Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 29-я по Пятидесятнице. Святки.
Попразднство Рождества Христова.
Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (I); прп. Маркелла Апамейского, игумена обители «Неусыпающих» (485); свт. Трофима, еп. Арелатского (III; Галл.); прп. Вениамина, монаха Нитрийского (392); прп. Афинодора, ученика прп. Пахомия Великого (IV); прп. Василиска Туринского, Сибирского (1824); прп. Нины (Амилахвари), Младшей (1904; Груз.).
Прпп. Марка гробокопателя, Феофила Слезоточивого и Иоанна, Печерских, в Ближних пещерах (XI-XII); прп. Феофила Омучского (XV); прп. Лаврентия Черниговского (Проскуры) (1950); прп. Фаддея Студита, игумена исп. (818); прп. Иова Манявского (1621; Укр.); прп. Эбрульфа, игум. Ушского, Нормандского (596; Галл.); прп. Лаврентия Черниговского (1950).
Сщмч. Феодосия Беленького, пресвитера (1938); мцц. Наталии Васильевой, Наталии Силуяновой, Евдокии Гусевой, Анны Боровской, Матроны Наволокиной, Варвары Деревягиной, Анны Поповой, Евдокии Назиной, Евфросинии Денисовой, Агриппины Киселевой, Наталии Сундуковой (1942).
Святые дня, молите Бога о нас!
Мученики 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенные
Святые мученики 14 000 младенцев убиты царем Иродом в Вифлееме. Когда пришло время совершения величайшего события - Воплощения Сына Божия и Рождения Его от Пресвятой Девы Марии, восточные волхвы увидели на небе новую звезду, предвозвещавшую рождение Царя Иудейского. Тотчас они направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. Поклонившись Богомладенцу, они не вернулись в Иерусалим к Ироду, как он приказывал им, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну иным путем.
Тогда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника.
Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа. Гнев Ирода обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о Родившемся Мессии. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. По повелению царя был убит святой пророк священник Захария: его умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем за то, что он не указал, где сын его, Иоанн, будущий Креститель Господа Иисуса Христа.
Гнев Божий вскоре покарал самого Ирода: его постигла лютая болезнь, и он умер, заживо съеденный червями. Перед смертью нечестивый царь довершил меру своих злодеяний: убил первосвященников и книжников иудейских, родного брата, сестру и ее мужа, свою жену Мариамну и трех сыновей, а также 70 мудрейших мужей, членов Синедриона.
В Москве есть единственный храм, освящённый в честь 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Это крестильный храм на территории храма вмч. Георгия Победоносца в Коптево.
(комплекс храмов в Коптево. На переднем плане храм в честь 14 тысяч младенцев от Ирода в Вифлиеме избиенных)
Тропарь 14000-м мученикам младенцам, от Ирода в Вифлиеме избиенным
глас 1
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.
Кондак 14000-м мученикам младенцам, от Ирода в Вифлиеме избиенным
глас 6
В Вифлееме рождшуся Царю, волсви от Персиды с дары приходят,/ звездою свыше наставляеми,/ но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу,/ и рыдает себе,/ яко держава его вскоре разорится.
Ин кондак 14000-м мученикам младенцам, от Ирода в Вифлиеме избиенным
глас 4
Звезда волхвы посла к Рождшемуся,/ и Ирод неправедное воинство посла люто,// убити мня во яслех яко Младенца лежаща.
Преподобный Вениамин Нитрийский (Όσιος Βενιαμίν), монах
Епископ Палладий Еленопольский. "Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов".
В той же горе Нитрийской был один чудный муж, по имени Вениамин. Его добродетельная жизнь продолжалась восемьдесят лет. За высокие подвиги в добродетели он удостоился дара исцелений, так что только возлагал на болящего руки или давал ему елея, им благословенного, и тот выздоравливал совершенно. И, несмотря на такой дар, за восемь месяцев до успения своего он сделался болен водянкою. Тело его так распухло, что по страданиям он был другим Иовом в наши времена. Епископ Диоскор, бывший тогда пресвитером горы Нитрийской, взявши нас, меня и блаженного Евагрия, сказал нам: «Подите посмотрите на нового Иова, который при такой болезни неисцельной сохраняет необыкновенное благодушие». Пришедши, мы взглянули на его тело - оно так опухло, что кистями обеих рук нельзя было охватить его мизинца. Не в силах будучи смотреть на такую страшную болезнь, мы отвратили от него глаза свои. Тогда блаженный Вениамин сказал нам: «Помолитесь, чада, чтобы не сделался болен мой внутренний человек. А от тела этого и когда был я здоров, не видел пользы, и, когда болен, не вижу вреда». В те восемь месяцев он постоянно сидел в стуле огромной широты, потому что лечь в постель не мог. И в таком неисцелимом недуге он еще врачевал других от различных болезней.
Я нарочно рассказал о болезни сего святого, чтобы нам не казалось странным, если видим, что и праведных мужей постигает иногда бедствие. Когда сей великий муж скончался, то вынули порог и косяки у дверей, чтобы можно было вынести тело из келии - так опухло тело блаженного и досточтимого отца Вениамина.
Преподобный Фаддей Студит
Монах Студийского монастыря и ученик Феодора Студита, защитник иконопочитания, пострадал в царствование Льва V (813 - 820). Во времена господства иконоборцев он был приведен на суд. Еретики, глумясь над Фаддеем, положили на землю икону Спасителя и, силой набросившись на святого, заставили его наступить на нее. После этого судья сказал: "Ты попрал икону Христа, теперь присоединись к нам". Но Фаддей с дерзновением отвечал, что почитает и с любовью целует святую икону Спасителя, а против воли совершённое попрание не действительно, и проклял злочестие иконоборцев. За это он был забит палками. Бездыханного мученика за ноги волокли по земле и бросили за городской стеной. Но он был еще жив. Один христианин взял его в свой дом, омыл от грязи. Святой Фаддей, прожив еще три дня, предал душу Богу.
Преподобные Марк гробокопатель, Феофил и Иоанн Печерские
(Гравюра из Киево-Печерского Патерика с изображением преподобного Марка Печерского, Гробокопателя)
О преподобных Марке Гробокопателе, Феофиле Плачливом и Иоанне (XI - XII) рассказывает Киево-Печерский Патерик. Два брата - инока, преподобные Феофил и Иоанн, так любили друг друга, что упросили преподобного Марка приготовить им одну могилу.
Спустя много лет, старший брат был послан по монастырским делам. В то время брат Иоанн заболел и умер. Через несколько дней возвратился преподобный Феофил и пошел вместе с братией посмотреть, где положен умерший. Увидев, что он лежит в общем их гробе на первом месте, вознегодовал на блаженного Марка и сказал: "Зачем положил его здесь на моем месте? Я старше его". Пещерник, со смирением кланяясь преподобному Феофилу, просил простить его. Затем, обратись к усопшему, сказал: "Брат, встань и дай это место старшему, а ты ляг на другом месте". И мертвый подвинулся во гробе. Увидев это, преподобный Феофил пал к ногам преподобного Марка и просил прощения. Пещерник заметил ему, чтобы он заботился о своем спасении, так как через некоторое время его также принесут сюда. Услышав это, преподобный Феофил пришел в ужас и решил, что скоро умрет. Раздав всё, что имел, и оставив только мантию, он каждый день ожидал смертного часа. Никто не мог удержать его от слез или заставить вкусить сладкой пищи. От слез преподобный Феофил потерял зрение.
Преподобный Марк перед кончиной на его мольбу умереть вместе с ним сказал: "Не желай смерти, она придет, хотя бы ты и не желал. Вот что послужит знамением близкой твоей кончины: за три дня до смерти ты прозреешь". Слова святого исполнились. Тело преподобного Феофила положено в Антониевой пещере, в гробе вместе с его братом преподобным Иоанном, вблизи мощей преподобного Марка.
Тропарь преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах
глас 1
Умертвив плотския похоти многим воздержанием/ и копанием гробов святым,/ присно, аки мертв, в пещере живя,/ мертвыя повелением своим воздвизал еси,/ Марко прехвальне,/ мертви и наша мудрования плотская/ и настави нас на течение добродетелей,/ моля о нас Единаго Человеколюбца.
Кондак преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах
глас 8
Врача изрядна и чудотворца любовию, вернии, ублажим, просяще его:/ да молитвами своими уврачует наша страсти, душевныя и телесныя,/ имать бо на сие благодать от Бога,/ и прогонит духи лукавыя от всех, верно ко гробу его притекающих и зовущих:/ радуйся, Марко, целителю немощей наших.
Преподобный Эбрульф Ушский, игумен
Родился в 517 г. в Байе (Baueux) (Нормандия), на севере Франции, в богатой и знатной семье. Уже в юности он попал ко двору короля Хильдеберта I. Он был сначала женат, но с согласия своей жены постригся в монастырь Де-дё-Жюмо в епархии Байе. Его супруга также постриглась.
Когда монастырская братия стала почитать его как святого, он удалился с тремя собратьями в глухой лес Уш (Ouche), что близ Хьемуа (Hyesmois), епархия Лизье (Lisiex) и основал там обитель, ставшую позднее монастырём Сент-Евру (St.Evroult), где он был первым настоятелем. В монастырь стекалось множество послушников, и он основал еще 15 скитов, подчинявшихся монастырю.
Предание сообщает о чудесных исцелениях, даже о двух случаях воскрешения из мертвых, совершенных святым.
Святой отошёл ко Господу 29 декабря 596 г.
Преподобный Маркелл Апамейский, игумен
Родом из города Апамеи в Сирии. Он рано лишился своих родителей-христиан. Образование получил сначала в Антиохии, затем в Ефесе. Всё имение, доставшееся от родителей, он роздал нищим, порвав связь с миром. В Ефесе под руководством опытного старца Маркелл вступил на путь подвижничества, но затем ушёл преподобному Александру, игумену обители Неусыпающих в Константинополе. Преподобный принял Маркелла и постриг его в иночество. Ревностно подвизаясь в бдении, посте и молитве, святой рано удостоился великих духовных дарований и дара прозорливости. Он провидел день кончины аввы Александра и свое избрание игуменом, но, будучи сам еще молод, не захотел иметь подначальных и временно удалился из обители, обходил монастыри, получая назидание от старцев.
После смерти святого Александра, когда игуменом был поставлен авва Иоанн, Маркелл вернулся, к великой радости братии. Авва Иоанн сделал Маркелла ближайшим своим помощником. После смерти Иоанна святой Маркелл, вопреки своему желанию, был избран игуменом монастыря и в этом сане пребывал 60 лет.
Святой Маркелл получал от верующих людей средства на расширение и украшение обители. На крупное пожерстование некоего Фаретрия (принявшего постриг вместе с сыновьями), святой отстроил большую церковь, монастырь и странноприимный дом с больницей.
Он также прославился как стойкий борец с ересями. Был видным участником борьбы против Евтихия, в 448 году он поставил свою подпись под его осуждением. Около 470 года вместе с патриархом Геннадием I он возглавил ход монахов против назначения арианина Патрикия, сына Аспара, кесарем и наследником престола.
Далеко распространилась слава о его святой жизни. К Маркеллу приходили издалека знатные и простые, богатые и убогие. Окружавшие святого много раз видели ангелов, сопутствовавших святому и охранявших его. Своей молитвой преподобный врачевал болезни, изгонял бесов и творил чудеса. Так, один из иноков был послан в Анкару и там заболел. Будучи при смерти, он мысленно воззвал к своему авве. В тот же час преподобный Маркелл духовным слухом услышал вопль ученика, встал на молитву, и больной тотчас же выздоровел. Когда корабль, на котором находились его иноки, находился в опасности, молитвой преподобный утишил морскую бурю. Когда святому сказали, что в Византии бушует пожар, он слезно помолился за погибающий в огне город, и пожар утих, как бы потушенный слезами преподобного. Однажды слуга некоего вельможи Ардавурия, незаслуженно обвиненный, укрылся в обители от гнева господина. Ардавурий дважды требовал от святого Маркелла, чтобы он выдал ему Иоанна, но тот всякий раз отказывался. Тогда Ардавурий прислал отряд воинов, и монастырь был окружен. Упавшие духом братия пришли к авве, прося избавления от беды. Святой Маркелл один бесстрашно вышел за ворота монастыря к воинам, держа крест. Преподобного окружало сияние, от креста исходили молнии; слышался гром. Тогда отряд обратился в бегство. Ардавурий, узнав от воинов о случившемся, пришел в ужас и, ради святого Маркелла, простил слугу.
Преподобный мирно преставился к Богу в 485 году. Его верный ученик Лукиан тяжко скорбел о нем, но на пятый день после кончины преподобный Маркелл явился ему и утешил, предсказав скорую кончину.
Тропарь преподобному Маркеллу Апамейскому
глас 8
В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо Крест, последовал еси Христу/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Маркелле, дух твой.
Кондак преподобному Маркеллу Апамейскому
глас 8
Яко звезда, красно сияя,/ от Ефеса провозсиял еси нам, всеблаженне, постижно,/ и добродетельми возгремел еси,/ наставник иноком многим быв, преподобие,/ того ради и царствующий град просветил еси,/ и сего ради вопием ти:/ радуйся, отче всеблаженне Маркелле.
Преподобный Афинодор, ученик Пахомия Великого
Память 29 декабря (греч.) и в Соборе всех преподобных отцов.
Преподобный Афинагор был иноком монастыря Тавенниси, учеником Пахомия Великого, болел проказой и жил вдали от братии. Питался только хлебом с солью дважды в день, учил наизусть главы из Священного Писания, днем не позволял себе прилечь для отдыха. Несмотря на болезнь, Афинагор, как и другие иноки, ежедневно трудился над плетением рогож, хотя его руки при этом кровоточили. Он настолько терпеливо переносил болезнь, что прп. Пахомий нередко посылал его в другие монастыри для назидания братии. Однажды некий инок при виде страданий Афинагора принялся уговаривать его оставить свою работу, которую с радостью сделают за него другие иноки, но Афинагор согласился только смазать истрескавшиеся руки маслом, от чего они стали мягче, но болели сильнее во время работы. Прп. Пахомий, заметив это, напомнил Афинагору о том, что болезнь постигла его по Промыслу Господа, и Афинагор в течение года оплакивал свой грех. Стяжав благодать Божию, он мирно скончался.
Рассказ о нем содержится в Житии Пахомия Великого, учеником которого он являлся.
Память прп. Афинагора отмечается в греческих стишных синаксарях. В ряде рукописей он упомянут под 29 декабря вместе с прп. Вениамином, подвизавшимся в горе Нитрийской.
Богослужебное последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание прп. Афинагора без синаксаря.
Святитель Трофим, епископ Арелатский
(Пресвятая Богородица и свт. Трофим Арльский, витраж Собора св. Трофима в г. Арле, Франция)
Считается первым епископом Арелата.
В 417 г. папа Зосима упоминал, что в Арелате проповедовал Евангелие некий Трофим, посланный Римом. Через полтора века Трофима уже уверенно называли одним из шести епископов, пришедших в Галлию вместе со св. Дионисием Парижским. В разные времена Трофима отождествляли с апостолом от семидесяти, учеником св. Павла и с мучеником антиохийским.
(Собор Святого Трофима (фр. Cathédrale Saint-Trophime)- католический собор в городе Арль, Франция)
В Арле в честь св. Трофима воздвигнут собор.
Преподобная Нина (Амилахвари), игумения мцхетского монастыря Самтавро во имя равноапостольной Нины
В миру княгиня Анна Ивановна Амилахвари, родилась 26 января 1815 года в Саамилахваро (в родовом имении князей Амилахвари) в селении Чала Горийского уезда Тифлисской губернии.
Вся ее жизнь была тесно связана с мцхетским монастырем Самтавро во имя равноапостольной Нины. Рано лишившись родителей, она с детства воспитывалась при этом монастыре под присмотром своей тети монахини Нины Амилахвари, старшей.
В 40 лет, 19 июня 1855 года, послушница Анна Амилахвари была пострижена в монашество с именем Нины архимандритом Тарасием (Месхишвили) в монастыре Кватахеви.
15 сентября 1863 года была назначена настоятельницей монастыря Самтавро. С разрешения экзарха она путешествовала по разным уголкам Грузии и России, побывала в Тбилиси, Моздоке, Пятигорске, Ахалцихе, Абастумани и во Владикавказе и собирала пожертвования на восстановление и реконструкцию монастыря.
8 октября 1865 года возведена в сан игумении экзархом Евсевием (Ильинским).
Ее усилиями в Мцхете были отреставрированы старые и построены новые церковные строения, восстановлена церковь Святой Нины, открыты епархиальное училище для девочек духовного сословия и женская гимназия.
Скончалась 29 декабря 1904 года в возрасте 88 лет и похоронена у церкви святой Нины около ежевичного куста.
Канонизирована 22 декабря 2016 года определением Священного Синода Грузинской Православной Церкви.
Награды
• золотой крест (1865, за обновление женского монастыря в Мцхете)
• крест с драгоценными камнями (1880, за восстановление церкви Святой Нины)
• орден Красного Креста (1883, за оказание помощи раненным солдатам)