Продолжение...
Апостол от 70-ти Анания, епископ
Святой апостол Анания, епископ города Дамаска, был из числа семидесяти апостолов. По повелению Божию, он крестил обратившегося гонителя христиан Савла, будущего великого апостола и проповедника Павла (Деян. 9:10 - 19). Святой Анания, несмотря на опасности, смело и открыто проповедовал христианство иудеям и язычникам. Из Дамаска он отправился с Благовестием в Елевферополь, где исцелил много недужных.
Правитель города Лукиан пытался склонить святого апостола принести жертву идолам, но, видя его непреклонность и твердое исповедание Христа, повелел мучить святого. Страшные пытки не поколебали свидетеля Истины. Тогда мучители вывели его за город и побили камнями. В молитве за своих убийц святой отошел ко Господу (+ в 1 веке). Впоследствии его мощи перенесли в Константинополь.
Тропарь апостола Анании
глас 3
Апостоле святый Анание,/ моли Милостиваго Бога/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Анании
глас 2
В молитвах теплейший заступниче/ и просящим скорейший послушателю,/ прими моление, Анание, наше/ и Христа моли помиловати ны,// Единаго во святых Почивающаго.
Мученик Домнин Солунский (Фессалоникийский)
Мученик Домнин был родом из Солуни. Когда император Максимиан строил себе дворец в Солуни, св. Домнин схвачен был как христианин и приведен к императору на суд. Император с гневом сказал ему: «Зачем во время пребывания моего в городе ты открыто исповедуешь иного Бога? Принеси жертву богам, если хочешь быть жив».
Так как святой не повиновался, то император приказал терзать тело его; а потом, видя в терпении святого порицание и укор себе, велел вывести его за город и отсечь ему ноги по колена. С отсеченными ногами святой мученик прожил в страдании семь дней, не вкушая пищи, а потом, вознося благодарение Богу, Коего он так возлюбил, предал Ему свою блаженную душу.
Мученик Иоанн Артемов
Память 1 октября, в Соборе новомучеников и в Соборе Бутовских новомучеников.
Родился 25 марта 1887 года в селе Санино Покровского уезда Владимирской губернии в семье сельского плотника Ивана Андреевича Артемова. Получив техническое образование, Иван Иванович многие годы работал строителем, специалистом по сметам. Переехав на работу в Москву, он продолжал поддерживать отношения с жителями родного села, где его знали как глубоко верующего и благочестивого человека.
В 1935 году местные власти в селе Санино сделали попытку закрыть храм, по причине того, что старая церковная двадцатка распалась, но это тут же было опротестовано верующими, была собрана новая двадцатка, куда вошел и Иоанн Артемов. Члены двадцатки отправили жалобу в Областной исполнительный комитет, и тот, рассмотрев её, нашел все просьбы верующих законными и отписал в местный исполнительный комитет, чтобы немедленно открыли церковь, зарегистрировали священника и не чинили «общине препятствий к выполнению ею своих религиозных потребностей». Храм в селе был открыт, но поскольку община попала в трудное материальное положение, - так как ей пришлось платить налоги, несмотря на то, что службы в храме не совершались, - то Ивана Ивановича попросили оказать помощь храму и собрать у православных знакомых в Москве какие-нибудь средства, что было с успехом им выполнено. Впоследствии это было поставлено ему в вину. В Москве в квартире Ивана Ивановича зачастую жили священники из закрытых храмов, оказавшиеся без места, монахи и верующие, а также и в его доме в селе жил священник. На это обратили внимание сотрудники НКВД, которые скоро выяснили, что он ведет среди строительных рабочих религиозные беседы, а также собирает деньги для храма.
Это было по тем временам вполне достаточно для ареста, и 22 августа 1937 года он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. В начале сентября следователь, чтобы собрать материал, допросил его соседей по квартире, а после этого допросил и самого обвиняемого.
- Следствию известно, что вы в контрреволюционных целях обрабатывали рабочих в религиозном духе, проповедовали, что у власти скоро будет везде фашизм, а советскую власть надо перестрелять. Признаете вы себя в этом виновным?
- Против советской власти я ничего не говорил и виновным себя в этом не признаю.
- Находясь в Москве на постоянном жительстве, почему вы собирали деньги на восстановление церкви, что вас заставляло?
- Я по временам бывал на родине, и меня там знали как очень религиозного человека.
7 октября 1937 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу.
14 октября 1937 года был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 18 августа 2004 года для общецерковного почитания.
Священномученик Георгий Архангельский, пресвитер
Память 1 октября, в Соборах Московских святых, Бутовских новомучеников, Новомучеников и исповедников Клинских, Новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Родился в 1872 году в селе Ярополец Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика. После окончания духовного училища поступил в семинарию, проучился в ней один год, а затем стал служить псаломщиком в храме.
В 1908 году был рукоположен в сан диакона, а в 1917 году - в сан священника; служил до самого ареста в храмах Наро-Фоминского района.
В 1935 году служил в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Афинееве.
Известно, что до 1937 года был арестован, сидел в некоторое время в тюрьме, но судим не был. Подробности заключения неизвестны.
Незадолго до своего ареста был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы в селе Рудневе. Вокруг этого храма собралась небольшая община монахинь из закрытой Зосимовой пустыни. Монахини помогали отцу Георгию в храме, а также пели на клиросе.
В 1937 году председатель сельсовета в Рудневе по требованию начальника Наро-Фоминского отдела НКВД составил об отце Георгии справку, где написал, что "за время своей службы священник Архангельский вокруг себя группирует монашек бывшего монастыря "Зосимова пустынь" и является их руководителем. Все монашки, проживающие поблизости к нему в Руднево, каждый воскресный день посещают церковь, а также бывают на квартире Архангельского. Группирование Архангельских монашек, а также их пение в церкви отвлекает верующих от колхозной работы, т.е. политика Архангельского как можно больше привлечь верующих для посещения церкви, что подписью и печатью удостоверяется" .
4 сентября 1937 года отец Георгий был арестован по обвинению в "антисоветской, контрреволюционной пораженческой агитации" и заключен в Наро-Фоминскую тюрьму, где его жестоко избивали, принуждая к тому, чтобы он оговорил себя. Были вызваны лжесвидетели - священник и псаломщик, которые подписали показания, нужные следователям.
- Довольны ли вы тем, что вокруг вас собирались монашки? - спросил следователь отца Георгия.
- Да, доволен, так как я заинтересован в этом, потому что они помогают мне в церкви, например, поют в церкви, благодаря чему больше людей ходит в храм.
- Дайте следствию показания об антисоветской деятельности этой группы монашек! - потребовал следователь.
- Ничего об антисоветской деятельности этих монахинь мне не известно, - ответил священник, - также не известны их настроения и мнения о советской власти.
- Дайте следствию показания о вашей контрреволюционной деятельности! - вновь потребовал следователь.
- Контрреволюционной деятельностью я не занимался и избегал вести с кем-либо разговоры на эти темы, - ответил священник.
На этом следствие было завершено, и священника перевели в Таганскую тюрьму в Москве. В обвинении, представленном следователем в тройку о.Георгий обвиняется в том, что
"систематически ведет а/с агитацию. Высказывает свое сочувствие расстрелянным изменникам родины и врагам народа. Будучи допрошен в качестве обвиняемого Архангельский Г. виновным себя в а/с деятельности не признал, но показал, что он был доволен группированием вокруг него монашек, так как последние помогали ему в церкви совершать религиозные обряды и богослужения, кроме того последние своим пением в церкви привлекали верующих и увеличивали посещаемость храма".
9 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Георгия к расстрелу.
Расстрелян 14 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
30 июля 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Московской области.
Канонизирован в августе 2000 года решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
Икона Богородицы «Кукузелисса»
Свое наименование этот образ Богоматери получил по поводу явления Небесной Владычицы св. Иоанну Кукузелю, жившему в XII веке.
Иоанн, происходивший из Царьграда, в молодых летах готовился в придворные певчие. За свой прекрасный голос он был любимцем патриарха и царя, и все предвещало ему в будущем хорошее положение, но душа его жаждала духовных подвигов. И вот юный Иоанн тайно покидает Константинополь и избирает местом своих подвигов Афонскую гору, слава о подвижниках которой далеко была известна.
Придя на Афон, Иоанн направился в лавру св. Афанасия. Встретивший юношу привратник спросил его, кто он и что ему нужно.
- Я пастух и хочу быть иноком, - отвечал Иоанн.
Привратник доложил о пришельце настоятелю, и так как монастырю нужен был пастух, то Иоанн принят был с радостью. С великой благодарностью принял Иоанн от игумена иночество и стал пасти стада коз.
Между тем, опечаленный уходом Кукузеля царь послал гонцов во все страны искать своего любимца. Некоторые из посланных были и на Афонской горе, но не нашли его здесь, так как и сами лаврские иноки не знали, кто у них скрывается под званием пастуха. Но один случай открыл тайну Кукузеля.
Однажды, удалившись со стадом от обители, Иоанн запел одну церковную песнь. Даровитый певец, надеявшийся, что никого нет вблизи, с великим воодушевлением и искусством славил Господа. Но около того места подвизался один старец. Услышав чудное пение, он вышел из пещеры, и глазам его представилась дивная картина. Пастух пел свой гимн, а неразумные животные стояли вокруг певца и смотрели на него. Старец поведал обо всем игумену.
Настоятель призвал к себе пастуха и спросил у него, не он ли тот Кукузель, которого ищет царь. Иоанн пал к ногам игумена и со слезами просил у него прощения, говоря:
- Я грешный и недостойный раб твоей святыни; но молю тебя, оставь меня при этом послушании, которое дал ты мне сначала, и не допусти, чтобы царь взял меня отсюда силой.
Игумен, видя искреннее и горячее желание инока посвятить себя на служение одному Богу, внял просьбе Кукузеля. Он нарочно отправился в Царьград и умолял царя оставить Иоанна в обители. Когда царь выслушал дивную повесть игумена об Иоанне, он прослезился и воскликнул:
- Жаль мне единственного певца! Жаль мне моего Иоанна. Но если он уже постригся, то пусть остается в иночестве: спасение души дороже всего; пусть молится о моем спасении и о царстве моем.
Кукузель остался в лавре, но уже не в звании патуха; он назначен был певцом на клиросе.
(прп. Иоанн Кукузель)
Жаждавшая уединения душа Иоанна стремилась к безмолвию и совершенному отшельничеству. Он упросил игумена позволить ему уйти в затвор. Получив настоятельское благословение, Кукузель удалился на юг от лавры, построил себе особую келью с церковью и здесь в уединении предался подвигу совершенного безмолвия. Только в воскресный день братия видели Иоанна в обители на клиросе, шесть же других дней седмицы Кукузель безвыходно подвизался в своем затворе.
Скоро после своего удаления из обители Иоанн сподобился чудесного видения Небесной Владычицы.
Однажды утомленный Иоанн задремал в храме против образа Богоматери, перед которым обычно совершался акафист. Во сне перед ним предстала Пречистая Дева, окруженная сиянием неземного света и держащая в руке золотую монету. Обращаясь к Кукузелю, Богоматерь сказала:
- Радуйся, чадо мое Иоанне! Продолжай петь Мне, и Я за это не оставлю тебя.
При этих словах Она передала Иоанну золотую монету. Пробудившийся инок с удивлением обрел у себя в руке златницу. Со слезами умиления и благодарности упал Кукузель перед образом Богородицы. Монету он отдал в церковь, и много чудес совершилось через нее. Исполняя веление Богоматери, Иоанн никогда с того времени не оставлял клироса и не переставал воспевать песнопения в честь Матери Божией.
От долгих стояний у Кукузеля заболела нога. Болезнь все усиливалась, и вскоре из ноги начал течь смрадный гной. Тогда явилась больному Богоматерь и сказала:
- Будь отныне здрав!
И тотчас Иоанн стал совершенно здоровым, и до самой смерти нога его уже не болела.
Исполняя послушание певца, Иоанн все остальное время посвящал подвигам поста, молитвы и глубокого смирения. О своей кончине Кукузель извещен был заранее в чудесном откровении. По завещанию преподобного, прах его был погребен в построенном им храме свв. Архангелов.
(Лавра святого Афанасия, Афон)
По имени этого подвижника и икона Богоматери, перед которой Иоанну было видение, называется «Кукузелисса». Богоматерь на ней изображена с Предвечным Младенцем, держащим в правой руке свиток, а в левой - державу. Перед пречистым образом Богородицы горят три неугасимые лампады.
Икона Богородицы Браиловская
В Подольской губернии большим почитанием среди православного и католического населения пользуется Браиловский образ Богоматери. Находится он в храме Браиловского монастыря, в местечке Браилове (Винницкая область, Украина). Время появления этой святыни теряется в далеком прошлом: считается, что иконе не менее 400 лет, в XVI столетии она уже была известна. По преданию, икона эта принесена в дар обители основателем Благовещенского монастыря в г. Виннице Михаилом Кропивницким в 1635 году и с тех пор остается невредимой при всех постигавших ее тяжких невзгодах.
Богоматерь изображена на этой иконе в строго византийском стиле; изображение сделано на холсте, наклеенном на кипарисную доску. Живопись от времени потемнела. Изображение Богородицы поясное, правая рука приподнята. Одежда полностью покрывает главу, спускаясь на плечи и руки. Предвечный Младенец с левой стороны поддерживается рукою Пречистой Его Матери. Персты правой руки Спасителя сложены для крестного знамения, в левой руке Он держит Евангелие. Главы Богоматери и Спасителя увенчаны коронами. Лики на иконах, отличающиеся величавостью выражения, по временам видны отчетливо и ясно, а иногда бывают настолько туманны, что их трудно бывает рассмотреть. Помещается этот образ в иконостасе, над царскими вратами.
В том же соборном храме находится и другая местночтимая икона Богоматери, отличающаяся от вышеуказанной по своему изображению, но носящая то же наименование Браиловской. Она принесена в Браиловский монастырь в XIX столетии из Почаевской лавры и помещается в левой стороне церкви, у амвона.
(Браиловский Свято-Троицкий женский монастырь, Винницкая область)
Особенное стечение богомольцев в Браилове бывает в дни так называемых «отпустов»: на Вознесение, Пятидесятницу, в неделю Всех Святых, 29 июня и в праздники Успения и Покрова Пресвятой Богородицы.