Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 7-я по Пасхе. Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших.
Свт. Кирилла, архиепископа Александрийского (444); прп. Кирилла, игумена Белоезерского (1427); прав. Алексия Московского (Мечёва) (1923).
Прп. Александра, игумена Куштского (1439); мцц. Феклы, Марфы и Марии в Персии (346); св. Колумбы Ионского, просветителя Шотландии (597; Кельт. и Брит.); прп. Байтина, игум. Тирийского и Ионского (598/600; Кельт. и Брит.); прп. Иоанна Шавтели, еп. Гаенатского (XIII); прав. Кирилла Вельского, Важского (XV); сщмч. Александра Прусского (Греч.); Блж. Агафии (Маранчук) Кушеловской (1843; Молд.).
Обре́тение мощей прписп. Рафаила (Шейченко), иеромонаха (2005).
Иконы Божьей Маткери «КОЛОМЕНСКАЯ».
Святые дня, молите Бога о нас!
Троицкая Вселенская родительская суббота
Вселенская панихида или родительская суббота - помяновение всех благочестивых усопших от Адама до наших дней - перед праздником Святой Пятидесятницы получила название Троицкой и также, как и Мясопустная суббота предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.
Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. В словах святого апостола Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы: апостол, обращаясь в этот день к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: "Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти" (Деян. 2, 24). Постановления апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь в Пятидесятницу Святым Духом, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя Иисуса Христа как Судию живых и мертвых.
«Любовь никогда не перестает» (1Кор. 13, 8). Любовь соединяет Церковь земную с Церковью Небесной в единый духовный союз. Любовь побуждает насельников блаженных обителей молится за нас, проходящих свой земной путь. Это же чувство обязывает нас молится за всех почивших «отец и братий наших». «Бог есть любовь» (1Ин. 4, 16), поэтому Он благоволит к плодам нашей любви - молитвам за усопших, особенно же за тех, которые почили в вере и уповании на милосердие Божие, но не успели принести «плодов, достойных покаяния». По этой причине и Церковь устраивает в особо установленные дни так называемые Родительские субботы, в которых возносит усиленные молитвы о почивших православных христианах (Потапов И., прот. Троицкая родительская суббота // ЖМП. 1956. № 6. С. 44).
В синаксарии мясопустной субботы говорится и о другой причине, по которой положено поминовение «всех скончавшихся от века благочестивых христиан». Многие, предпринимая путешествия, часто подвергались внезапной смерти: на море, в непроходимых горах, пропастях, от пагубы, голода, холода, пожаров, войны и от многих других смертных случаев. Так же, многие по убожеству и скудости не получили обычного погребения и подобающего отпевания. По этой причине, святые отцы, движимые чувством человеколюбия и сострадательности, установили, по апостольскому преданию, повсеместно совершать в Церкви общее поминовение всех умерших, чтобы и те, которые ни обычного погребения, ни поминовения не получили, в этой общей памяти получили поминовение: чем и показали, что и это общее поминовение великую приносит пользу умершим.
В субботу же седьмой недели по Пасхе, Церковь совершает память всех от века усопших православных христиан, но особенно тех, которые внезапно были постигнуты безвестной кончиной от многоразличных и многообразных непредвиденных случаев, и приключений (Евлампий (Пятницкий), архиеп. Сказание в субботу 7-й недели Пятидесятницы о поминовении усопших // Святая Пятидесятница. М., 1858. С. 398).
По этой причине, после вечерни богослужения этого дня, положен молебный канон о усопших, в православии скончавшихся, а на утрени канон о умерших внезапною смертию от различных несчастных случаев. Здесь исчисляются разные случаи внезапной смерти, а именно: потонувшие в воде, сгоревшие от огня, замёрзшие от холода, поражённые громом и молнией, раздавленные землёй, камнями, деревьями, упавшие с высоты в земные пропасти, отравленные различными ядами, убитые мечем и другими насильственными способами, раздавленные лошадьми, растерзанные зверями, хищными птицами, укушенные змеями и другими ядовитыми пресмыкающимися. Но так как все эти несчастные случаи бывают по воле Божьей, то благосердная мать, святая Церковь, молит Господа о таких внезапно постигнутых смертью, чтобы Господь, их горькую смерть вменил в очищение и простил их грехи и прегрешения. Но в то же время, Церковь поминает только тех умерших внезапной смертью, которые жили в вере и благочестии, а поэтому могли бы и окончить свою жизнь как подобает христианам, но по причине постигнувшего их злоключения, скончались внезапно, и, следовательно, без покаяния и молитвенного ходатайства Церкви (Там же. С 398).
В субботу же перед праздником Пятидесятницы, это поминовение совершается для того, чтобы и усопшие, через посредство молитвы, сподобились той благодати, которая уже готова излиться на их живых собратьев (Муравьев А.Н. Письма о богослужении Восточной Кафолической Церкви. СПб., 1882. Кн. 2-4. С. 303). Событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому и Церковь, воссылая в день Пятидесятницы молитвы об оживотворении всех живущих Святым Духом, просит, чтобы и для усопших благодать Святого Духа, которой они сподобились ещё при жизни, была источником вечного блаженства, и чтобы они так же были собраны в Царство Небесное благодатию Того, кто «во ад сшедый, и вереи вечные сокрушивый, и во тьме седящим восход показавый» (Триодь Цветная. Неделя Пятидесятницы вечера. Вечерня. Молитва коленопреклонная 3).
Матфей Властарь, говоря о причине установления поминовения усопших в дни пятидесятницы, приводит такое сравнение. Воины после победы над врагами, обычно поднимают знаки, несут царю добычу и потом идут на погребение убиенных. Так же и мы должны, после духовной брани во время и после победы воскресения, поднять победный знак во время пятидесятницы, и воспеть победную песнь Христу, с помощью Которого и победили. Но потом, после окончания пятидесятницы, прилично отдать последний долг умершим и после семи дней совершить праздник всех святых, как начаток следующих праздников и поминовений (Матфей Властарь, иером. Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах или Алфавитная синтагма / Перевод с греческого свящ. Н. Ильинского. М., 1996. С. 407).
Тропарь
глас 8
Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй, / и поле́зное всем подава́яй, / еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́ши раб Твои́х; / на Тя бо упова́ние возложи́ша, // Творца́ и Зижди́теля, и Бо́га на́шего.
Слава, и ныне: Богородичен:
Тебе́ и сте́ну и приста́нище и́мамы, / и моли́твенницу благоприя́тну к Бо́гу, // Его́же родила́ еси́, Богоро́дице безневе́стная, ве́рных спасе́ние.
Кондак
глас 6
Со святы́ми упоко́й, / Христе́, ду́ши раб Твои́х, / иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, // но жизнь безконе́чная.
Святитель Кирилл Александрийский
Св. Кирилл происходил из знатной и благочестивой христианской семьи. Он изучил светские науки, в том числе и философию, но больше всего стремился приобрести знание Священного Писания и истин христианской веры. В юности св. Кирилл вступил в скит святого Макария в Нитрийских горах, где пробыл шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил (385-412 гг.) посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди.
По смерти патриарха Феофила св. Кирилл единодушно был избран на патриарший престол Александрийской Церкви. Удаляя из среды своей паствы врагов св. веры - иудеев и язычников, св. Кирилл заботился и об утверждении своих пасомых в вере и благочестии. Его пламенная ревность о чистоте христианского учения и непреклонная твердость в защите веры особенно обнаружились в борьбе с Несторием, возмутившим своей ересью Церковь. Святитель Кирилл писал увещевательное послание к Несторию и письма императору Феодосию Младшему, папе Целестину I и в разные монастыри, опровергая мнения Нестория и излагая истинное христианское учение о воплощении Сына Божия. На III Вселенском Соборе, созванном в 431 г. в городе Ефесе, святитель Кирилл был председателем. Скончался святитель в 444 г.
Тропарь святителя Кирилла Александрийского
глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов богодухновенное удобрение,/ Кирилле премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Тропарь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Кондак святителей Афанасия и Кирилла Александрийских
глас 4
Священноначальницы величайшии благочестия/ и доблии поборницы Церкве Христовы,/ вся соблюдите, поющия:/ спаси, Щедре,// верою чтущия Тя.
Преподобный Кирилл Белоезерский, игумен
Память 9 июня, в Соборе Московских и в Соборе Радонежских святых.
В миру Косма, родился в Москве у благочестивых родителей. В юные годы он остался сиротой и жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского.
Светская жизнь тяготила юношу. По просьбе преподобного Стефана Махрищского (+ 1406) боярин отпустил Косму в Симонов монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора с именем Кирилл.
Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского. Ночью старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл клал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2-3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Когда преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом. Из хлебопекарни преподобного Кирилла перевели в поварню, и святой говорил себе, смотря на пылающий огонь: "Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь". Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря Господа.
Избегая славы человеческой, преподобный временами стал юродствовать. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду; преподобный Кирилл с радостью понес это наказание. Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха. В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла архимандритом обители.
Богатые и знатные люди стали посещать преподобного, чтобы слушать его наставления. Это смущало смиренный дух святого, и он, как ни упрашивала братия, не остался настоятелем, а затворился в своей прежней келлии. Но и здесь частые посетители беспокоили преподобного, и он перешел на старое Симоново. Душа преподобного Кирилла стремилась к безмолвию, и он молил Матерь Божию указать ему место, полезное для спасения. Однажды ночью, читая, как всегда, акафист перед иконой Божией Матери Одигитрии, он услышал голос: "Иди на Белоозеро, там тебе место".
В Белоезерской стороне, тогда глухой и малолюдной, он долго ходил в поисках места, которое в видении было предназначено для его пребывания. В окрестностях горы Мяуры у Сиверского озера он, вместе со своим спутником преподобным Ферапонтом, поставил крест и выкопал землянку.
Преподобный Ферапонт вскоре удалился в другое место, и преподобный Кирилл не один год в одиночестве подвизался в подземной келлии. Однажды святой Кирилл, томимый странным сном, лег уснуть под сосной, но едва он закрыл глаза, как услышал голос: "Беги, Кирилл!" Только успел преподобный Кирилл отскочить, как сосна рухнула. Из этой сосны подвижник сделал крест. В другой раз преподобный Кирилл чуть не погиб от пламени и дыма, когда расчищал лес, но Бог хранил Своего угодника. Один крестьянин пытался поджечь келлию преподобного, но, сколько ни пытался, это ему не удавалось. Тогда со слезами раскаяния он исповедал свой грех преподобному Кириллу, который постриг его в монашество.
Из Симоновой обители к преподобному пришли любимые им иноки Зеведей и Дионисий, а затем Нафанаил, впоследствии келарь обители. Многие стали приходить к преподобному и просить удостоить их иночества. Святой старец понял, что время его безмолвия кончилось. В 1397 году он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан Кирилло-Белозерский монастырь.
(Кирилло-Белозерский мужской монастырь)
Когда число братии умножилось, преподобный дал для обители устав общежития, который освещал примером своей жизни. В церкви никто не смел беседовать, никто не должен был выходить из нее прежде окончания службы; к святому Евангелию подходили по старшинству. За трапезу садились каждый на своем месте, и в трапезной была тишина. Из трапезной каждый молча шел в свою келлию. Никто не мог получать ни писем, ни подарков, не показав их преподобному Кириллу; без его благословения писем не писали. Деньги хранились в монастырской казне, ни у кого не было никакой собственности. Даже пить воду ходили в трапезную. Келлии не запирались, и в них, кроме икон и книг, ничего не держали. В последние годы жизни преподобного Кирилла боярин Роман решил подарить обители село и прислал дарственную грамоту. Преподобный Кирилл рассудил, что если обитель станет иметь села, то для братии начнутся заботы о земле, появятся поселенцы, иноческое безмолвие нарушится, и отказался от дара.
Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. Некто Феодор, поступив в обитель из любви к преподобному, потом так возненавидел его, что не мог смотреть на святого и порывался уйти из обители. Он пришел в келлию преподобного Кирилла и, взглянув на его седины, не мог от стыда выговорить ни слова. Преподобный сказал ему: "Не скорби, брат мой, все ошибаются во мне, ты один знаешь правду и все мое недостоинство; я действительно непотребный грешник". Затем преподобный Кирилл благословил Феодора и прибавил, что он более не будет смущаться помыслом; с тех пор Феодор спокойно жил в обители.
Однажды недостало вина для Божественной литургии, и пономарь сказал об этому святому. Преподобный Кирилл велел принести к нему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода преподобный Кирилл раздавал хлеб всем нуждавшимся, и он не кончался, несмотря на то, что обычно запасов едва хватало для братии.
Преподобный укротил бурю на озере, которая угрожала рыбакам, предсказал, что никто из братии не умрет до его кончины, несмотря на то, что свирепствовал мор, а после многие пойдут вслед за ним.
Свое последнее богослужение преподобный совершил в день Святой Троицы. Завещав братии хранить любовь между собой, преподобный Кирилл блаженно почил на 90-м году своей жизни 9 июня 1427 года. В первый же год по смерти преподобного из 53 человек братии скончались 30. Оставшимся преподобный часто являлся во сне с поддержкой и наставлением.
Преподобный Кирилл любил духовное просвещение и привил эту любовь своим ученикам. По описи 1635 года в монастыре числилось более 2 тысяч книг, среди них 16 "чудотворца Кирилла". Замечательными образцами духовного наставничества и руководства, любви, миролюбия и утешения являются дошедшие до нас три послания преподобного русским князьям.
Общерусское почитание преподобного началось не позднее 1447-1448 годов. Житие святого Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия и великого князя Василия Васильевича иеромонахом Пахомием Логофетом, который прибыл в Кирилло-Белозерский монастырь в 1462 году и застал многих очевидцев и учеников преподобного Кирилла, в том числе и преподобного Мартиниана, управлявшего тогда Ферапонтовым монастырем.
Тропарь преподобного Кирилла Белоезерского
глас 1
Яко крин, в пустыни давидски процвел еси, отче Кирилле,/ злострастия терние искореняя,/ и собрал еси в ней ученик множество,/ страхом Божиим и учением твоим наставляемых,/ ихже и до конца, яко чадолюбивый отец,/ не оставил еси, посещая, да вси вопием:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Кирилла Белоезерского
глас 8
Яко преобидев тленная и долу влекущая мудрования, отче,/ к Вышнему течению радостно устремился еси,/ и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя,/ моли от враг сохранитися стаду твоему,/ яко да святое твое успение празднующе, вопием:// радуйся, преблаженне Кирилле, отче наш.
Молитва преподобному Кириллу, игумену Белоезерскому, чудотворцу
О, священная главо, преподобне и Богоносне Отче Кирилле! Припадаем к тебе с верою и любовию, и просим тя, небеснаго Заступника нашего: яви велие милосердие твое нам, смиренным и грешным, и пролей теплыя молитвы твои о нас ко Господу Богу. Свойственно есть тебе благосердие, святче Божий, ибо живущу ти на земли, едино бысть у тебе попечение, еже спасати от погибели греховны души человеческий, и вся твоя жизнь святая бысть зерцалом добрых дел, о нихже прославляшеся в тебе Отец Небесный, к Немуже велие дерзновение стяжав, испроси нам у благости Его: веру праву, благочестие нелицемерное, покаяние истинное, братолюбие совершенное и преуспеяние во всех благих делех. Исходатайствуй нам здравие душевное и телесное, земли плодоносие, воздуха благорастворение, мирное и безмятежное житие, непостыдную христианскую кончину и добрый ответ на страшнем Суде Христовом. Сохрани Церковь Святую и Державу Российскую от браней и нестроений. Огради обитель твою честную от всякаго зла, и вся правоверныя люди, к тебе приходящыя и мощем твоим покланяющиеся, осени небесным твоим благословением, и вся прошения их во благо исполни. Ей, Отче, не презри молитв наших, со умилением тебе возносимых, но буди о нас теплый предстатель ко Господу, и сподоби нас помощию твоею святою спасение вечное получити, и Царствие Небесное унаследовати, да славословим великия щедроты и неизреченныя милости Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, и твое Отеческое заступление, во веки веков, аминь.
Праведный Алексий Мечёв, протоиерей
Память 9 июня, 7 августа в день прославление (Москов.), 16 сентября на перенесение мощей, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московских святых.
Родился 17 марта 1859 года в благочестивой семье Алексея Ивановича Мечёва, регента кафедрального Чудовского хора.
Всю жизнь отец Алексий с благоговением вспоминал о самоотверженном поступке матери, которая взяла к себе свою сестру с тремя детьми после смерти ее мужа, несмотря на то, что и самим было тесно с тремя своими детьми - сыновьями Алексеем и Тихоном и дочерью Варварой. Для детей пришлось соорудить полати.
Среди родных и двоюродных братьев и сестер Леня, как звали Алексея в семье, выделялся мягкосердечием, тихим, миролюбивым характером. Он не любил ссор, хотел, чтобы всем было хорошо; любил развеселить, утешить, пошутить. Все это выходило у него благочестиво. В гостях, в разгар игр в детских комнатах, Леня вдруг становился серьезен, быстро удалялся и прятался, замыкаясь в себе от шумного веселья. Окружающие прозвали его за это «блаженный Алешенька».
Учился Алексей Мечёв в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии. Он был старательным, исполнительным, готовым на всякую услугу. Оканчивая семинарию, так и не имел своего угла, столь необходимого для занятий. Чтобы готовить уроки, часто приходилось вставать ночью.
Вместе со многими товарищами по классу Алексей Мечёв имел желание поступить в университет и сделаться врачом. Но мать решительно воспротивилась этому, желая иметь в нем молитвенника. Тяжело было Алексею оставить свою мечту: деятельность врача представлялась ему наиболее плодотворной в служении людям. Со слезами прощался он с друзьями, но пойти против воли матери, которую так уважал и любил, он не мог. Впоследствии батюшка понял, что обрел свое истинное призвание, и был очень благодарен матери.
14 октября 1880 года, по окончании семинарии, был определен псаломщиком Московской Знаменской церкви на Знаменке. Здесь ему суждено было пройти тяжелое испытание.
Настоятель храма был человек крутого характера, неоправданно придирчивый. Он требовал от псаломщика выполнения и таких обязанностей, которые лежали на стороже, обходился грубо, даже бил, случалось, и кочергой замахивался. Младший брат Тихон, посещая Алексея, нередко заставал его в слезах. За беззащитного псаломщика вступался иногда диакон, а тот все сносил безропотно, не высказывая жалоб, не прося о переводе в другой храм. Потом отец Алексий говорил: когда люди указывают на недостатки, которые мы сами за собой не замечаем, они помогают нам бороться со своим «яшкой». Два у нас врага: «окаяшка» и «яшка» - батюшка называл так самолюбие, человеческое «я», тотчас заявляющее о своих правах, когда его кто волей или неволей задевает и ущемляет. «Таких людей надо любить как благодетелей», - учил он в дальнейшем своих духовных детей.
В 1884 году женился на дочери псаломщика восемнадцатилетней Анне Петровне Молчановой. Анна любила мужа и сочувствовала ему во всем. Но она страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом его постоянных забот.
В семье родились дети:
• Александра (1888),
• Анна (1890),
• Алексей (1891), умерший на первом году жизни,
• Сергей (1892),
• Ольга (1896).
18 ноября 1884 года рукоположен во диакона епископом Можайским Мисаилом.
19 марта 1893 года рукоположен во священника епископом Нестором, управляющим московским Новоспасским монастырем, к церкви Николая Чудотворца в Кленниках. Хиротония состоялась в Заиконоспасском монастыре. Церковь Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке была маленькой, и приход ее был очень мал. Отец Алексий ввел в своем храме ежедневное богослужение, в то время как обычно в малых московских храмах оно совершалось лишь два-три раза в седмицу.
Маленький деревянный домик, в котором помещалась семья отца Алексия, был ветхим, полусгнившим; стоявшие вплотную соседние двухэтажные дома затеняли окна. В дождливое время ручьи, сбегая вниз с Покровки и Маросейки, текли во двор храма и в подвал домика, в квартире всегда было сыро. Матушка Анна Петровна тяжело болела. У нее началась сердечная водянка с большими отеками и мучительной одышкой. Скончалась Анна Петровна 29 августа 1902 года.
В то время очень близкая отцу Алексию купеческая семья (Алексей и Клавдия Беловы) пригласила к себе домой приехавшего в Москву праведного отца Иоанна Кронштадтского, с которым находилась в контакте по делам благотворительности. Сделано же это было для встречи с ним отца Алексия.
«Вы пришли разделить со мной мое горе?», - спросил отец Алексий, когда вошел отец Иоанн. - «Не горе твое я пришел разделить, а радость, - ответил отец Иоанн. - Тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты радуешься на свои скорби и думаешь: нет на свете горя больше твоего... А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».
Отец Алексий получил известность как добрый батюшка, к которому следует обращаться в трудные для семьи моменты. Не в правилах его было читать наставления, обличать, разбирать чьи-нибудь дурные поступки. Он умел говорить не затрагивая болезненного самолюбия находившихся в конфликте сторон. И его приглашали в критические моменты. Он не порицал никого, не укорял, а старался, приводя яркие случаи ошибок и заблуждений, доводить слушающих до сознания своей вины, вызывать у них чувство раскаяния.
В нижнем жилом этаже храма батюшка открыл начальную церковно-приходскую школу, а также устроил приют для сирот и детей неимущих родителей. Дети осваивали там и полезные для них ремесла. В течение 13-ти лет отец Алексий преподавал детям Закон Божий в частной женской гимназии Е. В. Винклер.
Проповеди батюшки были просты, искренни, они не отличались красноречием. То, что он говорил, трогало сердце глубиной веры, правдивостью, пониманием жизни. Он не пользовался ораторскими приемами.
Число молящихся в храме все увеличивалось, особенно после 1917 года. После закрытия Кремля часть прихожан и певчих Чудова монастыря перешла по благословению владыки Арсения (Жадановского) в храм отца Алексия. Появилось немало молодежи, студентов.
В эти годы начали служить на Маросейке получившие образование ревностные молодые священники и диаконы, в их числе сын отца Алексия отец Сергий Мечёв, рукоположенный во иерея. Они помогали и в проведении лекций, бесед, в организации курсов по изучению богослужения. Но нагрузка на отца Алексия все возрастала. Слишком многие желали получить его благословение на какое-либо дело, выслушать его совет. Батюшке приходилось и раньше принимать часть приходящих в своей квартире в домике причта, построенном перед Первой мировой войной известным издателем И. Д. Сытиным. Теперь же можно было видеть нескончаемые очереди у дверей домика, летом приезжие оставались ночевать во дворе храма.
Велико было смирение отца Алексия. Никогда не обижался он ни на какие грубости по отношению к себе. «Я что?.. Я - убогий...» - говаривал он. Однажды, заставив духовную дочь вспомнить на исповеди, что она плохо говорила о своей родственнице и не придала этому значения, он сказал ей: «Помни, Лидия, что хуже нас с тобою во всем свете никого нет».
Сторонился батюшка проявлений по отношению к себе знаков почтения, уважения, избегал пышных служб, а если приходилось участвовать, то старался встать позади всех. Тяготился наградами, они обременяли его, вызывая у него глубокое, искреннее смущение.
Святейший Патриарх Тихон предложил ему взять на себя труд по объединению московского духовенства. Заседания проходили в храме Христа Спасителя, но по условиям того времени вскоре были прекращены. Отношение духовенства к батюшке было весьма различно. Многие признавали, его авторитет, часть пастырей была его духовными детьми и последователями, но немало было и тех, кто критиковал его.
Дважды отца Алексия вызывали на собеседование в ОГПУ (в конце 1922 г. и 30 марта 1923 г.). Запрещали принимать народ. Во второй раз его отпустили сразу, т.к. видели, что он тяжело болен.
В последних числах мая 1923 года отец Алексий поехал, как и в прошлые годы, отдыхать в Верею, отдаленный городок Московской области, где у него был маленький домик.
Скончался 22 июня 1923 года. Последний вечер он был радостен, ласков со всеми, вспоминал отсутствующих, особенно внука Алешу. Смерть наступила сразу же, как только он лег в постель, и была мгновенной. Погребен на Лазаревском кладбище.
Через десять лет в связи с закрытием Лазаревского кладбища останки отца Алексия и его жены были перенесены 28 сентября 1933 года на кладбище «Введенские горы», именуемое в народе Немецким. Тело отца Алексия было в ту пору нетленным. Лишь на одной из ног нарушился голеностопный сустав и отделилась стопа. Все последующие десятилетия могила отца Алексия была, по свидетельству администрации кладбища, самой посещаемой. Регулярно приходилось добавлять земли в могильный холмик, так как прибегавшие к помощи отца Алексия уносили ее с собой...
Имеется множество свидетельств благодатной помощи в различных нуждах по молитвам к старцу. Много таких случаев было отмечено при восстановлении храма на Маросейке.
На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года протоиерей Алексий Мечёв был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Отец Алексий был канонизирован одновременно со своим сыном, священномучеником Сергием, и со множеством новомучеников и исповедников Российских.
(Священномученик Сергий Мечёв, пресвитер)
В 2001 году на праздник Всех святых в земле Российской просиявших совершилось обретение мощей святого праведного Алексия Московского. Работу по вскрытию могилы проводили археологи в присутствии преосвященного Алексия, епископа Орехово-Зуевского. Когда стала видна крышка гроба, в воздухе ощутилось дивное благоухание. Перенесение мощей состоялось 29 сентября 2001 года.
В настоящее время мощи святого праведного Алексия Мечёва находятся в Московском храме святителя Николая в Кленниках.
(храм святителя Николая в Кленниках, Маросейка, Москва)
Тропарь святого праведного Алексия Московского Мечёва
глас 3
Яко чудо Божие явился еси,/
в граде Московстем, отче Алексие,/
не в пустыни бо, но посреде молвы процвел еси,/
в годину люту богоотступления,/
обаче древним упдобился еси,/
провидец сый, молитвенник и старец,/
и страждущим утешитель и врач,/
сего ради о Российстей пастве,/
ходатай ныне буди непреложен,/
молитвенниче о душах наших.
Кондак святого праведного Алексия Московского Мечёва
Велии труды любве и милосердия подъял еси, праведный старче Алексие, от святаго пастыря Кронштадтскаго благословение на помощь страждущим прияв, беды и скорби людския яко вериги на рамо свое возложи. Мы же ведуще тя молитвенника дерзновенна ко Господу, со умилением зовем ти: моли Христа Бога спастися душам нашим.
Величание святого праведного Алексия Московского Мечёва
Величаем тя, святый праведный отче Алексие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Молитва святому праведному Алексию Московскому Мечёву
О всечестный и преблаженный отче наш Алексие, дивный старче Московский и всея Церкве Российския похвало и радование! Велию любовь ко Господу имея, заветы евангельския непреложно исполняя, душу твою за паству полагал еси, милующим сердцем болезнуя о всех, просящих твоея помощи. Приими малое сие моление наше, и яко в земном житии твоем отирал еси всяку слезу, облегчал еси всяку скорбь, так и ныне, милосердый молитвенниче и ходатаю наш, возьми тяготы, болезни и скорби наша, исполни страждущая сердца радостию, умоли Человеколюбца Бога о прощении безчисленных прегрешений наших, да очистив душу покаянием, к деланию доброму приступим. Ей, старче благий, буди и нам пастырь добрый, наставляя на стезю спасения, да молитвами твоими безпорочно преидем путь жития нашего и обрящем Отечество Небесное, идеже ты со ангелы и всеми святыми предстоиши Престолу Святыя Троицы, славяще Безначальнаго Отца со Единородным Его Сыном и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.
Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко), иеромонах, обретение мощей
(Шейченко Родион Иванович, +19.06.1957)
Об этом угоднике Божьем я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/165261.html