Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 5-я по Пасхе.
Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). Равноапп. царя Константина Великого (337) и матери его, св. царицы Елены (327); прп. Госпития Ниццкого, отшельника (580/681; Греч.); блгвв. кнн. Константина (Ярослава Святославича) (1129) и чад его, Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев; Обре́тение мощей блж. Андрея Симбирского (Огородникова) (1998).
Прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504); прп. Вассиана Угличского, Рябовского (1509) ; прмч. Агапита Маркушевского (1584); мчч. Константина I Брынковяну, господаря Валахии, сыновей его Константина II, Стефана, Раду и Матфея и советника его Янакия (1714; Рум., Греч.), память перенесения мощей в 1720 году; свт. Каллистрата (Цинцадзе), католикоса-патриарха всея Грузии (1952; Груз.); прп. Елены Дечанской (ок. 1350; Серб., Греч.).
Собор Карельских святых; Собор Симбирских святых; Собор Уфимских святых.
Икон Божией Матери: Тупичевская-Ростовская; Владимирская; Владимирская (Заоникиевская) (1588); Владимирская (Ростовская); Сырковская; Владимирская (Красногорская, Черногорская) (1603); Флорищевская; Владимирская (Оранская) (1634); «Умиление» Псково-Печерская (1524).
Святые дня, молите Бога о нас!
Равноапостольный Константин Великий и матерь его святая царица Елена
Император Константин Великий был сыном Констанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Галлией и Британией) и святой равноапостольной Елены. По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 году (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором.
К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя что христиане - верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило его в их пользу. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: «Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов».
По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин являет черты мирового гения, и не напрасно был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире.
Император Константин в свое царствование боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры.
В 308 году он счастливо вышел из борьбы с императором Максимианом Геркулом и поспешил выразить свою благодарность божеству богатыми жертвами в храме Аполлона. В этом обнаружилась господствующая черта в характере Константина: хотя он оставался еще язычником, но был человеком набожным и причину своих успехов относил к помощи свыше.
В 312 году возникла новая война императора Константина с кесарем Максентием, сыном Максимиана. Во время этой войны незадолго до решительной битвы в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к Западу, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим (этим) побеждай» (по-гречески НИКА). Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день по приказу Константина на всех знамениях его войска были сделаны изображения святого креста.
Одержав победу над Максентием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана». После этой победы император Константин вместе со своим зятем Ликинием издал в Милане первый манифест, дозволяющий всем без боязни принимать христианство. Вторым манифестом, подписанным им же в 313 г., предписывалось возвратить христианам места богослужебных собраний и все недвижимое имущество, отнятое во время гонений.
(явление Креста императору Константину Великому)
Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначала притеснять их, а потом перешел открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. Бог даровал победу Константину в битве при Адрианополе (322 г.). Ликиний лишился престола и жизни. Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало.
Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве.
Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, - в порядке времени: он прекратил языческие игры (314 г.), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313-315 гг.), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315 г.), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316 г.), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319 г.), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321 г.), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325 г.).
Более всего император Константин встречал себе противодействия в Риме, где сильна была языческая партия. Это противодействие язычников обнаружилось в особенности во время празднования Константином 20-летия царствования и охладило его к прежней столице государства. Наконец он совершенно оставил Рим, основал новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем. Вместо языческих капищ в этой новой столице империи стали воздвигать христианские храмы, и вместо статуй языческих богов - священные изображения.
Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина - созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 г.
Всей душой преданный Церкви, Константин, однако, по обычаю того времени, до последних дней жизни отлагал принятие крещения. Когда же почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство и мирно скончался во время молитвы 21 мая 337 г. История присвоила ему имя Великого. Церковь за великие заслуги именует его равноапостольным.
Св. равноапостольная царица Елена
Первой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере в то время, когда другие юноши благородного вхождения воспитывались в языческом духе и презирали христианство. Второй - воздвижение Креста Господня.
(Фла́вий Вале́рий Конста́нций (лат. Flavius Valerius Constantius), известный более в римской историографии как Констанций I Хлор, - римский император как Цезарь в 293-305 годах, как Август в 305-306 годах. Отец Константина Великого и основатель династии Константинов. Прозвище Хлор (греч. χλωρός, что означает «бледный») получил впоследствии от византийских историков)
С целью найти Крест Господень царица Елена в 326 г. отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Господень зарыт в землю на месте, где язычники воздвигли храм в честь Венеры. Когда по приказанию Елены сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и около них дощечку с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».
Чтобы узнать, на каком из трех крестов распят Спаситель, стали по очереди возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда. Когда же возложили третий крест, то умерший воскрес, таким образом узнали крест Спасителя.
Когда люди узнали о чуде, то все захотели увидеть святой Крест. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и поставили (воздвигли) крест. Народ, видя крест Господень, молился со словами: «Господи помилуй!»
В память этого события Церковь установила праздник Воздвижения Креста Господня. Этот праздник относится к числу великих и празднуется 27 сентября. В этот день святой крест торжественно выносится на середину храма для поклонения. Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название города Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане (117-138 гг.).
Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму).
Тропарь равноапостольных царя Константина и царицы Елены
глас 8
Креста Твоего образ на Небеси видев/ и, якоже Павел, звание не от человек прием,/ в царех апостол Твой, Господи,/ Царствующий град в руце Твоей положи,/ егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы,/ едине Человеколюбче.
Кондак равноапостольных царя Константина и царицы Елены
глас 3
Константин днесь с материю Еленою/ Крест являют, всечестное древо,/ всех убо иудеев посрамление суще,/ оружие же на противныя верных людей:/ нас бо ради явися знамение велие/ и во бранех грозное.
Величание святым равноапостольным царем Константину и Елене
Величаем вас, / святеи благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, / и чтим святую память вашу, / вы бо святым Крестом / всю вселенную просветили есте.
Молитва равноапостольным царю Константину и царице Елене
О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие. Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Собор Уфимских святых
На заседании Синодальной комиссии по канонизации святых, которое состоялось 19 июня 2008 года, рассматривались материалы об установлении праздника Собора Уфимских святых. В рапорте Святейшему Патриарху митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий написал:
"...Материалы предоставлены Вашему Святейшеству Преосвященным Никоном, архиепископом Уфимским и Стерлитамакским и направлены Вами на изучение в комиссию (резолюция №4070 от 30 мая 2008 года).
Члены комиссии после изучения предоставленных документов не нашли препятствий для установления праздника Собора Уфимских святых и установления даты празднования 21 мая (3 июня) - в день памяти преподобного Моисея Уфимского. Члены комиссии считают, что достаточных оснований для включения в состав Собора Уфимских святых имеют 11 подвижников (а не 29, как предлагала Уфимская епархия), жизнь и служение которых самым тесным образом связаны с Уфимской епархией:
священномученик Симон (Шлеев), епископ Охтенский 1921
священномученик Евграф (Еварестов)1918
преподобномученик Максим (Попов)1934
священномученик Аверкий (Северовостоков)1918
священномученик Алексий (Канцеров)1918
священномученик Петр (Варламов)1930
священномученик Тимофей (Петропавловский)1918
преподобномученица Маргарита (Гунаронуло); игумения Мензелинского Пророко-Ильинского монастыря, прмц.1918
мученик Киприан (Яценко); псаломщик, мч.:1935
преподобный Моисей Уфимский1982
блаженная Варвара Уфимская, Архангельская, затворница Скворчихинская, Уфимская, блаженная: 1966".
На этом рапорте Патриарх Алексий наложил резолюцию: "23.VI.2008 г. Установить празднование Собора Уфимских святых с включением в состав Собора 11 подвижников, по заключению Синодальной комиссии Московского Патриархата, жизнь и служение которых самым тесным образом связаны с Уфимской епархией."
Как умирали уфимские святые
Недавно был создан Собор Уфимских святых, туда вошли 11 священномучеников, которые когда-то жили в Башкирии.
Большая часть из них погибла в период становления советской власти, святых расстреливали за контрреволюционную агитацию.
Тело Симона Шлеева оказалось нетленным
(священномученик Симон Шлеев, епископ)
Симон стал епископом Уфимским в 1920 году. В этом сане он пробыл всего год. Уже в августе 1921-го Владыку убили возле дома двумя выстрелами из револьвера двое в кожанках. Похоронен в Воскресенском кафедральном соборе Уфы (на его месте сейчас находится Башкирский академический театр драмы). В 1932 г. перезахоронен на Сергиевском кладбище Уфы причем люди, выполнявшие перезахоронение, свидетельствуют о том, что останки Святителя нисколько не истлели за десятилетие.
Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 июля 1999 года на рассмотрение очередного Архиерейского Собора был передан вопрос о канонизации владыки Симона (Шлеева) в лике новомучеников и исповедников от Уфимской епархии. Священномученик Симон был канонизирован 26 октября 1999 года, а затем причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Отец Евграф не смог бросить иконы
(сщмч. потоиерей Евграф Еварестов)
Современники описали протоиерея Евграфа Еварестова как рослого, красивого мужчину с проницательными глазами и орлиным носом. Практически всю жизнь посвятил служению Воскресенскому кафедральному собору. За него он и умер мученической смертью. Это произошло в 1919 году, когда красные окончательно взяли Уфу.
Отец Евграф единственный оставался храме до последнего, не в силах бросить иконы. Его арестовали красноармейцы-латыши. Они ворвались с черного хода и сразу же стали обыскивать квартиру. Забрали все мало-мальски ценные вещи, награды, документы и фотографии и увели отца Евграфа.
Из обвинительного заключения, составленного заведующим следственной частью Особого Отдела при Реввоенсовете Восточного фронта:
"... гр. Евграф Еварестов обвиняется
1) как член монархической организации Михаила Архангела, вина эта его удваивается ибо он поп;
2) как член и учредитель агитационного Просветительного Общества течения Колчака, что являлось определенной Правительственной агитацией в пользу Колчака и затемнение Народных масс, которыя он и без того затемнял как поп;
3) в добровольных пожертвований на Народную Армию...;
4) участник сборов разного имущества как то: одежды и белья в своем приходе на Народную армию;
5) в родственных связях с активными белогвардейцами;
6) в ложно злостных показаниях при допросе.
Находя Е.Еварестова врагом Советской власти, принесша много вреда и способного его приносить, предлагаю его РАССТРЕЛЯТЬ"
С арестованным старым священником (а ему было в то время уже 62 года) никто не церемонился, над ним издевались, его били, ему плевали в лицо, таскали за бороду», - пишет исследователь Нина Зимина. По некоторым данным, отца Евграфа расстреляли за Сергиевским кладбищем. Его вели на расстрел в одном нижнем белье, босиком по снегу, он встретил смерть в бесконечном смирении".
В 1999 г. прославлен в лике местночтимых святых Уфимской епархии.
В августа 2000 года Архиерейским Собором РПЦ его имя внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ в. для общецерковного почитания.
Отец Максим умер в концлагере
Иеромонах Максим Попов совершил пешее паломничество в Киево-Печерскую лавру, 6 месяцев пройдя путь до Киева и обратно с мешком сухарей и несколькими парами лаптей на смену. В революцию у семьи Поповых забрали все, опустошили амбары, свели со дворов скот, отобрали землю и хутор.
Отца Максима арестовали в Белебее, куда он пришел со своими прихожанами помолиться на праздновании Табынской иконы Божией Матери. Поводом для ареста послужило заявление корреспондента златоустовской газеты "Пролетарская мысль", проявившего революционную бдительность: увидев на рынке Белебея священника и монахиню, он заподозрил отца Максима в проведении агитации среди крестьян и сообщил об этом в "органы". Через три года отец Максим умер в Архангельской области от воспаления легких.
Погребальный звон разозлил красноармейцев
По семейному преданию, в день гибели отец Аверкий Северовостоков отпевал покойника, и когда в село вошел отряд красноармейцев, звучал погребальный звон колоколов. Они высказали недовольство, почему их встречает погребальный звон, и потребовали более торжественной встречи. Отец Аверкий ответил, что сначала он должен проводить усопшего, как подобает по церковному чину. За такую "встречу" священника и расстреляли.
Иерея Алексия расстреляли на пароходе
Отца Алексия Канцерова расстреляли на пароходе, где ехал карательный отряд, обслуживающий реку Белую. Предварительно смертников вывели из трюма и разместили по каютам; затем по очереди их вызывали на палубу, подводили к краю борта, и уже здесь два полупьяных красноармейца производили расстрел своих жертв.
После вызова очередного заложника происходила смена карателей, осуществлявших убийство. "...Мужественно встретил смерть отец Канцеров: "Бог вас простит, вы не знаете, что творите", - сказал он, поднявши крест в последнюю минуту. Трупы расстрелянных бросали в воду.
Даже в заключении думал о детях
(Священномученик Петр Варламов)
Священномученик Петр Варламов был арестован и заключен под стражу в Стерлитамакский исправдом. Вскоре прошел слух, что арестованных угонят из Стерлитамака в Уфу. Матушка поехала проводить страдальца-мужа. Детей, которых у нее было пятеро, с собой не взяла.
Из воспоминаний старшей дочери иерея, Валентины, которой в ту пору было 8 лет: "Мама стала хлопотать, чтобы папу везти на лошади, на подводе, потому что папа больной, у него был катар желудка, схватывало иногда. Она отварила курочку ему, хотела передать. Ее не пускали нигде, она где-то по сугробам, через забор к нему пробралась. Он ей дал шерстяной пуховый свой шарф и говорит: "Нюра, у тебя ведь девочки, возьми этот шарф, пригодится ведь дочкам", даже тогда он думал не о себе, а о нас". Отца Петра расстреляли в Уфе. Предположительное место захоронения Сергиевское кладбище.
За прополку огорода поставили к стенке
Как бы предчувствуя свою мученическую смерть, отец Тимофей Петропавловский служил литургию и по окончании ее - молебен своему небесному покровителю апостолу Тимофею и святой Софии. В этот день, 13 июля, красноармейцы во главе с комиссаром Антоном Гарбузом без боя заняли деревню Золотоношку.
А отец Тимофей ни сам не встретил Гарбуза, ни жене своей не позволил - он спокойно продолжал полоть на огороде картофель. Тимофея тотчас расстреляли у сельского амбара. Он получил пять пуль и три штыковых удара и умер со сложенными для крестного знамения перстами в присутствии прибежавшей жены.
В послании о положении епархии от 5/18 октября 1918 г. епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) свидетельствовал, что "священник Тимофей Петропавловский погиб только за то, что заступился за невинно осужденных на смерть".
26 октября 1999 года иерей Тимофей Петропавловский был канонизирован как местночтимый святой Уфимской епархии с установлением даты памяти 30 июня/13 июля, в день его мученической кончины.
По представлению архиепископа Уфимского Никона Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. иерей Тимофей Петропавловский был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Игуменья Маргарита не боялась смерти
В начале октября 1918г., ворвавшись в монастырскую ограду, большевики пожелали осквернить храм, но игуменья Маргарита Гуонаруло не пустила их туда. Матушка безбоязненно вышла к толпе большевиков и кротко сказала им: "Смерти я не боюсь, ибо только после смерти я явлюсь ко Господу Иисусу Христу, к которому всю жизнь свою стремилась". В ответ на эти слова посыпались площадная брань и требования открыть храм. Игуменья наотрез отказала, а большевики сказали ей: "Так смотри же: завтра, рано утром, мы убьем тебя...". С этими словами они ушли.
После их ухода, заперев на запоры церковную ограду, игуменья Маргарита вместе с сестрами отправилась в храм, где провела всю ночь в молитве, а за ранней обедней причастилась. Не успела игуменья выйти из храма, как большевики, видя матушку сходящей с амвона, взяли ее на прицел и в упор выстрелили. "Слава Тебе, Боже!" - громко сказала игуменья Маргарита, увидя большевиков с установленными против нее ружьями, и... замертво упала на пол, пронзенная ружейными пулями.
Киприана Яценко задавило бревнами
(мученик Киприан (Яценко))
Отца Киприана обвинили в контрреволюционной агитации. В 1935 году он погиб. Киприана Александровича и других заключенных задавило насмерть упавшими с крутого берега штабелями бревен, когда они на берегу сгружали бревна с баржи.
Отец Моисей обладал даром исцеления
(прп. Моисей Чигвинцев)
Преподобный Моисей Уфимский не любил мирской суеты, сторонился праздных разговоров, был далек от забот о хлебе насущном. Архиепископ Феодосий, управлявший в начале 70-х Уфимской епархией, перевел старца Моисея из баньки, в которой тот ютился, в архиерейский дом напротив Сергиевского храма. Но отец Моисей отказался жить в одних покоях с Владыкой, говоря, что он слишком грешен, и поселился в полуподвальном помещении архиерейского дома.
Архимандрит Моисей обладал даром исцеления. Приезжали к нему из разных городов. Он прожил 68 лет. Погребен архимандрит по его завещанию на Демском кладбище Уфы.
В 2002 году святые мощи преподобного Моисея были перенесены с Демского кладбища в Сергиевский кафедральный собор, где находятся и по сей день.
Тропарь
глас 5
От юности Христа возлюбив, преподобне, / Тому Единому всем сердцем поработати возжелев, / отеческий дом оставив и града Уфы достиг, / Серафима Саровского подражателю, /
сомолитвенниче ангелов, равностоятелю ликов постников, / свыше от Бога приемый благодать духовную, / дары предвидения и исцеления, / земный ангеле и небесный человече, / преподобне отче наш Моисее, / моли человеколюбца Бога // спастися душам нашим.
Кондак
глас 3
Воспоим, празднолюбцы, светильника пресветлаго, / озарившаго землю сиянием Слова Божия: / точит бо исцеления притекающым к мощем его / и вся прошения верных во благо исполняет. / Сего бо мы предстоятеля неусыпнаго имуще, // прославляем Господа, дивнаго во Святых своих.