18 (31) октября 2023 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Oct 30, 2023 22:00

Продолжение…

Святитель Петр I (Петрович-Негош), митрополит Цетинский и светский владыка Черногории, чудотворец



Память 18 октября и в Соборе Санкт-Петербургских святых

Детство и юность

Родился в апреле 1747 или в сентябре 1748 года в Негушах, от набожных родителей Марка Дамианова Петровича и Ангелины-Анфисы, урождённой Мартинович. Мирское имя его точно неизвестно, но в народе существует предание, что при крещении ему было дано имя Лука. Брат его деда Дамиана - знаменитый владыка Даниил (Петрович) - первым из семьи Петровичей-Негошей стал Черногорским митрополитом. После смерти владыки Даниила в 1735 году его преемником стал дядя святого Петра - Савва, и с тех пор митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в семье Петровичей, переходя от дяди к племяннику.
В 1758 году владыка Савва выбрал из четырех сыновей своего племянника Марка себе в преемники десятилетнего мальчика, прозрев в нем будущего святителя и народного вождя.

Живя в Цетинском монастыре, будущий святитель учился книжной премудрости под руководством митрополита Саввы и своего наставника инока Даниила. В двенадцать лет он был пострижен в монахи с именем Петр, а в семнадцать - рукоположен в иеродиакона.
В 1765 году соправитель и двоюродный брат владыки Саввы митрополит Василий отправился в третий раз в Россию за помощью для Черногории и взял с собой иеродиакона Петра для продолжения образования в Санкт-Петербургской духовной семинарии. Но учение продолжалось недолго. 10 марта 1766 года митрополит Василий скончался в Санкт-Петербурге и его племянник был вынужден вернуться домой.

Здесь он стал ближайшим помощником митрополита Саввы, который рукоположил его в иеромонаха, а вскоре сделал его архимандритом. В 1768 году в Черногории появился самозванец Степан Малый, выдававший себя за чудом спасшегося русского царя Петра III. Князь Долгорукий, посланный из Петербурга его разоблачить, посчитал полезным для интересов России утвердить Степана Малого правителем Черногории. В 1773 году Лжепетр был убит своим слугой-греком, подкупленным скадарским пашой. После его смерти в Черногории настали смутные времена и владыка Савва, отодвинутый в тень во время правления Степана Малого, отправил архимандрита Петра в Россию за помощью. Эта поездка не имела успеха, так как императрица Екатерина II не захотела принять его.

В 1781 году скончался столетний митрополит Савва. Его преемником стал другой его племянник и прежний помощник, нелюбимый в народе Арсений (Пламенац), замещавший владыку во время правления Степана Малого. Через три года он также скончался и на Черногорский престол всем народом был выбран архимандрит Петр.

Святительское служение

13 октября 1784 года в соборной церкви в Сремских Карловцах святитель Петр был рукоположен Сербским митрополитом Моисеем (Путником) в митрополита Черногорского, Скендерийского и Приморского.
Получив грамоту о рукоположении, святитель выехал через Вену в Россию, по приглашению своего знакомого сербского происхождения генерал-майора С. Г. Зорича. Еще из Вены святитель писал князю Потемкину, прося устроить аудиенцию у императрицы. Но Потемкин велел выслать нового Черногорского митрополита из России спустя три дня после его приезда в Санкт-Петербург. Несмотря на протест, святитель был насильственно посажен полицией в экипаж, который гнали без отдыха, через Полоцк и Полочин, пока не достигли государственной границы и не выдворили за пределы страны. Узнав позднее об этом, императрица Екатерина II просила его вернуться, но святой Петр решил никогда больше не приезжать в Россию, хотя и сказал посланным: "Прошу Её Величество знать, что я всегда буду предан русскому царскому престолу."

Пока владыка Петр был за границей, скадарский паша Махмуд Бушатли в 1785 году напал на Черногорию и сжег Цетинский монастырь, на обратном пути опустошив Приморье. Митрополита по возвращению встречали разорение и голод. Благодаря тому что владыка привез картофель, который он приобрел в Триесте, эта культура была распространена в Черногории. Благодаря картофелю, как свидетельствуют записи Вука Караджича, многие тогда спаслись от голодной смерти.

С первых шагов на родной земле в новом сане, святитель стал бороться с обычаем кровной мести, который был бичом в стране. Целые семейства погибали из-за взаимной вражды, многие из страха за свою жизнь даже бежали в Турцию, где принимали ислам. Святой Петр где уговорами, где угрозой проклятия мирил поссорившиеся семьи. Также он стремился искоренить в народе воровство, народные обычаи, противоречащие православному учению. Владыка много потрудился на ниве просвещения народа и борьбы с бедностью.

Борьба за независимость

В 1796 году Махмуд-паша Бушатли вновь напал на Черногорию. 1 июля на скупщине в Цетине главы всех племен подписали договор, названный "Стега" ("Сплочение"), в котором поклялись помогать один другому и "пролить кровь свою за христианскую правую веру". 11 июля у селения Мартиничи черногорцы под предводительством своего владыки разбили турок. Сам Махмуд-паша был тяжело ранен. Святой Петр оценил эту победу как "чудо от самого Господа Бога совершившееся, которому славу и хвалу приносим".

Но поражение не научило Махмуда-пашу, который в сентябре того же года снова вторгся в Черногорию. 22 сентября 1796 года у села Крусы черногорцы в упорном бою, длившемся весь день, вновь разгромили турок, а Махмуд был убит и голова его отнесена в Цетине. Череп скадарского паши и сейчас хранится в особом ларце в монастыре как напоминание будущим захватчикам об ожидающей их участи.



(Цетинский монастырь, Черногория)

Победы при Мартиничах и Крусах утвердили независимость Черногории. Изменилось отношение к черногорцам и у правителей Российских. Получив известие о победе черногорцев над турками, императрица Екатерина II незадолго до своей кончины наградила святителя Петра орденом святого Александра Невского с бриллиантами, который был послан в Цетине уже императором Павлом I вместе с Георгиевскими крестами для отличившихся. В 1799 году новый Российский император, ценивший черногорцев за рыцарство, назначил ежегодную субсидию для Черногории.

В 1797 году пала Венецианская республика, а ее владения в черногорском приморье - Бока Которска и Будва - отошли к Австрии. Это вызвало смятение среди жителей приморских городов, которые обратились к святителю Петру за помощью. Владыка посетил Будву и ее окрестности - Браичи, Побори, Майну - и установил там гражданское правление.
Появившийся вскоре австрийский генерал Бради поставил над православными Боки другого владыку. Австрийцы хотели захватить монастырь Майна, давнюю резиденцию Черногорских митрополитов, чтобы превратить ее в свою крепость. Но народное вече, созванное святителем Петром, не позволило им это сделать. Позднее австрийцы просили владыку продать монастыри Майна и Станевичи и получили такой ответ: "Засыпьте эти голые камни золотом, и тогда не удастся вам купить меня вашими деньгами... Что мы саблей добыли, то без сабли не отдадим, хоть бы до колен пролилась геройская кровь".

18 октября 1798 года на скупщине в монастыре Станевичи был принят первый законник, названный впоследствии "Законник Святого Петра I". Начинавшийся словами "Во имя Господа Спаса нашего Иисуса Христа" законник состоял из 33 пунктов - по числу земных лет Спасителя - и был принят соборно и единогласно с клятвенным целованием Креста, Евангелия и мощей великомученика Пантелеймона. В 1798 году святитель Петр учредил первое черногорское правительство "Кулук". Вторая часть законника была принята на скупщине в Цетине 17 августа 1803 года.

В 1804 году недруги святого Петра I оклеветали его перед русским императором Александром I, который послал в Черногорию графа Марка Ивелича (уроженца Рисана в Боке Которской) и черногорского посланника при русском дворе архимандрита Стефана Вучетича (хотевшего занять место владыки). Ивелич и Вучетич привезли с собой письмо Святейшего Синода, который выдвигал против митрополита и его секретаря Долчи тяжкие обвинения и требовал явиться ему на суд в Петербург. Но черногорцы встали на защиту своего архиерея и, собравшись в Цетине 1 мая 1804 года на Скупщину, написали письмо русскому царю, в котором отвергли несправедливые обвинения против святого Петра и просили царя прислать другого посланника, русского происхождения, чтобы он мог беспристрастно во всем разобраться. Новый русский посланник в Боке, Маузерский, убедился в ложности обвинений против святителя. 16 августа 1804 года митрополит Петр и черногорские старейшины поклялись на верность России. Добрые отношения между двумя странами были восстановлены, что было важно для перед надвигающейся опасностью со стороны наполеоновской Франции.

В 1805 году Австрия уступила Франции по Пресбургскому договору Боку Которску. Жители Боки, не согласившись на французскую оккупацию, послали за помощью к митрополиту Петру в Цетине и русскому адмиралу Д. Н. Сенявину на остров Корфу. В феврале 1806 году русские корабли и черногорские отряды заняли Будву и города Боки. В Саввином монастыре в городе Герцег-Новом святой Петр в присутствии русского посла Степана Санковского, генерала графа Ивелича и командира отряда русских судов освятил новые флаги бокезских городов. Весной 1806 года Сенявин с моря, а святитель Петр с суши заперли французов в Дубровнике. 25 мая и 5 июня русские и черногорцы одержали победы над наполеоновскими войсками у этого города. В сентябре 1806 года соединенные отряды русских (под командованием генерала Попандопуло) и черногорцев (под предводительством владыки) разбили маршала Мармона, которому помогал боснийский визирь. Был взят в плен французский генерал Бове. 26-27 ноября 1806 года адмирал Сенявин захватил остров Корчулу. В этом сражении особо отличился брат митрополита Савва, награжденный русским орденом святого Георгия 4-й степени. Самому святителю Петру I император Александр I пожаловал белый клобук с алмазным крестом.
Совместные успехи русского и черногорского оружия позволяли осуществить давнюю мечту святого Петра о создании под протекторатом России Славяно-Сербского государства с центром в Дубровнике. По проекту святителя главой восстановленного царства должен был быть именно Русский Царь. Святой митрополит, некогда изгнанный из России по ложному обвинению, сознательно отрекался теперь от своей светской власти в пользу России. С этим предложением он обратился в 1806 году к русскому царю. Но Россия не приняла этого предложения - поражение русских войск под Фридландом 2 июня 1807 года привело к Тильзитскому миру, по которому царь Александр I уступил Боку Которску Наполеону.

Черногорцы остались один на один в своей борьбе с французами. В 1808 году маршал Мармон отнял духовную власть над православными Боки у святителя и передал ее своему ставленнику Венедикту (Кралевичу). В августе 1808 года 10 тысяч французов под командованием генерала Клоузера предприняли экспедицию в горы, но были разбиты черногорцами. В 1812 году черногорцы одержали победу при Скадаре над союзниками французов - турками. А в сентябре - октябре 1813 года святитель Петр I с помощью английского флота овладел всей Бокой. 27 декабря 1813 года генерал Готье сдал последний оплот французов - Котор. На скупщине в бокезском селении Доброта было принято решение о присоединении Приморья к Черногории.

В 1814 году святитель Петр I обратился к императору Александру I принять соединенные Черногорию и Боку под покровительство России, но император просил черногорцев оставить Боку, перешедшую к Австрии по решению Венского конгресса. Святитель, скрепя сердце, подчинился воле царя. 1 мая 1815 года черногорцы покинули Котор, лишившись с таким трудом завоеванного выхода к морю.

Вскоре для Черногории настали тяжелые времена. Австрийцы часто закрывали для черногорцев доступ в Котор, через который шло снабжение продовольствием, а царь Александр I не выдавал установленную его отцом ежегодную субсидию. Население постоянно увеличивалось за счет бежавших из Герцеговины от турецких притеснений православных семейств. В 1817 году наступил страшный голод, продолжавшийся несколько лет. Часть черногорцев, спасаясь от голода, поступила на австрийскую военную службу; многие пытались самостоятельно переселиться в Россию. В 1822 году голод повторился вновь.

Несмотря на тяжелые испытания святитель Петр продолжал собирание сербских земель. В 1820 году к Черногории был присоединен освободившийся от турецкого ига район реки Морача с Морачским Успенским монастырем.
Взошедший в 1825 году на русский престол император Николай I повелел выдать задержанную с 1814 года субсидию Черногории за все годы. Эта помощь из России помогла черногорцам пережить голодный 1830 год - последний год земной жизни владыки.

Кончина Святителя

Вечером 17 октября 1830 года святитель Петр I продиктовал свое завещание черногорцам. В нем он назначил своим преемником своего племянника Радивоя (Раде) - будущего великого черногорского поэта Петра II Негоша. Заканчивалось завещание такими словами:

"Да будет проклят и тот, кто бы покусился отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякому кто бы из вас черногорцев пошел против единоплеменной и единоверной нам России, дай Бог чтобы у него у живого отпало мясо от костей, и не было бы ему добра в этой жизни и в будущей.".

На следующий день, 18 октября, святой Петр тихо отошел к Богу без болей и смертных мук, окруженный старейшинами черногорских племен, которым он давал последние наставления. "Молись Богу и держись России" - сказал он своему юному племяннику перед смертью. Над его гробом на Вельем гумну перед монастырем старейшины поклялись жить в единстве и подчиняться его преемнику. Святитель был похоронен в Цетинской монастырской церкви.

Почитание

Ровно через 4 года - 18 октября 1834 года - по повелению владыки Петра II был отворен гроб и открыты нетленные мощи святителя. Тогда же он был причислен к лику святых, а его мощи положены в открытом ковчеге в церкви Цетинского монастыря. Тропарь и кондак были написаны сразу после прославления. Службу и краткое житие написал митрополит Сербский Михаил (Йованович). В 1895 году они были отпечатаны в Москве.



(Пётр I Петрович Негош - митрополит и правитель Черногории, памятник в Подгорице)

Во имя Цетинского святителя стали воздвигаться храмы. Одной из первых стала церковь на вершине Ловчена, построенная в 1844 году владыкой Петром II, в которой он завещал себя похоронить. Эта церковь, обновлённая в 1920-х гг. по проекту русского архитектора Краснова, была разрушена коммунистами в июле 1972 года, и вместо неё был сооружён языческий мавзолей. С этим кощунством верующие связывают последовавшее вскоре катастрофическое землетрясение 1979 года, эпицентр которого находился в Черногории.
Святитель вскоре прославился как чудотворец. Однажды арнауты, собравшись в большом количестве, напали на черногорское село Салковину, где было очень мало защитников. В решающий момент сражения, когда арнауты кинулись на черногорцев всеми силами и последним грозила неминуемая гибель, впереди черногорцев появился всадник на белом коне. Один из албанцев подскочил к нему и дважды выстрелил в него, но всадник остался невредим, а из него ударило зеленое пламя, от которого арнаут побежал, крикнув своим: "Напрасно биться, когда перед черногорцами св. Петр". За ним бежали и остальные нападавшие. После этого события, когда переменяли одежды на святом, башмаки его оказались полны песку.

17 октября 1888 года, накануне дня святого Петра, у села Борки Харьковской губернии произошло крушение царского поезда, следовавшего из Ялты в Москву. Царская семья чудом осталась в живых. Черногорцы, узнав об этом, объяснили спасение благоволившего к ним императора Александра III заступничеством святителя. Указом Черногорского митрополита Митрофана (Бана) по всей Черногории было установлено в день святого Петра Цетинского ежегодное празднование чудесного спасения царской семьи.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 19-20 апреля 2000 года, было установлено празднование Собора Санкт-Петербургских и Ладожских святых, в число которых был включен и святитель Петр Цетинский, на том основании что он учился в Санкт-Петербургской духовной академии
Мощи святого Петра Цетинского на начало XXI века покоились в Цетинском монастыре.

Святитель Мнасен (Мнасон) , епископ Кипрский, священномученик



Святитель Мнáсон родился на Кипре, близ Тамасса, а крещен и просвещен святым Апостолом Иоаном Богословом в Иерусалиме, куда путешествовал с другом, преподобным Феодором Кипрским. Возвратившись домой, святые разделили труды апостолького служения, которые нес священномученик Ираклидий. По смерти св. Ираклидия св. Мнасон был поставлен епископом Тамасским.

Честная глава святого ныне хранится в алтаре соборного храма монастыря святого Ираклидия.

Тропарь
глас 1
Божéственною любóвию воспламенéнный,/ таúнником Христовым причтéнный,/ Божия Духа сосýд явúлся еси,/дрéвний ученик призвáнный,/ и странноприявый божéственныя Апóстолы,/ киприóтов похвалó,/ Тамассúан священноначáльниче,/ Мнáсоне отче наш,/ молú Христа Бога// спастúся душáм нашим.

Кондак
глас 2
Подобен: Вышних ища
творение Хрисанфа Перваго, митрополита Лимассольскаго

Свéтом божéственным/ сияеши, всеблажéнне,/ просвещáя нас, любóвию поющих/ твоé честнóе и слáвное и святóе,/ óтче Мнáсоне, преставлéние./ Святúтелю всехвáльне// моли непрестáнно о всех нас.

Великомученица Злата (Хриса) Могленская (болг. Злата Мъгленска, макед. Злата Мегленска, греч. Χρυσῆ)



Память 13 октября, 18 октября и в Соборе Болгарских святых

О жизни святой Златы известно из её краткого греческого жития, написанного в 1799 году преподобным Никодимом Святогорцем со слов протоигумена Тимофея, бывшего свидетелем её мученичества.

Согласно нему Злата жила в селе Слатина (современное греческое село Хриси в номе Пелла). Происходила из бедной христианской семьи, имела трёх сестёр. Злата отличалась красотой и привлекла внимание турка, который похитил её и попытался склонить перейти в ислам, пообещав жениться на ней. Злата отказалась, убедить её изменить веру попытались турецкие женщины, а также родные, которых принудили к этому угрозой наказания. Злата не поддалась на уговоры и была подвергнута истязаниям: её избивали палками, вырезали из её кожи ремни, прижигали лицо. В селе находился протоигумен афонского монастыря Ставроникита Тимофей, которому Злата передала просьбу помолиться за неё, он и стал свидетелем её мученической смерти. После всех истязаний, видя непреклонность девушки, турки повесили её на груше и состязаясь друг с другом рубили её тело саблями.
Злата была тайно погребена своими односельчанами. В 1912 году её причислили к лику святых.



Святая Злата особо почитается в Македонии и Болгарии. На иконах её изображают молодой девушкой в национальном болгарском или македонском свадебном наряде.

Тропарь, кондак и величание на греческом:

Ἀπολυτίκιον
Ἦχος γ’. Θείας Πίστεως.
Σκεῦος χρύσεον, τῆς παρθενίας, καὶ ἀκήρατος, νύμφη Κυρίου, ἐχρημάτισας Χρυσῆ καλλιπάρθενε· τὴν γὰρ ἁγνείαν ἀμέμπτως φυλάττουσα, ὐπὲρ Χριστοῦ θεοφρόνως ἐνήθλησας· Μάρτυς ἔνδοξε, ἱκέτευε τὸν Νυμφίον σου, δωρήσασθε ἡμῖν τὸ μέγα ἔλεος.

Κοντάκιον
Ἦχος δ’. Ἐπεφάνης σήμερον.
Χρυσωθεῖσα Πνεύματι, Τῷ Παναγίῳ, τὴν ἁγνείαν ἔφθορον, τὴν σὴν ἐτήρησας Χριστῷ, καὶ ὑπὲρ φύσιν ἠγώνισαι, παρθενομάρτυς, Χρυσῆ ἀξιάγαστε.

Μεγαλυνάριον

Τὴν Παρθενομάρτυρα τοῦ Χριστοῦ, τὴν κεχρυσωμένην, σώματί τε καὶ τῇ ψυχῇ, Χρυσῆν τὴν ἁγίαν, αἰνέσωμεν βοῶντες· χαῖρε νύμφη Κυρίου, ἁγνὴ καὶ πάγχρυσε.

Мученик Аристовул, префект

Святой мученик Аристовул состоял в должности префекта. За исповедание христианства был подвергнут жестоким истязаниям, а затем умерщвлён.

Икона Божией Матери Ножевая (Махериотисса)



Память 18 октября (Греч.) и 21 ноября (Греч.)

Образ - один из семидесяти, написанных святым Апостолом и Евангелистом Лукой. Во времена жестоких преследований иконоборцев [1], неизвестный подвижник перенес икону Богородицы из Царицы городов [2] через Малую Азию на Кипр. Здесь, перед самой кончиной, он спрятал ее в пещере высокой труднодоступной горы, названной впоследствии Ножевной. Со временем пещера заросла кустарником, - его колючие ветви хранили икону долгие годы.
После восстания против арабов в 806 году, эти на то время властители острова стали разрушать храмы, преследовать кипрских христиан. Многие тогда бежали в Сирию. Чтобы икону не уничтожили, ее оставили в той же малодоступной пещере.

Пролетели столетия. В XII веке один палестинский отшельник именем Неофит и его послушник Игнатий из-за набегов сарацинов перебрался на Кипр. Сначала они подвизались при Иордане. От арабов они бежали на Кипр. Это случилось в 1145 году. Корабль, на котором они плыли, пристал к побережью близ Киринеи. Подвижники остановились в монастыре святого Иоанна Златоуста в Куцовенти, расположенного в горах Пентадактилос [3]. Оттуда преподобные Неофит и его послушник Игнатий каждый день наблюдали потоки чудесного света в Ножевных горах, и однажды отправились в путь, чтобы узнать причину дивного явления. Подойдя ближе, святые увидели, что свет льется из пещеры, вход в которую зарос колючим кустарником. Невдалеке они нашли нож и услышали глас Богородицы, повелевавший расчистить пещеру. Так, освобождая путь, отсекая и вырубая колючие ветви, подвижники обрели икону. Впоследствии она получила название Махериотисса [4]. Найденный образ с радостью был перенесен преподобными в новое место молитвенных подвигов, - так был основан скит в Ножевной горе.

Святой Неофит преставился ко Господу всего через десять лет после обретения иконы, в 1155 году, в возрасте восьмидесяти пяти лет, и калива его осталась преподобному Игнатию, словно новому Елисею.
Вскоре к нему присоединился новый брат, Прокопий. Вместе они решили основать монастырь с общежительным уставом. Для этого в 1160 году они отправились в Константинополь к императору Мануилу Комнину [5] и свое намерение представили ему. Император взял доброе начинание под свое покровительство, пожертвовав на новое дело немалые средства. Золотая булла гласила, что монастырь получает статус царского и особое покровительство Византийских императоров. Другим указом монастырю была дарована ставропигия (в 1187 году).
Преподобные возвратились на Кипр. В лесах Ножевной горы, на месте явления святой иконы, они поставили храм во имя Пресвятой Богородицы и несколько келий. По смерти святого Прокопия св. Игнатий остался с пятью-шестью монахами, а позже в монастырь поступил прп. Нил, будущий игумен и летописец обители.
Пресвятая Богородица через Свой образ подавала множество чудес и исцелений. Престольный праздник обитель отмечала в день Введения, а 13-го декабря совершали торжество в честь преподобных основателей монастыря - Неофита, Игнатия и Прокопия.
В 1892 году монастырь сгорел дотла. При этом, икона чудесным образом осталась совершенно невредимой. После этого она была перенесена в город Левкосию.
_______________
1. 730 - 843 гг.
2. То есть Константинополя.
3. Гора северной кипрской горной гряды, похожа на ладонь с пятью пальцами, потому так и называется. Ныне - на оккупированной территории Северного Кипра.
4. Другие названия, встречающиеся в источниках: Махера, Махерас, Панагия Махера, Богородица Махера, Божия Матерь Махераса, Ножевая, Ножевная.
5. Годы правления - с 1143 по 1180.

Тропарь
глас 1
Подобен: Пустынный житель

Свящéнней Твоей икóне* покланяемся, Всенепорóчная,* юже от царúцы градóв* един от пóстник взем* любóвию на Кúпре потаú.* Сия же по врéмене явúся,* свéтло блистáющи,* устроúтелем дúвныя Махерáсския обúтели,* и яко боготóчная рекá* ущéдри исцелéньми.*Слава велúчию Твоему, Честнáя,* слава чудесéм Твоим,** слáва Твоемý о нас заступлéнию, Дéво Чúстая.
(Из Службы иконе Божией Матери Махериотисса: http://ermyinia.blogspot.com/2013/04/blog-post.html)

икона Божьей Матери Махериотисса, Святые дня, Православие

Previous post Next post
Up