Продолжение…
Преподобный Лаврентий Саламинский, основатель монастыря в честь Пресвятой Богородицы на острове Саламине
В миру Лампрос (греч. Λάμπρος Κανέλλος), родился в городе Мегара в Аттике в семье благочестивых христиан Димитрия и Кириакии.
Женился на девушке по имени Василисса, у них родились двое сыновей - Иоанн и Димитрий.
Лампрос был землепашцем и каменщиком. Однажды он пошел на свое поле, расположенное недалеко от Коринфа. Там во сне ему явилась Пресвятая Богородица и повелела отправиться на остров Саламин, чтобы восстановить посвященный Ей разрушенный храм. Однако Лампрос не поверил видению. На следующую ночь сон повторился, но он опять не поверил. В третью ночь Матерь Божия вновь повторила Свое повеление, и на этот раз Лаврентий испугался, что будет наказан за непослушание, и отправился наконец в путь. Добравшись до берега, он увидел, что море сильно штормит. Но, уповая помощь Богородицы, он невредимым добрался до острова. Здесь во сне Она указала Лаврентию точное место, где стоял храм. Начав копать землю, Лампрос вскоре обрел икону Пречистой Девы. Это произошло около 1642 года.
Восстановив церковь, он принял монашеский постриг, получив имя Лаврентий. Впоследствии монашество приняла также его жена, а затем и старший сын Иоанн. В новообразованной обители быстро собралось большое количество монахов.
Турки не раз покушались на монастырские угодья, но преподобному удалось предотвратить разграбление и разрушение обители. По его молитве исцелилась от тяжкого недуга жена одного из высокопоставленных турок, и в благодарность за это они оставили монастырь в покое и даже вернули отобранную ранее принадлежавшую ему оливковую рощу. По молитвам святого игумена происходили также многие другие чудеса и исцеления.
Скончался 6 марта 1707 года. После его кончины братия избрала своим игуменом его сына Иоанна.
Преподобный Павел Препростый
Преподобный Павел Препростый жил в IV веке. Препростым он назван за свое простосердечие и незлобие. Преподобный был женат, но, узнав о неверности супруги, оставил ее и удалился в пустыню к преподобному Антонию Великому (память 17 января). Павлу было уже 60 лет, и святой Антоний сперва не принял Павла, почтя его неспособным к тяжелой отшельнической жизни. Три дня стоял Павел у келлии подвижника, сказав, что скорее умрет, чем уйдет отсюда. Тогда преподобный Антоний поселил Павла к себе, долго испытывал его терпение и смирение тяжелым трудом, суровым постом, ночными бдениями, неустанным пением псалмов и земными поклонами. Наконец преподобный Антоний разрешил Павлу поселиться в отдельной келлии.
За многолетний подвиг преподобному Павлу Господь даровал прозорливость, власть изгонять бесов. Когда к преподобному Антонию привели бесноватого юношу, он направил больного к преподобному Павлу со словами: "Великие в вере могут изгонять только малых бесов, а смиренные, как Павел Препростый, имеют власть над князьями бесовскими".
Скончался в 340 г.
Препростым он назван за свое простосердечие и незлобие.
Тропарь преподобному Павлу Препростому
глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Павле, дух твой.
Святитель Павел Прусиадский, епископ
(Павел еп. Прусиадский, исп., Феофилакт еп. Никомидии. Юго-западный купол,восточная сторона, Балканы, Сербия, Грачаница XIV в.)
Святитель Павел Исповедник был епископом в городе Прусиаде (провинция Вифиния в Малой Азии) в то время, когда против веры Христовой неистовствовали иконоборцы. Ревностно выступив в защиту христианских святынь словом Божественного Писания, святой Павел подвергся преследованиям и гонениям вместе со святым Феофилактом (память 8 марта). Святой исповедник преставился около 850 года.
Святители Аркадий и Нестор, епископы Тримифунтские
Из краткого греческого жития известно, что святители Аркадий и Нестор занимали Тримифунтскую кафедру (Кипр), были добрыми пастырями, обратили многих язычников ко Христу, претерпели ссылки и невзгоды, совершили множество чудес и скончались в мире.
Их общая память указывается 7 марта в византийских календарях константинопольского происхождения - в Типиконе Великой церкви IX-X вв., Синаксаре Константинопольской церкви X в. , Минологии Василия II.
Римский мартиролог отмечает их память 4 марта и причисляет к херсонесским святым. Псевдо-Декстер, испан. иезуит XVII в., по своему обыкновению, пытается приписать этих святых Испании, куда они якобы были посланы ап. Иаковом. Согласно этой версии, Аркадий оказался в Рейносе, а Нестор - в Паленсии, они претерпели мученичество при имп. Нероне.
Наиболее ранним свидетельством почитания свтт. Аркадия и Нестора у славян является упоминание их памяти 7 марта в месяцеслове болг. Охридского Апостола кон. XII в. (Л. 105). В первой пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в состав которого под 7 марта включена память Тримифунтских епископов. В Великих Четьих Минеях содержится память Аркадия и Нестора.
Богослужебное последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь святым.
Преподобномученицы Ксения Петрухина и Анна Горохова, послушницы
Преподобномученицы Ксения и Анна подвизались в Успенском Брусенском монастыре в городе Коломне Московской губернии.
(прмц. Ксения Петрухина)
Преподобномученица Ксения родилась в 1897 году в селе Чанки Коломенского уезда Московской губернии в семье крестьянина Семена Петрухина. В 1913 году Ксения поступила послушницей в Успенский монастырь в Коломне. В 1919 году, после того как монастыри стали безбожной властью закрываться, послушница вернулась в родное село и стала помогать при Введенской церкви; сначала она жила в сторожке при храме, а затем у знакомых, зарабатывая себе на пропитание шитьем одеял.
Преподобномученица Анна родилась в 1896 году в селе Чанки в семье крестьянина Ивана Горохова; в 1914 году она поступила послушницей в Успенский Брусенский монастырь, а затем, как и Ксения, в 1919 году вернулась в родное село и стала помогать престарелому отцу по хозяйству.
Во время гонений на монашествующих в начале тридцатых годов обе послушницы были арестованы - 22 мая 1931 года - и заключены в коломенскую тюрьму. На допросах они подтвердили, что ходили вместе с другими верующими в Введенскую церковь, собираясь около церкви, вели между собой разговоры о продовольственном снабжении, урожае, говорили, что Господь за грехи не дает ни урожая, ни продуктов, ни товаров, и все это происходит за безбожие и за насмешки над Святой Церковью.
(прмц. Анна Горохова)
10 июня 1931 года тройка ОГПУ приговорила послушниц к трем годам ссылки в Казахстан, и они были этапом отправлены в Караганду.
В 1934 году, по окончании срока ссылки, они вернулись на родину, Ксения стала трудиться санитаркой на врачебном участке при станции Голутвино, а Анна поступила работать в колхоз. Но при этом они не оставили и своего рукоделия - шитья одеял и, так же как и раньше, ходили в храм, и вскоре их настигла очередная волна гонений на Русскую Церковь. Послушницы Ксения и Анна были арестованы 5 марта 1938 года и заключены в коломенскую тюрьму.
Вызванные дежурные свидетели показали, что хотя послушницы после возвращения из ссылки сами почти ни к кому в гости не ходят и даже для конспирации поступили на советскую работу, однако по-прежнему общаются с местным священником и у них бывает много народа не только из этого села, но и из других деревень, и дома они ведут антисоветскую пропаганду.
Через несколько дней после ареста следователь допросил послушниц. Расспросив, чем они занимались и за что были арестованы раньше, следователь спросил, знают ли они таких-то людей из числа местных жителей. Получив ответ, что они знают названных, следователь заявил, что послушницы занимались контрреволюционной деятельностью среди колхозников, и зачитал им показания дежурных свидетелей. Ксения и Анна эти показания категорически отвергли, сказав, что ни антисоветской деятельностью, ни агитацией против правительства среди населения не занимались.
10 марта следствие было закончено. 12 марта 1938 года тройка НКВД приговорила послушниц к расстрелу, и они были отправлены из Коломны в Таганскую тюрьму в Москву, где 17 марта тюремный фотограф снял с них фотографии для палачей. Послушницы Ксения Петрухина и Анна Горохова были расстреляны 20 марта 1938 года и погребены в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислены к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 16 июля 2005 года для общецерковного почитания.
Преподобномученицы Антонина Новикова, Надежда Круглова, послушницы
Преподобномученица Антонина родилась в 1880 году в селе Горки Зарайского уезда Рязанской губернии в семье Андрея Новикова, владельца кирпичного завода, имевшего в своей собственности землю и четырнадцать дач, которые сдавались внаем. С восьми лет Антонина жила у тетки в монастыре в Рязани, где и научилась грамоте; она росла девочкой религиозной и впоследствии поступила в Троице-Мариинский монастырь в городе Егорьевске.
Этот монастырь был образован в 1900 году стараниями и пожертвованиями Никифора Михайловича Бардыгина, который, будучи сыном булочника, трудом, упорным и вдумчивым чтением приобрел знания в самых разных областях и впоследствии стал владельцем фабрик в Егорьевске. Воспитанный в правилах глубокого благочестия, он при первом ударе колокола был уже в храме, отстаивал литургию, за богослужениями читал Апостол и пел на клиросе. Вокруг него постепенно стали группироваться любители старинного церковного пения, и образовался прекрасный хор, который впоследствии пел в Успенском соборе Егорьевска. С 1872-го по 1901 год Никифор Михайлович избирался городским головой, и ему город был обязан почти всем своим благоустройством. Он устроил в городе водопровод, мостовые, уличное освещение, пожарную команду, воинские казармы, гимназию, женское училище, городской сад и дом трудолюбия. Благодаря в значительной части его личным средствам, была выстроена церковь великомученика Георгия Победоносца, и полностью на его средства построен Троице-Мариинский женский монастырь, который с самого дня образования привлек к себе многих желающих спасения девушек.
Преподобномученица Надежда родилась в 1891 году в деревне Денисово Починковской волости Егорьевского уезда Московской губернии в семье крестьянина Георгия Круглова. С девяти лет родители отдали ее в церковноприходскую школу, где она училась три года, а затем работала вместе с родителями в крестьянском хозяйстве. Когда Надежде исполнилось двадцать лет, она поступила послушницей в Троице-Мариинский монастырь в Егорьевске.
Обе послушницы, Антонина и Надежда, поступив в монастырь вскоре после его основания, подвизались в нем до его закрытия безбожными властями в 1918 году, после чего они поселились в Егорьевске и, зарабатывая рукоделием, помогали по храму, сохраняя все монашеские правила, о чем впоследствии, при их аресте, показали свидетели и что ОГПУ и было поставлено послушницам в основную вину.
Послушницы были арестованы 19 мая 1931 года и заключены в егорьевскую тюрьму. Всего тогда по этому делу было арестовано тридцать монахинь и послушниц. Их обвинили в том, что они «после закрытия в 1918 году Троицкого монастыря остались в городе Егорьевске на постоянное жительство, монашествовали и монастырские правила продолжали до последнего времени; часть монашек купили себе собственные дома, которые и являлись местом постоянных сборищ и выполнения монастырских правил...
В 1930 году общим собранием граждан деревень Савино и Поминово было постановлено: старое кладбище закрыть, имеющееся помещение использовать под клуб, открыть новое кладбище; тогда монашки среди крестьян повели агитацию против закрытия кладбища, в результате общим же собранием постановление о закрытии кладбища было отменено. В последнее время среди крестьян поднялась религиозность - увеличилось количество верующих.
Допрошенные монашки виновными себя в антисоветской агитации не признали. Признались лишь в том, что они по выходе из монастыря до настоящего времени продолжали монашествовать.
29 мая 1931 года тройка ОГПУ приговорила послушниц к пяти годам ссылки в Казахстан. Вернувшись в 1935 году из ссылки в Егорьевск, они поселись в одной квартире, и послушница Надежда, как более молодая, взяла Антонину на свое содержание. Работать Надежда устроилась уборщицей в школе. Жили они целиком посвящая себя служению Богу, исполняя все монашеские правила, но после ссылки держались осторожно и с людьми неверующими старались отношений не заводить. В исполнении же своих обязанностей на работе Надежда была по-христиански добросовестна, и, когда впоследствии сотрудники НКВД потребовали от директора школы, чтобы он дал на нее характеристику, тот написал, что Надежда «хорошо относится к своим обязанностям - работает добросовестно и замечаний по работе не имеет. В школе ведет себя тихо и настороженно». Но в восприятии властей преступлением было само монашество, и секретарь Егорьевского городского совета написал в характеристике послушницы Надежды, что она ранее высылалась за монашество.
1 марта 1938 года послушницы были вновь арестованы и на время допросов заключены в тюрьму в Егорьевске.
- Органам следствия известно, что вы настроены против советской власти и клевещете на советскую власть и колхозы! - заявил следователь, обращаясь к послушнице Антонине.
- Против советской власти я никогда ничего не говорила и клеветой как на советскую власть, так и на колхозы не занималась, - ответила послушница Антонина.
- Скажите, в 1937 году среди проживающих в одном доме вы совершали антисоветские действия против советской власти?
- Никогда я антисоветской деятельностью не занималась и против советской власти не говорила.
- Скажите, в январе 1938 года вы среди отсталого населения клеветали на колхозы?
- То же самое, никаких разговоров, а тем более никакой клеветы на колхозы я не вела.
- Признаете себя виновной в том, что вы в 1937 году клеветали на советскую власть, а в январе 1938 года клеветали на колхозы?
- В предъявленном мне обвинении виновной себя не признаю и поясняю, что я этого не произносила.
В те же дни была допрошена с теми же самыми обвинениями и вопросами послушница Надежда, которая также отвергла все возводимые на нее обвинения.
После этого были допрошены дежурные свидетели - хозяева и соседи дома, где жили послушницы, которые и подписали лжесвидетельства, составленные сотрудниками НКВД.
8 марта следствие было закончено, и 11 марта тройка НКВД приговорила послушниц Антонину и Надежду к расстрелу. После решения тройки они были перевезены в Таганскую тюрьму в Москве. Послушницы Егорьевского Троице-Мариинского монастыря Антонина Новикова и Надежда Круглова были расстреляны 20 марта 1938 года и погребены в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислены к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 30 июля 2003 года для общецерковного почитания.
Преподобномученик иеромонах Нил
(Тютюкин Николай Федорович, +20.03.1938)
(Иеромонах Нил (Тютюкин). Москва, Таганская тюрьма. 1938 год)
Преподобномученик Нил родился 4 мая 1871 года в селе Ольявидово Дмитровского уезда Московской губернии в семье крестьян Федора и Анны Тютюкиных и в крещении был наречен Николаем. Окончив сельскую школу, он поступил на фабрику Позднякова в городе Дмитрове - сначала учеником, а затем ткачом. Позднее работал в Орехово-Зуеве на ткацкой фабрике Зимина. В 1901 году он уехал в Москву и стал прислуживать в одной из церквей.
Избрав монашеский путь, Николай в 1904 году поступил в Иосифо-Волоколамский монастырь и через два года был принят туда послушником. В 1907 году он был пострижен в мантию с именем Нил. В 1909 году монах Нил был назначен на должность эконома, в 1910 году рукоположен во иеродиакона, в 1913-м - назначен исполняющим должность благочинного. В том же году он был рукоположен во иеромонаха и утвержден в должности благочинного.
В 1920 году Иосифо-Волоколамский монастырь был закрыт. Первые годы после закрытия обители отец Нил служил в храмах Волоколамского района, с 1925 года - в Богородице-Рождественском храме в селе Тимошево.
В 1931 году он был переведен в церковь Нерукотворного Спаса в селе Киово Дмитровского района. В его приход входили деревни Горки, Нестериха, Букино, Сумароково, Абакумово, Еремино, а также поселок при железнодорожной станции Лобня.
(Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Киове - Лобня, вид с озера Киово)
21 февраля 1938 года председатель сельсовета составил для НКВД характеристику на священника, в которой писал: «Священник Нил Федорович Тютюкин все время вел антисоветскую работу среди населения. За последнее время рассказывал, что колхозы - это старая кабала, как у помещиков. Когда сельсовет и партийная ячейка стали проводить собрание на тему антирелигиозной пропаганды, то тут Тютюкин послал весь церковный совет отбирать подписи от населения, чтобы не закрывать церковь. Сельсовет со своей стороны считает, что в колхозе изо дня в день слабеет дисциплина благодаря руководству Тютюкина, а посему сельсовет считает, что его, как опасного элемента, необходимо изолировать с территории Киевоского сельсовета».
В этот же день НКВД открыл «дело» против священника. 28 февраля 1938 года иеромонах Нил был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности.
- На почве чего вы среди колхозников распространяли свое влияние с предложением массового выхода из колхозов, говорили, что все наработанное колхозниками у них отберут? - спросил следователь.
- Среди колхозников, а также и среди верующих я никогда о выходе из колхозов, а также о том, чтобы колхозники не работали в колхозах, не говорил, - ответил священник.
Следователи устроили очную ставку с одним из лжесвидетелей, но отец Нил отвел все возводимые на него обвинения. Не признал он себя виновным и на всех последующих допросах.
11 марта 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Иеромонах Нил (Тютюкин) был расстрелян 20 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых новомучеников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года для общецерковного почитания.