09 (22) февраля 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Feb 22, 2015 09:46

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Неделя Сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

Отдание праздника Сретения Господня. Мч. Никифора Антиохийского (Сирийского) (ок. 257); Обре́тение мощей свт. Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского (1805); Обре́тение мощей свт. Тихона (Белавина), патриарха Московского и всея России (1992).

Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах (XIII); прпп. Никифора (1557) и Геннадия (ок. 1516), Важеозерских; сщмчч. Маркиана Сиракузского, Филагрия Кипрского и Панкратия, епископов (I).

Сщмч. Василия Измайлова, пресвитера (1930); сщмч. Иоанна Фрязинова, пресвитера (1938).

Святые дня, молите Бога о нас!

Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (1992)



22 февраля 1992 года в Донском монастыре г. Москвы Промыслом Божиим были обретены мощи Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, которые считались утраченными. В обретении мощей Святейшего самое активное участие принимал нынешний наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), а в то время иеромонах, насельник Донского монастыря.
Вот его рассказ о тех событиях…

Одной из трагических тайн церковной жизни в советское время была для православных людей судьба мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Говорили, что в 1927 году, после закрытия Донского монастыря, чекисты извлекли тело святителя из могилы в Малом Донском соборе и сожгли его в крематории. По другой версии, святитель Тихон был перезахоронен монахами на Немецком кладбище с согласия ЧК. Была еще одна версия: монахи перезахоронили тело святителя где-то в Донском монастыре. То, что останки святителя Тихона могли быть уничтожены, не вызывало удивления: ненависть к Патриарху у советской власти была исключительной - в печально знаменитой статье «Известий» в списке врагов советской власти он стоял под номером один.

Мнение, будто тела патриарха нет в могиле, было настолько стойким, что даже митрополит Николай Ярушевич, служивший панихиду по святителю Тихону в Малом Донском соборе в 1948 году, сказал после окончания службы: «Мы молились сейчас только над могилой Святейшего, тела его здесь нет».
И для такой уверенности были основания. В 1932 году лжемитрополит Введенский начал служить литургии в архиерейских облачениях, в которых москвичи сразу узнали те самые, в которых лежал во гробе Святейший Патриарх Тихон. Считалось, что эти саккос, омофор, епитрахиль - удивительной работы архиерейские облачения - были изготовлены на фабрике Оловянишникова специально для Патриарха Тихона и только в одном экземпляре.
И поныне в церковно-археологическом кабинете Московской Духовной академии висят облачения, которые были признаны облачением Патриарха Тихона, какими-то путями после войны возвращенные Православной Церкви после Введенского.

Нет нужды много говорить о том, как любила и любит святителя Тихона вся Православная Русь, какую духовную помощь испытывают миллионы православных, обращаясь к его молитвенной помощи, и как тяготила многих неизвестность о судьбе его святых мощей.
В мае 1991 года была возобновлена монашеская жизнь в Донском. И одно из первых благословений, которое испросили монахи у своего настоятеля, Святейшего Патриарха Алексия, было благословение на поиски мощей святителя Тихона. Вскоре после празднования четырехстолетия Донского монастыря представилась удобная возможность для поисков: начался ремонт в Малом Донском соборе. Но как нам ни хотелось приступить к раскопкам, на этот раз у нас ничего не получилось: отвлекало множество забот по обустройству монастыря.



(Малый собор Донской иконы Божией Матери, Донской монастырь, Москва)

18 ноября, через две недели после окончания ремонта, Малый Донской собор был подожжен. Разбив окно, злоумышленники бросили бомбу с зажигательной смесью рядом с могилой Патриарха. В несколько минут выгорел почти весь храм. И только чудо спасло его от полного уничтожения: одна женщина из окна своего дома увидела сам момент взрыва и сразу сообщила об этом в пожарную охрану. И еще: в этот же день за Божественной литургией в Малом Донском соборе Господь вразумил иеромонахов приготовить запасные Святые Дары - они были поставлены в дарохранительнице на Святом Престоле. До этого запасные Святые Дары здесь не готовились.

Трапезная часть храма выгорела полностью, уцелели только четыре чудотворные иконы. Но самое удивительное было в том, что огонь не коснулся алтарной части. Казалось, невидимая стена преградила путь огню. Пожарные эксперты недоумевали, почему бушующее пламя, дойдя до преддверия алтаря, остановилось. Мы объяснили, что на престоле были Святые Дары. Они согласились с этим, но никак не могли понять, почему пламя все же не пошло дальше.
Не стоит говорить о тех людях, которые совершили это злодеяние. В свое время именно на Патриарха Тихона был возложен тяжкий крест борьбы с церковным расколом. И сегодня святитель Тихон своей могилой и своими мощами принял на себя один из первых ударов от тех, кто в разуме или в неразумии способствует тому, чтобы еще более углубить раскол в Русской Церкви. И братия монастыря, и наши прихожане не питают зла к этим людям и предают их на милостивый суд Божий. Тем более что сегодня, по прошествии времени, видно, насколько промыслительно было попущено это зло: именно в период второго затянувшегося ремонта Малого Донского собора и были обретены мощи святителя. Да и день поджога - 18 ноября по новому стилю (5 ноября по старому) - особо знаменателен. Именно в этот день в 1917 году в храме Христа Спасителя жребий патриаршества пал на святителя Тихона.

В день праздника Сретения Господня, ближе к вечеру, совершив молебен святителю Тихону, мы приступили к раскопкам. Об этом знали, кроме нескольких человек из братии монастыря, лишь наш настоятель Святейший Патриарх Алексий II и два старца: архимандрит Кирилл из Свято-Троицкой лавры и архимандрит Иоанн из Псково-Печерского монастыря. Руководил раскопками Сергей Алексеевич Беляев, известный ученый, который занимался раскопками в Дивееве и Херсонесе.
Кстати сказать, Сергей Алексеевич был более всех нас убежден в том, что мощи находятся здесь. Тем более что он разыскал сведения, что облачение, в котором был захоронен Патриарх Тихон, было не единственным: на фабрике Оловянишникова было изготовлено три таких комплекта.
Сняв мраморное обгоревшее надгробие и углубившись сантиметров на тридцать, мы наткнулись на массивную мраморную плиту с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России». Мы стали копать дальше и на глубине около метра обнаружили каменный свод склепа. Все работали без отдыха и через несколько часов расчистили весь склеп. Нам пришлось приложить много усилий. Было вынуто несколько камней, в образовавшееся отверстие мы протиснули зажженную свечу и заглянули внутрь. Склеп был пуст. Свеча осветила лишь пыльные клоки паутины и выступающие камни. Самые худшие наши опасения оправдались. Даже частицы мощей, даже щепки гроба, которые, мы надеялись, могли обронить чекисты при вскрытии могилы Патриарха, здесь не было.

Когда мы немного пришли в себя, то решили поискать хотя бы у торцов склепа. Неожиданно прут - длиной два метра - полностью ушел вправо по ходу склепа и влево. То же самое произошло и с восьмиметровым прутом. Только тогда мы поняли, что обнаружили не склеп, а часть калориферной отопительной системы. Так в свое время отапливались многие русские храмы: внизу ставили печь, и горячий воздух проходил по трубам, выложенным под полом.
Но когда мы раскопали калорифер, то заметили: та часть, которая находится прямо под надгробием патриарха Тихона, сравнительно новая, кладка скреплена цементом и особо тщательно укреплена. В других местах кладка была вязкая и скреплена известковым раствором. Но самое главное, найденная нами укрепленная часть трубы лежала не на земле, как в других местах, а на массивной бетонной плите.
У некоторых из нас появились сомнения, продолжать ли раскопки в этом месте, тем более что по одной из версий могила Патриарха находилась рядом, метрах в пяти, у другого окна. Мнения разделились, и наутро мы поехали к Святейшему и рассказали ему обо всем, спрашивая благословения, как поступать дальше. Подробно расспросив обо всем, Святейший благословил продолжать поиски на том же месте. С каждым часом работы надежда на успешное завершение нашего труда росла; если бы чекисты разорили могилу, то вряд ли они стали бы так тщательно восстанавливать калорифер. Скорее всего, монахи похоронили Патриарха намного глубже, а трубу восстановили для маскировки и дополнительной защиты.

Когда через два дня напряженной работы перед нами предстал настоящий склеп Патриарха, то это было мощное, необычайно укрепленное сооружение, проникнуть в которое можно было бы только с большим трудом. Тогда мы поняли, почему во время похорон в Малый Донской собор была допущена лишь небольшая часть архиереев: по всей видимости, уже тогда все было готово, чтобы надежно защитить могилу Патриарха от возможного надругательства.
Сверху склеп был покрыт огромной плитой. На наше счастье, плита оказалась не цельной, состояла из нескольких каменных секций весом приблизительно по четыреста килограммов. Подняв одну из этих глыб, мы вновь опустили свечу внутрь. Перед нами был дубовый гроб, описание которого мы все хорошо знали. На нем лежала мраморная табличка, на которой при свете свечи мы прочли: «Патриарх Московский и всея России Тихон», год и день интронизации, день и год смерти.
Мы сразу же позвонили Святейшему Патриарху Алексию. Только что закончилось совещание Священного Синода, было около двенадцати часов ночи. Минут через двадцать приехал Святейший. Мы встретили его колокольным праздничным звоном, в полночь он звучал, как на Пасху.
Трудно передать чувство, которое испытывали мы в ту ночь, стоя у открытой могилы. Перед нами были благодатные святые мощи, которые мы и не чаяли увидеть, когда начали раскопки. Это произошло 19 февраля.



(Обретение мощей патриарха Тихона в Донском монастыре. Патриарх Алексий II у открытой могилы святителя)

22 февраля в монастырь приехали Святейший, члены Синода, старцы: отец Кирилл и отец Наум. Должен был приехать отец Иоанн Крестьянкин, но не смог по болезни. Когда подняли сильно обветшавшую крышку гроба с осыпающейся инкрустацией, перед нами предстали святые нетленные мощи святителя Тихона, покрытые бархатной патриаршей мантией.
Еще через несколько дней члены комиссии по обретению мощей святителя Тихона омыли святые мощи по древнему чину, облачили в новые святительские одежды (само облачение святителя отдано на реставрацию) и уложили в специально изготовленную раку.
Несмотря на то что в склепе была стопроцентная влажность, святые мощи Патриарха Тихона, пролежав в земле 67 лет, сохранились почти полностью. Полностью сохранены десная рука, большая часть туловища, часть ног, волосы, борода и все кости. Примечательно, что одна из панагий святителя Тихона, сделанная из кости, здесь же, в склепе, полностью превратилась в прах, остался только серебряный оклад. Невольно вспоминается: «хранит Господь вся кости их».

Сохранились и облачения святителя Тихона, Великий Патриарший Параман, четки, патриарший и монашеский параманные кресты, нательный крестик, драгоценная панагия, подаренная архиепископу Тихону духовенством и прихожанами Ярославской епархии. Сохранились даже вербочка (святителя Тихона хоронили на Вербное воскресенье) и флакон с благоухающим розовым маслом, которым отирали тело Патриарха перед погребением.
В субботу первой седмицы Великого поста, накануне недели Православия и в самый праздник Святого Православия, в Малом Донском соборе начались всенародные молебны перед мощами святителя Тихона. В этот день праздновалось 75-летие явления Державной иконы Божией Матери, акафист которой был написан Патриархом Тихоном. В день торжества Православия положено возглашать анафемы на еретиков и всех противящихся Божественному учению. И невольно вспоминалось то грозное послание святителя Тихона, где он анафематствовал преступников перед Богом, Церковью и народом.



(Обретение мощей патриарха Тихона в Донском монастыре. Патриарх Алексий II у мощей сятителя)

Подобно тому как в начале нынешнего века святитель Тихон был дан Церкви в период смутных времен, чтобы укрепить ее и провести истинным путем Святого Православия, так и теперь, когда настали новые смутные времена, явлены нам в помощь его святые мощи.
Те же злые языки, что и в начале века, пытаются и сегодня разрушить Церковь, используя при этом иногда клевету, иногда вымыслы, иногда и горькую правду.
Все мы знаем ветхозаветную историю о Ное и его сыновьях. Однажды Ной выпил вина и стал пьян и лежал обнаженный в своем шатре. Два его сына, Сим и Иафет, так искренне любили отца, что не только не помыслили осудить его, но, отвернув глаза от наготы, вошли в шатер и прикрыли его одеждой. Но был у Ноя еще один сын. Имя его было - Хам. «И увидел Хам наготу отца своего, и вышедше рассказал двум братьям своим». С тех пор имя его стало нарицательным. И совсем не потому, что он говорил неправду, а потому, что сердце у него было злобное, сатанинское.

И если сегодня нам, православным людям, некий хам, даже если он утверждает, что он наш брат и верующий человек, выставляет напоказ тяжкие для нашего сердца события в недавней истории Церкви, то перед нами встает вопрос: или уподобиться этому хаму, или же все-таки, подобно двум другим сыновьям Ноя, покрыть немощи земной Церкви любовью, терпением и прощением. Сейчас нас усиленно подталкивают к тому, чтобы как можно больше православных людей стало хамами, подпало под проклятие Хамово и унаследовало его участь в человеческой истории и в вечности.
Церковь Христова на земле всегда будет гонима, это ее естественное, нормальное состояние. Сейчас, накануне новых искушений, на помощь Церкви, всем нам воздвигнут святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России.

Около месяца назад один из старцев на вопрос о том, как сейчас можно помочь Церкви, ответил, что не человеческими силами и не нашими слабыми возможностями это совершится. Господь воздвигнет силу Свою и «приидет во еже спасти ны». И если Господу было угодно воздвигнуть в помощь земной Воинствующей Церкви святителя Тихона, то, значит, недалек для нас час испытаний, но близка и помощь Божия.



Тропарь святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (прославление)
глас 1
Апостольских преданий ревнителя / и Христовы Церкве пастыря добраго, / душу свою за овцы положившаго, / жребием Божиим избранного / Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим / и к нему с верою и упованием возопиим: / предстательством святительским ко Господу / Церковь Русскую в тишине соблюди, / расточенная чада ея во едино стадо собери, / отступившия от правыя веры к покаянию обрати, / страну нашу от междоусобныя брани сохрани / и мир Божий людем испроси.

Ин тропарь святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси
глас 3
В годину тяжкую Богом избранный / в совершенной святости и любви Бога прославил еси, / во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, / положил душу за Церковь, за люди своя, / исповедниче патриарше святе Тихоне, / моли Христа Бога, / Емуже сораспялся еси, / и ныне спасти землю Русскую и паству Твою.

Кондак святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси
глас 2
Тихостию нрава украшен,/ кротость и милосердие кающимся являяй,/ во исповедании православныя веры и любве ко ГосподУ/ тверд и непреклонен пребыл еси,/ святителю Христов Тихоне./ Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия,/ яже о Христе Иисусе, Господе нашем.

Молитва святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси

О пастырю наш добрый, святый великий патриарше Тихоне, яко град горний ты явился еси - добрая дела твоя и доныне светятся пред человеки. Вемы, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах пред Господем. Воззри и ныне на нас, грешных и недостойных чад твоих, к тебе бо, яко имущему велие дерзновение пред Творцем всяческих, ныне припадаем и усердно молимся: умоли Господа, да подаст нам решимость стяжать благочестие отцев наших, его же ты стяжал еси от юности твоея. Ты в житии своем ревностный защититель и хранитель истинныя веры был еси, помози и нам незыблемо соблюсти веру православную. Тихая бо душа твоя зело преуспела в Божественном смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежной мудростию человеческой, но смиренным познанием воли Божией. Ты пред лицом лютых врагов Христовых Истинного Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, ибо не токмо от бед и скорбей избавление просим, но силы и твердости, великодушия и любви просим, дабы переносить оные напасти, восстающия на ны. Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господом и грехов отпущение. Отче святый! Укроти в стране нашей ветры неверия и смуты, да водворит Господь на земле Российстей тишину и благочестие и любовь нелицемерную. Молитвами твоими да сохранит ю от междуусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Православную, да не оскудеет она истинными пастырями, добрыми делателями, право правящими слово евангельской Истины. Упаси и заблудшие овцы стада Христова. Наипаче же моли Господа сил, да возродится Русская земля святым покаянием и единым сердцем и едиными усты прославит Дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Мученик Никифор Антиохийский (Сирийский)



Жил в городе Антиохии Сирийской. В этом же городе жил также пресвитер Саприкий, с которым Никифор был очень дружен, так что их считали за родных братьев. По наущению вражию они поссорились, и прежнюю любовь сменила вражда и ненависть. Через некоторое время Никифор пришел в себя, раскаялся в своем грехе и не раз просил через своих друзей прощения у Саприкия, но тот не хотел простить его. Тогда Никифор сам пришел к своему бывшему другу и горячо просил прощения, но Саприкий был неумолим. В это время императорами Валерианом (253 - 259) и Галлиеном (260 - 268) было воздвигнуто гонение на христиан, и одним из первых предстал пред судом пресвитер Саприкий. Он твердо исповедал себя христианином, претерпел истязания за свою веру и был приговорен к смерти через усечение мечом. Когда его вели на казнь, Никифор со слезами умолял о прощении, называя его святым мучеником, который скоро предстанет перед Господом и воспримет венец от Него.

Но пресвитер Саприкий ожесточился сердцем и даже перед смертью не захотел простить своего брата-христианина. За это Господь удалил от Саприкия Свою благодать, укреплявшую его во время перенесения мучений, и он, уже почти достигнув блаженного конца своего подвига, вдруг устрашился смерти и согласился принести жертву идолам. Напрасно святой Никифор уговаривал со слезами Саприкия, чтобы он не губил себя отречением, стоя уже на пороге Царства Небесного. Тогда святой Никифор сказал палачам: "Я христианин и верую в Господа нашего Иисуса Христа, от Которого отвергся Саприкий. Казните меня вместо Саприкия". Тут же палачи донесли об этом правителю. Последовал приказ: Саприкия отпустить, а вместо него усечь мечом Никифора. Так воспринял мученический венец святой Никифор.

Тропарь мученику Никифору, из Антиохии Сирской
глас 4
Мученик Твой, Господи, Никифор,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.

Кондак мученику Никифору, из Антиохии Сирской
глас 1
Любве союзом связався, Никифоре,/ разрушил еси яве злобу ненависти/ и мечем во главу твою усечен был еси,/ мученик Божественный воплощшагося Спаса,/ Егоже о нас моли, поющих славную память твою.

Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские



Преподобный Геннадий был по некоторым сведениям сыном богатых родителей. Неизвестно, где точно родился преподобный и кто были его благочестивые родители. Материальные богатства не прельщали юношу. Придя в совершеннолетие, он отказался от мира, раздал все свое имение нищим и ушел подвизаться на реку Свирь к преподобному Александру, который в то время жил один. Принятый преп. Александром, Геннадий всю свою волю отдал святому учителю и под его руководством быстро достиг высокого духовного совершенства. После подготовительного искуса в трудах, посте и молитве, приняв постриг с именем Геннадия, он с благословения святого Александра ушел на Важозеро, отстоящее в 90-та верстах севернее Свирского монастыря. Пищею служило для него былие, овощи и редко рыба, а ложем земля. Здесь, на избранном месте, он устроил себе на берегу озера келию-пещеру и прожил почти до конца своей жизни одиноким отшельником. Так изнуряя свое тело и смиряя душу, боролся он в пустыни с духами злобы и в борьбе этой остался победителем.

Молва о благочестивой жизни подвижника распространилась по окрестностям, и к нему стали приходить ученики с просьбою принять их под свое руководство. Но преподобный Геннадий, возлюбя уединение и безмолвие, по своему смирению отказывался руководить другими и никого не принимал к себе. Только уже под конец своей жизни он позволил поселиться возле себя двум-трем своим ученикам для безмолвной жизни в христианских подвигах поста и молитвы.
Как при жизни преподобного Господь удостаивал его даром чудотворений, так и по смерти его рака его мощей сделалась обильным источником чудотворений и исцелений.
Скончался преподобный Геннадий 8/21 января 1516 году.

Предвидя свою скорую кончину преподобный Геннадий призвал своих учеников, благословил их и предсказал о возникновении обители: "По моем отшествии ко Господу, на этом месте будет построен храм и устроена киновия (общежительный тип монастыря) на спасение многих". Предсказание сбылось в точности спустя несколько лет после преставления святого, когда на Важеозере поселился преподобный Никифор и устроил общежительный монастырь.
Точное время канонизации преподобного Геннадия неизвестно. Вероятно, что она была совершена в Синодальный период нашей Церкви. Святые мощи его почивали в пещерке под спудом недалеко от обители.

Вполне вероятно, что в земной жизни прп. Никифор никогда не встречался со своим предшественником. Родом он был из села Важины Олонецкого уезда, из крестьянской семьи. В ранней молодости он пришел к прп. Александру Свирскому и немало лет провел в иноческих трудах. Кроме молитвы, поста и труда, помогавших умерщвлению плоти, он возложил на себя железные вериги, которые носил прямо на теле. Когда Никифор испросил благословения у своего духовного наставника на посещение Киева, тот не сразу отпустил его в столь дальнее странствие. Для опыта и укрепления св. Александр сначала посоветовал ему сходить на богомолье к прп. Кириллу Новоезерскому.

В те далекие времена на Руси не было почт и наши святые предпочитали переписке молитвенное общение. “Когда придешь к Ново-озеру, не ищи лодки... - напутствовал Александр Свирский своего ученика. - Отойди в сторону и молись, пока за тобой не приедут”. Прп. Никифор так и сделал. Достигнув озера, он не стал останавливаться в деревне, а отошел в сторону и принялся молиться. Потом его сморило, и он прилег на камень отдохнуть. Скоро его разбудили. Никифор увидел незнакомого монаха, выходящего из лодки. “Благослови меня, святой отец! - попросил прп. Никифор. - Прости, что уснул...” “Меня благослови! - ответил прп. Кирилл. - Ведь ты послан духовным братом Александром - служителем Пресвятой Троицы”. Как утверждает предание, когда святые обнялись, дивный свет воссиял над ними.

Никифор провел в Новоезерском монастыре восемь дней. Прощаясь с ним, прп. Кирилл сказал: “Хотя мы имеем с братом Александром большое желание увидеть друг друга, но по Божиему изволению в нынешнем веке сего не сподобимся и увидимся, когда от тела разлучимся, а твои труды, честный отче, не будут забыты перед Богом”.

После этого св. Александр Свирский благословил своего ученика и на паломничество в Киево-Печерский монастырь. Возвратившись из Киева, прп. Никифор вернулся в родное село Важины и оттуда ушел на Важезеро, где уже упокоился в жизнь вечную прп. Геннадий. Известно, что в 1530 году на берегу озера поднялась деревянная церковь во имя Преображения Господня, были сооружены десять келий для братии и дана царская грамота на владение землей.
Скончался прп. Никифор 9 февраля 1557 года. Прпп. Геннадий и Никифор, погребенные рядом, вместе являются с верою призывающим их в молитвенном обращении.



(Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь)

Тропарь преподобным Геннадию и Никифору схимонахам Важеозерским (Олонецким)
глас 4
Яко светильницы пресветлии, Преподобнии отцы наша Геннадие и Накифоре, на брег Важеезера вселестеся и равноангельное житие в пустыне совершили есте. Отнюдоже и по смерти исцеления источаете, Дивнии чудотворцы Карельстии. Темже и мы, притекающие во Обитель вашу, Со умилением и любовию глаголем: молите Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобным Геннадию и Никифору схимонахам Важеозерским (Олонецким)
глас 2
Мира красоту и яже в нем тленная Оставивше и все умное свое желание К Богу вперивше, Того Крест Нарамо взлемше дарование чудес От Христа прияли есте. И ныне Предстояще Святей Троице, поминайте нас, чад ваших, яже собрали есте мудрии. Сего ради вопием вам: радуйтеся Преподобнии Отцы наша Геннадие и Никифоре.

Священномученик протоиерей Василий
(Измайлов Василий Васильевич, +22.02.1930) - 80 лет со дня кончины



Священномученик Василий (Василий Васильевич Измайлов) родился 4 июня 1885 года в городе Вышнем Волочке Тверской губернии. В 1905 году Василий окончил Минскую Духовную семинарию, в 1910-м - Санкт-Петербургскую Духовную академию и был направлен преподавать словесность и дидактику в Паричское женское училище Минской губернии. 7 декабря 1913 года епископ Минский Митрофан (Краснопольский) просил Учебный комитет перевести Василия Измайлова в Минскую Духовную семинарию, находя, что это будет полезным для учебного дела семинарии, и дал ему отличную характеристику. 15 января 1915 года Василий Васильевич был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Минскую Духовную семинарию. Неизвестно, когда он был рукоположен во священника, но, когда начались гонения от безбожных властей, он уже служил священником в Покровской церкви в селе Слобода-Озерицкая Минского района. Возведен в сан протоиерея.

В 1927 году протоиерей Василий был назначен настоятелем Свято-Воскресенского собора города Борисова, но прослужил здесь всего несколько месяцев и 2 июня 1927 года был арестован. Священника обвинили в том, что он говорил «во время всенощной и на следующий день, когда полная была церковь народа... что скоро должны приехать большевистские попы и забрать наш собор, чтобы потом сделать в нем клуб. Призывал граждан защищать церковь... Говорил, что религию преследуют... В разговоре о погоде говорил, что холодную погоду Бог посылает в наказание за то, что советская власть и неверующие издеваются над Церковью... в частной беседе со старушкой-нищей говорил, что дождь идет все время, - это признаки в скором времени большой войны, что так будет литься кровь, как теперь льется дождь... Деятельность Измайлова имела возбуждающее влияние на массы во время приезда обновленцев в марте сего года, когда выкрики из толпы, настроенной Измайловым, были направлены против советской власти; принимая все это во внимание, полагаем необходимым привлечь Измайлова к ответственности самым строгим образом».

На допросе отец Василий виновным себя не признал и сказал, что «все эти обвинения ни на чем не основаны». 26 августа 1927 года он был приговорен к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь. Протоиерей Василий Измайлов скончался 22 февраля 1930 года в Соловецком концлагере и был погребен в безвестной могиле.

28 октября 1999 года прот. Василий был канонизирован Св. Синодом Белорусской Православной Церкви как местночтимый святой.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г.

Патриарх Тихон, Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up