Продолжение...
Священномученик иерей Александр
(Державин Александр Сергеевич, +25.03.1933)
Священноисповедник Александр родился 13 августа 1864 года в селе Зеленцино Клинского уезда Московской губернии в семье священника Сергея Ивановича Державина. В 1880 году Александр окончил Звенигородское духовное училище, в 1887-м - Вифанскую Духовную семинарию. В том же году он был рукоположен во священника к Богородице-Рождественскому храму в селе Александрово Звенигородского уезда Московской губернии. Здесь он прослужил десять лет и в 1897 году был переведен в Троицкий храм в селе Троицкое того же уезда. В 1929 году, во время гонений на Русскую Православную Церковь, ОГПУ запланировало произвести аресты и в селе Троицком, и 2 января 1930 года отец Александр был арестован, и вместе с ним два члена церковного совета. Все арестованные были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве, и на следующий день отец Александр был допрошен. Следователь вел дело вяло, мало чем интересовался, зная, что священника арестовали в рамках борьбы безбожного государства с Церковью, и сам спросил его, знает ли священник, за что его арестовали. Отец Александр, несколько удивившись такой постановке вопроса, ответил:
(Церковь Троицы Живоначальной - Троицкое - Одинцовский район, г. Звенигород, фото июль 1987 года)
- Я не знаю, за что меня арестовали. Антисоветской агитации я не вел, и вообще стою в стороне от политики.
- Заходит ли кто к вам и вы к кому заходите - по дружбе, по соседству или как к единомышленникам? Перечислите, кто и как часто.
- Заходит бывшая наша прислуга попить чаю и иногда переночевать, больше ко мне никто не заходит.
- Кто из верующих прихожан заходит к вам больше чем другие и по каким делам?
- Заходит иногда староста прихода по делам церкви. Например, заходил, когда обокрали церковь в начале октября, и мы с ним вместе разыскивали пропавшие вещи в лесу.
- Почему вы направились в лес на поиски, а не еще куда-нибудь? - спросил его следователь.
- Потому что женщины принесли ризы от икон, переданные им охотниками в лесу, - ответил священник.
На этом допросы были закончены, и священника отправили в общую камеру. В течение января следователь допрашивал свидетелей, один из них показал: «Священник Александр Сергеевич Державин явно настроен против советской власти. На собрании верующих, где присутствовало 62 человека, по вопросу о ликвидации церковного совета выступил и говорил: “Никакой общины организовывать не нужно, она у нас есть. Сейчас по деревням председатель Троицкого сельсовета ходит по домам и переписывает, кто верует и кто не верует. Это товарищи делают потому, что они нам не верят. Мы даем наши сведения, кто в наших списках записан не за страх, а за совесть, а большевики наоборот - не за совесть, а за страх”. Больше никаких выступлений я с его стороны не замечал. Политическая физиономия Державина очень скрыта и изучению поддается с трудом. Я лично считаю, что арест Державина был преждевременный и бесцельный. На арест Державина население смотрит как на гонение на веру, а не как на арест какого-то контрреволюционера».
13 февраля 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Александра к трем годам ссылки в Северный край, и через месяц он этапом был отправлен в Архангельск.
Впоследствии все эти события священник так вкратце описал в своем дневнике: «С 1-го на 2-е в моем доме в 10 часов ночи был произведен обыск бывшим избачом села Михайловского... в присутствии понятых... и милиционеров. Все книги… письма и вещи были перерыты, и много пустяковых бумажонок было взято с собой. После обыска без предъявления какой-либо мне вины я был арестован и отвезен... на станцию Кубинка и помещен до поезда в отдельную комнату как арестант. Тяжел был для меня этот первый арест невинно. В 5 часов утра с поездом отправлен был в Москву и с вокзала в закрытом автомобиле отправлен был на Лубянку в ОГПУ... Об этом описывать не буду... Мне был допрос один раз, но вины какой-либо не предъявлено, и допрос был недолгий... 5 января, в воскресенье, в темной клетке автомобиля отправлен был в Бутырскую тюрьму и после обыска помещен был в камере № 70, коридор № 16, где просидел до 15 марта 1930 года. О пребывании в тюрьме писать не буду. В Бутырках один раз вызывал меня к себе следователь и предъявил мне статью закона 58, пункт 10, то есть агитация против советской власти, и 13 февраля Комиссия ОГПУ приговорила меня к ссылке в Северный край на три года. После приговора я просидел в тюрьме еще месяц и 15 марта этапом был отправлен в Архангельск. Пробыл я в Архангельске ночей пять, но эти ночи для меня были тяжелее Бутырской тюрьмы. Дни и ночи я проводил в доме сезонника - ночлежка грязная, народу ссыльного в доме масса, грязь страшная, пьянство, разврат, вши одолели. Воровство, буйство. Наконец, всем священникам дали паспорта на жительство в Часовенском сельсовете на реке Лодьме, в двадцати пяти верстах от Архангельска.
1 мая. Утро. Встал в половине шестого, мороз -6 градусов. Санный путь еще хороший. Здоровье мое... лучше, а в сердечной полости все еще продолжается небольшая боль. Тюрьма и ссылка свое берут, а равно и одиночество. Видно, нужно теперь и подчиниться воле Божией.
Из Холмогор пришло триста человек казаков-донцов на сплав леса по Лодьме, голодные, слабые, едва ноги свои передвигают. Что-то будет с нами, если у нас не будет хлеба.
18 июня дневные известия, то есть 10 июля всех вызывают в Архангельск с вещами.
1 августа старого стиля. После месячного моего молчания и скитания четырнадцати дней по Архангельску... с большими невзгодами, начну опять, находясь в Усть-Цильме, свою убогую запись. По приезде в Усть-Цильму все время искали квартиру и наконец временно нашли на два лица, клоповник. Ныне, 1-го, ходил в храм к литургии. Слава Богу, что есть где помолиться, легче душе. Ох, как тяжело мне будет жить одиноким, оторванным от семьи и от другов моих плюс детей. Одна надежда на Божие милосердие.
13 августа. Утро, ясно и тепло. Сегодня святителя Тихона Задонского чудотворца, день моего рождения. Окончил топить печь. Хочу помолиться, прочесть Господу Иисусу акафист, Утешителю в скорбях.
22 августа. Встал, пишу рано. Сейчас ходил на отметку и услышал, что я из Усть-Цильмы назначаюсь в деревню Усть, верст тридцать пять от Усть-Цильмы. Что делать, воля Божия. Из моих товарищей никого со мной не назначают, приходится жить одному. Посылается со мной священников человек двадцать. Пришел на пароход в три часа вечера. Взял билет за свои деньги. Пароход сверху не приходил до семи часов вечера. Народу много было пассажиров. Вещи свои перенес на пароход, тяжело. Пароход не шел всю ночь, утром пошел.
23 августа. Приехали в Усть часов в 12 дня. Дождь, грязь. За подводу до деревни в шесть верст втроем заплатили девять рублей с прибавком. Бывшую ночь не спали, а день весь был в суете, устал, едва дошел до деревни. Уснул на полу порядочно. В доме чисто и тепло. Деревья на крутой горе и речке... храма нет. Квартиру постоянную еще не сняли, но найдем. Ныне председатель хотел нас выгнать на работу, лес окатывать. Пошел дождь, отменил. Мы трое не хотели идти, так как осуждены в ссылку, а не на принудительные работы.
30 апреля 1931 года. Христово Воскресенье. Тепло. Чувствую в себе слабость и в ногах, и в руках, есть кашель, все не проходит после гриппа... силы падают, должно быть, скоро надо расставаться с жизнью. Помоги, Господи, покаяться.
11 марта 1932 года. Ветер и холодно. Тревожный слух идет о нашем выселении в Усть-Цильму, а потом куда-то дальше из Усть-Цильмы. Что-то будет к 1 апреля. Действительно, нас требуют к 30 марта в Усть-Цильму, а куда оттуда пошлют, не знаю.
12 марта. Весь день прошел в беспокойствии и тревогах. Вот что получили вместо отпуска домой - перегонку в другую деревню, неизвестную.
15-16 марта. Мороз. Сборы в Усть-Цильму. Ночевали отцы... идет ссыльных очень много.
31 мая. Ветер и ясно. Сегодня из ОГПУ получена сельсоветом бумага, чтобы я явился в Усть-Цильму 3 июня с вещами, в ОГПУ. Куда меня высылают, не знаю. Жутко становится. Помоги мне, Царица Небесная.
1 июня. Идут у меня сборы к отправке, но куда опять отправляют, неизвестно. Придется мне, должно быть, поголодать нынешний год.
1 января 1933 года. Тепло, идет снежок небольшой. Пробыл в ссылке три года. Сегодня срок трехгодичный, а отпусков никому еще нет...
2 марта. Небольшой мороз. Немного побаливает желудок.
4 марта. Мороз и ветерок. Сегодня приобщился Святых Таин. Благодарение Богу.
10 марта. Опять сильный мороз с ветром. Ну уж северная зима в 1933 году, будешь помнить ее. Живот все мучает меня болями... сильными. Пожалуй, будет плохой исход болезни, и помочь нечем.
19 марта. Мороз несильный. Почти всю ночь не спал, боль живота... У меня, кажется, грыжа от натуги и подъема дров...»
(Церковь Троицы Живоначальной - Троицкое - Одинцовский район, г. Звенигород, фото апрель 2014 года)
Он скончался 25 марта 1933 года. На похороны отца поехал сын Виктор. Погребен, вероятно, в с.Зигрнь, точное место его могилы неизвестно. Разрешение на свободное проживание, т.е. постановление тройки ОГПУ, пришло 6 апреля 1933 г., после смерти о.Александра.
12 марта 2002 года постановлением Священного Синода причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Священномученик иерей Иоанн
(Плеханов Иван Гаврилович, +25.03.1938)
Священномученик Иоанн родился 11 сентября 1879 года в деревне Филипково Переславского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Гавриила Плеханова. Окончив церковноприходскую школу, Иван в 1892 году уехал в Москву, как уезжали тогда многие подростки из разорявшихся крестьянских хозяйств. Большинство устраивалось подмастерьями; многие, попадая в развращенный быт большого города, погрязали в грехах, приобретали болезни и погибали нравственно и физически. Ивана от гибели спасли вера в Бога и благочестивые навыки, приобретенные в родительском доме. Он выучился на повара и сначала работал в ресторане Тестова на Воскресенской площади, потом в чайной; при советской власти он стал заведующим столовой, а затем пошел поваром к Патриарху Тихону.
В 1920 году в Троицкой церкви на Троицком подворье Патриарх Тихон рукоположил Ивана Гавриловича во диакона к Троицкой церкви, при которой он одновременно состоял членом церковно-приходского совета. Здесь он служил до ареста Патриарха и захвата патриаршего подворья обновленцами. После освобождения Патриарха из заключения сотрудники ОГПУ с особенным тщанием стали собирать сведения о том, как относятся церковные люди к освобождению Патриарха и к его опубликованным в советской прессе заявлениям, и особенно среди круга ближайших к нему лиц.
24 июля 1923 года ОГПУ арестовало диакона Иоанна и его жену и они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. При обыске у диакона Иоанна был найден машинописный текст наставления монахам и мирянам, направленный против обновленцев, в котором говорилось, что с упадком общего благочестия в саму церковную среду проникнет много лжебратий, которые, будучи водимы своими пороками и привычкой к роскошной жизни, устроят гонение на всех желающих жить благочестиво.
- Скажите, каково ваше отношение к Церкви раньше и теперь, после раскаяния Патриарха Тихона? - спросил диакона Иоанна следователь.
- Считаю себя членом Православной Восточно-кафолической Церкви как прежде, так и теперь, - ответил диакон.
- Скажите, каково ваше отношение к Тихону и его раскаянию?
- Как мало разбирающийся, я считаю для себя правильным не касаться его раскаяния, как лично меня не касающегося.
- Скажите, где, от кого и когда вы получили отобранный у вас при обыске печатный текст наставления, то есть фамилии, имена, отчества и адрес?
- В храме, от неизвестной женщины, подано мне в руки.
За недоказанностью преступления, а также за отсутствием существенных сведений от осведомителей, ОГПУ распорядилось 24 сентября 1923 года диакона Иоанна освободить.
Во все время служения диаконом отец Иоанн нес послушание повара у Патриарха, а после его кончины, у Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского).
В 1925 году епископ Бронницкий, викарий Московской епархии Иоанн (Васильевский), в Воскресенском храме в поселке Вешняки рукоположил диакона Иоанна во священника. До ноября 1936 года отец Иоанн служил в Москве, но с закрытием в Москве многих храмов и сокращением числа приходов он был вынужден уйти за штат. Тогда же, как священнослужителя, его выслали за стокилометровую зону от Москвы, и некоторое время он жил в Волоколамске; вскоре отец Иоанн получил назначение в храм Дмитриевского погоста Нагорьевского района Ярославской области. Отсюда он часто ездил в Москву закупить необходимые для церкви вещи и повидать своих духовных детей, которых у него за время служения в Москве появилось немало. Когда священник приезжал в Москву, то бывал в некоторых храмах; об этих его приездах осведомители донесли в НКВД. В двадцатых числах января 1938 года отец Иоанн приехал в Москву и собирался остаться на венчание племянницы, которое было назначено на 2 февраля, но в тот же день вечером он был арестован и заключен в одну из тюрем Москвы.
Были допрошены два дежурных свидетеля - священнослужители московских храмов Толузаков и Марков, которые дали показания об антисоветской будто бы деятельности священника, и после этого был допрошен отец Иоанн.
- Следствием установлено, что вы в январе сего года в присутствии нескольких лиц восхваляли врагов народа, - заявил следователь.
- В отношении врагов народа я ничего не говорил.
- Следствием также установлено, что вы в январе сего года среди окружающих вас лиц высказывали неудовольствие относительно существующего колхозного строительства.
- Это неправда. Относительно колхозного строительства я ничего не говорил.
- Вы арестованы и привлекаетесь к уголовной ответственности за проведение контрреволюционной агитации среди верующих. Признаете себя в этом виновным?
- Виновным себя в проведении контрреволюционной агитации я не признаю.
13 марта следствие было закончено, и 15 марта 1938 года тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу, после чего он был переведен в Таганскую тюрьму в Москве. Священник Иоанн Плеханов был расстрелян 25 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
В августе 2000 года причислен к лику святых Новомучеников Российских Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Священномученик иерей Константин
(Соколов Константин Михайлович, +25.03.1938)
(Икона новомучеников и исповедников Люберецких)
Священномученик Константин родился 3 мая 1875 года в селе Люберцы Московского уезда Московской губернии в семье диакона Михаила Соколова. В 1896 году Константин окончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника. До 1936 года он служил в Преображенском храме в селе Люберцы, а с 18 июня 1936 года стал служить в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Смолино Верейского района.
В октябре 1937 года сотрудники НКВД допросили дежурных свидетелей и те показали, что священник Константин Соколов агитирует за Церковь, призывает к вере во Христа и праведной жизни, ставя в пример Марию Египетскую. 20 сентября, после всенощной под праздник Рождества Пресвятой Богородицы, он сообщил верующим, что обращался в НКВД за разрешением ходить по приходу с молебнами, но такого разрешения не получил, и потому просит прихожан приходить служить молебны в храм. Он тогда же сказал, что обращался и к председателю сельсовета, чтобы тот разрешил служить молебны, не ставя в известность районные власти, но тот отказал. Посылал он и членов церковного совета собирать подписи колхозников под ходатайством на разрешение идти с крестным ходом, но тоже безуспешно.
17 ноября 1937 года отец Константин был арестован. Первое время он содержался в можайской тюрьме, а затем был переведен в Таганскую тюрьму в Москве.
(Церковь Преображения, Люберцы, фото Тюльпиной Юлии, 1934 год. Храм был взорван в 1936 году)
- Следствием установлено, что вы в сентябре сего года по поводу сталинской конституции высказывались, что в законах советской власти написано, что служить в церкви, ходить вокруг церкви с крестными ходами и по домам колхозников разрешается, а на деле хождение запрещают. Подтверждаете ли вы, что был такой разговор? - спросил священника следователь.
- Да, такой разговор был с председателем сельсовета после того, как ко мне обратились прихожане с просьбой идти крестным ходом вокруг церкви. Я спрашивал председателя, почему нельзя в праздники ходить вокруг церкви... на хождение вокруг церкви разрешения не требуется. Но о сталинской конституции я ничего не говорил.
- Истолковывая конституцию в антисоветском духе, вы говорили, что в конституции написано о свободе уличных шествий, а на деле не дают ходить с молебнами. Подтверждаете ли вы это?
- Нет, не подтверждаю. Такого я не говорил.
- Вы посылали членов церковного совета собирать подписи под ходатайством о разрешении ходить с молебнами по домам колхозников?
- Церковный совет обратился ко мне с просьбой ходить с молебнами; я же сказал, что это дело верующих. Церковный совет собрал подписи, староста пришел ко мне, и я обратился в сельсовет, но там мне отказали.
(Церковь Преображения, Люберцы, современный вид)
25 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Константина к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 9 января 1938 года священник прибыл в Сусловское отделение Сиблага НКВД. Священник Константин Соколов скончался в заключении от голода и непосильной работы 25 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
Преподобный Стефан Драгутин, в иночестве Феоктист, король Сербский
(Святой король Урош II Милутин, святая королева Елена, святой Король Урош I Симон, святой король Драгутин преподобный Феоктист)
Об этом святом семействе можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/716709.html Преподобный Никодим из Сиро (Маммольский), святой отшельник
Святой Никодим из Сиро (San Nicodemo da Cirò) родился в первой половине X века, ок. 900 г. О точном месте его рождения идут споры - иногда его отождествляют с местом Ипсикрон (Ypsicron, нынешнее Сиро), или с городом Сикрон (Sikron), возможно, уничтоженным сарацинами в ходе рейдов эмира Хасана (950-952), упоминаемого в житиях многих греко-итальянских святых, находившимся в центре Турма дель Салине (Turma delle Saline), византийской административной единицы, отождествляемой ныне с Сикари (Sicari). После учёбы в Меркурионе (Mercurion), что на утёсах Поллино (англ.) он ушёл на гору Келлерано (Kellerano, Cellerano, ныне Сан-Никодимо), в коммуне Маммола (Mammola), где он умер в 990.
Житие
Никодим вырос в Сикроне и с юных лет искал монашеской жизни. Но св. Фантино (англ.) (Fantino), бывший также учителем святого Нила Россанского, нашёл его слишком хрупким для тягот монашеской жизни и отказал ему. Но в итоге он был признан собратьями за свою постоянную молитву, выходящую за рамки нормальных человеческих возможностей, и физические страдания.
Вынужденные бежать из-за непрерывных налетов сарацинов, они нашли убежище на горе Келлерана, среди полностью дикой природы, но располагавшейся неподалёку от дороги, соединявшей Тирренское и Ионическое моря. Со временем, благодаря своей святости, они привлекли многих других подвижников и паломников, что привело к основанию монастыря.
(Пещера св. Фантина в Келлеране)
Св. Фантино, перед тем, как отправиться в Грецию, пришёл повидаться с ними и обнаружил жизнь, полную аскезы. Св. Никодим умер в возрасте 90 лет.
Святитель Алфегий Старший, Лысый (Alphege, Elphege), епископ Винчестерский
На кафедре - с 934 года. Рукоположил св. Дунстана. Был наставником св. Этельвольда. Сыграл важную роль в восстановлении монашеской жизни в Англии.
Скончался 12 марта 951 года. Погребён в соборе Олд Минстер, что в Винчестере.
Известен также св. Алфегий Младший, епископ Кентерберийский (+ 1012), память 19 апреля.
Святой благоверный грузинский царь Димитрий Самопожертвователь
Димитрий (Деметре II) Тавдадебули (1258 - 1289). Грузинский царь, прозвище которого было дано ему после смерти и означает «пожертвовавший собой».
В русский церковный календарь он вошёл под наименованием «самопожертвователь» (не вполне разумный неологизм, точнее было бы «пожертвовавший собой». Более же точно было бы перевести «страстотерпец», потому что в русской православной традиции именно так называют правителей, которые были замучены не потому, что перед ними стоял выбор: отречься от Христа или погибнуть, а потому что перед ними был выбор: спасти себя или своих подданных. В светской истории Грузии на русском языке его назвали «Самоотверженный».
Грузия была захвачена монголами так же, как и Русь. Как и Русь, Грузия показалась монголам недостаточно богатой, чтобы держать там свою администрацию (как в Китае). Царей Грузии оставили на троне с условием выплаты дани. Правда, северные и южные регионы страны от неё всё-таки отрезали. Спустя три четверти тысячелетия точно так же поступила Россия, отрезав от Грузии Аланию на севере и Абхазию на юго-западе. Кроме того, Грузия оказалась на стыке двух монгольских государств, потому что нойон Аргун, захвативший Грузию и Иран, отказался подчиняться Золотой Орде. Но традиции были одни, впоследствии продолженные Россией: управлять лучше всего запугиванием и стравливанием. Поэтому в 1255 году, когда Димитрию было семь лет, нойон утвердил сразу двух Давидов, двоюродных братьев, правителями Грузии. Один из них вскоре поднял восстание, потерпел поражение и бежал. Второй - отец Димитрия - поднял восстание и был разбит в 1260 году, но укрылся в Западной Грузии. Его жену Гванцу и Димитрия хан Хулагу взял в заложники, и Гванца вскоре умерла.
В 1264 г. Хулагу начал войну со старшим сыном Батыя, ханом Берке, который считался главным среди чингизидов. Давид помог Хулагу в сражении с Берке, а тот оставил его править Восточной Грузией и Арменией. Впрочем, правление было нерадостное, слишком много сил тратилось на защиту Грузии от монголов, шедших с севера. Монголы же южные, персидские поощряли грузинских князей не подчиняться царю, так что тот оказывался правителем почти без подданных. Десятки тысяч грузин были призваны монголами в армию, которая пыталась завоевать Египет. Царём Димитрий стал в 1270 году, после смерти отца. Он женился на дочери правителя Южной Грузии Нателе, у них родился сын Георгий, вошедший в историю как «Брцкинвале», «Блистательный». В 1288 году новый хан, Аргун II, раскрыл заговор против себя, заподозрил Димитрия в соучастии и приказал явиться ко двору. Димитрий созвал совет из приближённых, «дарбаз», который советовал ему не повиноваться и бежать в горы. Патриарх советовал ехать к хану. Довольно часто случалось, что заподозренные князья оставались в живых. Вот если бы Димитрий не поехал к хану, последовал бы набег на Грузию. В таком же положении оказывались и многие русские князья XIII-XIV вв., из которых несколько были казнены в Орде (в Сарае на Волге) и почитаются святыми (самый известный - Михаил Тверской). Димитрий решил ехать в ставку хана, находившуюся в Муганской степи; вместе с ним поехал католикос, сын Давид, несколько придворных. Очевидно, какая-то слабая надежда на милость хана была. Описывая гибель царя, легенды разногласят. Одна утверждает, что, когда хан отправил Димитрия в тюрьму, придворные уговаривали царя бежать, а он отказался.
Другая говорит, что после казни Димитрия произошло солнечное затмение, так напугавшее хана, что он отменил набег на Грузию. Легенды преувеличивают политическое значение происшедшего, но это преувеличение помогает понять значение нравственное. В эпоху и в стране, где честь всегда понималась как честь воинская, проявляющаяся в личном умении убить, победить, не сдаться, вдруг то в Чехии, то на Руси, то в Грузии люди начинали почитать того, кто, на первый взгляд, сдался. Такое почитание есть победа не над насилием, а над верой в насилие, но это ещё важнее. Оказывается, что у всякого политического вопроса есть духовное измерение, а точнее, - что политика лишь искажённая и усечённая проекция личного выбора человека, как ни пытаются доказать, что человек есть производное от политики. Плохие политики жертвуют своими подданными или избирателями, своей Родиной ради своей жизни, своего самолюбия. Дмитрий поступил наоборот.
Тело царя было отвезено на родину, покоится в Мцхета, в соборе Светицховели.