27 февраля (12 марта) 2023 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Mar 11, 2023 20:00

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Неделя 2-я Великого поста.

Свт. Григо́рия Паламы, архиепископа Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста); мчч. Иулиана, Евна (Крониона), слуги его, Беза (Виса) воина и Мекара (249 - 251); Солунских мучеников Авудантия, Александра, Антигона, Калана, Ианнуария, Макария, Севериана, Титиана, Фуртуната и прочих (284 - 305; Греч.); мч. Геласия лицедея, Илиопольского (297); свт. Макария, епископа Иерусалимского (333/334); прп. Прокопия Декаполита, исп. (ок. 750); прпп. Асклипия и Иакова Сирийских (V; Греч.); свт. Леандра, архиеп. Севильского (596/600/601; Греч.); прп. Стефана, монаха Константинопольского (после 614); мч. Илии Трапезундского (1749; Греч.).

Прп. Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах (1190); прп. Тита Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах (XIV); прп. Фалалея Сирийского (ок. 460).
Сщмч. Сергия Увицкого, пресвитера (1932); сщмч. Петра Успенского, пресвитера, мч. Михаила Маркова (1938).

Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста).

Святые дня, молите Бога о нас!

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский



Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282 - 1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве - умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память 12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. покой. молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу - совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333. году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.



(Есфигменский монастырь, Афон)

А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.
Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии. умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама - так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341 - 1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328 - 1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года.

В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347 - 1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354 - 1355, 1362 - 1376), который написал житие и службу святителю.



(храм Григория Паламы с Салониках, здесь покоятся мощи святого)

Более подробно о святителе Григорие Паламе вы можете почитать тут:
Григорий Палама- проповедник благодати или физик XIII века...:
http://filin-dimitry.livejournal.com/842439.html

Тропарь Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского
глас 8
Православия наставниче, святителем украшение,/ Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче,/ Солуню великая похвало, проповедниче благодати,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Григория
глас 8
Премудрости священный и Божественный орган,/ богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче,/ но яко ум, Уму первому предстояй,/ к Нему ум наш, отче, настави, да зовем:// радуйся, проповедниче благодати.

Преподобный Прокопий Декаполит



Преподобный Прокопий родился в стране Декаполитской (т. е. Десятиградии), на восток от Галилейского озера. Оставив суетный мир, Прокопий принял в одной обители иноческий чин и проводил все время в молитве и посте. Опытный в монашеских подвигах, украшенный чистотою душевною, он был славен и знаменит среди подвижников. Между тем около этого времени появилась иконоборческая ересь. Возбудил ее нечестивый император Лев Исаврянин, который считал иконы идолами, а поклоняющихся им - идолопоклонниками.

Преподобный Прокопий вместе с другими ревнителями православия восстал против нечестивой ереси иконоборцев; он обличил безумное мудрование еретиков и победил их непобедимыми божественными словесами. Это и навлекло на него гнев и немилость императора. По его повелению, св. Прокопия схватили и подвергли жестоким мучениям: его бесчеловечно били, строгали тело его железными орудиями и затем бросили в смрадную темницу. В этой мрачной темнице преп. Прокопий вместе с святым Василием, его сподвижником по иноческой жизни, мучился до самой смерти императора Льва Исаврянина. Когда же Лев умер, то Прокопий вместе с Василием и другими святыми мучениками, был выпущен из темницы. Конец своей жизни преподобный Прокопий Декаполит провел мирно в иноческих подвигах.

В глубокой старости отошел он в иную жизнь, чтобы видеть Христа уже не на иконах, которые он защищал всю жизнь, а лицом к лицу, и чтобы получить от Него за свои труды страдания великую награду на небесах.
Преподобный Прокопий Декаполит жил в VIII веке в области Декаполиса или Десятиградия (Мк. 7, 31), к востоку от озера Галилейского. Там он и спасался, предаваясь иноческим подвигам. Святой Прокопий вместе со своим сподвижником святым Василием (память 28 февраля) и другими ревнителями Православия мужественно противостал возникшей в то время иконоборческой ереси. По приказу императора Льва Исаврянина (716 - 741) преподобный Прокопий был схвачен, предан жестокому бичеванию и брошен в темницу, где вместе со святым Василием томился до самой смерти царя-мучителя, после чего преподобные исповедники были выпущены на свободу. Остальное время жизни преподобный Прокопий провел мирно, в иноческих подвигах, наставляя многих на путь добродетели и спасения. Скончался он в глубокой старости, около 750 года.

Тропарь Прокопию Декаполиту
глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Прокопие отче наш. / Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Святые мученики Иулиан, Евн (Кронион), слуга его, Беза (Вис) воин и Мекар

Святые мученики Иулиан, Евн (Кронион), слуга его, Беза (Вис) воин и Мекар пострадали в начале царствования Декия (249 - 251) в Александрии. Святой Иулиан, глубокий старец, страдал подагрой и не мог ни стоять, ни двигаться. Он был принесен на суд своими слугами, из которых один, по имени Евн, мужественно исповедал веру во Христа, второй же слуга отрекся. Иулиана и Евна возили по городу на верблюдах, подвергли всяческим поруганиям и, наконец, сожгли на костре. С ними вместе пострадал воин Беза, пытавшийся защитить святых мучеников от оскорблений он был усечен мечом. Тогда же был сожжен Мекар левианин.

Преподобный Фалалей Сирийский



Преподобный Фалалей жил в V веке, родом был из Киликии (Малая Азия), принял иночество в обители Саввы Освященного и там же был рукоположен во пресвитера. Позднее, удалившись в Сирию, недалеко от города Гавала, он нашел заброшенное языческое капище, окруженное гробницами, и поселился там в палатке. Место это имело дурную славу, так как обитавшие там нечистые духи устрашали путников и причиняли им много зла.

Тут преподобный и жил, молясь день и ночь в полном уединении. Бесы часто нападали на святого, устрашая его видениями и голосами. Но преподобный, с помощью Божией, победил, в конце концов, силу вражию, которая более не стала его тревожить. Тогда преподобный еще более усилил свой подвиг: он построил себе хижину, столь тесную, что мог помещаться в ней, только сильно пригнув голову, и там прожил около 10 лет.

Господь даровал святому подвижнику дар чудотворения, чудеса помогали ему просвещать истинной верой окрестных жителей - язычников. С помощью обращенных им в христианство жителей, он разрушил идольское капище, построил на его месте храм и завел в нем ежедневное Богослужение. Скончался преподобный Фалалей в глубокой старости, около 460 года. В книге "Лимонарь" или "Лимонис" - сочинение греческого инока Иоанна Мосха (+ 622 г.) - о преподобном Фалалее говорится: "Авва Фалалей Киликийский 60 лет был иноком и никогда не прекращая слез, говоря: сие время дал нам, братие, Бог на покаяние, и, если мы его погубим, то за это будем строго судимы".

Преподобный Тит, пресвитер Печерский



Преподобный Тит был священноинок Киевского Печерского монастыря, известный своим чрезвычайно миролюбивым ко всем отношением. Особенно полюбил Тит миролюбие благодаря следующим обстоятельствам. У преп. Тита был друг черноризец Евагрий, по сану диакон. Все дивились искренней дружбе и любви, существовавшей между ними. Но ненавидящий всякое добро диавол решил посеять между ними семя вражды. В своем замысле он успел: Тит и Евагрий так возненавидели друг друга, что не хотели смотреть один на другого и всячески старались избегать встречи между собою. Когда они вместе служили в церкви, то у них не было согласия даже здесь, при богослужении: если один кадил перед иконою, то другой убегал от каждения; если же один не отходил от образа, то другой проходил мимо, не покадив. Их ненависть была столь сильна, что они имели дерзновение даже причащаться Св. Таин, не примирившись друг с другом, не испросив прощения друг у друга. Братия обители, видя такую их сильную ненависть и понимая, что эта вражда губительна для их спасения, много раз принималась их мирить, но они и слышать об этом не хотели. И вот, по Божьему смотрению, пресвитер Тит серьезно заболел.

Думая, что настал часть отойти ему в иной мир, Тит начал горько плакать о своем прегрешении и затем послал сказать диакону Евагрию следующее: «Прости меня, брат, ради Господа за то, что я оскорбил тебя гневом своим». Евагрий, однако, не только не простил Тита, но и стал жестоко бранить его. Братия, увидев, что пресвитер Тит уже умирает, решила насильно привести Евагрия к умирающему, чтобы примирить его с ним. Когда Евагрия привели к Титу, то последний упал к ногам своего прежнего врага и сказал со слезами:

- Прости меня, брат!
Но Евагрий отвратился от него и пред всеми произнес такие слова:

- Не хочу примиряться с ним ни в сем веке, ни в будущем.

Сказав эти бесчеловечные слова, Евагрий вырвался из рук братии и туг же упал. Его хотели поднять, но он был уже мертв. Ему не могли ни сложить рук, ни сомкнуть уст, ни закрыть очей: словно он умер уже давно. В то же время преп. Тит встал с постели совершенно здоровым. Когда его спросили, что с ним было за время болезни, он отвечал:

- Во время болезни я, еще одержимый гневом, видел, как ангелы отступили от меня. Они горько рыдали о гибели моей души, а бесы радовались, что я имею гнев на своего брата. Посему-то я и начал просить вас, чтобы вы пошли и испросили мне у диакона Евагрия прощение. Когда вы привели его ко мне и я поклонился ему, а он отвернулся от меня, то я увидел, что некий немилостивый ангел пламенным копьем ударил Евагрия и тот упал бездыханный. Тот же ангел затем подал мне руку, поднял меня, и я встал совершенно здоров.

Братия, услышавши такой рассказ из уст преп. Тита, в ужасе повторяла слова: «Оставите, и оставится вам, яко всяк гневайся на брата всуе повинен есть суду» (Мф. V. 22). Много плакали также иноки о погибшем брате Евагрии. После такого вразумления со стороны Промысла Божия иноки Печерской обители стали блюстись гнева прощая друг другу всякое слово обидное, памятуя слова Ефрема Сирина: «Если кому случится умереть во вражде, то таковаго ожидает неумолимый суд».

В особенности же сильно подействовал этот печальных случай на самого пресвитера Тита. Видя, как за примирение с братом своим он получил не только прощение греха своего, но и телесное здравие, он более уже не думал гневаться на кого-нибудь, но усвоил себе постоянную любовь к братии. Преп. Тит после этого всегда помнил слова Писания: «Солнце да не зайдет во гневе твоем. Прежде же всех друг ко другу любовь прилежну имейте, зане любовь покрывает множество грехов» (1 Петр. IV. 7, 8). Он стяжал себе такое миролюбие, что на нем истинно исполнилось изречение апостола: «Несть царствие Божие пища или питие, но правда и мир» (Рим. ХIV. 17). Посему и на небеси преп. Тит сподобился получить успокоение, которое обещал Бог любящим Его и хранящим Его заповеди. Святые мощи его почивают в одной из Киевских пещер. Скончался преп. Тит около 1190 г.

Память его, кроме 27 февраля, совершается 28 сентября с Собором преподобных Ближних пещер.

Тропарь Титу, пресвитеру Печерскому, в Ближних пещерах
глас 1
Братолюбне тя живуща видев любве ненавистник, /
победил тя во гнев, /
но, ведый твоя прежния труды любве источник - Господь, /
преложи тя паки на братолюбие, /
в немже ты прочее пожив Богоугодне, /
молися о нас, яко да поживем братолюбне.

Преподобный Тит Печерский, воин



Почивает в Дальних (Феодосиевых) пещерах. В миру был воином и в одной из битв был тяжело ранен в голову. После выздоровления преподобный Тит пришел подвизаться в Киево-Печерский монастырь, где оплакивал грехи свои. Получив от Бога известие о прощении, преподобный Тит радостно отошел к горним селениям.

Тропарь преподобному Титу Печерскому
глас 3
Воинство тленное оставль,/ в нетленном ввоенился еси Христови,/ и оружием его крестным победив подземных ефиопов,/ победы венец от Христа, Тите, славно приял еси,/ Емуже молися даровати нам мир и велию милость.

Кондак преподобному Титу Печерскому
глас 6
Воина Христова храбраго,/ щитом преподобия обложшагося/ и воев невидимых крепко победивша,/ приидите, вернии, восхвалим,/ Тита крепкодушнаго и возопиим:/ прииди, святе, к нам и никтоже озлобит ны.

Солунские мученики Авудантий, Александр, Антигон, Калан, Ианнуарий, Макарий, Севериан, Титиан, Фуртунат и прочие

Пострадали в Фессалониках в царствование императора Диоклетиана (284-305) вместе с другими христианами.

Сведения об их мученичестве записаны в древнем Мартирологе (αρχαία Μαρτυρολόγια). Имена мучеников различаются в разных рукописях, подробных сведений об их подвиге нет.

Священномученик протоиерей Сергий
(Увицкий Сергей Александрович, +12.03.1932)



Память 28 февраля, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился в 1881 году в семье учителя, позднее священнослужителя Александра и Ольги Ивановны Увицких.
По окончании духовной семинарии, в 1900 поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил с отличием в 1905 году. Кандидат богословия. Его курсовое сочинение называлось "Христианский идеал воспитания в истории педагогики".
С 1905 года - преподаватель Могилевской духовной семинарии.
Женился на Павле Ивановне.

1 августа 1908 года рукоположен в сан священника.
В 1910 г. в семье о.Сергия родилась дочь Нина, а в 1912 г. - сын Николай.
В 1918 году назначен исполняющим обязанности настоятеля Покровского собора г. Камышлов.
Гражданская война в Камышловском уезде по сравнению с другими районами Урала отличалась особой жестокостью. В Камышлове еще до 1917г. действовала сильная большевистская группа, которая вела активную пропаганду. Либерально настроенная интелигенция тоже призывала население к перемене существующего строя и с восторгом встретила известие об отречении императора Николая II. После Октябрьской революции в уезде стали создаваться боевые дружины, а в период гражданской войны - регулярные революционные войска. Рабочие Камышлова входили в состав знаменитого полка Красных Орлов, прославившегося своими зверствами. В этом полку было много иностранных наемников, особенно из Китая.

В июле 1919 г., при наступлении красных на город Камышлов, Камышловскому женскому епархиальному училищу и его преподавателям было предписано эвакуироваться с Белой Армией в Иркутск. О.Сергий согласился. С большим трудом беженцы добрались до Омска, а оттуда в переполненном товарном вагоне доехали до Иркутска.
В Иркутске о.Сергий был прикомандирован к женскому епархиальному училищу в качестве преподавателя.
Жили Увицкие у матушкина брата - профессора Иркутского университета. Через некоторое время к городу подошли части Красной Армии, начались бои за Иркутск, линией фронта стал Университетский городок, где жили Увицкие. Бои за Иркутск длились две недели. Войска адмирала Колчака отступили, и красные взяли город. Епархиальное духовное училище было закрыто. Чтобы как-то содержать семью, о.Сергий вынужден был поступить работать счетоводом на аптечный склад в фармацевтическом подотделе здравохранения.

В июне 1920 г. о.Сергий с семьей вернулся в г. Камышлов и вновь стал настоятелем Покровского собора.
О.Сергий был прекрасным проповедником, умел до каждого донести Евангельское слово; послушать его проповеди приходили даже неверующие люди. Власти стали требовать от о.Сергия прекратить проповедовать, угрожая арестом.

10 июля 1920 года он был арестован по обвинению в "антисоветской агитации во время пребывания белых на Урале" и заключен в Камышловскую тюрьму. Прихожане Покровского собора не побоялись заступиться за своего пастыря. На общем собрании прихода было написано обращение к властям:

"Мы, верующие, прихожане Градо-Камышловского Покровского собора... постановили: просить Комитет правящей власти освободить гражданина отца Сергия Увицкого из-под ареста и отдать его на поруки всего нашего общества, как человека, необходимого как для нас, прихожан, так и для его большого семейства..."

По делу проходило 47 человек. 11 человек из них оправдали, а 36 человек, в том числе и отца Сергия, приговорили к бессрочному заключению в концлагерь с применением принудительных работ.
В конце июля 1920 г. он был этапирован в Екатеринбургский концлагерь. В лагере о.Сергий заболел тифом, и его положили в тюремную больницу. Каким-то чудом ухаживать за ним разрешили крестной матери младшего сына Николая, Сениловой Марии Николаевне, которая ранее работала преподавателем музыки в Камышловском духовном училище. По случаю третьей годовщины Октябрьской революции власти даровали заключенным амнистию: 12 декабря 1920 г. приговор пересмотрели и постановили заменить бессрочную меру наказания на срочную - на 1 год. О.Сергий был освобожден в июне 1921 г.

После освобождения о.Сергий некоторое время служил в Успенском соборе Верх-Исетского завода Екатеринбурга.
В Екатеринбурге Увицким жилось очень тяжело, семья голодала. Однажды в храм пришли прихожане из села Меркушино Верхотурского уезда. Они побывали на приеме у Екатеринбургского епископа с просьбой прислать второго священника, и владыка указал им на о.Сергия. После службы батюшка пригласил селян к себе в дом, но угостить их было нечем. Гости достали из своего багажа обильно всякой пищи, накормили всю семью священника. После беседы была достигнута договоренность о том, что осенью, как только установится санный путь, из Меркушино приедут за отцом Сергием.

С начала 1921 г. - настоятель Михаило-Архангельского храма в селе Меркушино.
В село почти каждый день приходило множество голодающих из разных мест, и меркушинцы приходили им на помощь. С такой толпой голодающих пришла и мать священника о.Сергия Увицкого Ольга Ивановна. К сожалению, Ольга Ивановна заболела брюшным тифом и через две недели умерла. О.Сергий ее исповедал, причастил, и она скончалась очень спокойно и радостно. Ее похоронили в селе Меркушино.

В Меркушине о.Сергий прослужил три года. Церковь при нем во время обновленческого раскола осталась "тихоновской". Ревностное отношение о.Сергия к священническим обязанностям сильно не нравилось местным властям. О.Сергия часто вызывали к начальству и требовали прекратить проповеди.
В 1923 г. о.Сергий был слушателем обновленческого собора.

В 1924 г. о.Сергий с семьей переехал в Нижний Тагил.
В Нижнем Тагиле служил сначала во Введенской церкви, но вскоре храм захватили обновленцы, и в 1925 году о.Сергий перешел служить в Выйско-Никольский собор. В том же году возведен в сан протоиерея и назначен благочинным церквей Нижнетагильского староцерковного округа.
Во время продолжавшейся с 1922 г. "компании по изъятию церковных ценностей" о.Сергий подчинился решению епархиальных властей, и из Выйско-Никольской церкви изъяли 99.5 кг серебра.



(Выйско-Никольский храм, закрыт в 1929 году а позднее уничтожен безбожниками)

Осенью 1929 г. власти Нижнего Тагила решили "изъять Выйско-Никольскую церковь в связи с требованиями рабочих". Отец Сергий сделал все возможное, чтобы не допустить закрытия церкви. Он призвал верующих к усиленной молитве, призывал чаще исповедоваться и причащаться. На заседании приходского совета решили собрать подписи верующих под обращением к властям не закрывать храм. Из проповеди прот.Сергия:

"Миряне! Производят гонение на Православную Церковь. Нам нужно сплотиться, не допустить осквернения и поругания Православной веры и Церкви. Жизнь на земле становится тяжелой и с каждым годом нас постигают разные бедствия. Это - кара Божия за наши грехи, за наше неверие... Терпите, православные, переносите все напасти, как терпел и переносил наш Спаситель Иисус Христос. Возносите и восхваляйте имя Его, боритесь и страдайте за веру Христову, молитесь и утешайте молитвами святыми свою истинность. Бог милостив и нам поможет, услышит наши мытарства и гонение с нас снимет. О Господи, помоги нам!"

В ОГПУ стали приходить доносы на батюшку.
10 февраля 1930 года о. Сергий был арестован по обвинению в "антисоветской пропаганде, срыве социалистического переустройства городского поселка". В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого священника Увицкого Сергия говорилось:

"Увицкий С., являясь священником монархической религиозной ориентации, в целях противодействия социалистическому строительству, в связи с движением среди рабочих за изъятие церкви под культурные нужды, повел среди верующих антисоветскую деятельность, выразившуюся в том, что для привлечения в церковь большого количества верующих не в установленные сроки ввел посты, говение, причащение. Под его руководством приходской совет развесил объявления и расписания, носившие, по существу, антисоветский характер. В церкви было вывешено объявление о часах записи верующих и раписание богослужений...".
На эти обвинения о.Сергий написал заявление, в котором убедительно доказывал их абсурдность и заявил:
"Если я принял на себя служение приходского священника, то считаю своим священным долгом служить религиозным интересам избравшей меня общины не за страх, а за совесть соответственно канонам христианской Церкви и в строгом соответствии с законами Советской власти... "

Виновным себя не признал. Находился во время следствия в Тагильском Домзаке.
16 мая того же года тройкой при ПП ОГПУ по Уралу был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовые лагеря.

В том же 1930 году был этапирован в Вишерский концлагерь, ст. Усолье, отделение Булаг, находившееся в месте слияния рек Белая и Вишера. Потом о.Сергий был переведен во вновь организованный отдел Вишерского ИТЛ близ дер. Воронье.
После ареста о.Сергия семье его пришлось очень тяжело. Матушка постоянно находилась с сыном Николаем, дочерей, как детей "врага народа", уволили с работы. По приглашению старосты Невьянского храма и по благословению настоятеля она с детьми переехала в г.Невьянск. В храме дочери пели в церковном хоре. Дочь Нина вскоре вышла замуж за псаломщика Григория Александровича Пономарева. Матушка о.Сергия Павла Ивановна пыталась узнать о судьбе своего мужа, и вскоре ей удалось получить разрешение на свидание. С сыном Николаем она ехала сначала на поезде до ст. Усолье Пермской обл., потом на пароходе до реки Вишера. Провела там двое суток, пока не выяснила, что о.Сергий находится в другом концлагере. Пришлось снова плыть на пароходе вверх по реке Вишера, потом на моторной лодке до деревни Воронье, недалеко от которой на равнинном месте власти на скорую руку построили концлагерь. Вместо деревянных бараков стояли брезентовые палатки, в которых жили заключенные.

О.Сергий занимал в концлагере должность помощника лекаря. Это назначение он получил лишь потому, что знал латынь. Днем он находился в своем медпункте, а на ночь в сопровождении конвоя возвращался в лагерь. Матушке Павле Ивановне удалось снять в деревне комнату. Ей разрешили в течение недели видеться с мужем. О.Сергий терпеливо переносил скорби заключения. Самым тяжелым являлось для него то, что он был лишен возможности служить Божественную Литургию. Сын Николай вспоминал: "Самым заветным папиным лагерным желанием было хоть еще раз постоять у Престола Господня".
Осенью 1931 г. о.Сергий был переведен в Белбалтлаг, на строительство Беломоро-Балтийского канала.
Матушка Павла Ивановна снова выхлопотала разрешение на свидание. Время свидания власти ограничили двумя часами. В октябре 1931 г. Павла Ивановна приехала к месту заключения мужа. Она шла на свидание по улице вдоль колючей проволоки, и вдруг ее остановил идущий навстречу старик. "Павлинька!" - сказал он. Матушка с трудом узнала отца Сергия: он весь опух, поседел, еле двигался. Павла Ивановна заплакала, а конвоир грубо оттолкнул ее, разрешил сказать друг другу лишь несколько слов, произнес: "Свидание закончено" - и увел батюшку. Это была их последняя встреча.



(заключенные лагеря на строительстве Беломорканала)

12 марта 1932 года о. Сергий Увицкий погиб в Белбалтлаге.
Причислен к лику новомучеников российских определением Священного Синода от 11 апреля 2006 года для общецерковного почитания.

***
Мой Телеграмм-канал тут:
https://t.me/FilinDmitry

Григорий Палама, Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up