Продолжение…
Преподобный Иоанн Чужеземец, Богоносец, Строитель, Отшельник Критский (греч. ᾿Ιωάννης ὁ Ξένος, ὁ Θεοφόρος, ὁ Οικοδόμος, ὁ ᾿Ερημίτης, εκ Σίβα Μεσαράς ἀπὸ τὴν Κρήτη)
Внёс значительный вклад в возрождение монашеской жизни на Крите после арабского завоевания, основав ряд церквей и обителей
Некоторые считают его одним лицом с прп. Иоанном Отшельником, в те же годы подвизавшимся на Крите
Сведения о святом не содержатся в синаксарях. В сохранившемся рукописном житии, представляющем написанную от первого лица автобиографию, сказано, что он родился в благочестивой семье в деревне Сива Пиргиотисса (Σίβας Πυργιωτίσσης) в южной части равнины Месара (Μεσαράς) на Крите. Случилось это во времена царствования Константина Багрянородного (913 - 959), по другим данным - вскоре после освобождения Крита от арабов в 961 году; "Православная энциклопедия" указывает годом рождения святого 970-й.
Иоанн имел склонность к монашеской жизни. В юном возрасте он оставил родителей и родные края и удалился в пустынные области острова, чтобы стать отшельником и в одиночестве проводить жизнь в духовном подвиге и молитве. Странствуя, он добрался до гористой местности Раксос близ Лифин. Здесь в одной из пещер молодой подвижник обнаружил две могилы. Размышляя о том, кто бы мог быть здесь похоронен, он услышал голос, велевший построить церковь в честь погребённых здесь подвижников Евтихия и Евтихиана. Воздвигнув храм, Иоанн вверил его попечению некоего монаха.
Приняв монашеский постриг, Иоанн Отшельник переходил с места на место, "опаляемый солнечным зноем и зимним морозом", и в конце концов достиг горы Мириокефал, и, поскольку была зима, решил укрыться в развалинах языческого святилища. Войдя туда, он ослеп. В течение нескольких дней молился Иоанн об исцелении и на седьмой день услышал голос, повелевший ему идти на восток и там, где он увидит свет, построить храм в честь Пресвятой Богородицы Антифонитрии (Предвозвестительницы). Выйдя из святилища, святой прозрел и увидел на востоке столп света. Дойдя до места, он выстроил там церковь и основал Мириокефальский монастырь. Поручив управление обителью одному из своих шестерых учеников, монаху Луке, Иоанн продолжил странствовать. Он строил храмы в тех местах, где жил, и трудился над укреплением веры и нравственности христиан, которые пошатнулись за время арабского владычества.
Преподобный построил близ селеня Мелик на горе Хамовуни церковь святого Георгия, называемую Дуврик. Тамошние землевладельцы подарили отшельнику четыре пары волов и участок, где он устроил цистерну, разбил виноградник и сад. Здесь Иоанн постриг в монахи богоугодного мужа по имени Никодим, который впоследствии стал священником этого храма.
Придя в окрестности города Арий (῎Αριον в современной местности Милопотамос, к востоку от Ретимно), преподобный построил близ современного селения Пийи церковь святого Георгия Опсаропиаста или Псаропиаста (т. е. покровителя рыбной ловли). Местные жители подарили храму поле, две пары волов и небольшое число деревьев. Здесь преподобный постриг в монахи Евтихия, который, приняв священнический сан, стал затем настоятелем храма.
Возвратившись в Мириокефальский монастырь, оказавшийся в трудном материальном положении, святой Иоанн застал монахов в растерянности, "не знающих, каким образом управляться". Занявшись устроением обители, он нашёл жертвователей, подаривших монастырю шесть пар волов, 150 ульев и два участка возле селения Мусел (близ современного селения Драмия, в 45 км к юго-востоку от города Ханья). Здесь Иоанн основал подворье святого Патапия, разбил сад и виноградник. Вокруг монастыря он также посадил деревья и устроил виноградник. Это хозяйство могло обеспечивать нужды монашеской общины, состоявшей к тому времени из 12 человек. Росписи собора Мириокефальского монастыря были выполнены в начале XI века.
"Не имея ни часа отдохновения", преподобный Иоанн Отшельник направился в окрестности Ханьи и Киссама, где в существующем доныне к юго-западу от Ханьи селении Куфос воздвиг церковь Пресвятой Богородицы, для которой приобрёл виноградник и поля. Назначив настоятелем монаха Кирилла и устроив келью, святой отправился дальше. До настоящего времени близ Айия-Румели сохранилась часовня апостjла Павла, воздвигнутая преподобным Иоанном. Близ селения Азогирей (ныне Азойирес, к северо-востоку от Палеохоры) он построил церковь святого Георгия и разбил пасеку.
Стремясь избежать славы, которая равнялась его добродетели, и из-за беспокойства, причиняемого большим числом приходящих к нему верующих, старец поселился в скиту близ деревни Акте в окрестностях Кисамоса, на западном побережье Крита.
В конце жизни святой Иоанн предпринял поездку в Константинополь и получил от патриарха Алексия Студита (1025-1043) документ, закреплявший за монастырём Миреокефал статус ставропигиального, а император Роман III Аргир выдал ему хрисовул, согласно которому монастырю жаловались ежегодно одна литра номизм и 12 монашеских одеяний. Императорский двор также пожертвовал преподобному Иоанну богослужебные книги, священные сосуды и иконы, а константинопольские вельможи - 1300 овец, 300 коз, 16 кобылиц, 5 ослиц и 4 молодых мула.
На этом известии обрывается автобиография святого.
По возвращении из столицы в скит святой Иоанн Отшельник составил в 1031 году "Завещание" [13]), согласно которому все построенные им церкви и обители подчинялись Мириокефальскому ставропигиальному монастырю. Последние дни своей жизни Иоанн Отшельник провёл в полном молчании наедине с Господом. Точное время кончины преподобного неизвестно. Его скит впоследствии стал крупным монастырём, посвященным святому Евстафию.
По мнению Томадакиса, Иоанн Отшельник является автором гомилий на Евангелие от Матфея, переводов сочинений Аристотеля и, возможно, ряда гимнографических текстов.
Святой новомученик Николай Пантополис (лавочник)
День празднования - 20 сентября (3 октября н.с.)
Жизнь Церкви - это свидетельство Иисуса Христа. Это означает, что Церковь всегда гонима, ведь свидетельство оканчивается мученичеством. Мы говорим о Православной Церкви, являющейся Церковью народной. Не разделяясь и не дробясь на множество Церквей, в каждой стране она - Церковь народа.
Это в большой степени характерно для греческого государства, где церковное родство греков является практически абсолютным: все греки - православные христиане. Таким образом, гонимая Церковь вынуждена нести два креста: свой собственный и своей нации. В годы турецкого владычества, равно как и в период других порабощений и пленений греческого народа, Церковь исповедует и проповедует два воскресения: Воскресение Иисуса Христа и воскресение родины. Она соединяет их в единое целое, делая веру родиной, а родину верой, и гонения и борьба отныне ведутся за веру и отечество. А свидетелями этого гонения и борьбы, ее святыми и самыми выдающимися жертвами, непорочными агнцами на алтаре веры и родины, становятся новомученики нашей Церкви.
И сегодня мы празднуем память новомученика, святого Николая из Карпениси. Пятнадцатилетним мальчиком он оставил родной город и отправился в Константинополь, чтобы работать вместе с отцом, державшим здесь небольшую лавку. У одного учителя он стал учиться турецкому языку и, будучи сообразительным, достиг немалых успехов. И однажды учитель перед многочисленными янычарами велел ему читать урок, в котором содержалось исповедание веры, и после его прочтения мальчик якобы становился мусульманином. Это была ловушка. По мнению янычаров, Николай не мог более отрицать, что прочел исповедание и перешел в ислам. Его повели к судье, но Николай криками и протестами утверждал, что невиновен.
Характерные ответы дал он на лестные предложения судьи: “Я - христианин и Богом своим считаю Иисуса Христа. В почестях и должностях, которые вы мне обещаете, я не нуждаюсь. Я верую во Христа и не отрекусь от Него. Во имя Христа умру и турком не стану”. Простые слова, полные веры. И кто произносит их? Шестнадцатилетний мальчик Николай из Карпениси. Таким же образом исповедовали Иисуса Христа и древние мученики, мужественно противостоя льстивым предложениям и устрашающим угрозам гонителей, мученически завершая свою жизнь и присоединяясь к сонму святых. После своего исповедания святой Николай был брошен в темницу, где ему в течение 65 дней не давали ни хлеба, ни воды, а в понедельник 23 сентября 1672 года святого обезглавили. Христиане за большую сумму выкупили его тело и похоронили в монастыре Божьей Матери на острове Халки. Честная глава его сейчас находится в Ксиропотамском монастыре Святой Горы.
Мы пытаемся найти примеры для подражания, чтобы учить новое поколение. И конечно, эти примеры должны быть нашими - греческими и православными, и мы не должны забывать, что мы - православные греки. И какие более подходящие примеры для подражания мы можем предложить нашему молодому поколению, чем примеры молодых юношей, таких как Николай Карпенисиот, все отдавший во имя веры и родины? За что иное, как не за веру и родину, следует бороться всякому настоящему человеку любой эпохи, в особенности молодому, независимо от того, какие идеологические ветра нынче дуют?
Мы многое можем сбросить с себя, от многих предубеждений и от любого дурного наследия можем освободиться, однако никогда не откажемся от своего долга. От долга нельзя отрешиться - таковы человеческая мораль, вопрос веры в Бога и совести. “Нрав человека есть его демон”, - говорили древние. Наш личный долг, долг современных греков и святое наследие наших отцов - это православная вера и наша греческая родина. Военачальник Макрияннис, получивший пять ранений в борьбе за Нацию, обладающий уникальным и неповторимым для греческой литературы стилем эпиграмм, в преклонном возрасте изучил грамоту и смог написать: “Родина человека и его вера - это его все. Без добродетели и боли за свою родину и веру нация не может существовать”.
Мы должны вспомнить слова этого опытного старого воина, празднуя сегодня святую память юноши, который, хотя и не успел набраться жизненного опыта, но знал, как исполнить свой долг и ответить на свой призыв к мученичеству, призыв, пожалуй, самый святой и славный.
В одном из тропарей мученикам сказано: “Мученики Господни, всякое место освящаете…” Всякое место и вся земля пропитана и освящена кровью святых мучеников, отдавших свою жизнь за веру, “ради Меня и Евангелия”, как сказал Иисус Христос. И всякое место имеет “похвалу о Господе” - святых мучеников, даруя их “в предстательство” начальнику веры и спасителю Христу.
И мы, празднуя сегодня святую память новомученика Николая, рожденного нашей родиной и победоносно отправленного ею на мученичество, славим в Духе Святом всехвальное и славное имя Отца и Сына Господа нашего Иисуса Христа, который по отношению к мученичеству святых “вчера и днесь той же, и во веки”. Аминь.
(по материалам:
http://www.pemptousia.ru)
Мученик Евстафий (Евтихий) Апсильский, Харранский
(свв. Евстафий Плакида, Евстафий Апсильский, Симон Канонит)
Память 14 марта (Греч.), 20 сентября (Абхаз.)
Согласно «Хронографии» прп. Феофана Исповедника (нач. IX в.), Евстафий Апсильский (в источнике - Евстафий), сын патрикия Мариана, был захвачен в плен арабами при взятии ими крепости Сидирон (Сидирун, букв.- Железная, в районе совр. Цебельды) во время их вторжения в горную Апсилию и Мисиминию (на юго-востоке совр. Абхазии) под командованием Сулеймана, сына халифа Хишама (724 - 743). Этот поход летописец датирует 6230 (738) г. и считает, что арабы выступили против «Романии» (т. е. Византии), поскольку в то время эти земли входили в сферу византийского политического влияния.
Согласно другому сообщению прп. Феофана, в ходе экспедиции, состоявшейся между 706 и 711 гг., при взятии упомянутой крепости византийцами у арабов будущему императору Льву III помог некий Марин, "первый из апсилов". Возможно, речь идет об отце мч. Евстафия, который в таком случае был правителем Апсилии и за оказанную помощь получил от императора титул патрикия. Высказывалось предположение о тождестве отца Евставия Апсильского с патрикием Марином, упоминаемым в некоторых рукописях «Эклоги» императоров Льва III и Константина V.
В 6232 (740) году, согласно «Хронографии», св. Евстафий в числе многих христиан принял мученическую кончину за отказ принять ислам по приказу халифа Хишама в г. Харран (Месопотамия). Как следует из сообщения прп. Феофана, у мощей мч. Евстафия, хранившихся в этом городе, совершались многочисленные исцеления.
Сообщение о Евстафии Апсильском также содержится в «Хронике» яковитского патриарха Михаила Сирийца. Автор трактует указ халифа Хишама как повеление казнить всех находившихся в плену византийцев в ответ на ложное известие о том, что имп. Лев III убил всех арабских пленных, и поэтому ставит под сомнение мученический характер смерти Евстафия Апсильского и пострадавших вместе с ним. Сообщение Михаила Сирийца повторяет под 740 г. автор анонимной сирийской хроники 1234 г.
Кардинал Цезарь Бароний включил Евстафия Апсильского "с дружиной" в Римский Мартиролог на основании сообщения прп. Феофана, почерпнутого им из лат. перевода Анастасия Библиотекаря, где Евстафий фигурирует как Евтихий, а казнившим его халифом ошибочно назван аль-Валид II, преемник Хишама (в Мартирологе искаженная форма - Евелид). Наименование патрикия отнесено Баронием к самому Евстафию.
В современных греч. святцах память св. Евстафия отмечается 14 марта под именем мч. Евтихия.
Мч. Евстафий Апсильский - один из наиболее почитаемых святых на территории совр. Абхазии. Его память совершают 20 сентября, в день памяти вмч. Евстафия Плакиды (I в.). Существует предание, что мч. Евстафий воздвиг в Цебельде храм во имя вмч. Евстафия и благодаря ему абхазы стали почитать этого святого: в абхазском фольклоре сохранился пересказ византийского текста «Мученичества святого Евстафия Плакиды и его кровных».
В 2004 году иером. Дорофеем (Дбаром), ректором Новоафонского духовного училища, было составлено жизнеописание мч. Евстафия Апсильского, а абхазский художник Б. Джопуа создал изображение святого, на основе которого иноком Георгием из Сухуми была написана икона мученика (изд. с текстом жизнеописания на обороте. 2005. Нов. Афон). В 2007 году в Очамчире был воздвигнут храм во имя мч. Евстафия Апсильского.
(Мч. Евстафий Апсильский, Харранский. Икона XXI в., работа инока Георгия)
Иконография
Мч. Евстафий Апсильский изображается в виде воина: он облачен в хитон, доспехи, гиматий, ноговицы. Золотые, украшенные драгоценными камнями подол, поручи и шапка с меховой опушкой (на левом плече мученика) указывают на знатное происхождение святого. На груди - золотой, также украшенный драгоценными камнями плат с изображением головы оленя, между ветвями рогов которого написан лик Иисуса Христа,- образ, заимствованный из Жития вмч. Евстафия Плакиды. В левой руке Евстафий держит меч, в правой - крест и двухконечную стрелу, символизирующую справедливость и возмездие. Абхазы помещали раздвоенные стрелы на иконах (или возле) мучеников-воинов, главным образом вмч. Георгия. Считалось, что в случае невыполнения обета или нарушения клятвы, данных перед иконами этих святых, стрелы преследуют человека, вонзаясь в деревья или деревянные предметы, - т. о. св. воины «напоминают» о данных обетах.
Преподобный Олег (в иночестве Василий) Романович Брянский
Олег Романович Брянский, в крещении Леонтий, в иночестве Василий (ок. 1245 - 1307), святой благоверный князь, преподобный.
Память 20 сентября в день кончины, в Соборах Брянских и Волынских святых.
Внук святого князя мученика Михаила Черниговского, сын первого Брянского князя благоверного Романа.
В Ипатьевской летописи упоминается, что благоверный князь Олег в 1274 году вместе со своим отцом участвовал в войне против Литвы. Познав суетность земного счастия, он предоставил Черниговское и Брянское княжества своему брату и его сыну, а сам решил служить Богу в иноческом чине. В 1275 году он соорудил Петровскую обитель в Брянске где принял постриг с именем Василий. Церковные архивы свидетельствуют, что в этом монастыре благоверный князь скончался строгим подвижником 20 сентября 1307 года и был погребен в монастырском храме.
Мощи и почитание
Вскоре после кончины князь Олег Брянский был прославлен как святой. Рака с мощами преподобного была установлена в одной из церквей сооруженного им Петропавловского монастыря и почивала там столетиями.
С началом безбожных гонений после 1917 года, мощи святого оказались в опасности осквернения. Бытует несколько версий тогдашних событий. По одной из них, когда в 1930 году Введенскую (ныне Петропавловскую) церковь, где хранились мощи, новые власти предали поруганию, настоятель епископ Даниил принял решение тайно захоронить раку с мощами.
Спустя шесть с половиной десятилетий, работая над кандидатской диссертацией об истории брянских монастырей, священнослужитель Петропавловского собора отец Георгий решил узнать о судьбе святых мощей. В ходе розысков он нашел старушку, которая в молодости оказалась свидетельницей перезахоронения святого. Она указала примерное место - под алтарем. 10 августа 1995 года, благодаря усилиям специалистов-поисковиков, мощи святого князя Олега Брянского были вновь обретены. Пожертвования на гробницу собирали всем миром. Ныне святые мощи вновь покоятся в Петропавловском храме в богатой золоченой раке и доступны для поклонения.
Тропарь преподобного и благоверного князя Олега Брянского
глас 8
От юности возлюбив Христа всем сердцем, преподобне / славу земную, яко преходящу, оставил еси / и царство земное в ничтоже вменивше, / лику инок радостно причелся еси / и труды многими град Брянск, аки солнце пресветло, озарил еси: / тем, быв Троицы украшение, моли, княже Олеже, Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак преподобного и благоверного князя Олега Брянского
глас 4
Уподобился еси плодоносней леторасли от корене честнаго, Олеже благородне,/ истину возлюбив и нетленный Христов живот./ Темже молитвою, бдением и пощением светильник великий быв твоим учеником,/ просвети, блаженне, Отечество твое и спаси души наша.
Мученики Артемидор и Фалалей (Фал) Константинопольские (греч. Ἀρτεμίδωρος καὶ Θαλὸς / Θαλλέλαιος)
Время мученической кончины неизвестно. Согласно Синаксарю Константинопольской церкви X века, усечены мечом на месте, где позже построен храм св. Феодора в Космидии. Память Артемидора и Фалалея указывается в Типиконе Великой церкви X века и в ряде стишных греческих синаксарей.