20 января (02 февраля) 2024 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Feb 01, 2024 20:00

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Седмица 35-я по Пятидесятнице.

Прп. Евфимия Великого, иеромонаха (473).

Прпп. Евфимия схимника (XIV) и Лаврентия затворника (XIII-XIV), Печерских, в Дальних пещерах; прп. Евфимия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465); мчч. Инны, Пинны и Риммы (I-II); мчч. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303); блгв. царя Льва Великого, исповедника (474; Греч.); прп. Вассы Солунской, игумении Иерусалимской (V); прав. Петра Константинопольского, бывшего мытаря (VI; Греч.); прп. Моллагги Фермойского (ок. 655/ок. 664; Кельт. и Брит.); свт. Евфимия, патриарха Тырновского (1402-ок. 1409; Болг., Греч.); прп. Евфимия Архангелогородского (ок. 1523); мч. Захарии в Патрах Морейских (1782; Греч.); прав. Феодора Томского (1864; Сибир.).

Сщмч. Павла Рязанского (Добромыслова), пресвитера (1940); прп. Евфимия (Кереселидзе), исп. (1944).

Святые дня, молите Бога о нас!

Преподобный Евфимий Великий, иеромонах



Происходил из города Мелитины в Армении, близ реки Евфрат. Родители его, Павел и Дионисия, знатные люди, были благочестивыми христианами. Долгое время они не имели детей и, наконец, по усердным молитвам, у них родился сын, появлению на свет которого предшествовало божественное видение, предвещавшее младенцу великое будущее.

Отец преподобного Евфимия вскоре умер, и мать, исполняя обет посвятить сына Богу, отдала его на воспитание своему брату, пресвитеру Евдоксию. Тот представил отрока епископу Мелитинской церкви Отрию, который с любовью принял на себя заботы о нем. Видя его доброе поведение, епископ вскоре поставил его чтецом. Затем святой Евфимий принял монашество и был посвящен в сан пресвитера. Одновременно ему было поручено управление всеми городскими монастырями. Преподобный Евфимий часто посещал монастырь святого Полиевкта, а в дни Великого поста удалялся в пустыню. Должность управителя монастырей тяготила подвижника, искавшего безмолвия, и он на 30-м году своей жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим, где, поклонившись святым местам, удалился в Фаранскую лавру.



(Иудейская пустыня, Вади Кельт (Нахаль Прат). Монастырь Харитона Исповедника. Фаранская Лавра. За фото Лавры Спаси, Господи http://ir-maverick.livejournal.com/)

Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин. Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Оба имели одно стремление к Богу, одну волю, одну цель. Обычно, после праздника Богоявления, они удалялись в Кутиллийскую пустыню (недалеко от Иерихона). Однажды же остались там, избрав в горах труднопроходимое место, и поселились в пещере. Скоро, однако, Господь открыл их уединение для пользы многих людей: пастухи, перегоняя свои стада, нашли их пещеру и рассказали в селении. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы. Постепенно возникло монашеское общежитие. Несколько иноков пришло из Фаранской обители, среди них Марин и Лука. Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии.



(Иудейская пустыня, Вади Кельт (Нахаль Прат). Монастырь Харитона Исповедника. Фаранская Лавра)

Он наставлял свою братию: "Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находиться в послушании и смирении, а в уме иметь память смертную, бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного". Юным инокам преподобный заповедовал с внутренним богомыслием соединять телесный труд. "Если миряне, - говорил он,- много трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью и, кроме того, дают милостыню и приносят жертвы Богу, тем более мы, иноки, должны трудиться, чтобы избежать праздности и не кормиться чужими трудами". Авва требовал, чтобы иноки хранили молчание в церкви во время богослужения и на трапезе. Молодым инокам, желавшим поститься более других братий, он не позволял следовать своей воле, но наставлял их вкушать общую пищу на трапезе с воздержанием, не пресыщаясь. В те годы преподобный Евфимий обратил и крестил многих арабов, среди которых был военачальник Аспевет с сыном Теревоном, которого преподобный Евфимий исцелил от болезни. Аспевет получил в крещении имя Петр и, впоследствии, был епископом среди арабов.

Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась. Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами.

Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем. Там впоследствии было погребено его святое тело.
Блаженный Феоктист с братией вышел навстречу преподобному Евфимию и молил его вернуться в монастырь, но преподобный не согласился. Однако он обещал приходить в обитель по воскресным дням на общее богослужение.
Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил лавру по образцу Фаранской лавры. В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский патриарх Иувеналий освятил лаврскую церковь и поставил обители пресвитеров и диаконов.



(Иудейская пустыня, Вади Кельт (Нахаль Прат). Монастырь Харитона Исповедника. Фаранская Лавра)

Лавра вначале была бедна, но преподобный твердо уповал на Бога, могущего ниспослать людям все необходимое. Однажды в лавру пришло около 400 человек путников - армян из Иерусалима, которые были голодны. Увидев это, преподобный Евфимий призвал эконома и велел ему накормить странников. Эконом ответил, что в монастыре нет такого количества пищи. Преподобный, однако же, настаивал. Придя в помещение для хранения хлеба, эконом нашел в нем множество хлебов. То же произошло с вином и елеем. Путники ели во славу Божию, насытились и после этого остался еще трехмесячный запас пищи для братии. Так Господь сотворил чудо по вере святого Евфимия. Однажды один из иноков отказался исполнить назначенное ему послушание. Несмотря на то, что преподобный, призвав его, убеждал повиноваться, инок упорствовал. Тогда преподобный громко воскликнул: "Увидишь, что бывает наградой за неповиновение!". Инок упал на землю в припадке беснования. Братия стала просить за него авву, и тогда преподобный Евфимий исцелил непокорного, который, придя в себя, просил прощения и обещал исправиться. "Послушание, - сказал святой Евфимий, - великая добродетель. Господь любит послушание больше жертвы, а непослушание приводит к смерти".

Два брата в обители святого Евфимия тяготились суровым образом жизни и задумали бежать. Провидя духом их намерение, преподобный призвал их и долго убеждал оставить пагубное намерение. Он говорил: "Не следует слушать мыслей, вселяющих печаль и ненависть к месту, в котором живем, и внушающих желание перейти на другое место. Пусть инок не думает, что, перейдя в другое место, он достигнет чего-либо хорошего, так как доброе дело достигается не местом, а твердой волей и верою. И дерево, которое пересаживают часто на другое место, не приносит плодов".

В 431 году в Ефесе состоялся III Вселенский Собор, направленный против ереси Нестория. Преподобный Евфимий радовался утверждению Православия и скорбел об архиепископе Антиохийском Иоанне, который, будучи православным, защищал Нестория.

В 451 году в Халкидоне состоялся IV Вселенский Собор против ереси Диоскора, который, в противоположность Несторию, утверждал, что в Господе Иисусе Христе одно лишь естество Божеское, поглотившее в воплощении естество человеческое.
Преподобный Евфимий принял исповедание Халкидонского Собора и признал его православным. Весть об этом быстро распространилась среди иноков и пустынников, и многие из них, ранее неправо веровавшие, по примеру святого Евфимия, приняли исповедание Халкидонского Собора.

За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий получил наименование Великого. Тяготясь общением с миром, святой авва удалился на время во внутреннюю пустыню. После его возвращения в лавру некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сходил с небес и окружал святого. Сам же преподобный открыл нескольким инокам, что часто видел Ангела, совершающего вместе с ним святую Литургию. Преподобный имел дар прозорливости, видел внутренние движения духа и узнавал человеческие помышления. Когда иноки причащались Святых Таин, преподобному было открыто - кто приступает достойно, а кто во осуждение себе. Когда преподобному Евфимию было 82 года, к нему пришел блаженный Савва Освященный, тогда еще юноша. Старец принял его с любовью и послал в монастырь к преподобному Феоктисту. Он предсказал, что инок Савва просияет в иноческом житии.

Когда святому исполнилось 90 лет, его сподвижник и друг преподобный Феоктист тяжело заболел. Преподобный Евфимий пошел навестить друга и остался в монастыре, простился с ним, присутствовал при кончине. Предав тело погребению, он возвратился в лавру.
Время преставления было открыто преподобному Евфимию по особой милости Божией. В день памяти преподобного Антония Великого, 17 января, преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, созвав пресвитеров к алтарю, сказал им, что больше уже не совершит с ними ни одного бдения, потому что Господь призывает его от временной жизни. Все исполнились великой печали, а преподобный повелел братии утром собраться у него. Он стал поучать братию:

"Если любите меня, соблюдайте мои заповеди, приобретайте любовь, которая есть союз совершенства. Никакая добродетель невозможна без любви и смирения. Сам Господь ради любви к нам смирился и стал Человеком, как и мы. Мы должны поэтому непрестанно воссылать Ему хвалы, особенно мы, отрекшиеся от мятежного мира. Церковных служб никогда не оставляйте, предания и уставы монастырские тщательно сохраняйте. Если кто из братии борется с нечистыми помыслами, непрестанно наставляйте, поучайте, чтобы дьявол не увлек брата в падение.
Присоединяю также и другую заповедь: пусть ворота обители никогда не будут заперты для странников и все, что имеете, предлагайте нуждающимся, бедствующим же в напастях по силе помогайте".

Затем, дав наставления относительно руководства братией, преподобный обещал пребывать духом со всеми, желающими нести подвиги в его обители до скончания века.
Отпустив всех, преподобный Евфимий оставил около себя одного ученика Дометиана и, пробыв с ним внутри алтаря 3 дня, скончался 20 января 473 года в возрасте 97-ми лет. На погребение святого аввы немедленно стеклись во множестве иноки монастырей и пустынь, среди которых был святой Герасим. Прибыл также патриарх Анастасий с клиром, нитрийские иноки Мартирий и Илия, которые впоследствии были Иерусалимскими Патриархами, о чем им предсказывал преподобный Евфимий. Блаженный Дометиан не отходил от гроба учителя 6 суток. На 7-й день он увидел своего авву, радостно возвестившего любимому ученику: "Гряди, чадо, к уготованному тебе покою, ибо я умолил Владыку Христа, чтобы ты был со мною". Поведав братии о видении, святой Дометиан пришел в церковь и в радости предал дух свой Господу. Он был погребен рядом со святым Евфимием.

Мощи преподобного Евфимия Великого находились в его монастыре в Палестине, в XII веке их видел русский паломник игумен Даниил.
Из его наставлений сохранилось лишь немногое, в записях его учеников.

Тропарь преподобного Евфимия Великого
глас 4
Веселися, пустыня нераждающая,/ благодушствуй, неболящая,/ яко умножи тебе чада муж желаний духовных,/ благочестием насадив,/ воздержанием воспитав добродетелей в совершенство./ Того молитвами, Христе Боже,// умири живот наш.

Кондак преподобного Евфимия Великого
глас 8
В честнем рождестве твоем радость тварь обрете/ и в Божественней памяти твоей, преподобне,/ благодушие прият многих твоих чудес,/ от нихже подаждь богатно в души наша и очисти грехов скверны,// яко да поем: аллилуия.

Преподобный Евфимий Печерский



Иеросхимонах, подвизался в XIV веке в Киево-Печерском монастыре. Он наложил на себя обет безмолвия, открывая уста только для богослужения и молитвы. Также никакой пищи, приготовляемой на огне, святой не вкушал, а довольствовался травами.
После многих трудов и подвигов мирно скончался и был погребен в Дальней, Феодосиевой пещере Киево-Печерского монастыря.

Тропарь преподобного Евфимия, схимника Печерского
глас 4
Евфимие всечестне, преподобным единоревнителю и Ангелом собеседниче, получивый с ними житием своим чистым и безмолвным вечная благая, молися Господеви присно о всех нас, да и мы тех же благ сподобимся.

Кондак преподобного Евфимия, схимника Печерского
глас 4
Яко приял еси схиму, бысть выну тих и молчалив, преподобне, никогдаже бо ни с ким, разве молитв ко Господу, ничесоже глаголал еси, и пищи, разве зелия сурова, никоея же вкушал еси. Тем обрет днесь пищу неиждившую на небеси, Евфимие, моли и нам тояжде причаститися.

Мученики Васс, Евсевий, Евтихий и Василид



Святые мученики Васс, Евсевий, Евтихий и Василид пострадали в царствование Диоклетиана. Сначала они служили при царском дворе, были богаты и принадлежали к членам царского синклита. Увидев страдание святого священномученика Феопемпта, епископа Никомидийского , они уверовали в Христа и приняли святое крещение. Вследствие сего они были приведены к нечестивому царю для мучений и приняли мученическую смерть с пятью своими рабами. Святой Васс был закопан до половины тела в ров и, изрубленный по всему телу, предал дух свой Богу. Святой Евсевий повешен вниз головою и рассечен на части. Святой Евтихий был связан за руки и ноги и, сильно растянутый между четырьмя столбами, растерзан. Святой Василид был зарезан ножом. И так все они приняли венцы мученические.

Преподобный Евфимий Сянжемский, игумен



(Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские)

Память 20 января, 11 апреля.

Родился в Вологде, монашеский постриг принял в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. Подвизался на реке Сянжеме в конце XV - начале XVI в. Долгое время он проходил послушания в монастыре, а затем поселился на восточном берегу Кубенского озера близ устья реки Кушты. Там, среди непроходимых болот и дремучей чащи, святой построил небольшую келлию, в которой подвизался в полном одиночестве. Через некоторое время к нему пришел преподобный Александр Куштский (+ 1439), оставивший, как и он, Каменный монастырь и поселившийся первоначально на реке Сянжеме. Преподобный Александр упросил преподобного Евфимия обменяться келлиями, так как искал места совершенно безмолвного.

Перейдя на реку Сянжему, преподобный Евфимий не стал отказывать местным жителям в духовных беседах и наставлениях. Туда к нему пришел и преподобный Харитон.
Преподобный Евфимий построил церковь в честь Вознесения Христова и устроил при ней монастырь. В Ростове при святителе архиепископе Дионисии (1418-1425) он получил разрешение на строительство и, очевидно, тогда же получил сан священника и был поставлен игуменом устроенной обители.



(Спасо-Евфимиев Сямженский монастырь, разорен в годы лихолетия)

Оба преподобных были примером для братии и в молитве, и во всех строительных и хозяйственных работах. Они довольствовались такой пищей и одеждой, которую даже братия считали негодной. В храме преподобный Евфимий стоял со страхом и трепетом, и братия часто видели на его лице слезы умиления. Занимаясь рукоделием, преподобный всегда пел псалмы. Скончался преподобный Евфимий около 1465 года, день кончины неизвестен.
Его преемником по игуменству стал его любимый ученик - преподобный Харитон Сянжемский.
Сказание о явлении его мощей написано в XVI веке Вологодским епископом Иоасафом, известным агиографом своего времени.



(Спасо-Евфимиев Сямженский монастырь. Евфимия и Харитона Сямженских храм-часовня - Поповка, урочище - Сямженский район - Вологодская область)

Тропарь Евфимию и Харитону Сянжемским

Пустынное и безмолвное житие ваше постнически препроводивше, / Христов бо крест на рамо вземше / и Того стопам усердно последовавше, / на невидимаго врага мужески ополчистеся, и того козни сокрушисте, / молитвами и слезами, чистотою Богови приближившеся, / преподобнии отцы наши Евфимие и Харитоне. / Яко солнце, осияваете светозарными лучами чудес ваших, / всех нас спасите с верою призывающих вас / и творящих честную вашу память, / и, яко имущии дерзновение ко Спасу, / мир мирови испросите и спастися душам нашим.

Мученики Инна, Пинна и Римма



Святые мученики Инна, Пинна и Римма - родом славяне, из северной Скифии, ученики святого апостола Андрея Первозванного. Они учили о имени Христовом и крестили многих варваров, обратив их к правой вере. За это были схвачены местным князем, который хотел было обольстить их различными соблазнами и лестными обещаниями, но они не склонились на предложенные им почести и за свою твердость веры во Христа были биты без пощады. В то время стояла суровая зима и реки замерзли настолько, что их могли переходить по льду не только люди, но и кони с возами. Князь приказал поставить в лед большие бревна и привязать к ним святых, постепенно опуская их в студеную воду. Когда лед дошел до шеи святых, они, измученные страшной стужей, предали Господу свои блаженные души.

В древнем славянском месяцеслове повествуется, что некоторые христиане похоронили тогда тела их, но потом епископ Гедца вынул их из могилы и, взяв на плечи свои, положил в своей церкви. Спустя семь лет после кончины своей святые мученики явились том же епископу и повелели ему перенести мощи их в местечко, называемое Аликс, в сухое пристанище. (Аликс есть нынешняя Алушта, находящаяся на берегу Черного моря, на северо-восток от Ялты. «Сухое пристанище» означает морскую пристань.)

Тропарь святым мученикам Инне, Пинне и Римме
глас 2
Якоже Первозваннаго ученицы/ первозвани явистеся от словен,/ и братию вашу/ светом Истины просвещающе,/ от безбожнаго свирепаго князя/ лютую кончину прияли есте,/ мразом окованни и ледом удавленни,/ на Дунае реце в Скифстей стране./ Но яко души за други положшии,/ святии Инно, Пинно и Риммо,/ и о нас всемощныя молитвы приносите,/ вся языки словенския/ паки ко Христу обращающе.

Кондак святым мученикам Инне, Пинне и Римме
глас 2
Велия веры исправления:/ льдом окованни, яко на воде упокоения,/ святии Инна, Пинна и Римма радовахуся,/ мучитель же несмысленно яряшеся,/ плоды их винограда тщася погубити,/ но обаче доныне от словенских язык/ святыя гроздия Христос приемлет,/ и первомученик словенских венчает венцы./ Сего ради и мы,/ взращенных вами верных отрочата,/ благодарим и молим вы, святии:/ испросите теплыми молитвами и нам/ в Дусе истины по Бозе ревновати.

Мученик Захария Патрский



из Арты [греч. Ζαχαρίας] († 1782), нмч. Патрский (пам. греч. 20 янв.).

Происходил из окрестностей г. Арта (Эпир), в юном возрасте под влиянием одного из родственников принял ислам. Впоследствии. переселился в г. Патры на Пелопоннесе, где обучился мастерству скорняка. Читая составленную мон. Агапием Ланд(ос)ом кн. «Спасение грешников», он раскаялся в вероотступничестве. От одного из своих друзей-христиан Захария узнал об опытном духовнике и, отправившись к нему ночью, поведал о желании искупить свой грех мученическим подвигом. Священник посоветовал ему провести 40 дней в посте, молитве и чтении душеполезных книг, чтобы Господь либо укрепил его в этом намерении, либо дал знак оставить его; не выдержав пыток и повторно отрекшись от Христа, Захария усугубил бы своей грех.

Захария, следуя совету духовника, затворился в своей мастерской, однако через 20 дней им овладело столь горячее желание пострадать за Христа, что он пришел к духовнику за благословением на мученический подвиг. Священник исповедовал Захарию, воссоединил его с православной Церковью через миропомазание и благословил открыто исповедать Христа. Захария продал мастерскую и раздал деньги беднякам, оставив себе 5 с половиной гроссов и несколько мелких монет, которые он предложил городскому судье, с тем чтобы тот внес его имя в список христиан-налогоплательщиков и принял эти деньги в качестве хараджа. Судья безуспешно пытался отговорить его, т. к. отказ от ислама по закону карался смертной казнью, а затем отослал Захарию к паше, который приказал заключить его в тюрьму и трижды в день подвергать пыткам.

Когда изнемогший от мучений Захария скончался, тюрьма наполнилась благоуханием. Турки бросили тело Захарии в пересохший колодец в квартале Айя-Триада, и ночью христиане увидели над колодцем свет. Мощи новомученика не сохранились.
Житие Захарии включено в состав «Нового Мартирологиона» прп. Никодима Святогорца, служба была составлена в 1969 г. монахом Герасимом Микраяннанитом. Древнейшая известная икона Захарии была написана в 1881 г. по заказу Константия, игуменом монастыря Като-Панагия близ Арты. В 1989-1990 гг. в этом монастыре был воздвигнут крестово-купольный храм неовизантийского стиля во имя Захарии.

Священномученик Павел Рязанский (Добромыслов), пресвитер



Священномученик Павел Добромыслов родился в 1877 году в Рязанской губернии в семье священника. Его дед в качестве полкового священника участвовал в войне с Наполеоном 1812 г. Во время Бородинского сражения он с крестом в поднятой руке шел впереди солдат. За мужество, проявленное в этом бою, отец Григорий Добромыслов получил от Александра I дворянство и удостоился серебряной медали. По словам самого отца Павла, стоять и молиться перед Престолом Божиим было заветною мечтою его юности. Отец жены Павла Николаевича был воспитанником помещика Салтыкова, т. к. еще грудным младенцем был единственным, оставшимся в живых во всей деревне, опустевшей из-за холеры, которая свирепствовала в Тверской губернии во времена Крымской кампании, женившимся впоследствии на крестьянской девушке. Так в жене отца Павла соединились классическое образование с народными традициями и простотой в общении.

Отец Павел Добромыслов окончил Рязанскую Духовную Семинарию и Московскую Духовную Академию. Служил он в Рязани в Николо-Дворянской церкви. До 1917 года преподавал в Рязанской Семинарии.
В 1918 году протоиерея Павла Добромыслова в качестве заложника арестовали красные войска. В доме священника устроили погром. Уничтожили его библиотеку. Жена отца Павла, Клавдия Алексеевна, побежала к одному большевистскому начальнику с просьбой помочь, освободить, походатайствовать, и получила ответ: «Нельзя, ваш муж - человек образованный, владеет несколькими языками, его любят люди, значит, он может повести за собой народ». Вскоре после отступления белых священника освободили. С 1918 года отец Павел служил настоятелем кафедрального Христорождественского собора и Благовещенской церкви в Рязани. В 1925 году он привлекался к суду, однако дело было прекращено. В семье отца Павла было 6 детей, и он одновременно со служением в храме устроился на работу счетоводом. В 1926 году отца Павла приговорили к 3 годам лагерей. Он был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. В 1928 году его приговорили к ссылке в Казахстан.

Семью ссыльного священника объявили «лишенцами», что означало лишение всех гражданских прав, в том числе права устроиться на работу, права регистрации по месту жительства, права делать покупки в магазине. Бывшие прихожане приносили семье ссыльного священника продукты. Отец Павел вернулся из ссылки в начале 1930-х годов. Вскоре его снова арестовали и опять отправили на Соловки. В 1936 году он вернулся и продолжил священническое служение в Рязанской области, в селах Солотча и Гавриловское. В 1938 году священника вновь арестовали и приговорили к 8 годам лагерей. Он был отправлен в Карлаг в Казахстане. Будучи в возрасте 60 лет, он работал в лагере на общих работах. Условия заключения и тяжелый труд оказались для него непосильны, и в 1940 году протоиерей Павел Добромыслов скончался в лагере.

23 мая 1958 года был реабилитирован Рязанским облсудом по 1938 году репрессий, а 18 декабря 1992 года реабилитирован Прокуратурой Рязанской области по 1926 году.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Тропарь
глас 5
Земли Рязанския украшение/ и неусыпный о ней к Богу молитвенниче/ за веру Христову душу свою положив,/ яко мученик и пастырь прославился еси,/ священномучениче Павле,/ пролей теплую молитву ко Господу о нас,/ любовию чтущих тя,/ да спасет души наша.

Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up