Продолжение...
Святитель Исаия Ростовский, епископ
(святители Игнатий и Исаия Ростовские, преподобный Авраамий Ростовский)
Святитель Исаия родился недалеко от Киева в семье благочестивых родителей и был воспитан в православной вере. В юные годы он оставил суетность мира и пришел в Киево-Печерский монастырь, где был пострижен преподобным Феодосием в монашество. Испытывая горячую любовь к Спасителю, молодой инок жил в строгих и суровых подвигах поста и молитвы. При этом он был кроток, смиренен, послушлив, нестяжателен, братолюбив, воздержанием и терпением умерщвлял плотские страсти. И благодаря добродетелям мудрости, духовного мужества и целомудрия, помня слова древнего старца: «Крепость в человеке зависит не от природы человека, которая подвержена переменам, но от решительного намерения, укрепленного помощью Божией», он постоянно духом возносился к горнему Иерусалиму.
Слава о подвигах юного Исаии скоро распространилась за пределы обители. И когда скончался Варлаам, первый игумен монастыря, построенного на княжеском дворе во имя св. великомученика Димитрия, то киевский великий князь Изяслав Ярославич просил себе, как великий дар, у блаженного Феодосия Исаию в настоятели обители. И в 1065 году, по благословению преподобного Феодосия, святой Исаия был возведен в игумены. Блаженный, приняв этот высокий сан, был благоискусным для братии наставником и добрым пастырем словесного стада. Став игуменом, он помышляя всегда о Господе, продолжал пребывать в смирении, молитвенном и телесном труде. Видя у себя в монастыре такого святого мужа, князь Изяслав радовался духом и благодарил Господа и преподобного Феодосия, благословившего Исаию на игуменство в монастыре св. Димитрия. Преподобный Исаия, как преуспевший в благочестии и исполненный Божественной благодати, принимал участие в 1078 году в соборной молитве Печерских старцев о прельщенном бесом подвижнике Никите (впоследствии епископе Новгородском).
Но для великого светильника после подвига настоятельства в обители, и после десятилетнего игуменства предстояло апостольское служение. В том же 1078 году после смерти святителя Леонтия, епископа Ростовского, святой Исаия был возведен на Ростовскую епископскую кафедру. В то время Ростовская епархия занимала обширное пространство. В нее входили Ярославская, Владимирская, Нижегородская, Костромская, Вологодская и частично Московская, Тверская, Олонецкая земли. Языческие народы этого края были подвержены множеству суеверий, кровавых обычаев, гаданий и чародейств. Много потрудился добрый пастырь Леонтий для просвещения области Ростовской, но еще много нашел там язычников доблестный его преемник. Поэтому святитель Исаия, сказано в древнем житии его, «найдя людей новопросвещенных, еще не утвердившихся в вере, усердно напоял их учением своим». Он с миссией апостольской проповеди о Христе Иисусе обходил Ростово-Ярославские пределы, всюду «идольскую лесть попаляя» и бесстрашно сжигая языческих кумиров. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27), - произносил святитель, умоляя христоименитое стадо свое быть крепким в вере и в жизни подражать Христу.
В одной стихире прекрасно выражен дух служения св. Исаии: «Что тя наречем, святителю? Ангела, яко безплотен на земли пожил еси, апостола, яко научил еси благоверию российския концы, мученика же, яко Христа ради до смерти подвизался еси, обращая люди от тьмы нечестия и приводя их на пажить богоразумия».
Утешением святителя Исаии было участие в его служении великого князя Владимира Мономаха. На средства великого князя был построен в Ростове Великом собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором была поставлена чудотворная икона, написанная преподобным Алипием Киево-Печерским (память 17/30 августа). Святитель Христов Исаия с любовью относился к бедным, нищим и всем нуждавшимся. Господь прославлял Своего угодника, совершая через него многие знамения и чудеса.
При благочестивой державе великого князя киевского Всеволода Ярославича, когда настало время освящения великой соборной церкви Киево-Печерской обители, скорбен был митрополит Иоанн, что не успел собрать на торжество сие боголюбивых епископов, по дальнему расстоянию их кафедр. Но благочестивое его желание исполнили Ангелы Божии, посылаемые на службу человекам для их спасения. И сему блаженному Исаии предстал в образе юношеском светлый Ангел и возвестил о дне освящения храма. Немедленно собрался в путь боголюбивый епископ и был участником духовного торжества, споспешествуемый силою свыше, для которой нет времени и пространства. Сам он, дивясь чудному своему странствию, поведал о том митрополиту всея Руси Иоанну, говоря, что не смел ослушаться повеления его и не прийти на освящение храма. Изумился первосвятитель сему таинственному зову, ибо никого не успел послать для приглашения епископов; дивное сие странствование было плодом послушания и ревности к церкви Божией. Три епископа: Исаия Ростовский, Лука Белгородский, Иоанн Черниговский - были сослужителями митрополита Иоанна при освящении «небеси подобной» церкви Успения Пресвятой Богородицы 14 августа 1089 года, и с радостью духовной возвратился Исаия к своей пастве, которая приняла его с великим торжеством, как присного отца своего.
Не более года после того пас свою паству Ростовскую святитель Исаия. Он скончался в мире в лето от Рождества Христова 1090, месяца мая 15 дня, после тринадцатилетнего епископства, посреди плача народного. И те же Ангелы, которые переносили его для освящения Печерской церкви, перенесли его душу в самые небеса в вечность.
В 1164 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский заложил в Ростове Великом новый каменный храм, вместо пострадавшего от пожара в 1160 году деревянного. При раскопке фундамента под южной стеной были обретены мощи святителя Исаии. Говорит древнее предание и летопись: «Нашли гроб блаженного Исаии, открыв его, увидели одежду и тело святителя нетленными и прославили Бога, Который благоволил прославить угодника Своего не только в жизни, но и по смерти; сколько лет прошло, а одежда и тело блаженного остались неприкосновенными для тления». Мощи святителя поставили тогда в церкви св. Иоанна, и так как каменный храм едва был окончен, как обрушился, то они перенесены в собор уже в 1231 году и положены с правой стороны в притворе.
Мощи св. Исаии в первый раз были обретены вместе с мощами св. Леонтия 23 мая 1164 года. И с того же времени, как видно из жития прп. Феодосия, «и тамо чтут его со святыми», народ чтил св. Исаию за святого.
Но с течением многих лет утратилась память о чудесах его, так что даже никогда не возжигали светильника над его гробом, никогда не приходил священник с фимиамом покадить над ним, ибо самый притвор всегда был заключен. Не подобало однако столь великому светильнику оставаться под спудом. По рукописному житию, «архиепископ соборной церкви, видя, что образ св. Исаии все почитают и поклоняются ему, а гроб его (в притворе собора) в небрежении, созывает 17 мая священников и касается чудоносного гроба пречудного отца - переносит его оттуда в 1474 году и полагает в новом гробе с честью, близ южных дверей, где и ныне он подает исцеление». Первым архиепископом Ростова был в 1390 году Феодор. И церковное почитание св. Исаии началось с 1474 года, со времени перенесения мощей в храм; к тому же времени относится и первое письменное изложение его жития. В 1722 году они были переложены в серебряную гробницу.
В «Иконописном подлиннике» приводится описание внешнего облика святого: «Иже во святых отец наш Исаия епископ, Ростовский чудотворец, подобием рус, брада аки Власиева, от ушей пошире, ризы святительския, саккос празеленый и омофор, на главе клобук белый, в руках Евангелие».
Тропарь святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца
глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Ростову пресветлый светильниче,/ святителем Богодохновенное удобрение,/ Исаие премудре,/ учением бо твоим вся Российския концы просветил еси благодатию духовною,/ святителю блаженне,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца
глас 3
Яко гром, возгремел еси Божественными твоими учении в Российстей земли/ и явился еси светильник пресветел,/ осияя светом Богоразумия, Исаие блаженне./ Темже вопием ти:/ Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Ин кондак святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца
глас 4
Своего епископска сана тезоименство храня,/ сирых, вдовиц и всех, зле страждущих,/ сам собою посещал еси любезне/ и, милостынею довольне тех ущедряя, яко отец,/ сподобился еси Ангелы на освящение церкве Печерския, святителю Исаие,/ принесен быти чудне,/ с нимиже молися Господеви о душах наших.
Благоверный Димитрий Угличский и Московский
Память 15 мая в день кончины, 3 июня в день перенесения мощей, 19 октября в день рождения, в Соборах Московских и Ростово-Ярославских святых
Святой благоверный царевич Димитрий Угличский (Московский) родился 19 октября 1582 г. Он был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин - властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален со Двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость Государя отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.
В субботний день 15 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича.
Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.
Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия, убитого 15 мая 1591 года, из Углича в Москву совершилось в 1606 году. Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, "уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей", ввиду появления самозванца, объявлявшего себя истинным царевичем Димитрием. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, "в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его". После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году "составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год - рождение (19 октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня)".
Тропарь благоверного царевича Димитрия
глас 4
Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею,/ Богомудре мучениче,/ за скиптр Крест в руку приим,/ явился еси победоносец/ и жертву непорочну Владыце принесл еси себе:/ яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси./ И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице,/ молися о державе сродников твоих богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.
Ин тропарь благоверного царевича Димитрия
глас 1
Всеоружеством Духа благодати вооружен быв/ и необорим столп и утверждение отечеству своему показася,/ яко агнец незлобивый, от врага неправедно заклан быв/ и в жертву непорочну Господеви принесеся./ И ныне дар благодати от всех Подвигоположника прием,/ источавши всем исцеление, достохвальне благоверный царевичу княже Димитрие./ Слава Восприимшему тя от земных в Небесная,/ слава Венчавшему тя венцем неувядаемым,/ слава Действующему тобою всем исцеление.
Кондак благоверного царевича Димитрия
глас 8
Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие,/ яко бо доброрасленный грезн, прозябл еси/ и Христу красен плод принесл еси себе;/ темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно,/ страдальчески обагреное кровию./ Благородие святе Димитрие,/ соблюдай отечество твое и град твой невредим,/ тому бо еси утверждение.
Молитва благоверному царевичу Димитрию
О преславный и дивный в чудесех, красото мучеников, страстотерпче царевичу княже Димитрие! Скоро предстани Небесному Царю и мученическия твои руце о нас, грешных, молебне к Нему простри, яко имеяй дерзновение велико; сохрани же твоими молитвами град сей, и вся грады и веси православныя, и Святейшаго Патриарха (имя рек) и преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы и весь священный чин церковный, и в палате братию нашу, и вся православныя христианы; всех нас приими во твое заступление, и от всех бед и зол избавляя, и от нашествия видимых и невидимых борющих нас врагов свобождая, и тех всяк навет и злохитрство погубляя и отгоняя; таже прегрешений наших прощение испроси, и в век будущий Небеснаго Царствия нас сподоби, и спасенных Богу представи, благодатию и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже честь и поклонение подобает, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Священномученик Пахомий (Кедров), архиепископ Черниговский
В миру Кедров Петр Петрович, родился 30 июля 1876 года в семье священника г. Яранска. Родной брат архиепископа Аверкия (Кедрова) и епископа Михаила (Кедрова) в Польше.
Окончил Яранское духовное училище. В 1896 году окончил Вятскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию. В Академии учился вместе с будущим архиепископом Феодором (Поздеевским).
6 декабря 1898 года пострижен в монашество, в том же месяце был рукоположен во иеродиакона.
22 ноября 1899 года рукоположен в сан иеромонаха.
В 1900 году окончил академию со степенью кандидата богословия, тема кандидатского сочинения: "Библейские основания христианского аскетизма". Назначен помощником смотрителя Липецкого духовного училища.
С 1903 года - смотритель Кременецкого духовного училища.
С 1904 года - заведующий Волынской Свято-Феодоровской церковной учительской школы при Дерманском монастыре.
В 1905 году возведен в сан архимандрита.
С 1906 года состоял также настоятелем Дерманского Троицкого монастыря и заведовал Дерманской церковной учительской школой.
30 августа 1911 года хиротонисан во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии. Хиротонию совершали: архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), епископ Кременецкий Никон (Бессонов), епископ Белостокский Владимир (Тихоницкий), епископ Владимиро-Волынский Фаддей (Успенский).
С 17 сентября 1916 года - епископ Стародубский, первый викарий Черниговской епархии.
В 1917 году назначен епископом Черниговским.
Участник Поместного Собора 1917-1918 гг. в Москве.
В 1919 году был арестован, но вскоре выпущен на свободу с запрещением возвращаться на кафедру.
В 1921 годы был арестован на несколько дней в качестве заложника.
В августе 1922 года избран членом собора епископов, управлявшего Украинской Церковью.
20 октября 1922 года сотрудники ГОГПУ провели обыски в канцелярии епархиального управления и на квартирах ее служащих - епископа Пахомия, священников М.И. Храмцова, А.А. Короткевича, Н.А. Воскресенского, С.С. Яковенко и Л.Г. Терлецкого. На следующий день, 21 октября, епископ Пахомий и несколько священников были арестованы. Следствие длилось больше месяца.
С 30 ноября по 3 декабря 1922 года состоялось заседание Черниговского ревтрибунала, которое активно освещался в местной прессе. Кроме архиепископа Пахомия, по этому делу проходили: заведующий епархиальной канцелярии Матфей Иванович Храмцов, настоятель Спасо-Преображенского собора А. А. Короткевич и его дочь Евгения, у которой во время обыска у нашли официальные бланки ГубЮста с печатями (Е. Короткевич работала в этом учреждении). В итоге, ревтрибунал признал Пахомия "социально опасным" и приговорил к высылке за пределы Черниговской губернии на три года, Матфей Храмцов и Александр Короткевич былы оправданы, Евгения Короткевич амнистирована.
В письме от 6 декабря 1922 года архиепископ просил губревтрибунал не высылать его в зимнее время неизвестно куда, что равносильно смертной казни. 7 декабря Пахомий подал прошение о помиловании во ВЦИК, но оно было отклонено. В начале января 1923 владыка обращался к местным властям с просьбой отложить его высылку на период рождественских праздников. Председатель Черниговского губернского исполкома распорядился начальнику губмилиции: "высылку епископа Пахомием Кедровая разрешено отсрочить до 16 января". Заместитель заведующего губернского отдела управления Палий и заведующий отделом админнадзора Лебедев 12 января 1923 приказали начальнику губмилиции выслать П.П. Кедрова в Донбасс в один из рабочих шахтных поселков.
В начале 1923 года архиепископ Пахомий некоторое время проживал в Предмостной Слободке, находящейся на Левом берегу Днепра, напротив Киева на самой границе между Киевской и Черниговской епархиями (сейчас это место вошло в состав Киева).
В 1923 году без права выезда проживал в Киеве, где нашел убежище в Киево-Печерской лавре, что также не устраивало Черниговское ГПУ, которое требовало "убрать его за пределы Киевской губернии, поскольку, находясь в Киеве или иной, смежной с Черниговской, губернии, он все же имеет возможность влиять на работу епархиального управления". Требование это была выполнено, так как существуют указания, что уже в 1923 году Пахомий находился в Москве и некоторое время жил у своего сокурсника архиепископа Феодора (Поздеевского), бывшего настоятелем Свято-Данилова монастыря.
29 ноября 1923 года возведен в сан архиепископа.
В 1923 году он получил назначение на Ярославскую кафедру, но в конце 1923 года от этого назначения отказался.
30 ноября 1925 года был арестован в Москве за "укрывательство и пособничество правой организации церковников". Проходил по групповому делу "Дело митрополита Петра (Полянского) и др., Москва, 1926г.". 11 мая 1926 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР был приговорен к трем года ссылки в Коми-Зырянский край, проживал в ссылке в с. Деревянском Зырянского края.
По освобождении вернулся на Черниговскую кафедру.
15 октября 1930 года был арестован в Чернигове по обвинению в "контрреволюционной деятельности". Из обвинительного заключения:
"Поп Кедров как враг революции и советской власти с начала революции, особенно с завоеванием власти пролетариатом и становлением Советской власти стал вести контрреволюционную работу, группируя и организовывая попов, церковников религиозных общин, ведя агитацию выступать против власти, чтобы отстоять закрытие церквей".
4 ноября 1930 года Судебной тройкой при коллегии ГПУ УССР был приговорен к 6 годам лагерного заключения. Был этапирован в Соловецкий лагерь особого назначения, в начале 1931 года переведен в лагерь Май-Губа Беломорканала, в начале 1932 года - в лагерь для инвалидов Кузема Мурманской ж/д.
Вернувшись на родину в Яранск, жил в доме брата, священника Николая Кедрова. Был тяжело болен.
Скончался 11 ноября 1937 года в г. Котельнич Вятской области, был похоронен на городском кладбище.
Канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей.
Отличался большой любовью к ночной молитве. Его современники рассказывают, что он однажды, когда был еще студентом академии, встал на молитву в ночное время и начал усердно молиться. Неожиданно он услышал какой-то голос, восхваляющий его в совершенстве духовном и повелевающий подойти к горящей свече и опалить себе глаз. Не уразумев козни искусителя, он подошел к свече и подставил левый глаз. Пламя свечи настолько сильно опалило его, что он потерял зрение на этот глаз. Так он остался с одним глазом. Горький опыт прелести научил его осторожности в делах Божиих.
Любил часто проповедовать. В его проповедях, по отзывам знавших его, проявлялась отрицательная черта некоего самодовольства, самоуслаждения красивыми оборотами речи. Замечал ли он сам за собой эту черту или нет, неизвестно. Обладал феноменальной памятью. Декламировал на память всю поэму А.А. Блока "Двенадцать". Он выведен в повести Тренева "Владыка". Был знаток церковного устава.
Сочинения
"Речь при наречении его во епископа Новгород-Северского 29 августа 1911 года". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 39, с. 1595.
"Богослужебные указания на 1917 год". Чернигов, 1916 год.
The Epistle of the Brother Bishops Archbishop Pachomius of Chernigov and Archbishop Abericus of Zhitomir, in: I.M. Andreyev, Russiás Catacomb Saints, 188-199.
Poslanie, in: E. L., Episkopy ispovedniki, San Francisco 1971, 10-25.
Мученица Димфна Геельская, дева и священномученик Гереберн пресвитер, Геельские
(Мученица Димфна Геельская, дева)
Дочь короля Ирландии, язычника, втайне от отца крещёная матерью-христианкой. Димфна была воспитана в молитве и благочестии. Всем сердцем возлюбив Христа, она дала обет целомудрия.
Когда Димфне исполнилось 15 лет, её мать скончалась. Очень любивший её король весьма скорбел, однако по прошествии недолгого времени он пожелал жениться снова и поручил своим придворным найти для него самую красивую и умную невесту. После длительных поисков слуги сказали королю, что в его стране есть только одна красивая и мудрая девушка, достойная стать королевой: его дочь. И король в безумии решил жениться на собственной дочери.
Узнав об этом ужасном решении отца, Димфна решила бежать из дому. Вместе со своим наставником священником Гереберном они покинули королевский замок и переправились на материк. Обнаружив исчезновение дочери, король пустился в погоню. Он настиг беглецов в небольшой брабантской деревушке Геел (Geel, Gheel) неподалёку от современного Антверпена. Когда Димфна снова отказалась покориться его нечистому желанию, он их обоих обезглавил. Это произошло 15 мая примерно между 620 и 640 годами.
Вскоре у могилы святой мученицы стали происходить исцеления, в основном страдающих душевными болезнями. Люди приходили издалека в надежде получить исцеление от ее гробницы. Регулярно фиксировать эти чудеса стали только в XIII веке, тогда же было составлено и письменное житие, зафиксировавшее древние устные предания.
Преподобный Пахомий Кенский , игумен
(Преподобные Антоний Великий и Пахомий Кенский)
Память в первую субботу после Крещения Господня (местн.), 31 января (Греч.), 15 мая (Греч.), в Соборах Карельских и Новгородских святых
Был учеником и сомолитвенником преподобного Александра Ошевенского. По смерти своего духовного отца покинул обитель. Строгий постник и молитвенник, Пахомий много лет провёл в уединении на берегу Кенозера, недалеко от Каргополя. Со временем на место его подвигов за советом и благословением стали приходить местные жители, некоторые просили старца принять их под своё руководство. Постепенно около кельи преподобного возникла целая обитель. Здесь была поставлена церковь в честь Преображения Господня, ставшая главным храмом Спасо-Преображенского Кенского монастыря. Произошло это не позднее начала XVI столетия, а возможно в конце XV. В своей обители преподобный Пахомий устроил больницу для немощных старцев. Братия сами вместе с настоятелем трудились на земле: сеяли и убирали хлеб, ловили рыбу, расчищали лесные участки под поля. В 1508 году в Кенской обители принял ино¬ческое пострижение преподобный Антоний Сийский, подвизавшийся первоначально под руководством Пахомия.
(Часовня преподобного Пахомия Кенского в д.Карпово, фото Mazilov Evgeny)
Скончался преподобный Пахомий около 1515 года, в глубокой старости в основанном им монастыре. Вскоре после смерти святого у его гроба стали совершаться чудеса. В 1800 году Преображенский храм и всё, что в нем находилось, погибло в пожаре. Остались нетронутыми огнем лишь три доски над могилой святого.
Святой страстотерпец Хальвард, из Хусабю
Княжич Хальвард был сыном мелкого конунга, правившаго в Хюсабю, и Торни Гудбрандсдоттир, родной сестры Асты ДрамменГудбрандсдоттир - матери блгв. царя-мч. Олава Святаго (29 июля).
Предание увы не сохранило почти ничего о жизни отрока, но как говорят не важно жить тебе или умереть, а важно - ради чего ты живешь и во имя чего умираешь. Прямой ответ на этот вопрос христиане могут найти в послании св. апостола Павла, так и от сего мученика осталась достоверно известной лишь его смерть. Однажды отправляясь по своим делам он садился в лодку, что бы пересечь Драмменфьйорд, когда услышал голос женщины взывавшей к нему о помощи. Она была перепугана и говорила, что ее ложно обвиняют в воровстве. Хальвард взял женщину на борт, но не успел он отплыть, как появились преследователи, которые потребовали у княжича отдать им беглянку. Она же с клятвою уверяла его в своей невиновности. Один из нападавших выстрелил из лука и стрела пронзила Хальварда и стоявшую под его защитой женщину. Но дело уже было сделано и для княжича и для преследователей. Надо было заметать следы, все таки княжий сын. Привязав для верности мельничный жернов к телу мученика, они бросили его в воды фьйорда. И это было делом Промысла - желая скрыть свое преступление, они невольно сделались свидетелями его святости. Мало ли гибло молодых людей защищая женщин и девушек и не многие из них святы, но камни в своем обыкновении тонут, а не плавают так как поплыл этот, не позволяя утонуть телу убитого.
Вскоре мощи святого мученика были выловлены и положены в раке, в соборе Христа в Осло, и княжичь стал почитаться покровителем города. Люди вразумились наставлением Божиим, почитая Хальварда, как защитника невинных, хотя Промысел Божий и утаил от нас была ли виновна искавшая у него защиты женщина.