Продолжение...
Апостол от 70-ти Кодрат
Святой апостол от 70-ти Кодрат проповедовал Слово Божие в Афинах и в Магнезии (восточный полуостров Фессалии) и был епископом Афинским. Многих язычников он обратил к истинной вере во Христа Спасителя. Его проповедь вызвала ненависть закоренелых язычников. Однажды разъяренная толпа напала на апостола, чтобы побить его камнями. Хранимый Богом, апостол Кодрат остался жив, его бросили в темницу, где он скончался от голода. Святое тело его было погребено в Магнезии.
Апостол Кодрат написал в 126 году апологию в защиту христианства. Представленная им императору Адриану (117 - 138) апология так подействовала на гонителя христиан, что он издал указ, предписывающий не осуждать никого без улик. Эта апология была известна в IV веке историку Евсевию. В настоящее время из апологии известна только часть, процитированная Евсевием: «Дела Спасителя нашего всегда были очевидны, потому что были истинны. Исцеленные Им и воскрешенные из мертвых были видимы не только когда исцелились и воскресли, но и всегда. Они жили не только в пребывание Спасителя на земле, но довольно долго оставались в живых и по Его отшествии; некоторые же дожили и до нашего времени».
Тропарь апостолу Кодрату
глас 3
Апостоле святый Кодрате,/ моли милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостолу Кодрату
глас 8
Яко священноначальника честна и страдальца твердейша,/ вселенная приносит Тебе, Господи, Кодрата апостола/ и песньми почитает честную его память,/ просящи всегда прегрешений оставления// тем дароватися поющим его, Благоутробне.
Преподобный Даниил Шужгорский
(Преподобные Даниил Шужгорский (в земном поклоне), Иродион Илоезерский и Филипп Ирапский)
Преподобный Даниил, память которого совершается 4 октября (21 сентября по старому стилю), был родом из московских пределов. Он подвизался на севере Руси в XVI веке. Приняв постриг в Корнилие-Комельском монастыре, преподобный Даниил позже покинул эту обитель, чтобы посвятить себя служению Богу в полном уединении. Для этих целей он избрал безлюдное и лесистое место в Белозерском крае, на горе, именуемой Шужгорой. Здесь святой подвижник основал свой монастырь в честь Преображения Господня. В этом монастыре, в соборе в честь Преображения Господня, позже и был погребен угодник Божий.
В 1764 году обитель была обращена в приход.
Сегодня это совершенно пустынное место, в лесной чаще. Расстояние до ближайшей деревни - не менее 9 км. Никакой дороги к Шужгоре нет. Полуразрушенная Преображенская церковь еще высится одиноко на самой верхней точке горы, в окружении бескрайнего леса, заросшая бурьяном и кустарником.
(Место подвигов преподобного Даниила Шужгорского)
Господи, прости нам наше отступничество, наше ослепление и наше неверие, и даже таких, яко Всесильный, восстави и исцели молитвами преподобного Даниила, которого и память мы почти забыли и святую обитель, видевшую его подвиги осквернили…
Молитва преподобному Даниилу Шужгорскому
О преблагий наш пастырю и учителю, великий чудотворче Данииле! Услыши нас грешных, молящихся к тебе и имя твое святое призывающих. Виждь немощных, управляемых отвсюду и всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных. Потщися, угодниче Божий, плененных нас свободити, и не остави нас грешных врагом в радость быти и в лукавых наших деяниих умрети. Моли о нас грешных Содетеля Нашего и Владыку, Емуже со бесплотных лики предстоиши: милостива сотвори Бога нашего, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей милости да сотворит нам. На твое милосердие уповаем и тобою хвалимся, и имя твое святое на помощь призываем, и к тебе припадающе, исцеления просим: избави нас, светильниче Христов, от злых бед, находящих на нас, и отвсюду возстающия на ны волны укроти, да не обымет нас напасть до конца и не погрязнем в пучине греховней.
О преподобне Данииле! Услыши нас грешных, в час сей моление тебе приносящих: помолися о нас ко Владыце Христу Богу, велие бо дерзновение к Нему стяжал еси, искренний молебниче о душах наших; умоли Небесного Царя отпустити нам грехи, и сподоби нас бесконечныя радости во веки веков. Аминь.
Священномученики Ипатий, епископ Ефесский и Андрей, пресвитер
Сии святые родились в Лидийской стране1. В детстве они оба учились наукам вместе в одной обители и, украшая себя всеми добродетелями, всё более и более укреплялись в вере. Достигнув зрелого возраста, Ипатий принял иночество; он стремился к тому, чтобы постоянно пребывать в безмолвии и работать пред Богом. Андрей же посвятил себя служению людям: он занял место клирика, сделался ревностным проповедником слова Божия и ревностно поучал христиан в церкви. Оба они отличались великим воздержанием, смиренномудрием и нелицемерною любовью ко всем. Архиепископ Ефесский, узнав о добродетельной жизни сих благочестивых мужей, призвал их к себе; не малую пользу он почерпнул, беседуя с ними, посему очень полюбил их и сделал Ипатия, против его желания, епископом Азийской церкви, сказав:
- Не подобает такому светильнику быть в пустыне, под спудом; он должен находиться на престоле святительском, чтобы просвещать церковь учением Христовым.
Андрея же он рукоположил во священники. Так воссияли сии два святых, просвещая людей премудрым учением и чистотою своей жизни. Между тем греческий царь Лев Исаврянин2 воздвиг гонение на святые иконы; он предписал по всей империи выбрасывать их из храмов Божиих и издал строжайшее повеление, чтобы никто не смел поклоняться им. Тогда святые Ипатий и Андрей вооружились против иконоборцев: они убеждали свою паству не слушать безбожного царского повеления. Царь, услыхав о сем, велел привести их к себе, и долго убеждал их отказаться от почитания святых икон; он даже приказал своим мудрецам вступить в спор с доблестными воинами Христовыми, но ничем не мог гонитель правой веры поколебать сих твердых церковных столпов. Потом, заключив их в темницу, он долгое время держал их там, надеясь, что сим заставит их отказаться от своего убеждения. Обманувшись, он повелел бить их без пощады, сорвать у них с головы кожу с волосами, и намазав их бороды смолою, зажечь, а потом предать пламени на головах их драгоценные святые иконы. Всё сие они мужественно претерпели, и силою Божией остались живы. Затем Лев повелел влачить их по городу, и святых влачили на посмеяние всем. Наконец они были закланы, как агнцы, и предали свои души в руки Божии, пострадав за святые иконы. Их честные тела были брошены на съедение псам, но верующие тайно взяли их и погребли с честью подобающею сим мученикам.
_____________________________
Примечания
1 Лидия - область на западном берегу Малой Азии.
2 Император Лев III Исавр от 717 до 741 года.
Священномученики Иоанн Флеров и Иоанн Быстров
(сщмч. Иоанн Флеров)
Священник Иоанн Флеров был строителем и первым служителем храма Архангела Михаила в селе Семьяны Васильсурского уезда Нижегородской губернии. Церковь была построена и освящена незадолго перед революцией 1917 года. Освятив храм о. Иоанн сказал: «Моя церковь долго будет стоять, и никто к ней не подступится». Это исполнилось, но сам настоятель зимой 1918 года был арестован и препровожден в Васильсурск; ему было тогда сорок лет.
(Церковь Михаила Архангела - Семьяны - Воротынский район - Нижегородская область. Рядом святой источник Космы и Дамиана)
В Васильсурской тюрьме его долго мучили, часто вызывали на допрос, требуя отречения от Христа или от священнического сана. Священник не согласился. И тогда о. Иоанна вывели на кладбище и велели копать могилу. Выкопав, он стал молиться. И когда кончил, сказал: «Я готов». Он был убит залпом в спину.
После его кончины храм обрел предстателя пред Богом. Долго не могли безбожники закрыть его, а когда закрыли, не смогли разорить, а хотели, потому что храм был укоряющим памятником народного строительства - были еще живы сами строители и крестьяне жертвователи.
Но прихожане не отдавали ключей. Придет к Татьяне, хранительница ключей, верующая подруга и скажет:
- Татьяна, все равно нас заберут с тобой.
- Ну и пусть заберут, уйдем не за кого, а за Бога, - ответит Татьяна.
В одно из гонений хитрый председатель сельсовета призвал Татьяну к себе и сказал:
- Татьяна, ключ у тебя, давай, надо церковь открывать.
- Врете, церковь вы сейчас открывать не будете, не дам вам ключа. Хоть сажайте меня и всю мою груду, а не дам вам ключа, пока не объявите, что в церкви будет служба.
Председатель отступился, и церковь неразоренной достояла до своего открытия в сороковых годах.
В этом селе родился в 1888(9?) году священник Иоанн Быстров. У родителей о. Иоанна были одни дочери, а им хотелось сына, и мать усердно молила о том Бога, дав обет, что если родится мальчик, он будет, посвящен Господу, и когда он родился, назвали его Иоанном.
Окончив гимназию, Иоанн стал учителем в родном селе.
Строительство храма, служба в нем ревностного пастыря оказали немалое влияние на молодого учителя. Было ясно, что только с Богом воспитание могло быть успешным, потому что основой его могла быть только любовь.
Обладая заметными дарованиями как воспитатель, он скоро стал известен среди учителей, и окружающие прочили ему славное будущее. Казалось, он нашел себя в любимом деле, обеты, данные перед его рождением, были забыты. Но Господь Сам напоминал о Себе. Все чаще Иоанн вспоминал о данном его матерью слове, все мучительнее переживал мысль о своей неверности Богу. Сколь удачно ни сложилась бы его дальнейшая жизнь, но она будет никуда не годна, если выстроится на зыбучей основе неправды. И когда Иоанну исполнилось двадцать семь лет, он сказал матери:
- Мама, я должен исполнить обещание. Я сам так хочу.
Он женился, был рукоположен и стал служить в селе Саканах Нижегородской епархии. Это была во всех отношениях счастливая семья. У них с супругой родилось восемь детей, и в семье царила взаимная любовь. С редкостной мерой о. Иоанн был к детям рассудительно строг и справедлив, и дети любили его. Он никогда не забывал, что он не только отец, не только воспитатель, но и священник - образец нравственности для всех окружающих. И хотя семье было в те годы вдвойне тяжело от выпавших на ее долю гонений из-за того, что Иоанн стал священником, он ни разу не пожалел, что исполнил материнский обет. Никакие преследования, никакие утеснения со стороны безбожных властей его не страшили. Гонимому властями, ему пришлось сменить несколько приходов.
Последним местом его служения стал храм села Арапово Богородицкого района Нижегородской епархии.
Педагогическая известность некоторое время охраняла его, но в конце тридцатых годов арест навис над ним неминуемо. Кое-кто из представителей власти пытался уговорить о. Иоанна оставить храм и вернуться к учительству, обещая, что не будет помянуто его священство, его сделают директором школы, и при его способностях ему откроются все дороги. А иначе не избежать ареста. Слушая это, матушка бросилась уговаривать мужа оставить церковь и пойти в школу; она напоминала ему о детях, со слезами умоляя сжалиться над ними. Но как раньше, так и теперь оставался тверд пастырь в своем решении служить Богу. С кротостью и любовью он произнес:
- Господь не оставит, он всех детей выведет в люди.
11 сентября 1938 года, на Иоанна Постника, его арестовали. Когда приехали чекисты, шла служба, и они не посмели ее прервать, вышли из храма и расположились неподалеку, ожидая священника.
Отец Иоанн был заключен в Нижегородскую тюрьму.
Кончина его и с ним многих других священников Нижегородской епархии арестованных в 1937-1938 годах, была такова. Их всех вывезли на середину Волги против города Бор, неподалеку от Нижнего. Связанных священников по одному сталкивали в воду, наблюдая, чтобы никто не выплыл; выплывших топили. И так были умучены все.
Мученик Владимир Правдолюбов
Владимир Анатольевич Правдолюбов родился 22 июня (ст. ст.) 1888 года в городе Касимове. Его родители - протоиерей Анатолий Авдеевич и Клавдия Андреевна Правдолюбовы. Детство его прошло в Касимове, где он сначала получил домашнее образование, а в десятилетнем возрасте поступил в Касимовское духовное училище, где преподавал его отец - протоиерей Анатолий.
В 1903 году, в год окончания духовного училища, когда Владимиру Анатольевичу было всего пятнадцать лет, он совершил путешествие из города Касимова в Саров. Еще до наступления выпускных экзаменов, когда Владимир узнал, что в июле будет совершено прославление преподобного Серафима Саровского, он твердо решил отправиться в Саров, чтобы участвовать в этом всенародном торжестве. Он говорил об этом со своими товарищами и звал их с собой, но никто не поехал. Тогда Владимир отправился в Саров один.
С этих торжеств Владимир Анатольевич привез маленький образок преподобного Серафима Саровского, который до сих пор хранится у потомков.
Сразу же по возвращении из Сарова Владимир Анатольевич уезжает в Рязань и поступает в Духовную семинарию. Учится он успешно и заканчивает ее по первому разряду в 1909 году.
Владимир Анатольевич продолжил свое образование - в том же году он поступил в Киевскую духовную академию и окончил ее в 1913 году со степенью кандидата богословия. Темой кандидатской работы Владимира Анатольевича было: «Неразрывная связь любви к Богу и ближнему в жизни и нравственности христианина».
Перед Владимиром Анатольевичем открылся путь церковного служения, но он не был к тому времени женат, а принимать монашеский постриг не стал, не чувствуя к тому призвания. Он стал заниматься наукой, в основном психологией и педагогикой. Владимира Анатольевича пригласили в Житомир преподавать русский язык, словесность, а также логику и психологию в Учительской семинарии и женской гимназии имени святой Анастасии. Уже в августе 1913 года он приступил к своим новым обязанностям.
В 1914 году Владимир Анатольевич стал директором житомирской Учительской семинарии, а в 1915 и 1918 годах выезжал в Галицию как преподаватель на специальные педагогические курсы, организованные правительством для подготовки учителей народных училищ. Министерство народного просвещения отметило Владимира Анатольевича тем, что выразило ему благодарность «за энергичный, умелый и добросовестный лекторский труд» на этих курсах. Такую же благодарность выразил ему и генерал-губернатор Галиции. В 1916 году Владимир Анатольевич был награжден орденом святого Станислава III степени за общественную деятельность.
В 1917 году, с приходом новой власти, очень многое изменилось. Владимир Анатольевич впервые был арестован, но вскоре освобожден. В Житомире власть постоянно менялась: то устанавливалась советская власть, то приходили петлюровцы.
В Житомире Владимир Анатольевич трудился как преподаватель до 1921 года. В 1922 году он переехал в Москву, где продолжил свою педагогическую деятельность. Однако вместе с тем он стал заниматься серьезной научной работой.
В 1923 году Владимир Анатольевич стал доцентом Второго Московского государственного университета, читал лекции в Психотехнической лаборатории и Институте методов школьной работы. Областью его научных исследований были педагогика и психология.
Вместе с тем Владимир Анатольевич всегда был близок к Церкви и ее деятелям. Его отец, протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов, служил в эти годы в городе Касимове Рязанской области. Там же служили два его брата - протоиерей Сергий и иерей Николай. Сам Владимир Анатольевич лично знал святейшего Патриарха Тихона. Во многом благодаря этому знакомству произошла встреча протоиерея Анатолия Авдеевича и протоиерея Сергия Анатольевича со святейшим Патриархом Тихоном в 1924 году, на которой Святейший Патриарх поддержал «касимовских протоиереев» и подтвердил каноническое с ними общение, а Владимра Анатольевича, также принимавшего участие в этой встрече, деликатно убеждал принять монашеский постриг. Однако как и в юные свои годы, так и сейчас Владимир Анатольевич не чувствовал себя готовым к этому нелегкому подвигу, несмотря на то, что не был еще женат.
Возможно, по причине активной общественной деятельности Владимир Анатольевич до сих пор не мог устроить свою личную жизнь. Только в 1925 году, когда ему было уже 37 лет, он женился. Но брак этот нельзя назвать счастливым: детей у них не было, а в 1932 году, когда Владимир Анатольевич вернулся из заключения и ссылки, жена от него ушла.
В 1929 году, четвертого июня, Владимира Анатольевича арестовали и заключили в Бутырскую следственную тюрьму. Более двух месяцев он находился под следствием. За это время ему предъявляли самые различные обвинения, доказать которые сами обвинители не могли. Например, на обвинение в восстании в городе Касимове в 1918 году Владимир Анатольевич отвечал тем, что с 1917 по 1922 год не выезжал из Житомира по причине закрытия границы между Украиной и Россией. На обвинение участия в погромах в городе Житомире в 1918 году он возражал, что, напротив, укрывал в те годы очень многих, кому грозили эти погромы, что могут подтвердить участники этих событий. Тем не менее, 8 августа 1929 года Владимира Анатольевича отправили в тюремное заключение на Соловки. Здесь он провел два года, после чего его отправили в ссылку - в город Вельск Северного края.
Когда в 1932 году Владимир Анатольевич вернулся в Москву, оказалось, что он лишен теперь возможности заниматься педагогической и научной деятельностью - ему запрещено было где бы то ни было работать. Более того, он даже жить в Москве теперь не имел права. Тогда Владимир Анатольевич уехал в свой родной город Касимов, который находится от Москвы в трехстах километрах. Здесь он стал преподавателем в местном Индустриальном техникуме.
(В Соловецком лагере прот. Сергий, Анатолий, иерей Николай Правдолюбовы)
В 1933 году вместе со своим братом, иереем Николаем Анатольевичем Правдолюбовым, Владимир Анатольевич составил жизнеописание местночтимых подвижников благочестия - блаженной матроны Анемнясевской, царевича Иакова и отшельника Петра.
(блаженная Матрона Анемнясевская)
В 1935 году Владимира Анатольевича снова арестовали за составление жизнеописания подвижников благочестия Касимовской земли и за его открытое исповедание веры Христовой. Это был уже путь к мученическому венцу. Два года он томился в тюремном заключении в карагандинских лагерях, а 21 сентября (ст. ст.) 1937 года принял мученическую кончину - Владимир Анатольевич Правдолюбов был расстрелян.
Решением Архиерейского Юбилейного Собора Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года Владимир Анатольевич Правдолюбов причислен к лику святых как мученик. На канонизацию он был представлен Алма-Атинской епархией.
Священномученик Василий Крымкин, пресвитер
Священномученик Василий родился в 1901 году в селе Протасьево Раненбургского уезда Рязанской губернии в семье крестьян Ивана Алексеевича и Марфы Леонтьевны Крымкиных. Когда Василию исполнилось восемь лет, он поступил в Троицкий монастырь, располагавшийся в полутора верстах от города Лебедянь Тамбовской губернии. Здесь он окончил монастырскую церковноприходскую школу и до 1928 года был в монастыре послушником. После того как монастырь был безбожной властью закрыт, он вернулся в родное село и служил псаломщиком в храме.
В 1930 Василий Иванович был рукоположен во священника и служил в Троицком храме в селе Остафьево Подольского района Московской области. 4 декабря 1937 года отец Василий был арестован, в тот же день допрошен, и на этом следствие было закончено.
- Следствию известно, что вы среди верующих вашего прихода проводили контрреволюционную антисоветскую агитацию, направленную против проводимых партией и правительством мероприятий, распускали провокационные слухи о скором падении советской власти. Изложите об этом подробнее, - сказал следователь.
- Антисоветской агитации среди верующих моего прихода я не проводил и провокационных слухов не распускал, - ответил священник.
- Вы признаете себя виновным в том, что вы среди населения села Остафьева распускали всевозможные нелепые провокационные слухи о скором падении советской власти? Изложите об этом следствию.
- Я виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю, потому что антисоветской агитации среди населения не вел.
7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Священник Василий Крымкин скончался в исправительно-трудовом лагере в Куйбышевской области 4 октября 1942 года.