21 августа (03 сентября) 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Sep 03, 2015 08:19

Продолжение...

Икона Богородицы Светописанная (Светописанный образ)



21 августа / 3 сентября 1903 г. в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре свершилось чудесное явление Пресвятой Богородицы: во время раздачи милостыни при Святых Вратах Пантелеимоновой обители была сделана фотография, на которой впоследствии оказался запечатлен образ Божий Матери, принимающей милостыню из рук старца-инока в числе неимущих братий.

Столетней давности монастырские рукописи, бережно хранящиеся ныне в библиотеке, повествуют о том, что Свято-Пантелеимонов монастырь, принимавший из России пожертвования, щедро делился милостынею с нуждающимися собратиями. Еженедельно из двух южных российских портов Одессы и Таганрога, где находились афонские подворья Свято-Пантелеимонова монастыря, приходили к афонской пристани большие и малые корабли с продуктами питания и жизненно-необходимыми материалами. Они предназначались для 3 000 насельников Свято-Пантелеимонова монастыря и 4 000 русскоязычных братьев, подвизавшихся в различных скитах, метохах, келлиях и каливах Святой горы.

Монастырские архивы свидетельствуют, что в период с конца 19-го по начало 20-го века русские монахи еженедельно раздавали у порты милостыню. У Великих ворот собиралась толпа бедных монахов-сиромахов (отшельник-странник, не имеющий постоянного убежища и паломничающий из монастыря в монастырь, из келлию в келлию) и благочестивых странников. Сохранились данные о том, что около 600 - 800 человек получали из рук монахов хлебные лепешки - череки. В урочные дни за милостынею к монастырским вратам стали приходить ничем не занимающиеся, упивающиеся и никому не подчиняющиеся люди. 14 августа того же года из Кареи - своеобразной столицы монашеской «республики» и центра самоуправления Афона, где обычно в здании Протата заседает Священное собрание, или Кинот, поступило в монастырь письмо, в котором Кинот выразил недовольство относительно «бесполезной» и «вредной», по его мнению, милостыни. Высшее Священное управление Святой горы своим официальным письмом потребовало от Священноначалия Свято-Пантелеимонова монастыря отменить доселе практикуемую раздачу милостыни и найти более приемлемую и несоблазнительную форму помощи, что, кстати, со временем и было осуществлено.

В послании, в частности, говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме - людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда». Тем самым Кинот довел до руководства монастыря свое определение «о прекращении на будущее время раздаваемой таким бесполезным образом милостыни».

21 августа 1903 года, ровно через неделю после получения кинотского письма, монахи Русской обители решили в последний раз соблюсти традицию и раздать милостыню, а уже потом зачитать присутствующим содержание письма из Кинота. В это время по обыкновению у главной порты уже собрались в ожидании милостыни сотни нуждающихся и странствующих людей. Во время раздачи череков иеромонах Гавриил неожиданно решил сделать фотоснимок на память.Когда проявляли эту черно-белую, по тем временам, фотографию, то, к величайшему всех удивлению, на ней проявился ... образ Богоматери, смиренно получавшей вместе с другими просителями благословенную милостыню. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастьяна, слышавшего от портарей, будто «один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков». Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел.

В Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне действует храм, посвященный Светописанному образу Божией Матери.



(Иконостас храма в честь Светописанного образа Богородицы в Русском на Афоне монастыре)

Оригинальный негатив чудотворного Светописанного образа Пресвятой Богородицы - фотографии, зафиксировавшей в 1903 г. явление Божией Матери в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре во время раздачи милостыни, чудесным образом вновь обретен в русской святогорской обители, - сообщает корреспондент портала «Русский Афон».

Негатив был найден во время работ со старым фотоархивом монастыря. Эту находку, совершившуюся спустя более 110 лет, без сомнения можно считать чудом, учитывая все бедственные обстоятельства, постигшие русскую святогорскую обитель за вековой временной промежуток. Много негативов погибло во время пожаров 1968 года, какая-то часть попала в частные коллекции. Найти эту ценную реликвию после стольких лет упадка не было даже надежды.



По словам Игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), «обретение негатива - первообраза Светописанной иконы Божией Матери, - это милость Пресвятой Богородицы, свидетельствующая о том, что Игумения Афонская благоволит к Обители и принимает посильный подвиг ее насельников».

О совершившимся чуде было сообщено всей братии для утешения и укрепления в подвиге. По случаю этого чудесного события в русском святогорском монастыре были вознесены благодарственные молитвы ко Пресвятой Богородице, а всем насельникам обители и присутствовавшим паломникам были розданы фотографии, сделанные с обретенного негатива 1903 года.



Тропарь Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Светописанная»

Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себе Покрову Твоему.

Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Светописанная»

Неизреченного и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой Светоявленный, и самоизображенный, свидетелество явися Твоего неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе.

Преподобномученик Рафаил (Момчилович), игумен



Георгий Момчилович родился 23 апреля 1875 года в семье сербских крестьян Велимира и Персиды Момчилович в селе Дероне в Бачке. Он был третьим и последним ребенком в семье. Начальную школу Георгий закончил в родном селе. Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец отвез его в монастырь Ковиль, где он провел несколько лет в монастырской школе. Затем Георгий переехал в монастырь Боджане, где уже как послушник изучал иконопись.

В 1897 году игумен Ковильского монастыря Мирон (Джорджевич) вместе с двадцатидвухлетним Георгием перешел в братство монастыря Манассия, где он вскоре принял монашество с именем Рафаил в честь преподобного Рафаила Банатского, хиландарского монаха. Сразу после пострига он был рукоположен во диаконы, а на следующий год - во иеромонахи. Новый митрополит Сербский и Священный Синод послали его в Россию, где иеромонах Рафаил изучал иконопись и служил на Сербском подворье в Москве.

Три года спустя отец Рафаил возвратился в Сербию, холодный климат России ослабил его уже тогда пошатнувшееся здоровье. На год он уехал в Италию совершенствовать свое знание иконописи. Из Рима возвратился в Белград, некоторое время подвизался в монастыре Раковица, затем два года - в монастыре Буково и, вероятно, в 1908 году возвратился в монастырь Ковиль. В 1935 году он был принят в братство монастыря Шишатовац. Об этом периоде его жизни известно не много. О художественных иконописных произведениях отца Рафаила писали больше, чем о нем самом (его мастерство привлекало внимание специалистов-искусствоведов).

Отец Рафаил стал монахом Шишатовацкого монастыря за несколько лет до своей мученической кончины, приблизительно в 1935 году. Спустя три года его избрали настоятелем. В течение этих трех лет им написано большое количество икон, несколько иконостасов и замечательная галерея портретов выдающихся церковных деятелей. Среди этих портретов стоит упомянуть портрет патриарха Сербского Гавриила, мученически погибшего в аду Второй мировой войны. За спиной патриарха-мученика изображен будущий храм святого Саввы на Врачаре, о строительстве которого игумен особенно заботился, отдавая на это все доходы от продажи своих художественных работ, которые оценивал по-монашески скромно. Потому и удостоил его Господь быть соборно прославленным вместе со всеми новомучениками Сербскими под сводами именно этого соборного храма. Так Господь прославляет верных Своих, верных до смерти!

Священным Синодом в марте 1958 года по данным, имевшимся тогда в архиве, составлен список священников и епископов СПЦ, погибших на территории так называемой НДХ (Независимой Державы Хорватской) от рук усташей в период с апреля 1941-го до конца 1944 года. В мартирологе Сремской епархии (после войны отделенной от Белградской архиепископии) под номером 173 повествуется о мученической кончине игумена Рафаила (Момчиловича): «25 августа 1941 года в монастырь в сопровождении нескольких усташей ворвался пристав Никола Бунтак и арестовал игумена и еще трех монахов - Димитрия, Германа и Феофана. Отец Рафаил с монахами был увезен в Славонскую Пожегу. В поезде ему вырвали бороду, избивали, заставляя петь песни сербских четников. На вокзале в Славонской Пожеге арестованные до 9 часов вечера ждали поезда из Славонского Брода, на котором привезли еще 400 арестованных сербов из уездов Босанский Брод и Дервент. На вокзале усташи связали сербов по четверо, во главе колонны поставили отца Рафаила с тремя монахами и повели по городу. По дороге усташи избивали сербов так, что старики, и среди них игумен Рафаил, спотыкались и падали; это приводило усташей в еще большее ожесточение, их избивали, выкрикивая: «А ну, четники, спойте свою песню “Святый Боже”!». Затем узников привели в больничный двор, в котором был устроен лагерь, выстроили и избивали каждого по очереди. После побоев их, едва живых, заставили бегом бежать к баракам. Игумен Рафаил, измученный и истерзанный, потерял сознание и упал, и те, кто бежал вслед за ним, вынуждены были бежать по его телу. Игумен-мученик, избитый до неузнаваемости, был помещен в лагерную больницу, а спустя четыре дня его перевезли в Сербию, в одну из белградских больниц. В больнице было установлено, что у отца Рафаила сломано пять ребер, многочисленные внутренние кровоподтеки. 3 сентября 1941 года игумен Рафаил скончался от полученных травм».

Из этого текста, составленного в канцелярии Синода на основании имеющихся в архиве данных, очевидно, что преподобномученик Рафаил (Момчилович) умер в белградской больнице после мучений, перенесенных в Славонской Пожеге, и захоронен на одном из белградских кладбищ или в каком-то из массовых захоронений, местонахождение которого тогда не было установлено. Один Господь Всеведущий знает место земного упокоения новомученика, душа же его пребывает в вечном блаженстве у подножия престола Божия.
3 сентября - день исповеднической мученической кончины игумена Рафаила, положившего душу свою за Христа, Православие и сербство,- этот день должен стать днем всенародного прославления его святого подвига.



(монастырь Шишатовац, Сербия)

Преподобномученик Рафаил Шишатовацкий во время своей земной жизни занимался иконописью и живописью, к своему художественному дару относился смиренно. Более всего он занимался живописанием иконы Божией, истинного христианского монашеского лика, в самом себе. И это главное делание своей жизни завершил он мученической смертью за Христа, за Крест честнЫй и веру православную. Потому мы прославляем его память вместе с многочисленными мучениками - свидетелями Апокалиптического Агнца, со всеми невинно пострадавшими, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога (Откр. 7, 14-15).

Преподобный Авраамий Печерский, Трудолюбивый



Память 21 августа, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских

О времени кончины преподобного Авраамия достоверно неизвестно. Предположительно, это XII-XIII век. Архиепископ Филарет (Гумилевский) предполагал, что Авраамий

«в последнее время своей жизни подвизался в пещере и здесь после молитвы трудился над приготовлением всего нужного для пещерной братии, чем и заслужил название трудолюбивого».

Мощи преподобного почивают в Ближних пещерах. Местная канонизация преподобного Аавраамия совершилась при установлении митрополитом Киевским святителем Петром (Могилой) празднования Собора преподобных отцов Ближних и Дальних пещер - в 1643 году. Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 года, согласно которым имена ряда Киевских святых, в томи числе и Авраамия, дозволялось вносить в общецерковные московские Месяцесловы.

Тропарь Собору всех преподобных отцев Киево-Печерских
глас 2
Егда снидосте во гробы / и самех себе заключисте, / тогда, страсти умертвивше плотския, / спогребостеся Христу, Богоноснии, / и диавольския в подземных разрушисте ограды, / сего ради Ангели венцы с Небес вам подают.

Священномученик Александр Елоховский, пресвитер



Память 21 августа, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых.

Родился в 1858 году в селе Резанине Ярославского уезда Ярославской губернии.
Служил священником в родном селе.



(Церковь Сретения Господня - Резанино - Ярославский район - Ярославская область, не действует)

Арестован 25 августа 1918 г. за контрреволюционную деятельность (возможно, в связи с антибольшевистским восстанием в Ярославле в июле 1918).

Расстрелян 3 сентября 1918 года в Ярославле. Место погребения неизвестно. Вероятно, похоронен в братской могиле на Леонтьевском кладбище.
5 марта 1993 года был реабилитирован по 1918 году репрессий.



Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г.

Преподобномученик Игнатий (Даланов), иеромонах

Преподобномученик Игнатий родился 12 сентября 1885 года в деревне Кожемякино Себежского уезда Юстиновской волости Витебской губернии в семье крестьянина Михаила Даланова и в крещении был наречен Иоанном. Образование он получил в сельской школе. 6 июня 1911 года Иван поступил в Оптину Пустынь.. 11 сентября того же года его благословили на подрясник, с 1914 года он проходил послушание в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни.

В июле 1914 года часть братии - рясофорные монахи и послушники - были призваны на фронт в связи с начавшейся войной с Германией, и среди них послушник Иоанн, которые был направлен служить в 5-й пехотный резервный Сибирский полк. В Великую Пятницу Четыредесятницы 1917 года он был пострижен в рясофор.

После закрытия Оптиной Пустыни с приходом к власти безбожников Иоанн был пострижен в монашество с наречением ему имени Игнатий; он стал служить сторожем в Тихвинском храме в селе Стрельна неподалеку от Козельска. В 1929 году он был рукоположен в иеромонаха и с 1934 года служил в Спасской церкви в селе Курыничи Перемышльского района, здесь он прослужил до массовых гонений 1937 года.



(Церковь Спаса Нерукотворного образа - Курыничи - Козельский район - Калужская область)

В ноябре 1937 года сотрудники НКВД допросили дежурных свидетелей - секретаря сельсовета, колхозного бригадира и одного из колхозников, которые дали требуемые следователям показания, будто иеромонах Игнатий говорил, что перепись коммунисты проводят только для того, чтобы узнать, сколько народа при советской власти умерло, да сколько осталось верующих, чтобы определить , закрыть или вновь открыть церкви, что коммунисты, готовясь к выборам, начинают людей ни за что сажать в тюрьмы; они утверждают, что советская страна сама демократичная в мире - народ может выбирать кого хочет, а на самом деле все наоборот, намечают кандидатов, которые им нужны, а если будешь возражать - посадят в тюрьму и запишут в контрреволюционером.

23 ноября 1937 года сотрудники НКВД арестованы отца Игнатия, и 27 ноября он был допрошен.

- Вы арестованы и привлекаетесь к ответственности за контрреволюционную деятельность. Следствие предлагает вам дать по этому поводу показания! - потребовал следователь.
- Контрреволюционной деятельности с моей стороны не было, - ответил Игнатий.
- Вы даете неправильные показания. Следствие располагает достаточным материалом о вашей контрреволюционной деятельности.
- Я даю следствию искренние показания о том, что с моей стороны никакой контрреволюционной деятельности не велось.
- В ноябре 1937 года вы вели контрреволюционную агитацию связи с выборами в Верховный Совет. Дайте показания по этому вопросу.
- Контрреволюционную агитацию в связи с выборами я ни в ноябре, ни в другое время не вел.
- В апреле 1937 года вели контрреволюционную агитацию и клеветали на советскую власть. Дайте показания по этому вопросу.
- Я еще раз заявляю, что как в апреле, так и в другое время с моей стороны контрреволюционная агитация против существующего строя не проводилась, считаю эти показания свидетелей неправильными.
- Откуда к вам прибыл монах Саратовского монастыря… и почему он у вас проживает?
- За контрреволюционную деятельность он отбывал наказание в Сибири и в Орле, после чего прибыл в Калугу, и архиерей направил его к нам. В церкви он не служил, а работал в саду…
- А кто у вас еще проживает в сторожке?
- В сторожке еще живут монахиня,.. сторожиха,.. жена церковного старосты… и ее сестра…
- Вы организовали там монастырь?
- В сторожке жили два монаха, монахиня и три церковницы, монастыря мы там не организовывали, а собирались потому что негде было жить.
- Отрицая предъявленные обвинения, вы стали на путь обмана следствия, которое располагает достаточным материалом, уличающим вас в контрреволюционной деятельности, поэтому предлагается вам не обманывать следствие…
- В предъявляемых мне обвинениях я виновным себя не признаю, и еще раз заявляю, что с моей стороны никогда никакой контрреволюционной деятельности не велось.



27 ноября следствие было закончено, на следующий день следователь составил обвинительное заключение, направив его на рассмотрение тройки, и 2 декабря 1937 года тройка НКВД при говорила иеромонаха Игнатия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 25 июля 1940 года, после пребывания в различных тюрьмах, он оказался в Темниковском лагере в Мордовии. 24 августа 1942 года отец Игнатий тяжело заболел и был помещен в лагерный лазарет. Иеромонах Игнатий (Даланов) скончался 3 сентября 1942 года и был погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище.

икона Божьей Матери Светописанная, Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Сербия, Афон, Православие

Previous post Next post
Up