17 (30) ноября 2023 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Nov 29, 2023 20:00

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Седмица 26-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост

Свт. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского (ок. 266-270); прп. Никона Радонежского, игумена, ученика прп. Сергия (1426).

150 мучеников-философов обращенных св. Екатериной, в Александрии (305; Алекс.); свв. Захарии Сапожника и Иоанна (VII); мч. Ацискла и мц. Виктории Кордувийских (IV); свт. Григория, еп. Турского (594) и с ним прп. Вульфилаиха, столпника Трирского (ок. 594) (Галл.); прп. Аредия, игум. Лиможского (591; Галл.); прп. Лазаря иконописца, иеромонаха (ок. 857); мч. Гоброна (в крещении Михаила), и с ним 133-х воинов (914) (Груз.); прп. Хильды, игум. Уитбийской (680; Кельт. и Брит.); прп. Геннадия Ватопедского (XV) (Греч.); прп. Севастиана (Дабовича), Джексонского (1940; Серб.); свт. Максима, патриарха Константинопольского (1482; Греч.); прп. Иоанна Сапожника, Олимпийского (перв. пол. X).

Икона Божией Матери: «Елеоточивая (Элеовритисса)».

Святые дня, молите Бога о нас!

Святитель Григорий Чудотворец, епископ



Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, родился в городе Неокесарии (север Малой Азии) в языческой семье. Получив прекрасное образование, он с юности стремился к Истине, но мыслители древности не могли утолить его жажды познания. Истина открылась ему лишь в Святом Евангелии, и юноша стал христианином.

Для продолжения образования святой Григорий отправился в Александрию, знаменитый тогда центр языческой и христианской учености. Любознательное юношество стекалось в Александрийское огласительное училище, где преподавал пресвитер Ориген, знаменитый учитель, обладавший огромной силой ума и глубиной познаний. Святой Григорий стал учеником пресвитера Оригена. Впоследствии святитель так писал о своем наставнике: "Этот человек получил от Бога величайший дар - быть переводчиком слова Бога к людям, разуметь Слово Божие, как Бог Сам его употреблял, и изъяснять его людям, как они могут уразуметь". Восемь лет учился святой Григорий у пресвитера Оригена и принял от него Крещение.

Подвижническая жизнь святого Григория, целомудрие, чистота и нестяжательность вызывали зависть в самоуверенных и грехолюбивых сверстниках - язычниках, и они решили оклеветать святого Григория. Однажды, когда он беседовал с учителями на площади, к нему подошла известная в городе блудница и стала требовать платы за якобы совершённый с нею грех. Сначала святой Григорий кротко возразил ей, что она ошибается, принимая его за кого-то другого. Однако блудница не унималась. Тогда он попросил друга дать ей деньги. Как только блудница взяла в руки неправедную мзду, она тотчас же пала на землю в припадке беснования, а затем призналась в обмане. Святой Григорий совершил над ней молитву, и бес оставил ее.

Вернувшись в Неокесарию, святой отказался от деятельности в миру, к которой его настойчиво склоняли влиятельные сограждане. Он удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое духовное совершенство и благодатные дары прозорливости и пророчества. Святой Григорий полюбил пустынножительство и хотел остаться в уединении до конца своих дней, однако Господь судил иначе.

Епископ Каппадокийского города Амасии, Федим, узнав о подвижнической жизни святого Григория, решил поставить его епископом Неокесарийским. Провидя духом желание владыки Федима, святой стал скрываться от посланцев епископа, которым было поручено разыскать его. Тогда епископ Федим рукоположил святого во епископа Неокесарийского заочно, прося Господа, чтобы Он Сам освятил необычную хиротонию. Святой Григорий воспринял такое чрезвычайное событие как проявление воли Божией и не посмел противиться. Этот эпизод из жизни святого Григория описал святитель Григорий Нисский. Он же сообщает, что высший священный сан святой Григорий Неокесарийский воспринял только после совершения над ним всех положенных священнодействий епископом Редимом Амасийским.

Святой Григорий перед хиротонией, во время которой нужно было произнести Исповедание веры, горячо и усердно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Пресвятой Троице. Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария, сияющая, как солнце, с апостолом Иоанном Богословом, облаченным в архиерейские одежды. По повелению Богородицы, апостол Иоанн научил святого, как достойно и праведно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Святой Григорий записал всё, что открыл ему апостол Иоанн Богослов. Тайноводственный Символ веры, записанный святителем Григорием Неокесарийским, - великое Божественное Откровение в истории Церкви. На нем основано учение о Святой Троице в православном Богословии. В последующем оно было раскрыто святыми отцами Церкви - Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским. Символ святого Григория Неокесарийского был рассмотрен и одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.), подтвердившим его непреходящее значение для Православия.

Став епископом, святитель Григорий направился в Неокесарию. По дороге из Амасии он изгнал бесов из языческого храма, жрец которого обратился ко Христу. Обращенный стал свидетелем еще одного чуда, совершённого святителем, - по его слову сдвинулась с места огромная каменная глыба. Проповедь святителя была деятельной, живой, плодотворной. Он учил, творя Именем Христовым чудеса: исцелял больных, помогал нуждающимся, разрешал ссоры и жалобы. Два брата при дележе наследства не могли договориться об озере, которое было в имении их умершего отца. Каждый из братьев собирал вокруг себя друзей-единомышленников. Готовилось побоище. Святитель Григорий уговорил их отложить окончание спора до следующего дня, а сам всю ночь молился на берегу озера, ставшего причиной раздора. Когда рассвело, все увидели, что предмета спора больше нет, - озеро ушло под землю. Силой молитвы святитель укротил однажды разлив реки, своим жезлом определив границы половодья. Другой раз, при строительстве церкви, он повелел Именем Христовым потесниться горе и освободить место под фундамент.

Когда началось гонение на христиан при императоре Декии (249 - 251), святитель Григорий увел свою паству на отдаленную гору. Один язычник, знавший местопребывание христиан, указал его гонителям. Воины окружили гору. Святитель вышел на открытое место, поднял руки к небу и, повелев своему диакону поступить так же, начал молиться. Воины обыскали всю гору, прошли несколько раз мимо молящихся и, не увидев их, вернулись назад. Они рассказали в городе, что на этой горе спрятаться негде: там никого нет, стоят лишь два дерева недалеко друг от друга. Доносчик был потрясен чудом, раскаялся и стал ревностным христианином.

После прекращения гонений святитель Григорий вернулся в Неокесарию. По его благословению были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за Христа. В то время стало распространяться лжеучение еретика Павла Самосатского (Самосата - город в Сирии). Этот еретик смешивал Сущность Нераздельной Троицы с Сущностью Единого Бога Отца, смущая речами и писаниями умы многих христиан. Ересь Павла Самосатского была осуждена на первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 году. На этом Соборе святитель Григорий занимал первенствующее место.

Своей богоугодной жизнью, проникновенной проповедью, чудотворениями и благодатным управлением паствой святитель неуклонно умножал число обращенных ко Христу. Перед его кончиной († ок. 266 - 270) в городе осталось только 17 язычников. А когда святитель Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский, вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан.

Мощи свт. Григория Чудотворца

Первоначально находились в построенном им храме в Неокесарии. Позже появляются сведения о пребывании их в разных частях христианского мира.
Правая рука и др. частицы мощей свт. Григория Чудотворца находятся в храме Гроба Господня в Иерусалиме, левая рука - в Большом Метеорском монастыре. В Греции частицы мощей Григория Чудотворца хранятся в монастыре вмч. Пантелеимона (Афон), в монастыре первомч. Стефана (Метеоры), в церкви св. Анастасии и в церкви вмч. Георгия (афинский р-н Неа-Иония), в монастыре Агиа-Лавра близ Калавриты, в монастыре равноапостольных Константина и Елены в Каламате, в монастыре Успения Пресв. Богородицы в Кинурии (Пелопоннес), в монастыре Кехровунион (о-в Тинос), в монастыре ап. Иоанна Богослова (о-в Патмос).

В Acta Sanctorum сообщается о перенесении главы свт. Григория Чудотворца в 1587 г. в Лиссабон (Португалия) (возможно, из дер. Сталетти), где она и хранитсяв наст. время в церкви Сан-Роке. Частицы мощей свт. Григория Чудотворца есть также в лиссабонском храме св. Игнатия и в соборе ап. Петра в Риме.

В Москве частицы мощей свт. Григория Чудотворца находятся в храме свт. Григория Неокесарийского на ул. Б. Полянка.



(храм святителя Григория Неокесарийского на улице Полянка, Москва)

Тропарь святителя Григория
глас 8
В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая,/ тезоимение стяжал еси исправления,/ но молися Христу Богу, отче Григорие,// просветити души наша, да не когда уснем в смерть.

Кондак святителя Григория
глас 2
Чудес многих прием действо,/ знаменьми ужасными демоны устрашил еси/ и недуги отгнал еси человеческия, всемудре Григорие,/ чудотворец же именуешися,// звание от дел прием.

Преподобный Никон Радонежский, игумен



Преподобный Никон Радонежский, ближайший ученик и преемник преподобного Сергия Радонежского, родился в XIV веке в Юрьеве-Польском.

В совершеннолетнем возрасте Никон был возведен в сан иеромонаха. Предвидя особую благодать в любимом ученике, преподобный Сергий повелел пребывать ему с собой в одной келье, а позже поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления назначил его своим преемником. После блаженной кончины любимого учителя преподобный Никон с любовью поддерживал все, что было установлено преподобным Сергием.

Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона, и он оставил настоятельство, уединившись в особую келью. Однако в 1400 году преподобный Савва основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона снова принять настоятельство. Богоносный старец согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу.

В 1408 году, во время нашествия татарского хана Едигея, обитель была разрушена. Во время ее восстановления преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца. 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия и перенесены братией в новую деревянную церковь (ныне на этом месте - храм в честь Сошествия Святого Духа), рядом с которой вскоре воздвигли белокаменный храм во славу Пресвятой Троицы. Для его украшения преподобный Никон пригласил лучших иконописцев: преподобных иноков Андрея Рублева и Даниила Черного. Преподобным Андреем была написана икона Живоначальной и Пресвятой Троицы - величайшее творение русского иконописца, воплотившее то, что было открыто преподобному Сергию.

О благоустроении Троицкого храма преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. Накануне кончины Господь указал ему место будущего упокоения вместе с преподобным Сергием.
После многих трудов и подвигов преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 г. и был погребен близ раки своего учителя. В 1560 г. над могилой преподобного был построен храм во имя его. Мощи преподобного Никона, почивающие здесь под гробницей, отделяются от раки великого Сергия одной каменной стеной.



(храм прпп. Сергия и Никона Радонежских, пос. Красная Горбатка, Владимирская обл.)

Тропарь общий преподобным Сергию и Никону Радонежским
глас 8
Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряете сердца верных,/ сосуда Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас:/ посещайте чад своих, яко имущий дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Никона
глас 4
Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився/ и от него наставляем,/ во всем Христови поработився,/ монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель,// с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Мученик Ацискл и мученица Виктория Кордувийские



Святая Виктория Кордубская (Кордовская) жила в III веке в испанском городе Кордова и вместе со своим братом Ацисклом воспитывалась в христианской вере. Они получили прекрасное образование и вели праведную жизнь. В их доме была устроена небольшая церковь, где собирались на молитву местные христиане.

В те времена римский император Диоклетиан решил уничтожить христианство по всей империи. Он прислал в Кордову своего наместника Диона, который для угождения императору с особой жестокостью преследовал христиан. Когда ему донесли о благочестивых Виктории и Ацискле, он приказал немедленно привести их на свой суд. Правитель потребовал от них отречения от христианской веры и жертвоприношения языческим богам, угрожая в случае отказа страшными пытками и смертью. Но Виктория и Ацискл смело заявили, что готовы даже смертью своей подтвердить истинность христианской веры.

В ярости Дион приказал бросить их в подземелье и несколько дней не давать им пищи и воды. Однако святые брат и сестра, все более утверждаясь в своей вере, мужественно переносили все лишения.

Тогда тиран решил перед всем народом казнить Викторию и Ацискла, чтобы страх мешал людям принять христианскую веру. Он бросил их в пылающий костер, но огонь не причинил вреда святым. Тогда Дион приказал своим воинам утопить брата и сестру в реке, привязав к ним тяжелые камни. Но Господь, избавивший мучеников от голода, сохранивший святых в огне и на этот раз не оставил Викторию и Ацискла. Несмотря на привязанный груз, они остались стоять на поверхности воды, а затем с молитвой вышли на берег. Многие из наблюдавших за этими чудесами людей уверовали во Христа.

Правитель Дион, не зная, каким еще способом ему сломить святых, повелел подвергнуть святую Викторию особо жестоким пыткам. Она приняла их мужественно, непрестанно благодаря Господа за посланные испытания. А после пыток плюнула тирану в лицо, и Дион тут же ослеп. Беснуясь от гнева, лишенный света, он приказал убить Викторию стрелами из лука, а Ацискла обезглавить в городском амфитеатре.

Известно, что знатная матрона Минциана вывезла тела мучеников и погребла в своем имении, где впоследствии была построена церковь, а потом монастырь. Возле святых мощей на протяжении столетий происходили чудеса и исцеления.



(базилика Сан Педро, Кордоба, Испания, на месте первичного погребения мч. Ацискла)

В 2011 году память мучеников Ацискла и Виктории была внесена в святцы и богослужебные календари Русской Православной Церкви.

Тропарь мученикам
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Святые Захария Сапожник и Иоанн [греч. Ζαχαρίας ὁ σκυτοτόμος κα ᾿Ιωάννης]

Время их жизни неизвестно. Сказание об этих святых содержится в греческих стишных синаксарях, напр. в кодексе M по классификации И. Делеэ, сохранившемся в рукописи Paris. gr. 1582 (XIV в.).

Согласно сказанию, некий богатый, знатный и весьма известный человек по имени Иоанн решил оставить мирскую жизнь и преуспел в подвижничестве и служении Богу. Каждую ночь он проводил в одном из храмов Константинополя за молитвой. Однажды он пришел в главный собор столицы Св. Софию. Двери собора оказались запертыми, поэтому Иоанн присел на скамейку неподалеку и стал читать последования вечернего богослужения. Вдруг он увидел непонятный свет, приближающийся издалека. Приглядевшись, Иоанн различил человека, окутанного сиянием. Подойдя к запертым дверям Св. Софии, незнакомец преклонил перед ними колена, крестообразно распростер руки, и двери чудесным образом растворились. Войдя внутрь, человек опустился на колени перед иконой Божией Матери и крестообразно распростер руки. Тогда перед ним отворились и украшенные серебром ворота, ведущие в нартекс собора. Встав посредине храма, человек помолился Богу, а затем повернул назад, и двери поочередно закрылись за ним. И. все это время внимательно наблюдал за незнакомцем, а затем последовал за ним, чтобы узнать, где скрывается такой необычайный подвижник.

Путь незнакомца лежал к храму мч. Иулиана, там он свернул под лестницу и постучал в двери хижины, обращаясь к женщине по имени Мария, видимо ожидающей его внутри. Свет, осенявший подвижника, погас. Жена поставила перед ним зажженный светильник, и человек склонился над своей работой - он сшивал кожи. В это время следовавший за ним Иоанн вошел внутрь и со слезами просил не скрываться от него, а научить добродетели, с помощью которой можно совершать такие чудеса. Но человек, назвавшийся Захарием Сапожником, ответил, что Иоанну все померещилось, потому что такой бедный труженик и грешный человек, как он, не может совершать никаких чудес. Иоанн умолял открыться ему, обещая перед Богом, что сохранит в тайне рассказ священного мужа. Тогда тот, не в силах устоять против уговоров Иоанна, поведал ему свою историю.

По рассказу Захарии Сапожника, не осталось на земле такого греха, которым он не запятнал бы себя. Однажды, убоявшись наказания Божия, он раскаялся, стал вести праведную жизнь и женился на Марии. Они договорились и в браке сохранять ее девство, а окружающим говорить, что Мария бесплодна. И так до сих пор они хранят чистоту телесную и духовную. Захария на имеющиеся у него деньги покупает кожи, шьет из них обувь, которую продает. Из доходов от своего ремесла он большую часть отдает Христу, т. е. беднякам и нуждающимся, а только малую часть оставляет на пропитание. В этом и заключается весь его подвиг. Иоанн вернулся к себе, благодаря Бога, что встретил такого необычного человека. Захария Сапожник покинул свое жилище и скрылся, чтобы подвизаться, не опасаясь мирской славы.

В Константинополе известна только одна церковь, посвященная мученикам Иулиану и Василиску (пам. 8 янв.), близ форума Константина. Она была построена при имп. Анастасии I (491-518) и упоминается Антонием, архиеп. Новгородским, в описании паломничества в Константинополь (1200) (Janin. Églises et monastères. P. 259-260). В сказании фигурирует денежная единица тримисий (τριμήσιον), обращение которой прослеживается до XI в. Благодаря этим деталям, а также упоминанию, что Захарий Сапожник живет в старой лачуге под лестницей церкви (т. е. с момента постройки храма прошло значительное время), можно предположить, что действие рассказа происходит в средневизантийский период.

Преподобный Иоанн Сапожник (Δερμοκαΐτης), отшельник

Подвизался на горе Олимп в Вифинии. Монах известный своей святостью, он получил от императора Романа I Лакапина (920-944) опечатанное письмо с исповеданием грехов, которые были отпущены святым подвижником.

Преподобный Лазарь Константинопольский, иеромонах



Преподобный Лазарь жиль в Константинополе и с молодых лет посвятил себя иноческим подвигам. Измлада он проводил суровую жизнь, постоянно пребывая в посте и молитве. Но преимущественно он упражнялся в делах милосердия, питая алчущих и одевая нагих. За свою подвижническую и благочестивую жизнь преподобный был удостоен священнического сана. Это было в царствование византийского императора Феофила.

При Феофиле же преподобный Лазарь претерпел и мучения за свою ревность в иконопочитании. Посвятив себя служению Богу, Лазарь изучил иконописное искусство и ревностно занимался писанием честных икон во славу Бога, Пречистой Его Матери и святых Его. Феофил же был иконоборец; всех почитателей святых икон он подвергал гонениям, а иконописцев заставлял плевать на иконы и попирать их ногами. Преподобный Лазарь, как иконописец, был схвачен и подвергнуть испытанию в вере. Но напрасно старались склонить его к иконоборческому зловерию, прибегая то к льстивым увещаниям, то к угрозам; Лазарь оставался непреклонным; тогда стали немилосердно бить его, а потом ввергли в темницу. Но и в темнице святой муж продолжал писать иконы.

Тогда беззаконный мучитель повелел прижигать пальцы святого раскаленными плитами железа, чтобы отнять у него всякую способность писать иконы. При этом, преподобному Лазарю угрожала даже смерть. И только с трудом жизнь его была спасена заступничеством благочестивой царицы Феодоры. Выпущенный на свободу, преподобный Лазарь нашел убежище в церкви святого Иоанна Крестителя, и там написал икону, которая быстро приобрела славу чудотворной. Когда же Феофил скончался, преподобный уже безпрепятственно занимался писанием святых икон. При этом святой нисколько не помнил зла, но даже молился за своего мучителя.

В царствование императора Михаила III, сына Феофила и Феодоры, преподобный Лазарь участвовал в числе посольства, отправленного к римскому папе Венедикту III, и на возвратном пути из Рима скончался. Честные останки его были перенесены в Константинополь, и здесь погребены в церкви святого Евандра.

Мученик Гоброн (в крещении Михаил) Кахетинский и с ним 133 воина



Была в солнечной Иверии древняя крепость Квели. Сейчас она в запустении. А в Х веке именно у ее стен произошла грандиозная битва между арабами-магометанами и отважными православными воинами. Могущественный эмир Абул-Касим из арабского халифата с огнем и мечом шел из Малой Азии в Закавказье. Сама земля, казалось, трепетала от копыт его бесчисленной конницы. Под ударами его полчищ пала Армения. Следующей на очереди была Грузия.

О грузинских мужественных витязях, живших в ту эпоху, ходили легенды. Одного из них, тысячника Михаила, сами арабы назвали Гоброном, то есть храбрым. Много раз сражался он с мусульманскими всадниками и не терпел поражений. Но поначалу удача сопутствовала эмиру. Он опустошил значительную часть Грузии и подошел к крепости Квели, где находился отряд воина Гоброна. Окружил твердыню со всех сторон и расставил палатки. Их было так много, что всё то место стало белым, как снег.

При виде этого зрелища некоторые грузинские вельможи стали малодушничать. Но отважный Михаил напомнил им заветы наших предков. Кто струсил, тот уже проиграл! Едва только забрезжила заря, как началась жестокая сеча. Как отмечает летописец, "от множества летящих с обеих сторон стрел и копий затмевалось солнце". Наступил полдень, потом вечер, а захватчики не продвинулись к крепости ни на шаг. Эмир не верил своим глазам. От гнева он швырял в своих подданных все, что попадало под руку.

С наступлением сумерек истощенные арабские войска вернулись в лагерь. Не слышно было победных кличей. Но не успели арабы сомкнуть уставшие веки, как храбрый воин Михаил сделал ночную вылазку в неприятельский лагерь. И опять сотни врагов полегли под его мечом. Чтобы продолжать осаду Квели, эмир был вынужден послать гонцов за пополнением.

28 дней держалась непокорная крепость. Ряды ее защитников тоже поредели. Но мужественные воины, возглавляемые храбрым Михаилом, не падали духом. Совсем не те настроения были среди некоторых грузинских дворян. Мысль о том, чтобы сдаться эмиру в обмен на жизнь, не покидала их. И очень скоро Михаил со своим отрядом почувствовал себя в одиночестве.

Узнав о размолвках в грузинском лагере, эмир еще с большей яростью стал атаковать Квели. Все его попытки были безуспешны. Однако в самый разгар сражения вдруг пала одна из стен крепости. До сих пор неведомо, по какой причине! Вероятно, что под нее сделала подкоп чья-то предательская рука. Храбрый Михаил, вскочив на коня, бросился со своими воинами в пролом и обратил врагов в бегство. Но тут настиг его гонец от грузинских вельмож. Те запросили мира и приказали своим воинам разоружиться. Эмир сделал вид, что согласен на такие условия. Однако потом вероломно ворвался в крепость, убил многих ее защитников, а храброго Михаила и некоторых его безоружных воинов взял в плен.

- Вижу я, что ты и вправду безрассудно храбр! - льстиво сказал ему эмир. - Поэтому хочу я сделать тебя своим военачальником. Но вот беда: ты веришь в распятого Христа! Советую тебе принять иную веру: ислам. И тогда ждут тебя многие почести!
- Никогда! - ответил ему Михаил. - Во Христа я крестился, со Христом и хочу умереть!

Еще долго эмир упрашивал отважного воина отречься. Но видя, что ничего не помогает, вынес приговор: Михаила, именуемого храбрым, и всех его воинов предать смерти через усечение мечом. Казнь совершалась много часов. Воинов одного за другим подводили к плахе. Думали, что остальные испугаются и запросят пощады. Но никто из них не дрогнул. Последним был умерщвлен храбрый Михаил.

Молитва святому мученику Гоброну-Михаилу

О, достоблаженный мучениче Гоброне-Михайле, молися о мне на Престоле Своем сидящему Царю неба и земли, Господу нашему Иисусу Христу. Огради мя оружием всесильных молитв твоих, избави мя от видимых и невидимых враг, погубити душу мою тщащихся. Буди сопутником души моея, внегда проходити ей сквозе мьтарства горькия, и приведи мя, верный рабе и доблестный воине Господень, к Царю и Богу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает со Отцем и Святым Духом всякая слава и честь, ныне и в безконечные веки. Аминь.

Преподобный Геннадий Ватопедский



(Прп. Геннадий. Роспись трапезной монастыря Ватопед. 1786 г.)

Преподобный Геннадий стал известен в связи с чудом от иконы Божией Матери Элеовритиссы (т. е. Елееточивой) в монастыре Ватопед.
Икона находилась в монастырской кладовой (дохиарной). Однажды, когда нехватка масла в монастыре была настолько велика, что его недоставало даже на нужды церкви, остался только один сосуд.

Геннадий решил тратить его только на церковные лампы и перестал выдавать его братьям обители.
Игумен, уповая на помощь Богородицы, послал дохиара (келаря) Геннадия за последним сосудом, чтобы дать масло в пищу братии. Геннадий пребывал в смущении, т. к. хотел оставить это масло для лампад. Придя в кладовую, он обнаружил сосуд, наполненный маслом, которое переливалось через край и уже достигло двери.
Отец Геннадий показал это чудо всем братьям. Вместе они прославили Бога и Пресвятую Богородицу и благодарили Ее за заботу, вознеся молитву перед Ее иконой.

Икона Богородицы «Елеоточивая (Элеовритисса)»



На Афоне, в Ватопедской обители, однажды случился недостаток масла. Должность дохиара в монастыре занимал в это время преп. Геннадий, который, желая сохранить небольшой остаток масла для церковных лампад, не стал давать масла братии для монастырской трапезы. Но игумен твердо уповал на Божественную помощь и велел этому келарю дать масло инокам. Дохиар, повинуясь воле своего игумена, вошел в кладовую в уверенности найти здесь пустым тот сосуд, из которого он брал масло. Но каково же было его удивление, когда он увидел, что сосуд совершенно полон масла. Все тогда прославили Богоматерь перед Ее иконой за посланное утешение в монастырском недостатке. С тех пор «Елеоточивая» икона стоит неподвижно в дохиарной Ватопедской обители и от нее неистощимо исходит дивное благоухание. Некоторые эту икону называют Келарницею; до чудесного же события она называлась Одигитрией, т. е. Путеводительницей.

икона Божьей Матери Элеовритисса, Святые дня, Православие

Previous post Next post
Up