22 января (04 февраля) 2024 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Feb 03, 2024 22:00

Продолжение…

Священномученик Евфимий (Тихонравов)



(Священномученик Евфимий (Тихонравов) с супругой Татьяной и детьми)


Священномученик Евфимий родился 17 апреля 1881 года в городе Шуе Владимирской губернии. По некоторым свидетельствам, его отец, Сергей Тихонравов, был священником. Евфимий Сергеевич окончил церковноприходскую школу. В 1904 году, женившись на Татьяне Александровне Сперанской, дочери псаломщика Преображенского храма села Доронино, он переехал жить в это село. С этого времени он стал служить пономарем в Преображенском храме и, как многие церковнослужители того времени, зарабатывал на жизнь крестьянским трудом. У Евфимия Сергеевича и Татьяны Александровны родилось трое детей.

В 1917 году в России установилась безбожная власть, которая сразу же начала гонения на Русскую Православную Церковь. Местные власти в Доронино были жестко, непримиримо настроены к Церкви и пригрозили служившему здесь священнику, что если он не перестанет служить, то все его имущество будет конфисковано. У него была большая семья, много детей, и ради них священник оставил храм. Епархиальный архиерей направил в Доронино другого священника, но и он прослужил недолго, так как власти и к нему приступили с различными угрозами. Приход снова остался без священника, и Евфимий Сергеевич, соболезнуя оставшимся без пастыря верующим, подал прошение архиерею о рукоположении в сан священника. Здоровья он был от рождения слабого, и некоторые из родственников отговаривали его: «Такое время, все отказываются, прячутся, а ты хочешь рукополагаться!» Но он был решителен в своем намерении, и в 1933 году его рукоположили к Преображенскому храму в селе Доронино. Жена священника, Татьяна Александровна, сама пекла просфоры дома, но в 1935 году она тяжело заболела, ослепла и в том же году умерла. Вместо Татьяны Александровны отцу Евфимию стала помогать его младшая дочь, Антонина; другие же дети еще раньше уехали из села и жили отдельно. Она пекла просфоры и топила в храме печи.

В селе многие жители были крайне враждебно настроены к храму и требовали его закрытия. Когда отец Евфимий проходил по улице, то ему вслед часто неслись ругательства и смех. В 1935 году отец Евфимий не смог уплатить назначенных ему властями налогов. За неуплату его имущество было конфисковано, а храм закрыт. После закрытия храма безбожники стали его разорять, вынося иконы и уничтожая их. Один из таких безбожников вытаскивал иконы, бросал их на землю и с ожесточением одержимого топтал. Впоследствии он отморозил руки и ступни ног и лишился возможности двигаться; у сына, который родился у него вскоре после кощунства, руки и ноги были от рождения каленными. Местные власти устроили в храме склад для зерна, затем - конюшню, а после нее превратили помещение храма в склад для удобрений и этим почти разрушили здание.

После закрытия храма отец Евфимий еще некоторое время прожил в селе, совершая по просьбе верующих требы. Жить становилось все трудней, и он переехал в Иваново, где устроился работать сторожем в одном из лечебных учреждений, но так же, как и раньше, совершал требы по просьбам верующих. Он поселился в так называемом рабочем поселке, где снимал угол, лишь бы переночевать. Комнаты здесь сдавались всем, кто ни просился, люди совершенно друг другу не знакомые спали в одной комнате рядом друг с другом на полу. Через некоторое время узнали, что отец Евфимий - священник, и в разгар самых свирепых гонений донесли, что в доме «нелегально» проживает священник. 1 января 1938 года отец Евфимий был арестован и заключен в тюрьму в городе Иванове. Через несколько дней он был допрошен.

- Вы арестованы как участник нелегальной контрреволюционной группы заштатного духовенства, проводившей антисоветскую агитацию среди своего окружения. Признаете ли себя виновным?
- Не признаю себя виновным, так как никакой антисоветской агитации я не вел и членом контрреволюционной подпольной организации заштатного духовенства не состоял.

После этого были допрошены лжесвидетели, и в первую очередь хозяйка квартиры, где снимал угол священник. Она показала: «Тихонравов систематически на протяжении всего 1937 года в моем присутствии допускал контрреволюционные клеветнические выпады по адресу советской власти... В сентябре 1937 года, выражая недовольство советской властью, заявил: "Жить стало невозможно, нас, служителей... облагают непосильными налогами... Это делают с целью уничтожения религии и нас, духовенства". Припоминаю ряд случаев, когда Тихонравов в моем присутствии распространял контрреволюционные провокационные слухи о якобы эксплуатации заключенных в советских тюрьмах и концлагерях».

Другой лжесвидетель сказал: «В ноябре 1937 года в беседе со мной о выборах в Верховный Совет он говорил: "Теперь происходит подготовка к выборам в Верховный Совет, но что это за выборы, когда назначают своих кандидатов? Это всё те же выборы, что были раньше; кто им не очень люб, того они убирают куда следует, посылают строить каналы, а потом этими каналами и хвастаются. А что, сами они эти каналы выстроили? Ведь это сделано руками заключенных. Это работа не лучше египетской каторги"».

3 февраля 1938 года Тройка НКВД приговорила отца Евфимия к расстрелу. На следующий день после вынесения приговора следователь вновь допросил священника.

- Вам предъявляется обвинение в том, что вы на протяжении длительного периода времени среди своего окружения вели контрреволюционную агитацию. Признаете себя в этом виновным?
- Виновным себя в этом не признаю, так как никакой контрреволюционной агитации я не вел.
- Материалами следствия установлено, что вы систематически допускали на советскую власть контрреволюционную клевету.
- Нет, этого не было.
- Следствие располагает материалом, что вы в сентябре 1937 года допускали контрреволюционные клеветнические выпады о Советском Союзе, колхозах и положении колхозников. Признаете вы это?
- Нет, не признаю и сведения, которыми следствие располагает, я считаю ложными.



В тот же день, когда произведен был этот допрос, 4 февраля 1938 года, священник Евфимий Тихонравов был расстрелян в городе Иванове и погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Священномученик Иоанн Успенский, Николай (Бухарин), Иаков (Зяблицкий), Петр (Зяблицкий), Иоанн (Коржавин), Иоанн (Розанов) и Евфимий (Тихонравов), пресвитеры



(сщмч. Иоанн Доброхотов)

Память 22 января, в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Иван Александрович Доброхотов родился в 1870 году в селе Китово (ныне Шуйский район Ивановской области) и происходил из семьи духовного сословия. Он закончил Владимирскую Духовную Сминарию и был рукоположен в священники. Служил в селе Чихачево (Чихачи) Пестяковского района Ивановской области. Как священника отца Иоанна очень любили и уважали, он был возведен в сан протоиерея. Безбожные власти несколько раз его арестовывали. Последний арест состоялся 7 ноября 1937 года.

Николай Евгеньевич Бухарин родился 22 марта 1871 года в городе Костроме в семье чиновника Костромского окружного суда. После окончания Косторомской Духовной семинарии он был рукоположен во священника и служил в храме села Маврино Кинешемского уезда Костромской губернии, затем в одном из храмов Костромы. В 1916 году отец Николай был вызван в Москву митрополитом, будущим Патриархом Тихоном, и некоторое время подвизался законоучителем в московском Мариинском женском институте, был возведен в сан протоиерея. В 1921 году святитель Тихон направил отца Николая к епископу Августину в Иваново, где батюшка был сразу назначен настоятелем Ивановского Покровского собора. В 1933 году собор закрыли, и отец Николай некоторое время служит в Старопахотской церкви слободы Гврилов Ям в Ивановской области.

С 1935 года он служил в храме в городе Гаврилов Посад. 16 октября 1937 года отец Николай был арестован и через десять дней приговорен к десяти годам заключения. Иван Андреевич Розанов родился 1 января 1873 года в селе Бабаево Владимирской губернии (ныне Собинский район Ивановской области) в семье священника. В 1901 году Иван Андреевич окончил Владимирскую Духовную семинарию, женился и был рукоположен во иереи. У отца Иоанна родилась дочь Вера, служил он в Спасо-Преображенской церкви погоста Олтушево (Вязниковский уезд Владимирской губернии).

1 сентября 1930 года он был арестован в первый раз, обвинен в «сокрытии денежных сумм» и приговорен к трем годам ссылки в Севкрай. По возвращении из ссылки отец Иоанн служил в храме села Мостцы Ковровского района Владимирской области. 20 октября 1937 года отец Иоанн был вновь арестован, обвинен в агитации против колхозного строя и приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Петр Алексеевич Зяблицкий родился в 1873 году в селе Дмитровский Погост Ковровского уезда Владимирской губернии и происходил из семьи псаломщика. Он закончил Владимирскую Духовную Семинарию и был рукоположен во иереи. Отец Петр служил в сельских церквах Владимирской епархии. Известно, что до 1933 года он служил в селе Патакино Ковровского района Ивановской Промышленной области (ныне Владимирская область), по некоторым данным в 1937 году он служил в родном селе Дмитровский Погост. В середине 1920-х годов, после закрытия монастырей бывшие монахини, послушницы и верующие женщины, искавшие духовное попечение под руководством саровского старца о.Исаакия (Новикова) образовали тайную общину, которая продолжала существовать и после смерти старца. По благословению о.Исаакия, духовное руководство перешло к иеромонаху Серафиму (Якубовичу), которому помогал отец Петр Зяблицкий. Несколько раз батюшку Петра арестовывали. 20 октября 1937 года отец Петр был арестован и в декабре того же года приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Яков Алексеевич Зяблицкий, брат священномученика Петра, родился 21 апреля 1878 года в селе Дмитровский Погост Ковровского уезда Владимирской губернии. Он окончил 1 класс Духовного Училища, женился на девице Евлампии (урожденной Орловой) и был рукоположен во священники. Отец Иаков служил в селе Яневское суздальского уезда Владимирской губернии, по некоторым данным в селе Талица, затем в родном селе Дмитриевский (Дмитровский) Погост. Несколько раз батюшку арестовывали. 16 октября 1937 года отец Иаков был арестован в последний раз и приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Иван Петрович Коржавин родился в 1866 году в селе Дунилово Шуйского уезда Владимирской губернии. В молодости он учился в семинарии, но по неизвестным причинам не окончил ее. Женившись, он был рукоположен во диаконы и долгое время диаконствовал в родном селе Дунилово в Благовещенской церкви. Когда к 1932 году в районе не осталось ни одного священника, чтобы служба была хотя бы в одном из 12 храмов, в которых раньше была служба, отец Иоанн принял священство. В то время за такой поступок неминуемо грозил арест, и батюшка, которому в то время было уже 66 лет, это прекрасно понимал. Он был арестован в конце 1937 года, в возрасте почти 72 лет.

Иван Алексеевич Успенский родился в 1870 году в селе Большие Соли Ярославской губернии. Он окончил духовное училище и был в 1890 году рукоположен во диаконы, а затем во иереи. Отец Иоанн служил в храме села Введенское Кинешемского района Ивановской области. В начале ноября 1937 года он был арестован и приговорен к десяти годам исправительно-трудового лагеря.

В январе 1938 года отца Иоанна Успенского привезли в тюрьму города Иванова и поместили в камеру №7. Там он встретил шестерых священников: Николая Бухарина, Петра Зяблицкого, Иакова Зяблицкого, Иоанна Розанова, Иоанна Коржавина и Иоанна Доброхотова. Всех их, ранее приговоренных к 10 годам ИТЛ, свезли из разных тюрем в Ивановскую тюрьму и поместили в одну камеру. Туда же поместили четырех осведомителей из заключенных, регулярно доносивших о всех разговорах, которые вели батюшки. 25 января 1938 года против священников было открыто новое следственное дело. На допросах все священники держались стойко, виновными себя не признали, и 3 февраля 1938 года тройка при УНКВД по Ивановской области приговорила их всех к высшей мере наказания.

4 февраля 1938 года приговор был приведен в исполнение, и протоиерей Иоанн Доброхотов, протоиерей Николай Бухарин, иерей Иоанн Розанов, иерей Петр Зяблицкий, иерей Иаков Зяблицкий, иерей Иоанн Коржавин и иерей Иоанн Успенский были расстреляны. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году они были прославлены в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up