15 (28) июня 2024 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Jun 27, 2024 22:00

Продолжение…

Преподобный Феодор Сикеот, епископ, перенесение мощей



Преподобный Феодор Сикеот родился в середине VI века в селе Сикее, недалеко от города Анастасиополя (Малая Азия), в благочестивой семье. Когда его мать Мария зачала святого, ей было во сне видение, что светлая звезда сошла к ней в утробу. Прозорливый старец, к которому она обратилась, разъяснил, что это благодать Божия сошла на зачатого ею младенца.

Когда мальчик достиг шестилетнего возраста, мать подарила ему золотой пояс, так как хотела, чтобы сын стал воином. Ночью в сонном видении ей явился великомученик Георгий (память 23 апреля) и приказал не помышлять о военной службе сына, потому что младенец был предназначен служить Богу. Отец святого, Косма, служивший скороходом у императора Юстиниана Великого (527 - 565), скончался рано. Мальчик остался на попечении матери, вместе с которой жили его бабушка Епидия, тетка Диспения и маленькая сестра Влатта.

В школе святой Феодор обнаружил большие способности к учению, а главное - недетский разум и мудрость: он был спокоен, кроток, умел всегда успокоить товарищей, не допускал ссор и злобы среди них. В доме его матери жил благочестивый старец Стефан. Подражая ему, святой Феодор с 8 лет начал в Великий пост съедать лишь небольшой кусок хлеба по вечерам. Чтобы мать не принуждала его обедать вместе со всеми, мальчик возвращался из школы только к вечеру, после того как он в церкви причащался Святых Таин вместе со старцем Стефаном. По просьбе матери учитель стал отпускать его на обед во время перерыва в занятиях. Но святой Феодор уходил в церковь великомученика Георгия, где покровитель храма являлся ему в виде юноши и вводил в храм.

Когда святому Феодору исполнилось 10 лет, он смертельно заболел. Его принесли в церковь святого Иоанна Крестителя и положили пред алтарем. Мальчика исцелили две капли росы, упавшие с лика Спасителя, написанного на своде храма. В это время мальчику по ночам стал являться великомученик Георгий, который водил его молиться в свой храм до утра. Мать, боясь опасностей ночной дороги в лесу, уговаривала сына не ходить по ночам. Однажды, когда мальчик все же ушел, она в гневе пошла за ним в церковь, за волосы вывела оттуда и привязала к постели. Но в ту же ночь ей в сонном видении явился великомученик Георгий и грозно повелел не запрещать отроку ходить в храм. Такое же видение было Елпидии и Диспении. Женщины убедились в особом призвании святого Феодора и больше не препятствовали ему совершать свой подвиг, а маленькая сестра Влатта стала подражать ему.

В двенадцать лет святой удостоился в тонком сне увидеть на Престоле Царя Славы Христа, Который сказал: «Подвизайся, Феодор, чтобы принять в Царствии Небесном совершенную награду».
С того времени святой Феодор начал трудиться еще усерднее. Первую и Крестопоклонную седмицы Великого поста он проводил в совершенном молчании.

Диавол задумал погубить его. Он явился святому мальчику в образе одноклассника Геронтия, стал уговаривать спрыгнуть в пропасть и даже сам показал в этом пример. Но мальчика спас его покровитель, великомученик Георгий.
Однажды мальчик отправился за благословением к пустыннику старцу Гликерию. В это время в стране была страшная засуха, и старец сказал: «Чадо, преклоним колена и помолимся Господу, чтобы Он послал дождь. Таким образом мы узнаем, угодны ли Господу наши молитвы». Старец и отрок, преклонив колена, стали молиться - и тотчас пошел дождь. Тогда старец сказал святому Феодору, что на нем покоится благодать Божия, и благословил его стать иноком, когда придет время.

В четырнадцать лет святой Феодор ушел из дома и жил при церкви великомученика Георгия. Мать приносила ему еду, но святой Феодор все оставлял на камнях при церкви, а сам съедал в день лишь одну просфору. В таком юном возрасте преподобный Феодор был удостоен дара исцеления: по его молитве выздоровел бесноватый юноша.

Преподобный Феодор избегал людской славы и удалился в полное уединение. Под большим камнем недалеко от церкви великомученика Георгия он выкопал пещеру и уговорил одного диакона засыпать вход землей, оставив лишь небольшое отверстие для воздуха. Диакон приносил ему хлеб с водой и никому не говорил, где скрылся преподобный.

Два года провел преподобный Феодор в затворе и полном молчании. Родные оплакивали святого и думали, что его съели звери.
Но диакон открыл тайну, так как боялся, что преподобный Феодор умрет в тесной пещере, и жалел рыдавшую мать. Преподобного Феодора извлекли из пещеры полуживым.
Мать хотела взять сына домой, чтобы восстановить его здоровье, но святой остался при церкви великомученика Георгия и через несколько дней совершенно исцелел.

Весть о подвигах юноши дошла до местного епископа Феодосия. В церкви великомученика Георгия он посвятил его в сан диакона, а затем - во священника, хотя преподобному было всего 17 лет.

Через некоторое время преподобный Феодор отправился на поклонение святым местам в Иерусалим и там, в Хозевитской Лавре близ Иордана, принял монашество.

Когда он вернулся на родину, то продолжал жить при церкви великомученика Георгия. Его бабка Елпидия, сестра Влатта и мать по советам преподобного удалились в монастырь, а тетка скончалась в добром исповедании.
Подвижническая жизнь молодого иеромонаха привлекала к нему людей, ищущих спасения. Преподобный постриг в иночество юношу Епифания, затем благочестивая женщина, исцеленная святым от болезни, привела к нему своего сына Филумена. Пришел и добродетельный юноша Иоанн. Так постепенно около преподобного собралась братия.

Преподобный Феодор продолжал нести тяжелые подвиги. По его просьбе кузнец сделал для него железную клетку без крыши, такую узкую, что в ней можно было только стоять. В этой клетке в тяжелых веригах преподобный стоял от Святой Пасхи до Рождества Христова. От Крещения Господня до Святой Пасхи он затворялся в пещере, откуда выходил только для совершения Богослужения в субботу и воскресенье. Во всю святую Четыредесятницу святой вкушал лишь овощи и яровой хлеб по субботам и воскресеньям.
Подвизаясь таким образом, он получил от Господа власть над дикими зверями. Медведи и волки приходили к нему и брали пищу из рук. По молитве преподобного исцелялись прокаженные, из целых областей изгонялись бесы. Когда в соседнем селении Магатии появилась саранча, уничтожавшая посевы, жители обратились с просьбой о помощи к преподобному Феодору. Он отправил их в церковь. После Божественной литургии, которую совершал преподобный Феодор, жители возвратились к себе и узнали, что за это время вся саранча вымерла.

Когда воевода Маврикий возвращался в Константинополь после персидской войны через Галатию, преподобный предсказал ему, что он станет императором. Предсказание исполнилось, и император Маврикий (582 - 602) исполнил просьбу святого - присылал каждый год в монастырь хлеб для множества людей, кормившихся там.

Маленький храм великомученика Георгия не вмещал всех, кто хотел молиться в нем. Тогда стараниями святого был построен новый прекрасный храм. В то время скончался Анастасиопольский епископ. Жители города упросили Анкирского митрополита Павла поставить им епископом преподобного Феодора.

Как ни противился святой, посланцы митрополита и жители Анастасиополя силой вывели его из кельи и увезли в город.
Став епископом, святитель Феодор много трудился на благо Церкви. Душа же его искала уединенного общения с Богом. Через несколько лет он отправился на поклонение святым местам в Иерусалим. Там, не открывая своего сана, он поселился в Лавре преподобного Саввы, где жил в безмолвии от Рождества Христова до Пасхи. Затем великомученик Георгий велел ему вернуться в Анастасиополь.

Тайные враги пытались отравить святителя, но Божия Матерь дала ему три зернышка. Святитель съел их и остался невредим. Святой Феодор тяготился бременем епископства и испросил у Константинопольского Патриарха Кириака (595 - 606) разрешения уйти обратно в свой монастырь и совершать там Богослужение.

Святость преподобного была столь явна, что во время совершения им Евхаристии благодать Святого Духа в виде светлой порфиры покрывала Святые Дары. Однажды, когда преподобный приподнял дискос с Божественным Агнцем и провозгласил «Святая святым», - Божественный Агнец поднялся на воздух, а затем снова опустился на дискос.
Вся Православная Церковь почитала преподобного Феодора святым еще при его жизни.

Когда в одном из городов Галатии случилось страшное происшествие - во время крестного хода деревянные кресты стали сами собой колебаться и разбиваться, то Константинопольский патриарх святой Фома (607 - 610; память 21 марта) призвал к себе преподобного Феодора, чтобы от него узнать тайну этого страшного чуда. Наделенный даром прозрения, преподобный Феодор объяснил, что это является предвестием грядущих бед для Церкви Божией (так он пророчески указал на будущую ересь иконоборчества). Опечаленный святой Патриарх Фома просил преподобного молиться о своей скорейшей кончине, чтобы не видеть ему бедствия.

В 610 году святой Патриарх Фома преставился, испросив благословения у преподобного Феодора. В 613 году отошел ко Господу и преподобный Феодор Сикеот.

28 (15 ст. ст.) июня - перенесение мощей

Перенесение мощей преподобного Феодора Сикеота из Галатии в Константинополь было не позднее IX века. Мощи его в 1200 году в монастыре святого Георгия видел русский паломник Антоний.

Тропарь преподобному Феодору Сикеоту

Познан быв от пелен освящен/ и явлься благодатей исполнен,/ чудесы мир озарил еси/ и демонов множество отгнал еси,/ священнодетелю Феодоре,// темже о нас молися Господеви.

Кондак преподобному Феодору Сикеоту

Яко на огненную колесницу добродетельми, богоносе, возшед,/ востекл еси на Небесная жилища,/ яко Ангел, с человеки пожил еси/ и, яко человек, со Ангелы окрест ликовствуеши./ Сего ради показался еси чудес Божественное приятелище,// Феодоре преподобне.

Апостолы Фортунат, Ахаик и Стефан

Память 4 января в соборе 70 апостолов, 15 июня

Фуртунат согласно церковному преданию - апостол из числа семидесяти (1 Кор 16, 17). Прибыв от лица Коринфской церкви к апостолу Павлу в Ефес, Фортунат вместе со Стефаном и Ахаиком уведомил его о состоянии Коринфской общины и успокоил дух его. С ними, вероятно, отправлено было апостолом Павлом первое его послание к Коринфянам.

Может быть, с этим же Фортунатом, называемым в этом случае пресвитером, и некоторыми другими, впоследствии послано было от лица Римской церкви послание к коринфянам (Климент Римский, 1 посл. к Коринф., гл. 59).

В славянской Четьи Минее святителя Димитрия о святом Фортунате сказано:

"Фуртунат святый, его ап. Павел святый в послании первом к Коринфянам воспоминает, кончину блаженную в проповеди слова Божия получи".

В службе собору святых 70 апостолов 4 января он упоминается в 9 песни вместе с Ахаиком, Лукием и Акилой без всяких о них сведений. Нет сведений о том, занимал ли он, а равно и поминаемый с ним Ахаик, епископскую кафедру.

В списке 70 апостолов у Дорофея святого Ахаика не числится; нет о нем упоминания в Мартирологе Адона, но его память имеется в греческих Минеях (Синаксарь Никодима) где говорится что он скончался мирно (εν ηρηνη) но там же в сноске замечено, что умер он от голода и жажды. В славянских Четьи Минеях святителя Димитрия Ростовского святой упомянут среди 70 апостолов.

В общей службе 70 апостолам под 4 января в 9-й песни прославляются святые Ахаик, Акила, Лукий, Фортунат и (непоименованные) шестьдесят шесть, как Христовы ученики и священные мученики. В особо изданной Собору 70 апостолов службе (Киев, 1899) поминается святой Ахаик в 3-й песни канона. Нет сведений о том, занимал ли он, а равно и поминаемый с ним Фортунат, епископскую кафедру.

Благоверный князь Лазарь Сербский



Князь Лазарь, чьи нетленные мощи почивают ныне в Раваницком монастыре, был одним из величайщих правителей Сербии. Он неоднократно воевал с турецким пашой, и, наконец, сошелся в решительной битве с турецким султаном Амуратом у Косово 15 июня 1389 года. Накануне битвы, ночью, ему явился Ангел, предложив на выбор земное царство или мученичество ради Царствия Небесного. И он предпочел погибнуть в битве. После того, как все войско причастилось Святых Таин за Божественной литургией, все воины удостоились мученических венцов от рук мусульман. Святой Лазарь был обезглавлен, и его мощи были перенесены в Раваницу, где насельницы обители в наше время ухаживают за больными детьми. Святой Лазарь был великим храмостроителем и основателем многих монастырей, в том числе и монастыря святого целителя Пантелеимона на Афоне.

Святой благоверный князь Сербский Лазарь жил в XIV веке, в то время, когда турки, завоевав соседние страны, готовились напасть и на Сербию.

Святой Лазарь воспитывался при дворе святого короля Душана. Он был назначен правителем одной из сербских областей. В 1371 году святой Лазарь был провозглашен королем всей Сербии и много потрудился для облегчения положения страны. Он усмирил соседних князей, обижавших и грабивших сербское население, заботился о христианском просвещении народа, строил храмы, поддерживал монастыри и благотворительные учреждения. В 1380 году святой построил монастырь Раваницу. Святой Лазарь исходатайствовал у Константинопольского Патриарха согласие на признание Архиепископа Сербского Патриархом. В течение 10 лет его правления Сербия находилась в покое.

Затем началась война с турками. Во время Коссовской битвы раненый король был взят в плен и по повелению султана Баязета 15 июня 1389 года усечен мечом. Тело святого короля Лазаря было погребено в ближайшей церкви. В 1391 году его нетленные мощи были перенесены в Раваницкий монастырь. Монастырь был разрушен турками в 1683 году, и мощи короля Лазаря были перенесены в монастырь Новая Раваница на Фружской горе.



(Раваницкий Воскресенский монастырь - тут покоятся мощи благоверного князя Лазаря)

Тропарь благоверного князя Сербского Лазаря
глас 3
Красоту возжелев славы Божия,/ в земней Тому благоугодил еси/ и, порученный ти талант добре возделав, усугубил еси,/ о немже и подвизався до крове./ Отонудуже и мзду болезней твоих,/ яко мученик, приял еси от Христа Бога:/ Егоже моли спастися/ поющим тя, Лазаре.

Кондак благоверного князя Сербского Лазаря
глас 8
Возбранника благочестия всеизрядна/ и мученика о истине непостыдна,/ честне и по долгу восхваляет тя стадо твое, Богомудре,/ но яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ тебе славящим смирение испроси, да зовем ти:/ радуйся, Лазаре приснопамятна.

Святитель Ефрем II Сербский, патриарх



Блаженный Ефрем, бывший третьим Патриархом Сербской Церкви, был сыном священника, современного королю Милютину. Еще в молодости почувствовал он влечение к иноческой жизни. Родители желали видеть его женатым, но он скрылся из их дома и, найдя отшельника Василия, стал у него жить в посте и молитве и у него же скоро дал обет иночества. Родители, узнав о месте пребывания его, хотели отнять его у пустынника, но он убежал на Афон и там скрылся в одном из скитов.

Во время военных действий Ефрем со своими учениками перешел в Ибровский монастырь в Сербии; здесь был он и игуменом, но недолго. Поклонившись святыням Патриархии, он поселился в уединенном месте вблизи Дечанского монастыря и жил здесь строгим отшельником. После смерти царя Душана начались смуты из-за безначалия, а потом возникли разбои. Отшельник Ефрем избит был до полусмерти дурными людьми, вынуждавшими поделиться с ними деньгами. Патриарх Савва, преемник святого Иоанникия, первого Сербского Патриарха, взял старца в Патриархию и выделил для него пещерную келию; великий постник ожил и выздоровел здесь. Благочестивый князь Лазарь отправил послов к Патриарху Константинопольскому с просьбой окончить споры, происходившие относительно Сербской Патриархии. Мир с Греческой Церковью был восстановлен. Надлежало спокойно избирать нового Патриарха вместо почившего Саввы. Тогда, к сожалению, в Сербии явилось достаточно искателей патриаршей кафедры. После общей молитвы собор сербских архиереев в Печи избрал Патриархом «преподобного отшельника Ефрема» - старца, украшенного не только сединами, но и высокими добродетелями.

Блаженный Ерем, вовсе не ожидавший такого избрания и приведенный на собор для объяснения ему избрания, горько заплакал и умолял уволить его от тяжелой для него доли. Собор отвечал: «Указанный Богом имеет быть посвящен». Это было 3 октября 1375 года, в день памяти святого Дионисия Ареопагита. Вслед за тем Ефрем посвящен был в Патриарха и потом венчал князя Лазаря венцом сербских властителей. Не напрасно блаженный Ефрем так плакал о том, что возлагают на него высокий сан. Время было тяжелое: столько беспорядков возникло в Церкви при расстройстве гражданского правления. Как не все областные правители охотно покорялись князю Лазарю, так не все архиереи и прочие духовные лица оказывали повиновение Патриарху Ефрему, невзирая на его высокую духовную жизнь. Привыкший к тихой уединенной жизни, отягощенный нестроением дел, святой Ефрем отказался от многозаботливой должности правителя Сербской Церкви. В 1382 году он посвятил на свое место блаженного Спиридона, а сам стал жить уединенно в архангельской обители царя Душана. Люди духовной жизни высоко уважали блаженного Ефрема и в уединении признавали его наставником и опытным учителем и охотно следовали его советам.

Блаженный Спиридон, заботившийся об иноческих обителях, скончался в 1388 году почти в одно время с блаженным князем Лазарем, павшим на Косовом поле.

Так как по кончине Спиридона и князя Лазаря время было крайне смутное, то упросили блаженного Ефрема снова управлять Церковью до избрания нового Патриарха. Так он длительное время снова управлял сербской паствой в утешение лучших людей.
Дивный подвижник, кроткий как Ангел, почил 15 июня 1400 года, в возрасте 88 лет при Савве, преемнике Патриарха Даниила.
Мощи его почивают в Великой патриаршей церкви.

Тропарь святителя Ефрема, патриарха Сербского
глас 8
Патриархов великое удобрение,/ святителем красото, монахом правило,/ пустынником славу, милости подателя, разсуждения светильника,/ сошедшеся, вернии, восхвалим,/ кротости учителя, Божественнаго рачителя,/ премудраго архипастыря, великаго святителя и отца,/ Ефрема, Патриарха Сербскаго,/ звезду, темныя люди просвещающую/ и вся верныя озаряющую./ Темже, притекающе к раце мощей его,/ любовию целуем я и вопием:/ святе святый, непрестай молити Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Ефрема, патриарха Сербского
глас 8
Яко благочестия учителя прекраснаго/ и архиереом первопрестольника премудраго,/ иночествующим наставника и привило,/ церковная чада, сошедшеся, почтим память его песньми, глаголюще:/ радуйся, отче, деяний и видений уме совершенный.

Священномученик иерей Амос
(Иванов Амос, +03.1919)

Память 15 июня (в день его небесного покровителя - пророка Амоса) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

В 1887-1892 упоминается исполняющим обязанности псаломщика при церкви села Михалевского Канского округа, в начале 1910-х годов - диаконом Никольской церкви села Анцирского Канского уезда.
Рукоположен во священника. Служил в Покровском храме переселенческого поселка Вахрушево Тасеевской волости Канского уезда Енисейской губернии.
С 3 декабря 1918 года северо-восток Канского уезда (Тасеевская, Шеломовская, Долгомостовская, Фаначетская и Рождественская волости) был охвачен восстанием красных партизан. Рапортом от 26 марта 1919 года священник Рождественского прихода о. Стефан Суховский сообщил, что "по имеющимся, пока непроверенным слухам" священник Амос Иванов убит. Согласно рапорту благочинного 5-го участка Канского уезда о. Николая Пальмина от 27 июня 1919 года, о. Амос был жив до момента бегства большевиков от правительственных войск в начале лета. Осенью большевики перешли в контрнаступление и вернули утраченные территории, учинив расправу над многими несогласными с ними местными жителями, в том числе, очевидно, и над о. Амосом. Точная дата и обстоятельства гибели священника неизвестны.

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Мученик Дула Киликийский

Святой мученик Дула был благочестивым христианином из города Преториады. В разгар гонения на христиан при Максимине (305 - 313) его схватили и представили на суд правителю Киликийской области Максиму. Перед началом суда святой усердно просил Господа даровать ему силу слова для обличения идолопоклонства.

На допросах святой мученик мужественно исповедал Христа и дерзновенно обличил ложную религию язычников и их богов с постыдными человеческими страстями и пороками. Правитель пытался опровергнуть веру во Христа, но не мог противостоять благодатному слову святого Дулы. Приведенный этим в ярость, он нещадно мучил его и отправил после допросов в темницу. На каждый новый допрос святой мученик появлялся все таким же крепким и духом, и телом, готовым на новые мучения. На последнем допросе святому Дуле оторвали нижнюю челюсть, перебили колени, привязали к колеснице правителя и влачили за ней. На этом страдальческом пути святой мученик, осенив себя крестным знамением, скончался.

Его тело отвязали от колесницы и бросили в реку. Течение реки принесло останки святого мученика Дулы к его родному городу и прибило к берегу. Собаки пастухов обнаружили святое тело. Одна из них сидела и оберегала тело мученика от птиц, а другая принесла в зубах пастушескую одежду и прикрыла тело святого. Пастухи привели к телу святого мученика Дулы христиан, которые и совершили погребение.

Тропарь мученику единому

Мученик Твой, Господи, Дула,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: / имеяй бо крепость Твою, / мучителей низложи, / сокруши и демонов немощныя дерзости. / Того молитвами / спаси души наша.

Преподобный Дула Египетский

Преподобный Дула, страстотерпец (время жизни неизвестно), был иноком одного из египетских монастырей. Он отличался кротостью, смирением и послушанием. В течение 20 лет преподобный терпел насмешки, оскорбления и уничижения от некоторых из братии монастыря. Вначале ему было трудно нести подвиг терпения и с кротостью принимать глумления, но постепенно, смиряясь душой и молясь Богу, он достиг такой степени негневливости, что всем сердцем жалел своих обидчиков и молился за них.

В конце жизни преподобного постигло искушение: один инок, из числа братии, похитил церковные сосуды и спрятал их. Когда игумен и старцы монастыря стали разбирать дело о краже, то недоброжелатели святого Дулы стали утверждать, что кражу совершил именно он, так как в день кражи он не явился к полунощнице, хотя раньше всегда приходил первым. На самом деле святой Дула в этот день был болен и поэтому не смог прийти к службе. Преподобного Дулу привели к старцам, которым он сказал, что не виноват в краже. Но враги его стали клеветать, утверждая, что они были свидетелями. Убедившись., что его словам не верят, преподобный Дула не стал спорить и сказал: «Простите меня, отцы святые, я грешен». Игумен приказал совлечь с преподобного иноческие одежды и облечь в мирское платье. Горько зарыдав, святой Дула молился: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Твоего святого Имени я облекся в образ сей, но ныне, по грехам моим, он совлечен с меня».

На преподобного Дулу наложили оковы, эконом жестоко бил его, добиваясь, где спрятаны церковные сосуды, но невинный страдалец только повторял: «Простите, согрешил я». Тогда его предали на суд гражданским властям и подвергли пытке, но святой повторял: «У меня нет ни серебра, ни пропавших сосудов». Городской епарх спросил монахов, что ему делать с преданным на его суд человеком. Они ответили: «Сделай с ним то, что повелевают законы». Святой был приговорен к отсечению обеих рук. Перед выполнением приговора правитель сказал преподобному: «Скажи нам, где сосуды, и ты освободишься от казни». Святой ответил: «Хочешь ли ты, правитель.. чтоб я сказал на себя то, что не делал? Не хочу лгать на себя, ибо всякая ложь от диавола». Святого повели на место казни. Тогда, наконец, действительный виновник кражи почувствовал раскаяние и пришел к игумену, прося остановить казнь.

Преподобного привели обратно в монастырь. Монахи стали просить у святого прощения, но он не только не злобился на них, но и благодарил, что ему дали возможность безвинным страданием изгладить совершенные им прегрешения. Святой просил Господа простить обидчиков. Через три дня преподобного нашли в келлии преставившимся к Богу на коленопреклоненной молитве. Погребение было отложено до прихода игумена и братии соседней лавры. Тело святого лежало в запертом на замок соборе. Когда все собрались и вошли в храм, тела безвинного страдальца в соборе не было, осталась лишь его одежда и сандалии.

Те, кто считали преподобного Дулу грешником, оказались недостойны предать его тело погребению.

Святитель Симеон (в иночестве Сампсон), архиепископ Новгородский



(Архиепископ Новгородский Симеон унимает битву между Софийскою и Торговою сторонами на Волховском мосту в Новгороде)

Память 15 июня и в Соборах Новгородских святителей и Новгородских святых

11 августа 1415 г. избран по жребию для посвящения во святительский сан на Новгородскую кафедру из иноков Хутынского монастыря.
15 марта 1416 г. рукоположен во иеродиакона Московским митрополитом Фотием, 21 марта - во иеромонаха.
22 марта 1416 г. св. митр. Фотием с четырьмя другими святителями хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа.
В первое же время его святительства Новгород постигло страшное бедствие. В 1416 году из Пскова в Новгород перешла моровая язва, люди умирали тысячами. Святитель, подобно блаженному Василию, устраивал всенародные моления, крестные ходы, призывал народ к покаянию. Своими наставлениями он возбудил в новгородцах такую ревность, что они всего в один день построили в Новгороде церковь во имя святой Анастасии. Это так называемая «обетная церковь». После этого моровая язва заметно ослабела.

В 1418 году святителю Симеону снова пришлось явить свою нелицемерную любовь к пастве. Один богатый новгородский боярин поссорился с простолюдином. В это дело вмешались другие, поднялось междоусобие. Обвиняя богатых в дороговизне хлеба, простой народ бросился грабить их. Началась свалка на мосту; многие были брошены в Волхов и погибли. И вот в самый разгар междоусобия появляется на мосту владыка с духовенством. Держа в руке своей деревянный крест, он обращается к народу и со слезами умоляет прекратить раздоры. И такова была сила святительского слова, что все спокойно разошлись по домам, благословляя мудрость и учительность своего архипастыря. Крест же святителя Симеона до недавнего времени стоял на Волховском мосту.
После этого псковичи отказались принять Новгородского архиепископа и объявили себя самостоятельными; тогда произошло чудо: на глазах всех молящихся по лику находившейся в Пскове иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Чирской, потекли слезы. Святитель Симеон приехал сам во Псков и своим словом окончательно умиротворил псковичей.

В 1418 году свт. Симеон основал Саввино-Вишерский монастырь.
В 1419 г. обозревал церкви Корельской земли, разоренной мурманами.
Перед своей кончиной святитель Симеон чудодейственно остановил грозу и наводнение, угрожавшие городу.
Скончался мирно 15 июня 1421 года. Погребен в Мартириевой паперти Новгородского Софийского собора. Мощи его покоятся под спудом.
Вел праведную жизнь, отличался красноречием.

Труды

После него осталось несколько поучений, в которых он дает своей пастве наставления в вере и благочестии.
• Послание в Святогорский монастырь о соблюдении общежительного устава (Акты историч., т. I, № 24).
• Послание в Псков (Никон. лет., т. V, с. 72).
• Поучение о молитве (синодальная рукопись, № 321).

Преподобный Ортисий (Орсисий, Порсисий) Тавеннисийский, игумен

Память 15 июня и в Субботу сырную

Ученик прп. Пахомия Великого, еще в молодых летах успел приобрести столько духовной опытности, что прп. Пахомий поручил ему заведовать Хеновоскийской киновией.
По кончине наставника, св. Орсисий против воли избран был в настоятели тавеннисийских иноков.

Число братии возрастало. Когда настоятель обители Монхос в Гермополе Аполлоний восстал, пытаясь отделить свой монастырь и сделать его независимым, Ортисий назначил своим помощником преподобного Феодора, затем передал ему полностью управление монастырем, а сам удалился в монастырь Хеновоскион.
По смерти святого Феодора в 365 году, святитель Афанасий Великий писал к преподобному Ортисию и братии: "Не плачьте, возлюбленная братия, о Феодоре: он не умер, а спит. Пусть никто не плачет, а каждый подражает ему. Не следует плакать о том, кто перешел в место беспечальное... Тебе же, возлюбленный и дорогой Ортисий, пишу: "так как он уснул, прими на себя попечение, замени его братиям. Пока он жил, вы были оба, как один".

Преподобный Ортисий исполнил волю святителя Афанасия.
Скончался позже 368 года.

Был известен высоким благочестием и обширным и глубоким знанием Св. Писания. "Ортисий, муж, вполне знакомый со Священным Писанием, написал книгу, приправленную духовной солью, иначе сказать, почти весь Ветхий и Новый Завет изъяснен в ней краткими размышлениями для нужд иноческих. Он оставил ее отцам вместо завещания перед своей смертью". Скоро книга была переведена на греческий язык, а блаженный Иероним Стридонский перевел ее на латинский. В книгу преподобного Ортисия входят два сочинения: наставление о иноческой жизни (переведено на русский язык в 1859 году) и наставление о шести благих помышлениях.

Собор Сербских новомучеников

В воскресенье 22 мая 2000г., в Храме-памятнике Святого Саввы на Врачаре в Белграде состоялось главное торжество празднования в Сербии 2000-летия христианства, и была совершена торжественная канонизация святых новомучеников Сербской Православной Церкви, которые пострадали "Правды ради". Празднование было украшено прибытием из Святой Земли через Болгарию чудотворной иконы Божией Матери Иерусалимской, которая своими святыми руками приняла новопрославленных мучеников, а всех сербов благословила в эти тяжёлые для них времена.

В этот день архиерейскую литургию служил Патриарх Сербский Павел в сослужении всех архиереев и многих священников и диаконов Сербской Церкви. После малого входа начался чин провозглашения и канонизации новомучеников. Решение Архиерейского Собора СПЦ зачитал Епископ Западно-американский Иоанн. Потом семинарские хоры начали петь тропари новопрославленным святым, а архиереи и священники выносили иконы новомучеников, которыми патриарх Павел благословлял всех верных.

В этот день были прославлены пострадавшие во время второй мировой войны от хорватских усташей:

священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский,
исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский,
священномученик Платон (Йованович), епископ Банялучский,
священномученик Савва (Трлаич), епископ Горнокарловацкий,
священномученик Рафаил (Момчилович), игумен монастыря Шишатовац,
священномученик протоиерей Бранко Добросавлевич,
священномученик протоиерей Георгий Богич,
мученик Вукашин из села Клепци,
а также невинноубиенный в 1945г. югославскими коммунистами священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-приморский.

О зверствах хорватских усташей над православными сербами вы можете почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/650001.html

А о Ватиканских покровителях хорватских палачей тут:
"Блаженный" Алоизие Степинац и корзины с глазами сербов - католицизм в действии...:
http://filin-dimitry.livejournal.com/983794.html

и тут:

http://old.artyushenkooleg.ru/index.php/evropa/genocid-po-blagosloveniyu-kak-ustashi-unichtozhali-serbov-vo-vtoroj-mirovoj-vojne/

Преподобный Савва Ватопедский



Память 5 октября (Греч.) и 15 июня (Греч.), в Соборе всех преподобных, на Горе Синае подвизавшихся, в Соборе Ватопедских святых.

Об этом угоднике Божьем можно почитать тут:
https://filin-dimitry.livejournal.com/919811.html

Икона Божией Матери «ОДИГИТРИЯ» ВОРОНИНСКАЯ



Об этом образе Пресвятой Богородицы можно почитать тут:
https://filin-dimitry.livejournal.com/2065551.html

икона Божьей Матери Одигитрия Воронинска, Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up