Продолжение…
Преподобномученик Мина (Шелаев), архимандрит
(Архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский) и архимандрит Мина (Шелаев) после богослужения в Христорождественском соборе г. Рязани, 1929)
Память 22 октября, в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Кемеровских и Рязанских святых
В миру Шелаев Иван Власович, родился 15 сентября 1882 года в селе Пересветово Дмитровского уезда Московской губернии. Отец его был выходцем из крестьянской семьи, со временем он перебрался в Москву, где организовал сначала артель, а затем и небольшую фабрику по производству бахромы. У Ивана была старшая сестра. В 1885 году отец и мать разошлись. Детей воспитывала мать, которая привила детям истинную любовь к Богу и Церкви.
В 1896 году Иван окончил Московское городское Петровско-Пятницкое училище. Работал в разных местах и должностях. Занимался самообразованием: самостоятельно изучал Священное Писание, святоотеческое наследие, православное догматическое богословие, труды по истории Церкви.
В 1906 году экстерном успешно выдержал экзамены в духовное училище при Московском Заиконоспасском монастыре и 11 ноября получил свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы.
С 1906 по 1910 служил учителем церковно-приходской школы Заиконоспасского монастыря.
Был сторонником возможности уврачевания старообрядческого раскола Православной Церкви через единоверие. С 23 августа 1910 по 1913 год служил учителем церковно-приходской школы при Московском Никольском единоверческом монастыре, где проявились его незаурядные миссионерские способности. В течение этих лет он не только учительствовал, но в каникулярное время проводил публичные беседы со старообрядцами. На становление его как православного миссионера оказал сильное влияние настоятель Никольского единоверческого монастыря Мина (Шустов) (+ 1911).
19 августа 1914 года епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии Амвросием (Смирновым) был назначен исправляющим должность псаломщика в Знаменский храм села Знаменское Егорьевского уезда Рязанской губернии.
С сентября-ноября того же года - миссионер по 1-му, а затем по 2-му Егорьевскому благочиническим округам. С того же времени стал активным членом Егорьевского миссионерского Братства во имя св. Георгия Победоносца.
7 марта 1915 года был перемещен на должность миссионера по городу Егорьевску. 15 марта был назначен на штатную псаломщическую должность к Егорьевскому Успенскому собору с посвящением в стихарь.
Согласно поданному прошению, указом Рязанского Преосвященного от 5 апреля 1915 года был определен в число послушников Рязанского Спасского монастыря с увольнением от должности псаломщика и облечением в рясофор. 12 апреля, в день памяти прмч. Мины Палестинского, убиенного стрелами от сарацин в VII веке, был пострижен в монашество с именем Мина. 15 апреля был рукоположен во иеродиакона.
26 апреля 1915 года был назначен Рязанским уездным миссионером с совмещением всех ранее ему определенных миссионерских должностей. 20 сентября того же года в Рязанском Спасском монастыре был рукоположен во иеромонаха.
1 января 1917 года был назначен Рязанским епархиальным миссионером. Главной целью своей миссии он видел в примирении старообрядцев с официальной Православной Церковью. Его труды были высоко оценены Рязанскими архипастырями, а также многими знавшими его церковными служителями и простыми верующими людьми. 23 марта 1917 года ему была выражена благодарность егорьевских граждан.
8 октября 1919 года был назначен вторым священником в Александро-Мариинском монастыре, продолжал миссионерскую деятельность.
Служил в монастыре до его закрытия в 1921 году, потом переселился в Рязань, жил в сторожке Николо-Ямской церкви.
В 1921 году должность епархиального миссионера была сокращена, и, уже в сане игумена, а затем и архимандрита, время от времени служил как священник на приходах сел Дягилево, Березники и Никуличи. Последним местом приходского служения архимандрита Мины была Тихвинская церковь села Никуличи, закрытая в 1935 году.
Лишившись возможности приходского служения, продолжал проповедническо-миссионерскую деятельность под видом нищенства, но уже не только среди старообрядцев, но и среди крестьян и колхозников сел Дягилево, Никуличи, Хамбушево и Голенчино. В своих проповедях он призывал православный народ не забывать Бога и Церковь, несмотря на гонения почитать церковные праздники. По благославению сщмч. Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского и Шацкого, хождение по селам, как правило, сопровождалось совершением церковных треб в домах верующих. Архимандрит Мина имел благодать исцелять болящих, к нему обращались страждущие.
5 января 1936 года, в числе 27 священно-служителей, был арестован по делу "о контрреволюционной деятельности Управляющего Рязанской епархией Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского и Шацкого". Содержался в тюрьме города Рязани.
Из обвинений, предъявленных о. Мине: "Систематически посещал Масловского", "среди населения вел антисоветскую агитацию о гонении на Церковь", "имея большую библиотеку религиозного характера, различным верующим давал для прочтения книги", "занимался исцелением от различных болезней".
На допросах архимандрит Мина вел себя твердо и уверенно, никого не оговаривая. Свою же точку зрения излагал без лукавства и двоедушия. Из протоколов допроса от 9 и 13 января 1936 года (показания о.Мины):
"Не отрицаю того, что я был недоволен начавшимся в Рязани закрытием церквей и передачи части их обновленцам. Были случаи, что в беседах со знакомыми неоднократно выражал им свое недовольство этими действиями Советской власти..."
"Советскую власть я признаю, но как верующий, отрицательно отношусь к мероприятиям Советской власти о закрытии церквей, которые закрываются насильственным образом против желания верующих...".
Постановлением Особого Совещания при Народном Комиссаре Внутренних дел СССР от 4 апреля 1936 года был приговорен к 5 годам ИТЛ. 6 апреля в группе осужденных по делу был отправлен в город Мариинск в распоряжение начальника Сиблага НКВД. Вместе с протоиереем сщмч. Александром Андреевым, был определен для отбывания срока наказания в Сусловское отделение Сиблага.
В сентябре 1937 года, было возбуждено следственное дело о существовании в лагере контрреволюционной группы под руководством заключенного здесь архиепископа Серафима (Самойловича). В вину этой группе вменялось саботирование работ, контрреволюционная деятельность и религиозная пропаганда. По данному делу были привлечены к ответственности 15 человек, среди них - архимандрит Мина. 28 октября тройкой при УНКВД по Новосибирской области был приговрен к расстрелу.
4 ноября 1937 года был расстрелян в Сусловском лагерном пункте Сиблага.
26 декабря 1958 года Президиумом Рязанского облсуда был реабилитирован по 1936 году репрессий; 6 февраля 1961 года Президиум Кемеровского облсуда - по 1937 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Тропарь
глас 5
Божественным духом просвещен,/усердно послужил еси Богови /постом и молитвою,/ терпением в годину гонений и смирением./ Подражая любимому своему архипастырю/ священномученику Иувеналию,/ душу свою уготовал еси в жертву Богу чистую./ Молися, преподобномучениче Мино,/ за паству рязанскую,/ за веру Православную, за Русь Святую,/ да сохранит Отечество наше в мире и благочестии/ и спасет души наша.
Священномученик Николай Богословский, пресвитер
Память 22 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 3 мая 1875 года в селе Паяницы Петрозаводского уезда Олонецкой губернии в семье священника.
В 1897 году окончил Казанскую духовную семинарию и был рукоположен в сан священника.
В 1918 году поступил в Казанскую духовную академию. В 1921 году окончил академию, но служить в храме стал только с 1925 года - сверхштатным священником Свято-Духовского кафедрального собора г. Петрозаводска.
В 1926 году был возведен в сан протоиерея.
30 октября 1929 года был утвержден штатным священником кафедрального собора. Но в том же году храм был закрыт властями, и все духовенство перешло служить в небольшую старинную церковь во имя великомученицы Екатерины при кладбище г. Петрозаводска.
В конце августа 1937 года был арестован вместе со всем духовенством Екатерининского храма и заключен в тюрьму г. Петрозаводска. Ему вменялось в вину "создание и участие в контрреволюционной повстанческой группе церковников, контрреволюционная деятельность".
(Храм вмц. Екатерины в Петрозаводске)
Допросы начались сразу после ареста и продолжались в течение двух месяцев. Ни на одном из допросов протоиерей Николай не признал себя виновным и не назвал ни одного имени священнослужителя или мирянина. Он отказался подписать протоколы следствия, в которых от него требовали признания в выдвинутых против него обвинениях в контрреволюционной деятельности.
2 ноября 1937 года тройкой при НКВД КАССР приговорен к расстрелу.
Расстрелян 4 ноября 1937 года в окрестностях г. Петрозаводска и погребен в общей безвестной могиле.
9 января 1957 года был реабилитирован Верховным судом КАССР по 1937 году репрессий.
25 марта 2004 года причислен к лику новомучеников и исповедников Российских XX века постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви.
Тропарь
глас 4
Земли Карельстей новое украшение, / добрый пастырю словесных овец, / подвигом страдания за Веру просиявый, / велие дерзновение пред Богом стяжал еси. / Отче священномучениче Николае, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак
глас 3
В годину лютую к пастырству призванный, / в церкви святыя Екатерины подвизался еси, / множество душ к покаянию и спасению приведый, / клевету богоборческую отринул еси. / За Христа пострадав даже до крове, / Священномучениче Николае, // ныне усердно молися о всех нас.
МОЛИТВА
О святый угодниче Божий, священномучениче Николае! Подвигом страдания за Христа в земле Карельстей просиявый, образ смирения и терпения в мученичестве своем нам явивый и клеветников своих посрамивый. Отврати от нас праведный гнев Божий, и да сподобимся молитвами твоими храмы Божий созидати и самем нам храмами Духа Святаго соделоватися. Да укрепит Господь молитвами твоими Веру нашу и избавит страну Карельскую от ересей и расколов. О, святый угодниче Божий, священномучениче Николае, моли о нас Всемилостиваго Бога и Господа нашего Иисуса Христа и его Пречистую Матерь спасение душевное получити и блаженство нескончаемое в вечном царствии Христовом наследовати. Емуже подобает всякая слава со безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков. Аминь
Священномученик Николай Ушаков, пресвитер
Священномученик Николай - Николай Иванович Ушаков - родился в 1876 году в городе Ярославле в семье дьякона, окончил Ярославскую Духовную Семинарию, служил священником в селе Семеновском Брейтовского района. В 1930 году по обвинению в контрреволюционной деятельности три месяца провел в тюрьме. В 1937 году он был арестован и обвинен в контрреволюционной агитации среди верующих, в привлечении молодежи в церковный хор и “обработке ее в антисоветском направлении”. Возводимой на него клеветы не признал. 4 ноября того же года отец Николай принял мученическую смерть - был расстрелян по приговору тройки УНКВД.
Преподобномученик Григорий (Воробьев), игумен
(Игум. Григорий (Воробьёв). Волжский ИТЛ. Фотография 1937 г.)
Память 22 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых
В миру Воробьёв Григорий Иванович, родился 20 января 1883 года в деревне в деревне Почанки Кашинского уезда Тверской губернии, в крестьянской семье. Окончил три класса церковноприходской школы и годичные фельдшерские курсы.
В 1909 г. поступил в Александро-Свирский монастырь, где был пострижен в монашество и рукоположен во иерея.
С 1915 г. служил на фронте полковым священником, а также фармацевтом в Красном Кресте. В 1918 г. вернулся домой.
В 1919 г. призван в Красную Армию, служил ротным фельдшером до августа 1921 г. Демобилизовавшись, вернулся к родным, работал в сельском хозяйстве.
С 1923 г. служил в церкви с. Коприна Мологского уезда Ярославской губернии. Точная дата возведения в сан игумена неизвестна: в 1934 г. он еще был иеромонахом, а в 1936 г.- уже игуменом.
14 октября 1936 г. арестован по обвинению в том, что «высказывал контрреволюционные террористические настроения в адрес вождей ВКП(б), производил контрреволюционные выпады против советской власти, вел антиколхозную агитацию». На следствии виновным себя не признал. 28 февраля 1937 г. Специальной коллегией Ярославского обл. суда приговорен к лишению свободы сроком на семь лет и к поражению в избирательных правах сроком на пять лет. 3 марта 1937 г., находясь в тюрьме г. Рыбинска, послал в Москву кассационную жалобу и 17 марта - дополнение к ней, в которой отрицал свою вину. 1 апреля определением Специальной коллегии Верховного суда приговор был оставлен без изменений.
Отбывал наказание в Угличском районе Ярославской обл. 13 мая 1937 г. переведен на 12-й Вольский участок Волголага; работал санитаром.
14 сентября 1937 г. был арестован в лагере по обвинению в «контрреволюционной агитации среди заключенных»:
«Клеветал на советскую власть, что якобы его и других репрессировали по 58-й статье невинно, называл осужденных за контрреволюционную работу лиц защитниками трудящихся... доказывал, что якобы в газетах пишут ложь и что политика советской власти построена на вранье».
На следствии виновным в «контрреволюционной агитации» себя не признал, продолжал настаивать, что осужден неправильно. 28 октября 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Ярославской обл. приговорен к расстрелу.
Расстрелян 4 ноября 1937 года в Ярославская области. Похоронен в безвестной братской могиле.
Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.
Священномученик Никодим (Кононов), епископ Белгородский, память обретения мощей в 2012 году
Память 28 декабря, 22 октября (обретение мощей в 2012), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах новомучеников и исповедников Белгородских и Соловецких, в Соборах Санкт-Петербургских и Московских святых
В миру Александр Михайлович Кононов, родился 18 июня 1871 года в Архангельской губернии в семье священника Михаила Семеновича Кононова, настоятеля Тельвисочного прихода Мезенского уезда Архангельской губ. Род Кононовых прослеживается до XVII века, и в нем было много замечательных священников - северных миссионеров.
В 1886 году окончил Архангельское духовное училище по II разряду, в 1892 году - Архангельскую духовную семинарию первым студентом и поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
10 февраля 1896 года он был пострижен в монашество с именем Никодим, 24 февраля - рукоположен в сан иеродиакона, 21 апреля - в сан иеромонаха.
В 1896 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен смотрителем Александро-Невского духовного училища в Санкт-Петербурге, а также смотрителем Санкт-Петербургских Педагогических курсов для учителей второклассных церковно-приходских школ. Кроме того, иеромонах Никодим состоял председателем Комиссии по постройке дома для учителей Александро-Невского духовного училища с 18.04.1898 г. по 18.03.1900 г.
30 августа 1904 был возведен в сан архимандрита "за примерное отправление обязанностей по должности Смотрителя духовного училища по представлению Его Преосвященства от 20 августа 1901г. определением Св.Синода от 28 августа 1901г".
В 1904 году был назначен ректором Калужской духовной семинарии.
С 21 сентября 1908 г. по 14 января 1909 г. состоял в особом совещании начальников средних мужских и женских учебных заведений г. Калуги под председательством Калужского губернатора, по выработке правил внешкольного надзора.
Получил благодарность от Калужского епископа за «неусыпные труды, понесенные в последнее особенно время по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль, - если не навсегда, то на продолжительное время, - не подчиняться законным распоряжениям начальства».
В 1909 году перемещен на должность ректора Олонецкой семинарии.
с 1 июня 1909 г. состоял председателем заседаний Олонецкого Миссионерского Совета и Совета Александро-Свирского Братства.
Указом Св.Синода от 13 октября 1909 г., вследствие представления Его Преосвященства, назначен редактором неофициального отдела "Олонецких Епархиальных Ведомостей"
Ему была выражена признательность Святейшего Синода за составление акафиста святому Иоанну Златоусту. Этот акафист был напечатан Синодом для церковного употребления. Акафист святителю Иоанну Златоусту был написан иеромонахом Никодимом, когда он был еще студентом Санкт-Петербургской духовной академии. Однако в то время цензор отклонил акафист примерно в таких выражениях: «Акафист гению должен писать гений, а не какой-то безвестный иеромонах».
9 января 1911 г. хиротонисан во епископа Рыльского, викария Курской епархии. Хиротония состоялась в Санкт-Петербурге. Чин хиротонии совершали: митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) и другие.
С 15 ноября 1913 г. - епископ Белгородский, викарий той же епархии.
Всё время своей архипастырской деятельности владыка был церковным песнотворцем, он составил акафисты преподобным Никодиму Кожеезерскому, Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу.
Духовный писатель, церковный историк, владыка Никодим был автором книг о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли, а также являлся одним из главных составителей многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18-19 столетий». В 1910 была опубликована его книга «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел». Кроме этого, им были написаны несколько сборников жизнеописаний святых угодников Божиих Санкт-Петербургской и Вологодской епархий, а также подвижников Соловецкого монастыря. Занимался он и историей старчества.
Много потрудился владыка в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. В годы служения в Курской епархии им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». Под руководством епископа Никодима и при его непосредственном участии были изданы три тома консисторских дел, связанных с деятельностью святителя Иоасафа, в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы его покои, создан уникальный музей святителя Иоасафа, обладавший обширным фондом документов.
В 1917 удостоен степени магистра богословия.
8 января 1919 года был арестован комиссаром Саенко прямо в алтаре Троицкого собора за проповеди против грабежа и насилия.
По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одну из групп верующих, протестовавших против ареста епископа, возглавила жена священника, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, которая была сразу же арестована как «руководительница контрреволюционной демонстрации» и расстреляна. На следующие сутки епископ был повторно арестован.
Тайно расстрелян 10 января 1919 года, похоронен в общей могиле за городом.
После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была вскрыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия не смертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками.
Святым останкам владыки Никодима были возданы должные почести, их погребли в Свято-Троицком мужском монастыре и близ раки святителя Иоасафа Белгородского.
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 13-16 августа 2000 г. епископ Белгородский Никодим (Кононов) был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
2 ноября 2012 года на месте захоронения святителя Никодима были обретены его нетленные останки. После проведения идентификации останков Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) определил: «Найденные останки признать мощами священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского, внести в месяцеслов Русской Православной Церкви дату обретения мощей священномученика Никодима». Рака с мощами священномученика Никодима находится в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Белгорода.
(Обретение мощей священномученика Никодима архиепископа Белгородского)
Тропарь
глас 4
Православия и благочестия ревнителю,/ священномучениче Никодиме,/ святителя Иоасафа велегласный прославителю,/ душу свою за овцы стада Христова положивый,/ моли о нас всемилостиваго Бога,/ да верою, надеждою и любовию утвердит отечество наше в Православии/ и душам нашим дарует велию милость.
Кондак
глас 8
Избранный светильниче земли Белоградския,/ страдания и кончину Христа ради восприявый,/ темже обретый благодать несокрушимую,/ помогай нам твоим предстательством во утверждении Православия,/ да с верою зовем ти:/ Радуйся, священномучениче Никодиме,/ архипастырю и молитвенниче усердный!
Об этих и других Новомучениках и Исповедниках Российских, память которых приходится на день сегодняшний, вы можете прочитать тут:
http://drevo-info.ru/articles/1675.html