Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 36-я по Пятидесятнице.
Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (438); мчч. Датия, Реатура, Датива, Иулиания, еп. Телевтского, Викентия и 27 других (258; Афр.); прп. Петра Египетского (ок. 400); свт. Виталиана (Виталия), папы Римского, исповедника (672; Итал., Зап.); свт. Илии II, патриарха Иерусалимского (после 787; Греч.); новомуч. Димитрия Галатского (Константинопольского) (1784); свт. Димитриана, еп. Тамасского, чудотворца.
Святые дня, молите Бога о нас!
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ, перенесение мощей
24 молитвы святителя Иоанна Златоуста, по числу часов дня и ночи
Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Господи, избави мя вечных мук. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя. Господи, избави мя всякого неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия. Господи, избави мя от всякаго искушения. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение. Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр помилуй мя, видя немощь души моея. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней, и даруй ми конец благий. Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея. Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.
(из вечернего молитвенного правила)
Память 27 января в день перенесения мощей, 30 января в Соборе Вселенских учителей и святителей, 14 сентября в день преставления, 13 ноября - перенесенный день памяти взамен 14 сентября которое приходиться на праздник Воздвижения.
Великий святитель родился в Антиохии (современная Сирия) ок. 347 года, в семье военоначальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, примерная христианка Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Одаренный юноша учился у лучших философов и риторов, его наставником был известнейший языческий оратор Ливаний, который прочил его себе в приемники если бы не христианство Иоанна. В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии.
Возвратившись на родину в Антиохию, Иоанн по обычаю того времени в 20-летнем возрасте принял святое крещение в 367 году от святителя Мелетия Антиохийского который наставлял его в вере и через три года поставил во чтеца. В этой должносити Иоанн пробыл три года усиленно изучая Священное Писание.
После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии - епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.
Когда скончалась мать святого Иоанна, он раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и, приняв иночество, поселился в уединенной обители. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако, он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел святой в трудах пустынножительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере, но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию.
Служение в Антиохии
В 381 году святитель Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».
В 386 году святой Иоанн был рукоположен наследником святителя Мелетия Флавианом во пресвитера. Последовавшие за тем двенадцать лет священства в Антиохии были, быть может, самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем храм каждый день питал до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных.
На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей. Благодаря скорописцам, многие из них дошли до нашего времени. В этот период он написал толкования на многие книги Священного Писания которым Церковь и по сей день придает высочайший авторитет, а также более восьмисот бесед на отдельные библейские тексты, в похвалу святых, как поучения на праздники и слова апологетические.
Его рассуждения об устройстве взаимоотношений людей на христианских началах, о христианской семье, о воспитании детей, о молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, о христианской взаимопомощи и благотворительности, об уничтожении рабства, об отмене кровавых цирковых забав стали классикой христианской литературы.
На Цареградской кафедре и в ссылке
Скоро во всем христианском мире уже гремела слава Иоанна Златоуста. Поэтому, когда после смерти святителя Нектария в 397 году освободилась Константинопольская кафедра, император Аркадий пожелал, чтобы ее занял Златоуст. Это знаменательное событие произошло в 398 году, святителю Иоанну было чуть больше 50 лет.
Он начал с главного - с духовного совершенствования священства и примирения враждующих епископов. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения, ввел в употребление крестные ходы.
(Святитель Иоанн Златоуст совершает Литургию)
Со всем усердием предался новый архипастырь заботам об утверждении и распространении веры Христовой. Он заботился об искоренении остатков арианской ереси; слал письма в Сирию которыми добился возвращения в Церковь маркионитов; посылал опытных проповедников к кельтам и скифам, славянам и готам; разорил языческие храмы, стоявшие много веков в Финикии; обличал жидовствующих. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму.
(Свт. Иоанн Златоуст. Мозаика Х в., Софийский собор, Константинополь)
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия, распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. С помощью архиепископа Александрийского Феофила, около которого объединились недовольные Иоанном епископы, Евдоксией в 403 году был инициирован так называемый "собор при Дубе" из личных недругов Златоуста, который осудил и его по мелочным и ложным обвинениям, во главе которых стояло оскорбление императрицы.
Святой был осужден на казнь, но император Аркадий заменил казнь изгнанием. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть Иоанна и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, заочно постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
Находясь в Кукусе в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питиунт (ныне Пицунда, в Абхазии).
Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. Ночью святителю Иоанну Златоусту явился святой мученик Василиск, мощи которого почивали в этом городе, и сказал: «Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе». На следующий день, 14 сентября 407 года, причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу. Здесь же, в Команах, и был погребен великий вселенский учитель и иерарх.
(Команский монастырь святителя Иоанна Златоуста, Абхазия)
(Первая гробница Иоанна Златоуст (саркофаг высеченный из камня))
Мощи
Уже при сыне императрицы Евдоксии, императоре Феодосии II в 438 году совершилось перенесение честных мощей святителя в Константинополь. Горячо любившая своего святителя цареградская паства была столь тронута словами ученика святого Иоанна, святителя Прокла Константинопольского, что, не дав ему закончить проповедь о Златоусте, стала умолять его ходатайствовать перед императором, чтобы мощи святого были перенесены в Константинополь.
Император, убежденный святителем Проклом, дал согласие и повелел перенести мощи святителя Иоанна, но посланные им люди никак не могли поднять святые мощи до тех пор, пока император, поняв свою ошибку, не прислал послание к святителю Иоанну, смиренно прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание зачитали у гроба святителя Иоанна и после этого легко подняли мощи, внесли их на корабль и доставили в Константинополь. Рака с мощами была поставлена в церкви святой мученицы Ирины. Патриарх открыл гроб: тело святителя Иоанна оказалось нетленным. Царь, припав к гробу со слезами, просил прощения. Народ весь день и ночь не отходил от раки. Наутро рака с мощами святителя была перенесена в церковь святых Апостолов. Народ воскликнул: "Приими престол твой, отче!" Тогда Патриарх Прокл и клирики, стоявшие у раки, увидели, что святитель Иоанн открыл уста и произнес: "Мир всем".
В IX веке на праздник в честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста написаны церковные песнопения.
В 1204 году святые мощи Златоуста, вместе со множеством святынь и богатств Констанинополя, были похищены крестоносцами и принесены в Рим где и хранились до 27 ноября 2004 года, когда Римский папа Иоанн Павел II вернул их Константинопольскому патриарху.
Тропарь святителя Иоанна Златоуста
глас 8
Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа./ Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак святителя Иоанна Златоуста
глас 1
Возвеселися таинственно честная Церковь/ возвращением честных твоих мощей,/ и, сия сокрывши, яко злато многоценное,/ поющим тя неоскудно подавает/ молитвами твоими исцелений благодать,// Иоанне Златоусте.
Ин кондак святителя Иоанна Златоустого
глас 6
От Небес приял еси Божественную благодать/ и твоими устнами вся учиши/ покланятися в Троице Единому Богу,/ Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне,/ достойно хвалим тя:/ еси бо наставник,// яко Божественная являя.
Величание святителя Иоанна Златоуста
Величаем тя, святителю отче Иоанне, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Молитва святителю Иоанну Златоусту
О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком - послушания образ, юным - целомудрия светило, мужем - трудолюбия наставник, старым - незлобия учитель, иноком - воздержания правило, молящимся - вождь, от Бога вдохновенный, мудрости ищущим - ума просветитель, витиям доброглаголивым - слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим - милосердия звезда, начальствующим - правления мудраго образ, правды ревнителем - дерзновения вдохновитель, правды гонимым - терпения наставник, всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отженй от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобный Петр Египетский
Петр Египетский (+ ок. 400), преподобный, ученик преподобного Лота, скончался мирно около 400 года.
Мученики Датий, Реатур, Датив, Иулианий, епископ Телевтский, Викентий и 27 других
Отмечаются Иеронимо¬вым мартирологом. Св. Юлиан был епископом г. Телевты и пострадал одновременно со святым Киприаном в 256 году.
Новосвященномученик Дмитрий Константинопольский
Димитрий Галатский (+ 1784), мученик, пострадал от турок в 1784 году.
Святитель Димитриан Тамасский
(Св. Димитриан, еп. Тамасский. Икона. 1766 г. (ц. Пресв. Богородицы в Пере))
[греч. Ϫημητριανὸς Ταμασοῦ], свт. (пам. кипр. 27 янв., 25 июня), епископ.
Упоминается в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.) в числе 300 Аламанских мучеников, прибывших на Кипр в VII в. после арабского завоевания Святой земли. По сообщению хрониста, он подвизался вместе с другим епископом, Василием, в окрестностях села Пера близ г. Тамас (Leont. Makhair. § 32). В Пере находятся руины византийского храма, посвященного этому святому. В том же селении в церковь Пресвятой Богородицы хранится чтимая икона Димитриана, написанная в 1766 г.
Святитель Илия II, патриарх Иерусалимский
Точное время возведения Илии на Иерусалимскую кафедру неизвестно. Хронист Евтихий Александрийский ошибочно датировал это событие 17-м годом халифата Хишама (741), что противоречит косвенным данным др. источников. Однако период Патриаршества, указанный Евтихием (34 года), в целом согласуется со сведениями, известными об Илии.
Илия достаточно часто упоминается в произведениях палестинской агиографии кон. VIII - нач. IX в. Так, в Житии прп. Стефана Савваита (Ɨ 794) повествуется, что мон. Феодор, брат которого был личным врачом араб. наместника Палестины, намеревался свергнуть Илию и занять его престол. Прп. Стефан предсказал Феодору, что его Патриаршество закончится позорным изгнанием. Тем не менее Феодор оклеветал Илию и использовал все свое влияние на араб. власти, чтобы низложить патриарха. Илия был сослан в «Персиду» (в араб. переводе - Багдад), где его мн. годы держали в оковах под стражей. Один из палестинских отшельников, авва Христофор, отправился к месту ссылки патриарха, чтобы поддержать его и попытаться выкупить из заточения. По неясным причинам агиограф прп. Стефана с осуждением отзывался об этой поездке и писал, что Христофор был научен коварными советами своекорыстных людей. Как предсказал прп. Стефан, Христофор хотя и увиделся с Илией, но не сумел освободить его и умер в вост. землях Халифата. Однако в итоге Феодор, захвативший Патриарший престол, был отлучен и низложен, по-видимому, палестинским клиром и, как пишет агиограф, «зло окончил жизнь в Персиде», а Илия получил свободу и вернулся на Патриаршество. Источник не датирует эти события. По подсчетам Х. М. Лопарёва, ссылка Илии и правление Феодора могли относиться к кон. 70-х - 1-й пол. 80-х гг. VIII в., и в любом случае эти факты имели место до Вселенского VII Собора (787).
В актах Собора упоминается об участии в его работе Иоанна, синкелла Антиохийского патриарха, и Фомы, игумена егип. монастыря прп. Арсения, представлявших 3 вост. патриархов, в т. ч. И. (Mansi. T. 12. P. 994, 1131; T. 13. P. 380). В ответном письме вост. монахов патриарху Константинопольскому св. Тарасию (Ibid. T. 12. P. 1128-1136; ДВС. Т. 4. С. 403-406) поясняется, что Иоанн и Фома были направлены в Византию палестинскими монахами тайно, без патриарших грамот и вообще без ведома патриархов. Местные христиане, памятуя о ссылке Илии, опасались возбудить новые подозрения мусульм. властей в политической нелояльности.
Илия был тем Иерусалимским патриархом, к которому обратился с просьбой о крещении мусульманин Равах (см. Антоний-Равах), пожелавший принять христианство. Илия не рискнул пойти на такой шаг, сурово каравшийся шариатом, и отправил Раваха к пустынникам, жившим у Мёртвого м., которые и крестили его. Событие имело место в 791 либо в 797 г.
Последнее по времени упоминание об Илии содержится в Сказании о мученичестве 20 савваитов, убитых сарацинами в марте 796 г. По словам автора, междоусобица арабских племен, сопровождавшаяся разорением городов и захватом мятежными бедуинами лавры св. Саввы Освященного, произошла в Патриаршество Илии. Видимо, вскоре после этого он скончался, передав престол своему синкеллу Георгию.
В рукописях сохранился ряд кондаков и канонов, атрибутируемых Иерусалимскому патриарху Илии. Кондаки в честь мучеников Сергия и Вакха и прор. Даниила кард. Ж. Б. Питра относил либо к творчеству свт. Илии I (II)? патриарха Иерусалимского, либо к творчеству Илии Питра отдавал предпочтение последнему, исходя из того, что упоминание об агарянах в гимне прор. Даниилу является аллюзией на араб. завоевание и военные кампании визант. императоров Константина V Копронима и Льва IV (Pitra. Analecta Sacra. P. 289-290, 291-292). Мнение об авторстве Илии в отношении этих 2 гимнов поддержал К. Мицакис, который привел следующие аргументы: 1) одинаковые надписания Δυνάμει θεϊκῇ - ᾿Εννόησον φόβῳ (Силой Божией - Подумай со страхом) указывают на то, что оба кондака написаны на подобен анонимного кондака усопшим с акростихом ᾿Επιτύμβιον μέλος τοῦ [Α]... (Надгробное пение [А]…), относящегося, по мнению К. Трипаниса, к раннему периоду истории кондака; 2) сходство проимиев и икосов этих гимнов характерно для периода упадка жанра; 3) одни и те же гимнографы начинают писать кондаки и каноны только с VII в.
Питра считал также принадлежащими Илии ненадписанные кондаки на Воздвижение Креста Господня (для этого гимна он допускал также авторство свт. Софрония I, патриарха Иерусалимского; другие исследователи, указывая на большой размер гимна - 19 строф, относят его к творчеству прп. Романа Сладкопевца), на Преполовение Пятидесятницы и в честь ап. Анании.
Канон в честь 12 апостолов ῾Η δωδεκάπυρσος χορεία κα σύμπνοια (Дванадесятоогненный лик и согласие) (акростих ᾿Ηλιοὺ μελῴδημα - Илии пение), который Питра и К. Эмеро приписывали Илии, по мнению митр. Софрония (Евстратиадиса), может принадлежать не ему, а мон. Илии Сицилийскому (AHG. Vol. 10. P. 283-309, 409-420). Митр. Софроний считал, что в акростихах канонов Илия употреблял для своего имени форму родительного падежа ᾿Ηλία, а Илия Сицилийский - ᾿Ηλιού (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). 1936. Σ. 277-280). Исходя из этого критерия, можно отнести к творчеству Илии, например, канон мученикам диак. Роману и отроку Варулу (акростих Αἷνος ᾿Ηλία εἰς ῾Ρωμανὸν κα νηπίον - Песнь Илии Роману и отроку; ркп. Ath. Laur. B. 21. Fol. 123 sqq., XI в.; см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). 1939). Всего митр. Софроний атрибутирует Илии 144 ирмоса следующих канонов: 1-го гласа - 3 на Пасху, 1 в честь прп. Феодора Сикеота и 2 воскресных, 2-го гласа - 1, 3-го гласа - 1 воскресный, 5-го гласа - 1 и 8-го гласа - 4, из которых 2 воскресных, а 1 встречается также под именем свт. Андрея Критского, а также 4 канона Триоди, канон Минеи, 3 самогласна и тропарь в честь имп. Никифора I (802-811). Однако, если последняя атрибуция верна, автором может быть только Илия III (IV) (ок. 880 - ок. 907).
Два канона, надписанные именем патриарха Илии, изданы в сер. «Monumenta musicae Byzantinae» по рукописи Ath. Ivir. gr. 470, датируемой ок. XII в.: воскресный канон 5-го гласа ῎Ατριπτον ὁδὸν πεζεύσας ᾿Ισραήλ (Пешешествуяй Израиль непроходимую стезю) и канон Успению Пресв. Богородицы ῾Αλμυραίῳ θανάτῳ ἐκάλυψε (Соленою смертию покры) 7-го гласа.
Святитель Виталиан (лат. Vitalianus), папа Римский, исповедник
Память 27 января (Итал., Зап. ), 23 июля.
Происходил из Сигнии (ныне Сеньи, Италия). Около 655 года был возведён в кардинала-диакона.
30 июля 657 года избран преемником папы Евгения I и 11 августа рукоположен во епископа Римского.
Из-за угрозы со стороны лангобардов папа Виталиан стремился к нормализации отношений с византийским императором Константом II, низложившим в 653 году папу Мартина I за неприятие поддерживаемого императором монофелитства. Виталиан направил императору и Константинопольскому патриарху Петру послания, в которых объявлял о своём избрании, но не затрагивал догматических вопросов, что соответствовало духу изданного императором в 648 году Типоса, запрещавшего какие-либо дискуссии по монофелитству. Изменившаяся политическая обстановка, вызванная поражением византийских войск в битве с арабами, побудила императора к принятию папских легатов. В поисках примирения с римлянами, возмущенными низложением святителя Мартина, Констант II направил Виталиану богато украшенное Евангелие и подтвердил эдикт о первенстве Римской Церкви, данный императором Фокой папе Вонифатию III. Патриарх Петр, желая подчеркнуть единство с Римской Церковью, в ответном послании к Виталиану избегнул прямого исповедания монофелитства (впоследствии это послание наряду с другими документами монофелитов было зачитано на VI Вселенском Соборе). По желанию императора, впервые со времени Гонория I, имя папы было включено в диптих Константинопольской Церкви.
В 663 году из-за угрозы вторжения арабов Констант II покинул Константинополь, и 5 июля был торжественно встречен Виталианом в Риме. Несмотря на проявленную со стороны Виталиана и римлян лояльность, 17 июля император отбыл из Рима, разграбив некоторые римские церкви и дворцы. Остановившись в Сиракузах (Сицилия), Констант II поддержал стремление к автокефалии Равеннского архиепископа Мавра и в 666 году издал эдикт о выходе Равеннского архиепископства из юрисдикции Римской Церкви. Однако Виталиан отказался признать автокефалию Равенны и объявил об отлучении архиепископа Мавра. В 668 году, после убийства Константа II, в борьбе за императорский престол Виалиан оказал поддержку Константину IV Погонату, отменившему впоследствии эдикт об автокефалии Равеннского архиепископства.
В 667 году святитель Виталиан направил ряд посланий Критскому архиепископу Павлу, в которых настаивал на пересмотре дела незаконно смещённого с кафедры Лаппского епископа Иоанна, обратившегося к папе с апелляцией.
При Виталиане были укреплены связи между Римом и Церковью Англии. По инициативе нортумбрийского короля Осви в 664 году в Уитби состоялся Собор британского духовенства, на котором было принято решение о праздновании Пасхи одновременно с Римской Церковью. В 667 году король Осви и кентский король Эгберт направили к Виталиану священника Вигхарда для рукоположения во архиепископа Кентерберийского, но из-за его скоропостижной кончины в марте 668 года Виталиан рукоположил на Кентерберийскую кафедру выбранного им монаха Феодора из Тарса.
Особое внимание святитель Виталиан уделял церковному пению и постоянно заботился об основанной святым папой Григорием I Великим (Двоесловом) латеранской певческой школе, хористы которой, так называемые виталиани, придавали богослужениям в римских церквах особую торжественность. С именем Виталиана также связывается введение в западную литургическую традицию использования орга́на.
Святитель Виталиан скончался 27 января 672 года. Погребён в базилике святого Петра в Риме.
Часть посланий, приписываемых папе Виталиану (напр., послание к епископам Галлии), с точки зрения некоторых исследователей, ему не принадлежит.