21 октября (03 ноября) 2024 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Nov 02, 2024 20:00

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Неделя 19-я по Пятидесятнице.

Прп. Илариона Великого (371-372); Перенесение мощей свт. Илариона, епископа Меглинского (1206).
Прп. Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XI); прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476); прпп. Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412); мчч. Дасия, Гаия и Зотика (303); прп. Христодула Патмосского (1093/1111; Греч.), память перенесения мощей с Эвбеи на Патмос; мцц. Урсулы Кёльнской и иже с ней (IV; Герм.); прп. Вульфилаиха Трирского, столпника (ок. 594; Галл.); прп. Финтана Мунну (635/636; Кельт. и Брит.); прп. Малатгени Клоненахского (767; Кельт. и Брит.); прп. Иакова Каппадокийского (не ранее X; Греч.).

Прп. Филофея Афонского (+ кон. X-нач. XI вв.); прмчч. Виссариона Сарая, иером. (не ранее 1744) и Софрония Чоарского, монаха (ок. 1765), и мч. Опри Миклэуша, Салистийского (XVIII), умученных латинами, Трансильванских (Рум., Серб.); сщиспп. Иоанна Галешского и Моисея Мэчиника, иереев Сибиельских, Трансивльванских (XVIII; Рум.).

Сщмчч. Павлина (Крошечкина), архиепископа Могилевского, Аркадия (Ершова), епископа Екатеринбургского, и с ними Анатолия Левицкого, Никандра Чернелевского, пресвитеров, мч. Киприана Анникова (1937); сщмч. Дамиана (Воскресенского), архиепископа Курского (1937); сщмчч. Константина Чекалова, Сергия Смирнова, Василия Никольского, Феодора Беляева, Владимира Введенского, Николая Раевского, Иоанна Козырева, Василия Козырева, Александра Богоявленского, Димитрия Троицкого, Алексия Москвина, пресвитеров, Сергия Казанского, протодиакона, Иоанна Мельницкого, диакона, прмчч. Софрония (Несмеянова), иеромонаха, Неофита (Осипова), архимандрита (1937); прмц. Пелагии (Тестовой), инокини (1944), сщмч. Алексия (Буя), еп. Козловского (1937; РПЦЗ).

Святые дня, молите Бога о нас!

Преподобный Иларион Великий





Родился в 291 году в палестинском селении Тавафа. Его послали для изучения наук в Александрию, где он познакомился с христианами и принял святое Крещение. Услышав об ангельской жизни преподобного Антония Великого, Иларион отправился к нему, чтобы научиться угождать Богу. Вскоре Иларион возвратился на родину. Родители его уже умерли. Раздав имущество родственникам и нищим, Иларион поселился в пустыне около города Маиума. Преподобный усиленно боролся с нечистыми помыслами, смущавшими ум и распалявшими плоть, побеждая их тяжелым трудом, постом и прилежной молитвой. Диавол устрашал святого призраками и привидениями. Во время молитвы святой Иларион слышал плач детей, рыдание женщин, рев львов и других зверей. Преподобный понимал, что эти ужасы наводят бесы, чтобы прогнать его из пустыни, поэтому пересиливал страх с помощью усердной молитвы.

Вот как описываются искушения и подвиги Иллариона в тот период его подвижничества в его подробном Житии:

«Молодой воин Христов побуждаем был думать о том, чего не знал, и мечтать о прелести того, с чем не ознакомился по опыту. М так, в гневе на себя, ударяя в грудь руками - как будто он был в состоянии ударами рук изгнать помышления - он сказал: «Я добьюсь того, осел, что ты не будешь лягаться; я буду кормить тебя не ячменем, а соломой; я тебя изведу голодом и жаждой, отягчу тяжким бременем, буду преследовать зноем и холодом, чтобы ты думал скорее о пище, а не о сладострастии». И так поддерживая слабеющую жизнь через три или четыре дня соком трав и немногими смоквами, часто моляся и поя, копая землю граблями, дабы тягота труда усугубляла тяготу поста. Вместе с тем, плетя из камыша корзины, он подражал подвигам Египетских монахов и изречению Апостола, говорящего: кто не хощет делати ниже да яст (II Солун. 3, 10); он так исхудал и тело его до того истощилось, что едва держалось на костях.

В одну ночь он начал слышать плач детей, блеяние стад, мычание быков, как бы вопли женщин, рычание львов, шум войска, и опять различные чудные голоса, (раздававшиеся) для того, чтобы он удалился, испуганный прежде звуком, чем видением. Он понял, что это демонское издевательство и, пав на колени, напечатлев на челе знамение Христа, и вооружившись оным, боролся еще сильнее, повергшись и желая как-нибудь увидать тех, от слуха которых он ужасался. Внимательными очами осматриваясь туда и сюда, он внезапно при свете луны увидел, что на него мчится колесница с несущимися конями, и когда он воззвал к Иисусу, вся прелесть была поглощена внезапно разверзшеюся перед его очами землею. Тогда он сказал: коня и всадника вверже в море (Исх. XV, 1) и: сии на колесницех и сии на конех, мы, же во имя Бога возвеличимся (Псал. XIX, 8).

Многочисленны были его искушения и разнообразны днем и ночью демонские козни: если бы я захотел исчислить все, то вышел бы за пределы книги. Сколько раз видел он на своем ложе обнаженных женщин, сколько раз великолепные яства во время голода! По временам чрез него перескакивал, во время молитвы, волк с воем или лисица с криком, и, когда он пел, ему являлась в видении толпа гладиаторов и один, как бы убитый, пав к его ногам, просил погребения.

Однажды он молился, опустив голову в землю и, по свойству человеческой природы, мысль его, отвлекшись от молитвы, думала о чем-то другом; тогда на спину вскочил ему всадник и ударяя его в бока пятами, а в голову бичом, сказал: «эй, чего ты дремлешь?», и издеваясь сверху, если он уставал, спрашивал, не хочет ли он ячменя?

Итак, с шестнадцатого до двадцатого года жизни он защищал себя от жара и дождя небольшой кущей, сплетенной из тростника и смоквы. Затем он выстроил маленькую келлию, существующую и доныне, вышиною в пять футов, т. е. ниже его роста, длиною несколько побольше вышины его тела, так что можно было подумать, что это скорее могила, нежели дом.

Волосы он стриг раз в год, в день Пасхи, спал до самой смерти на голой земле и тростниковой подушке. Хитон, в который одевался, он никогда не мыл и говорил, что излишне искать чистоты во власянице. И он не надевал другой туники прежде, нежели совершенно разорвется прежняя. Зная наизусть священное писание, он читал его, как бы в присутствии Божии, после молитв и псалмов. И так как было бы долго в отдельности рассказывать о разновременных его восхождениях, я вкратце соберу их перед очами читателя, в тоже время излагая его жизнь, и затем возвращусь к порядку повествования.

С двадцать первого по двадцать седьмой год, в течении трех лет, он ел пол секстария чечевицы, смоченной холодной водой, а в течении других трех - сухой хлеб с солью и водой. Затем, с двадцать седьмого по тридцатый он поддерживал себя полевыми травами и сырыми кореньями некоторых злаков. А с тридцать первого по тридцать пятый он имел нищей шесть унций ячменного хлеба и слабо отваренные овощи без масла. Чувствуя же, что глаза его помрачаются и все тело стягивается от чесотки и какой-то парши, имеющей вид пемзы, к прежней пище он прибавил масло и продолжал эту степень воздержания до шестьдесят третьего года жизни, не вкушая, сверх этого, ни плодов, ни овощей, ниже чего другого. Затем, когда он увидал, что изнемогает телом и полагая, что ему предстоит близкая смерть, с шестьдесят четвертого года до восьмидесятого воздерживался от хлеба, вследствие невероятного пыла душевного, так что в это время; когда другие обыкновенно живут не так строго, он, как бы новичок, приступал к работе Господней. Ему приготовлялась из муки и крошеных овощей похлебка, весом - пища и питье - едва в пять унций; и он, ведя такой образ жизни, никогда не разрешал поста до солнечного заката даже в праздничные дни или в тяжкой болезни».
(http://www.optina-pustin.ru/g_prep_ilar_vel.html)

В 328 преп. Иларион основал первый монастырь в Иерусалиме.

Однажды на преподобного Илариона напали разбойники, и он силой своего слова убедил их оставить преступную жизнь. Скоро о святом подвижнике узнала вся Палестина. Господь даровал преподобному Илариону власть изгонять нечистых духов. Этим благодатным даром он освободил от уз много недужных. Больные приходили для исцеления, и преподобный врачевал болезни бесплатно, говоря, что благодать Божия не продается. Через обоняние святой узнавал, какой страстью одержим тот или иной человек. Приходили к преподобному Илариону и желающие спасать свою душу под его руководством. С благословения преподобного по всей Палестине начали возникать монастыри. Переходя из одной обители в другую, он утверждал в них строгий подвижнический образ жизни.

В преклонных летах он покинул Святую Землю и отплыл в надежде найти тихое место, где можно было бы посвятить себя молитве. Плывя из Сицилии, в 364 году он высадился вместе со своим учеником Исихием на Кипре близ города Пафос, где и поселился. Однако вскоре о нем все узнали, и к его уединенной келье стали во множестве приходить люди. Из-за этого преподобный даже хотел вернуться в Палестину, но ученик его Исихий убедил Илариона просто уйти в менее доступное место - на вершину крутой скалы, возвышающейся над селом Епископи (ныне Айис Ларкос). Там он упокоился в Господе и был похоронен около 371 года.
На Кипре святого Илариона почитают основателем монашества на этом острове.

Тропарь преподобного Илариона Великого
глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси/ и, иже из глубины воздыханьми, во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иларионе, отче наш:/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобного Илариона Великого
глас 8
Яко иноков утверждение, наставник же граждан пустынных,/ и чудотворец благодатию Великому Антонию подобяся,/ помощник в страстех бедствующим неотступен, Иларионе отче наш,/ моли за чтущия святую память твою.

Кондак преподобного Илариона Великого
глас 3
Яко светильника незаходимаго умнаго тя Солнца,/ сошедшеся днесь, восхваляем в песнех,/ возсиял бо еси сущим во тьме неведения,/ вся возводя к Божественней высоте, Иларионе./ Темже вопием:// радуйся, отче, всех постников основание.

Преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский



Преподобный Иларион Псковоезерский был учеником преподобного Евфросина Псковского, основателя Спасо-Елеазаровского монастыря.

Преподобный Иларион Гдовский был одним из молитвенников-пустынножителей. В XV - XVI веках в разных уголках Псковского края возникали скиты пустынножителей, которые в поисках безмолвия уединялись от людей в глухой пустыни, среди леса, болот и мхов. Не зря Псковскую область, полную древних скитов и монастырей, православные называют Палестиной.
Такое же место для молитвы выбрал Преподобный: территорию дремучего Сорокового бора около Чудского озера, на пустынном острове реки Желча (сегодня Гдовский район). Пустынник питался травами и кореньями, очищая ум духовным созерцанием и пребывая в неустанной борьбе с невидимыми духами.

В 1460 году он основал на берегу реки Желчи, недалеко от Гдова, Озерский Покровский монастырь. Обитель находилась на границе с Ливонским орденом, поэтому иноки постоянно претерпевали нападения воинственного ордена. Несмотря на трудные условия и недостаток средств, преподобный Иларион утвердил в монастыре высокое благочестие. Вместе с тем велись большие работы по укреплению и благоустройству обители.

При своей жизни преподобный Иларион нес подвиг столпничества - молился в дупле дерева. До сих пор эта сосна сохраняется в часовне недалеко от самой Покровской церкви. Сохранилось предание, что он уже в земной жизни обладал благодатью узнавать, кто с чем пришел и кто какой страстью одержим. Вся жизнь преподобного заключалась в непрестанным трудом, самопонуждении ко всему доброму, внимании к себе, бдении, молитве, богомыслии, воздержании, кротости, смирении и всецелой преданной любви к Богу.

Преставился преподобный Иларион 28 марта 1476 года и был погребён у северных дверей иконостаса в храме Покрова Пресвятой Богородицы основанного им монастыря. Впоследствии в обители был построен храм в честь Рождества Христова, левый придел которого назывался именем основателя Гдовского монастыря. Указом Екатерины II монастырь был упразднён, Покровская церковь стала приходской. В ней обычно совершал Литургию в день празднования памяти преподобного священномученик Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин. Последняя служба в храме прошла в 1942 году.



(Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Озёра - Гдовский район - Псковская область, построена в 1871 году на месте упраздненного монастыря)

В 1993 году по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, а также по молитвам и с благословения старца отца Николая (Гурьянова) настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы стал иерей Евгений Михайлов, который возобновил Богослужения и восстановил храм. Два колокола Покровской церкви, отлитые по личному заказу Ивана Грозного в 1570 году, находятся в Псковском музее-заповеднике, а на колокольне церкви сегодня находится пять новых колоколов, отлитых на Урале. Островная деревня Озера, где стоит церковь Покрова Богородицы, в которой сберегаются святые мощи преподобного, является местом паломничества православных.

Тропарь преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского
глас 4
В молитвах бодрствуя,/ пресветлый храм Духа Святаго был еси,/ темже и чудотворец предивный явился еси,/ преподобне отче наш Иларионе./ О нас моли Христа Бога/ светом Божественнаго познания просветити ны/ и спасти души наша.

Кондак преподобному Илариону Псковоезерскому чудотворцу

Чистотою душевною божественно вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Иларионе отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Величание преподобному Илариону Псковоезерскому чудотворцу

Ублажаем тя, преподобне отче наш Иларионе, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов

Преподобные Феофил и Иаков Омучские



(Преподобный Феофил Омучский)

Память 21 октября, 29 декабря, в Соборе Санкт-Петербургских святых

Преподобные Иаков и Феофил Омучские подвизались на острове Коневце вместе с преподобным Арсением. В 1396 году на реке Омуче в Псковской епархии, недалеко от города Порхова, святые Феофил и Иаков основали пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Кончина их последовала около 1412 года.

Молитва преподобному Феофилу, игумену Омучскому, Лужскому чудотворцу

О преподобне и богоносне отче наш Феофиле! По днех многоскорбныя и многотрудныя жизни, преселился еси в небесная селения и днесь радостей неизреченных причащаешися. Но аще и духом от нас отшел еси, обаче не забыл еси нас, верно чтущих память твою. И скорое к тебе притекающым твориши вспоможение. Сего ради усердно молим тя: предстоя Престолу Вседержителеву, молися, преподобне, да помилует нас Господь, не по беззаконием воздаст нам, но по неизреченной Его милости, страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш; помянет предстоящыя люди, и ради благословных вин оставльшихся, и помилует их и нас по множеству милости Своея, сокровища их исполнит всякаго блага; супружества их в мире и единомыслии соблюдет, младенцы воспитает, юность наставит, старость поддержит, малодушныя утешит, расточенныя соберет, прельщенныя обратит, и совокупит святей Своей соборней и апостольстей Церкви, стужаемыя от духов нечистых свободит, плавающым сплавает, путешествующым сшествует, вдовицам предстанет, сирых защитит, плененныя избавит, недугующыя исцелит, на судищи, и в рудах, и в заточениих, в горких работах, и всякия скорби, и нужде и обстоянии сущих. Помянет же и всех, требующих великаго Его благоутробия, и любящих нас, и ненавидящих, и заповедавших нам недостойным молитися о них, и вся люди Своя помянет Господь Бог наш, и на вся излиет богатую Свою милость, всем подаст, яже ко спасению прошения. Сам да помянет Сердцеведец коегождо возраст и именование, ведый коегождо от утробы матере его: Господь бо есть Помощь безпомощным, Надежда безнадежным, обуреваемым Спаситель, плавающым Пристанище, недугующым Врачь, Сам всем Вся будет, ведый коегождо и прошение его, дом и потребу его. Избавит же храм сей, и всякий град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани и вся управит в Своя горняя селения, идеже выну славится Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Преподобный Филофей Афонский

Память 21 октября и в Соборе Афонских преподобных

Был родом из Елатии. Опасаясь турок, его родители перебрались в Македонию, в Хрисополь, где вскоре скончался отец преподобного. Дитя Филофей вместе с братом, похищенные турками и брошенные в темницу, были выведены чудесным образом Самой Божией Матерью. Она явилась детям в образе их матери и проводила в монастырь Пресвятой Богородицы города Неаполя в Малой Азии. В этом монастыре братья приняли пострижение и проходили назначенное игуменом послушание в должности екклисиархов. Мать Филофея, Евдокия, по тайному водительству Промысла, удалилась в женский монастырь в том же городе, уже многие годы совершенно ничего не зная о судьбе своих детей. Во время храмового праздника, будучи вместе с несколькими монахинями в мужской обители, где подвизался преподобный, Евдокия узнала своих детей. На ее вопрос, как они здесь оказались, дети отвечали: "Ты сама лучше знаешь, не ты ли, освободив нас из тюрьмы, привела сюда?" Так Евдокия убедилась в благодатном предстательстве Божией Матери, в молитвах к Которой она только и находила утешение. На радостную встречу матери с детьми собралась вся братия и, узнав о чудесном происшествии, прославляла Господа.

По преставлении матери, преподобный Филофей отбыл на Святую Гору, где сначала вступил в братство Дионисиатского монастыря, а потом удалился на полное безмолвие. Посвятив себя молитвенным подвигам, преподобный Филофей достиг высокого духовного совершенства и удостоился дара прозорливости. Впоследствии к нему присоединились ученики, монахи Арсений и Дионисий. Как часть своей келлии он воздвиг храм в 990 году, который дал начало Филофеевской обители.



(Монастырь Филофей (греч. Μονή Φιλοθέου), Афон)

В возрасте восьмидесяти четырех лет преподобный мирно отошел ко Господу, повелев своим ученикам не погребать его тело, а бросить с бесчестием в лесу на съедение зверям и птицам. Ученики исполнили завещание старца, однако Господь прославил чудесным сиянием мощи святого, после чего они были возвращены в обитель.

Святые мученики и исповедники Трансильванские

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5: 11-12). Воистину эти слова жизни исполнились на православных румынах в Трансильвании в XVIII веке. Эта румынская область в течение многих столетий была под гнетом Габсбургов и венгров. Румынский народ и Церковь во все время рабства были в очень трудном материальном, но более всего в духовном положении. Лукавый Ватикан со всеми своими подданными в монархии хотел обратить православных румын в унию, чтобы благочестивый народ шагнул в адскую бездну.

Сопротивление православных румын унии длилось 60 лет. Тысячи монахов, священников, верующих, женщин и детей, которые даже ценой жизни не хотели оставить свою православную веру, претерпевали тюремное заключение от нескольких недель до нескольких лет. За исповедание своей веры они были закованы в тяжелые цепи по рукам и ногам, женщин и детей держали зимою по три-четыре месяца в тюрьме, зверски мучили и бичевали.
Многие из православных приняли венец мученичества, подобно христианам первых веков, исповедуя перед униатскими и римо-католическими палачами, что «лучше умереть в тюрьме, чем оставить православную веру». Униатские священники с помощью австрийских солдат насильно причащали, крестили и хоронили православных румын, так что они «страдали от ужасного страха перед немцами и униатскими попами». Например, четверо верующих из Жины были отведены в соляные шахты Уйоари, где семь недель были мучимы и унижаемы: «…ночью их спускали в подземелье, где пытали и терзали железными кольцами, а ноги и головы им оковали тяжелыми цепями с висячими замками», а верующие из Делы, руководимые священником Космой, свидетельствовали: «Нас заперли в комнате, и взрослых, и детей, где нас душили дымом от горящей соломы за то, что мы не хотим принимать унию».

В одном письме от 1756 года верующие из Селиште, обращаясь к Карловацкому митрополиту Павлу (Ненадовичу), пишут: «Нет больше силы, чем та, с которой терпим все эти дни, все зло, которое исходит к нам от униатских попов и их гнева, ибо нас каждый день хватают и просят местных правителей, чтобы нас заключили в тюрьму. Из-за их великой злобы мы оставили все, и дома и земли, и поэтому живем по землянкам в лесу, так как нам не нужны униатские священники даже ценою жизни».

Десятки сел и тысячи православных румын в этой борьбе в защиту Православия были руководимы монахами, священниками и глубоко верующими мирянами, которые доблестно исповедовали веру отцов, день и ночь переходя пешком от деревни к деревне, от города к городу, вдохновляя православных быть стойкими в вере, не ходить на службы и не приглашать священников, которые приняли унию. Благодаря их сердечной проповеди тысячи румын, покаявшись, вернулись под крыло Церкви Христовой и отеческой веры. Но, как сказал Господь Своему апостолу Павлу, «сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12: 9), посему Всевышний не отвратил лицо Свое от тысяч Своих верных и излил милость так, что часть этих святых мучеников и исповедников румынских того периода принесли стократный плод. Свет Православия вновь засиял в полной мере в этой области.

Вот некоторые из этих святых мучеников, память которых приходится на день сегодняшний:

Преподобномученики Виссарион Сарай, иеромонах, Софроний Чоарский, монах и мученик. Опря Миклэуш, Салистийский



(Прмч. Виссарион Сарай, мчч. Опря Миклэуш и Софроний из Чоары)

Святой Виссарион Сараи

В миру Николай, родился около 1714 года в местечке Майдан в Боснии. Существует предположение о его румынском происхождении, т.к. власти Тимишоары звали его «отшельник валах». С детства отличался благочестием и любовью к молитве.
В 17 лет отправился в Св. землю. Принял монашество в лавре св. Саввы Освященного, посетил Афон.
После возвращения на родину 7 лет прослужил диаконом и был рукоположен во иерея в монастыре Пакра (Славония, на территории современной Хорватии).
Вновь посетил Св. землю.

Ок. 1742 г. по благословению патриарха Печского Арсения IV (Йовановича-Шакабенды) отправился в Банат и Трансильванию, входившие тогда в состав монархии Габсбургов, для проповеди Православия и противодействия усилившейся при имп. Марии Терезии униатской миссии.
Плодотворная деятельность иером. Виссариона расстраивала униатские планы Римско-католической церкви и австрийских властей.
В 1744 г. св. Виссарион был арестован и отправлен в Вену. После вмешательства русского посланника он был освобожден, но вскоре снова арестован в г. Сибиу. Пройдя через тюрьмы в городах Дева и Тимишоара был заключен в тюрьму в Куфштайне в Тирольских горах в Австрии, где и скончался.

Еще при жизни пользовался уважением и авторитетом среди православного населения, часто встречавшего его крестными ходами и колокольным звоном. После кончины стал почитаться как святой. Особым местом почитания св. Виссариона был крест, воздвигнутый им на холме близ г. Липова (совр. Румыния).

Прославлен в лике святых в Румынской Церкви 28 февраля 1950 г., в Сербской Церкви 14 июня 1962 г.

В службе прмч. Виссариону подчеркивается его преданность Православию. «Борец за православие, - прославляет его гимнограф, - ангельской трубой будил ты в душах верных отвагу, исповедывать истинную веру, и питал народ правдивой и ясной наукой. Велики были труды твои, велико усердие в проповеди, велик был и плод праведной борьбы твоей, присно поминаемый воин Христов!» В стихирах преподобный Виссарион именуется неустрашимым вестником, исповедником истинной веры, непобедимой крепостью: «Трудами своими укреплял благочестивый народ христианский, и живот свой положил за защиту веры... Отправился ты в мир поднимать на борьбу и на защиту истинной веры благочестивых румын Эрделья. Лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда (Мф 8:20), а ты, как некогда Господь, не имел где приклонить главу от злых гонителей».

Святой Софроний Чоарский

Этот неустрашимый исповедник родился в священнической семье. Он был сначала приходским священником, но после того, как его жена упокоилась, принял монашеский постриг. Тьма унии и иезуитских миссий накрыла всю Трансильванию. И этот угодник Божий ощутил, что пришло время исповедовать правую веру даже ценою жизни, подобно святым мученикам первых веков христианства. Своими беседами, посланиями и письмами он сеял семена истинной веры и противостоял насаждению унии. Он сподвиг и организовал народ на борьбу за сохранение отеческой веры. И он советовал народу изгонять униатских священников и не посещать их и стремиться быть под «юрисдикцией Иерусалимского Патриархата». За исповедание православной веры несколько раз его бросали в тюрьму, откуда его освобождали сельчане, которые видели в нем великого светильника истины.

Святой Софроний созвал большой собор священников и верующих в Алба Юлии. Но после встречи с генералом Николаусом Адольфом Буком, командующим императорскими войсками в Трансильвании (который был известен тем, что разрушал православные храмы и монастыри), этот святой Божий должен был перейти в Валахию, где и преставился ко Господу.

В конце концов исповедничество и сопротивление, которое организовал святой Софроний, трудясь с 1759 по 1761 годы, в истории Румынской Церкви считается решительной победой Православия в Трансильвании, ибо в унии осталось не более 7% от общего числа румынского населения.

Святой Опря Микалуш

Святая отрасль трансильванской земли и мученик за веру, который имел веру не от мудрости человеческой, но от силы Божией (см.: 1 Кор. 2: 5), святой Опря был выходцем из Сибинского Селишта. Видя всю пагубность унии и страдание своего народа под униатским ярмом, он много раз ездил в Вену с целью убедить императрицу Марию Терезию объявить свободу вероисповедания для своих подданных. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12: 25), - учит Писание. В 1752 году этот неустрашимый исповедник, не жалевший себя и жизни своей ради истины, был брошен в печально известную тюрьму Куфштейн, где окончил свою земную жизнь как мученик за веру православную.

Священноисповедники Иоанн Галешский и Моисей Мэчиник, иереи Сибиельские, Трансивльванские

Священномученик Моисей Мачаник

Сей священник, подобно древним священнослужителям, услышал слова Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16), - и отправился со святым мучеником Опрей, чтобы «сражаться доброй войной» за свою веру. Несколько раз со святым Опрей он приезжал в Вену, там вместе с ним был арестован и доставлен в тюрьму Куфштейн. Этот священнослужитель принял венец мученичества в то же время, что и святой мученик Опря.

Священномученик Иоанн Галешский

Этот священник в 1756-1757 годы обходил православные румынские деревни и собирал подписи под прошением о позволении свободы вероисповедания. Он был схвачен и доставлен на территорию Австрии. Считается, что этот святой окончил свою земную жизнь в тюрьме австрийского города Граца, где его на 24 году заключения посетили некие торговцы из Брашова. Он им рассказал, как страдал за Христа и веру православную 24 года, но никто не сумел изменить его убеждений. О его жизни можно сказать словами апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4: 7).

Святитель Иларион Русин, митрополит Киевский и всея Руси



Память 21 октября, в Соборах прпп. отцов Киево-Печерских Ближних пещер и всех прпп. отцов Киево-Печерских, а также Киевских святых

Жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого, сына святого равноапостольного Владимира. В историю Русской Православной Церкви он вошел как первый из ее русских предстоятелей, поставленных на митрополию Собором русских епископов.

Святой Иларион родился в семье Нижегородского священника и сам был священником церкви св. Апостолов в Берестове, княжеской резиденции под Киевом, духовным отцом и сподвижником князя Ярослава.

По словам преподобного Нестора Летописца:

«Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал. Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ, и книжен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу. Ископав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу...»

Впоследствии эту пещеру занял Антоний Печерский. От преподобного Антония Иларион принял монашеский постриг.

Святой Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто «муж книжный», но обладал духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы он отдавал служению Церкви.

Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград, хотя Русская Церковь была в то время митрополией в составе Константинопольского Патриархата и ее предстоятелями до этого были греки. Святитель Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием. Незадолго до того он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения. Это литературное произведение свидетельствует не только о богословских знаниях, но и о риторических и писательских дарованиях его автора, что заставляет предполагать, что Иларион получил высшее образование в Византии. Участвуя в посольстве ко французскому королевскому двору (ок. 1048), он имел возможность познакомиться также с Западной Европой.

Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом Киевским в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом (по другим сведениям, он так и не был утвержден и с этим связано его недолгое правление). Его деятельность проходила в период утверждения и укрепления Христианства на Руси. Для достижения успеха в этом важном деле митрополит Иларион придавал большое значение развитию грамотности.

На время его правления приходится освящение 26 ноября 1052 (1053) г. каменной церкви монастыря св. Георгия в Киеве, основанного Ярославом.

С именем Илариона связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава. Впрочем этот факт ставится под сомнения учеными, относящими этот номоканон к позднейшему времени (XII-XIII вв.).

Летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого, 20 февраля 1054 г., святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит - грек Ефрем.

Молчание летописи о кончине свт. Илариона дает основания считать, что он не умер, а был устранен от управления митрополией. Удаление Илариона находилось, видимо, в связи с восстановлением прежнего порядка поставления киевских митрополитов и, вероятно, последовало вскоре после смерти Ярослава в феврале 1054 г.

Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы - «Слово о законе и благодати», известное в более 50 списках XV-XVI веков. Среди других творений святителя Илариона особо важное место занимает его архиерейское исповедание которое стало образцом епископской присяги в Русской Церкви.

Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. В надписаниях его творений, в рукописных святцах и каталогах святителей, святитель Иларион неизменно именуется святым и предивным чудотворцем. Устойчивое литургическое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево-Печерским преподобным. Как в службе Собору отцов Ближних пещер (28 сентября) так и в службе всем Киево-Печерским святым (2-я Неделя Великого поста) он перечисляется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви.

Святые дня, Православие

Previous post Next post
Up