Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 20-я по Пятидесятнице.
Апостола Фомы (I).
Сщмч. Никифора (Парасхеса-Кантакузина), архидиакона, экзарха Вселенского Патриарха (1599; Укр.); мц. Еротииды девы; прп. Киндея Кипрского, монаха (Греч.); прмч. Макария Кионского, Афонского, Прусского (1590; Греч.); Прпп. Илариона Нового (ранее XI в.), Иоанна, Иосифа, Калантия (Каландиона, Календиона) из Тамассии, Кассиана из Глифии и Кассиана из Аксилона Аламанских, Кипрских (Греч.).
Сщмч. Иоанна Рыбина, пресвитера (1937).
Икона Божией Матери: Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати).
Святые дня, молите Бога о нас!
Апостол Фома Дидим (Близнец)
Апостол Фома, называемый Близнец (по преданию, апостол Фома внешне был похож на Христа), был родом из Галилейского города Панеада (Северная Палестина) и занимался рыболовством. Услыхав божественное учение Христа и увидев чудеса Его, Фома последовал за Господом и был избран в число двенадцати апостолов (Мф. 10:2-4, Мк. 3:14-19, Лк. 6:13-16). В последующие времена он стал известен как «Фома неверующий».
Фома был одним из самых преданных учеников Господа. Преданность Фомы была плодом искренней любви, сердечной привязанности ко Господу. В Евангелии от Иоанна рассказывается, что когда Христос собирался уже отправиться в последнее Свое путешествие в Иерусалим, где, как известно, Его собирались схватить враги, то святой Фома призвал несколько оробевших апостолов следовать за Учителем до конца и если понадобиться, то и умереть вместе с Ним.
Иисусу очень нравился Фома, с которым он провел много длительных бесед с глазу на глаз. Его присутствие среди апостолов было огромным утешением для всех честных скептиков и помогло многим смущенным умам войти в царство, даже если они не могли целиком понять всех духовных и философских аспектов учений Иисуса. Апостольство Фомы было неизменным свидетельством того, что Иисус любит и честных скептиков.
Однако у Фомы был очень тяжелый и сварливый характер. Кроме того, ему была присуща некоторая подозрительность и пессимизм. Но чем лучше товарищи Фомы узнавали его, тем больше он им нравился. Они убедились в его абсолютной честности и непоколебимой преданности. Фома был в высшей степени искренним и правдивым человеком, однако он был от природы придирчив. Проклятьем его аналитического ума была подозрительность. Он уже терял веру в людей, когда познакомился с апостолами и, таким образом, соприкоснулся с благородной личностью Иисуса. Эта связь с Учителем сразу же начала преобразовывать весь характер Фомы, что привело к огромной перемене в его отношениях с другими людьми.
У Фомы бывали очень тяжелые дни; временами он становился мрачным и унылым. Однако, когда приходило время действовать, именно Фома всегда говорил: «Пошли!»
Фома служит прекрасным примером человека, который испытывает сомнения, вступает с ними в борьбу и побеждает. Это был человек логического склада ума, мыслитель.
Воскресение Христа
Обладая критическим сознанием, апостол Фома не поверил рассказам апостолов о Воскресении Иисуса Христа (его не было среди других десяти апостолов во время явления им воскресшего Учителя): «Пока не увижу на Его руках ран от гвоздей и не вложу в эти раны палец - не поверю!» (Ин. 20:25).
И вот ровно через неделю, на восьмой день после Воскресения опять были в доме ученики Христа и Фома был с ними. И снова явился пред ними Господь и показал Свои раны и предложил Фоме вложить палец (перст) в раны: «Дай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27).
После этого Фома уверовал и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).
Тогда Иисус с укоризной ему заметил: «Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).
(воспоминание уверения апостола Фомы)
Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа.
(Неверие святого Фомы, Караваджо 1601-02)
Сомнение Фомы послужило окончательному утверждению в вере учеников Христа.
Мы видим, что вера апостола Фомы была весьма сильной и даже больше, чем у многих других апостолов. Просто само событие Воскресение Христова настолько невероятно, настолько радостно, настолько преображает весь мир, что даже страшно было в него поверить, поверить, что неужели это правда, неужели такое счастье возможно в этом мире?
Фома во многом сомневался и был недоверчив, однако, в Евангелии нет ни одного места, где бы Фома высказывал свои сомнения Христу или бы сомневался в Его мнении, или спорил бы с Ним. И в данном случае, Фома не поверил не Христу, а апостолам! Тем более, что они не раз уже являли своё малодушие (Иуда предал Его целованием; Петр хвалился быть верным до смерти и в тут же ночь отрекся от Него; во время ареста Иисуса, в Гефсиманском саду, все ученики разбежались прочь). Более того, ходил слух, что ученики хотят выкрасть из пещерного гроба тело Христа и симулировать Его воскресение. Вполне закономерно, что Фома не поверил апостолам.
«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».
Проповедь в Индии
После вознесения Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа апостолы бросили между собою жребий, куда каждому из них идти для проповедания Слова Божия. Фоме выпал жребий идти в Индию, чтобы научить истинной вере различные обитавшие там народы - парфян и мидян, персов и гиркан, бактрийцев и брахманов и всех самых дальних обитателей Индии.
Фома пришёл в ужас, что ему надо идти в такие дикие страны; но ему явился в видении Господь, укрепляя его и повелевая быть мужественным и не страшиться, и обещал Сам пребывать с ним.
И Апостол Фома стал проповедовать в Палестине, Месопотамии, Пирфии, Эфиопии и Индии, основывая там христианские Церкви.
(Проповедь апостола Фомы в Индии)
О путешествии апостола Фомы в Индию рассказывается в неканонических источниках. Это апокриф «Евангелие святого Фомы» и индийские сборники Маргом Кали и Мапилла Паатту.
Апостол св. Фома приплыл в Кералу и основал там христианскую церковь, окрестив местных жителей. Обычно они упоминаются как сирийские христиане. По преданию, Св. Фома прожил в Керале 12 лет.
Много злоключений выпало на долю апостола. Об этом сохранились древние предания.
На пути в Индию апостолу Фоме встретился богатый купец Аван, который был послан от индийского царя Гундафора в Палестину, чтобы сыскать хорошего архитектора для постройки царского дворца наподобие дворцов римских кесарей. По внушению Господа, св. Фома выдал себя за архитектора и они вместе отправились в Индию. По прибытии, Аван представил апостола индийскому радже (царю Махадеван) как весьма искусного зодчего, и раджа повелел Фоме построить для него великолепный дворец. Фома сказал, что он построит такой дворец, и он будет даже лучше, чем царь может себе представить. Для постройки апостол получил очень много золота, которое раздал бедным и неимущим. Прошло два года и раджа вновь пригласил к себе апостола и спросил, что удалось сделать за этот период. А апостол Фома ответил, что дворец уже почти готов, осталось лишь только закончить крышу. Обрадованный царь вновь дал Фоме золото, чтобы крыша соответствовала великолепию и красоте дворца. Апостол снова раздал все эти деньги больным, неимущим и бедным людям.
Тогда доложили радже, что на том месте, где должен стоять дворец, еще ничего не построено. Разгневанный царь пригласил Фому и спросил, построил ли он что-нибудь или нет, а Фома ответил, что дворец готов, но построил он его на небесах. «Когда ты перейдешь из этой временной жизни, - сказал Фома, - то там, на небе, ты обнаружишь прекрасный дворец, в котором ты будешь пребывать вечно». Раджа в этом ответе заподозрил обман и решил, что апостол открыто насмехается над ним, и поэтому приказал тяжко его мучить.
В это время умер брат раджи, которого он очень любил. В этом горе он множество дней безутешно оплакивал смерть своего брата. А душа этого брата-язычника также была вознесена на небо и ей, как и всякой другой душе, были показаны и райские обители, и ад. И когда она осматривала рай, то в одном месте увидела великолепнейшее строение, такое прекрасное, что ей захотелось пребывать в нем вечно. И тогда душа спросила Ангела, который водил ее по раю, кому принадлежит это место. И Ангел ответил, что это - дворец его брата, для него построены эти великолепные палаты. И тогда душа стала просить Ангела о том, чтобы он разрешил ей вернуться на Землю для того, чтобы испросить у своего брата разрешение войти в уготованные ему палаты. И Ангел разрешил ей вернуться в бездыханное тело.
И произошло чудо - умерший брат раджи воскрес. Какое было ликование, какая была радость, когда царь услышал, что его брат ожил. Когда состоялась их первая беседа, брат стал ему рассказывать, что произошло с его душой после смерти. И он сказал: «Помнишь, ты когда-то обещал отдать мне полцарства, - не нужно мне этого дара, но дай разрешение, чтобы тот дворец, который уготован тебе в Царстве Небесном, был и моим дворцом». И понял раджа, что Фома не обманывал его, что для него Господь уже уготовал место в Царстве Небесном. Тогда раскаявшийся раджа не только выпустил Фому из заключения, попросив у него прощения, но и принял Крещение.
Успение Богородицы
В то время, когда Фома просвещал проповедью Евангелия индийские страны, наступило время честного преставления Божией Матери. В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам для проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел со своими учениками: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Отсутствовал только апостол Фома.
По устроению Божию, только через три дня после погребения Девы Марии апостол Фома вернулся в Иерусалим и был очень опечален тем, что не смог попрощаться и поклониться Божией Матери. Тогда, по общему соглашению святых апостолов, для святого Фомы открыли гробницу Пресвятой Богородицы, чтобы дать ему возможность проститься с Божьей Матерью. Но, к их изумлению, тела Богородицы в пещере не было, остались только погребальные одежды. И отсюда все твердо уверились в том, что Матерь Божия, подобно Сыну Своему, воскресла в третий день и с телом была взята на небеса.
Господь по особому усмотрению Своему замедлил прибытие святого Фомы ко дню преставления Пречистой Богородицы, чтобы для него был открыт гроб, и верующие, таким образом, уверовали, что Матерь Божия с телом была взята на небо, подобно тому как ранее, чрез неверие того же апостола Фомы, уверовали в воскресение Христово.
Существует предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба.
Кончина апостола Фомы
После сего Фома снова вернулся в Индийские страны и проповедовал там Христа, обращая многих к вере знамениями и чудесами.
Затем апостол пошел еще дальше, в Каламидскую страну, и, проповедуя здесь Христа, обратил к вере двух женщин, одна из которых была женой тамошнего царя Муздия (правителя индийского города Мелипура). Обе женщины настолько уверовали, что отказались от плотского сожительства со своими нечестивыми мужьями. Это очень разгневало царя и его приближенных и святой апостол был заключен в темницу, где претерпел пытки.
Проповедь Евангелия святой апостол закончил мученической смертью: Фома был пронзен пятью копьями на горе во время молитвы перед крестом, вырезанным им лично из камня. Он умер, обнимая этот крест, и был похоронен на том месте, где ныне находится католическая базилика св. Фомы на берегу моря в Ченнае (Мадрасе).
(Индия, Ченнай (до 1996 года - Мадрас) Собор Святого Фомы)
(Реликварий с частицей мощей Апостола Фомы в городе Ченнаи (Индия))
По преданию, царь Муздий уверовал во Христа уже после смерти апостола Фомы и со всеми своими вельможами принял крещение.
Гору, где мученически казнили Фому, в последствии назвали его именем.
Место мученической кончины апостола Фомы указывают в Калурмине - на одной высокой скале, отстоящей верстах в 6-ти от Малипура, куда Фома часто ходил для молитвы.
О мученической кончине апостола Фомы в Индии сообщают, что он принял ее либо в 68 году, либо в 72 году.
Мощи святого апостола Фомы
Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии, Италии и на Афоне.
Мощи святого апостола пребывали нетронутыми в Индии до IV века.
Но в 385 году часть мощей апостола Фомы была перенесена из Индии в Месопотамию в город Эдессу (ныне Орфа). В Эдессе над мощами святого апостола была построена, великолепная церковь, куда из отдаленных стран стекались богомольцы. Впоследствии часть мощей апостола Фомы была перенесена в Константинополь, где во имя его был создан храм при императоре Анастасие (490-518 гг.) царским сановником Аманцием.
В 1143 году в результате войны с мусульманами город Эдесса пал. Чтобы сохранить святые мощи от поругания, крестоносцы перенесли их на остров Хиос в Эгейском море.
В 1258 году между генуэзцами и венецианцами произошло сражение за контроль над основными морскими путями, ведущими на Восток. Победу в битве одержали венецианцы, которые перенесли святые мощи апостола Фомы с острова Хиос в свой город Ортона (Италия).
С тех пор и по сей день мощи святого апостола Фомы хранятся в соборе города Ортоны, в который стекаются многочисленные паломники со всего света для поклонения святыне.
(Кафедральный Ортонский собор во имя святого апостола Фомы (Basilica San Tommaso Apostolo))
Тропарь апостола Фомы
глас 2
Ученик Христов быв,/ Божественнаго собора апостольскаго сопричастник,/ неверствием бо Христово Воскресение известив/ и Того пречистую страсть осязанием уверив,/ Фомо всехвальне,// и ныне нам проси мира и велия милости.
Кондак апостола Фомы
глас 4
Премудрости благодати исполнен,/ Христов апостол/ и служитель истинный/ в покаянии вопияше Тебе:// Ты мой еси Бог же и Господь.
Молитва святому апостолу Фоме
О святый апостоле Христов Фомо! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время неверия, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем суде Христове; да прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.
Священномученик Никифор (Парасхес-Кантакузин), архидиакон, экзарх Вселенского патриарха в Молдавии и Речи Посполитой
Память 6 октября (Укр.) и в Соборах Белорусских и Галицких святых
Родился в Константинополе, в состоятельной семье в 1540-х годах. Образование он получил в Италии в Падуанском университете, где учились многие православные греки. Немалое число православных, обучавшихся в те времена в Италии, попадало под влияние западной культуры и уходило из Церкви, причем некоторые становились активными противниками Православия. С Никифором этого не произошло, хотя некоторое время он после окончания университета оставался в Падуе, где преподавал греческий язык.
Свою верность православию Никифор выразил тем, что принял сан диакона и стал служить в православном соборе святого Марка в Венеции, где пробыл семь лет, занимая должность проповедника. Несомненно, что за долгие годы жизни в Италии он хорошо изучил римо-католицизм и западную культуру.
В начале 1580-х годов, он оказывается в Константинополе и вскоре начинает занимать видное положение в Константинопольской Патриархии. Нигде в известных документах не говорится о том, был ли Никифор монахом. Однако известный нам путь его жизни позволяет утверждать, что своей семьи у него не было - вероятно он был монах или целибат. С самого начала своей деятельности в Константинополе Никифор проявил необычную энергию в защите учения и традиций Православия. Так, поездка в Молдавию в город Яссы за сбором средств в патриаршую казну привела его к необходимости выступить за сохранение старого календаря и против уже тогда насаждаемой унии.
В этот же период он познакомился с такими видными деятелями как князь Константин Острожский и канцлер Я. Замойский. Они пригласили Никифора преподавать в основанных ими школах. Естественно, что Никифор принял приглашение православного князя Константина и отверг просьбу католика Замойского. Однако, несмотря на конфессиональные расхождения и проблему календаря, у Никифора сложились в этот период хорошие отношения с польским канцлером.
В период заточения патриарха Иеремии на острове Родос Никифор проявил исключительную активность в делах Константинопольского Патриархата. Ему пришлось столкнуться с крайним упадком дел в Патриархии. Он употреблял все свои силы на восстановление законной власти и порядка в Церкви, но потерпел поражение. Его отправили в ссылку на остров Кипр. Он был также оклеветан перед русским послом, что имело немалое значение, поскольку русское влияние на дела Константинопольского Патриархата в то время было весьма велико.
Однако, Никифор бежал из заключения и вновь включился в борьбу за канонический строй в Церкви. За время отсутсвия патриарха Иеремии управлять расстроенными делами Патриархата пришлось Никифору, что было тяжелой задачей, так как Патриархия была разорена и имела огромные долги.
Никифор очень чтил патриарха Иеремию, которого называл человеком святой жизни и патриарх Иеремия был возвращен на престол благодаря его усилиям. Однако возвращение Иеремии на престол в конце 1587 года не освободило Никифора от тяжелых обязанностей по налаживанию дел в Патриархии. Патриарх Иеремия решил самолично отправиться "на святую Русь" просить помощи, а местоблюстителем патриаршего престола оставил Никифора. Таким образом Никифор, оставаясь в сане диакона, в общей сложности, в течение трех лет управлял делами Патриархата - возможно уникальный случай в истории Православной Церкви.
Прозвище "мудрейший", которое было присвоено Никифору, соответствовало его дарованиям и размаху деятельности. Он пользовался любовью и полным доверием патриарха Иеремии несмотря на многочисленных врагов, пытавшихся скомпрометировать его в глазах патриарха. Особые права, которые Никифор получил в качестве экзарха, были утверждены грамотой двух патриархов - Иеремии и Мелетия Александрийского.
В борьбу с унией экзарх Никифор первоначально вступил в Молдавии, организовав осуждение унии на Соборе в Яссах летом 1595 года, нарушив планы римо-католиков. По инициативе Никифора был отстранен епископ Георгий (Могила), проводивший униатскую линию. Одновременно решения Ясского Собора, в которых уния резко и сурово осуждалась, явились поддержкой для православных в Польше, сопротивлявшихся насильственному введению унии.
В период пребывания Никифора в Молдавии, там сложилась острая ситуация. Осуждение унии прозвучало 17 августа, а в сентябре к Яссам подошел польский военный отряд под начальством Я. Замойского, давно знакомого с Никифором. Но в октябре сюда подошли 42-тысячные войска татар и турок, окружившие поляков. Неподалеку находилась еще одна 40-тысячная турецкая армия. Никифор вступил в переговоры с турками и сумел добиться отвода татарского войска, чем спас поляков.
На молдавском господарском престоле, благодаря Никифору, был утвержден Иеремия Могила, брат отстраненного епископа Георгия. Другим кандидатом был турецкий ставленник, но именно христианин Иеремия, польский кандидат, получил помощь от экзарха. Возможно, что Никифор, собиравшийся в это время ехать в Польшу по делам унии, рассчитывал на признательную оценку его действий со стороны польского правительства. Но вопреки таким ожиданиям гетман Замойский коварно предложил Никифору заехать в пограничный город Хотин для встречи с ним. На самом деле это была ловушка и Никифор, приехав в Хотин, был тотчас арестован как турецкий шпион. Никифор провел в заключении полгода. Опасаясь его влияния на православных, польское правительство и король Сигизмунд III не собирались его выпускать.
Тогда Никифор бежал из заключения, но вместо возвращения в безопастность в Константинополь, он углубился в польские земли с целью выполнить свой долг по защите Православия от унии. Прибытие Никифора в Брест на Собор, куда он явился под покровительством князя Константина Острожского, имело решающее значение для дальнейшего развития событий. Архидиакон Никифор с его громадным опытом и умом сумел организовать православных и провести заседания православной стороны так, что решения православного Собора получили законную силу, а униаты были осуждены. Донесения в Рим папского нунция и приставленного к Никифору иезуита Петра Аркудия, свидетельствуют о растерянности, беспокойстве и ожесточении римо-католиков. Никифор, по их мнению, был очень опасен, подрывал авторитет короля, присвоил себе неподлежащую власть и т.д.
Сразу после Собора начались гонения на православных, но и в этих условиях Никифор продолжал вести себя независимо и бесстрашно. Когда Кирилл (Лукарь) и другие греки поспешно покинули страну, Никифор остался, продолжая организовывать сопротивление унии, рассылая послания, ободряя и убеждая малодушных. Он пребывал в землях князя Константина Острожского и преподавал в Острожской академии.
Вскоре Никифор был обвинен в шпионаже в пользу Турции. Инициатором преследования Никифора выступил гетман Я. Замойский. Никифор был привлечен к суду, на котором обвинителям не удалось ничего доказать. Обвиняли Никифора не только в шпионаже, но и в других преступлениях, обеспечивающих ему смертную казнь: чернокнижие, убийство, прелюбодеяние с матерью султана, враждебные Польше действия в Молдавии. Все эти обвинения не имели под собой почвы, а лишь изобличали ненависть к Никифору со стороны организаторов унии. Никифор держался независимо и решительно отвел все обвинения. Суд закончился полным провалом обвинителей, однако Никифор на свободу выпущен не был.
Без всякого приговора он был отправлен в Мальборгский замок. Хотя судьбой экзарха интересовался Турецкий султан, король Сигизмунд III заверил его, что Никифор помогает казакам и является московским шпионом. Ходатайства греческих иерархов, в частности, Александрийского патриарха Мелетия, были проигнорированы польским правительством. Князь Константин Острожский, выступавший в защиту Никифора, также не проявил особой настойчивости.
Через два года после процесса Никифор умер в заключении от голода. Смерть Никифора тщательно скрывалась поляками, но тем не менее, в настоящее время обнаружено несколько документов, с достоверностью свидетельствующих о его насильственной смерти. Важнейшим из них является обнаруженное Жуковичем письмо Ипатия Поцея Яну Сапеге с упоминанием "изменника Никифора, издохшего в Мальборке". Другие два свидетельства принадлежат православным. В одном из них говорится, что Никифор замучен в 1599 году; в другом он упоминается вместе со Стефаном Зизанием, также пострадавшим за Веру.
Священномученик Никифор как ревностный защитник Православия и борец против унии был канонизован Священным Синодом Украинской Православной Церкви как местночтимый святой в 2001 году с установлением памяти ему 6 октября. Чин прославления был совершён митрополитом Киевским Владимиром 28 октября того же года в Львовском Георгиевском кафедральном соборе. Вскоре Святой Синод Белорусской Православной Церкви, рассмотрев житие, труды, подвиги и церковное служение архидиакона Никифора, прославил его в лике священномучеников в числе местночтимых святых Белорусского Экзархата деянием от 31 января 2002 года. Так как день его мученической кончины неизвестен, при его прославлении его имя лишь было внесено в Собор Белорусских святых.
Тропарь
глас 5
Земли Греческия отрасль преславная священномучениче архидиаконе Никифоре, латинских лукавствий обличителю, веры православныя утверждение, за Христа быв гладом уморен, на небеси песнь Ему поеши дивную; о нас моли спастися душам нашим.
Кондак
глас 3
На соборе Берестейстем, Никифоре премудрый Экзарх, отступивших от веры Православныя посрамил еси, ныне же во граде небеснем у Христа Царя со ангелы ликуеши.
Мученица Еротиида (греч. ᾿Ερωτηΐς, ᾿Ερωτυλίς), дева
Точное время и место мученической кончины неизвестны. Житие святой не сохранилось. Согласно сведениям византийских стишных синаксарей, мученица Еротиида была сожжена язычниками.
В южнославянских и русских календарях память мч. Еротииды не упоминается. В греческой «Религиозной и нравственной энциклопедии» мц. Еротиида отождествлена с каппадокийской мц. Еротиидой (память 27 октября), что не подтверждается источниками.
Преподобный Киндей Кипрский
Это один из любимых и почитаемых святых на Кипре, поэтому киприоты часто посещают монастырь святого Кендея и древнюю церковь в честь святого, находящиеся в живописной местности вблизи деревни Авгору в округе Фамагуста.
Еще молодым пришел святой Кендей в Иерусалим и вместе с другими схимниками много лет жил в одной из пещер в Иорданской пустыне, испытывая себя голодом, бодрствованием, молитвами. В то время и совершил свое первое чудо святой Кендей, изгнав демонов из молодого сына Иерусалимского знатного жителя, которому никто не мог помочь. В благодарность за это его возвели в ранг Митрополита Иерусалимского, но через некоторое время он снова вернулся в пещеру, так как на православных были гонения, а затем вообще покинул Израиль и приехал на Кипр вместе с еще одним аскетом, святым Ионой (который стал Ионой Саламинским). В окрестностях деревни Авгору святой Кендей нашел пещеру, в которой он решил поселиться, и поклялся Богу, что не выйдет из пещеры до конца своей жизни и посвятит себя полностью Богу. После молитвы, уставший и испытывающий жажду, он, преклонив колена, попросил Бога о воде для себя и своего спутника Ионы, и мгновенно из-под камня забил источник чистой прохладной воды. На глазах обрадованных монахов свершилось чудо, и они поклялись проповедовать во имя и во славу Господа. Жители деревень, когда обнаружили источник, также поняли, что свершилось чудо, стали приходить слушать проповеди, стали приходить больные и немощные, прося излечения. После 17 - летней засухи он принес людям дождь, он излечил всех жителей окрестных деревень, и конечно же, его все любили и почитали.
А после смерти старца на этом месте построена сначала церковь, а затем и монастырь святого Кендея. Церковь построена предположительно в 7-м веке н.э. Некоторые ученые считают, что церковь моложе, то есть, построена около 10-го века, но вполне вероятно, что были обновлены фрески. Некоторые сохранились очень хорошо, а некоторые - в плохом состоянии, им требуется реставрация. А существующий монастырь построен совсем недавно, в прошлом веке, но раньше, очевидно, был какой-то монастырь, так как имеются остатки разрушенных келий, а также есть письменные свидетельства, что там жили монахи.
Хорошо сохранилась и пещера, в которой подвизался святой Кендей.
(по материалам:
http://xpam.name/?p=4087)
Священномученик Иоанн Рыбин, пресвитер
Священномученик Иоанн Ефимович Рыбин родился в 1877 в селе Журавлино в Самарской губернии в крестьянской семье. Служил псаломщиком и певчим, а в 1924 году был рукоположен во диакона. Через год он принял сан иерея и служил в храмах Самарской области. В 1929 году он был арестован и приговорен к ссылке с конфискацией имущества.
Находясь в ссылке в Карагандинской области, отец Иоанн служил в сельской церкви села Таволжанское. В 1931 году его приговорили еще к 5 годам ссылки, и священник продолжил служить в Таволжанском приходе до 1933 года, когда последовал новый приговор: 3 года лишения свободы за "невыполнение хлебопоставок и мясопоставок и невыполнение гособязательств по поставке картофеля". Из тюрьмы города Акмолинска его освободили по состоянию здоровья. И отец Иоанн вернулся в Таволжанское, где продолжил священническое служение и окормление своей паствы. В 1937 году его арестовали по обвинению в антисоветской агитации. В следственном деле говорится, что он "начал организовывать нелегальные богослужения в домах колхозников и у себя. Призывал колхозников соблюдать религиозные обряды, праздники. Собирал у себя молельные собрания".
Священномученика Иоанна Рыбина приговорили к расстрелу по статье 58-10 и расстреляли 19 октября 1937 года.
2 февраля 1966 реабилитирован прокуратурой Целиноградской обл. по 1937 году.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Икона Богородицы Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати)
Празднование 6 сентября, 6 октября.
Эта икона известна в наши дни только по имени. Сведений же о месте и времени ее явления не сохранилось никаких - существуют только догадки и предположения. Одни относят явление и прославление ее к началу IV века, именно к 301 году. По другим же известиям явление ее относится к более раннему времени - I веку, и приурочивается к проповеди св. апостола Фомы в Индии.
Еще одно наименование иконы - «О Всепетая Мати» связано с тем, что край «муарового» мафория Богородицы украшен каймой с текстом строфы 13-го кондака Великого Акафиста на церковно-славянском языке: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа». Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавляшеся от злых...».
В русской иконописной традиции эта иконография известна с XVII в. Наиболее раннее изображение Богоматери «О Всепетая Мати» встречается на нескольких листах Сийского лицевого иконописного подлинника XVII в. На одном из них икона именуется «Арапскою». В иконописной практике начала XX в. можно встретить также название «Аравийская».
Икона представляет собой поясное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте, ладонями легко поддерживающей Младенца Христа на уровне его предплечий. Руки Спасителя подняты и лежат на груди Богоматери. Иногда глава Божией Матери увенчана сказочной царской короной. Облачения Пресвятой Девы обычно состоят из красно-коричневого хитона и вишневого «облачного» мафория, являющегося символом горнего мира. На плечах и главе Богоматери вместо привычных звездиц - символов девства - изображены три медальона с головами ангела, которые иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы.
Возможно, в представлении XVII в. такое иконографическое прочтение образа связывалось с Востоком, Египтом и Палестиной, что отразилось в именовании иконы «Арабской» или «Аравийской».
На иконе из собрания Третьяковской Государственной галереи изображена Божия Матерь без венца и очень редко встречающееся левостороннее положение Младенца Спасителя. Христос облачен только в набедренный плат и гиматий, который на этой иконе имеет уникальную «облачную» форму и, словно окутывая, поддерживает и сокрывает Христа.