Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 27-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост
Свт. Амфилохия, епископа Иконийского (после 394); свт. Григория, епископа Акрагантийского (VI-VII); блгв. вел. кн. Александра Невского (в схиме Алексия) (1263); свт. Митрофана (в схиме Макария), епископа Воронежского (1703).
Свт. Елена, еп. Тарсийского (269); мчч. Сисиния, епископа Кизического (III), и Феодора Антиохийского (IV); прп. Исхирона Скитского, еп. (V); прп. Коломбана, игум. Люксёйского, Боббийского (615) (Кельт. и Брит.); прп. Трудо, игум. Зиркингенского (ок. 693-695) (Нидерл.); свт. Дионисия Мудрого, патр. Константинопольского (1492) (Греч.).
Сщмч. Филиппа (Распопова), пресвитера (1919; РПЦЗ); прмч. Серафима (Тьевара), монаха (1931); исп. Иоанна Васильева (1932); сщмчч. Бориса (Воскобойникова), еп. Ивановского, Елеазара (Спиридонова) и мч. Александра (Уксусова) (1937); сщмч. Григория (Перадзе) (1942; Груз., Польск.).
Святые дня, молите Бога о нас!
Святитель Амфилохий Иконийский, епископ
Амфилохий (+ после 394), епископ Иконийский, святитель. Двоюродный брат или дядя святого Григория Богослова, близкий друг святого Василия Великого, их ученик, последователь и единомышленник.
Основными источниками для жизнеописания святителя являются письма Василия Великого (подробности о пастырской деятельности) и Григория Богослова (о семье, обучении, светской деятельности до посвящения в сан епископа).
Родился в Кесарии Каппадокийской. С некоторой долей вероятности рождение святителя относят к 340-343 годам. Отца звали Амфилохием, мать - Ливией.
Был отправлен на воспитание в Антиохию к ритору Ливанию. Получил блестящее образование.
После окончания учебы отправился к Константинополь, чтобы заняться адвокатской деятельностью, куда прибыл в 364 году. Семь лет успешно служил в качестве адвоката.
В 370-371 годах одно непредусмотрительное дело принесло ему неприятности, его самого обвинили в денежных махинациях.
Ложь, клевета и зависть показали Амфилохию суетность мирской жизни, и, под влиянием Григория Богослова, он решил оставить светскую карьеру и удалился в пустынное местечко Озизала, где находилось имение его отца.
После знакомства и общения с Василием Великим стал сторонником общежительного устава, но остался жить с отцом в Озизале.
В 373 году, при деятельном участии Василия Великого, произошло избрание Амфилохия на Иконийскую кафедру.
По преданию, ангелы Господни трижды являлись в видениях святому Амфилохию, призывая его идти в Иконию на святительский подвиг. Истинность этих видений была подтверждена тем, что ангел, явившийся в третий раз, вместе со святым воспел ангельскую песнь: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф". Небесный посланник повел святого в ближайший храм, где собор ангелов рукоположил Амфилохия во епископа.
Святитель, возвращаясь в свою келлию, встретил семь епископов, которые разыскивали его, по повелению Божию, чтобы поставить архипастырем Иконии. Святитель Амфилохий рассказал им, что уже рукоположен ангелами.
После хиротонии уделял особое внимание своему богословскому образованию, а также активно занимался организацией высшего церковного управления и установлением общих дисциплинарных норм в своей епархии.
Весной 374 года отправился в Кесарию к Василию Великому и пробыл там довольно продолжительное время.
В церковно-политической жизни святитель Амфилохий поддерживал Василия Великого и содействовал ему в достижении единства между различными богословскими партиями, которые существовали в Церкви в то время. Профессор И.В. Попов замечает, что святитель Амфилохий был для Василия Великого большой поддержкой, которую он не находил ни в Григории Богослове, ни в Григории Нисском.
В конце 376 года, по инициативе Василия Великого, организовал в Иконии собор, на котором обсуждался вопрос о Божестве Святого Духа. Собор составил послание епископам соседней епархии, носящее выраженный антиарианский характер и осуждающее тех, кто не исповедует Святого Духа равночестным с Отцом и Сыном.
В 381 году участвовал в работе Второго Вселенского Собора, о чем сохранилось сообщение: в эдикте императора Феодосия от 30 июля 381 года святителю Амфилохию Иконийскому поручалась важная миссия - наблюдение за чистотой Православия епископов Малой Азии.
В 383 году святитель Амфилохий, желая найти поддержку у православного императора Феодосия, в борьбе с арианами, попросил его издать закон, ограничивающий деятельность еретиков. Но император посчитал эту меру слишком жесткой и отказал святителю. Тогда святой отец решился на довольно смелый поступок. Он пришел на прием во дворец, но, воздавая честь императору, не почтил его сына Аркадия, который к тому времени был уже соправителем и имел царский титул. Это вызвало гнев царя, и он велел "с бесчестием выгнать старца", на что святитель Амфилохий резонно заметил:
"Видишь, государь, как несносно для тебя бесчестие сына... Поверь же, что и Бог всяческих отвращается от тех, которые хулят Сына Его Единородного".
После этого император приказал издать закон, запрещающий еретикам проводить религиозные собрания.
Около 390 года председательствовал на соборе против мессалиан в городе Сиде (Памфилия). Блаженный Феодорит сообщает, что святитель Амфилохий составил специальную книгу, не сохранившуюся до наших дней, в которой точнее всех изложил суть ереси мессалианства на основании слов самих еретиков.
В 394 году участвовал в Константинопольском Соборе.
Много лет пас святитель Амфилохий вверенную ему Господом Иконийскую паству. Молитва праведника была настолько дерзновенна, что он мог испрашивать у Господа исцеления душевных и телесных недугов своих пасомых. Мудрый архипастырь, обладавший даром писателя и проповедника, неустанно учил пасомых благочестию.
Год смерти святителя точно не известен и определяется приблизительно из сопоставления времени проведения Константинопольского Собора и даты низложения святителя Иоанн Златоуста - 403-404 годы. Поскольку святитель Амфилохий был знаком с Олимпиадой, духовной дочерью святого Иоанна Златоуста, то его имя, скорее всего упоминалось бы в связи с этим громким событием в истории Константинопольской кафедры. Но таких свидетельств нет, из чего можно заключить, что к началу V века святителя Амфилохия Иконийского уже не было в живых.
Тропарь святителей Амфилохия и Григория
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.
Святитель Григорий Акрагантийский, епископ
Святитель Григорий, епископ Акрагантийский, родился на острове Сицилия, в селении Претория, недалеко от города Акраганта, от благочестивых Харитона и Феодотии. Восприемником младенца Григория при Крещении был епископ Акрагантийский Патамион. К десяти годам мальчик, отданный на обучение, овладел грамотой, умел читать, петь церковные песнопения. В 12-летнем возрасте святой Григорий был поставлен в клирики. Духовное руководство над ним было поручено архидиакону Донату. Святой Григорий прослужил при церкви Акрагантийской 10 лет. Однажды Ангел Господень явился святому юноше, имевшему горячее желание посетить Иерусалим, и сказал, что Бог благословил его намерение.
В Иерусалиме святой Григорий был представлен Патриарху Макарию (563 - 574), который оставил благочестивого юношу для служения в своем кафедральном соборе, рукоположив его во диакона. Душа святого Григория жаждала иноческого подвига, и Патриарх, благословив, отпустил его в монастырь на Елеонскую гору. Через год святой Григорий ушел из обители к старцу-пустыннику, который в течение четырех лет учил его духовной мудрости, смирению и правилам иноческой жизни. Подвижник, провидя в святом Григории будущего великого светильника Церкви, благословил его покинуть затвор.
Оставив старца, святой Григорий пробыл некоторое время в Иерусалиме, а затем отправился в Константинополь, где его с любовью приняла братия монастыря во имя святых мучеников Сергия и Вакха. Выдающиеся подвижнические труды инока Григория, его духовный опыт и богословские познания обратили на себя внимание Патриарха Константинопольского Евтихия (552 - 565), по настоянию которого святой участвовал в деяниях Пятого Вселенского Собора (553). По окончании Собора святой Григорий отправился в Рим, чтобы там поклониться гробницам святых апостолов Петра и Павла.
В то время скончался епископ Акрагантийский. Старейшие клирики и именитые граждане Акраганта прибыли в Рим с просьбой к папе определить преемника на их кафедру из тех кандидатов, которые были ему представлены. Однако папа отклонил их предложения и, по внушению свыше, призвал на епископское служение святого Григория.
Несколько лет святитель Григорий мирно управлял врученной ему от Бога паствой, был защитником обездоленных, мудрым проповедником, чудотворцем-целителем. И в архиерейском сане святитель Григорий вел жизнь инока-подвижника, ревностно храня монашеские обеты. Паства любила своего святителя, верила ему. Однако у святого владыки были и недоброжелатели, которые решились его оклеветать. Завистники тайно, когда святой Григорий был в храме, провели в его покои подкупленную блудницу, а затем перед народом, который после Богослужения провожал своего владыку до дверей дома, вывели ее и обвинили святителя Григория в смертном грехе прелюбодеяния. Святого епископа тут же взяли под стражу. Народ пытался защитить владыку, но безуспешно. На суде блудница лжесвидетельствовала против святителя Григория. Как только она произнесла слова клеветы, с ней случился приступ беснования. Тогда судьи обвинили святителя в колдовстве. Святитель Григорий был отправлен на суд к Римскому епископу вместе с доносом о его «преступлениях». Папа, прочитав донос, не пожелал видеть обвиняемого и приказал заключить его в темницу. Безропотно переносил святой свое унижение, пребывая в постоянной молитве. О его молитвенном подвиге и даре чудотворений скоро стало известно в городе и округе. В темницу стали приходить благочестивые римляне, которых заключенный святитель учил праведной жизни, а больным испрашивал у Господа исцеления.
Через два года к папе приехал прозорливый старец, по имени Марк, знавший святого Григория еще юношей. Старец не поверил доносу и упросил папу созвать Собор, чтобы разобрать дело Григория. По приглашению папы на Собор прибыли многие клирики города Акраганта, а также все, оклеветавшие святителя, в том числе и блудница. Из Константинополя прибыли в Рим три епископа и императорский сановник Маркиан. В дороге Маркиан тяжело заболел. По совету многих людей, прежде получивших исцеление молитвами святителя Григория, слуги отнесли умирающего в темницу, где томился чудотворец. По молитвам святого Григория Господь даровал Маркиану исцеление.
На Соборе клеветники пытались отстаивать свое обвинение и, как главное доказательство, представили суду обезумевшую блудницу, утверждая, что Григорий околдовал ее. Святитель, сотворив над ней молитву, изгнал беса. Женщина пришла в себя и открыла Собору всю правду. Клеветники были посрамлены и осуждены. Маркиан хотел даже казнить их, но святой Григорий испросил для них прощение.
Святитель Григорий с почестями вернулся на свою кафедру и, окруженный любовью пасомых, управлял Церковью до своей мирной кончины.
Тропарь святителей Амфилохия и Григория
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.
Благоверный князь Александр Невский (в схиме Алексий)
Память 30 августа, 23 ноября, в Соборах Владимирских, Карельских, Нижегородских, Новгородских, Ростово-Ярославских, Санкт-Петербургских, Тульских, Эстонских святых
Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в старинном русском городе Переславле-Залесском. Отец его - Ярослав (в крещении Феодор) - был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать святого, Феодосия Игоревна, происходила из рязанского княжеского рода. В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, стал княжить в Великом Новгороде, взяв с собой сыновей - Федора и Александра.
(Ярослав III Всеволодович, Великий князь, отец Александра Невского)
Тогда начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли несметные монгольские орды, с запада надвигались многочисленные рыцарские полчища. И в этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра - великого воина, подвижника и строителя земли Русской.
Воспользовавшись нашествием Батыя, крестоносцы вторглись в пределы нашего Отечества. Первыми из них были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Князь Александр, которому к тому времени не было и 20 лет, в те дни долго молился в храме Святой Софии. А архиепископ Спиридон благословил святого и русское воинство на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!»
15 июля князь во главе небольшой дружины двинулся на врага. Надо сказать, что перед этим было чудное предзнаменование: в предрассветное время того же дня воин, стоявший в морском дозоре, видел ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба «в одеждах багряных».
Александр, ободренный таким необычным видением, мужественно повел свое войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал князя Александра «Невским».
Но радоваться было рано: наиболее опасным врагом для Руси оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом князь Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав оттуда крестоносцев. Зимой 1242 года был освобожден Псков, а 5 апреля русское войско, возглавляемое князем, дало Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя Александра Невского прославилось по всей Святой Руси.
(Битва на Чудском озере)
В 1262 году во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов - баскаки. Русь с содроганием ждала татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: чуть позже, сославшись на восстание русских, хан Берке прекратил отсылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее своеобразным заслоном Руси с востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингисхана.
Эта дипломатическая поездка святого князя Александра Невского в Сарай стала четвертой и последней. На обратном пути (в монастыре города Городца) князь-подвижник предал свой дух Господу. Произошло сие событие 14 ноября 1263 года: святой Александр завершил свой многотрудный жизненный путь принятием иноческой схимы с именем Алексий. Княжеское тело несли до стольного града Владимира девять дней, но оно оставалось нетленным.
(Святой благоверный великий князь Александр Невский был похоронен во Владимире в Богородице-Рождественском монастыре)
Святые мощи благоверного князя были открыты - по чудесному видению - в 1380 году, перед Куликовской битвой. Тогда же установилось местное почитание Александра Невского. Общецерковное же прославление святого состоялось на Московском соборе 1547 года, созванном митрополитом Макарием.
30 августа 1721 года Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в Петербург - новую северную столицу России. Святые мощи, вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, 20 сентября были доставлены в Шлиссельбург, где и оставались почти год. 30 августа 1724 года они были торжественно помещены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и поныне. Указом от 2 сентября 1724 года по этому поводу было установлено празднество.
Еще об святом Великом князе Александре Невском можно почитать тут (обретение мощей):
http://filin-dimitry.livejournal.com/248493.html Тропарь благоверного князя Александра Невского
глас 4
Познай свою братию, российский Иосифе,/ не в Египте, но на Небеси царствующий,/ благоверный княже Александре,/ и приими моления их,/ умножая жита людем плодоносием земли твоея,/ грады владычествия твоего ограждая молением// и православным христианом на сопротивныя споборствуя.
Кондак благоверного великого князя Александра Невского
глас 8
Яко звезду тя пресветлу, почитаем, от востока возсиявшую и на запад пришедшую,/ всю бо страну сию чудесы и добротою обогащаеши/ и просвещаеши верою чтущия память твою, Александре блаженне./ Сего ради днесь празднуем твое успение, людие твои сущии:/ моли спасти Отечество твое/ и вся притекающия к раце мощей твоих и верно вопиющия ти:// радуйся, граду нашему утверждение.
Величание
Величаем тя,/ благоверный княже Александре,/ и чтим святое успение твое,/ и ныне молиши за нас// Христа, Бога нашего.
Молитва святому благоверному Александру Невскому
Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя многими беззаконии непотребны себе сотворшия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины сердца тебе взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими молитвами непоколебимы утверди. Ты великое, возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в нейже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российских отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетленным увенчанный, на небесех царствуеши, ходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам. Предстоя же со всеми святыми Престолу Божию, молися о всех православных христианах, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, и благоденствии, и всяком благополучии в должайшая лета, да и присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святитель Митрофан (в схиме Макарий) Воронежский, епископ
Память 7 августа (обретение мощей в 1832 году), 4 сентября (второе обретение мощей в 1989 году), 23 ноября, 19 июля в Соборе трех русских святителей [1]), в Соборах Владимирских, Воронежских, Ивановских, Костромских, Липецких и Старобельских (Укр.) святых
Святитель Митрофан, епископ Воронежский, в миру Михаил, родился 8 ноября 1623 года. В синодике, принадлежавшем святителю, перечень имен начинается с лиц, облеченных в священнический сан, и это дает основание полагать, что он родился в семье потомственных священников. Из Духовного завещания святителя Митрофана известно, что он "родился от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере". До сорокалетнего возраста святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником. Местом пастырской деятельности иерея Михаила было село Сидоровское, расположенное у реки Молохты, притока Тезы, впадающей в Клязьму, недалеко от города Шуи (ныне Владимирская область).
Лишившись супруги, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни в 1663 году. В синодике обители запись рода святителя Митрофана начинается словами: "род черного священника Митрофана Сидоровского". Через три года иноческой жизни иеромонах Митрофан избран во игумена Яхромской Косминой обители. Этим монастырем он управлял 10 лет, проявив себя усердным настоятелем. Его заботами здесь воздвигнут храм в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса.
Патриарх Иоаким (1674 - 1690), узнав о высоком благочестии святого Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимандрита знаменитого в то время Макариево-Унженского монастыря. Там попечением святого был сооружен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней. На Московском Соборе 1681 - 1682 годов в числе мер для борьбы со старообрядческим расколом и в целях улучшения христианского просвещения среди православного населения было решено увеличить число епархий и открыть новые кафедры: Воронежскую, Тамбовскую, Холмогорскую и Великоустюжскую. Святой Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 года посвящен во епископа Воронежского патриархом Иоакимом и шестнадцатью архипастырями.
Начало епископского служения святителя Митрофана совпало с тяжким для Руси временем смут и церковного раскола. По прибытии в Воронеж святитель прежде всего разослал пастырям своей епархии Окружное послание, в котором призывал своих пасомых к нравственному исправлению. "Честные иереи Бога Вышняго! - писал святитель. - Вожди стада Христова! Вы должны иметь светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути. По слову Господа, вы должны быть самым светом: "вы есте свет миру" (Мф. 5, 14)... Христос Спаситель, вручая паству апостолу Своему, трижды сказал ему: паси, как бы внушая тем, что три есть различные образа пасения: слово учения, молитва при пособии Святых Таин и пример жизни. Действуйте и вы всеми тремя способами: подавайте пример доброй жизни, учите людей своих и молитесь о них, укрепляя их Святыми Тайнами; наипаче же неверных просвещайте святым Крещением, а согрешивших приводите к покаянию. Будьте внимательны к болящим, чтобы не отошли от сей жизни без причащения Святых Тайн и помазания святым елеем".
Святитель Митрофан начал архипастырскую деятельность с постройки нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, взамен ветхого деревянного храма. В 1692 году собор с приделами во имя Архистратига Михаила и Святителя Николая был освящен. Во время 20-летнего святительства святителя Митрофана количество храмов в епархии возросло с 182 до 239, было основано 2 монастыря: Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюгский. В существовавших монастырях он заботился об искоренении нестроений и беспорядков и утверждении строгой жизни по иноческому уставу.
(Битюцкий мужской монастырь во имя Троицы Живоначальной. В 1764 году монастырь был ограблен и закрыт в ходе секуляризационной реформы. До 1765 года действовало монастырское подворье в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих радость в городе Павловске. Напоминанием об обители остался Троицкий храм в Верхней Тишанке. )
Первый Воронежский святитель ревностно заботился о нуждах паствы. Он утешал бедных и богатых, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных. Молился святитель не только о живых, но и об усопших христианах, и особенно о воинах, павших за Отечество, вписывая их имена в синодик. Поминая их за проскомидией, святитель Митрофан говорил: "Аще праведна душа, то большей части сподоблена бывает, аще ли грешна, то будет причастница милости Божией".
Известно о большой дружбе святителя Митрофана с святителем Питиримом, епископом Тамбовским (память 28 июля). Они не только поддерживали переписку, но и встречались для духовных бесед. История основания близ Тамбова Трегуляевского Иоанно-Предтеченского монастыря связана с дружбой святителей. 15 сентября 1688 года святитель Митрофан посетил святителя Питирима. Втроем (с ними был священник Василий) они совершили прогулку в места уединенных молитв Тамбовского архипастыря и избрали место для будущей обители.
(святитель Питирим Тамбовский, чудотворец)
Святитель Митрофан, как человек высокого патриотизма, своим нравственным авторитетом, милосердием и молитвами содействовал преобразованиям Петра I, необходимость и цель которых хорошо понимал. При постройке в Воронеже флота для похода на Азов святитель Митрофан убеждал народ всемерно помогать Петру I. Это было особенно важно, ибо многие считали устройство флота делом бесполезным. Святитель не ограничивался только советами царю, но оказывал и материальную поддержку государственной казне, нуждавшейся в деньгах для строительства флота, и отдавал все свои средства, сознавая, что они идут на благо Родины.
Патриотические чувства святителя соединялись в его душе с непоколебимой верой и строгостью православных убеждений, ради которых он не боялся навлечь на себя царский гнев. Так, святитель отказался идти во дворец к Петру I, потому что там стояли статуи языческих богов, и хотя за ослушание царской воли святителю грозила опала, он остался непреклонен. Петр приказал убрать статуи и с того времени проникся еще большим уважением к святителю.
Скончался святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости, приняв перед смертью схиму с именем Макарий. Погребение совершено было 4 декабря. Царь Петр I сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы. Прощаясь, он сказал: "Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди вечная память". Одним из замечательных памятников жизни и деятельности святителя Митрофана является его Духовное завещание. В нем говорится: "Судьбами Божиими дошел я до состарения и ныне изнемогаю естественной моею силою. Сего ради судил я написать сие последнее мое писание... Когда душа моя грешная разрешится от союза плоти, вручаю ее благоутробию Премудрого Бога, ее создавшего, да приимет ее милостиво, как дело рук Своих, а кости грешные предаю матери всех, чая оттуда воскресения мертвых". Далее, обращаясь к пастырям и пасомым, святитель говорит: "Простец согрешивший за одну только свою душу даст ответ Богу, а иереи будут истязаны за многих, как нерадевшие о овцах, с которых собирали млеко и волну (шерсть)... Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность - богат будеши; воздержно пий, мало яждь - здрав будеши; твори благо, бегай злаго - спасен будеши". Память святителю Митрофану установлена в 1832 году.
Еще о святителе Митрофане (об обретении мощей) и о его духовном завещании можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/227292.html Тропарь святителя Митрофана, епископа Воронежского
глас 4
Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога / стране нашей и граду твоему в мире спастися.
Кондак святителя Митрофана, епископа Воронежского
глас 8
Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворив,/ святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства,/ и ныне, всех Владыце предстоя,/ моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.
Священномученик Сисиний, епископ Кизический
Святый мученик Сисиний происходил из города Кизика1. Он претерпел мучения в царствование Диоклетиана от правителя города Александра. За исповедание Христа он был привязан к диким коням, был бит без милосердия, при чем в ноздри ему лили крепкий уксус. Он претерпел и другие многочисленные мучения и совершил среди собрания великие чудеса. После сего ему усекли главу мечем.
______________________
Примечания
1 Кизик - город на одном из полуостровов Пропонтиды, в Греции
Мученик Феодор Антиохийский
Пятнадцатилетний отрок, за исповедание Христа был предан жестоким пыткам при императоре Юлиане Отступнике и правителе Антиохии Салустии. Во время перенесения мощей священномученика Вавилы Антиохийского из близлежащей Дафны в Антиохию святой Феодор запел псалом Давида: "Да постыдятся все служащие истуканам" (Пс 96, 7), за что его схватили и били воловьими жилами. Палачи были поражены тем, что святой радуется во время мучений, а по их прекращении чувствует боль. Они донесли об этом чуде императору, и он приказал отпустить святого. Впоследствии мученик Феодор рассказывал, что когда его пытали, то являлся Ангел и облегчал страдания, а после пыток Ангел уходил, и святой начинал чувствовать боль. Святой мученик Феодор дожил до старости и с миром отошел ко Господу.
Преподобный Колумбан Люксёйский (Columban), игумен Люксёйский и Боббийский
(Святые Комгалл, Галл и Колумбан)
Родился в 543 году в Лейнстере (Ирландия). Получил образование в Бангоре в графстве Даун. Приблизительно в 590 году Колумбан покинул Ирландию вместе с 12 монахами, среди которых были свв. Аттала (Attala) и Галл (Gall), и остановился в горах Восгес. В тех краях он основал монастыри в Люксёе и Фонтане.
Вероятно по причине своих нелицеприятных отзывов об упадке бургундского двора и местного клира, в 603 году он был обвинен собором французских епископов в праздновании Пасхи согласно кельтской традиции, после чего был вынужден обратиться за помощью к папе Григорию I. Во времена короля Теодориха II он был насильственно выдворен из своего монастыря в Люксёе в 610 году, и вместе с Галлом и другими монахами бежал в Швейцарию, где проповедовал алеманнам, языческому германскому народу. Вынужденный скитаться, он отправился в Италию и основал в Боббио монастырь в 612-614 годах.
Скончался 23 ноября 615 года в Боббио.
Житие святого Колумбана было составлено Ионой Боббийским.
Святитель Елен ( ῞Ελενος,), епископ Тарсийский
Сведения о Елене содержатся в «Церковной истории» Евсевия, еп. Кесарийского. Со ссылкой на послание свт. Дионисия Великого, еп. Александрийского, к сщмч. Корнилию, еп. Римскому (251-253), Евсевий пишет, что Елен вместе с Фирмилианом, еп. Кесарии Каппадокийской, и Феоктистом, еп. Кесарии Палестинской, приглашал Дионисия на Собор в Антиохии для противодействия новацианской схизме.
В др. послании, к сщмч. Стефану I, еп. Римскому (254-257), Дионисий Александрийский сообщает о разрыве литургического общения с Еленом, в связи с тем что он, как и Фирмилиан, перекрещивал кающихся еретиков, приходящих в Церковь. Это послание написано после 254 г., когда по данному вопросу начался спор между Стефаном I и сщмч. Киприаном, еп. Карфагенским. Сщмч. Киприан также был сторонником перекрещивания еретиков, в то время как Стефан I считал, что для принятия бывш. еретиков в Церковь достаточен обряд возложения рук.
Елен входит в число первых восточных епископов (наряду с еп. Фирмилианом и со свт. Григорием Чудотворцем, еп. Неокесарийским), выступивших против ереси Павла Самосатского (динамическое монархианство) на Соборе в 264 г. Имя Елена стоит на первом месте в послании участников следующего Собора против Павла Самосатского (268) к св. Дионисию, еп. Римскому (259-268).
В Синаксаре Константнинопольской церкви (кон. X в.) под 23 ноября значится память Елена без сказания о нем. В стишных синаксарях Елену посвящены 2 стиха, как и в славянском стишном Прологе, где он именуется Еллением («Святый Тарсийский Еллений, жрец небесный, / Дерзостно восходи душевно даже и до воздухов»).