Продолжение...
Мгарские новомученики
В конце июня, в Мгарский монастырь прибыл большевистский Антоновский полк, монахи были тогда изгнаны, а помещения заняты красноармейцами. Братии монастыря пришлось ютиться по сараям. Места для солдат было достаточно, но они, видимо, ради кощунства, заняли также и теплую церковь, находящуюся под одной крышей с архиерейскими покоями, где устраивали оргии, приводили женщин, ходили в шапках и курили. Кроме того, в алтаре большевики взломали шкаф, откуда похитили шелковые и шерстяные подризники. С иконы Божией Матери были сорваны занавески и серебряный венец, который, как потом передавали, кощунники надевали на лошадь. В церкви разместилось более 500 человек. За неделю до прихода Добровольческой армии большевики ушли из монастыря, оставив разруху и оскверненные иконы в теплом храме, но никаких репрессий по отношению к братии тогда они не предприняли.
Первого августа 1919 года в монастырь пришел небольшой отряд Добровольческой армии, но под давлением превосходящих сил противника на следующий день отступил, и большевики снова вошли в монастырь. В тот же час после вступления в обитель они стали грабить и бесчинствовать: отняли у монахов все имеющиеся запасы продовольствия и скот.
5 августа, в канун престольного праздника, около четырех часов пополудни, перед началом всенощной, в фаэтоне приехали несколько большевиков и распорядились собрать всех монахов в ограде монастыря якобы для переписи, по их словам, на предмет зачисления на свой котел, так как все монастырское имущество перешло в их распоряжение. Не подозревая ничего дурного, монахи стали собираться в указанном месте. Когда пришел настоятель игумен Амвросий и 24 монаха, большевики объявили, что они арестованы за то, что встречали добровольцев и помогали им переправиться через реку Сулу возле монастыря. Арестованным приказали принести из лесу дрова и сложить их на площади. Вначале монахи не поняли, для чего было сделано это распоряжение, но через некоторое время, когда каждый из них принес по две охапки дров, один из большевиков, сопровождавших монахов, сказал: «Довольно, хватит с них для каждого», из чего братия сделала вывод, что их хотят сжечь. Но по неизвестным причинам после переговоров между собою красноармейцы переменили намерения: они стали торопиться, потребовали запрячь две пары волов в повозки и нагрузить их рожью и пшеницей и, отобрав все ключи, погнали арестованных монахов под конвоем в Лубны. Все распоряжавшиеся большевики, за исключением одного, были в военной форме.
Сначала арестованных монахов привели в военный комиссариат, где продержали около двух часов в отдельной комнате. Настоятеля монастыря игумена Амвросия повели в кабинет комиссара Бакая, где он пробыл более часа. По-видимому, в кабинете был и председатель исполкома Кузин. Из кабинета игумен вышел очень печальным и стал о чем-то тихо говорить с отцом ключарем. Около двенадцати часов ночи по приказу комиссара Бакая арестованных монахов привели под конвоем на вокзал, где продержали около двух часов, после чего погнали быстрым шагом по Пирятинской дороге. Их сопровождали семь красноармейцев - два верховых и пять пеших. Куда и зачем вели братию Мгарского монастыря, большевики никому не говорили. Но из разговоров между солдатами становилось ясно, что красные отступают к Лазоркам и, вероятно, заставят монахов там работать. Мимо колонны арестованных все время проходили отступающие войска и обозы большевиков.
Ночь выдалась теплая, накрапывал дождь.
Когда монахи прошли пять верст и остановились возле экономии Климовой, в семи верстах от Лубен, их нагнал и остановил отряд кавалерии. Послышался голос гладко выбритого человека среднего роста, лет 25-ти, одетого в серую тужурку. Это был комиссар Бакай. Он скомандовал разделить монахов на три партии по восемь человек. В первой партии оказался игумен Амвросий. Он стал умолять комиссара пощадить братию. Но к нему вплотную подошел Бакай и, проговорив сквозь зубы: «Довольно вам морочить людей», выстрелил в него в упор из револьвера. Игумен упал на землю, и в тот же момент по команде Бакая: «Исполнительная команда, стройся» - солдаты дали залп по остальным семи монахам.
В этой группе находился иеромонах Иларион. Пуля прошла сквозь него, и он упал вместе с другими, но через некоторое время пришел в себя и ползком добрался до канавы при дороге. Услышав, что приближается второй отряд, он спрятался в кустах, растущих над канавой. Оттуда он видел, как большевики этого отряда добивали выстрелами еще стонавших монахов и грабили их одежду. Оставшихся пленников повели дальше, и когда прошли около одной версты, то отделили еще восемь человек и также дали по ним залп.
Впоследствии иеродиакон Исаакий дал следующие показания: «Стреляли они по монахам почти в упор. Находился я во второй партии и после залпа по нам упал, притворившись убитым. После того с меня сняли сапоги и пошли дальше, приняв меня за убитого». Иеродиакон Евсевий говорил: «Из нашей группы было убито пять человек, а остальные спаслись, упав на землю и притворившись убитыми <...>. Стреляли они в нас шагах в четырех, не больше». Монах Христиан показал на следствии: «Находился я в третьей группе. Когда произвели в нас залп, я упал на землю и притворился убитым. Перед уходом они хотели снять сапоги, но найдя их плохими, оставили. Я не был совершенно ранен».
В последней группе из восьми человек был чудом спасшийся иеромонах Феофил. Он свидетельствовал: «Нас также провели около одной версты, а затем остановили, отвели в канаву и произвели в нас залп из винтовок на расстоянии пяти шагов от нас. Когда после первого залпа мы попадали на землю, то они произвели несколько выстрелов по лежавшим, и, не проверяя, кто убит, спешно пошли дальше. Из третьей группы, в которой находился и я, остались в живых, кроме меня, иеродиакон Нифонт, иеродиакон Евсевий и монах Христиан <...>. Когда они расстреливали, было очень темно <...>. Расстреляны тогда были следующие монахи:
Игумен Амвросий,
иеромонахи Аркадий,
Иоанникий,
Иона,
Иосиф,
Никанор,
Афанасий,
Феофан,
Серапион,
Никострат,
иеродиакон Иулиан,
монахи Иоанникий,
Герман,
Назарий,
Парфений,
Патапий,
Доримедонт».
(расстрелянные большевиками монахи Мгарского монастыря)
В связи с происшедшим был составлен протокол осмотра.
«1919 года сентября 22 дня судебный следователь Лубенского окружного суда по важнейшим I делам в присутствии ниже подписавшихся понятых, производил осмотр теплой церкви в Мгарском мужском монастыре с целью выяснения, какие повреждения были произведены большевиками, причем оказалось следующее: теплая церковь помещается под одной крышей с архиерейскими покоями, на площади, вблизи собора. Внутри церкви имеются следующие повреждения:
Северные врата, находящиеся в левой половине иконостаса, сорваны с петель и стоят прислоненными к иконостасу;
в иконе Божией Матери, помещающейся в левой половине иконостаса, на шее Божией Матери имеется след от удара штыком;
в иконе св. Афанасия, помещающейся в правой боковой двери иконостаса, имеется возле глаза след от удара штыком;
в киоте перед правым клиросом с иконы Благовещения Божией Матери сорван венчик. На сем протокол осмотра окончен».
В тот же день судебным следователем по важнейшим делам на основании обследований Лубенского уездного врача Георгия Ивановича Омельченко был составлен «Протокол судебно-медицинского освидетельствования» всех раненых, но не добитых во время расстрела монахов Мгарского монастыря. Иеромонаху Илариону была нанесена огнестрельная рана «в область правой половины груди, причем пуля от входного отверстия во втором межреберном промежутке спереди прошла через правое легкое к выходному отверстию близ нижнего угла правой лопатки. Рана эта, как проникающая в грудную полость, должна быть отнесена к разряду тяжких ран». Иеродиакону Модесту пуля попала в лицо, разрушив перегородку носа. Также были освидетельствованы и другие монахи.
Из-за спешки карателей и благодаря темной ночи уцелели: иеромонах Иларион, 67 лет, иеродиакон Исаакий (в миру Иоанн Паценко), 61 год, иеромонах Митрофан, иеромонах Феофил (в миру Федор Михайлов), 52 года, иеродиакон Нифонт, 51 год, иеродиакон Евсевий (в миру Евфимий Юрченко), 42 года, монах Христиан (в миру Мирон Сидоренко), 49 лет, и иеродиакон Модест (в миру Матфей Дудка), 44 года.
Дознание о расстреле 5 августа монахов Мгарского монастыря произвел надзиратель государственной стражи по Лубенской волости Василий Никитич Пономаренко, допросив оставшихся в живых монахов Илариона, Исаакия, Модеста и Нифонта, о чем 30 сентября 1919 года доложил судебному следователю по важнейшим делам Лубенского окружного суда.
«По их словам, - писал в отчете Пономаренко, - во время расстрела было так темно, что совершенно невозможно было различить человека. Кроме того, они выразили предположение, что большевиков могли настроить против монахов проживавшие в монастыре беженец и учительница, которые враждебно относились к монахам и не раз говорили, что всех их давно следовало перевешать». Иеродиакон Исаакий, один из чудесно спасшихся во время расстрела, говорил, что личности большевиков, подвергших их аресту, ему неизвестны, но он узнал проживавших некоторое время в монастыре беженца Григория Чека, писаря из села Мгари, и коммунистку Ксению Константиновну, жительницу Лубен, служившую, как выяснилось, начальницей коммунистических школ, которые относились к монахам и вообще к православной религии враждебно, а «5 августа, - засвидетельствовал отец Исаакий, - беженец [Григорий Чек] встретил на балконе гостиницы иеромонаха и нанес ему побои палкою, причем, кричал, что всех монахов нужно вешать».
Для дальнейшего расследования Лубенский окружной суд обратился к Полтавскому архиерею с просьбой «вырыть тела расстрелянных большевиками 17 монахов для производства над ними судебно-медицинского вскрытия. Но епископ Алексий 23 октября 1919 года отверг это предложение: «Не нахожу возможным беспокоить прах мучеников вскрытием их из могил».
8 мая 2008 года в резиденции Предстоятеля, в Киево-Печерской Лавре, под председательством Блаженнейшего Митрополита Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
В заседании приняли участие митрополиты: Одесский и Измаильский Агафангел, Луганский и Алчевский Иоанникий, Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, архиепископы: Хустский и Виноградовский Марк, Николаевский и Вознесенский Питирим, Белоцерковский и Богуславский Митрофан - управляющий делами УПЦ, а также епископ Горловский и Славянский Митрофан.
Синод заслушал рапорт Преосвященнейшего Ефрема, архиепископа Криворожского и Никопольского. Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых УПЦ, о причислении к лику местночтимых святых Полтавской епархии насельников Мгарского монастыря, которые пострадали в годы гонений на Церковь (ЖУРНАЛ № 36):
1) Игумена Амвросия; 2) Иеромонаха Аркадия; 3) Иеромонаха Иоанникия; 4) Иеромонаха Ионы; 5) Иеромонаха Иосифа; 6) Иеромонаха Никанора; 7) Иеромонаха Афанасия; 8) Иеромонаха Феофана; 9) Иеромонаха Серапиона; 10) Иеромонаха Никострата; 11) Иеромонаха Иулиана; 12) Монаха Иоанникия; 13) Монаха Германа; 14) Монаха Назария; 15) Монаха Парфения; 16) Монаха Потапия; 17) Монаха Доримедонта.
Рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и народное почитание насельников Мгарського монастыря, которые пострадали в годы гонений на Святую Церковь
РЕШИЛИ:
-Благословить для местного прославления и почитания: 1) Игумена Амвросия; 2) Иеромонаха Аркадия; 3) Иеромонаха Иоанникия; 4) Иеромонаха Ионы; 5) Иеромонаха Иосифа; 6) Иеромонаха Никанора; 7) Иеромонаха Афанасия; 8) Иеромонаха Феофана; 9) Иеромонаха Серапиона; 10) Иеромонаха Никострата; 11) Иеромонаха Иулиана; 12) Монаха Иоанникия; 13) Монаха Германа; 14) Монаха Назария; 15) Монаха Парфения;16) Монаха Потапия;17) Монаха Доримедонта.
-утвердить иконописное изображение святых.
-утвердить предложенные проекты тропаря и кондака святим преподобномученикам Мгарским.
-память святим преподобномученикам Мгарским совершать 24 июля/6 августа.
-Вознести благодарение Всемилостивому Богу, дивному во святых Своих, который явил нам новых молитвенников за нашу Святую Церковь и наш народ.
(Мгарский Спасо-Преображенский монастырь)
Тропарь
глас 1
Возвеличил еси, Христе Царю, сонм преподобномучеников новоявленных, в житии своем Тебе возвеличивших, и даже до смерти веру соблюдших; ихже молитвами, Милостиве Господи, обитель Мгарскую и землю Полтавскую невредимы сохрани, людем всем во Православии крепкое стояние даруй, и излей на ны богатыя Твоя милости.
Кондак
глас 8
Взбраннаго Воеводы добльственнии воини, Царю Небесному добре послужившии и веру даже до смерти сохраншии, преподобномученицы обители Мгарския, восхваляем вас, любовию зовуще: Радуйтеся, страстотерпцы преподобнии, Церкве Православныя светлое украшение.
Молитва
О, преподобнейшии отцы, новии мученицы обители Мгарския! Предстояще на месте подвигов ваших пред иконою вашею честною, смиренно припадаем к вам и славословим Бога, укрепившаго вас в подвизе, даровавшаго поприще ваше безпорочно преити, веру сохранити и безбожных не убоятися!
Темже к вам, яко изрядным ходатаям нашим прибегаем и тепле молимся, да испросите обители вашей изрядных милостей от Бога, всем же иноком Мгарским спасительных подвигов и добраго дерзновения.
Молите Господа, да укрепит веру православную в земли Полтавстей и всем Отечествии нашем, всех же человеков да просветит светом Своея истины, омраченных грехами к покаянию приведет, заблудивших от пути спасительнаго ко спасению направит, погибельными ересьми ослепленным да дарует умное зрение, расколом увлеченных да привлечет паки к Церкви Святей любовию Своею Божественною.
Предстательством вашим, о всехвальнии мученицы, да сподобимся все мы, добре поживше, в покаянии всецелом и любви совершенней ко Господу и ближнему прейти к небесному Отечеству нашему, идеже с вами сподобимся всегда воспевати всесладостное имя Божие во веки веков. Аминь.
Мученики Пребиловацские
На прошедшем с 14 по 29 мая 2015 года в Белграде Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви было принято решение о канонизации новых святых и установлении дней их памяти.
К лику святых отныне причислены святые мученики Пребиловацские (память 24 июля/6 августа), святитель Мардарий (Ускокович), епископ Американский и Канадский (память 29 ноября/12 декабря), и преподобный Севастиан (Дабович) Джексонский (память 17/30 ноября).
Мученики Пребиловацкие пострадали в 1941 г. во время террора усташей, проводивших в своем марионеточном Независимом хорватском государстве (1941-1944) политику геноцида сербского населения. Пребиловцы - старинное и богатое сербское село в Герцеговине, в котором до 1941 г. проживало около 1000 человек. Здесь в течение лета 1941 г. усташами были зверски убиты 820 жителей села. Только за время так называемой Ильинденьской резни за один день 6 августа было убито 550-600 женщин и детей, которых усташи сбросили живьем в пропасть.
Святитель Мардарий (Ускокович) (1926 - 1935) стал первым сербским архиереем на американском континенте с титулом епископ Американский и Канадский. С его именем связано дело административного устроения жизни первой сербской епархии в США и Канаде. За двенадцать лет проведенных перед этим в России будущий архиерей немало потрудился и на благо Русской Церкви.
(святитель Мардарий (Ускокович), епископ Американский и Канадский и преподобный Севастиан (Дабович) Джексонский)
Преподобный архимандрит Севастин (Дабович) (1863 - 1940) всю свою жизнь посвятил миссии и служению Церкви, в первую очередедь на Американском континенте, где родился в семье сербского эмигранта. Миссионерские труды отца Севастиана снискали огромное уважение у всех православных Северной Америки.
Преподобный Иларион Твалели (Туалели, Туалоели)
Преподобный Иларион (Тулашвили) был настоятелем Хахульского монастыря в Юго-Западной Грузии в начале XI века.
Георгий Малый в своём сочинении "Жизнь Георгия Святогорца" пишет, что преподобный Иларион был высокодобродетельным и знаменитым своими духовными проповедями и подвигами. Преподобный Иларион воспитал юного Георгия Святогорца как писателя, переводчика, патриота и богослова. От него же получил Георгий благословение на монашество. По летописи "Жизнь Картли" сам Иларион Твалели был известным переводчиком, писателем и выдающимся богословом своего времени.
Этноним "Твалели" указывает на то, что до Хахули святой подвизался в монастыре Туалта (Твали) (груз. თუალთა, თუალის) на Черной горе, недалеко от Антиохии.
По сведениям Михаила Сабинина, преподобный Иларион преставился в 1041 году.
Память святого Илариона отмечается в календарях Грузинской Православной Церкви с 1920-30-х годов.
Святой Афинаго́р Афинянин (греч. Αθηναγόρας), византийский раннехристианский апологет
Достоверных исторических свидетельств о жизни Афинагора практически не сохранилось. Основные источники по ранней истории Церкви («Церковная история» Евсевия Кесарийского, трактат блж. Иеронима «О знаменитых мужах» и др.) не упоминают об этом апологете.
Наиболее достоверная, но скудная информация содержится в сочинениях самого Афинагора: апологии «Предстательство за христиан» (Πρεσβεία περὶ Χριστιανῶν) и трактате «О воскресении мертвых» (Περὶ ἀναστάσεως νεκρῶν). Относительно атрибуции последнего высказывались сомнения (H. Lona), однако анализ языка и содержания труда дает основания с большой долей вероятности говорить о принадлежности его Афинагору. (B. Pouderon, N. Zeegers). Оба сочинения Афинагора сохранились в единственной рукописи нач. X в., где их автор назван «афинянином и христианским философом». В качестве адресатов апологии указаны императоры Марк Аврелий и Коммод; т. о., время ее написания следует отнести к периоду их совместного царствования (176-180), скорее всего с учетом императорских титулов «армянский и сарматский» и параллелей с актами лионских мучеников, к 177 году (W. Frend). Само название апологии (πρεσβεία - посольство, предстательство, прошение) намекает на личное вручение ее императорам, что, возможно, является лишь литературным приемом. Цитата из апологии с указанием имени автора приводится в соч. сщмч. Мефодия Олимпийского «О воскресении», которое сохранилось в отрывках у свт. Епифания Кипрского. Сведения об Афинагоре содержатся также в «Церковной истории» автора V в. Филиппа Сидета, дошедшей до наст. времени в катенах Никифора Каллиста. Он называет Афинагора первым руководителем Александрийского училища и учителем Климента Александрийского, а также сообщает, что Афинагор, будучи язычником, еще до Цельса собирался написать трактат против христиан, с этой целью начал читать Свящ. Писание, но был настолько пленен Св. Духом, что, подобно ап. Павлу, из гонителя обратился в учителя веры и «стал проповедовать Христианство, сохраняя мантию философа». Сведения Филиппа, которого уже в древности считали недостоверным и посредственным историком, содержат несколько хронологических неувязок, ставящих под сомнение их ценность (B. Pouderon): история Александрийского училища, изложенная этим автором, противоречит данным Евсевия Кесарийского, а указание на то, что Афинагор подал «Прошение» императорам Адриану и Антонину Пию, не соответствует надписанию и содержанию апологии. Впрочем, отдельные исследователи склоняются к тому, чтобы признать достоверность сообщения Сидета (L. Barnard). Выдвигалась гипотеза, что Афинагор был основателем не знаменитого Александрийского огласительного училища, а частной «философско-христианской» школы в Александрии, наподобие школы мч. Иустина Философа в Риме (П. Мироносицкий). Предполагалось также, что Афинагор жил в Малой Азии (поэтому сведения о нем сохранились у малоазийских авторов). Кроме того, свт. Фотий упоминает некоего философа Афинагора, которому александриец Воиф (Βοηθός) посвятил свое соч. «О трудных изречениях у Платона», однако отождествлять его с апологетом нет достаточных оснований (B. Pouderon).
В «Предстательстве за христиан» Афинагор ставит перед собой двойную задачу: во-первых, защитить христиан от обвинений в «безбожии» (ἀθεότης), каннибализме и кровосмешении, во-вторых, содействовать обращению в Христианство образованных людей. Обвинения христиан в атеизме Афинагор опровергает, приводя в пример многочисленных философов и поэтов (Еврипида, Софокла, Лисия, Пифагора, Платона, Аристотеля и др.), которые, как и христиане, учили о Едином Боге, однако не считались безбожниками и пользовались всеобщим уважением. Между тем языческие философы полагались только на собственное разумение и не могли в полной мере познать Бога, поэтому их учения отличаются друг от друга и справедливы лишь «по мере причастности Божественному Дуновению». Христианская религия, напротив, не только может представить «разумное основание веры», но основывается на откровении Самого Бога, «Который как музыкальные инструменты заставил звучать уста пророков». Важно отметить, что у Афинагора в отличие от большинства других апологетов отсутствует идея о заимствовании представления о Едином Боге языческими философами у иудейских пророков. Утверждая преимущества христианской веры, Афинагор приводит доказательства единства Бога и кратко излагает христианское учение о Пресвятой Троице.
Трактат «О воскресении мертвых» - первое христианское произведение, целиком посвященное этой теме. Сочинение, обращенное к образованной публике, не только христианской, но и языческой, отличается хорошим литературным стилем. Задача трактата - доказать истинность и непротиворечивость христ. взгляда на телесное воскресение. Произведение состоит из 25 глав и делится на 2 части: «отрицательную» (1-10), в которой опровергаются основные возражения против учения о воскресении, и «положительную» (11-25), содержащую доводы в пользу этого учения. Афинагор обосновывает истинность воскресения утверждением о всевластии Бога и обстоятельным разбором антропологии (вплоть до физиологии). Антропологическое учение основывается на убеждении, что человек является образом Божиим, он создан для блаженного состояния (обожения), как целостное разумное существо, с душой и телом.
Богословское учение Афинагора отличают четкость и логичность изложения. Наиболее ощутимое влияние на апологию оказало философское направление «среднего платонизма». В критике политеизма Афинагор прибегал к платоническим флорилегиям, использовал аргумент о перводвигателе; он критиковал аллегорическую интерпретацию политеизма.
Афинагор одним из первых последовательно применил формально-логический метод для доказательства единства Божия и других положений христианского вероучения. Он первым из христианских авторов выдвинул т. н. топологическое доказательство единства Божия, основанное на том, что само бытие Бога, по определению беспредельного и всеобъемлющего, логически исключает существование других богов. Также впервые в христианской традиции Афинагор использовал аналогию бытия Божия и человеческого. Учение Афинагора отличается твердой для своего времени православной триадологией, хотя и использующей терминологию современную ему философских течений. Согласно Афинагору, последователи веры Христовой почитают «единого Бога безначального, вечного, невидимого и бесстрастного, необъятного и неизмеримого, постигаемого одним умом и разумом». Они почитают и Сына Божия, Который есть «Слово Отца как Его идея и действие (λόγος τοῦ πατρὸς ἐν ἰδέᾳ καὶ ἐνεργείᾳ). Сыном же и через Сына сотворено все, ибо Отец и Сын - одно. Сын - в Отце, а Отец - в Сыне единством и силой Духа, и Сын Божий есть Ум (νοῦς) и Слово Отца». Со всей ясностью утверждая совечность и неразрывность Бога Отца и Сына, Афинагор подчеркивает космогоническую роль Бога Слова: «Он есть первое Порождение Отца, но не как возникший - ведь Бог, будучи вечным Умом, имел в Себе свое Слово и был вечно словесен (λογικός),- но как Исшедший, чтобы быть образом и действенной силой для всего материального». Отец, Сын и Св. Дух, согласно Афинагору, представляют, т. о., «силу в единстве и разделение по чину». Вместе с тем многие формулировки Афинагора создают сложности в понимании и толковании. И к Отцу, и к Сыну он прилагает наименование «Ум». Возможно, в данном случае имело место влияние терминологии «среднего платонизма», оперировавшего понятиями двух «Умов»: «первого», абсолютно трансцендентного миру, и «второго», демиургического, творящего мир. Особую проблему в понимании богословия Афинагора представляет его фраза о том, что Отец присутствует в Сыне «единством и силою Духа». Возможно, под «силой» в данном случае имеется в виду сущность, или природа (П. Мироносицкий).
Афинагор намечает основные пункты христианского учения о Святой Троице, единстве и различии Божественных Лиц, подчеркивая, что для христиан характерно стремление познать, «в чем единство этих Существ и различие соединенных Духа, Сына и Отца».
Афинагор особенно подчеркивает, что Бог является не только Творцом мира, но и Промыслителем, ничто на земле и на небе не остается без Попечения Божия: «Богу принадлежит всеобъемлющее и общее промышление обо всем, а промышление о частях - ангелам, к ним приставленным». При этом Промышление Божие «простирается на все сокровенное и явное, малое и великое». В связи с промышлением о мире Афинагор развивает учение об ангельском мире. Ангелы, как и люди, сотворены Богом, это бестелесные разумные существа, они являются служителями Божиими, участвуя в Его Промышлении о мире. «...Мы признаем и множество ангелов и служителей,- пишет Афинагор,- которых Творец и Зиждитель мира Бог чрез Свое Слово поставил и распределил управлять стихиями и небесами и миром, и всем, что в нем, и благоустройством их». Как и люди, ангелы обладают свободой выбора добра и зла. «Одни из них, свободные, какими и сотворены были от Бога, пребыли в том, к чему Бог сотворил их и определил; а другие злоупотребили и своим естеством и предоставленною им властью». Падшие ангелы, «обитающие в воздухе и на земле и уже не могущие взойти на небо», и демоны разными способами возмущают людей и даже народы.
Истинность учения о телесном воскресении Афинагор доказывает на основании:
1. причины, по которой человек был создан;
2. рассмотрения природы людей;
3. праведного Суда о них Творца;
4. цели человеческой жизни.
Афинагор подчеркивает важность всех причин в доказательстве воскресения мертвых, но прежде всего первых двух. Многие, говорит он, только третьей причине придают силу, «но если бы один только праведный суд был причиною воскресения, то следовало бы, что не сделавшие ничего худого, ни доброго не воскреснут, напр., самые малые младенцы. А между тем воскресение назначено... всем», человек сотворен по образу Божию.
Творец определил для людей «вечное существование, чтобы они, познав своего Творца и Его силу и премудрость и следуя закону и правде, безболезненно пребывали вовеки с тем, с чем проводили предшествующую жизнь, находясь в тленных и земных телах».
Согласно Афинагору, Бог «создал человека из бессмертной души и тела» и «ни природе души самой по себе, ни природе тела отдельно не даровал Бог самостоятельного бытия и жизни, но только людям, состоящим из души и тела, чтобы с теми же частями, из которых они состоят, когда рождаются и живут, по окончании сей жизни они достигали одного общего конца», ибо душа и тело в человеке составляют «одно живое существо», если же есть согласие между душой и телом, то «должна быть одинакова и последняя цель», живое существо будет находиться в том же своем составе, оно будет иметь те же части, которые должны восстановиться и соединиться, что «по необходимости ведет к воскресению тел, умерших и разрушившихся. Развивая т. о. в теме воскресения из мертвых свою антропологию, Афинагор говорит, что человек занимает среднее положение между существами «совершенно нетленными и бессмертными» и неразумными тварями. Люди по душе от сотворения имеют нескончаемое существование, «но по телу получают нетление после изменения». Смерть - лишь временный перерыв связи души и тела, она прерывает жизнь, как сон прерывает ее. Афинагор полагает, что природа людей «изначала и по мысли Творца получила в удел - подвергаться изменениям и иметь жизнь и пребывание неодинаковое, но прерываемое то сном, то смертью»,- здесь Афинагор расходится с христ. учением о Промысле Божием о человеке, со Свящ. Писанием и Свящ. Преданием: грехопадение первых людей привело к тому, что человек «не стал жить вечно» (Быт 3, 22).
Праведный Суд Божий, утверждает Афинагор, требует воскресения тела, поскольку во всех деяниях человека душа и тело несут равную ответственность. Правосудие должно простираться на всего человека, «и не одна душа должна получить возмездие за то, что сделано ею вместе с телом... и не одно только тело». Воздаяние не может совершиться в наст. жизни, «ибо в настоящей жизни нет его по достоинству», т. к. безбожник и предающиеся нечестию не испытывают несчастий до самой смерти, а те, кто живут в добродетели, подвергаются скорбям, обидам, клеветам и т. п. Воздаяние не может совершиться и после смерти, «ибо человек не состоит еще из обеих частей»: душа отделилась от тела, тело же разложилось «и не сохраняет ничего из прежней своей природы или вида». Приводя слова ап. Павла, Афинагор заключает: «...Тленному сему надлежит облечься в нетление» (1 Кор. 15, 53), дабы, когда умершие воскреснут, «каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле,- доброе или худое» (2 Кор. 5, 10).
Целью человеческой жизни является «созерцание Сущего и непрестанное услаждение Его заповедями», что становится возможным только с воскрешением из мертвых.
Среди аргументов Афинагора отсутствует основное положение христианского учения о воскресении мертвых, а именно, что воскресение людей является следствием воскресения Спасителя.
Значение Афинагора для литургического богословия - в том, что он первым из греч. отцов называет Евхаристию «бескровной Жертвой».
Христианская апологетика была поднята Афинагором на новый уровень, на котором она уже была способна с помощью философских и логических методов полемизировать с образованными язычниками. По своим дарованиям и трудам Афинагор стоит рядом с мч. Иустином Философом. Между ними просматривается определенная преемственность мысли, возможно, Афинагор общался с учениками Иустина (B. Pouderon).