07 (20) мая 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

May 20, 2016 08:01

Продолжение…

Мученик Акакий Каппадокиянин



(священномученик Альвиан и мученик Акакий Каппадокиянин)

Святой мученик Акакий, живший в III столетии, родился в Каппадокии и был сотником Мартисийского полка при военачальнике Фирме. Когда по приказу императора Максимиана Галерия (305 - 311) началось гонение на христиан. Фирм начал поочередно допрашивать своих воинов о вере. Тогда святой Акакий твердо и открыто исповедал себя христианином. Видя непреклонность святого Акакия, Фирм послал его к высшему военачальнику Вивиану. Вивиан предал святого жестоким мукам. После пыток его заключили в тяжкие оковы и посадили в темницу. Немного спустя мученика вместе с другими узниками повели в Византию к правителю. Сопровождавшие их воины шли быстро, не оказывая узникам милосердия, и святой Акакий изнемогал на пути от ран, тяжких оков, голода и жажды.

Когда же наконец остановились на ночлег, святой Акакий вознес Богу благодарение за то, что сподобился страдать за Его Святое Имя. Во время молитвы святой услышал голос с неба: "Мужайся, Акакий, и крепись!". Этот голос слышали и другие узники, многие из которых уверовали во Христа и просили святого наставить их и утвердить в христианской вере.

В Византии святого мученика поместили в тяжкое заключение, другим же узникам предоставили более легкие условия. Ночью узники увидели, как к святому Акакию явились светлые юноши и служили ему, омывая его раны и принося пищу. Через семь дней Вивиан вновь призвал святого Акакия и был поражен его цветущим видом. Заподозрив, что темничный страж за деньги давал узнику послабление и пищу, он призвал стража для строгого допроса. Не поверив его ответам, Вивиан подверг сторожа избиению. Тогда святой Акакий сам ответил Вивиану: "Крепость и сила мне даны от Господа Иисуса Христа, Который исцелил мои раны". Вивиан в бешеном гневе велел бить мученика по лицу и сокрушить ему зубы за непрошеные речи.

Стремясь еще более увеличить и продолжить мучения святого Акакия, Вивиан отослал его к правителю Флаккину с письмом. Но, прочитав письмо, Флаккин возмутился, что Вивиан так долго и жестоко мучил воина, имевшего почетное звание центуриона, и приказал без промедления обезглавить мученика. На месте казни святой Акакий возвел очи к небесам, воздав Богу благодарение за то, что сподобился принять за Него мученическую кончину, потом со спокойной радостью преклонил голову под меч. Это произошло в 303 году.

При Константине Великом мощи святого мученика Акакия покоились в Константинополе в храме, построенном в его честь, впоследствии они были перенесены в Калабрию, в город Сцилляцию. Святой мученик Акакий особенно помогает обращающимся к нему с молитвой в борьбе с плотью, что испытал на себе святой Епифаний, ученик святого Андрея юродивого.

Преподобный Иоанн Зедазнийский



[Иоане, Иоване; Зедазенский, Зедазнели, Зедазаднели; груз. იოანე ზედაზნელი] (VI в.), прп. (пам. 7 мая), основоположник монашества в Вост. Грузии, учитель и предводитель 12 сирийских отцов, основатель монастыря Зедазени.

Прп. Иоанн родился в Сирии, где и получил первоначальное образование. О месте рождения и родителях его никаких сведений не сохранилось. Известно лишь, что он родился в селе рядом с Антиохией. В Антиохии он учился, глубоко изучил Священное Писание, и к моменту своего совершеннолетия приобрел разнообразные и широкие познания, отличаясь помимо этого истинным благочестием. Здесь же, в Антиохии, он принял монашество.

Благодаря своим добродетелям и множеству творимых по его молитвам чудес, он стал широко известен по всей Сирии, и к нему приходило множество людей, ища исцеления, утешения и назидания. Сожалея о непрестанном нарушении своего уединения, прп. Иоанн покинул Антиохийскую область вместе с несколькими учениками и поселился в пустыне. Но вскоре и это его местопребывание стало известно, и вновь к нему приходил народ, неся своих больных. Спустя некоторое время он по повелению явившейся ему Матери Божией, отправился вместе с двенадцатью учениками - Шио, Давидом, Антонием, Фаддеем, Стефаном, Исидором, Михаилом, Пирром, Зеноном, Исе, Иосифом и Авивом - в Грузию, чтобы утвердить в вере недавно основанную Иверскую Церковь.

Прибытие прп. Иоанна в Грузию относится ко времени правления Парсмана VI, царствовавшего в середине VI века (541-555). Прп. Иоанн с учениками был радушно встречен тогдашним католикосом Евлагием. Проповедью иноков просветилась почти вся Карталиния. Сам царь Парсман VI и его придворные часто приходили получить благословение и послушать слова христианских подвижников.

Местом для своего постоянного пребывания прп. Иоанн избрал гору Заден (Зедазен), которая находится на левом берегу р. Арагвы, в нескольких километрах от Мцхета. В 109 г. до Рождества Христова по повелению царя Фарнаджа на этой горе был поставлен идол Заден, и в то же время было провозглашено огнепоклонство в Грузии. Прп. Иоанн избрал эту гору местом своих подвигов с той целью, чтобы окончательно уничтожить память о тех языческих временах. В одной из пещер был обустроен храм, а сами иноки жили в шалашах.

Вскоре католикос Евлагий поставил двух учеников прп. Иоанна - Исе и Авива епископами Цилканской и Некресской кафедр. Авив после долгих трудов в своей епархии среди язычников принял от огнепоклонников мученическую кончину, а Исе получил в управление цилканский соборный храм, где находилась чудотворная икона Божией Матери, по преданию, написанная на доске из яслей Господних.

Со временем число братии горы прп. Иоанна значительно увеличилось. Явившиеся ему во сне Пресвятая Богородица и равноапостольная Нина, повелели разослать учеников по разным областям Иверии для проповеди слова Божия. Прп. Давид, Антоний, Иосиф, Стефан и Зенон отправились в Кахетию (северо-восточная часть Грузии); а святые отцы Шио, Пирр, Михаил, Фаддей и Исидор - в Карталинию (область на северо-западе). Их проповедь сопровождалась множеством исцелений и чудес. Сами они при этом проводили строгую подвижническую жизнь, служа для многих примером.

Св. Иоанн, оставивший при себе лишь диакона Илию, иногда посещал своих учеников, чтобы утешать и ободрять их в труде проповеди. Так, например, подробно известно об одном из его посещений обители, основанной прп. Шио, во время которого по молитвам отцов было совершено несколько удивительных чудес. Также по молитвам прп. Иоанна на горе Зедазен открылся водный источник, водой из которого исцелялись множество паломников на протяжении многих веков.

Незадолго до своей кончины прп. Иоанн получил откровение о своем скором преставлении. Тогда он пригласил некоторых учеников своих, которые были еще живы. Среди прочих - диакона Илию и св. Фаддея Степанцминдского, основавшего у подошвы горы Зедазен монастырь для приходящих ради спасения души к Иоанну, потому что сам преподобный отец уже не принимал к себе никого, оставаясь там только со св. Илией.Св. Иоанн заповедал своим ученикам положить его тело в пещере на горе, на месте своих подвигов. Кончина прп. Иоанна последовала между 557 и 560 гг. при католикосе Макарии. Вначале тело преподобного торжественно перенесли в нижний монастырь и положили в специально приготовленном для него склепе. Но затем, вспомнив о воле св. Иоанна, сообщили католикосу, и он в сопровождении иереев, диаконов и множества народа, со славословием, перенес мощи в пещеру святого. Вскоре после погребения прп.Иоанна от его гроба стали истекать многочисленные чудеса.



(монастырь Зедазени в Грузии, в 8 км к северо-западу от г. Мцхета)

По прошествии многих лет св. Климент, католикос Мцхетский, построил на южной стороне пещеры, где лежало тело святого, храм в честь Иоанна Крестителя, в приделе которого у самого жертвенника и покоятся святые мощи прп. Иоанна Зедазнийского.

Священномученик Авив Некресский (Кахетинский), епископ



Священномученик Авив, епископ Некресский, - один из тринадцати святых сирийских (каппадокийских) отцов, основателей грузинского монашества, пришедших в Грузию в VI веке. По просьбе грузинского царя Парсмана VI (542 - 557) и католикоса Евлавия (552 - 560) принял сан епископа и кафедру Некресскую.

Персы, захватившие в это время Кахетию (Восточная Грузия), повсеместно насаждали огнепоклонство. Епископ Авив, исполнившись апостольской ревности, с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии и истреблял везде грубые суеверия, туша огни в капищах зороастрийцев. Дидойцы и другие горцы Кахетии, жившие по левому берегу реки Алазани, отреклись от огнеслужения и вошли через покаяние в лоно Церкви Христовой. Святитель Авив обратил в христианство и многих персов.
Персидский сатрап, живший в городе Рехи, обеспокоенный успешной проповедью святителя, приказал связать его и доставить к нему. Как повествует Имеретино-Абхазский католикос Арсений Великий (+ 1390), автор описания мученичества святого Авива, святитель Авив по дороге в Рехи получил письмо и жезл от своего друга святого Симеона Столпника Дивногорца, а также простился со своими сподвижниками - святым Зеноном Икалтским и святым Шио Мгвимским. Представ перед персидским сатрапом, святитель Авив отказался принять зороастризм, страстно обличая его в идолопоклонстве. По приказанию сатрапа святителя Авива подвергли бичеванию и страшным пыткам, после чего он мученически скончался, избитый камнями в селении Рехи, близ Гори. Тело святого Авива бросили на съедение диким зверям, но ни звери, ни птицы, ни тление не коснулись святых мощей. Братия Самтавийской обители с честью погребли их в своей обители.

Мощи святого, прославленные исцелениями, были позднее, при правителе Картли Степанозе (639 - 663), по желанию католикоса Фавора перенесены из Самтавийской обители в Мцхетский Самтаврский собор и положены под престолом, где почивали под спудом.

12 декабря 2011 года мощи священномученика Авива Некресского из церкви святого Иоанна Крестителя, находящейся в 8 км от районного центра Кварели (Кахети, Восточная Грузия), были перенесены в монастырь Некреси.

Преподобный Антоний Марткопский



Столпник, один из основателей грузинского монашества. Был одним из 12 учеников преподобного Иоанна Зедазнийского, пришедших в Грузию в VI веке и основавших грузинское монашество. По преданию, преподобный Антоний принес в Грузию первый отпечаток на «черепице» с подлинника едесского изображения Нерукотворного Спаса.
Поселился он на уединенной горе, названной в его честь Марткопской, где основал обитель и построил храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Последние 15 лет святой подвизался на столпе. По отшествии ко Господу тело преподобного было погребено в устроенном им храме; на его гробнице произошли многочисленные исцеления.

Преподобный Давид Гареджийский



(прмчч. отцы Двидо-Гареджийские)

О преподобных отцах Гареджийских я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/106355.html

Молитва преподобному Давиду Гареджийскому

О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Зенон (Зинон) Икалтойский

[Зинон Икалтоели; груз. ზენონი იყალთოელი] (2-я пол. VI в.), прп. (пам. 7 мая с прп. Иоанном Зедазнийским и 12 сир. отцами), один из основателей груз. монашества, ученик и последователь прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели). Сведения о нем чрезвычайно скудны. Известно, что З. И. в числе 12 сирийских отцов под предводительством прп. Иоанна прибыл в древнюю столицу Грузии Мцхету Наставник послал своих учеников основывать мон-ри в разных местах Вост. Грузии. Груз. церковная традиция связывает З. И. с мон-рем Икалто в Кахети (Вост. Грузия) - в кименной редакции Жития одного из 12 сир. отцов, прп. Шио Мгвимского (НЦРГ. А 199. Л. 19, XII-XIII вв.- ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 229), где речь идет об ученике прп. Иоанна, построившем мон-рь в Кахети, вероятнее всего, подразумевается З. И.

Святитель Исе (Иессей) Цилканский, епископ



Преподобный Исе (Иессей), епископ Цилканский, родился в Антиохии Сирийской в благочестивой христианской семье. Еще отроком он почувствовал влечение к духовной жизни, а по достижении совершеннолетия, с благословения родителей, отправился в одну из антиохийских обителей, где подвизался тогда преподобный Иоанн Зедазнийский

В числе 13 святых сирийских (каппадокийских) отцов (общая память 7 мая), избранных по жребию преподобным Иоанном Зедазнийским (так повелела Пресвятая Богородица), преподобный Исе пришел в Грузию. Здесь он вместе с другими святыми отцами учил народ и наставлял людей в благочестивой жизни, являя пример святости и исцеляя больных.

Слава о подвигах святых 13 сирийских отцов возросла в народе так, что Католикос-Архиепископ Грузии Евлавий (533 - 544) предложил собору епископов избрать на свободные кафедры некоторых из этих подвижников. При затруднении, кого именно выбрать, так как все были одинаково достойны епископского сана, положили взойти на гору Заден, где жили подвижники, и избрать тех, которые там будут в это время совершать Божественную литургию. Таким образом стали епископами иеромонах Авив и иеродиакон Исе, назначенный на Цилканскую кафедру. Прибыв в свою епархию, святитель Исе был поражен обилием языческих обрядов, обычаев и суеверий. Он ревностно занялся восстановлением благочестия, неутомимо проповедуя и часто совершая Богослужения. Труды его дали всходы - в Цилканской епархии утверждалось Православное благочестие, а с ним утвердилась и Церковь Христова. Продолжая свои аскетические подвиги, святитель Исе стяжал великие дары молитвы и чудотворения. По его молитве, Именем Господа Иисуса Христа из реки Ксани отделилась струя воды, которая, следуя движению святительского жезла, образовала русло канала и протянулась до храма Пресвятой Богородицы (близ Цилкани). Благоустроив свою епархию, святитель Исе отправился с проповедью Слова Божия к осетинам и другим горским народностям Главного Кавказского хребта. Он обходил ущелья и скалы с Евангелием и крестом в руках, повсюду утверждая Богооткровенное учение.

О близости кончины святитель Исе узнал по откровению свыше. Собрав свою паству и клир, он преподал духовное наставление, приобщился Святых Тайн и с воздетыми к небу руками предал свою душу Господу. Это произошло в конце VI века. (Точно известен день кончины святителя - 18 августа.) Честные мощи святого Исе, прославленные исцелением уже во время погребения его, были преданы земле в храме Пресвятой Богородицы в Цилкани, между алтарем и жертвенником. Церковь причислила святителя Исе к лику святых и установила его память 2 декабря.

Святитель Иосиф Алавердский, епископ



Святитель Иосиф, епископ Алавердский, - один из тринадцати святых сирийских (каппадокийских) отцов, основателей грузинского монашества !(7 мая). Он, как "цвет вожделенной девственности", с ранних лет избрал иноческий жребий. Придя в Грузию со своим учителем святым Иоанном Зедазнийским (память 7 мая), святитель Иосиф поселился в Кахетии в безлюдной и бесплодной Алавердской степи. Здесь он начал свои аскетические подвиги. Духовная сила его была столь велика, что его не трогали даже дикие звери, а степные лани приходили к нему и питали его своим молоком.

Один из кахетинских вельмож во время охоты оказался в Алавердской степи и был так поражен, увидев святого Иосифа, стоящего на молитве, что остался с ним.
Молва о пострижении этого вельможи и о святой жизни преподобного Иосифа распространилась по Кахетии. В Алавердскую степь к святому Иосифу стали стекаться ревнители благочестия и подвижнической жизни. Так возникла обитель и был сооружен храм в честь святого великомученика Георгия.

Избранный в настоятели обители, святой Иосиф с отеческой любовью заботился о братии монастыря и о духовном просвещении Кахетии. Языческие суеверия еще не были искоренены, и святой Иосиф, с крестом в руках, часто оставлял монастырское уединение и отправлялся на проповедь Слова Божия.
Народ кахетинский, видя святую и непорочную жизнь преподобного Иосифа и его искреннее желание послужить им, с охотою и радостью принимал Евангельское учение, оставлял свое неверие и языческие обычаи.

Святой Иосиф составил катехизис (утраченный в XVI веке), по которому учил вверенную ему паству. Завершив под конец жизни свое высокое служение, святитель Иосиф затворился в тесной келлии для полного безмолвия.

В 570 году последовала мирная и блаженная его кончина. Святитель Иосиф был погребен в храме святого великомученика Георгия в Алаверди.
В IX веке на месте прежнего храма был воздвигнут величественный Алавердский собор, в котором, слева от алтаря, у северной стены, под спудом покоится тело святителя Иосифа.

Преподобный Исидор Самтавийский

Исидор Самтавийский (VI). Сириец, ученик св. Иоанна Зедазнийского, вместе с наставником переселившийся в Грузию. Здесь он стал бродячим проповедником Евангелия, а когда сил стало меньше, устроил монастырь во имя Спаса в Самтависи. Церковный гимн называет его “вертоградом добродетели”. Это не грузинское, в общем-то, наименование, означающее “виноградник добродетели”, восходит прямо к Евангелию и напоминает о том, что добрые дела - словно виноградины, не составляют главного в христианской жизни, но и без них странно было бы расти во Христе. В Грузии, разумеется, такое наименование звучит не так, как в России, где виноград видят лишь в виде коротких обрубков - что вполне, увы, может быть аллегорией русского православия, которое тем разробленнее и эгоистичнее, чем более стремится к централизации; в Грузии сразу видно, что и христианин, и добрые его дела соединены неразрывно с Лозой - Христом. Память 7/20 мая.

Преподобный Шио (Симеон) Мгвимский



О преподобном отце Шио Мгвимском я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/28439.html

Преподобный Нил Мироточивый, обретение мощей



Преподобный Нил Мироточивый родился в Греции, в селении, носящем имя святого Петра, Законийской епархии. Воспитывался своим дядей, иеромонахом Макарием. Достигнув положенного возраста, преподобный принял монашеское пострижение и был удостоен рукоположения в иеродиакона, а потом и во иеромонаха. Желание больших подвигов в иноческом делании привело блаженного дядю и преподобного племянника на Афон, где Макарий и Нил подвизались на месте, называемом Святые Камни. По преставлении блаженного Макария преподобный, поднимаясь на более высокие духовные подвиги, поселился на месте, неприступном почти ни для какого живого существа. По отшествии к Господу преподобный был прославлен обильным истечением целительного мира, за которым приезжали христиане из самых отдаленных стран Востока.

Тропарь в честь обретения мощей преподобного Нила Мироточивого
глас 1
Монашествовав богоугодно в Горе Афонстей,/ в молитвах и постех Бога взыскал еси/ и стал еси приятелище чистое Духа,/ облиставая верным добродетелей лучи,/ имиже осияваеши, Ниле, вопиющих тебе:/ слава прославльшему тя Богу,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак в честь обретения мощей преподобного Нила Мироточивого
глас 3
Еже от земли явление/ священных мощей твоих, Ниле,/ совозсия сиянию Креста,/ того бо вожделел еси тепле от младенства,/ кости твоя, сораспявшияся Христови,/ воскресшему яко превечному Богу,/ Того пришла благодать.

Икона Богородицы Любечская



«Любечская» икона Богоматери получила свое наименование от местечка Любеч Черниговской губернии. По преданию, ее явление относится к XI веку. С давних пор она прославилась своими чудесами, о которых говорит св. Димитрий Ростовский. В XVII столетии, при киевском митрополите Сильвестре Коссове, эта чудотворная икона была отправлена в Киев, так как около 1653 года ожидалось нападение поляков на Любеч. В 1701 году она была обновлена в Киеве, а потом возвращена в Любеч по просьбе местных жителей и доставлена в заново отстроенный храм Воскресения Христова, где находится и сегодня.

Драгоценный киот для Любеческой иконы Богородицы сделал генерал-майор Милорадович, муж Софии Семеновны, урожденной Полуботок. Кроме того, усердием жителей местечка Любеч в 1874 году икона была украшена серебряною ризою весом в 20 фунтов, весьма художественной работы. Так как «Любечский» образ Богоматери прославился многими чудесами, то богомольцы всегда толпами притекали к нему и по вере получали исцеление.

Когда в 1701 году «Любечская» икона Божьей Матери была возвращена из Киева в Любеч, в Киеве с нее был оставлен точный список. Теперь он находится в Киевском Софийском соборе. Память Любеческой иконы Богоматери празднуется 7 мая (по старому стилю).

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Любечской
глас 4
Преблагословенная Царице,/ Пречистая Дево Богородице,/ прославльшая град Любеч/ угодника Твоего преподобнаго Антония Печерскаго рождением и чудотворныя иконы Твоея явлением,/ молим Тя, Всеблагая:/ моли за ны рождшагося от Тебе Царя,/ Христа Бога нашего,/ и Матерним Твоим к Нему предстательством избави нас от всякаго зла,/ недуги наша исцели, печали наша утоли/ и наследники яви нас Царствия Небеснаго,/ яко Милосердна.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Любечской
глас 8
Притецем, вернии, к многоцелебному образу Заступницы нашел, Богородицы Марии,/ и, припадающе к нему с любовию, сице рцем:/ о Всепетая Мати, о Царице Всемилостивая,/ призри свыше благосердием Твоим на ны, недостойныя,/ и молитвами угодника Твоего, преподобнаго Антония Печерскаго,/ яви нам Твоя милости и щедроты:/ в болезнех исцеление, в скорбех утешение,/ в бедах скорую помощь нам даруй,/ и вся ны спаси, на Тя уповающий, да зовем Ти:/ радуйся, Дево, христиан заступление.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Любечская»

О пресвятая и преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Пречистая Приснодево, Богородице Мария! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною иконою Твоею, юже от лет древних зде чудеси многими и исцеленми неисчетными прославити благоволила еси. Смиренно молимся Тебе, благой и милосердной Заступнице нашей, предстательством угодника Твоего преподобнаго Антония Печерскаго, вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыхании от души, виждь скорби и беды, нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати, потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многие и тяжкие грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Его же умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконии нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Исходатайствуй, Госпоже, у Царя царствующих и Господа господствующих всем православным милость Божию, благоустроение и во всех благих изобилие. О Царице всепетая, Мати Божия Всеблагая, простри благоноснии руце Твои к возлюбленному Сыну Твоему и Богу нашему, умоли Его вся ны спасти и избавити погибели вечныя. Яко же древле на месте сем отцем нашим милость Твою являла еси, Владычице, сице и нам ныне яви, Богородице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози; споспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении и сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие унаследити матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Господу и Богу нашему Иисусу Христу, Ему же со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Богородицы Жировицкая



Явление иконы Божьей Матери ЖИРОВИЦКАЯ произошло в 1470 году в местечке Жировицы Гродненского уезда (ныне - Белоруссия). В лесу, принадлежащем православному литовскому вельможе Александру Солтану, пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший в виде пламени сквозь ветви грушевого дерева. Пастухи подошли ближе и увидели на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастухи отнесли её к своему господину. Однако вельможа не придал особого значения рассказу пастухов, но образ взял и запер его в ларец.

На следующий день у Александра Солтона собрались гости, и хозяин решил показать им находку, но иконы в ларце не оказалось. Через некоторое время пастухи опять нашли образ Богородицы на том же месте и опять принесли его своему господину. На этот раз Александр отнёсся к иконе с большим благоговением, нежели прежде, и дал обет на месте явления иконы Богородицы соорудить храм. Скоро небольшой деревянный храм был сооружен, и в него перенесли икону Пресвятой Богородицы.

В начале XVI столетия в церкви внезапно случился пожар. Несмотря на усилия жителей потушить огонь, спасти храм не удалось. Все решили, что в огне погибла и икона Божьей Матери. Но однажды малолетние дети увидели на горе, у подножия которой находился сгоревший храм, сидящую на камне Деву в лучезарном сиянии. Дети поспешили известить об увиденном своих домашних. Принимая сказанное детьми за Божественное откровение, все отправились на гору и, подойдя к камню, увидели на нём горящую свечу и Жировицкую икону Пресвятой Богородицы, нисколько не пострадавшую от пожара. Вскоре жители выстроили новый каменный храм и поставили в нём чудотворный образ.



Впоследствии около храма возник мужской монастырь. Его братство возглавило борьбу за Православие против унии и латинства.

В 1613 году монастырь был захвачен униатами и находился в их руках до 1839 года, когда монастырь был возвращен православным и стал первым местом восстановления православного Богослужения в западнорусском крае. Во время Первой мировой войны Жировицкую икону Божией Матери перевезли в Москву, а в начале 1920-х годов она была возвращена в обитель.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Жировицкой
глас 5
Пред святою Твоею иконою, Владычице,/ молящиися исцелений сподобляются,/ веры истинныя познание приемлют/ и агарянская нашествия отражают/ Темже и нам, к Тебе припадающим,/ грехов оставления испроси,/ помыслами благочестия сердца наша просвети/ и к Сыну Твоему молитву вознеси/ о спасении душ наших.

Ин тропарь особый Божией Матери пред иконой Ее Жировицкой
глас 2
Помощи от Тебе требующий не презри, Владычице,/ и милосердия бездну отверзи всем,/ притекающим к цельбоносней иконе Твоей./ Печали наша житейский утоли, Всещедрая,/ и от юдоли сея плачевныя/ к радости вечней верныя Твоя престави:/ Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение,/ милости источник, покров и спасение душ наших.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Жировицкой
глас 4
Величия Твоя кто исповесть,/ Пресвятая Дево,/ Творца всех Христа Бога рождшая?/ Едина бо еси Мати и Дева/ Преблагословенная и Препрославленная,/ упование наше, источник благостыни,/ верным прибежище и миру спасение.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и почитаем честную икону Твою, юже от лет древних во обители Жировицкой прославила еси.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее Жировицкая

О Премилосердная Госпоже, Дево Богородице! Киима устнама прикоснуся ко святыни Твоей или киими словесы исповем щедроты Твоя, людем являемыя: никтоже бо, притекаяй к Тебе, отходит тощ и не услышан. От юности моея взысках помощи и заступления Твоего и николиже лишен бых милосердия Твоего. Зриши, Госпоже, скорби сердца моего и язвы души моея веси. И ныне, коленопреклоненно предстоя пред пречистым Твоим образом, моления моя приношу Ти: не лиши мя всесильнаго ходатайства Твоего в день скорби моея и в день печали моея заступи мя. Тока слез моих не отвратися, Владычице, и радости мое сердце исполни. Прибежище и предстательство буди мне, Милостивая, и света Твоего зарями ум мой просвети. И не токмо молю Тя о себе, но и о людех, притекающих к заступлению Твоему. Церковь Сына Твоего во благости соблюди и огради ю от злокозненных наветов враг, возстающих на ню. Архипастырем нашим посли помощь Твою во апостольстве и сохрани их здравы, долгоденствующи, право правящи слово истины Господни. Пастырем испроси у Бога, Сына Твоего, ревность и бдение о душах врученнаго им стада словеснаго и дух разума и благочестия, чистоты и правды Божественныя им низпосли. Испроси такожде, Владычице, у Господа властем предержащим и градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, всем же, притекающим к Тебе, дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве. Еще же молю Тя, Премилосердная, осени страну нашу кровом Твоея благостыни и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междоусобных нестроений, да вси, живущии в ней, в любви и мире пребывающе, тихое и безмятежное житие поживут и, благ вечных молитвами Твоими унаследивше, возмогут купно с Тобою восхваляти Бога на Небеси во веки. Аминь.

Грузия, Святые дня, икона Божьей Матери Жировицкая, икона Божьей Матери Любечская, Православие

Previous post Next post
Up