Сегодня православная Церковь чтит память:
Светлая седмица - сплошная. Вторник Светлой седмицы.
И́верской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
Мч. Александра Лионского (177); мч. Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272).
Прп. Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII); прп. Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII); мчч. Пасикрата и Валентина (228) Доростольских (228/285-301); мчч. Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303); прп. Фомы юродивого, Сирийского (546-560); прп. Елисаветы Константинопольской, чудотворицы, игумении (V); прп. Дифнана отшельника Англсийского (V; Кельт. и Брит.); свтт. Илии (1678) и Саввы (1683), испп., митр. Ардяльских (Рум., Греч., Серб.); свт. Симеона (Штефана), митр. Ардьяльского, исп. (1656; Рум.); свт. Иосифа (Стойки), еп. Мараморошского, исп. (не ранее 1712; Рум., Греч.); свт. Вильфрида Старшего, еп. Йоркского (709/710; Кельт. и Брит.), память перенесения мощей в 940 году или ок. 948 года; прп. Эгберта Линдисфарнского (729; Кельт. и Брит., Нидер.); прп. Ксенофонта Афонского (ок. 1018-1035; Греч.); мч. Дуки, швеца Митилинского (1564; Греч.); мч. Николая Магнисийского (1796); блгв. царя Грузии Баграта III Объединителя (1014; Груз.); свт. Иво (Иве, Ивии), отшельника Хантиндонгширского ((VII; Кельт. и Брит.), память обретения мощей в 1001 году.
Сщмч. Бранко Добросавлевича, пресвитера (1941) (Серб.).
Прав. Алексия (Товта), протопр. (1909; ПЦА); мч. Сергия Архангельского (1938).
Преподобномучеников отцов Давидо-Гареджийских (1616) (Груз.) (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы); мчч. Христодула и Анастасии Патрских, убиенных в Ахаии (1821) (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
Икона Божией Матери: Молченская (1405); Иконы Божией Матери: «Одигитрия» Шуйская (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
Святые дня, молите Бога о нас!
Иверская икона Божией Матери
(образ Божьей Матери Иверский в монастыре на Афоне)
Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.
(Иверский_монастырь_на_Афоне)
Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 - 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 12 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иверской
глас 1
От святыя иконы Твоея,/ о Владычице Богородице,/ исцеления и цельбы подаются обильно/ с верою и любовию приходящим к ней./ Тако и мою немощь посети/ и душу мою помилуй, Благая,// и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.
Ин тропарь Божией Матери пред иконой ее Иверской
глас 1
Дерзость ненавидящих образ Господень/ и держава нечестивых безбожно в Никею прииде,/ и посланнии безчеловечно вдовицу,/ благочестно чтущую икону Богоматере, истязуют,/ но тая нощию с сыном икону в море пусти, вопиющи:/ слава Тебе, Чистая,/ яко непроходимое море плещи своя подаде,// слава правошествию Твоему, едина Нетленная.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Иверской
глас 8
Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице,/ от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов,/ но явилася есть Хранительница Афона/ и Вратарница обители Иверския, враги устрашающая/ и в Православней Российстей стране// чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.
Ин кондак Божией Матери в честь иконы Ея Иверская
глас 4
Совозсия днесь Свету Воскресения свет чистыя иконы Твоей,/ обоя весело торжествующе вопием:/ сохрани раб Твоих благодатию, Владычице.
Молитва Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Иверская»
О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.
Мученик Савва Стратилат, Римский
(мученик Савва Стратилат Римский, Сербия, Дечани, церковь Христа Пантократора)
Мученик Савва происходил из готфского племени. Своей храбростью он достиг высокого чина воеводы-стратилата и служил при императоре Аврелиане (270 - 275).
С юности Савва был христианином и усердно следовал заповедям Христа, помогал неимущим, посещал в темницах заключенных христиан. За чистую и добродетельную жизнь святой получил от Господа дар чудотворения и Именем Христа исцелял больных, изгонял бесов.
Когда император узнал, что святой Савва христианин, он потребовал от него отречения. Мученик сбросил воинский пояс и подтвердил, что не оставит свою веру. Его били, опаляли свечами, бросили в котел со смолой, но мученик оставался невредимым. Видя его мучения, уверовали во Христа 70 воинов, которых тут же усекли мечом. Святого Савву бросили в темницу. В полночь во время молитвы мученику явился Христос и осиял его светом Своей Славы. Спаситель повелел ему не бояться, но дерзать. Укрепленный, мученик Савва перенес наутро новые мучения и был утоплен в реке († 272).
Тропарь мученика Саввы
глас 5
Земнаго сана пояс оставив и почести, страдальче,/ пред мучителем, льстивым царем/ Христа, Бога суща, исповедал еси/ и Того ради многа страдания подъял еси, славне./ Тем прекрасным победы венцем увязлся еси/ от Царя всех царствующаго,/ с Небесными вои светло преукрашен./ Предстоя Тому, Савво,// моли, да спасет души наша.
Кондак мученика Саввы
глас 4
Непобедимый явлься стратилат,/ варварския козни победил еси/ и, страдальчествовав, славне, твердейши,/ множество врагов невидимых поборил еси,/ темже венец исплел еси победы./ О нас моли Христа, Савво всеблаженне,/ верою почитающих тя.
Преподобные Савва и Алексий Печерские
Мученик Дука Митилинский
Родом из Митилины. Пострадал в 1564 г. в Константинополе.
Дука был по профессии портным и часто, принимая заказы, ходил в дома знатных турок. Подобно праведному Иосифу он отверг любовь одной замужней турчанки и был оклеветан этой женщиной перед визирем. Схватив св. Дуку турки предлагали ему помилование в случае принятия ислама. Благочестивый и целомудренный юноша остался тверд в своем исповедании Христа. Св. Дука был подвергнут жестоким мучениям: с него живьем содрали кожу, а затем он был брошен в море.
Святитель Вильфрид Старший (Wilfrid), епископ Йоркский
Память 12 октября (Кельт. и Брит.), 24 апреля в день перенесения мощей (Кельт. и Брит.)
Вильфрид родился в Нортумбрии, в семье знатного королевского дружинника, в 633 или 634 году. По преданию, его рождение было отмечено особым знамением. Дом его родителей казался охваченным пожаром. Испуганные соседи, прибежав, чтобы справиться с огнем, с восхищением заметили, что огонь возносится к небу, ничего не повреждая.
Ещё совсем молодым Вильфрид решил посвятить себя Господу и в 14-летнем возрасте поступил в Линдисфарнский монастырь. Затем он учился в монастыре в Кентербери, а в 653 году решил посетить могилы святых апостолов и отправился на учёбу в Рим.
После своего паломничества Вильфрид почти три года пробыл в Галлии, в городе Лион, где принял монашеский постриг и, наконец, вернулся на свою родину.
В 661-665 годах был настоятелем монастыря в Рипоне, где вместо традиционного кельтского обряда вводил континентальный устав и римский обряд.
Ему было только тридцать лет, когда набожный король Альфред Йоркский назначил его в 664 году епископом Йоркским. Считая кельтских епископов схизматиками, он отправился в Компьень, где был рукоположен во епископа двенадцатью франкскими епископами. Вильфрид являлся ревностным представителем того направления, которое стремилось утвердить римские обычаи и папское влияние в Английской Церкви. На соборе в Уитби 664 года Вильфрид содействовал принятию решения в пользу Рима.
В 678 году он был отрешен от должности и хотел ехать в Рим, чтобы лично подать на это жалобу, но был послан к во Фрисландию, где проповедовал в течение года, обратив многих в христианство. Затем он продолжал свое путешествие в Рим, был оправдан папой, но по своем возвращении на родину снова изгнан в 680 году и удалился в Сассекс, где не менее ревностно проповедовал до 686 года.
В том году последовало его примирение с архиепископом Кентерберийским святителем Феодором. Вернувшись в Йорк в этом же году, Вильфрид вновь занимал там епископскую кафедру до 691 года, но вел постоянный спор со светской властью. В 692 году еще раз должен был отправиться в ссылку и снова добился в Риме оправдания. В 703 году собор в Остерфилде, собранный Бритвальдом, снова определил Вильфриду оставить епископскую кафедру. Несмотря на решение Рима в его пользу, когда в 705 году он был в третий раз восстановлен в звании епископа Йоркского, Вильфрид в итоге согласился со мнением собора и принял сан епископа Хексхэмского.
При Вильфриде в тех краях приумножились монастыри, возвысились великолепные соборы. Святой епископ сам руководил возведением этих грандиозных зданий.
Вильфрид известен и как чудотворец. Описан случай, когда бедная женщина умолила его воскресить мертвого ребенка.
Последние годы жизни он провёл в Рипоне, где скончался в 709 или 710 году и был похоронен.
В 940 году часть мощей была перенесена в Кентербери.
Мученик Николай Магнисийский
Родился в 1774 году (по др. сведениям, в 1754 году) в селении Пингея (по-турецки Яякёй) в окрестностях Магнисии (совр. Маниса, Турция), в семье Хаджи-Канелла, смотрителя земельных владений и стад турецкого аги Кара-Осман-оглу.
Николай был обручён с благочестивой односельчанкой. В 22 года, собираясь жениться на ней, он отправился в город, чтобы получить разрешение на брак, назначенный на Фомину неделю.
Как человек, состоящий на службе у влиятельного местного господина, Николай дерзнул надеть турецкие туфли и красную феску, которые турки запрещали носить христианам. Когда он проходил через городские ворота, стражники, узнав в нем христианина, схватили его и привели к судье. Тот спросил юношу, означает ли его одежда его желание принять ислам. Николай смело отвечал, что никогда не отречётся от своей веры, а одежду турецкую носит с позволения аги, поскольку его отец состоит у него на службе. Тогда судья приказал бить мученика палками, но юноша оставался твёрд в своей вере. Снова и снова судья напрасно пытался добиться от юноши отречения - ни лесть, ни обещания, ни новые пытки не могли сломить мученика. На втором допросе он заявил: "Перед глазами у меня - смерть, и нет такого способа, который заставит меня отречься от своей веры!" Его бичевали снова, и ещё раз - по животу, а затем, в бессильной злобе от невозможности сломить, его полумёртвого бросили в темницу, где он и скончался три дня спустя, возблагодарив Господа за то, что ему было даровано пострадать за имя Христово. По одним источникам, это произошло в 1796 году, по другим - в 1769 или 1776 году.
Житие новомученика включено в состав «Нового Мартирология» прп. Никодима Святогорца, где ошибочно указано, что имя его Георгий. Эта же ошибка в имени святого была повторена в Православной энциклопедии под ред. патр. Алексия и Кирилла (т. 11, с. 13). В греческом месяцеслове святой упоминается под именем Николай.
Преподобный Эгберт Ратмельсигийский, Линдисфарнский (Egbert, Ecgberht), епископ
Память 24 апреля, 23 декабря (Кельт. и Брит., Нидер.)
Англ родом из Британии. Был монахом Линдисфарна в Англии. Затем переселился в Ирландию и жил в Ратмельсиги в Коннахте со своим другом святым Эдильгуном. Однажды монастырь поразила чума, братия поумирали или рассеялись по разным местам; потом и Эгберт с Эдильгуном заболели этой болезнью. Тогда Эгберт стал молить Бога чтобы ему позволено было не умереть, пока он не искупит бездумных грехов детства и юности и не сотворит во множестве добрые дела. Он также поклялся, что будет жить в странствиях и никогда не вернется на родной остров; что в добавление к ежедневно читаемым псалмам он будет каждый день читать во славу Божью весь Псалтирь, если не помешает болезнь; что каждую неделю он будет голодать один день и одну ночь. Бог услышал молитву святого. В ту же ночь Эдильгун умер, а Эгберт излечился и жил еще долгое время, добившись достойными деяниями сана епископа.
Приносил благо не только своему народу, но и шотландцам и пиктам, среди которых жил. В монастыре Ратмельсиги он подготовил нескольких монахов для проповеди Евангелия в Германии. Побывал в Ионском монастыре в Шотландии где убедил братию принять православную дату празднования Пасхи.
В жизни проявил великие смирение, доброту, воздержание, простоту и справедливость. Он служил людям примером своей жизни, чистотой своего учения, властностью, с какой осуждал пороки, и щедростью, с какой раздавал полученное им от богачей. В добавок к обетам, данным во время болезни чумой, во время Великого поста он никогда не ел более раза в день, вкушая в небольшом количестве только хлеб и разбавленное молоко: обычно он наливал свежее молоко в сосуд, на другое утро снимал сливки и пил то, что оставалось, заедая маленьким куском хлеба. Такую же умеренность он проявлял в течение сорока дней перед Рождеством и сорока дней после Пятидесятницы.
Преставился в 729 году, в возрасте 90 лет.
Священномученик Бранко Добросавлевич, пресвитер
Родился 4 января 1886г. в Скадре под Войничем. В 1908г закончил семинарию в Сремских Карловцах. Рукоположен в диаконы 15-го, а в священники - 22 марта 1909г. Служил в приходах в Бувачи, Радовици и Вельюну. Награждён Орденом Св. Саввы и Орденом Югославской короны V степени.
6 мая 1941г., в день своих именин - св. вмч. Георгия, о. Бранко был схвачен хорватскими усташами во главе с вельюнским учителем Иваном Шайфором. Вместе с протоиереем были схвачены его сын Небойша, студент медицины, священник Димитрий Скорупан, настоятель прихода из Цвиянович Брда, и ещё около 500 сербов. Все они были заперты в жандармском отделении Вельюна, где их жестоко мучили, особенно сына о. Бранко - Небойшу. Усташи требовали от протоиерея Добросавлевича, чтобы он совершил отпевание своего живого сына.
Утром 7 мая 1941г. все они были отведены в лес Кестеновац под Хорватским Благаем, где и были убиты. После освобождения, в 1946г. их останки были перенесены в Вельюн, где и были похоронены в братской могиле.
Мученик Сергий Архангельский, псаломщик
Память 24 апреля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московских святых.
Родился 4 сентября 1898 года в селении Погост Десятая Пятница Богородского уезда Московской губернии в семье священника Василия Архангельского.
В 1910 году окончил сельскую школу, а в 1915 году Перервинское духовное училище. В 1916 году он поступил в Московскую духовную семинарию, но окончить ее уже не успел, после революции все духовные учебные заведения были большевиками закрыты.
В 1919 году был призван в Красную армию и исполнял обязанности экспедитора.
С 1937 года в течение двух месяцев до дня ареста он служил псаломщиком в храме Рождества Богородицы в селе Саурово-Уползы Павлово-Посадского района.
(Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Саурово - Павлово-Посадский район)
27 ноября 1937 года был арестован и заключен в тюрьму в городе Ногинске.
- Вы лишались права голоса? - спросил его следователь.
- Да, лишался. С 1922 года по день опубликования конституции.
- Кто еще лишался избирательных прав из ваших родственников?
- Отец, Василий Дмитриевич Архангельский, как священник, Двоюродная сестра Мария Аркадьевна Зачатейская, живущая в селе Купелицы Верейского района Московской области, как жена священника.
- Дайте показания, кто из ваших родственников был репрессирован органами НКВД.
- Муж двоюродной сестры Илья Александрович Зачатейский.
- Следствие располагает материалом о том, что вы систематически ведете антисоветскую агитацию, направленную против проводимых партией и правительством мероприятий. Следствие требует от вас правдивых показаний. В чем выражалась ваша антисоветекая деятельность?
- Никакой антисоветской агитацией я не занимался и по этому вопросу показать ничего не могу.
- Следствию известно, что вы вели агитацию за крах советской власти, говорили, что скоро придут Деникин, Колчак, сметут советскую власть, и мы тогда повесим всех коммунистов. Признаете себя виновным в этом?
- В агитации за крах советской власти и повешение коммунистов виновным себя не признаю. Этого я ни с кем никогда не говорил.
- Следствию известно, что вы говорили, что советская власть задушила налогами: вы не имеете ни скота, ни земли - а налоги давай плати. Признаете себя в этом виновным?
- Между мной, Никольским, Соколовым и Померанцевым действительно был разговор о том, что я не имею скота, дома и ничего, а меня почему-то обязали мясопоставкой. Также среди нас был разговор, что сейчас арестовывают священнослужителей. Другого мы ничего не говорили.
- Вы продолжаете отрицать, не хотите давать показания, хотите скрыть от следствия свою контрреволюционную деятельность. Еще раз требуем от вас откровенных показаний.
- Никакой контрреволюционной деятельностью я не занимался и остаюсь при ранее данных мной показаниях.
- Что вы говорили и относительно ареста священнослужителей?
- Относительно ареста священнослужителей у нас был разговор со священником Соколовым и диаконом Никольским о том, что к нам приходят часто из других приходов люди, чтобы окрестить ребенка, которые говорят, что у них арестовали священника, но за что арестовали и своих мнений по этому вопросу никто не высказывал.
На этом допросы были закончены, а 29 ноября и все следствие было завершено.
3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила псаломщика к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Скончался в заключении 7 мая 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.
Мученики Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и 40 иных
(мчч. Елизавета Константинопольская и Евсевий Никомидийский)
Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и 40 иных присутствовали при страданиях великомученика Георгия (+ 303) и уверовали во Христа. Их заключили в темницу. После казни великомученика Георгия император Диоклетиан (284-305) издал указ, чтобы все узники принесли жертвы идолам. Мученики отказались. Их били железными прутьями, пока не обнажились внутренности, а затем отсекли мечом головы.
Преподобный Фома Сирийский, Христа ради юродивый
Фома был иноком одного из монастырей в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). Он нес послушание по сбору милостыни на нужды монастыря. Когда преподобный Фома приходил в город Антиохию Сирийскую, то принимал на себя юродство.
Эконом одной из церквей Анастасий, которому надоели просьбы преподобного Фомы, ударил его по щеке. Присутствовавшие упрекали Анастасия за грубое обращение с юродивым, но преподобный Фома успокоил их, говоря: "С этого времени ни я от Анастасия ничего не приму, ни Анастасий не сможет мне ничего подать". Эти слова оказались пророческими. На другой день Анастасий скончался, а преподобный преставился по дороге в свой монастырь в церкви святой Евфимии в пригороде Дафни. Его погребли на том месте, где хоронили странников.
Через некоторое время над гробом преподобного погребли некую странницу. Через четыре часа земля извергла гроб странницы. Ее снова погребли здесь же, но утром гроб опять оказался поверх земли. Тогда ее захоронили в другом месте.
То же повторилось и при погребении другой женщины. Все тогда поняли, что преподобный Фома не желает, чтобы над ним была погребена женщина. О случившемся сообщили Антиохийскому Патриарху Домну (546-560). По его повелению мощи преподобного Фомы были перенесены в Антиохию и поставлены в гробнице, где почивали мощи многих святых мучеников. Над этими мощами, источающими многие исцеления, построили небольшую церковь.
По молитвам преподобного Фомы в Антиохии прекратилась моровая язва. С того времени жители начали ежегодно чтить память преподобного Фомы.
Мученики Епиподий и Александр Лионские
Память 22 апреля (Епиподий) и 24 апреля (Александр)
Знатные юноши, пострадавшие в городе Лугдуне (ныне Лион, Франция) во время гонений Марка Аврелия (161-180).
После того как язычники города Лиона предали мученической смерти святого епископа Пофина и его товарищей (память 2 июня), Епиподий и Александр, испугавшись мучений, покинули город и укрылись в хижине одной вдовы-христианки. Александр был греком, Епиподий - уроженцем Лугдуна. Они вместе выросли, с самого детства были связанны узами духовной дружбы, получили образование и приняли крещение. Вскоре юношей обнаружил сыщик (inquisitor), схватил их и отвел в темницу. При аресте Епиподий потерял сандалию, впоследствии вдова хранила ее как святыню. Через три дня юношей доставили к судье на допрос. Епиподий и Александр исповедали себя христианами, что привело в ярость судью и собравшуюся толпу.
Под рев толпы, требовавшей побить Епиподия камнями или рассечь его по частям, мученика увели и отсекли ему голову. Спустя два дня судья призвал Александра. После краткого спора с судьей мученик был высечен или избит палками, однако не отрекся от Христа. Судья приказал привязать Александра ко кресту и нанести ему глубокие раны, после чего мученик скончался.
Благочестивые христиане похитили тела обоих мучеников и спрятали в пещере в окрестностях Лиона, которая сделалась знаменитой благодаря чудесам, в ней происходящим.
Епиподий и Александр впервые упоминаются в проповеди на день памяти мучеников, которая сохранилась в составе т. н. сборника Евсевия Галликана. Проповедь была составлена в Лугдуне в середине или во второй половине V века, возможно свт. Евхерием или свт. Патиентом. Она состоит из восхвалений мучеников, конкретных сведений о Епиподии и об Александре в проповеди почти нет. Мученики названы «победными знаменами нашей Церкви» (tropaea Ecclesiae nostrae) и сравниваются с апостолами Петром и Павлом. Составитель проповеди подчеркнул особое почитание Епиподия и Александра в Лугдуне.
Святитель Григорий Турский в сочинении "О славе исповедников" (кон. VI в.) упоминает об обуви Епиподия, почитавшейся в Лугдуне как святыня, и об исцелениях больных у гробницы мученика. В сочинении "О славе мучеников" он упоминает о сщмч. Иринее, погребенном под алтарем в крипте базилики св. Иоанна. По сторонам алтаря находились гробницы Епиподия и Александра, от которых совершались исцеления.
Память мучеников содержится в галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима (кон. VI в.): под 22 апреля - Епиподия, под 24 апреля - "страдания Александра с иными, числом 34, и освящение крипты, где покоятся их тела". По мнению Делеэ, эти 34 мученика, по ошибке названные вместе с Александром, в действительности были 37 приближенными сщмч. Феоны, пресв. Александрийского, память которого отмечена под тем же числом.
В Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.) под 24 апреля содержатся краткие сведения о смерти Епиподия и Александра, заимствованные из Мученичества. Свт. Адон Вьеннский в Мартирологе (2-я пол. IX в.) приводит 2 дня памяти мучеников, 22 и 24 апреля, а также сообщает, что "они похоронены на холме, возвышающемся над городом, по обе стороны алтаря в крипте прекрасного древнего зодчества". В Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) повторено ошибочное упоминание о 34 мучениках, заимствованное из Мартиролога блж. Иеронима. В XVI в. кардинал Цезарь Бароний на основании Мартиролога Узуарда включил память мучеников в Римский Мартиролог, отождествив их товарищей с другими лугдунскими мучениками, сведения о которых содержатся в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского.
(Церковь святого Иринея (Église Saint-Irénée), Лион, Франция)
В настоящее время в Лионе, на месте погребения мучеников, находится церковь св. Иринея (Сент-Ирене). Храм расположен на территории обширного некрополя, существовавшего с I в. н.э. Вероятно, в кон. V века, при свт. Патиенте, над могилой сщмч. Иринея была построена базилика, которую упоминает Григорий Турский. Сохранившаяся крипта датируется IX-X вв. Возможно, она была возведена в 868 году по инициативе архиеп. Ремигия I. В 1562 году храм был разорен гугенотами, мощи святых утрачены. По сведениям Аморе, сохранившиеся части мощей Епиподия и Александра находились в церкви св. Иуста (Сен-Жю) в Лионе. В наст. время они хранятся в реликварии Лугдунских мучеников в крипте церкви св. Иринея.
Памяти Епиподия (22 апреля / 5 мая) и Александра (24 апреля / 7 мая) включены в месяцеслов Русской Православной Церкви решением Священного Синода от 9 марта 2017 года.
Святитель Иво Хантингдонский, Реймсейский
Иво (Ивс, Айво) Хантингдонширский (жил до XI века) - святитель, английский епископ и отшельник. Св. Иво - один из тех святых, чьё житие известно более Господу, нежели людям. Считается, что он происходил из Персии, в своём отечестве он был богат, знатен и уважаем, но предпочёл славу земную славе небесной и принял на себя подвиг странничества ради Христа.
Вместе с тремя товарищами он прибыл в Англию и поселился в уединённой местности, в болотистом краю, на территории графства Хантингдоншир (Huntingdonshire) (ныне это территория графства Кембриджшир). После того, как он и его спутники перешли из этой временной жизни в жизнь вечную, место их погребения затерялось на долгие годы и века. Но Господь явил этих сокровенных святых людям. В 1001 году возле поселения под названием Слеп (Slepe) была найдена безымянная могила, в которой находилось четыре тела. Одно из них - с епископскими знаками отличия. Некоему благочестивому мирянину открылось в видении, что имя неизвестного епископа - Иво. Мощи четырёх святых духовенство и народ под предводительством аббата Эаднота (Eadnoth) с почестями перенесли в Реймсейское (Ramsey) аббатство, а на месте обретения мощей забил чудодейственный источник. После другого видения братия монастыря вернула мощи сподвижников Иво в Слеп. Городок Слеп был впоследствии переименован в Сент - Ивс (Saint-Ives) в честь святого Иво, который считается его небесным покровителем и до наших дней.
Есть, правда, версия, что Св. Иво мог происходить из Корнуолла, а мнение о его персидском происхождение связано с конфузом - один из аббатов Реймсея по имени Уитман (Withman), посетив в качестве паломника Святую Землю, слышал там рассказ о некоем персидском епископе Иво, которого по ошибке и отождествили впоследствии со Св. Иво Хантингдонширским.
Память Св. Иво празднуется 7 мая нового стиля / 24 апреля старого стиля - в день перенесения его мощей. Поскольку дата смерти точно неизвестна, то обретение и стало основной памятью.
Святой Дифнан Англсийский
Святой Дифнан (Dyfnan) был одним из многих праведных сыновей сыном св. Брыхнана (Brychnan), вождя Уэльсского. Он основал храмы в Англси.
(
http://gallica.narod.ru/SaintCommunes/SaintCommunesV--E.pdf)
Икона Богородицы Молченская
(Молченская икона Божией Матери в Молченской Богородице-Рождественской Софрониевой мужской пустыни)
Память 24 апреля, 18 сентября.
Явилась 18 сентября 1405 года на болоте Молче недалеко от Путивля. Первоначально находилась в Молченской Софрониевой пустыни, а в 1605 году, вероятно 24 апреля, была перенесена в Путивльский Молченский монастырь.
Пожар в монастыре уничтожил оригинал иконы, но "милостью Божией сохранился первый список Молченской иконы Божией Матери, написанный в 1724 году при игумене Моисее, который прославился многими чудесами и является чудотворным".
В 1925 году после закрытия монастыря икона исчезла. Долгие года икону пытались разыскать, но безуспешно.
Новое обретение иконы
Версия 1
В 1960-х годах настоятелем Спасо-Преображенского собора и благочинным Путивльского и Бурынского районов назначен о. Георгий Козаченко. Между делами по благочинию, его особенно занимал вопрос розыска Молченской иконы Божией Матери. Но ни духовенство, ни миряне не знали местонахождения святыни. Отец Георгий часто возносил к Божией Матери свои молитвы, чтобы Она открыла, где находится один из ее чудотворных образов. В 1969 году к нему обратилась супруга покойного старосты Секерина, с тем, чтобы о. Георгий принял завещанную ему покойным мужем икону Пресвятой Богородицы. Но это была не Молченская икона, а Владимирская икона Божией Матери, список XIX века. После тщательного осмотра внутренней части кивота оказалось, что под Владимирским образом Богоматери хранилась чудотворная древняя икона Молченская. Вначале икона хранилась как семейная святыня дома (по вполне понятным причинам - у власти стояли коммунисты).
7 мая 1995 года икона была торжественно передана Путивльскому Молченскому монастырю. При совершении крестного хода много людей получили исцеление.
Версия 2
По другой информации, архимандрит Герман, настоятель Софрониево-Молченской пустыни, в ответ на молитву получил откровение, по которому Моченская икона была найдена в селе Угодичи у неверующей татарской семьи, где икону использовали для измельчения мела. Икона была торжественно принесена в Софрониево-Молченский монастырь.
Версия 3
"Исчезнувший" список не пропадал, он хранится Богоявленском храме с. Угодичи Ростовской области. Краевед, историк и писатель «крестьянин села Угодич» Александр Яковлевич Артынов сообщает, что граф Михаил Владимирович Толстой, автор книги "Святыни и древности Ростова Великого", в 1866 году посетил Угодичи. Рассматривая почитаемый Молченский образ, он сказал, что по древности и характеру письма угодичская икона вполне может быть той самой иконой из Путивля.
(Путивльский Молченский монастырь)
Тропарь
глас 4
Днесь светло красуется славный град Москва/ и в Путивле ликование велие,/ яко чествуют, Богомати, дивную икону Твою,// медом благодати всех напояющую.
Кондак
Притецем людие,/ к Владычице нашей Деве Богородице,/ икону бо Свою Молченскую нам даровала,/ токи исцелений источающую,/ всякую помощь в душевных и телесных недугах подающую// и к жизни вечной приводящую.
Величание
Величаем Тя,/ Пресвятая Мати Христа Бога нашего,/ от блата Молче иконою Своeю возсиявшая/ и люди, чтущия oбраз Твой святый// от бед избавляющая.
***
Мой телеграмм-канал Zаписки упрямого ослика:
https://t.me/FilinDmitry