7 июля (н. ст.) - День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении

Jul 07, 2015 00:07

Морское сражение у крепости Чесма между русской и турецкой эскадрами - одно из крупнейших в эпоху парусного флота. Чесменское сражение стало настоящим триумфом русского флота и послужило весомым аргументом при заключении Кючук-Кайнарджийского мира, завершившего Русско-турецкую войну 1768-1774 гг.

По своим результатам это сражение не имело аналогов в истории парусных флотов мира. 73 турецких судна - линейные корабли, фрегаты, шебеки, галеры, галиоты - сгорели в течение одной ночи; более 10 тысяч человек - две трети личного состава турецкого флота - погибли в огне и морской бездне. Русская объединенная эскадра потеряла в том сражении 11 человек: 8 на 66-ти пушечном линейном корабле «Европа» (командир капитан 1 ранга Клокачев Федот Алексеевич) и 3 на линейном корабле «Не тронь меня» (командир капитан 1 ранга Петр Бешенцев Федорович). Турецкий флот прекратил свое существование на Средиземном море.

По этому поводу адмирал Григорий Андреевич Спиридов доносил президенту Адмиралтейств-коллегии следующее: «Слава господу богу и честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 июня неприятельский военный турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили,…а сами стали быть во всём Архипелаге…господствующими».

Этой победе Россия обязана была, прежде всего, опытному флотоводцу адмиралу Г. А. Спиридову.



(Адмирал Григорий Андреевич Спиридов)

Первое столкновение русских и турецких кораблей произошло в Хиосском проливе. 24 июня (7 июля) 1770 года, нагнав вдвое превосходящую по численности турецкую эскадру, адмирал Спиридов, под командованием которого находилось 9 линейных кораблей, 3 фрегата, один бомбардирский корабль и 17 вспомогательных судов, оценив позицию неприятельского флота, принял решение атаковать. Эскадра турок была построена в две линии, что позволяло использовать лишь половину огневой мощи, кроме того, пространство для маневра было ограниченно берегом.

План Спиродова заключался в следующем: под прямым углом, используя направление ветра подойти к неприятелю на расстояние бортового залпа и нанести как можно больший урон первой линии кораблей, в первую очередь, флагманским кораблям противника с целью нарушения управления флотом, не позволяя, при этом, туркам использовать численное превосходство.



Для сражения А. Орлов весь флот разделил на три части: авангард:

«Европа» (66-ти пушечный, командир капитан 1-го ранга Клокачев Федот Алексеевич)
«Евстафий» (66-ти пушечный, командир капитан 1-го ранга Круз Александр Иванович)
«Три святителя» (66-ти пушечный, командир капитан 1-го ранга Хметевский Степан Петрович)
фрегат «Святой Николай» (36-ти пушечный, командир грек Поликутти).

Командовал авангардом адмирал Г.А.Спиридов. Он находился вместе с Федором Орловым на «Евстафии». Кардебаталия:

«Иануарий» (66-ти пушечный, командир капитан 1-го ранга Борисов Иван Антонович)
«Три иерарха» (66-ти пушечный, командир капитан бригадирского ранга Самуил Карлович Грейг)
«Ростислав» (66-ти пушечный, командир капитан 1-го ранга Лупандин Василий Федорович)
бомбардирский корабль «Гром» (20-ти пушечный, командир капитан-лейтенант Перепечин)
пакетбот «Почтальон» (16-ти пушечный, командир капитан-лейтенант Еропкин)
транспорт «Орлов».

Командовал кардебаталией А. Орлов, который находился на «Трех иерархах». Арьергард:

«Не тронь меня» (66-ти пушечный, командир капитан 1-го ранга Бешенцев)
«Святослав» (84-х пушечный, командир капитан 1-го ранга Роксбург)
«Саратов» (66-ти пушечный, командир капитан 2-го ранга Поливанов Афанасий Тимофеевич).

Командовал арьергардом контр-адмирал Д.Эльфинстон, который находился на «Святославе». Линейные корабли: «Евстафий», «Три святителя», «Иануарий», «Три иерарха» и «Святослав», а также фрегаты «Надежда благополучия» и «Святой Николай», бомбардирский корабль «Гром» были построены на «Адмиралтейских вефях». Остальные корабли построены в Архангельске на Соломбальской верфи.

В 11:30 корабли турецкой эскадры открыли огонь по приближающемуся флоту русских, однако, ощутимых повреждений не нанесли. К 12:00 маневр русского был, в целом завершен - начался ожесточенный обмен пушечными залпами на близкой дистанции. Не удалось занять свои места в строю трем русским кораблям: «Европа», вынужден был выйти из линии по настоянию лоцмана, позже он развернулся и встал за «Ростиславом», «Трех Святителей» из-за повреждения такелажа снесло в центр турецкого строя, «Св. Януарий» отстал и вынужден был развернуться и выйти из строя. После выхода из боя «Европы» основной целью турецких кораблей стал «Евстафий», на котором находился адмирал Свиридов. Флагман русского флота на расстояние ружейного выстрела сблизился с турецким 90-пушечным флагманом «Реал-Мустафа». Из-за больших потерь «Евстафий» не мог сманеврировать - завязался абордажный бой.

В 12.30 бой был в полном разгаре. К часу дня подошли корабли арьергарда. «Евстафий» начал постепенно уваливаться на турецкий флагманский 90-то пушечный корабль «Реал Мустафа». Русские матросы с нетерпением ожидали схватки с противником в рукопашном бою. В это время бушприт «Евстафия» воткнулся в «Реал-Мустафу» между грот и бизань мачтами. Абордажные команды бросились на турецкий корабль. Завязалась ожесточенная схватка. Один из матросов вцепился в турецкий флаг, неприятельская сабля отрубила смельчаку руку, он протянул левую руку, но и она была ранена. Тогда он вцепился в конец флага зубами. Но тут же был проколот насквозь. Вот как описывает этот эпизод в своей поэме «Чесменский бой» поэт М.М.Херасков: «…Тогда над турками победу возвестить, хотел россиянин с кормы их флаг схватить; не отнял вдруг его, колико ни пытался, меж волн и меж небес висящ на нем остался; он руки потеряв, его не отпустил, всех способов лишен, зубами флаг схватил; сарацин его мечом во чрево прободает, трепещет, держится, луну не покидает; до крайности такой её не уступал, доколь на свой корабль со флагом не упал». Не выдержав атаки, турецкий адмирал Хасан-Бей бросился за борт. За ним последовала вся турецкая команда. В напряженную минуту, когда оба корабля уже сцепились на абордаж, из-под палубы турецкого корабля вырвался столб пламени, и он весь загорелся. Русские матросы бросились спасать свой корабль. Тем временем пламя с горящего «Реал-Мустафа» перебросилось на «Евстафий». К «Евстафию» на помощь устремились шлюпки, но успели снять только адмирала Г. А. Спиридова и Ф. Г. Орлова да еще несколько человек.

Горящая грот-мачта турецкого корабля упала поперек «Евстафия», и пожар стал общим, охватив и русский и турецкий корабли. Прошло еще несколько минут, и раздался оглушительный взрыв. Огонь попал в крюйт-камеру «Евстафия» и он взлетел на воздух. Так как «Евстафий» был флагманским, на нем находилась казна и другие важные документы, которые сгорели вместе с кораблем. Вслед за ним взлетел и «Реал-Мустафа». Горящие обломки засыпали турецкие корабли. Мужество оставило турок. Их передние корабли, не выдержав натиска русских, устрашенные двумя взрывами, рубили канаты якорей и беспорядочно, побежали, толкаясь, и ломая друг друга, в Чесменскую бухту, расположенную рядом. Было 13.30. Корабль «Три иерарха», на котором находился А. Орлов, поднял сигнал общей погони, и русские корабли, тесня отступавшего врага, преследовали его до самого входа в Чесменскую бухту. К двум часам дня сражение закончилось. Русская эскадра блокировала вход в Чесменскую бухту, где беспорядочно столпились вражеские корабли. Так завершилась первая фаза Чесменского сражения, которую в военно-морской истории называют Хиосским сражением. Обе стороны потеряли по одному линейному кораблю. На «Евстафии» погибло 620 человек, в том числе 22 офицера. Спаслись лишь командир капитан 1-го ранга А. И. Круз, 9 офицеров и 15 матросов.

25 июня 66-ти пушечный корабль «Три иерарха» под командованием контр-адмирала С. К. Грейга и 20-ти пушечный бомбардирский корабль «Гром» бомбардировали турецкий флот, укрывшийся в Чесменской бухте, а также береговую батарею, установленную турками на южном мысу Чесменской бухты. Адмирал Г. А. Спиридов говорил: «Легко мне было предвидеть по знанию моему морского искусства, что сие их убежище будет и гроб их». Вечером на совете флагманов и капитанов у А. Орлова было решено уничтожить турецкий флот в ночь на 26 июня брандерами и зажигательными снарядами (брандскугелями). Алексей Григорьевич решился: «Наше ж дело должно быть решительное, чтоб оной флот победить и разорить, не продолжая времени, без чего здесь, в Архипелаге, не можем мы и к дальним победам иметь свободные руки; и для того, по общему совету, положено и определяется: к наступающей ныне ночи приуготовиться…».



(И. Айвазовский. «Чесменский бой»)

Для уточнения обстановки следует добавить, что ширина бухты Чесмы у входа около 750 метров, а длина её не превышает 800 метров. Турецкий флот стоял, скучено в глубине бухты, и если вспомнить, что длина корабля была около 54 метров, то можно себе представить, как плотно стояли турецкие корабли по ширине бухты. Турецкий флот представлял собой идеальный объект для атаки брандерами, и решение русского командования вполне отвечало как обстановке, так и задаче.

Еще в 17.00 6 июля (25 июня) бомбардирский корабль «Гром» стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел противника. Ночь с 6 на 7 июля (с25 на 26 июня) была тихой и лунной. В 23.30 корабль «Европа» снялся с якоря и, согласно приказу, занял место в непосредственной близости от турецких кораблей.

В 0.30 «Европа» завязал бой со всем турецким флотом, открыв огонь ядрами и брандскугелями. К часу ночи «Ростислав» занял назначенное место. За ним шли изготовленные брандеры. Вслед за «Европой» и «Ростиславом» приходили и становились на якорь и другие назначенные по диспозиции корабли. Удачно выпущенным зажигательным снарядом с бомбардирского корабля «Гром» был вызван пожар на одном из турецких кораблей, стоявшем в центре бухты, огонь с которого распространился на ближайшие подветренные турецкие корабли. В это же время по сигналу контр-адмирала С.К.Грейга были выпущены в атаку 4 брандера, из которых один (капитан-лейтенант Дугдаль) был отбит турецкими галерами, второй (капитан-лейтенант Мекензи) приткнулся к мели, третий (мичман Гагарин) свалился с уже горящим кораблем, четвертый же под командой лейтенанта Дмитрия Ильина, сцепившись с одним из турецких линейных кораблей, зажег его и создал новый очаг пожара, который вскоре распространился на несколько ближайших кораблей.

С окончанием атаки брандеров русские корабли, обеспечивавшие их атаку, вновь открыли огонь по противнику. В конце второго часа два линейных турецких корабля взлетели на воздух. В 2.30 ночи еще три турецких корабля прекратили свое существование. К этому времени в бухте пылало свыше 40 судов, представлявших собой море огня. От 4.00 до 5.30 взорвалось еще 6 линейных кораблей. К рассвету почти весь турецкий флот сделался жертвой огня. Сгорело 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и большое число мелких судов. Были выведены из огня и захвачены линейный корабль «Родос» и 5 галер. Турки потеряли свыше 10000 матросов и офицеров. Потери русских на судах отряда контр-адмирала С.К.Грейга - 11 убитых. По этому поводу адмирал Г. А. Спиридов доносил президенту Адмиралтейств-коллегии следующее: «Слава господу богу и честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 июня неприятельский военный турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили…а сами стали быть во всём Архипелаге…господствующими». В письме к вице-канцлеру Голицыну А. Орлов писал: «Превосходные его силы не устрашили храбрых Россиян, кои все с великою радостию желали на неприятеля сделать нападение; почему медля нимало, того числа в полдень атаковали разбили и прогнали в порт под крепость Чесма. Не удовольствовавшись сим, 25 числа, в полночь, атакован был неприятель вторично и совсем разбит. Из шестнадцати неприятельских линейных кораблей, шести фрегатов, множества шебек, бригантинов, полугалер и других малых судов не осталось ничего, кроме печальных следов сего вооружения; все без остатка потоплены, переломаны и сожжены».



(граф А. Г. Орлов)

В Петербурге о Чесменской победе стало известно только в начале сентября 1770 г.

Церковное празднование этой победы состоялось в столице 14 (3) сентября 1770 г.

Накануне Адмиралтейств-коллегия приказала, чтобы в этот день к 8 часам утра все ее члены, флагманы, экспедиторы и советники в парадной форме прибыли в Богоявленский морской собор Николая Чудотворца, где «для принесения вседолжного благодарения Всевышнему за одержанную флотом победу и совершенное истребление в Леванте всего турецкого флота» сама императрица «изволит быть». После литургии, которую служил член Синода архиепископ Петербургский и Ревельский преосвященный Гавриил, Псковским архиепископом Иннокентием с прочим духовенством был совершен благодарственный молебен.

15 (4) сентября в Петропавловском соборе в присутствии Екатерины прошла соборная панихида по Петру I в честь и поминовение его «яко основателя и первого потому винника сего великого и славного происшествия морских российских сил».

23 (12) сентября 1770 г. последовал указ Екатерины II Адмиралтейств-коллегии с повелением о производстве заслуженных в Архипелаге наград за турецкие флаги, пушки и взятые корабли и о пожаловании нижних чинов всех участвовавших в сражении морских и сухопутных команд серебряными, «на сей случай сделанными» наградными медалями для ношения их в память боя на голубой ленте в петлице.



(Серебряная медаль за Чесму)

В следующем 1771 г. по указу Святейшего Синода от 24 (13) мая благодарственные молебны в честь и память одержанной в 1770 г. при берегах ассийских победы отныне должны были служиться в церквях ежегодно 24 (13) июня. К синодскому указу прилагался список всех церквей адмиралтейского ведомства.

31 (20) мая того же года на представлении Адмиралтейств-коллегии, ходатайствовавшей о повелении произвести в день празднования пушечную стрельбу со всех адмиралтейских крепостей по примеру того, как это было узаконено Петром I в честь Полтавской битвы, Екатерина II написала: «Во вторник 24 числа из 31 пушки во время войны всякий год».

24 (13) июня 1771 г., в день празднования первой годовщины Чесменской победы, после молебна в Богоявленском морском соборе Николая Чудотворца, по ракетному сигналу от собора, прозвучали выстрелы орудий с бастионов Адмиралтейской крепости и из Галерной гавани.

Триумфаторами Чесменской битвы стали граф Алексей Орлов: он был награжден орденом Св. Георгия 1-й степени и получил право добавить к своей фамилии почетное Чесменский; адмирал Спиридов: представлен к высшей награде Российской империи - ордену Св. Андрея Первозванного. С Грейгу было присвоено звание контр-адмирала, также он удостоен ордена Св. Георгия 2-й степени, который давал право на потомственное дворянство.

В честь этой победы установлен Чесменский обелиск в Гатчине. В 1778 году в Царском Селе была возведена Чесменская колонна. В Петербурге 1774-1777 построен Чесменский дворец и Чесменская церковь в 1777-1778. Имя «Чесма» в Российском флоте носил эскадренный броненосец и линейный корабль. Также в Анадырском заливе название Чесма получил мыс, открытый в экспедиции 1876 года клипером «Всадник». Чесменское морское сражение стало триумфом военно-морских сил России и доказало способность адмиралов действовать даже в крайне сложных условиях.

(по материалам: http://topwar.ru/16168-7-iyulya-den-pobedy-russkogo-flota-nad-tureckim-flotom-v-chesmenskom-srazhenii.html; http://chesma.spb.ru/history-battle)

Господи, молитвами святителя Николая Мирликийского Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца даруй нашему оружию и нашему воинству быть непобедимыми, огради нашу страну от нашествия иноплеменных и от междуусобной брани и всех воинов и вождей за веру и Отечество головы свои на полях браней положивших упокой в Своих Небесных Селениях!

Турция, это интересно, история, Россия

Previous post Next post
Up