Продолжение...
26 преподобномучеников Зографских, от латин пострадавших: игумена Фомы, иноков Варсонофия, Кирилла, Михея, Симона, Илариона, Иакова, другого Иакова, Иова, Киприана, Саввы, Мартиниана, Космы, Сергия, Мины, Иоасафа, Иоанникия, Павла, Антония, Евфимия, Дометиана, Парфения и 4-х мирян
26 преподобномучеников Зографских, от латин постадавших (греч. Άγιοι Είκοσι Έξι Οσιομάρτυρες Ζωγραφίτες) (+ 1274-1284).
Память 10 октября, в Соборах Болгарских святых и Афонских преподобных.
В 1274 году император Михаил VIII Палеолог вступил унию с Римом, но большинство Афонских обителей твердо отказались предать Православие и обличили отстуников. За это Святая Гора подверглась нашествиям латинских войск и наемников, умучивших многих монахов. Зографская обитель, населенная болгарами, была особенно уязвима, так как император не желал отвращать от себя греков и предпочитал вымещать гнев на иноплеменных монастырях.
(монастырь Зоограф, Афон)
Чудесно узнав о приближении воинов к обители, Зографский игумен Фома предупредил братию что тем, кто желает уцелеть, надлежит бежать из монастыря, а тем, кто желает мученичества - остаться. Осталось двадцать-шесть человек: игумен Фома, монахи Варсанофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, другой Иаков, Иов, Киприан, Савва, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометан, Парфений и четверо мирян-трудников, имена которых неизвестны. Они закрылись в монастырской башне.
По прибытии латинские воины подожгли башню. Пока она горела, Христовы мученики пели псалмы и акафист ко Пресвятой Богородице, и так предали свои души Богу 10 октября, между 1274-1284 годами.
Преподобномученик Дионисий Философ (греч. Διονύσιος ὁ Φιλόσοφος), б. митрополит Ларисский, ученый, борец за свободу греческого народа, предводитель антитурецких восстаний в 1600-1601 и 1611 гг.
(преподобномученик Дионисий Философ (греч. Διονύσιος ὁ Φιλόσοφος), б. митрополит Ларисский, бюст в Трикале)
Родился в окрестностях города Парамифия (совр. Парамитья, Эпир, Греция). Обстоятельства начального этапа жизни св. Дионисия неизвестны. Вероятно, получил образование в Европе, в связи с чем был прозван Философом. Презрительное прозвище Скилософ (греч. Σκυλόσοφος), в первом слоге которого содержится намек на греческое слово "собака" (σκύλος), появилось после смерти св. Дионисия, придумано его недоброжелателем Дионисием Максимосом с Пелопоннеса.
Принял монашеский постриг в монастыре вмч. Димитрия Солунского близ современной деревни Дихуни. Был также врачом, практиковал в Константинополе и у себя на родине.
Дионисий Философ был близок к патриарху Константинопольскому Иеремии II (Траносу), служил при нем в сане диакона и стал участником драматических событий в Патриархате, приведших к изгнанию Иеремии, после чего Дионисий вступил в борьбу с диаконом Никифором за пост местоблюстителя Патриаршего престола. Посредником в их примирении выступил патриарх Александрийский Мелетий (Пига). Вернувшись на Патриарший престол, Иеремия II назначил Никифора великим протосинкеллом, а Дионисия поставил великим архидиаконом, а затем митрополитом Ларисским. По причине малонаселенности Лариссы митрополичья резиденция располагалась в Трикале.
Осенью 1600 года Дионисий Философ поднял восстание против султана Мехмеда III, в котором принял участие и пострадал сщмч. Серафим, еп. Фанарийский и Неохорийский. События разворачивались в районе горного массива Аграфа. Патриархия объявила инициативу Дионисия губительной для Церкви и вскоре лишила его сана митрополита.
После разгрома восстания Дионисий Философ бежал от преследований турок в Испанию, а затем в Италию, где начал готовить новое восстание, к которому присоединился герц. Карл II, провозгласивший себя потомком византийского император Андроника II Палеолога (+ 1332). В 1611 году Дионисий Философ прибыл в Эпир и избрал своим штабом монастырь вмч. Димитрия, где когда-то принял постриг. Он обходил города и села, организуя повстанческие отряды. В том же году он во главе повстанцев осадил здание турецкой администрации в Янине, но потерпел поражение. Дионисий укрылся в пещере на островке оз. Янина (совр. Памвотида), однако был выдан туркам евреями. Мученик стойко выдержал пытки и остался христианином. Турки живьем содрали с него кожу, сделали чучело и показывали его в разных городах, в том числе в Константинополе, где султан был устрашен таким зрелищем.
Дионисий Философ почитается как мученик в Эпире. Отсутствие его памяти в греческих синаксарях и месяцеслове Элладской Церкви объясняется, вероятно, тем, что Синод, выступавший против его повстанческой деятельности, лишил его сана.
Собор Волынских святых
Празднование совершается в воспоминание о воссоединении Почаевской лавры из унии в Православие 10 октября 1831 года.
Великими и знаменательными чертами запечатлена история Православной Церкви на Волыни. Современная первоначальному просвещению славян еще от времени свв. Кирилла и Мефодия, она в течение многих веков жила и развивалась под влиянием самых разнообразных условий: тяжелые смуты княжеских усобиц, жестокое татарское иго, преследования со стороны поляков, латинян и униатов. История Церкви на Волыни богата именами святых: святителей, князей, преподобных, праведных.
20 июля 2012 года Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил внести в собор имена 18 новопрославленных мучеников и святителя Петра (Могилы).
В Собор Волынских святых входят:
• Равноап. Кирилл Философ, Моравский, учитель Словенский (+ 869, память 14 февраля, 11 мая)
• Равноап. Мефодий Моравский, архиеп., учитель Словенский (+ 885, память 6 апреля, 11 мая)
• Равноап. Ольга, вел. княгиня Российская (+ 969, память 11 июля)
• Равноап. Владимир, вел. князь, просветитель Руси (+ 1015, память 15 июля)
• Прп. Варлаам Печерский, игум. (1-й), в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1065, память 19 ноября)
• Блгв. Ярополк Владимиро-Волынский, князь (+ 1086, память 22 ноября)
• Прп. Стефан Печерский, Владимиро-Волынский, еп. (+ 1094, память 27 апреля)
• Прп. Нестор Летописец, Печерский, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ ок. 1114, память 27 октября)
• Свт. Амфилохий Владимиро-Волынский, еп. (+ 1122, память 10 октября)
• Прп. Никола Святоша, Черниговский, Печерский, князь, инок, чудотворец, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1143, память 14 октября)
• Прп. Нифонт Печерский, Новгородский, еп., в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1156, память 8 апреля)
• Блгв. Андрей Боголюбский, великий князь (+ 1174, память 29 июня, 4 июля)
• Прп. Олег Брянский, князь (+ ок. 1285, память 20 сентября)
• Свт. Петр Московский, митр., чудотворец (+ 1326, память 24 августа, 21 декабря)
• Прп. Мефодий Почаевский (+ 1353)
• Свт. Феогност Киевский и Московский, митр. (+ 1353, память 14 марта)
• Прп. Киприан Московский и всея Руси, митр., чудотворец (+ 1406, 27 мая, 16 сентября)
• Свт. Фотий Киевский, митр. (+ 1431, память 27 мая, 2 июля)
• Прп. Феодор Острожский, Печерский, князь, инок, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (+ ок. 1483, память 11 августа)
• Прав. дева Иулиания, кн. Ольшанская, (+ ок. 1540-1550, память 6 июля)
• Свт. Петр (Могила), митр. Киевский (+ 1646, память 31 декабря)
• Прмч. Афанасий Брестский, игумен (+ 1648, память 20 июля, 5 сентября)
• Прп. Иов Почаевский, игумен (+ 1651, память 6 мая, 8 августа, 28 августа, 28 октября)
• Прмч. Макарий Каневский, Пинский, Овручский, Переяславский, архим., чудотворец (+ 1678, память 13 мая, 7 сентября)
• Свт. Иннокентий Иркутский, еп. (+ 1731, память 9 февраля, 26 ноября)
• Сщмч. Максим Сандович, свящ. Горлицкий (+ 1914, память 24 августа)
• Сщмч. Амвросий (Гудко), еп. Сарапульский (+ 1918, память 27 июля)
• Мч. Николай Варжанский (+ 1918, память 23 августа)
• Сщмч. Назарий (Лежава), митр. Кутаисский (+ 1924, память 14 августа)
• Сщмч. Александр Скальский, прот. (+ 1933, память 4 января)
• Сщисп. Василий Малахов, свящ. (+ 1937, память 11 марта)
• Сщмч. Мирон Ржепик, прот. (+ 1937, память 31 августа)
• Прмч. Евгений (Выжва), игум. (+ 1937, память 7 сентября)
• Мч. Владимир Правдолюбов (+ 1937, память 21 сентября)
• Сщмч. Корнилий Удилович, свящ. (+ 1937, память 24 ноября)
• Сщмч. Аркадий (Остальский), еп. Бежецкий (+ 1937, память 16 декабря)
• Сщмч. Илия Бенеманский, свящ. (+ 1937, память 18 декабря)
• Сщмч. Арефа Насонов, свящ. (+ 1938, память 28 декабря)
• Сщмч. Павел, свящ., и мц. Иоанна Швайк (+ 1943)
• Сщмч. Сергий Захарчук, свящ. (+ 1943)
• Сщмч. Николай Голец, свящ. (+ 1944)
• Сщмч. Петр Огрызенко, свящ. (+ 1944)
• Прп. Амфилохий (Головатюк), Почаевский (+ 1970, память 29 апреля, 19 декабря)
Тропарь
глас 4
Приспе день светлаго торжества, людии волынстии радуются, и с ними вся Российская Церковь ликовствует во псалмех и пениих, и песнех духовных, днесь бо, якоже солнце незаходимое, всем возсия память святых и богомужных угодников и чудотворцев Волынских святителя Стефана чуднаго, иерархом Волынским первопрестольника, и святаго благовернаго Ярополка, блаженнаго страдальца богомужнаго, и с ним Амфилохия, святителя Волынского, и победоноснаго Феодора, Острожского князя богодарованнаго, и преподобнаго Иова, Почаевскаго присноблаженнаго, ихже молитвами, Господи, землю отеческую нашу в Православии и мире утверди, и спаси всех имуще купно о нас Молитвенницу усердную, Пресвятую Матерь Свою Богородицу, благодатне сияющую в цельбоносней стопе Своей и чудотворней иконе на горе Почаевстей и заступленьми прочих угодников волынския паствы, Иулианиии, блаженныя девы Ольшанския, и святаго преподобномученика Макария, архимандрита Овручскаго.
Ин тропарь
глас той же
Приспе день светлаго торжества, обитель Печерская радуется и с нею благословенная Почаевская лавра ликовствует во псалмех и пениих, и песнех духовных, днесь бо, якоже солнце незаходимое, всем возсия память преподобных и богоносных отец Печерских, от нихже волею Божиею изыдоша первоначальницы иноческаго жития на горе Почаевстей, ихже молитвами, Господи, землю отечествен¬ную нашу в Православии и мире утверди и помилуй всех, имуще купно о нас Молитвенницу и Заступницу усердную, Пречистую Матерь Свою Богородицу, от лет древних благодатне сияющую в цельбоносней стопе Своей и чудотворней Своей иконе в обители Почаевстей в просвещение и спасение душ наших.
Кондак
глас 8
Избранным чудотворцам и изрядным угодником Волынския земли, похвальная восписуем вам, святии: Ярополче святый, Стефане, Амфилохие, Феодоре, Иулиание, Иове и Макарие, присноблажении! Тем яко имущии благодать и милость у Христа Бога нашего, от всяких нас бед свободите да выну вашею помощию избавляемии, вопием вам благодарне: радуйтеся, преславнии угодницы Божии и земли Волынския украшение.
Ин кондак
глас той же
Избраннии от родов угодницы Божии, преподобнии Печерстии: Мер¬курие и Симеоне, Акиндине же, Лукиане, Памво и Поликарпе, Авраамие, Алексие, Евстафие, Елладие, Ефреме, Иерониме, Луко, Меладие, Онисиме, Персие, Павле, Сергие, Сисое и Феофиле, Анатолие же, Афанасие, Исидоре, Кассиане, Лаврентие, Пафнутие, Пиоре, Сисое вторый и Софроние, от нихже изыдоша первоначальницы иноче¬с¬каго жития на горе Почаевстей, вас не потаила есть земля, небо же и ра鬬ския селения отверзошася вам. Темже мы, похвальная песни Богу, прославльшему вас в памяти вашей, приносяще, из глубины душевныя вопием вам: от всех бед вашими молитвами заступайте нас, зовущих: радуйтеся, Печерстии чудотворцы и обители Почаевския слава и утверждение.
Икона Богородицы Акафистная Зографская (Предвозвестительница)
Прославилась в Зографском болгарском монастыре на Афоне в XIII веке, во времена первых попыток насадить Восточной Церкви унию (слияние православного и католического вероисповеданий). За редким исключением, афонские обители унию отклонили и стали жертвами вооруженных нападений её сторонников.
Однажды старец, подвизавшийся вблизи Зографского монастыря, читал акафист перед этой иконой и на своё приветствие Богоматери: «Радуйся!», услышал от Её иконы слова: «Радуйся и ты, старче Божий». Затем Матерь Божия повелела ему скорее идти в монастырь и предупредить всех о надвигающейся опасности. Старец немедленно поспешил в обитель и, когда вошёл в монастырские ворота, то увидел, что его келейная икона, перед которой он только что читал акафист, уже находится при дверях монастыря. Он пал перед нею в благоговейной молитве и, взяв икону, явился к игумену.
Услышав о близкой опасности, слабые из братии скрылись в горах и пропастях, а 26 иноков, в том числе старец и игумен, заперлись в монастырской башне. 10 октября 1276 года сторонники унии, подступив к монастырю, после безуспешных уговоров подчиниться папскому престолу, подожгли башню. Иноки, отказавшиеся изменить Православию, погибли в огне, приняв мученическую кончину.
Уцелевшие в горах насельники монастыря, вернувшись в разорённую обитель, под развалинами и пеплом пожарища обнаружили невредимым чудотворный образ, предупредивший старца об опасности. Памятуя об этом предупреждении, икону называют также «Предвозвестительница».
Святитель Амфилохий Печерский, епископ
Был поставлен на епископскую кафедру 27 августа 1105 г. и 17 лет управлял своей паствой. Годы его святительства были беспокойным временем княжеских междоусобиц и столкновений. Святитель Амфилохий много потрудился в обращении ко Христу язычников, а также в искоренении языческих суеверий. Перед смертью святитель Амфилохий переселился в пещеру Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1122 г.
Святитель Амфилохий епископствовал в одной из древнейших русских епархий - Владимиро-Волынской, учрежденной еще святым равноапостольным князем Владимиром. Святитель Амфилохий был третьим архипастырем на этой кафедре. Первым Владимиро-Волынским епископом был Стефан, поставленный самим равноапостольным Владимиром; его преемником - преподобный игумен Печерский Стефан (память 27 апреля), восприявший игуменство от преподобного Феодосия (память 3 мая). Святитель Амфилохий был хиротонисан во епископа 27 августа 1105 года митрополитом Киевским Никифором (1103 - 1121) и семнадцать лет управлял Владимиро-Волынской паствой. Всего несколько поколений отделяли его время от Крещения Руси, и святителю пришлось немало потрудиться в обращении ко Христу язычников, а также в искоренении языческих суеверий у новокрещеных и умирению княжеских междоусобиц.
Оставив святительство, он продолжил служение Богу в пещерах Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1122 году. Празднование его памяти - 10 октября, совместно с другими святыми Волынского края, было установлено в 1831 году, после возвращения Почаевской Лавры на Волыни к Православию.
Тропарь святителю Амфилохию, епископу Владимиро-Волынскому
глас 4
От мирскаго мятежа изшед, в пещерах Киевских Феодосия блаженнаго Богомудренно вселился еси, святителю Христов отче Амфилохие, и отсюду во епископа Богоспасаемей пастве Владимиро-Волынстей поставленный, в трудех, бдениих и пощениих свято подвизался еси. И тако достиг добродетелей совершенства, паки в пещеры святыя возвратился еси, идеже и дух свой благочестно предал еси Господеви, всечестне, к лику преподобных Печерских пречтен, с нимиже молися Христу, всечестне, спастися душам нашим.
Кондак святителю Амфилохию, епископу Владимиро-Волынскому
глас 8
Звезду Волынскую, из пещернаго мрака от Киева возсиявшую, и от Волыни второе пещеры заветныя житием своим и блаженною кончиною, и прославлением своим озарившаго, всеблаженнаго Амфилохия, архипастыря Владимиро-Волынскаго почтим, просяще его, да в лике преподобных Печерских водворяяся, молится купно о душах наших.
Величание святителя Амфилохия Печерского
Величаем тя, святителю отче Амфилохие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Преподобный Вассиан Константинопольский
(Преподобный Вассиан Константинопольский Миниатюра Минология Василия II)
Родился в восточной Сирии. Он подвизался в Константинополе, где в то время правил благочестивый император Маркиан (450 - 457). В обители, игуменом которой был преподобный Вассиан, насчитывалось до трехсот иноков. Среди них была и преподобная Матрона, переодетая в мужское платье. В своем монастыре преподобный Вассиан дожил до глубокой старости, прославившись добродетельной жизнью и многими чудесами, и мирно отошел ко Господу.
Святитель Павлин, первый епископ Йоркский
Святой Павлин был римлянином по происхождению; Беда Достопочтенный описывает его так:
человек «высокого роста, с темными волосами и тонким орлиным носом».
Святой Павлин обосновался в Кентербери, столице королевства Кент, где и провел 24 года. Сюда были привезены облачения, священные сосуды, мощи святых, алтарные покровы, украшения для церквей и «многочисленные книги». Когда святой король Кента Этельберт пожелал выдать свою дочь Этельбургу замуж за короля Нортумбрии Эдвина (тогда еще язычника), монах (или, скорее, иеромонах) Павлин был призван к иному служению. Получив обещание от короля Эдвина, что в Нортумбрии не будет чиниться никаких препятствий христианской вере, архиепископ Иуст Кентерберийский совершил 21 июля 625 года над святым Павлином, «человеком, любимым Богом» (как пишет святой Беда), хиротонию во епископа.
Ему поручили миссию на севере, а также доверили Этельбургу и людей, отправлявшихся вместе с нею. Святой Павлин стал личным священником Этельбурги, он ежедневно совершал литургию и давал ей наставления.
Сначала святой Павлин именовался «епископом нортумбрийцев». И так как Эдвин показал готовность следовать в жизни и вере христианскому учению, то святой Павлин надеялся преуспеть в роли миссионера. Открывалась долгожданная возможность для миссии святителя Августина продвинуться с юга Англии дальше на север, о чем миссионеры не переставали усердно молиться. Ясно, что намерением святителя Павлина было не только «предотвратить с помощию Божией отпадение от веры тех, кто прибыл с ним, но и обращать по мере сил своею проповедью язычников к вере», «принести народу знание христианской истины» (святой Беда). И ради этого он непрестанно трудился.
На следующий год королева Этельбурга родила дочь, которую назвали Энфледой и крестили в день Пятидесятницы вместе с двенадцатью другими нортумбрийцами. Настолько важным было это событие, что даже папа Бонифаций направил послание королю, а затем и королеве, обязывая Эдвина принять святое крещение. И Эдвин крестился в 627 году, отмеченном также разрушением главного языческого храма и идолов их собственным верховным жрецом в Нортумбрии, в городке под названием Гудманхем в Йоркшире, чего и добивался святой Павлин. Король Эдвин принял таинство крещения в день Пасхи 12 апреля, вместе с ним крестились многие как из знати, так и из простых людей. Эдвина крестили в Йорке в деревянной церкви во имя апостола Петра, которую воздвиг сам король. Позднее она была перестроена в каменную. Можно предположить, что народ крестился в другом месте, например в реке Дервент, рядом с которой находилась королевская резиденция. До сих пор часть этой реки рядом с римской крепостью у города Мэлтон носит название «Иордан» в память о тех исторически значимых событиях.
Следующие шесть лет святой Павлин проповедовал по всему северу. В эти годы он крестил и четырех сыновей короля Эдвина, а также его вторую дочь, внука и внучатую племянницу, будущую святую Хильду.
Однажды в королевском поместье Иверинг около Глендейла святитель Павлин 36 дней подряд наставлял в вере, оглашал и крестил людей в реке Глен, которая сейчас носит название Боуэнт. В Холистоуне области Кокетдейл королевства Нортумбрии святитель в 627 году крестил сразу три тысячи человек в «источнике Божией Матери», который здесь когда-то забил из земли и где со временем рядом была устроена купальня. Еще святой Павлин крестил в реке Свейл рядом с Кэттериком, где ему помогал преданный диакон Иаков, впоследствии прославленный в лике святых (память 17 августа). Святитель также проповедовал в Камберленде и построил каменную церковь в месте под названием «Камподун», которое можно отождествить с нынешним городом Тэнфилд в Йоркшире.
Из Нортумбрии вера христианская должна была распространяться далее. Столь сильными были вера и усердие короля Эдвина, что он лично уговорил короля восточных англов Эрпвальда вместе со всем его народом принять христианство. Святой Павлин же проповедовал к югу от реки Хамбер в районе Линдси. В Линкольне святитель крестил местного сельского старосту, по имени Блэкка, и всю его семью. Здесь святитель воздвиг каменную церковь «красивой работы» (по словам святого Беды), в ней он в 628 году посвятил Онория, будущего архиепископа Кентерберийского, в сан епископа. Он также крестил в реке Трент в районе Литтлборо и близ Саутуэлл графства Ноттингемшир, и здесь ему тоже помогал диакон Иаков.
С тех времен сохранилось следующее описание святителя Павлина: «Он был высокого роста и слегка сутулый, имел темные волосы и лицо настоящего аскета; нос его был тонкий и немного крючковатый. В нем чувствовалось величие истинного преподобного мужа».
Однако его успех был недолгим. 12 октября 633 года король Эдвин был убит в бою с языческим королем Пендой Мерсийским и его союзником Кадваллоном, который лишь на словах был христианином, а по делам своим - варваром. После кровавой резни главу Эдвина перенесли в церковь города Йорка, где она долгое время и хранилась, а самого Эдвина стали чтить как святого мученика за христианскую веру.
Епископ Павлин вместе с королевой Этельбургой и Энфледой, первой дочерью короля Эдвина, вернулся морем в Кент. Примерно в это время скончался епископ Роман Рочестерский, и его кафедра пустовала. Святитель Павлин, которому тогда было почти 60 лет, взял на себя служение в Рочестерской епархии Кента и оставался на этой должности последующие 11 лет своей жизни. Но только в 634 году он получил из Рима паллий как епископ Йорка (в то время в Риме еще не знали о гибели короля Эдвина).
Нам мало что известно о деятельности святителя Павлина в Рочестере. По преданию, он однажды совершил поездку в Гластонбери, где перестроил старинную церковь во имя святой Марии и покрыл ее крышу ментипским свинцом. В Кенте, как мы можем предположить, святитель Павлин помогал вдовствующей королеве Этельбурге устроить монастырь в Лиминдже.
Епископ Павлин скончался 10 октября 644 года, потрудившись в Англии 43 года.
Его помнили и почитали на севере. В Глендейле графства Нортумберленд в честь святителя Павлина освящена церковь Брэнкстона, хотя она и называется «церковью святого Павла» - имя «Павлин» часто сокращали до «Павел»: Paulinus - Paul. Источник неподалеку носит название «Паллинсбурн» - здесь, несомненно, святитель Павлин имел обыкновение крестить. В Дьюсбери графства Йоркшир находится каменный крест с надписью: «Здесь проповедовал и служил Павлин». Похожие кресты стояли в Изингуолде и западнее, в Уолли графства Ланкашир. В Линкольне церковь святого Павла (называемая также церковью святого Павлина) стоит на церковном холме на том самом месте, где святитель построил каменную церковь. Церковь святого Павла в Стамфорде, возможно, напоминает о миссионерской поездке святителя Павлина в Линкольншир. Собор Саутуэлл-Минстер, скорее всего, тоже стоит на месте одной из основанных святителем церквей. В графстве Кент близ Рочестера две церкви освящены в честь святого Павлина, напоминая о его святительском служении в этой области. Одна из них находится в Крэйфорде, а другая - в деревне Сент-Полс-Крей, получившей название от имени святого и от церкви, посвященной ему. Мощи святителя Павлина особенно почитали в Рочестере и Йорке. Так сохраняется память о святом Павлине, епископе Йорка и Рочестера.