01 (14) января 2024 года. Обрезание Господне. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Jan 13, 2024 22:00

Продолжение...

Святитель Афанасий (Волховский/Вольховский), епископ Могилёвский и Полоцкий, Полтавский чудотворец



(Святитель Афанасий (Волховский), Полтавский чудотворец. Прижизненный портрет)

Память 1 января в день кончины (Полтав.), 27 сентября в день прославления (Полтав.) и в Соборе Полтавских святых (Укр.)

В миру Феодор Вохолвский, родился в 1741 году в Полтаве, в семье полтавского протоиерея. Был племянником и воспитанником епископа Тверского, а затем Ростовского Афанасия (Волховского).
Окончил Тверскую духовную семинарию, а в 1765 году - Киевскую академию. Служил священником при Николаевской церкви в родном городе.
После кончины жены 1 октября 1769 года принял монашеский постриг в Болдинском Ильинском монастыре близ Чернигова с именем в честь святителя Афанасия Лубенского, патриарха Цареградского, а также сообразно имени его дяди и покровителя. С 1770 года святитель исполнял разные послушания при Черниговском кафедральном соборе и Свято-Троицком монастыре.
С 1777 года - игумен Кириллова Белозерского монастыря. С 1783 года - игумен приписанного к Новгородскому архиерейскому дому Отенского монастыря.
23 ноября 1783 года определен архимандритом Вяжищского Новгородского монастыря.
13 ноября 1785 года был назначен наместником Новгородского Юрьева монастыря.
30 июля 1788 года был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

5 марта 1795 года по ходатайству князя А. А. Безбородко был перемещен на Могилёвскую и Полоцкую кафедру. Назначение в Могилёв произошло сразу после присоединения Западной Белоруссии к России, в результате которого большое число бывших униатов воссоединилось с Православной Церковью. Возвращение униатов в Православие (призыв к этому содержится в его "Пастырском увещании к униатам"), противостояние римо-католицизму, восстановление церковной жизни православных общин были главными задачами архипастырской деятельности святителя. Во время его пребывания на кафедре были установлены архиерейские службы по храмовым праздникам в приходских церквах и Буйницком монастыре, предпринята попытка укрепления богослужебной дисциплины. При нём были упразднены Могилёвский братский и Шкловский женский монастыри. Особое внимание владыка уделял Могилёвской духовной семинарии, в которой ввёл созданный им метод обучения. 31 октября 1795 года его по распоряжению была создана "контора" для надзора за семинарией.

Многие действия владыки Афанасия, выражавшиеся в излишнем администрировании, недостаточном знании традиций местных православных общин, вызывали недовольство, а подчас и открытые протесты. Ошибки были допущены и при обращении униатов в Православие, в связи с чем случилось выступление униатов в городе Сенно. Действия владыки были причиной жалоб в Санкт-Петербург со стороны могилёвского дворянства. Это способствовало усилению позиций римо-католического клира, обратившего промахи епископа в свою пользу, что, в частности, выражалось в совращении недовольных в римо-католицизм. Все это стало причиной увольнения владыки на покой. Существует также мнение, что отрешение владыки от кафедры явилось следствием интриг со стороны инославного дворянства, занимавшего тогда видное положение в западнорусских землях и имевшего связи с придворными кругами в столице. Наконец, упоминаются доносы с напраслиной на владыку - так, один недостойный дьякон Харкевич написал в Синод донос с обвинениями "в прелюбодеянии, лихоимстве, несоблюдении табельных дней и в других не менее тяжких преступлениях". Указом императора Павла Петровича от 27 августа 1797 года он был отстранён от епархии и направлен в Мгарский Преображенский монастырь без права управления обителью. При этом епископу императорским указом была назначена пенсия.
В 1800 году в состоянии нервного расстройства переехал к родственникам в Полтаву, откуда в обитель уже не возвращался, несмотря на распоряжения Синода. Скончался 1 января 1801 года в Полтаве.



Почитание

В 1882 году будущий Полтавский владыка Иларион (Юшенов), обозревая гробницу святителя Афанасия в Полтаве, обнаружил нетление его тела. Об этом было донесено в Святейший Синод, откуда последовало предписание вынести гроб из усыпальницы, а в склепе устроить церковь, где поставить мощи и там служить панихиды до времени официальной канонизации.
Ввиду многих исцелений и чудес происходящих у святых мощей материалы к канонизации были подготовлены скоро. Имя святителя Афанасия было внесено в готовящийся к изданию Полтавский патерик. По слову одной книги того времени "жизнь этого святителя разрешилась скорбями, вследствие перенесенных им людских напастей и клеветы человеческой, и, вероятно, поэтому он, будучи сам искушён клеветою, может и другим, сущим в скорбях от клеветы и напраслины, помогать данною ему от Бога благодатью". Торжества по случаю прославления планировалось совершить после Собора Русской Церкви 1917 года, однако этому помешал переворот и последовавшая гражданская война.

Погребённые под полом Крестовоздвиженского собора Полтавского монастыря мощи были изъяты в 1923 году и переданы в краеведческий музей как экспонат музея атеизма. Во время немецкой оккупации святыня была возвращена монастырской общине и вновь погребена под полом Крестовоздвиженского собора.



(Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь)

28 мая 2010 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви был причислен к лику местночтимых святых Полтавской епархии как святитель Афанасий, Полтавский чудотворец, с установлением памяти в день его блаженной кончины. 2 июня того же года были обретены его нетленные мощи, которые были положены в усыпальнице Крестовоздвиженского женского монастыря Полтавы.

5 января 2013 Синод Украинской Церкви также установил второй день его местной памяти, 27 сентября, в день прославления.

Священномученик Платон Ревельский (Кульбуш), епископ



Память 1 января, 18 ноября (в Соборе Эстонских святых), в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых.

В миру Павел Петрович Кульбуш, родился 13 июля 1869 г. в деревне Поотси-Кыпу Лифляндской губернии. Его отец, Петр Георгиевич Кульбуш, был псаломщиком и учителем церковно-приходской школы при Аросаарской (Арусаарской) церкви Рижской епархии.
В 1880 г. Павел поступил в Рижское духовное училище, а через четыре года - в семинарию.
В 1890 г. он окончил Рижскую духовную семинарию по первому разряду и, как лучший студент выпуска, был направлен на учебу в Санкт-Петербургскую духовную академию на полное казенное содержание.
В 1894 году окончил академию по первому разряду со степенью кандидата богословия.

5 декабря 1894 г. был рукоположен в сан священника в Петропавловском соборе и определен на должность настоятеля эстонского православного прихода в Петербурге
Богослужения для нового православного эстонского прихода пришлось совершать в подвале Малоколоменской Воскресенской церкви. Начался долгий период сбора средств на постройку своего храма, приходского дома, на устройство эстонской церковно-приходской школы. В этом деле огромную помощь (как моральную, так и материальную) оказал молодому настоятелю протоиерей Иоанн Сергиев (прав. Иоанн Кронштадский).

21 октября 1898 г. на Екатерининском канале (ныне - канал Грибоедова) в доме № 75 была открыта эстонская двухклассная церковно-приходская школа. Ее заведующим, вплоть до своей епископской хиротонии, оставался ее создатель - о. Павел Кульбуш.
5 и 6 января 1903 г. во всех храмах Российской империи был объявлен сбор пожертвований на постройку в Петербурге эстонской православной церкви во имя священномученика Исидора Юрьевского, По ходатайству о. Павла участок земли под храм и приходской дом на Екатерининском канале петербургская городская дума передала эстонскому приходу в дар, а архитектор А.А. Полещук безвозмездно исполнил проекты и эскизы всех построек.
20 апреля 1903 г. состоялось освящение места на постройку церкви, в котором принимал участие о. Иоанн Кронштадтский. 23 сентября 1907 г. был освящен и сам двухэтажный храм, в котором богослужения совершались на эстонском языке.



(Церковь Исидора Юрьевского и Николая Чудотворца - Адмиралтейский район - Санкт-Петербург)

О. Павел был благочинным двенадцати эстонских приходов Санкт-Петербургской епархии. Ему неоднократно предлагались архиерейские кафедры в разных епархиях, но он всегда отказывался, желая служить эстонскому народу, из которого происходил.
8 августа 1917 г. в Юрьеве (Тарту) состоялось собрание Рижской епархии, выбиравшее представителей на Всероссийский поместный собор. На этом собрании было выдвинуто предложение об образовании в епархии Ревельского викариатства, в состав которого вошли бы все эстонские приходы, а кандидатом на епископскую кафедру был назван о. Павел Кульбуш. Это предложение встретило полное одобрение Собора и избранного на нем патриарха Тихона, лично знавшего протоиерея Павла. Вот отзыв святителя Тихона: "Никому не удастся в наше темное время правителей-безбожников заставить его [о. Павла] отступить от веры".
Он принял монашеский постриг с именем Платона.

31 декабря 1917 г. был хиротонисан во епископа Ревельского в Александро-Невском соборе в Ревеле (Таллине) митрополитом Вениамином Санкт-Петербургским и викарием Санкт-Петербургской епархии епископом Лужским Артемием.
Епископу Платону сразу же поручили временное управление всей Рижской епархией. Он ревностно принялся за восстановление приходской жизни, пришедшей в расстройство за время революционной смуты. Время было страшное: грабежи, насилия, убийства вносили в жизнь ужас и отчаяние, люди не были уверены в завтрашнем дне и нуждались в духовном ободрении и утешении.

Продолжалась Первая мировая война. Прибалтика была оккупирована немецкими войсками. Оккупационные власти препятствовали епископу Платону объезжать приходы, невозможным стал и проезд по железной дороге. В сопровождении свиты из трех человек, частью на лошадях, частью пешком, владыка посетил большую часть своих приходов в Эстонии и в Латвии, "где, - по свидетельству очевидцев, - его проникновенное богослужение и захватывающие проповеди вносили бодрящую струю в сердца пасомых". Епископ твердо защищал интересы вверенной ему епархии перед лицом оккупационной власти.
Хотя в ноябре 1918 г. он заболел гриппом-испанкой в тяжелой форме, с осложнением (крупозным воспалением легких), вокруг больного архиерея образовался экуменический кружок; с ним приходили советоваться не только православные, но и инославные и даже нехристиане.

22 декабря 1918 г. городом Тарту завладели большевики.
2 января 1919 г. епископ Платон был арестован прямо на улице и вместе с другими жителями города (всего за 24 дня большевистской диктатуры было арестовано свыше 500 человек) заключен в помещение Кредитного банка (ул. Компании, 5). В превращенном в тюрьму здании заключенные содержались в очень тяжелых условиях, а особым издевательствам и унижениям подвергался еще не оправившийся от болезни владыка Платон.
В ночь с 14 на 15 января 1919 года Тарту был отбит натиском белых войск. Но, отступая, красные эстонские комиссары Кулль, Рятсепп и Оттер, наскоро отобрав 20 человек из заключенных - в их числе владыку Платона, протоиереев Михаила Блейве и Николая Бежаницкого, - отвели их в подвальное помещение и зверски убили. Тела некоторых убитых были изуродованы до неузнаваемости. Тело епископа Платона носило на себе следы 7 штыковых и 4 огнестрельных ран, причем одна из них - от разрывной пули прямо в правый глаз, затылок был пробит прикладом винтовки. Его опознали только по спрятанной на груди панагии.



Отпевание мучеников было совершено 18 января 1919 г. в Успенском соборе г. Юрьева; 31 января тело епископа Платона было перевезено в Ревель. 9 февраля владыка был погребен в левом приделе того самого Спасо-Преображенского собора, где почти за год перед этим состоялась его первая архиерейская служба.
В 1929 г. во дворе собора был установлен бюст епископа Платона, а 17 - 18 февраля 1931 г. состоялось торжественное освящение мраморного саркофага над его могилой, сооруженного на средства, ассигнованные эстонским правительством и собранные путем пожертвований.
В августе 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве епископ Платон был причислен к лику новомучеников российских.

Тропарь священномученику Платону
глас 4
Отечество твое оставил еси, и народу своему в рассеянии сущему послужити восхотел еси, храм в столице эстам православным воздвигл еси, последи же первым епископом земли твоея поставлен бысть, мученичеством ризы твоя архиерейския украсил еси, явив твердую и непоколебимую любовь ко Христу Богу нашему, Егоже моли спасти души наша.

Кондак
глас 3
Ведый твое измлада благое изволение Всеведец Бог, приведе тя во град стольный святыя Руси, воспита в тебе велию и чистую любовь к Церкви Христовой, в годину лютых гонений вручи тебе всю паству земли Прибалтийския, ейже до пролития крове служил еси, священномучениче Платоне, поминай насъ верою чтущих тя.

Священномученики Михаил Блейве, Николай Бежаницкий, пресвитеры



Будущий священномученик Михаил Иванович Блейве родился 29 октября 1873 года в селе Оллустфере Феллинского уезда Лифляндской губернии в семье псаломщика Иоанна Блейве. Первоначальное образование Михаил получил в Рижском духовном училище. В 1894 году он окончил Рижскую Духовную семинарию и стал служить псаломщиком в Иоанно-Предтеченской церкви в Риге, одновременно он был певчим в архиерейском хоре. 2 января 1900 года Михаил Иванович был рукоположен во священника к Гарьельской церкви Верроского благочиния.

20 февраля 1908 года отец Михаил был переведен служить в Ниггенскую церковь. 7 декабря 1910 года священник был назначен благочинным Юрьевского первого округа. В 1915 году он был назначен священником к Рингенской церкви, а в 1916-м - третьим священником в Успенский собор в городе Юрьеве.

Город Юрьев оказался в то время в прифронтовой полосе, сюда были переведены из Риги многие правительственные учреждения, через город шли на фронт войска из России, здесь скапливалось большое количество беженцев, много было людей обездоленных, которым отец Михаил старался помочь. В 1917 году император Николай II отрекся от престола, и начался повсеместный развал страны и фронта.

В начале 1918 года в Юрьев прибыл епископ Платон (Кульбуш), который много потрудился в деле укрепления веры и просвещения православных эстонцев. 7(20) июня 1918 года епископ Платон по ходатайству приходского совета назначил отца Михаила настоятелем Успенского собора и возвел его в сан протоиерея. Успенский собор стал центром русской духовной жизни в Юрьеве. По благословению епископа Платона было положено начало воскресным чтениям, которые проходили каждое воскресенье после вечернего богослужения.

В июле 1918 года отец Михаил писал одному из своих ближайших помощников: «Жизнь наша течет своим обычным порядком, при тех же стеснениях... Положение наше печально, но не безнадежно. Верим, что все изменится, и этой верою живем».

В декабре 1918 года Юрьев захватили большевики. Начались повальные обыски и аресты. Был арестован епископ Платон; этот арест весьма опечалил отца Михаила, и все помыслы его обратились к тому, чтобы освободить владыку.

Домашние уговаривали его скрыться, уходить из дома, хотя бы на ночное время, но он эти предложения с возмущением отверг. Вскоре власти арестовали его.

Протоиерей Михаил Блейве принял мученическую кончину вместе с епископом Платоном - 14 января 1919 года.

Священномученик Николай родился 14 декабря 1859 года в Лифляндской губернии в семье священника Стефана Бежаницкого. Николай Степанович окончил Рижскую Духовную семинарию и женился на дочери священника Ярославской епархии Иоанна Казаринова Марии. Был рукоположен во священника ко храму в Перновском* уезде, затем служил в храме в городе Феллин и в Георгиевском храме в городе Юрьеве. Возведен в сан протоиерея.

Во время революционных беспорядков 1905 года, когда по стране прокатилась волна кровавого террора, организованного революционерами, и многие из вдохновителей и участников беспорядков были арестованы, а некоторые приговорены к расстрелу, отец Николай стал добиваться изменения их участи, и для четырех приговоренных к расстрелу смертная казнь была отменена.

Относительно облегчения участи других арестованных отец Николай обратился за помощью к епископу Рижскому и Митавскому Агафангелу (Преображенскому), и тот со своей стороны оказал необходимое содействие.

После захвата власти в Эстонии большевиками протоиерей Николай был арестован вместе с епископом Ревельским Платоном (Кульбушем) и 14 января 1919 года принял мученическую кончину от рук безбожных революционеров.

Тропарь сщмчч. Николаю и Михаилу, пресвитерам Юрьевским
глас 4
Новых угодников Юрьевстих,/ священномучеников Николая и Михаила,/ ныне на небесех со Христом царствующих,/ ни скорбь, ни теснота, ни гонения,/ ни высота, ни глубина, ниже смерть и живот/ от любве Божия разлучити возмогоша./ Сего ради во умилении сердец наших возопиим:/ поминайте нас, чтущих святую память вашу.

Священномученики Александр (Трапицын), архиепископ, Иоанн Смирнов, Александр Иванов, Иоанн Сульдин, Александр Органов, Вячеслав Инфантов, Василий Витевский, Иаков Алферов, пресвитеры



(священномученик Александл (Трапицын), епископ)

В миру Трапицын Александр Иванович, родился 29 августа 1862 года в селе Волма Вятского уезда Вятской губернии, в семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии. У родителей было восемь сыновей, трое из них стали священниками и один епископом.
Первоначальное образование Александр получил в Вятском духовном училище, среднее - в Вятской духовной семинарии. По окончании в 1884 году курса семинарии он, как один из лучших ее воспитанников, был послан для продолжения образования в Казанскую духовную академию, где обучался на казенный счет.
По окончании в 1888 г. Казанской духовной академии со степенью канд. богословия за сочинение на тему «Постановления против симонии в Греко-Восточной и Русской Церкви» получил назначение на должность надзирателя в Вятское духовное училище.

В том же 1888 году он женился и 23 февраля 1889 г. рукоположен в сан диакона в кафедральном Всехсвятском соборе Вятки, 26 февраля - во священника к Всехсвятской церкви города Вятки и назначен преподавателем Закона Божия и церковной истории в епархиальное женское училище. Кроме того он состоял членом комитета школы приготовления псаломщиков, цензором проповедей и сочинений религиозно-нравственного содержания и в 1892-1897 годах - депутатом от духовного ведомства на собраниях Вятской городской думы.

В марте 1892 года у отца Александра родился сын, а в июле того же года он лишился супруги.
С 1893 г. служил законоучителем вятского Александровского реального училища.
В 1894 г. совершил продолжительное посещение Святой Земли, описанное в ряде очерков, опубликованных в "Вятских епархиальных ведомостях".
27 мая 1896 г. введен в состав епархиального училищного совета.

В июне 1897 года он был избран членом Совета епархиального женского училища, а в сентябре того же года переведен инспектором в Вятскую духовную семинарию.
26 февраля 1900 г. был пострижен в монашество еп. Вятским и Слободским Алексием (Опоцким). Новопостриженному было оставлено прежнее имя - Александр.
Вскоре после пострига был назначен исполняющим должность ректора Вятской духовной семинарии.
В начале 1900 года была проведена ревизия Калужской духовной семинарии, которую возглавил епископ Нарвский Никон (Софийский); она обнаружила много недостатков в управлении епархией, а также и в управлении Калужской духовной семинарией, которые привели к беспорядкам среди учащихся и неподчинению их начальству. В результате ревизии Святейший Синод уволил ректора семинарии, около сорока лет пробывшего в этой должности, в заштат и поставил на вид дурное поведение учащимся семинарии, но строгие меры к ним не были применены и дано было время на исправление.
28 июля 1901 г. назначен ректором Калужской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
12 декабря 1904 г. хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии.
В ноябре 1905 года был назначен на должность председателя Владимирского епархиального училищного совета.
С 23 ноября 1907 г. - епископ Юрьевский, первый викарий Владимирской епархии.
Сотрудничал с еп. Никоном (Рождественским) во Владимирском отделе Палестинского православного общества и в Миссионерском обшестве.
С 29 мая 1912 по 1921 г. - епископ Вологодский и Тотемский.

В годы первой мировой войны организовывал сбор пожертвований на военные нужды, помощь вдовам и сиротам, отряды братьев милосердия, действовавших на передовой. Участвовал во Всероссийском съезде представителей от монастырей 1917 г. с правом решающего голоса и Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг. Принял деятельное участие как в общих заседаниях Собора, так и в работе отделов - по церковной дисциплине, по церковному суду, по монастырям и по монашествующим, по правовому и имущественному положению духовенства, по благоустройству прихода.
В 1919 году протестовал против осквернения и изъятия властями мощей прп. Феодосия Тотемского.
В 1921 г. участвовал в диспуте с революционером Ветошкиным в начале кампании по ликвидации святых мощей.
По некоторым сведениям, ушел от управления от управления епархией за штат.
В 1923 г. был арестован по обвинению в "связи с монашеством и к/р агитации" и приговорен к 6 месяцам принудительных работ.
После освобождения назначен епископом Ульяновским (Симбирским), в 1928 г.- епископом Крымским.
В августе 1928 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Самарскую кафедру.

В начале 1930-х годов, в Самарской обл. закрыли многие храмы и произвели массовые аресты среди духовенства. Видя, что могут арестовать всех священнослужителей и некому будет совершать таинства, архиепископ Александр стал рукополагать священников из среды благочестивых мирян. Некоторым из них он советовал устроить у себя в доме церковь, заранее собрав для этой цели иконы и все необходимое для совершения богослужений.
Когда среди епархиального духовенства возникло разномыслие относительно Декларации митрополита Сергия, благодаря его огромному авторитету в епархии удалось избежать смятения.

В августе 1933 г. арестован ОГПУ в числе 10 священнослужителей и мирян Самары и обвинен как "руководитель к/р группы церковников, руководил нелегальными сборищами в своем доме, на которых давал а/с установки". Ввиду возраста на время проведения следствия ОГПУ оставило его на свободе, взяв подписку о невыезде.
Из обвинительного заключения:
"Вел проповедническую работу в а/с духе, обрабатывал религиозных фанатиков для принятия ими сана попов. Вел антисоветскую агитацию среди крестьян, приезжавших к нему из деревни для подыскания попов".
Виновным себя не признал, 29 октября 1933 года приговорен к 3 годам ссылки на Урал. По нек. сведениям был сослан на строительство канала Волга-Москва.
После возвращения из ссылки поселился ненадолго в Симбирске, а потом переехал в Самару, где служил в Петропавловской церкви.
5 февраля 1935 года был назначен архиепископом Пугачевским.



(Церковь Петра и Павла - Самара)

29 ноября 1937 г. снова арестован в Куйбышеве и обвинен "участии в подпольной контрреволюционной церковно-сектантской организации и организации террористических групп", виновным себя не признал. Одновременно с архиепископом Александром было арестовано 23 священника и двое мирян. Свободных мест в следственной тюрьме не было, и подследственных содержали в бараках исправительно-трудовой колонии. Некоторые из арестованных, несмотря на все усилия следователей принудить их к лжесвидетельству, держались мужественно, не оговорили ни себя, ни других и приняли мученическую кончину.

13 декабря 1937 года следователь допросил владыку.

- Вы арестованы за активное участие в подпольной контрреволюционной церковно-сектантской организации. Дайте по этому вопросу подробные показания.
- Я не принимал участия в подпольной контрреволюционной церковно-сектантской организации.
- Вы говорите неправду, у следствия имеются материалы, устанавливающие ваше активное участие в указанной организации. Вы были связаны с врачом Иваном Семеновичем Котовым, которого вовлекли в «тайное общество духовенства». С ним вы вели переговоры о рукоположении его в тайные священники с целью проникнуть в дома интеллигенции и верующих.
- С Котовым у меня связи не было, я его знал как верующего врача, посещающего церковь, в которой бывал и я.
- Вы отрицаете активное участие в контрреволюционной... организации и работу с Котовым по подготовке его в тайные священники? У следствия имеется материал, подтверждающий это. Я вам зачитаю выдержки по этим вопросам.

Следователь зачитал лжесвидетельства, выслушав которые, архиепископ ответил:

- Участие в контрреволюционной организации, а также работу с врачом Котовым по зачитанным вами выдержкам я отрицаю.

Из обвинительного заключения:

"Объединил в Куйбышеве всех безместных попов, главным образом прибывших из ссылок. Этим попам создавал авторитет среди верующих, "страдальцев за веру", что использовалось для антисоветской повстанческой и контрреволюционной фашистской агитации. Сам лично вел погромно-повстанческую агитацию".

21 декабря 1937 г. тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу.
Расстрелян 14 января 1938 года, похоронен в общей могиле в Куйбышеве.
Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г..

Одновременно с архиепископом Александром было арестовано двадцать три священника и двое мирян. Некоторые из арестованных, несмотря на все усилия следователей принудить их к лжесвидетельству, держались мужественно, не оговорили ни себя, ни других и приняли мученическую кончину.
Священномученик Иоанн (Сульдин) родился в 1880 году в городе Ардатове в семье крестьянина Иосифа Сульдина. После окончания семинарии он был рукоположен в сан священника и служил в городе Сызрани. В 1931 году отец Иоанн был арестован и приговорен к трем годам заключения в концлагерь. После отбытия заключения в 1933 году он снова был арестован и приговорен к трем годам ссылки в Северный край. Из ссылки отец Иоанн приехал в Самару. 30 ноября 1937 года он был арестован.

Священномученик Иоанн (Смирнов) родился в 1873 году в селе Новые Рачейки Самарской губернии в семье священника. Окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника; служил в храмах Самарской епархии. Во время гонения на Русскую Православную Церковь в 1937 году отец Иоанн был арестован и заключен вместе с архиепископом Александром и другими священниками в исправительно-трудовой лагерь.

Священномученик Александр (Органов) родился в 1873 году в селе Туарин Самарской губернии в семье диакона Александра Органова. С 1894 по 1898 год Александр Александрович служил в 1-й дивизии 1-го Преображенского полка рядовым, а затем был назначен ротным писарем. Выйдя в отставку, он стал служить в храме псаломщиком, и в самый разгар послереволюционных гонений принял сан священника и затем служил в храмах Самарской епархии до ареста в 1937 году.

Священномученик Трофим (Мячин) родился в 1888 году в селе Брыковка Саратовской губернии в крестьянской семье. Образование получил в Духовной семинарии и был рукоположен в сан священника. В 1933 году власти арестовали его, и он был приговорен к трем годам заключения в концлагерь. В 1936 году отец Трофим был освобожден, а через год при усилении гонений на Церковь вновь арестован.

Священномученик Александр (Иванов) родился в 1866 году в Самарской губернии в семье священника. Окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Служил в храмах Самарской епархии. С 1909 по 1930 год отец Александр служил в храме села Кривая Лука. В 1930 году власти арестовали священника и обвинили в контрреволюционной деятельности, заключавшейся в том, что он будто бы противодействовал устроению колхозов, но отец Александр все эти обвинения, как ложные, отверг. Несмотря на это, он был приговорен к пяти годам ссылки в Северный край.
После двух лет пребывания в ссылке здоровье священника расстроилось настолько, что он не в силах стал выполнять определенную для него рабочую норму; перестал получать продуктовый паек и от голода все сильнее слабел. Видя, что ему грозит голодная смерть, он решил бежать из ссылки на родину. В июле 1933 года отец Александр купил билет и сел на поезд. Из документов у него была только выписка из метрической книги о рождении, но всё же он благополучно добрался до Самары. В 1937 году НКВД снова арестовал отца Александра.

Священномученик Вячеслав (Инфантов) родился в 1883 году в семье писаря Александра Инфантова. Учился в Духовной семинарии, по окончании которой был рукоположен в сан священника. В 1930 году власти арестовали его и продержали около полугода в Самарской тюрьме. В 1937 году он вновь был арестован.



Священномученик Василий (Витевский) родился в 1873 году в селе Н.-Бинарадка Самарской губернии в семье священника. Окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Служил в храмах Самарской епархии. В 1929 году власти арестовали отца Василия и приговорили к трем годам ссылки в город Саратов, где он в 1931 году снова был арестован и приговорен к десяти годам заключения в концлагерь. Незадолго до 1937 года отец Василий был освобожден и вернулся в Самару, здесь 30 ноября 1937 года он был вновь арестован.

Священномученик Иаков (Алферов) родился в 1878 году в селе Шламка Самарской губернии в крестьянской семье. До революции Яков Иванович преподавал в школе; после революции, когда начались гонения на Церковь, принял сан священника и служил в храмах Самарской епархии. В 1930 году власти арестовали священника, приговорили к трем годам заключения в концлагерь и отправили на каторжные работы на Беломорско-Балтийский канал. В 1933 году отец Иаков вернулся на родину. При усилении гонений в 1937 году он был вновь арестован.

Архиепископ Александр был обвинен в том, что «объединил в Куйбышеве всех безместных попов, главным образом прибывших из ссылок. Этим попам создавал авторитет среди верующих... "страдальцев за веру", что использовалось для антисоветской повстанческой и контрреволюционной фашистской агитации. Сам лично вел погромно-повстанческую агитацию...»
Ни владыка Александр, ни вернувшиеся из ссылок и концлагерей священники, арестованные вместе с ним, не признали себя виновными и отвергли все обвинения. 21 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила их к расстрелу.

Архиепископ Александр (Трапицын), священники Иоанн Сульдин, Иоанн Смирнов, Александр Органов, Трофим Мячин, Александр Иванов были расстреляны 14 января 1938 года. Из-за массовости расстрелов остальные приговоренные к расстрелу священники попали в следующую группу. Священники Вячеслав Инфантов, Василий Витевский и Иаков Алферов были расстреляны 8 февраля 1938 года. Все расстрелянные священномученики были погребены в общей безвестной могиле.

Канонизированы Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г..

Тропарь
глас 6
Священномучениче Александре, безбожную крепость твердым борением низложил еси и вознесл еси веру Православную, злочестивое служение уничижил еси и дерзновенно Христа Бога проповедал еси и ныне неустанно молися за град Самару и вся волжския страны, даровати нам мир и велию милость.

Преподобномученик Иеремия (Леонов), монах

Память 1 января, в Соборах Валаамских и Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

В миру Иван Михайлович Леонов, родился 1 января 1876 года в селе Гаврипольскоv (или Гаврилопольском) Зарайского уезда Курляндской губернии
Окончил Виленское техническое училище и монастырскую богословскую школу и 12 февраля 1908 года поступил в Валаамский монастырь.
2 июня 1910 года был зачислен в послушники, 4 августа 1912 года пострижен в монашество с именем Иеремия. Послушание проходил в слесарной мастерской и был некоторое время ее смотрителем.

С 1917 года находился в отпуске в Центральной России. В 1918 году был убит большевиками.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up