Продолжение…
Святитель Лудгер Нидерландский (лат. Ludger, Liutger), епископ Мимигардефордский (Мюнстерский)
Родился во Фризии в 742 или 743 году в благородной семье. Уже в раннем возрасте он отправился в монастырь, где его учителем был святой Григорий Утрехтский, ученик святого Вонифатия. Благочестие Григория произвело большое впечатление на молодого Лудгера, и он возжелал следовать его путем. Когда Лудгер преуспел в духовной жизни и в своих занятиях, Григорий постриг его в монашество.
Лудгер тогда отправился в Англию, где в течение следующих четырех лет он продолжил свои занятия под руководством Алкуина, ректора известной и весьма уважаемой школы в Йорке. Там Лудгер занялся изучением Священного Писания и святых отцов. В 773 году возвратился домой. Тремя годами позже святой Григорий умер, и его преемник, Альберик вынудил Лудгера принять священнический сан. Посвятил несколько следующих лет проповеди и обратил ко Господу многих язычников, построив несколько церквей.
Когда саксы вторглись в страну, был вынужден оставить Фризию и отправился в Рим к папе Римскому Адриану II за советом. Решив, что воля Божия состоит в том, чтобы ему удалится от мира, на ближайшие три с половиной года он отправился в обитель на гору Кассино.
В 787 году, когда Карл Великий победил саксов и отвоевал Фризию, Лудгер возвратился и обратил ко Господу многих саксов-язычников. В 802 году архиепископ Кёльнский Хильдебальд назначил его епископом Мимигардефорда (ныне - Мюнстер).
Был знатоком Священного Писания и читал Библию своим ученикам каждый день. Был очень набожен, всегда носил власяницу, скрытую под другой одеждой. Очень часто постился. Был щедр к бедным, но строг к себе, никогда не тратя средства впустую и довольствуясь самым необходимым. Его основное попечение было о качестве духовенства его епархии. В основном, он сам обучал своих учеников и обычно брал с собой некоторых из них миссионерские поездки. Со времени своего пребывания на горе Кассино, увлёкся идеей основания монастыря. На протяжении нескольких лет собирал средства и искал подходящее местоположение. В итоге он остановился на Вердене. В 799 году развернулось серьёзное строительство, а в 804 году состоялось освящение храма новой обители.
Когда святитель молился, он отказывался оставлять свое молитвенное состояние ради чего-нибудь еще. Однажды, будучи приглашенным ко двору императора, он сказал гофмейстеру, прибывшему за ним, что тому придется подождать, пока он не закончит своей молитвы. Гофмейстер возвращался несколько раз, но Лудгер по-прежнему оставался на молитве. Придворные восприняли это, как неуважение к императорскому величеству. Наконец, когда епископ появился, император спросил, почему он так долго не шёл. Лудгер ответил ему, что в то время как он высоко чтит императора, власть Божия выше императорской, и, таким образом, более чтима. Продолжив, он сказал, что, в то время как мы заняты Богом, всё прочее должно быть стерто из наших умов нашим полным вниманием Богу.
(Карл Великий передаёт свт. Лудгеру монастырь Лотуза в Брабанте. Книжная миниатюра)
В Вербное воскресенье 26 марта 809 года присутствовал на литургии в Коэсфельде, в одной из церквей, которые он построил. Затем отправился в Биллербек, где в девятом часу снова проповедовал и служил свою последнюю литургию. Тем же вечером святитель Лудгер мирно почил о Господе. Впоследствии упокоился в крипте освящённой во его имя базилики в Эссен-Вердене, Германия.
Святитель Браулио Сарагосский, епископ
(Свв. Браулио Сарагосский и Исидор Севильский)
Родился в благородной семье, был одним из наиболее многообещающих выпускников колледжа, основанного в Севилье свт. Исидором. Со временем стал столь выдающимся учёным, что св. Исидор стал расценивать его скорее как друга и имел обыкновение посылать ему свои собственные письма на просмотр и исправление.
Браулио был рукоположен в сан священника. Когда в 631 г. скончался его брат Иоанн и епископская кафедра Сарагоссы стала свободной, соседние прелаты собрались, чтобы выбрать ему преемника. Их выбор пал на Браулио.
Будучи священником, Браулио много трудился, наставляя и укрепляя людей в вере. В то же время, ему пришлось преодолевать арианскую ересь, которая продолжала процветать даже после того, как принял Православие король Реккаред I. Браулио действовал в тесном контакте со св. Исидором, наводя в церкви порядок и укрепляя духовную дисциплину. Сохранилась небольшая часть их переписки.
Он принял участие в четвертом соборе в Толедо, который проходил под руководством его друга и учителя, св. Исидора, а также в пятом и шестом соборах. Последний из названных соборов поручил ему писать ответ папе Римскому Гонорию I, который обвинял испанских епископов в небрежности при выполнении их обязанностей. Его защита была признана убедительной.
Как сообщает Мозарабская хроника:
Во времена Ираклия, в 669-ю эру (631), в его двадцатый год правления, и в четырнадцатый год Арабов, когда Умар почти год правил ими, Сисенанд занял трон на пять лет, мятежно захватив королевство Готов. В третий год правления он, подобно Реккареду, старому королю Готов, созвал собор в церкви святой девы и мученицы за Христа Леокадии, дабы обсудить ряд вопросов. Шестьдесят шесть епископов из Нарбоннской Галлии и Испании вместе с викариями тех, кто отсутствовал, и придворными вельможами собрались в Толедо, благодаря Исидору Севильскому, знаменитому множеством книг. На этом священном синоде, Браулио, епископ Сарагосы - чье красноречие, подобно Риму, матери и королеве городов, восхищает в посланиях с проповедями - блистал над всеми остальными.
Епископское служение не повлекло его отхода от церковного служения, и в Сарагосской базилике Божией Матери, что на Колонне (дель Пиляр), он проводил в молитве много времени днём и ночью.
Он ненавидел всякую роскошь: его одежда была груба и проста, как и его еда, его жизнь была проста и строга. Красноречивый проповедник и острый спорщик, он мог убедить своего соперника своими аргументами и абсолютной искренностью. Его помощь бедным была согласована с чуткой заботой об их чувствах.
Завершение его жизни было омрачено потерей зрения. Когда св. Браулио понял, что близко его отшествие ко Господу, то он провёл последний день своей жизни в пении псалмов.
Священномученик Монтан и жена его Максима Сирмийские
Был схвачен за исповедание Христовой веры в гонение Диоклетиана. Его жена, Максима, разделила его страдания. Перед судом Проба, правителя Паннонии, они проявили такую ревность в защите христианской веры, что он прервал процесс и велел их обоих усечь мечом. Мученики были убиты в Сирмии или в Сингидуне (ныне Белград). По некоторым сведениям, их тела были утоплены в реке Сава.
Христианская община Паннонии смогла сохранить мощи святых, которые были перенесены в Рим, в катакомбы святой Прискиллы на Саларианской дорога, где они находились до 1804 года, когда катакомбы были открыты, причем мощи святой Максимы оказались нетленными. В наше время эти мощи хранятся в византийском монастыре Кларисс, штат Огайо, США.
Мученик Поллион (Пулий, Пуллий) Кивальский (греч. Πούλιοσ, Πούλλιος, лат. Pollionis), чтец
Память 26 марта (Греч.), 27 апреля и 28 апреля (Греч., Зап.)
Был первым чтецом церкви города Кивала в Паннонии (ныне Винковцы, Хорватия) во время Диоклетиановых гонений. Через некоторое время после мученической кончины Евсевия, епископа Кивальского, на Поллиона поступил донос, обвинявший его в оскорблении богов и императоров. Он предстал перед Пробом, правителем Сирмия, и засвидетельствовал, что стремящиеся соблюдать заповеди Христовы сохраняют мужество, несмотря на пытки. Когда судья спросил его, что это за заповеди, Поллион отвечал, что Христос научил нас веровать в Единого Истинного Бога, а чтобы жить в согласии с этой верой, надлежит хранить целомудрие, подчиняться справедливым повелениям правителей и иных властей, почитать родителей, любить друзей, прощать врагов и охотнее расставаться со своим имуществом, чем желать чужого. И добавил: тот, кто презирает смерть ради сохранения веры, узрит вечный свет и сподобится вечных благ, которые сладостнее всех благ преходящих.
Отказавшись принести жертвы идолам, святой заявил, что он с радостью примет те наказания, которым собираются его подвергнуть. По велению Проба он был сожжён живым в миле от города и принял смерть, восхваляя и благословляя Господа.
Мученица Параскева
(Кочнева Прасковья Максимовна, +08.04.1939)
Мученица Параскева родилась в 1890 году в селе Кочнево Оренбургской губернии в семье крестьянина Степана Кочнева. Она окончила сельскую школу, жила с родителями и во время гонений на Русскую Православную Церковь прислуживала при храме в родном селе. В 1932 году власти потребовали от ревностной церковницы, защищавшей храм от закрытия, чтобы она покинула село, и Параскева переехала в город Миасс Челябинской области, где устроилась сторожем при храме святого благоверного князя Александра Невского. Здесь, однако, у нее вышла размолвка с псаломщицей, нарушавшей, по мнению Параскевы, церковный устав, и она уехала в село Вознесенское, где стала помогать в Вознесенском храме. Через год Параскева вернулась в Миасс в Александро-Невский храм, и ее выбрали членом церковной двадцатки.
В 1937 году власти арестовали священника Александро-Невского храма, и верующие стали искать другого священника, но всех, кого ни находили они, отказывались регистрировать местные власти, и Параскева предложила членам двадцатки написать жалобу во ВЦИК. Приехав в Москву 27 декабря 1937 года, она подала жалобу чиновникам ВЦИКа, а сама отправилась на прием к заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с просьбой прислать им священника. Митрополит Сергий благословил ехать служить в храм Александра Невского сидевшего в приемной и просившего места священника. Из Патриархии они сразу же отправились на Казанский вокзал, где купили билеты, 30 декабря собираясь выехать в Миасс.
Священник был родом из Бессарабии, отошедшей в то время к Румынии. Там жили его родители и все родственники, и он имел намерение переехать из советской России на родину. В один из приездов в Москву он подал документы в Румынское консульство, и теперь, решив использовать время до отъезда, отправился в консульство, чтобы навести справки, нет ли ответа на его прошение о въезде в Румынию. Это было 29 декабря. После посещения консульства священник отправился на Казанский вокзал - здесь он был арестован, а вместе с ним Параскева. Они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день допрошены.
(Александро-Невский храм в Миассе, фото начала XX века. Разорен в 1939 году)
- Вы являетесь членом двадцатки церкви Александра Невского? - спросил Параскеву следователь.
- Я являюсь активной церковницей, организовавшей подписи под заявлением, которое мною было передано во ВЦИК, и являюсь членом двадцатки храма Александра Невского в Миассе.
- Следствие располагает данными, что вы среди окружающих вас лиц вели контрреволюционную агитацию и распространяли провокационные слухи о скорой гибели советской власти и втором пришествии Христа. Вы это подтверждаете?
- Нет, я это отрицаю.
- Уточните, чем вы занимались до ареста?
- До ареста я занималась исключительно охраной церкви - сторожила. Кроме того, я состояла в церковной двадцатке.
14 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила Параскеву к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и она была отправлена в Бамлаг, в Буреинский железнодорожный лагерь на станции Известковая. Параскева Кочнева была раздавлена во время работы и скончалась в лагерном лазарете от ран 8 апреля 1939 года.
Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 16 июля 2005 года для общецерковного почитания.
31 августа 2006 г. епископом Биробиджанским и Кульдурским Иосифом в Известковом на месте лагерной больницы был освящен кованый поклонный крест в память скончавшихся здесь и погребенных рядом на лагерном кладбище святых новомучеников Российских.
***
Мой телеграмм-канал Zаписки упрямого ослика:
https://t.me/FilinDmitry