Валстан. В насмешку хозяева велели блаженному взять телегу и ехать в лес за шиповником, чтобы ему пришлось наступать босыми ногами на колючки. Но идя босиком по шипам, Валстан чувствовал, будто ступает по мягким лепесткам, а когда вернулся, ноги его дивно благоухали. Поражённые Налга и его жена пали в ноги святому, прося у него прощения.
Валстан прожил в том селении много лет. Все любили его за трудолюбие и благочестие. А Бог наградил его даром врачевать болезни. К праведнику приходили и люди, и животные, и по его молитвам получали исцеление.
Родители Валстана, жившие совсем неподалёку, не подозревали, что святой труженик из Тэверхема, о котором они много слышали, был их сыном. А Налга с женой полюбили его как родного, щедро одаривали его всем и хотели сделать своим наследником. Но тот, желая оставаться верным своему обету, от всего отказывался, и в течение 30 лет постоянно работал на земле, занимаясь крестьянским трудом.
Однажды Валстану явился ангел и сказал: "Через три дня тебе надлежит оставить этот мир и войти в радость Небесного Царства". Валстан попросил прислать к нему священника, чтобы исповедаться и причаститься, и наказал, чтобы тело его после кончины положили в повозку и запрягли в неё двух белых волов. "Никому не следует вести их, - они сами пойдут туда, куда укажет им Господь", - сказал он.
Когда святой причастился в последний раз, по его молитве забил источник. Потом с неба раздался голос: "О Валстан, отойди от своих трудов в вечный покой". Праведник тут же испустил дух, и в этот миг все видели, как белый голубь поднимается вверх до самого неба. Это произошло 30 мая 1016 года.
Тело святого Валстана, как он и завещал, положили в повозку, и волы отвезли его в родной Бобург.
Епископ Элфгар Элмхемский, узнав о благочестивой жизни праведника и совершённых им чудесах, благословил почитать останки Валстана как святые мощи. Их положили в раку и поместили в часовню в северном приделе бобургской церкви, которая очень скоро сделалась местом паломничества.
Тропарь
глас 4
До́м оста́вивый, о Валста́не пра́ведне,/ трудо́в ра́ди во и́мя Христо́во во поля́х Тэверхе́мских,/ посто́м, моли́твою и смире́нием до́бре пожи́в,/ собра́л еси́ мно́гия на жа́тву Христо́ву./ Те́мже и Госпо́дь тя́ во святы́х просла́ви/ и дарова́ си́лу чудеса́ твори́ти.// Моли́ Бо́га спассти́ся душа́м на́шим.
Священномученик Василий Смоленский, пресвитер
(Протоиерей Василий Смоленский. Москва, Бутырская тюрьма. 1929 год)
Память 30 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился в 1869 году в селе Савельево Киясовской волости Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Михайловича и его супруги Евдокии Александровны Смоленских.
В 1891 году окончил Московскую духовную семинарию.
В том же году был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Ламишино Пятницкой волости Звенигородского уезда Московской губернии (ныне Истринский район Московской области).
В 1918 году был по ложному доносу арестован и заключен в звенигородскую тюрьму, откуда он был освобожден через семь дней, после того как дело было разобрано, и он, по признании его невиновным, вернулся служить в Казанский храм.
В сентябре 1929 года местные комсомольцы, вызванные к следователю ОГПУ, дали показания против священника. Некая комсомолка показала, что однажды священник, встретившись с ней, поздоровался и спросил, правда ли, что комсомольцы собираются устраивать спектакль в Страстную пятницу. И узнав, что это правда, заметил, как бы им от этого не было плохо, и посоветовал этот вопрос продумать. Она показала также, что в их районе живет очень много верующих людей, среди которых священник пользуется большим авторитетом, что мешает проводимым комсомолом мероприятиям, однако никаких антисоветских выступлений со стороны священника не замечалось. Комсомолец со своей стороны показал, что ему действительно повстречался на дороге священник и, узнав, что комсомольцы собираются организовать пионерский отряд, просил не показывать детям ничего худого.
19 октября 1929 года отец Василий был арестован по обвинению в "антисоветской агитации и религиозной пропаганде" и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе он отверг обвинения:
- Антисоветской деятельности я нигде, никогда не вел. Читаемые мною проповеди носят чисто религиозный характер, и ничего в них антисоветского нет.
- Угрожали ли вы комсомольцам расправой за то, что они ведут работу по безбожию? - спросил его следователь.
- Никому никогда я не угрожал.
- Ничего подобного я ему не говорил. Считаю, что возведенное на меня обвинение является ложью.
18 ноября 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в город Онегу.
14 августа 1933 года вернулся из ссылки домой, но местные власти приказали ему, как отбывавшему наказание, выехать из села за 101 километр от Москвы, и он поселился в селе Холмец Шаховского района Московской области и с 24 октября того же года стал служить в Никольской церкви в этом селе. Протоиерей.
В августе 1936 года в храме в селе Черленково состоялась беседа, на которой присутствовали служивший здесь священник, диаконы и монахини, она коснулась проводимых советской властью политических судебных процессов; на сообщение об этом одного из диаконов, диакон Иоанн Фелицын заметил, что их все равно всех перебьют. Участники разговора стали ему говорить, чтобы он вел себя осторожнее. Все это дошло до НКВД, и 19 сентября 1936 года диакон Иоанн Фелицын был арестован, а участники беседы вызваны в качестве свидетелей, где подтвердили ими слышанное. Вместе с ними был допрошен 23 сентября и протоиерей Василий, так как было известно, что он знаком с арестованным диаконом. По малодушию он вместе со всеми подтвердил все предложенное следователем.
В мае 1941 года протоиерею Василию было приказано в административном порядке покинуть пределы Московской области, и он выехал в село Ново-Никольское Ярославской области, и в храме в селе Холмец за отсутствием священника богослужения прекратились. В Ново-Никольском отец Василий четыре месяца добивался от местных властей, чтобы ему разрешили служить, но разрешения ему не дали, и он уехал в деревню Кончеево Смоленской области; здесь его застала война; когда фронт приблизился вплотную к деревне и стала слышна близкая канонада артиллерийских орудий, он, уходя от немцев, вернулся в село Холмец, куда, впрочем, вскоре вошли передовые части немецкой армии, и отец Василий с разрешения оккупационных властей принял решение возобновить богослужение.
26 октября 1941 года в храме состоялась первая служба, а затем богослужения стали совершаться регулярно.
При открытии храма немцы сфотографировали священника и сфотографировались вместе с ним, а переводчик пожертвовал священнику десять немецких марок. В доме о.Василия помещался немецкий штаб.
В январе 1942 года немцы покинули Холмец и в него вошли части Красной армии. Протоиерей Василий продолжал служить в храме.
2 марта 1942 года он был арестован по обвинению в том, что возобновил при немцах богослужение. При обыске были найдены фашистские газеты, журналы и 36 немецких марок. Священник был заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
- Ответьте, что вас заставило стать на путь предательства и пособничества немецким оккупантам? - спросил его следователь.
- На путь предательства и пособничества немцам я не вставал, - ответил священник.
- Вы утверждаете, что в село Холмец, откуда вы были выселены, приехали до занятия его немцами. На каком же основании вы снова вернулись в село?
- В село Холмец я из деревни Кончеево бежал от немцев.
- Бежали от немцев и прибежали к немцам?! Ответьте, как вас понимать?
- Когда я приехал в село Холмец, их там не было.
- О прибытии немцев в село Холмец вам было известно?
- Да, было известно.
- Почему же из села Холмец вы от немцев не побежали?
- В селе Холмец я остался со всеми верующими.
- То есть остались дожидаться немцев?
- Нет, немцев я не ждал, а остался служить.
- Где и кому служить?
- Являясь священнослужителем, в селе Холмец я остался служить в церкви верующим.
- Вы утверждаете, что в селе Холмец остались якобы с целью службы верующим, почему тогда сразу после своего приезда не открыли церковь?
- Я был больной, а затем колебался в возможности открытия церкви, а когда пришли немцы, я ее открыл без всяких препятствий.
- На какие темы вам приходилось разговаривать с немецкими офицерами?
- В разговорах немецкие офицеры заявляли, что Москву скоро возьмут и к весне войну с Советским Союзом победоносно закончат.
- Что вы им в свою очередь говорили?
- На их заявления я только говорил: «что Бог вам даст».
- Сколько раз вы служили молебен о победе немецкой армии?
- Таких молебнов я не служил.
- А проповеди произносили?
- И проповедей о том, чтобы победа была на стороне немцев, я не произносил.
- Вы говорите неправду.
- Я показываю так, как было.
- Покажите о своей предательской деятельности.
- Предательской деятельностью я не занимался.
10 апреля следствие было закончено, и 15 апреля утверждено обвинительное заключение: протоиерей Василий обвинялся в том, «что, находясь на временно оккупированной территории немецкими захватчиками, вошел в тесную связь с немецким командованием, стал их активным пособником...»
Скончался 12 июня 1942 года в больнице Таганской тюрьмы. В деле значится диагноз: миокардит, аритмия, старческая дряхлость. Был погребен в безвестной могиле.
Дело его, однако, продолжало рассматриваться и 10 июля того же года было отправлено на рассмотрение Особого Совещания при НКВД. 15 июля 1942 года Особое Совещание приговорило протоиерея Василия к расстрелу за "переход на сторону врага и подрывную деятельность". Однако приговор над ним уже совершиться не мог.
30 июля 2003 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода для общецерковного почитания.
Икона Богородицы «Умиление» Псково-Печерская
Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана неким иеромонахом Арсением по образцу Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Образ, написанный «так, как приличествует и как подобает по отношению к Богу - добрыми и честными красками тщательно», был принесен в Печерскую обитель в игуменство преподобного Корнилия псковскими купцами Василием и Феодором около 1521 года.
Особенно прославилась икона в 1524 году многочисленными чудесными исцелениями, свидетелями которых стали жители Пскова и Великого Новгорода. Древняя летопись обители гласит: «Не только православным подает Богоматерь исцеления, но и от иноверных, сиречь от латин немецкия земли, приходившим с верою к Пречистой Богородице и к чудотворному Ее образу, подает исцеления».
В память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году, при царе Феодоре Иоанновиче святой образ был украшен жемчугом и каменьями - алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами.
За несколько дней до осады Пскова поляками Пресвятая Богородица чудесно явилась благочестивому старцу Дорофею, предупредила его относительно предстоящего бедствия, объяснив причину постигшего людей за их грехи несчастья и указав пути выхода из него. Тогда архиепископом был вызван игумен Псково-Печерского монастыря Тихон с Печерскими иконами «Успения» и «Умиления», чтобы совершать молебны на местах, указанных Самою Богородицею во время Своего явления. Враг, в течение пяти месяцев тридцать раз штурмовавший Псковский кремль, отступил, так и не взяв города.
В воспоминание этого события чудотворную икону Божией Матери «Умиление» ежегодно в седьмую Неделю по Пасхе носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков «ко святой и великой соборной апостольской церкви Пресвятой и Животворящей. Нераздельней Троицы - чтобы не забывали грядущие роды победу над врагом, благодаря той чудотворной иконе, - во граде Пскове».
С давних времен Псково-Печерский монастырь славится крестными ходами. В монастырской летописи есть даже отдельная глава: «Уложение о чине и обычае - как ходить с иконами Пречистой Богородицы и с честными крестами из Печерской обители во град Псков», написанное по поводу установления крестного хода в седьмую Неделю по Пасхе, который совершался ежегодно с 1601 по 1918 год. В 1997 году традиция этого крестного хода была возобновлена, только теперь икону носят внутри обители - из Успенского в Михайловский храм и обратно. Такой же крестный ход совершается и осенью, 7/20 октября, на празднование Псково-Печерской иконе Пресвятой Богородицы «Умиление».
24 июля 2000 года, в праздник святой равноапостольной княгини Ольги чудотворный образ Божией Матери снова был принесен в Псков для участия в праздничном крестном ходе древнего города.
Ныне в главном приделе Успенского собора монастыря пребывают два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери «Умиление».
Празднование иконе «Умиление» 7 октября установлено в память избавления Пскова от нашествия французских войск в 1812 году. Также празднования чудотворной иконе совершаются 21 мая, 23 июня и 26 августа.
Тропарь Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская
глас 4
К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.
Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская
глас 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская
О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи, и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческия скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогдаже отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей, да, чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославляти Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.
Икона Богородицы Чолнская (Челнская)
В окрестностях уездного города Трубчевска Орловской губернии располагался старинный Спасо-Челнский мужской монастырь, основанный (по другим источникам, возобновленный) князем Трубчевским А. Н. в XVI в. По некоторым данным, монастырь существовал уже в конце XII в. В этой обители пребывала чудотворная Челнская икона Божией Матери.
Старинное предание гласит о том, что святой образ Пресвятой Богородицы, плывший по реке Десне против течения в никем не управляемом челне, явился местному пастуху. Произошло это в том месте, где позднее был устроен монастырь. Благочестивые жители крестным ходом с почестями и благоговением перенесли явленную икону в местный приходской храм. Узнав о чудесном обретении святого образа, князь Трубчевский, который страдал от тяжкого недуга, повелел доставить себя к месту явления иконы Пресвятой Богородицы. После усердных молитв перед образом князь получил полное исцеление, а святая икона была помещена в построенной князем часовне, где прославилась многочисленными чудотворениями.
После закрытия в 1923 году Трубчевского Челнского монастыря, следы чудотворной иконы Божией Матери теряются.
В настоящее время список с Челнской иконы Пресвятой Богородицы находится в Трубчевской церкви Сретения Господня Брянской епархии.