Доброго всем времени суток!
Сегодня опубликована статья Андрея Десницкого на Правмире " Грех Хама и грех Илия "(
http://www.pravmir.ru/dve-istorii-xam-i-ilija/), с недвусмысленными намеками на ситуацию вокруг дьякона о.Андрея Кураева.
То, что Правмир давно уже сквозь пальцы смотрит на то, что боли нашей Церкви выносятся на всеобщее обсуждение и всячески поддерживает отца дьякона это понятно и другого ожидать было бы сложно от этого ресурса.
Хуже то, что в запале допускаются к публикации статьи, где представлены столь оригинальные современные прочтения и толкования, что это не просто не соответствует, но и прямо противоположно толкованиям святых отцов.
Итак к статье...
Священник Илий у автора Десницкого. Хоть и отмечает автор, что Илий был благочестив, но сильно у Андрея он изменяется в этом устроении с годами. Вот каков предстает Илий у автора статьи:
Господь повторил свое обличение через маленького мальчика Самуила, который воспитывался при святилище. Ответ Илия до странного пассивен: «Он - Господь; что Ему угодно, то да сотворит». Еще было время для покаяния и изменения, Господь не торопился исполнить угрозу, но… он словно одеревенел, этот старец, он живет уже как придется, а не как надо и, зная о страшном будущем - не пытается его предотвратить. Слова о всесилии Творца - всего лишь оправдание собственной инертности...
...Всё заканчивается военной катастрофой: Ковчег захвачен, оба сына Илия пали в бою. Сам первосвященник в это время сидит у ворот святилища в ожидании вестей… «Он был стар и тяжел», и «глаза его померкли», сообщает нам повествование, и это не только о его здоровье - он отяжелел и ослеп прежде всего душевно, когда отказался видеть неприятное, отказался что бы то ни было предпринимать ради его исправления. Ему возвестили о сбывшемся поророчестве, о том, что Израиль постиг небывалый позор - утрата главной святыни, - а оба его сына, причастные к этому позору, мертвы. Тогда Илий в потрясении пал замертво.
А вот каков Илий у святителя Иоанна Златоуста:
Был у иудеев один священник, человек скромный и кроткий; имя ему было Илий. Этот Илий делается отцом двух сыновей. Видя, что они предаются нечестию, он не удерживал их и не останавливал, или вернее - он удерживал и останавливал, но делал это не с надлежащим усердием. А проступки этих сыновей состояли в любодеяния и чревоугодии. Они, говорится (в Писании), ели священные мяса прежде их освящения и прежде возношения жертвы Богу (1 Цар.2:15,16). Слыша об этом, отец не наказывал их, а пытался словом и убеждением отклонить их от этого нечестия, и постоянно говорил им такие слова: "нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень; если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем" (1Цар.2:24,25)? Очень сильные и поразительные слова, достаточные для вразумления того, у кого есть ум! Он выставлял на вид грех, показывал его ужас, объявлял и угрожающее за него тяжкое и страшное осуждение; однако же, так как не все сделал, что следовало, то и сам погиб вместе с ними. Следовало бы и усилить угрозы, и прогнать их с глаз своих, и наказать бичами, и быть гораздо более строгим и суровым. А так как он ничего этого не сделал, то разгневал Бога и против себя и против них, и, оказав неуместное снисхождение к своим детям, вместе с детьми погубил и свое спасение...
...как благонамеренный раб, только то и знающий, чтобы благодушно переносить все от господина, хотя бы и неприятное, произнес такие, преисполненные любомудрия, слова: "Он - Господь; что Ему угодно, то да сотворит" (1Цар.3:18). И не отсюда только, но и из другого случая можно увидеть доблесть его. Когда во время постигшей иудеев войны, некто пришел и рассказал о несчастиях на этой войне, и о том, как дети его постыдно и бедственно пали в сражении, он выслушал это спокойно; когда же тот к (вести об) этом поражении присовокупил (весть) о взятии врагами кивота, тогда помрачившийся от скорби старец "упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер; ибо он [был] стар и тяжел. Был же он судьею Израиля сорок лет" (1Цар.4:18). ( Слово третье. К верующему отцу.
http://www.golden-ship.ru/load/i/ioann_zlatoust/i_1/281-1-0-1329).
Как будто два разный человека представлены у нового "богослова" Десницкого и у святителя Иоанна Златоуста.
Понятно, что все средства хороши для защиты опального отца дьякона, вопреки всем нормам поведения на показ выставляющий свои теории о положении дел в нашей Церкви и для представления в неприглядном свете святейшего ( ака Илий у Десницкого), но за богословием в такой спешке не плохо было бы таки последить.
Автору же, равно как и отцу дьякону напомню слова старца о. Паисия, которые не плохо бы всегда иметь в памяти: Добрые дети не станут обвинять свою мать - Церковь:
Некоторые, оправдывая свою злобу, обличают других, а не самих себя, и, спекулируя на евангельских словах «повéжд Цéркви» (Мф.18:17), выставляют какие-то внутрицерковные проблемы на позор всему миру, трубя на всех углах о том, о чем не подобает и говорить. Пусть эти люди начнут со своей малой церкви - с семьи или монашеского братства, и если это придется им по душе, то пусть уже потом позорят и Мать-Церковь. Я думаю, что добрые дети никогда не станут обвинять в чем-то свою мать.
(Подробнее:
http://www.pravmir.ru/starec-paisij-svyatogorec-dobrye-deti-ne-stanut-obvinyat-svoyu-mat-cerkov/#ixzz2qYf8kxdL)