07 (20) мая 2024 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

May 19, 2024 22:00

Продолжение…

Собор преподобных русских Святогорцев, празднование русского Пантелеимонова монастыря на Афоне



(Собор преподобных русских Святогорцев. Икона из русского Афонского Пантелеимонова монастыря)

Внесён в месяцеслов Русской Православной Церкви как Собор преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря

Празднование приурочено к древнерусской памяти преставления преподобного Антония Печерского, сохранённой Афонским месяцесловом. На протяжении свыше тысячи лет русского присутствия на Святой Горе, большинство чтимых русских афонитов подвизались в Пантелеимоновской обители, но ряд святых, начиная с самого преподобного Антония, прошли своё земное поприще в других афонских монастырях. Некоторые из святых в Соборе были сербами, греками и грузинами, однако их жизнь так или иначе связана со Святой Русью или с русским монашеством на Афоне.


Среди чтимых в составе Собора:

Прп. Антоний Печерский (+ 1073, память 10 июля, 2 сентября)
Прп. Моисей Угрин (+ ок. 1043/после 1051, память 26 июля)
Cвт. Савва, первый архиеп. Сербский (+ 1237, память 12 января)
Прп. Аммон Печерский (+ XIII в., память 4 октября)
Прп. Исаия Афонский, игум. Руссика (+ 1380, память 21 августа (Серб.))
Свт. Киприан, митр. Киевский (+ 1406, память 27 мая, 16 сентября)
Прп. Сергий Нуромский (+ 1421, память 7 октября)
Свт. Дионисий Ростовский (+ 1425)
Прп. Арсений Коневский (+ 1447, память 12 июня, 15 мая)
Прп. Савва Вишерский (+ 1461, память 1 октября)
Прп. Савва Крыпецкий (+ 1495, память 28 августа)
Прп. Нил Сорский (+ 1508, память 7 мая)
Мч. Антоний Карсотис (+ 1516)
Прп. Иннокентий Комельский (+ 1521, память 19 марта)
Свт. Афанасий III Константинопольский, Лубенский чудотворец (+ 1654, память 2 мая)
Прмч. Пахомий Русский (+ 1730, память 7 мая)
Прмч. Константий Русский (+ 1743, память 26 декабря)
Прмч. Агапий (+ 1752)
Прп. Василий Поляномерульский (+ 1767, память 25 апреля)
Свт. Игнатий Мариупольский (+ 1786, память 3 февраля)
Прп. Паисий (Величковский) (+ 1794, память 15 ноября)
Сщмч. Никита Славянин (+ 1808, память 4 апреля (Конст.))
Прмч. Павел (+ 1821)
Прп. Иларион Грузин (+ 1864, память 14 февраля)
Прп. Антипа Валаамский (+ 1882, память 10 января)
Прп. Гавриил Афонский (+ 1901, память 9 июля)
Прп. Аристоклий Афонский (+ 1918, память 24 августа)
Сщмч. Данакт (Калашников) (+ 1937, память 2 декабря)
Сщмч. Гавриил (Гур) (+ 1937, память 6 ноября)
Сщмч. Гавриил (Владимиров) (+ 1937, память 6 ноября)
Сщмч. Иларион (Громов) (+ 1937, память 28 сентября)
Сщмч. Иларион (Цуриков) (+ 1937, память 22 августа)
Сщмч. Иоанн (Лаба) (+ 1937, память 22 августа)
Прп. Силуан Афонский (+ 1938, память 11 сентября)
Сщмч. Иона (Санков) (+ 1938, память 21 июня)
Прмч. Антоний (Корж) (+ 1938, память 1 марта)
Сщмч. Антипа (Кириллов) (+ 1938, память 22 февраля)
Прп. Алексий Карпаторусский (+ 1947, память 8 октября (Укр.), 19 ноября (Укр.))
Прп. Феодосий Кавказский (+ 1948)
Прп. Кукша Одесский (+ 1964, память 16 сентября)
Прп. Иов Угольский (+ 1985, память 15 июля (Хуст.), 9 октября (Ужгород.))

Преподобномученик Пахомий Русский, Афонский



Память 7 мая, 21 мая (Греч.) и в Соборе Афонских преподобных

Святой преподобномученик Пахомий (в миру Прокопий) был родом из Малороссии (Украины). Родился во второй половине XVI в. в семье благочестивых родителей. В молодости похитили его татары, часто совершавшие в то время набеги на Украину, и продали в рабство одному турку, по ремеслу кожевеннику, который и увез его с собой в свою отчизну, в так называемое местечко Усаки, находящееся в области Филадельфийской (в Анатолии, азиатской части Турции). Мусульманин, научив юношу мастерству своему, всячески старался увлечь сего невинного в магометанство, но Прокопий, хорошо понимая ремесло и прилежно занимаясь им, гнушался и слышать не хотел о нечестивом учении Магомета. Напрасно неистовый турок употреблял палочные побои, угрозы и голод - юный Прокопий за благочестие выносил все это с радостью и твердостью духа. Таким образом, целых двадцать лет оставался он в рабстве и плену, служа жестокому господину с полным усердием и преданностью. Между тем, агарянин, видя, что не может подействовать на сердце мужественного юноши ни угрозами, ни побоями, ни пытками, пустился на сатанинские хитрости: у него была дочь-девица, и ее-то он задумал употребить орудием к увлечению Прокопия в отступничество от веры Христовой. Турок начал ласкать его, уговаривать и, предлагая ему в замужество дочь свою, обещался сделать полным наследником всего своего имущества, но девственный юноша с твердостью и презрением отверг ласки и предложения своего господина, предпочитая целомудрие всем сокровищам мира и повторяя в сердце своем апостольское слово: кто ны разлучит от любве Христовы; скорбь или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или меч (Рим. 8, 35).

Наконец, господин его, видя непреклонность его мысли, освободил его и дал ему позволение идти куда хочет. Прокопий прославил Господа и уже совсем было готовился в путь, как вдруг опасно заболел. Между тем, соседние турки, узнав о всем, что происходило с Прокопием, и не желая выпустить его из своих рук, захотели самую болезнь его употребить в свою пользу. Собравшись в дом, где лежал в болезни юноша, они ложно разгласили, что во время болезненных припадков он отрекся от Христа и дал им слово потурчиться, как скоро поправится в силах. Вследствие сего, когда он начал поправляться от болезни, его насильно одели в турецкое платье, не совершив, впрочем, обряда обрезания. Как ни отвращался, как ни отрицался и как ни проклинал Магомета и его учение Прокопий, турки слышать не хотели, твердя одно, что он уже однажды навсегда отрекся от своей веры и принадлежит их пророку.

Делать было нечего: Прокопий в негодовании удалился оттуда в Смирну под видом купца, и оттуда, сбросив с себя турецкое платье, сбежал на святую Афонскую Гору, где, близ Свято-Павловской обители, у одного добродетельного старца Иосифа, имевшего особенный дар рассуждения, и провел двенадцать лет в послушании, приняв от него ангельский образ (иноческий постриг) с именем Пахомий и исповедав все, что с ним происходило и что случилось в минувшие годы.

В это самое время в Кавсокаливском ските славился чудной жизнью преподобный старец Акакий. Пахомий неоднократно слышал о великом его подвижничестве и, желая по силам подражать ему и научиться опытом иночеству, переселился туда, шесть лет провел под руководством преподобного Акакия, питался трудами рук своих, так что наконец и сам сделался образцом истинно подвижнической жизни и украшением своего времени. Следствием сего и было то, что все его любили и пользовались назидательным примером жизни его.

Но между тем, как таким образом Пахомий восходил от силы в силу духовной жизни, сердце его невольно трепетало, когда смущенный помысл приводил ему на мысль - не отрекся ли он в самом деле Христа в болезненном припадке или в безпамятстве.

- Ведь без повода турки не могли же привязаться ко мне, - думал он, - и облечь меня в одежды зеленого цвета, который принадлежит собственно торжеству нечестивой их веры.

Долго не мог он преодолеть душевного своего волнения и наконец открылся в том своему духовному старцу, прося у него благословения на мученический подвиг. Старец, полагая, что это следствие гордости, а не благодатных действий Духа, укорил его, побранил и выгнал от себя. Несмотря, однако ж, на то, Пахомий в течение целого года докучал своему старцу желанием мученичества, и целый год старец бил его, уничижал и томил канонами, думая, что Пахомий страдает от духа гордости. Наконец, видя, что эта мысль не оставляет Пахомия, вместе с ним обратился с молитвой к Богу, прося открыть святую Его волю, а потом оба они обратились к советам известных тогда старцев, особенно же дивного старца Акакия, которые и благословили юношу на желаемый подвиг.

Итак, Пахомий, в сопровождении своего старца Иосифа, отправился со Святой Горы к прежнему своему господину, в местечко Усаки. Там турки тотчас узнали Пахомия, и лишь только появился он, схватили его и представили к своему эфенди, начальнику местечка, объявляя, что Пахомий был в рабстве у их соседа и по собственной воле отрекся Христа, вследствие чего и принят ими в магометанство, и прилично одет, а теперь изменил своему слову и является в монашеском христианском платье.

- Правда ли это? - спросил эфенди Пахомия.

- Лжецы ложь и говорят, - дерзновенно отвечал святой мученик. - Даже и на мысль не приходило мне отречься Христа Бога истинного. Если бы и все безчисленные виды мук истощили они надо мною и придумали разные роды смерти, ничто не заставило бы меня никогда отречься христианской веры, которую исповедую истинной, а вашу - ложной и нечестивой!

- Терять времени и слов с тобой нечего, - вскричал в бешенстве судья, - или сбрось с себя эти одежды и, как дал прежде слово, будь наш, или ждет тебя самая мучительная смерть. Выбирай любое!

Когда святой Пахомий избрал последнее, его отвели в темницу, где он и пробыл двое суток без пищи, без пития и без утешений со стороны христианского слова. Наконец, на третий день судьи решили умертвить святого. Эту весть передал ему тюремный надзиратель. С чувством невыразимой радости, прославляя Бога, выслушал эту весть святой мученик и всю следующую ночь провел в славословии и молитвенном подвиге. Утром, когда представили его к судье для конечного истязания, Пахомий с прежним дерзновением исповедал Господа Иисуса, за что и был отдан исполнителям смертного приговора. Когда повлекли его связанного на место казни, множество турок и христиан следовали за ним: первые из них неистовствовали над страстотерпцем, оплевывая и понося его, а последние, то есть христиане, желали видеть блаженную его кончину. Тогда как в тайной молитве молился за всех святой Пахомий и, достигнув места своей смерти, преклонил колена, палач не хотел обезглавить его и шептал ему вполголоса, чтоб не губил напрасно своей жизни, а лучше отрекся бы своего Христа и наслаждался земным блаженством, которое предоставляет ему Магомет и верные его рабы.

- Делай то, что тебе приказано, - отвечал святой Пахомий, - и не теряй напрасно времени!

И святая глава дивного страстотерпца была отсечена! Таким образом Пахомий получил славный венец мученичества: святые мощи его чрез три дня взяты были христианами и честно похоронены. А палач, едва только отсек голову мученика, тотчас взбесился, кричал и испускал пену, бегал по городу и после немногих дней умер.

В то время, когда так торжественно и дивно страдал за Христа святой Пахомий, старец его Иосиф скрывался, опасаясь турок; потом узнав, что ученик его усечен, прославил Господа, пришел на место, где лежало страдальческое тело его, поклонился и, заливаясь слезами, сказал:

- Итак, мой возлюбленный Пахомий, ты достиг и получил желаемое; молись же теперь Господу о мне и о всех призывающих тебя в помощь.

Когда наконец похоронили святые мощи мученика и старец его Иосиф чрезвычайно тревожился мыслью, чтоб не проведали о нем турки, и когда от этой мысли трепетал он и ужасался, является ему в сонном видении Пахомий, осияваемый небесным светом, и весело говорит ему:

- Не бойся, старец! Ты будешь охранен!

Преподобный мученик Пахомий тогда же видимо прославлен был от Бога чудесами: одна христианка из тех мест, страдая от юности головной болезнью, с верой призвала в помощь преподобномученика Пахомия и, помазав болезненные части кровью его, совершенно исцелилась от долговременной своей болезни. В признательность за то она передала на святую Афонскую Гору известие о святом мученике и об исцелении своем, прося там написать святую икону его и прислать ей в благословение, что и было исполнено, в честь и память святого преподобномученика Пахомия, в славу же Христа Бога, со Отцом и Духом Святым славимого. Аминь.

Известно, что святой Пахомий пострадал 20 (07) мая 1730 года, в день Вознесения Господня. Христиане святые мощи мученика перенесли в обитель Святого Иоанна Богослова на острове Патмос в Эгейском море, где святой Апостол и Евангелист Иоанн был некогда в ссылке и записал Откровение (Апокалипсис). Мощи святого пребывают здесь по сей день, где его память глубоко чтится местными жителями.
Житие составлено преподобным Макарием (Калогерасом), основателем Патмосской академии

Преподобный Евфимий Великий, иеромонах



Об этом угоднике Божьем вы можете почитать тут:
https://filin-dimitry.livejournal.com/1655049.html

Святитель Домитиан (Domitianus), Юйский, епископ Тонгрский и Маастрихтский

Известен своей борьбой с язычеством в долине реки Мёз (Маас), современная Бельгия, отчего почитается апостолом Мёзской долины. Он был участником Пятого Собора в Орлеане в 549 году, где он прославился как борец с ересями. Святой Домитиан известен как молитвенник, заступничеством которого спаслись многие во времена голода.

Святой воздвиг храм над могилой святого Серватия в городе Маастрихт. Его святые мощи почивают в городе Юй (Hoei, Huy), что в Бельгии, чьим святым покровителем он почитается.

Святитель Иоанн Беверлийский, епископ Йоркский



Святой Иоанн родился в Харфэме (Harpham), в Восточном Уезде Йоркшира. В молодости он был на попечении архиепископа Феодора в Кентербери, который наставлял его и, как предполагают, дал ему имя Иоанн. Он принял постриг и какое-то время подвизался в монастыре святой Хильды в Стренескальк (Streanæshealh, затем Уитби).

Впоследствии он обрёл славу проповедника и наставника, проявил глубокие знания в истолковании Священного Писания. 25 августа 687 года он был хиротонисан во епископа Хексемского (Hexham) - земли, где он ранее вёл уединённую жизнь в Эрншоу (Erneshowe, Herneshou), на противоположном берегу реки Тайн (Tyne). Он и впредь имел обычай уединяться, особенно во время Великого Поста, когда его епископские заботы позволяли ему это делать. В 705 году епископ Иоанн принимал участие в синоде в Нидде (Nidd), созванном Осредом (Osred), королём Нортумбрии, чтобы принять решение о Вильфриде.

В том же 705 году, по кончине Бозы (Bosa), Иоанн был перемещён на Йоркскую кафедру после восемнадцати лет трудов в Хексеме, где его заместил Вильфрид. О его деятельности в новой епархии известно немного, кроме того что он был прилежен в посещении, чуток к бедным и чрезвычайно внимателен к наставлению учащихся, которых он взял под личную опеку. Его небольшая группа учеников, по преданию, включала Беду, которого он рукоположил; Беретюма (Berethume), впоследствии игумена Беверлийского; Херебальда (Herebald), игумена Тайнмутского (Tynemouth); и Вильфрида Младшего, преемника Иоанна на Йоркской кафедре с 718 года.
Преобретя землю в местечке Индеравуд (Inderawood), которому позже дали название Беверли (Beverley), Иоанн установил там монастырь и обустроил место, которое стало ещё при его жизни важным духовным центром. Сюда и удалился св. Иоанн, оставив в 718 году Йоркскую кафедру своему ученику Вильфриду. Здесь он пребывал при игумене Беретюме (Беретюне), одним из его любимых учеников, вплоть до своей кончины 7 мая 721 года.

Почитание

В 1037 году святой был канонизирован папой Римским Венедиктом IX. Его мощи были перенесены Эльфриком (Ælfric), архиепископом Йоркским, и помещены в драгоценную раку.

Второе перенесение мощей имело место в 1197 году. Мощи также открывались в 1664 и в 1736 годах.

***

Буду рад видеть вас в моем телеграмм-канале Zаписки упрямого ослика:
https://t.me/FilinDmitry

Святые дня, Афон, Православие

Previous post Next post
Up