05 (18) февраля 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Feb 18, 2016 07:01

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Мц. Агафии Панормской (Палермской) (251); свт. Феодосия, архиепископа Черниговского (1696).
Мц. Феодулии, мчч. Елладия, Макария и Евагрия (ок. 304).

Прмц. Александры Каспаровой, послушницы, мч. Михаила Амелюшкина (1942).

Икон Божией Матери: «Взыскание погибших»; Дивногорская-Сицилийская, Елецко-Черниговской (1060).

Святые дня, молите Бога о нас!

Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский и всея России чудотворец



Память 5 февраля, 9 сентября (обрет. и перенес. мощей), в Соборах Брянских и Киевских святых.

Родился в начале тридцатых годов XVII столетия в Посольской губернии. Он происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких; родителями его были иерей Никита и Мария. Благочестие, царившее в семье будущего святителя, благотворно содействовало духовному развитию мальчика. С детства он отличался кротостью и прилежанием к молитве. Природные способности юноши раскрылись в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Киево-Братская Богоявленская школа являлась в то время главным центром борьбы Православия против нападок католического духовенства, иезуитов и униатов. В годы обучения окончательно утвердилось призвание святого Феодосия к иноческому подвигу: все свободное от занятий время он отдавал молитве, богомыслию и чтению Священного Писания.

Можно полагать, что святой не окончил полного курса коллегии, так как после разорения Подола поляками она на несколько лет прекратила свою деятельность. Святитель на всю жизнь сохранил глубокую признательность воспитавшему его Киево-Братскому монастырю. В синодике Киево-Выдубицкого монастыря сделано следующее замечание о святом Феодосии: "Был он муж благоразумен и благотворящ Киевскому Братскому монастырю".
По получении образования будущий святитель принял иноческий постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Феодосий, в честь преподобного Феодосия Печерского (мирское имя его неизвестно).

Киевским митрополитом Дионисием (Балабаном) он был поставлен архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначен наместником митрополичьего кафедрального дома. Но вскоре он оставил Киев и поселился в отдаленном Крутицком монастыре (Черниговской епархии), возле местечка Батурина, славившемся строгой иноческой жизнью. Там он был посвящен в сан иеромонаха. В 1662 году святой Феодосий был назначен игуменом Корсунского монастыря Киевской епархии, а в 1664 году - настоятелем древнего Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго перед тем находилась в руках униатов и была совершенно разорена. Но святому Феодосию благодаря своей энергии и настойчивости удалось быстро возродить Выдубицкий Михайловский монастырь. Он особенно заботился об устроении церковного благолепия. Он создал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий в 1685 году посылал своих певчих. Заботясь о духовном возрастании насельников обители, святой игумен, сам строгий подвижник, устроил в 1680 году недалеко от обители, на острове Михайловщине, небольшой скит для братии, желавшей уединения. Он назначил туда устроителем и наместником одного из самых ревностных иноков обители - иеромонаха Иова (Опалинского).

В бытность святого Феодосия игуменом Киево-Выдубицкого монастыря ему пришлось пережить тяжелые дни. Вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и в мнимой переписке с изменниками России. 20 сентября 1668 года святому Феодосию пришлось давать объяснения по этому делу. 17 ноября 1668 года клевета была обнаружена, и святой Феодосии, вместе с другими игуменами, получил прощение.
Преосвященный Лазарь (Баранович) оценил высокие духовные качества святого Феодосия и приблизил его к себе. Он называл его "овцой стада Христова, научившейся покорности", и пророчески желал, чтобы имя святого Феодосия было написано на Небесах. Когда в 1679 году преосвященный Лазарь стал местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святого Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В качестве наместника местоблюстителя Киевской митрополии святой Феодосий принимал деятельное участие во многих церковных событиях. В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона (Четвертинского) митрополитом Киевским и вместе с Иеронимом (Дубиною), игуменом Переяславским, был послан в Москву с извещением об избрании. В Москве оба представителя были приняты с почетом и уважением. Результатом этого посольства было воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью.

В 1688 году святой Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря. С того времени вся деятельность святого переносится из Киева в Чернигов. Это назначение состоялось, главным образом, по желанию преосвященного Лазаря. Святому Феодосию пришлось немало потрудиться над благоустройством Елецкой обители, так как монастырь этот, еще не оправившийся после опустошения иезуитами и доминиканцами, был весьма беден и неустроен. Трудами святого Феодосия удалось достигнуть в продолжение двух-трех лет для Елецкой обители благосостояния, вполне обеспечивавшего ее существование. Святой и в своей новой должности оказывал всемерное содействие Преосвященному Лазарю во всех важных делах. Он участвовал в составлении соборного ответа Московскому Патриарху Иоакиму на его вопросные грамоты об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и в обсуждении вопроса о времени пресуществления Святых Даров, поднятого на этом Соборе. Когда же Патриарх не удовлетворился этими ответами и в Москву в начале 1689 года был послан Батуринский игумен святой Димитрий Ростовский, святой Феодосий ездил с ним в качестве представителя от преосвященного Лазаря. Ему поручено было передать Патриарху ответное письмо и выяснить недоразумения.

1 сентября 1692 года он был хиротонисан во епископа Черниговского с возведением с сан архиепископа в Успенском соборе Московского Кремля.
Об управлении святителем Феодосием Черниговской епархией сохранилось мало сведений. Он заботился о поддержании старых и устройстве новых монастырей и храмов. В самом начале его святительства, по его благословению, был создан девичий Печеникский монастырь, и он сам освятил храм этой обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1694 году, по его благословению, был основан Любецкий скит в 2-х верстах от Любеча; в 1694 году святитель освятил в Домницком мужском монастыре храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а летом 1695 года - величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине горы Болдинской, близ древнего Ильинского монастыря. При святителе Феодосии в Черниговской епархии замечается особенный подъем и усиление иночества.



(Домницкий Рождество-Богородицкий монастырь, в годы лихолетия сильно пострадал)

Святитель уделял также большое внимание духовенству и был строго разборчив при выборе кандидатов священства. Он особенно покровительствовал черниговским духовным школам, приглашал в них из Киева ученых монахов, среди которых был святой Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский, сделавшийся впоследствии помощником и преемником святителя и устроителем черниговских духовных школ. Строгая справедливость в отношении к духовенству и пастве, глубокое сострадание, снисходительность и христианское миролюбие были отличительными чертами деятельности святителя Феодосия. К нему часто обращались за помощью и советом не только православные, но и лица других исповеданий. Но недолго святитель Феодосий окормлял Черниговскую паству. Чувствуя приближение смерти, он вызвал к себе в Чернигов наместника Брянского Свенского монастыря, святого Иоанна (Максимовича) и возвел его из иеромонаха в архимандрита Черниговского Елецкого монастыря. В новом архимандрите он заранее готовил себе преемника.

Скончался 5 февраля 1696 года. Был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для того склепе. Впоследствии его преемник святитель Иоанн (Максимович) построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах в благодарность за чудесное исцеление от тяжкой болезни.
Прославление святителя Феодосия совершилось 9 сентября 1896 года.

Тропарь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского
глас 4
Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,/ был еси светило своему стаду,/ таже преставился еси в вечныя Обители./ Умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол/ и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.

Кондак святителя Феодосия, архиепископа Черниговского
глас 4
Пастырей Начальнику Христу трудился еси,/ святителю Феодосие,/ на пажити духовней словесныя твоя овцы питая,/ и целебен дар от Христа Спаса приял еси,/ во еже немощи душевныя и телесныя целити всех,/ с верою к тебе приходящих./ Темже и ныне, святе, молися,/ всем, имя твое призывающим,/ от наветов вражиих спастися/ и помиловатися душам нашим.

Святая мученица Агафия



Сия мученица почитается в нашем простом народе заступницею от вреда огненного.
Она жила в Сицилии при безбожном гонителе христиан Декии и происходила от знатных родителей, воспитавших ее в истинном благочестии. Наступило гонение Декия. Св. Агафия стала готовиться к мученической кончине. Правитель области Квинтиан, увлеченный красотою юной христианки, решил отвлечь ее от христианской веры и с этой целью поместил ее в дом одной язычницы-вдовы, проводившей беспутную жизнь. Однако жизнь в языческом доме, среди веселья и роскоши не расположила к себе св. Агафию. Не помогли также и увещевания языческой вдовы. Видя это, правитель задумал прибегнуть к более решительным мерам. Он стал допрашивать Агафию, почему она не кланяется идолам. Святая ответствовала:

- Ваши идолы не боги, а бесчувственные чурбаны, и сами вы рабы этих чурбанов.

Раздраженный Квинтиан подверг св. Агафию жестоким мучениям и затем заключил в темницу. Видя, однако, ее непреклонность, он велел рвать клещами ее грудь.

- Бесчувственный мучитель! - воскликнула Агафия. - Ты не стыдишься отрезывать у женщины сосцы, которыми ты сам питался у своей матери...

Когда потом Агафию бросили в темницу, то ей явился апостол Петр и исцелил ее раны. Необычайный свет при этом озарил темницу; воины, испуганные этим, разбежались. Святая Агафия, однако, этим не воспользовалась, покорно ожидая мученического венца.

На пятый день ее позвали опять к мучителю. Когда же она снова исповедала Христа, то мучитель велел насыпать на земле горячих углей и раскаленных черепиц и затем на их груду бросить нагую Агафию. Вдруг раздались удары землетрясения. Испуганный этим, а также возмущением граждан, правитель отправил Агафию опять в темницу, где святая и скончалась, пламенно помолившись Богу и возблагодарив Его за ту силу и терпение, с какою она переносила мучения.
На ее гробнице впоследствии была построена церковь стараниями ее почитателей -христиан.

Гнев Божий скоро поразил нечестивого мучителя Квинтиана. Когда он отправился на родину св. Агафии, в г. Палермо, чтобы взять себе ее имущество, то при одной переправе он упал в воду и утонул. Однажды на о. Сицилии началось извержение вулкана Этны. Жители острова взяли одежду с гробницы св. Агафии и держали ее против огня; извержение прекратилось. Это и послужило основанием для веры в помощь св. Агафии против бедствий от огня.
Жизнь этой мученицы научает нас терпеливо переносить все страдания и невзгоды жизни, не падать духом, не унывать, а надеяться на помощь Божию; она научает нас веровать, что страдания посылаются Богом для нашего же спасения.

Тропарь мученицы Агафии
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Агафия,/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Агафии
глас 4
Да украсится днесь Церковь порфирою славною, омоченою от чистых кровей Агафии мученицы:/ радуйся, вопиющи, Катанская похвало.

Мученица Феодулия, мученики Елладий, Макарий и Евагрий



(мученица Феодулия (Феодула, греч. Θεοδουλη) Аназарвская)

Святая мученица Феодулия жила в городе Аназарве в царствование римских императоров Диоклитиана (284 - 305) и Максимиана (305 - 311). Правитель города Пелагий был очень жесток. Его слуги разыскивали по всей области христиан и приводили к нему на суд, где они, выслушав царский указ, должны были поклониться идолам. Однажды к нему привели женщину-христианку по имени Феодулия. (Она боялась не столько мук, сколько того, чтобы не быть оскверненной неверными, и предлагала им много золота. Но слуги не взяли золота, а привели ее на суд к правителю.) Пелагий спросил ее имя и велел поклониться языческим богам; в случае же отказа грозил ей жестокими муками. Святая Феодулия отвечала: "Я - христианка. Имя это мое почетное и вечное, люди же называют меня Феодулией. Я поклоняюсь Единому Истинному Богу и не поклонюсь камню".

Пелагий рассвирепел и приказал начинать пытки. Господь подал Феодулии Свою помощь, и она не чувствовала боли. Пелагий же приписал это действию богов, которые щадят Феодулию в надежде, что она обратится к ним.

Святая Феодулия сказала правителю: "Где твои боги, которые щадят меня, покажи мне их, чтобы я могла воздать им честь?" Ее привели в храм Адриана, которого почитали могущественнейшим богом. Святая, помолившись Истинному Богу, дунула на идола, и он рассыпался. Увидев это. Пелагий затрепетал от ужаса. Если слух о сокрушении идола дойдет до царей, тогда он будет брошен на съедение зверям. С рыданиями припал он к ногам святой Феодулии, умоляя ее восставить из праха идола, обещая за это принять христианство.

Святая сотворила усердную молитву Господу Иисусу, и идол, целый и невредимый, опять встал на свое место. Однако правитель Пелагий не только не исполнил своего обещания стать христианином, но с еще большим остервенением стал терзать мученицу. Во время этих мучений подошел к правителю некий Елладий, смотревший за узниками, и попросил отдать ему девицу Феодулию, обещая заставить ее поклоняться богам, ибо он хотел прославиться и получить почести от градоправителя.

Тяжким мукам предал Елладий святую Феодулию, превзойдя в жестокости самого Пелагия. Святая же молила Бога, да сниспошлет Он ей терпение. Тотчас же получила она Божию помощь и исцелилась. Мучитель был потрясен, а святая Феодулия обратилась к нему со словами увещевания. "Стань христианином, - говорила она ему, - чтобы удостоиться вечной чести во Царствии Господа нашего Иисуса Христа, Который будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его". Так молитвами и наставлениями привела святая Феодулия Елладия к познанию истины; он уверовал во Христа и исповедал Истинного Бога перед правителем. За это он также принял мученический венец. Ему отсекли мечом голову, а тело бросили в море.

Святая же Феодулия была брошена в разожженную печь, но осталась невредима. После этого ее распростерли на сковороде, обливали кипящей смолой, воском и маслом, но раскаленная сковорода разлетелась на куски, и огнем попалило много народа, в том числе и правителя города Пелагия, который умер ужасной смертью, а святая Феодулия опять осталась невредимой.
При виде такого чуда, этого необычайного явления, множество людей уверовало во Христа, среди которых были почетные граждане Макарий и Евагрий. Язычники с еще большим ожесточением продолжали мучить христиан. Они разожгли печь и бросили в нее святую Феодулию, Макария, Евагрия и множество других, уверовавших во Христа. Все они с молитвой на устах приняли мученическую кончину и перешли к жизни бесконечной.

Мученик Михаил Амелюшкин



Память 5 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Михаил Спиридонович Амелюшкин родился 24 сентября 1893 года в деревне Починки Богородского уезда Московской губернии в семье крестьян-середняков. Окончив сельскую школу, он занимался крестьянским хозяйством. Впоследствии женился, растил двух сыновей - Павла и Сергея - и дочь Клавдию.
Во время Первой мировой войны Михаил Спиридонович был призван в Царскую армию и служил до 1917 года рядовым.
Проживал Михаил Спиридонович в родном селе. Будучи глубоко верующим человеком, он, несмотря на начавшиеся с приходом безбожной власти гонения на Русскую Православную Церковь, еще более утвердился в исповедании своей веры во Христа. Молиться он ходил в храм в честь Рождества Христова в селе Ямкино Ногинского района Московской области, где в течение многих лет он был регентом, а с середины 1937 года стал служить в этой церкви псаломщиком.
В разгар гонений на верующих во Христа власти решили арестовать Михаила Спиридоновича. По их требованию местный сельсовет выдал справку для Ногинского районного отделения НКВД. В ней говорилось, что Михаил Амелюшкин «ведет разлагательскую работу среди колхозников, агитируя против советской власти и партии, склоняя массу к религии».

26 ноября 1937 года Михаил Спиридонович был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, проходил по одному делу со священником Николаем Покровским, дьяконом Николаем Широгоровым и священником Димитрием Беляевыми и заключен в тюрьму в городе Богородске, переименованном к тому времени в Ногинск.

На допрос были вызваны лжесвидетели. Один из них показал:

- В конце апреля 1937 года Амелюшкин, в целях срыва первомайской демонстрации, среди населения говорил: «Вы, колхозники, все приходите в церковь на пасхальное богослужение, а на демонстрацию не ходите, - пусть коммунисты одни ходят с красными флагами...»
- А 29 апреля 1937 года Амелюшкин в беседе со священником Покровским и диаконом Широгоровым говорил: «Я ваше указание выполню, сделаю так, что ни один колхозник в день Пасхи на работу в колхоз не выйдет, и 1 мая на демонстрацию не пойдет, а в церкви народу будет полно. Я уже договорился со всеми старыми певчими, чтобы они пришли в церковь, мы устроим особо торжественное богослужение». На этот день он созвал всех известных ему певчих, чтобы богослужение совершалось самым торжественным образом».

На следующий день после ареста следователь допросил псаломщика.

- С какого и по какой период вы являлись служителем религиозного культа? - спросил следователь.
- Служителем религиозного культа, а именно псаломщиком, я служил пять месяцев: с июня 1937 года по день ареста. До этого я несколько лет являлся регентом церковного хора в селе Ямкино. Одновременно работал на производстве, - ответил Михаил Спиридонович.
- Вы арестованы за контрреволюционную деятельность. Признаете себя в этом виновным? - спросил следователь.
- Контрреволюционной деятельности я не вел, виновным себя в предъявленном мне обвинении я не признаю, - ответил Михаил Спиридонович.

Задав еще несколько подобных вопросов и получив на них отрицательные ответы, следователь прекратил допрос. На этом «следствие» было закончено. Свидетели допрашивались спустя два дня после ареста Михаила Амелюшкина, и их показания слово в слово совпадают с текстом справки на арест. 1 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила псаломщика Михаила к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Жалоба Марии Александровны, жены Михаила Спиридоновича, поданная в НКВД в 1939 году с просьбой пересмотреть дело мужа, была оставлена без удовлетворения. Прокурор по спецделам Шмуклер в просьбе отказал, посчитав, что «жалоба безмотивна, а поэтому оснований для представления дела на предмет пересмотра нет».

Псаломщик Михаил Спиридонович Амелюшкин скончался в заключении 18 февраля 1942 года и был погребен в безвестной могиле.

В 1957 году жена Михаила Спиридоновича вновь обратилась в Прокуратуру - с просьбой о реабилитации мужа. В 1959 году дело Михаила Амелюшкина было прекращено за отсутствием состава преступления.
26 декабря 2003 года мученик Михаил Амелюшкин причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода для общецерковного почитания.

Преподобномученица Александра Каспарова, послушница

Родилась в 1882 году.
Мученически пострадала 18 февраля 1942 года

Причислена к лику святых определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2006 года.

Празднование Божией Матери в честь иконы Ее "Взыскание погибших"



Появление этой иконы связано с одной очень древней историей, датированной VI веком по Рождеству Христову. В некоем архиерейском доме служил эконом - весьма честный и благочестивый человек. И вдруг его обвинили в том, что он нечист на руку, и выгнали. Обида так взыграла в иноке, что он возроптал на Бога и Богородицу и заключил союз с дьяволом, подписав с ним хартию. И вот уже на грани погибели он ужаснулся тому, что натворил, опомнился и стал думать, что делать. Тогда он затворяется в храме, не велит туда никого пускать и отчаянно молится перед образом Божией Матери, называя Ее "Взыскание погибших". Молитва была такой горячей, горе таким отчаянным, а раскаяние настолько глубоким и искренним, что Царица Небесная вняла просьбам Феофила (так звали инока) и, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им страшную хартию.

Иконография

Матерь Божия, чуть наклонив голову влево, поддерживает младенца Иисуса сплетенными руками в вертикальном стоячем положении, а он прижался к Ее щеке и держится рукой за шею. Его ноги свободно видны из под облачения.
Икона Божией Матери "Взыскание погибших" особенно почитается в Москве.

Первая московская святыня

Почитаемый образ «Взыскание погибших» находится в Москве, в храме Воскресения Словущего.
Этот список иконы был написан итальянским мастером и принадлежал московской дворянской фамилии. Последний её владелец овдовел и оказался на пороге нищеты. Его усердные молитвы перед домашней святыней были услышаны: он был спасён от нищеты и отчаяния, судьба его детей-сирот также благополучно устроилась. Впоследствии он передал икону в храм Рождества Христова в Палашах и к чудотворному образу стали приходить люди, потерявшие надежду и отчаявшиеся. (Похожий случай произошел после революции, когда от этой иконы чудесно получила помощь жена арестованного священника, оставшаяся с тремя малолетними детьми. И ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.)



(Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке, Брюсов пер.)

В 1812 году Палашевский храм был разграблен французами. Икона «Взыскание погибших» была найдена разрубленной на три части. Образ Богородицы страдал вместе с народом, и поэтому был ещё более почитаем. При обретении иконы совершилось множество чудесных знамений и исцелений. Впоследствии она была реставрирована.
На иконе Божией Матери «Взыскание погибших» Богородица изображена сидящей. Младенец Христос стоит на Её колене, левой щекой припадая к щеке Матери, ручками охватывает Её шею. Особенность московского образа в том, что волосы Богоматери не прикрыты. На полях иконы изображены святые - небесные покровители прежних владельцев: мученик Мамант, апостол Филипп, святая праведная Анна, святитель Никола, преподобномученица Параскева, великомученица Екатерина.
К чудотворной иконе «Взыскание погибших» обращаются люди, с мольбой об освобождении от пороков, страждущие в болезнях. Невесты молятся, чтобы брак был благодатным, а матери - о погибающих детях.



(икона Богородицы "Взыскание погибших" в церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке, патриаршее служение)

По традиции в праздник иконы 18 февраля литургию в Рождественской церкви служил московский митрополит, а незадолго до кончины - святой патриарх Тихон. Тогда пел хор под регентством знаменитого П.Г.Чеснокова. После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы - они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. Но в 1935 году пришел конец Рождественскому храму, и икону хотели перенести в Пименовскую церковь. Однако лошадь, запряженная в подводу, на которую поместили святыню, не тронулась с места, несмотря на все понукания. Решили искать другой храм, и выбор пал на Воскресенскую церковь, что стояла на Малой Бронной - туда икона отправилась легко, но и этот храм был приговорен к сносу… Так образ оказался в Воскресенской церкви, что на Успенском вражке в Брюсовом переулке, где уже в наше недавнее время (1980-е годы) было явлено новое чудо: икона уцелела во время пожара, хотя пламя спалило все вокруг, но не тронуло образ.

Вторая московская святыня

Главной святыней храма свт. Николая в Звонарях, была икона “Взыскание погибших”, находившаяся под особой сенью с правой стороны от главного храма, между ним и приделом во имя Иоанна Крестителя. Эта икона была вделана в большую иконную стенку. Вверху было изображение Рождества Богоматери, потом была икона “Взыскание погибших”, по обе стороны ее были Архангелы, а внизу было изображение Успения Богоматери. Сама же икона была сантиметров 75, в большой раме из разных сцен-клейм жития Богоматери.

Икону "Взыскание погибших" собирались отдать в один из Московских храмов, но волей Божией она попала Пюхтицкий монастырь. После того как в 1994 г. Пюхтицкий монастырь получил подворье в Москве в Звонарском переулке, она снова вернулась в свой храм. Сейчас она вставлена в иконостас и доступ к ней ограничен.

Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея Взыскание погибших
глас 7
Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ во объятиях Своих Предвечнаго Младенца и Бога носившая./ Проси Его дати миру умирение/ и душам нашим спасение./ Сын бо Тебе, Богомати, вещает,/ яко вся прошения Твоя во благое исполнит./ Сего ради и мы припадающе, молим Тя/ и надеющийся на Тя, да не погибнем,/ имя Твое именуем:/ Ты бо еси, Владычице,/ Взыскание погибших.

Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея Взыскание погибших
глас 4
Взыщи нас, погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас.

Кондак Божией Матери в честь иконы Ея Взыскание погибших
глас 6
Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя

Икона Богородицы Дивногорская-Сицилийская



Дивногорская-Сицилийская икона Божией Матери получила свое наименование по месту своего первоначального пребывания и прославления в Успенском Дивногорском монастыре, в бывшем Острогожском уезде, Воронежской губернии, а Сицилийской названа по месту своего происхождения, так как, по преданию, эта икона в Дивы (или Дивные горы) была принесена из Сицилии благочестивыми старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что они родом были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца XV века. Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны. Дивами и Дивьими (дивными) горами местность названа от удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам.



(справа- Крестный ход в дореволюционном Успенском Дивногорском монастыре)

Предполагают, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения. На иконе Сицилийской (Дивногорской) Божией Матери Богоматерь изображена сидящей на облаках. В правой Ее руке - расцветшая белая лилия, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, Который восседает на Ее коленях. Спаситель в левой руке держит цветок (лилию), а правой - благословляет. Вокруг лика Богоматери изображено восемь Ангелов, из которых два, написанные внизу, изображены коленопреклоненными и с воздетыми горе руками. Над главой Богоматери - Святой Дух в виде голубя. Особенное прославление чудотворной иконы началось с 1831 года, когда свирепствовала холера. В Коротояке, находившемся от обители в 7 - 8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева (в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе) и приказала взять Ее икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась.



(Дивногорье, церковь Сицилийской иконы Богородицы)

Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры и город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска также получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов.

Икона Божией Матери Елецкая-Черниговская



По преданию, явилась на ели близ Чернигова в 1060 году, при Черниговском князе Святославе Ярославиче, как было записано в синодике епископа Черниговского Зосимы (Прокоповича) (1655-1657). Икона была поставлена в церковь, основанную в честь Елецкой иконы Божией Матери.

Преподобный Антоний Печерский (+ 1073), подвизавшийся на Болдиной горе в 1068-1069 годах, благословил основать здесь Черниговский Елецкий монастырь. В 1238 году монастырь был разрушен татарами, но икона сохранилась во внутренности монастырской стены.
В 1470 году Киевский князь Симеон Олелькович восстановил обитель, и икону вновь поставили в храме.

Дальнейшая судьба иконы неясна. По одному преданию, потомок Черниговских князей Барятинский увез икону в Москву в 1579 году, когда Чернигов перешел к польскому королю Стефану Баторию. В 1687 году окольничий князь Даниил Барятинский возвращался из похода в Крым. В Харькове он сильно заболел и перед смертью передал бывшую при нем в походе Елецкую икону в Харьковский Успенский собор.

По другому преданию, икона - исчезла из обители при ее разорении в XVII в. польскими войсками Сигизмунда III.

В 1676 году князь Константин Острожский пожертвовал в Елецкую обитель список Елецкой иконы Божией Матери, привезенный из Владимира братьями Козелами. Архимандрит Иоанникий (Голятовский) возобновил тогда монастырь и описал многочисленные чудеса от этой иконы в книге "Скробница" ("Сокровищница"), изданной в 1676 году в Новгороде Северском.

икона Божьей Матери Дивногорская-Сицилий, икона Божьей Матери Взыскание погибших, Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, икона Божьей Матери Елецко-Черниговская, Православие

Previous post Next post
Up