Сегодня Православная Церковь празднует:
Седмица 37-я по Пятидесятнице.
Сретение Господа Нашего Иисуса Христа
Мч. Агафодора Каппадокийского (? III-IV; Греч.); мч. Иордана Трапезундского (1650; Греч.); Сщмч. Гавриила Константинопольского (1676; Греч.); прп. Анфима Хиосского (1960; Греч.).
Святые дня, молите Бога о нас!
Сретение Господа Нашего Иисуса Христа
(Сретение Господа нашего Иисуса Христа, грузинская икона)
В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.
В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2, 29 - 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35).
В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова , "которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 37 - 38).
(Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Монастырь Дионисиат, Афон)
До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.
Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+ 360), Григорий Богослов (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400), Иоанн Златоуст (+ 407). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно.
Празднование Сретения Господня установлено в царствование Юстиниана, ранее же, хотя Сретение Господне и воспоминалось в Церкви, но торжественно не праздновалось.
(св. прав. Император Юстиниан Великий - ктитор Софийского собора. Фрагмент. Мозаика, Константинопольский Софийский собор, 944 г.)
Благочестивый же царь Юстиниан установил праздновать сей праздник, как Господский и Богородичный, на ряду с другими великими праздниками. Побуждением к установлению сего праздника были особенные обстоятельства. В царствование Юстиниана в Византии и окрестностях ее, в течение трех месяцев, начиная с последних чисел октября месяца, был сильный мор, так что сначала умирало по пяти тысяч человек в день, а потом по десяти тысяч; тела даже богатых и высокопоставленных людей оставались без погребения, ибо слуги и рабы все вымерли и не кому было погребать самих господ. А в Антиохии к моровой язве, за грехи людей, присоединилась и другая казнь Божия - страшное землетрясение, от которого попадали все большие дома и высокие здания и храмы, и погибло много народа под их стенами; в числе погибших был Евфрасий, епископ Антиохийский, задавленный до смерти при падении храма. В это страшное и погибельное время одному благочестивому человеку было откровение, чтобы установлено было торжественное празднование Сретению Господню, как и прочим Господским и Богородичным великим праздникам.
Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее.
Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке - святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке - святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке - святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.
С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", которую необходимо отличать от иконы "Семистрельная".
Икона "Симеоново проречение" символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35).
Очень подробно об установлении Праздника Сретения Господня можно почитать тут:
http://drevo-info.ru/articles/1595.html (Сретение Господне. Миниатюра менология византийского императора Василия II - древнейшего из сохранившихся иллюстрированных сборников житий святых. Эта рукопись предположительно первой четверти XI века находится в собрании Ватикана (Vat. gr. 1612))
(Сретение Господне. Икона из праздничного чина Успенского собора Владимира. Около 1408 года. Андрей Рублев и мастерская. Собрание Гос. Русского музея.)
(Сретение Господне. Фреска церкви св. Троицы монастыря Сопочаны (Сербия). 1260-е гг.)
Тропарь Сретения Господня
глас 1
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Кондак Сретения Господня
глас 1
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Пречистую Матерь Твою,/ Еюже по закону ныне// принеслся еси в храм Господень.
Мученик Агафодор Каппадокийский
(мученик Агафодор (возможно Сардийский возможно Каппадокийский), мч. Южная стена, верхний регистр, монастырь Грачаница, неф. Балканы. Сербия. Грачаница; XIV в.)
Пострадал в городе Тианы в Каппадокии. За свою веру был схвачен и приведен к правителю города, перед которым смело исповедовал свою веру, за что был отдан на мучения. Его строгали железными крючьями, клали на раскаленное железо, затем отрезали язык, вырвали зубы, раздробили дубинами ноги и, наконец, вбили в голову раскаленные гвозди. Так святой принял мученическую смерть. Вероятно, это случилось в гонения на христиан III-IV веков.
Мученик Иордан Трапезундский
Святой новомученик Иордан Трапезундский пострадал в то время, когда православные земли Византийской и Трапезундской империй были захвачены турками-мусульманами.
Турки смотрели на покоренных ими христиан с крайним презрением. Они были твердо убеждены, что мусульманство - это единственная истинная религия, что только они правоверные. Все же другие народы другой веры, а особенно христиане, не больше как неверные, райя, гяуры. Представлялось естественным делом, угодным Богу, - или обращать всех в мусульманство, даже огнем и мечом, по заповеди и примеру пророка Магомета, или, если это не удавалось, - покорять и порабощать как врагов своей религии. Восточных христиан надлежало обращать в рабство.
К концу 16 века Турция вошла в близкие отношения с западной Европой и преимущественно с безнравственной и своекорыстной Венецианской республикой. Влияние ее сказалось во всей Византии. Султаны были корыстолюбивые, безнравственные и ленивые деспоты. Великие визири, управлявшие от их имени государством, допускали всевозможные злоупотребления и старались лично обогатиться. Паши делали то же самое на местах. В войсках упала дисциплина - янычары постоянно устраивали бунты, грабежи и убийства. И от всего этого больше всего страдало безправное христианское население.
В 17 и 18 веках бывали султаны, собиравшиеся истребить всех христиан, в том числе расправлялись с православными греками, подозревая их в сочувствии России.
Низложения, ссылки, умерщвления патриархов были также частыми явлениями того тяжелого времени. С 1622 по 1700 год на патриаршем престоле сменилось 48 патриархов, причем некоторые из них по два, три и пять раз возводились на престол и свергались.
Вообще все восточные христиане подвергались насилию и жестокости со стороны турок. Янычары, во время бунтов, прежде всего нападали на христиан. Так в 1737 г., бунтовавшие янычары напали на патриархию и потребовали от патриарха Паисия II большую сумму денег. Не получив ее, они ворвались в храм, изрубили в куски святые мощи, вылили святое миро, попирали ногами Святые Дары, уничтожили много икон и т.п. От янычар не отставала и чернь, подстрекаемая муллами. Взрывы фанатической черни против христиан во всей турецкой империи в 17 и 18 веках были нередкими и сопровождались избиением христианского населения.
Общий гнет заставлял слабых людей обращаться в мусульманство. Отступники изменой веры часто спасали свою жизнь. Для обращения в мусульманство турки имели два закона. Христианин освобождался от наказания, наложенного судом, даже от смертной казни, если он изъявлял желание принять мусульманство. Туркам было легко придумать обвинения для христиан и предлагать им мусульманство. Другой закон определял смертную казнь всякому отступнику от мусульманства, или хулителю его. И в этих случаях легко было приписать христианам обвинения и под страхом смерти принудить их к отступничеству. Но многие христиане претерпевали и гонения, и мучения, но оставались непоколебимыми в вере. Подвиги этих новых мучеников очень велики. Их заключали в оковы, в темницы, морили голодом, подвергали жестоким побоям и пыткам, и, в конце концов, рубили им головы, сжигали на кострах, или вешали.
Таковым, по всей видимости, и был святой мученик Иордан Трапезундский, пострадавший в 1650 году.
Родился в Трапезунде в Понте, там женился и в возрасте сорока лет переехал с семьей в Галату в Константинополь.
Однажды играл в игру с греками обращенными в магометанство, один из которых в шутку сказал по гречески: «О, мерзкий святой Николай, помоги мне выиграть!» Иордан ответил также, но в отношении Магомета. На следующий день один из игравших магометан обвинил Иордана в оскорблении Магомета.
Святого привели к визирю и уговаривали принять магометанство, чтобы избежать смерти, но Иордан оставался тверд в своей вере во Христа. Когда его привели к месту казни, прибыл гонец от визиря и тайно сказал Иордану:
«Визирь переживает за тебя, ты скажи открыто, что стал турком, а потом уезжай и живи, где хочешь, по-христиански.»
На это Иордан отвечал, что благодарен визирю, но никогда так не поступит. Вслед за этим 2 февраля 1650 года он был обезглавлен. Ночью родные и друзья святого, подкупив одного влиятельного турка, забрали его тело и похоронили в Перах (ныне район Стамбула Бейоглу).
Страдания святого описали Иоанн Кариофиллис, великий логофет Великой Церкви, и Мелетий Сиригу.
Священномученик Гавриил Константинопольский
Родился в городе Аллона на острове Приконнис в Пропонтиде. Был священником в одном из приходов Константинопольскогой Патриархата.
По обвинению в оскорблении мусульманской религии был приговорен турками к тюремному заключению и пыткам в Константинополе. Оставаясь непоколебимым в вере, святой стойко выдержал все мучения и, отказавшись стать мусульманином, был обезглавлен 2 февраля 1676 года. Тело святого турки выбросили в море.
Страдания святого описал Иоанн Кариофиллис.
Преподобный Анфим Хиосский
Сравнительно современный Святой (1869-1960), родился на острове Хиос, принял монашество и впоследствии отправился в Адрамитион, на побережье Малой Азии, где был рукоположен в священника. Годом позже он покинул Малую Азию, чтобы избежать зависти недоброжелателей, и провел некоторое время на Святой горе Афон, а затем вернулся на родину, на Хиос. Назначенный священником при Хиосском диспансере для прокаженных, Святой беседовал и ел за одним столом с прокаженными, и исцелил многих из них. После массового прибытия на Хиос беженцев из Турции, основал женский монастырь для обездоленных монахинь. Почил в мире, в глубокой старости.