03 (16) января 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Jan 16, 2016 07:01

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Прор. Малахии (400 г. до Р. Х.); мч. Гордия Каппадокийского (IV).

Прп. Геновефы (Женевьевы) Парижской († 512), прп. Фомаиды Лесбоской, Константинопольской († X); прп. Мелитона Виритского (537; Греч.); прп. Финдлугана Ислейского (VII; Кельт. и Брит.); прп. Акакия Чудотворца, Латрийского (X; Греч.).

Сщмч. Василия Холмогорова, пресвитера (1938), праведного Евфимия (Такаишвили) человека Божьего (1953, груз.).

Святые дня, молите Бога о нас!

Пророк Малахия



(Пророк Малахия, роспись кафоликона монастыря прп. Дионисия на Афоне)

Малахия (евр. "вестник (посланник, ангел) Мой" - Мал. 1,1), малый пророк, последний из пророков ветхозаветных.

Священное Писание и предание не сообщают почти никаких сведений касательно его родословия и жизни.
По преданию, происходил из колена Завулонова, умер в молодости; пророчествовал в то время, как храм иерусалимский был снова построен после плена, вероятно - около 400 г. до н.э..

Он был таким же поборником веры и закона во дни Ездры и Неемии, как Аггей и Захария - во дни Зоровавеля. Он обличает народ за недостаток усердия в жертвах, священников - за уклонение от веры, угрожает им судом Божиим за разные пороки и богохульство; в то же время он провидит славу второго храма и ясно предсказывает пришествие Мессии, явление Предтечи и грядущий суд Божий. Во время Христа пророчества его не только повторялись апостолами, но известны были книжникам и народу.

Многие из иудейских раввинов утверждали, что писателем книги, известной под названием пр. Малахии, был свящ. Ездра. Таково мнение между прочим и Иеронима. По Оригену, автором означенной пророческой книги был воплощенный ангел. Так как он был последним из ветхозаветных меньших пророков, то раввины называли его иногда печатью пророков.
Его пророчества собраны в библейской Книге пророка Малахии.

Тропарь
глас 2
Пророка Твоего Малахия память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

Кондак
глас 4
Пророчества дарованием богатея, пророче, Христово предвозвестил еси пришествие яве и мирови спасение, Егоже сиянием мир просветися.

Мученик Гордий Каппадокийский



Родился в конце III века в городе Кесарии Каппадокийской в христианской семье. В зрелом возрасте поступил на военную службу и, проявив мужество и воинское искусство, был назначен сотником. Во время гонения на христиан августа Ликиния в начале IV века он оставил мир и удалился в пустыню, чтобы в подвиге добром приготовить себя к исповеданию имени Христа Спасителя. В 320 году Гордий открыто выступил перед префектом города в защиту христиан. Его схватили и после страшных истязаний отсекли голову.

Кондак
глас 8
Твоя поты, преславне, всю землю напоиша, и честными кровьми, Гордие, мир весь возвеселил еси. Молитвами твоими, Богомудре, спасай вся, верою тя воспевающия и ублажающия, вопиющия песнь достойную, всехвальне, яко многострадалец.

Ин кондак
глас 4
Всею любовию днесь Церковь твою память совершает, Гордие, восхваляющи тайно, яко по той пострадал еси, мученикам доброто и всем верным во Христа похвало.

Величание

Величаем тя, страстотерпче святый Гордие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Преподобная Геновефа (Женевьева) Парижская



Святая покровительница Парижа преподобная Геновефа (во французском произношении - Женевьева) жила в конце V - начале VI веках. Она родилась недалеко от Парижа в христианской семье. С детских лет возгорелось ее сердце горячим желанием посвятить себя Богу. В те времена в Галии сущствовали уже монастыри, но были также девы, посвятившие себя Богу и остававшиеся жить в миру. После определенного искуса девушка приносила обет безбрачия, а епископ свершал над нею посвящение и давал ей небольшую фиолетовую или красную головную повязку, которая являлась отличительным признаком посвященных Богу дев. Святая Геновефа сподобилась такого посвящения, когда ей было всего 14 лет.

После смерти своих родителей она переселилась в Париж к своей крестной матери. Девушка вела подвижническую жизнь, с 15-летнего возраста она вкушала лишь дважды в неделю, причем пища ее состояла лишь из хлеба и бобов. И только в старости, по послушанию епископу, она стала вкушать молоко и рыбу. Преподобная Геновефа сподобилась от Господа дара прозорливости. Очень чтила она память священномученика Дионисия Ареопагита - апостола Галлии. И стараниями святой была построена базилика Сен-Дени вместо старой церкви на месте погребения священномученика. Во время нашествия гуннов под предводительством Атиллы молитвами святой Геновефы (ей тогда было 28-29 лет) Париж был спасен, Атилла внезапно круто повернул и обошел Париж стороной.

Преподобная прославилась в народе многими подвигами и чудесами. По ее молитвам совершались дивные исцеления, изгонялись бесы. Была она заступницей обидимых, пленных, несчастных. Перед ее просьбами смягчались сердца даже суровых язычников. О святой Геновефе спрашивал пришедших к нему из Парижа купцов преподобный Симеон Столпник, просил передать ей приветствие и молиться о нем. Молитвами святой Геновефы король-язычник Хлодвиг принял святое крещение. А дочь и сестра короля, дав обет безбрачия, стали подвизаться под ее духовным руководством .

Преподобная Геновефа отошла ко Господу 3 января 512 года в возрасте 89 лет. Погребена она была в крипте, находившейся под храмом святых апстолов Петра и Павла.

Почитание

Почитание преподобной Геновефы началось сразу же после ее кончины. Множество чудес происходило от мощей святой. По молитвам к преподобной исцелялись болящие, ее заступничеством Париж спасался от завоевателей. Считается она также покровительницей всех учащихся. Во время Французской революции мощи святой Женевьевы были сожжены безбожниками, а пепел развеян над Сеной. Но частицы ее святых мощей, подаренные в свое время различным приходам, сохранились. Эти частицы, а также древняя гробница преподобной находятся в храме святого Стефана-на-горе (Saint-Etienne-du-Mont) . Рядом с мощами висит небольшая православная икона, на которой святая Геновефа изображена вместе с преподобным Симеоном Столпником. Храм святого Стефана расположен рядом с Пантеоном. Пантеон первоначально строился как храм святой Геновефы. Но французская революция решила использовать его в своих целях, назвав "усыпальницей великих людей эпохи свободы", сюда был перенесен прах Вольтера. Позже здесь был похоронен Виктор Гюго.



(Церковь святого Стефана на горе (Église Saint-Étienne-du-Mont) расположена в 5 округе Парижа на горе Сент-Женевьев)

Во время норманских набегов в IX веке мощи преподобной Геновефы уносили из Парижа. При возвращении святых мощей в Париж совершалось множество чудес. Так, в предместье Парижа в лесу забил источник, там была устроена часовенка со статуей святой Геновефы. А само местечко стали называть Сент-Женевьев-де-Буа, то есть, "Святая Женевьева в лесах". Впоследствии это предместье Парижа стало тесно связано с судьбой русской эмиграции. В 30-е годы XX века здесь на пожертвования благотворителей был устроен "Русский дом" для престарелых и нетрудоспособных русских эмигрантов. Тогда же городские власти выделили для русских часть кладбища. На небольшом участке, прилегающем к кладбищу, выстроили церковь Успения Пресвятой Богородицы. На этом кладбище покоятся великие люди России, которые были вынуждены покинуть родину в результате большевистского переворота. Здесь находится памятник в память воинов Белой армии. Подробнее об этом святом месте рассказано на странице Рассказы о святых местах. Православная Франция.

Однажды прихожанка Русского Трёхсвятительского подворья в Париже, страдавшая сильными и ничем не излечимыми головными болями увидела во сне грот, в котором стояла высокая женщина. У ее ног лежала разорванная книжка. Женщина спросила: "Почему русские не молятся мне в моем городе?" После многих попыток понять и выяснить, кто же была явившаяся ей во сне женщина, эта прихожанка, ничего не знавшая о святой Геновефе, как-то попала в местечко Сент-Женевьев-де-Буа, где находится грот, посвященный преподобной. И там она увидела наяву то, что видела перед тем во сне: в гроте стояла статуя явившейся ей святой, а на земле лежала разорванная книжка, оказавшаяся "Житием" святой Геновефы. После того, как прихожанка помолилась преподобной, головные боли у нее прекратились. А икона преподобной Геновефы на Трехсвятительском подворье стала особо почитаемой.

Тропарь
глас 8
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: / приимше бо крест, последовала еси Христу, / и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобная Геновефа, дух твой.

Кондак
глас 2
За любовь Господню, преподобная, покоя желание возненавидела еси, пощением дух твой просветивши, крепко бо звери победила еси. Но молитвами твоими противных шатание разори.

Преподобная Фомаида Лесбоская, Константинопольская



Фомаида (Tomaida) Лесбоская родилась в семье Майкла и Кали, на греческом острове Лесбос.

Вместе с родителями переехала в Константинополь, где она постепенно достигла духовного совершенства. В возрасте 24 лет она вышла замуж за Стефана, с которым она не была счастлива. После смерти отца, была местной монахиней , а затем настоятельницей монастыря.

Фомаида, терпя жестокость мужа, постоянно посещала церковь и помогала больным и немощным. Она умерла в возрасте 38 лет. Была похоронена в монастыре в Константинополе.
Почитается православной церковью в Греции.

Преподобный Мелитон (Мелита) Виритский, игумен Лавры святого Саввы

Когда преподобный Савва Освященный достиг преклонного возраста и приготовился отойти ко Господу (+ 532), он собрал отцов своей лавры и назначил своим преемником Мелиту, уроженца Вирита (Бейрута). В отдельной беседе с ним святой Савва завещал бережно хранить все установленные им обычаи, которые передал ему в письменном виде.

Преподобный Мелита мудро управлял лаврой пять лет. После его блаженной кончины, последовавшей в 537 году, должность игумена перешла к Феодулу, а затем к его брату Геласию.

Преподобный Финдлуган Ислейский (Findlugan), игумен



Монах, современник св. Колумбы. Когда Колумба устроил монастырь в Тамлагте (Tamlaght) около Лох Фойла (Lough Foyle) в 585 году, он поставил Финдлугана первым игуменом обители.

Финдлуган проповедовал в Шотландии. Древние повести рассказывают о том как Финдлуган спас жизнь Колумбы, встав между святым и убийцей. Это случилось в Хинбе (Hinba), месте, отождествляемом некоторыми с Eileach an Naoimh, одном из Гарвеллохских островов, а другими - с островом Джура (Jura).
Вероятно что Финдлуган основал монашескую общину на острове носившем его имя - острове Св. Финдлугана, ныне именуемом Эйлен Мор (Eilean Mor). Здесь же была позднее построена часовня во его имя. Эйлен Мор находится в озере Лох Финлагган (Loch Finlaggan), также названном в честь святого, которое в свою очередь находится на острове Ислей (Islay).

Преподобный Акакий Чудотворец, Латрийский , монах

Жил во времена императора Константина Багрянородного (913 - 959), подвизался в Латре (Латмосе), где вместе с другими монахами основал Мирсинонскую лавру Пресвятой Богородицы (до этого на горе Мирсинон жили только отшельники). Обладал даром чудотворения. Скончался мирно.

Память прп. Акакия отсутствует в синаксарях и приводится лишь в одной греческой рукописи XIII - XIV веков, хранящейся в Парижской национальной библиотеке.
В месяцеслов Русской Православной Церкви память 3 января не включена. Однако в "Полном месяцеслове Востока" архиеп. Сергия (Спасского), со ссылкой на Месяцеслов при греческом Апостоле XIII века из собраний синодальной библиотеки (№ 346, у Х.Ф. Маттеи № 333), содержится другая память - 30 сентября, относящаяся к "пр. Акакию в Латре (неизвестен)", при этом у Сергия (Спасского) память 3 января отсутствует. Вероятно отсюда память 30 сентября попала в "Настольную книгу священнослужителя" и в оглавление "зелёной" сентябрьской Минеи. Современные греческие месяцесловы о памяти 30 сентября умалчивают. Пока нет достаточных оснований относить памяти 3 января и 30 сентября к одному и тому же преподобному.

Священномученик Василий Холмогоров, пресвитер



Священномученик Василий родился 25 января 1875 года в селе Андреевском Коломенского уезда Московской губернии в семье священника Ивана Васильевича Холмогорова. Первоначальное образование Василий получил в Коломенском духовном училище. В 1894 году он окончил Московскую Духовную семинарию. В 1895 году Василий Иванович был назначен псаломщиком в Успенский собор в городе Дмитрове. В 1903 году он был рукоположен во священника к Успенскому храму в селе Морозово Дмитровского уезда Московской губернии. 22 июня 1911 года отец Василий был направлен служить в Никольский храм в селе Полтево Богородского уезда (ныне Балашихинский район) Московской губернии, где был заведующим и законоучителем Полтевской церковно-приходской школы до ее закрытия советской властью. В 1921 году отец Василий был награжден наперсным крестом и через некоторое время возведен в сан протоиерея.



(Храм Cвятителя Николая в Полтево, Балашиха)

После закрытия Никольского храма властями в середине 1930-х годов, отец Василий стал служить в Преображенском храме в селе Остров, входившем в 1920-х годах в состав Подольского уезда (ныне Видновский округ Московской епархии) Московской губернии.

25 ноября 1937 года сотрудники НКВД допросили дежурных свидетелей, жителей села Остров, которые показали, что священник жаловался, что вот, мол, до чего дожили, Божие место оказалось запущенным, храм не ремонтируется, чего раньше бы не было, а теперь и материалов не достанешь для ремонта.
26 ноября 1937 года отец Василий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в городе Москве и через день допрошен. На обвинения следователя священник категорично ответил, что контрреволюционной агитации он не вел и виновным себя не признает.

29 ноября следствие было закончено, и 1 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Московской области приговорила протоиерея Василий к десяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях. 9 января 1938 года он прибыл в Сиблаг в Новосибирской области и был направлен в одно из его отделений, но совсем недолгим было его здесь пребывание. Протоиерей Василий Холмогоров скончался 16 января 1938 года в Сусловском отделении Сиблага и был погребен в безвестной могиле.

Канонизация

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2010 года был заслушан доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских (журнал № 124).
Синод одобрил доклад владыки Ювеналия и постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имя протоиерея Василия (Холмогорова; 1875 г. - 16 января 1938 г.).

Синод также постановил сообщить имя протоиерея Василия Холмогорова Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения в святцы.

Тропарь
глас 3
Церкве Русския столпе непоколебимый,/ благочестия правило,/ жития евангельскаго образе,/ священномучениче Василие,/ Христа ради пострадавый даже до крове,/ Егоже моли усердно,/ яко Начальника и Совершителя спасения,/ Русь Святую утвердити в Православии// до скончания века.

Тропарь
глас 4
Церкве Российския славо/ и отечества нашего украшение,/ священномучениче Василие,/ властию от Бога тебе данною,/ ругатели безбожныя обличал еси,/ и, яко волки лютыя, от стада твоего отгнал еси/ и диавола посрамил еси,/ кровь же твоя, яко Авелева,/ от земли нашея вопиет немолчно./ Сего ради ходатай на Небеси о нас верен буди/ и моли спастися душам нашим.

Праведный Евфимий (Такаишвили) человек Божий



Такаишвили Евфимий Семенович (1863-1953), историк, филолог, археолог, основоположник музейного дела в Грузии, общественный деятель, святой праведный, Тбилисский, человек Божий.
Родился 3 января 1863 года в селе Лихаури в Озургетской области Грузии, в семье дворян Симеона Такаишвили и Гитули Накашидзе. В раннем возрасте осиротел и был воспитан дядей.

С раннего детства проявлял стремление к учению. Закончив образования в сельской школе, он поступил в Кутаисскую классическую гимназию, а в 1883 году, закончив ее с серебряной медалью, переехал в Санкт-Петербург, где продолжил образование на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. В 1887 году он завершил свое историческое образование и вернулся в Грузию, где преподавал в гимназии в Тифлисе с 1887 по 1918 год.
В 1895 году женился на Нине Полторацкой, дочери знаменитого в Грузии Тбилисского адвоката Ивана Полторацкого.

Глубокая вера и любовь к Богу и родине определяла путь Евфимия Такаишвили. В эти годы он объездил всю Грузию с целью изучения и спасения памятников архитектуры, вел археологические раскопки, занимался сбором и публикацией древних рукописей. В 1889 году он основал Экзарший Музей Грузии, где были собраны древние манускрипты и книги, священные предметы и копии многих важных фресок из древних церквей. Этот музей сыграл важную роль в возрождении интереса к истории Грузинской Церкви. В мае 1907 года он основал Грузинское общество истории и этнографии, которое возглавлял до 1921 года. В мае 1917 года предпринял экспедицию в оккупированные русскими войсками области турецкой Грузии для изучения древнегрузинской церковной архитектуры. Эта экспедиция укрепила Евфимия в Православной вере и любви к грузинской культуре, показав последствия насильственного отчуждения и исламизации края.

Такаишвили принимал деятельное участие в патриотических, социальных и культурных движениях Грузии первой четверти XX века. Так, он стал одним из 9 профессоров-организаторов Тифлисского университета; в 1918-1921 гоах он руководил здесь кафедрой археологии, читал, в частности, курсы по истории Церкви и эпиграфике. В 1917-1921 годах возглавлял также КИАИ - Кавказский историко-археологический институт в Тифлисе. Был активным сторонником восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви. После объявления Грузией независимости состоял членом Учредительного собрания Грузинской Демократической Республики.

Со вступлением в Грузию советских войск, 11 марта 1921 года грузинское правительство отбыло во Францию. Туда же, по поручению правительства, были вывезены национальные ценности Грузии. Евфимию Такаишвили вверили хранение народного достояния, и он, вместе с женой, сопровождал их прелет во Францию. Пребывая в Западной Европе он печатал статьи, читал лекции по вопросам грузинской культуры и истории, издавал материалы дореволюционных археологических экспедиций. В эмиграции он ревностно сохранял собрание от притязаний грузинских эмигрантов на «семейные реликвии» и от предложений европейских и американских коллекционеров и ученых. Такаишвили даже пополнял коллекции на свои средства. При этом он часто жил в тяжелейших условиях. В 1931 году его жена умерла от голода, и сам Евфимий нередко был на краю смерти от голода, холода и расстройства.

С приходом войны жизнь хранителя грузинского достояния сделалась еще тяжелей. Его квартира подвергалась обыскам нацистов. В конце 1944 года он обратился к директору Музея искусств Грузии Ш. Амиранашвили с просьбой спасти народные сокровища Грузии, которые оказались под угрозой конфискации французскими властями, если не будет погашен долг - плата за их хранение в Версальской публичной библиотеке. В декабре 1944 года И. В. Сталин на переговорах с Шарлем де Голлем лично просил последнего о возвращении ценностей в Грузию. В соответствии с их соглашением, 11 апреля 1945 года Такаишвили, сопровождая коллекцию, вылетел на родину. Когда он вновь ступил на грузинскую землю, Евфимий глубоко поклонился и поцеловал землю, на которой стоял.
Такаишвили был принят с честью. Сразу по прибытии он был назначен профессором Тбилисского университета, 20 декабря 1946 года - избран действительным членом Академии Наук Грузинской ССР. Люди окружили его заботой и вниманием.

Но вскоре условия переменились. Приемная дочь Лидия Полторацкая, ухаживавшая за престарелым больным ученым, была арестована в 1951 году. В 1952 году ему было запрещено читать лекции в им же основанном университете, у его дома была установлена охрана, а посещать его могли лишь академики по особым разрешениям. До конца своей жизни Евфимий Такаишвили оставался под домашним арестом. При этом, за период между 1946 и 1953 годом успел напечатать 16 научных трудов. 21 февраля 1953 года праведный Евфимий Такаишвили скончался от сердечного приступа и был похоронен три дня спустя. На похороны собралось около 40 человек.

Почитание



10 февраля 1963 года, в год столетия его рождения, его тело было перезахоронено в Дидубийском Пантеоне в Тбилиси. При вскрытии гроба, оказалось что не только тело, но даже его одежда и обувь не были тронуты тлением. Затем мощи святого были вновь перенесены, в усыпальницу при храме Давида Гареджийского на Мтацминдской горе над Тбилиси, где они покоятся и ныне. Тело его жены Нины было принесено из Левилля (Франция) и захоронено рядом с мощами праведного Евфимия 22 февраля 1987 года.



(Церковь Давида Гареджийского - Тбилиси - Грузия)

17 октября 2002 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви канонизировал праведного Евфимия и провозгласил его «человеком Божьим».

Грузия, Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up