11 (24) сентября 2024 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Sep 24, 2024 06:01

Продолжение...

Мученики 300 арагвинцев и другие, светские и духовные, павшие в Крцанисской битве



В мировой истории широко известен подвиг 300 спартанцев, которые в сражении с иранцами ценой собственной жизни прикрыли отступление греческой армии. 2275 лет спустя, так же в сентябре состоялось другое сражение - Крцанисская битва, в котором небольшой отряд горцев, сражавшихся насмерть, обрел вечную славу.
Ранней осенью 1795 года 300 арагвинцев - пшавов, хевсуров и других жителей Арагвского ущелья пришли на зов последнего блистательного монарха Страны Картвел - Эрекле II, защищавшего свои владения от вторжения иранцев под руководством будущего шаха Ирана, Ага-Мохаммед хана Каджара.

В кровавом бою под Крцаниси, в котором 5 000 союзная армия картвел противостояла 40 000 иранской армии, в результате предательства Эрекле II был разбит. Небольшая грузинская армия, уничтожив в бою до 13 000 солдат противника, была совершенно обескровлена. Несколько сотен утомленных боем грузинских солдат отступили к стенам столицы, безуспешно пытась защитить город от значительно превосходящих сил врага.
Насмерть бились грузинские артиллеристы и оставшиеся в живых горцы, перед сражением поклявшиеся или победить, или умереть. И лишь героизм горстки храбрецов позволил отступить свите 75-летнего Эрекле, который несмотря на столь преклонный возраст, лично с оружием в руках сражался вместе со своими воинами.
Памятник 300 арагвинцам близ могил погибших в Крцанисском сражении воинов был возведен в 1959 году. Соседний парк и мост через реку Мтквари и сегодня носит имя 300 арагвинцев. В их честь названа и открытая в 1967 станция метро «Самаси арагвели».

В 2008 году Грузинская Автокефальная Апостольская Православная Церковь причислила героев-горцев к лику святых, установив 11 сентября ( 24) днем их поминовения.

Святая блаженная Ксения Петербургская



Память 24 января, 24 мая в день прославления в 1988 году, 11 сентября в день прославления в РПЦЗ, в Соборе Санкт-Петербургских святых

Об этой угоднице Божьей вы можете почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/795228.html

Преподобномученица Феодора Вастийская, Пелопонесская

Святая мученица Феодора Вастийская родилась в деревне Васта в Пелопонессе недалеко от города Афин, в очень бедной крестьянской семье. Она была старшей , поэтому ее обязанности с ранних лет были ответственны и многочисленны. Семья была благочестивой и от отца девочка получила первое и совершенное воспитание в вере Христовой - в некнижной мудрости, но в силе духа и истины.

В Византии того времени (Χ век) каждая деревня имела почти полную до некоторой степени автономию. В деревне был свой старшина, она имела своих чиновников, и армию . А еще раньше даже епископа (т.н. хорепископа) . На время военных действий каждый двор в деревне должен был обеспечить одного человека в эту армию, которая была одной из составных частей императорской армии. Как семья это сделает - или пойдет в ополчение один из семьи, или она наймет кого-то на стороне, - их проблемы. Есть закон - и точка.
Время, когда жила святая, было очень сложное для Византии. Множество врагов - Европейские государи, арабы, болгары, русские - вызывали необходимость вести множество войн и - собирать постоянно все новое и новое войско.
Так и в деревню Васта пришли с "военкомата".

Отец Феодоры был очень беден и ктому же тяжело болен. Никаких средств нанять постороннего человека у нее не было. И отправлять из семьи никого нельзя было - для ее отца это была бы смерть. И тогда святая решается выдать себя за мужчину и сама служить в императорской армии. Ей было всего 17 лет, когда она взяла копье и переодевшись в мужское платье, отправилась на сборы в город, где ее, к счастью, никто не знал.
Там она записалась от имени своего дома и начала службу, никем не узнанная, ибо от ее соседей служили наемники, которые ее не знали. Святая Феодора была не только красива, ее энергичный характер, умение решать быстро и успешно проблемы, приобретенные в постоянной борьбе за существование, а также врожденный ум и полученное от отца в дар твердое благочестие, привели к тому, что она показала выдающиеся успехи как в постоянных боях, так и в лагерной жизни. Командиры ее повышали и награждали, и ее имя стало более-менее известно.
И это послужило началом трагической судьбы св.Феодоры в земном понимании и путем в вечное царство в Божественных судьбах.

Одна девушка была совершенно покорена как личными свойствами св.Феодоры, так и ее красотой и славой. Она приняла в свое сердце от сатаны нечистую страсть к этому , как ей казалось, достойному юноше, и стала склонять преподобную Феодору к плотской любви и сожительству. Святая пришла в ужас не только от самого предложения, но и от того, что ее тайна может раскрыться .Она стала разубеждать омраченную страстью девицу, что это невозможно, что она обещала себя Богу и не может нарушить обет чистоты и целомудрия. Наконец, св.Феодора прямо отвергла ухаживания девицы.
Как это бывает с нечистой страстью, являемая любовь и желание девицы немедленно превратились в противоположность, а вернее сказать, показали свое истинное лицо. Как прежде девица любила (если можно так сказать) святую, с такой же силой и возненавидела сейчас. И задумала странную и безумную месть.
Она пошла и в отместку провела ночь с первым попавшимся солдатом, не заботившимся о целомудрии. И зачала во чреве от этого беззаконного смешения. Когда признаки этого уже были совершенно явными, она предстала перед воеводой и заявила, что ее, обещая на ней жениться, совратил Феодор (то есть святая Феодора) И чтобы теперь он или исполнил обещание, или подвергся наказанию.

Святую Феодору вызвали к воеводе и приказали или выполнить свое обещание или быть осужденной за изнасилование (за что полагалась смертная казнь). Мученица Феодора , чтобы не подставить своего отца, который получил бы возмездие за такой обман - выставив женщину вместо полагавшегося с него воина - не захотела раскрывать своей тайны , что она женщина, и , естественно, не соглашалась и жениться на девице.
И тогда ее приговорили к смерти и казнили. По преданию, она перед казнью сказала странные слова "Сделай, Господи, мои лета в деревья и кровь в источник воды".



(храм святой мученицы Феодоры Вастийской, Васта, Аркадия, Греция)

Истина обнаружилась немедленно по исполнении приговора. Почти сразу ее канонизировали как святую. Эту маленькую церквушку создали в ее имя. И как только в нее были положены ее св. мощи, начали расти эти деревья. И их ровно 17.

Собор Святогорских святых



Собор Святогорских святых - местное празднование Украинской Православной Церкви в честь прославленных святых Святогорской Успенской Лавры

8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, рассмотрев житие, труды подвиги, чудеса и народное почитание подвижников благочестия, которые "иже во святых горах на Донце" подвизалися, принял решение благословить "для местного прославления и чествования" Собор Святогорских святых, память которого отмечать ежегодно 11/24 сентября.

Прославление Собора состоялось 12 июля 2008 года во время Божественной Литургии в Успенском соборе Святогорской Лавры.

В Собор вошли:

Присп. Иоиль (Озерянский), архим. (+ кон. 1690 - нач. 1700)
Прп. Фаддей (Кокуйлович), архим. (+ 1758)
Свт. Иларион (Григорович), еп. Крутицкий (Сарский) (+ 1759)
Прп. Рафаил (Мокренский), архим. (+ 1765)
Прп. Феодосий Святогорский, иером. (+ 1850)
Прп. Арсений (Митрофанов), архим. (+ 1859)
Прп. Иоанн (Крюков), схим., затворник (+ 1867, местная память 11 августа) [3]
Блж. Феофил (Шаронин), мон., Христа ради юродивый (+ 1868)
Прп. Киприан (Манько), иером. (+ 1874)
Прп. Иоанникий (Аверкиев), иером. (+ 1882, местная память 10 февраля)
Прп. Лонгин (Грифцов), иеросхим. (+ 1882)
Прп. Герман (Клица), архим. (+ 1890, память 13 апреля (Укр.))
Прп. Исаакий (Головин), иером. (+ 1903)
Прп. Софроний (Смирнов), архим. (+ 1921)
Присп. Трифон (Скрипченко), архим. (+ 1939)
Присп. Михаил (Галушко), схиархим. (+ 1961)
Присп. Иоанн (Стрельцов), игум. (+ 1970)

Тропарь
глас 4

Свети́льницы многосве́тлии, на све́щнице Святы́х Гор поста́вленнии,/ и мона́хов мно́жества учи́телие,/ глас Христо́в в се́рдце свое́м услы́шавшии,/ во оби́тель Бо́жия Ма́тере всели́лися есте́/ и та́мо в разли́чных о́бразех жития́ Бо́гу угоди́вшии,/ да́ры духо́вныя от Него́ восприя́в,/ Влады́ку всех моли́те/ мир Це́ркви и Оте́честву на́шему дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак
глас 1

Отложи́вше пре́лесть ми́ра/ и презре́вше го́рдость жите́йскую,/ вре́менная а́ки су́етная вмени́ли есте́,/ мона́шеское житие́ возлюби́в,/ поноше́нии же и злострада́нии/ я́ко зла́то в горни́ле очи́стишася,/ и я́ко кри́ны се́льныя/ во пусты́ни Святы́х Гор доброде́тельным житие́м процве́тшии,/ дерзнове́ние ко Спа́су стяжа́в,/ моли́теся ко Го́споду за оби́тель, град и лю́ди,/ любо́вию свяще́нный ваш собо́р почита́ющия/ и ве́рою вопию́щия:/ ра́дуйтеся, преблаже́ннии и богоно́снии отцы́,// неусы́пнии моли́твенницы о душа́х на́ших.

Святые дня, Православие

Previous post Next post
Up