Продолжение…
Мученик Иоанн (Йоханнес) Ка́рхапя, Сонкаярантский (фин. Johannes Karhapää)
(Иван (Йоханнес) Васильевич Кархапя. Фото 1910-х гг.)
Иван Васильевич Кархапя родился 13 июля 1884 года в семье Василия и Анастасии Кархапя из деревни Сонкаяранта на полпути между городом Йоэнсуу и селом Иломантси. Местные православные входили тогда в приход Иломантси. Кроме Ивана, в семье был младший брат Яков и два сводных брата Фёдор и Илья.
С юности Иван глубоко проникся православной верой. Он вырос добрым и отзывчивым, целеустремлённым, видным молодым человеком, жизненный выбор которого определяли вера во Христа и Его Церковь. Впоследствии Иван стал известен как хороший проповедник, умевший доступно донести до слушателей сущность Православия и объяснить, как жить по вере.
Иван женился, у него родилось два сына. Старший, Сергей, умер вскоре после рождения, а Алексей выжил. Овдовев, Иван вступил во второй брак. Его семья вместе с его отцом, Василием, жила на хуторе Ниссиля. Другую часть хуторской земли возделывал его брат Яков.
Положение православных в Великом княжестве Финляндском, входившем тогда в состав Российской империи, было нелёгким, потому что Православие часто ассоциировали с российским гнётом. В 1906 году, когда перемена веры была разрешена законом, стала набирать силу протестантская проповедническая деятельность. Тогда же народным просвещением в Финляндии озаботилась и Православная Церковь.
На изменение положения православных обратил внимание 20-летний Иван, активными трудами которого в Сонкаяранте было основано Православное молодёжное общество, собиравшееся под эгидой братства преподобных Сергия и Германа Валаамских. Общество собиралось в доме братьев Кархапя, а Иван стал его председателем. В одной из комнат была устроена временная часовня со скромным иконостасом и подсвечниками. Кроме того, была основана своя общедоступная библиотека. Однако главной формой деятельности общества были спевки церковного хора, с большим энтузиазмом воспринятые местными жителями. Деятельность общества служила примером для многих.
В 1906 году от имени общества И. В. Кархапя написал письмо архиепископу Финляндскому Сергию (Страгородскому) с предложениями о возрождении духовной жизни православных. Вскоре после этого архиепископом было дано благословение на основание православной Народной школы в сотрудничестве с основанным в 1907 году Православным Карельским братством во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Школы братства были главным образом церковными и не пропагандировали в том масштабе, как школы Министерства образования, вызывающих в той политической ситуации страх и подозрения идеалов панславизма.
В 1908 году при поддержке Православного Карельского братства в Сонкаяранта была построена православная школа и общежитие при ней. Языком преподавания был финский. Школа стала популярной и к 1911 году имела уже четыре класса. Учащиеся из малоимущих или проживающих в отдалении семей могли жить и питаться при школе. Просветительские и праздничные мероприятия устраивались и для местных жителей.
По поручению братства Сергия и Германа Валаамских Иван занимался просветительской и миссионерской деятельностью в Иломантси и со временем стал законоучителем в подчинении Православного Карельского братства. Иногда один, иногда в сопровождении иеромонаха Валаамского монастыря Исаакия (Трофимова) он совершал поездки по окрестностям с целью распространения печатных икон и литературы. Иван проводил также популярные духовные встречи.
В 1914 году Духовная консистория г. Выборга назначила самоучку И. В. Кархапя на государственную должность законоучителя. Ему приходилось преподавать почти во всему округу Куопио в разных приходах. Округ был большим, потому что, помимо г. Куопио и его окрестностей, включал в себя и весь регион Северной Карелии.
После вступления в преподавательскую должность Ивана обвинили в доносительстве властям. Ранее, в 1910 году, газета "Перяпохъялайнен" намекала, что Иван и его отец якобы поддерживали антифинскую политику России, и назвала их "слишком низкими существами, чтобы именоваться финнами". В этом контексте имя Ивана стало известно в разных концах страны.
Положение школы в Сонкаяранта ухудшилось в 1914 году, когда внезапно скончался давно оказывавший помощь школе епископ Сердобольский Киприан (Шнитников), а деятельность Православного Карельского братства была парализована. Однако труд И. В. Кархапя всё-таки принёс добрый плод, ибо уже на следующий год петербургским купцом П.Ф.Нестеровым была пожертвовано 10 тыс. рублей на строительство частной церкви для нужд школы. Чертежи будущего храма были составлены насельником Валаамской обители монахом Геннадием. Церковь была освящена осенью 1915 года в честь святой пророчицы Анны. Торжества возглавил архиепископ Сергий (Страгородский) в сопровождении многочисленных представителей братии Валаамского монастыря, приходского духовенства и мирян. После освящения И. В. Кархапяя обратился к присутствующим с речью.
За примерные труды в церковной и просветительской областях И. В. Кархапя вручались многочисленные награды. Искренняя вера Ивана и соответствующие ей труды вызывали ненависть противников, распространявших всевозможные слухи о нём. Особенно неприятным представлялся им тот факт, что в 1912 году в доме И. В. Кархапяя частным образом гостил ненавидимый многими в то время генерал-губернатор Франц-Альберт Александрович Зейн (1909-1917 гг.). Во время этого визита Зейн посоветовал Ивану Васильевичу просить государственных средств на строительство дороги в деревню, что лишь усилило подозрения недоброжелателей Ивана. Обвинения достигли апогея вскоре после Октябрьского переворота в России в 1917 году, и школа была закрыта как "рассадник идей панславизма". И. В. Кархапя стали чаще оскорблять, именуя как "приспешником царизма" и "ищейкой", так и "большевиком". Утверждалось, что его влияние распространяется даже на назначения в православном духовенстве.
В 1917 году газета "Каръяалан саномат" публиковала пасквили, в которых И. В. Кархапя ассоциировался с тёмными силами, действующими во вред Отчизне. Критике подверглись его миссионерские и просветительские поездки, а также полученные им награды. В частности, утверждалось, что Иван сеет разногласия и ненависть в карельском населении, которое, по мнению критиков, не имело выраженного религиозного и национального самосознания. И. В. Кархапя называли бескомпромиссным и беспощадным проводником идей панславизма, желавшим удержать финнов в подчинении России. Издевательства коснулись и православной веры Ивана. Утверждалось, что он сам считает себя мучеником и сеет страх в местном населении. Рассказывалось, что он позволял себе издеваться над верой и святотатствовал, чем вводил в заблуждение простых людей. Подобным же образом подвергались издёвкам отец и брат И. В. Кархапя.
По мере возрастания критики стали раздаваться призывы к государственной власти принять жёсткие меры к Ивану с тем, чтобы запретить ему публичную деятельность. И. В. Кархапяя не считал нужным опровергать обвинения или отвечать на оскорбления.
Православные из Сонкаяранта оказывали своему наставнику и его школьному проекту всяческую поддержку, однако на Пасху 1917 года случились раздоры и среди православных. На проведённых тогда собраниях прихожан в селе Иломантси проводимая Иваном и открытой им школой работа были признаны направленными на угнетение и антипатриотичными, в целях чего использовалась религия. Был поставлен вопрос об освобождении И. В. Кархапя от занимаемых им ответственных приходских должностей и лишении его членства в Приходском совете. Сожаления в отношении деятельности И. В. Кархапяя были высказаны и со стороны Православного прихода г. Йоэнсуу. С наступлением осени Иван лишился поддержки церковных властей и был отстранён от должности законоучителя.
В марте 1918 года, на Крестопоклонной неделе, Иван и его брат Яков получили повестку явиться на мобилизационный пункт финляндской Белой армии в Народной школе села Тууповаара. Здесь на основании доноса они были арестованы. Рассказывали, что один из тех, кто арестовывал братьев, нашёл у Ивана в кармане небольшую иконку, которую тот всегда имел с собой. Обнаруживший икону выругался, бросил её на землю, стал топтать ногами и сказал, что Ивану она больше не понадобится. Братьев должны были доставить в Йоэнсуу, однако перед этим Ивану удалось побывать дома. Там он благословил годовалую крестницу, перекрестился и надел ей на шею свой золотой крестик.
После этого братьев под конвоем доставили в Йоэнсуу, где в заточении находились пленные солдаты русской армии, красные финны, лица, подозреваемые в сочувствии большевикам и просто подозрительные элементы, к числу которых были отнесены и братья Иван и Яков Кархапя. По дороге была сделана остановка в одном из домов, хозяйке которого Иван успел сказать, что дни его сочтены. В Йоэнсуу братья были помещены вместе с остальными узниками в подвал здания Городской управы.
Военное командование стремилось контролировать приведение казней в исполнение, но часто расправы происходили спонтанно, под воздействием алкоголя и безо всякого суда. Такая судьба постигла и И. В. Кархапяя.
Расстрелян в марте-апреле 1918 года в числе других узников в районе Сиилайнен в Йоэнсуу. На момент смерти ему было 33 года. Согласно дате на могильном камне, Иван был расстрелян 8 августа (имеется четыре разные даты, причём все документально подтверждённые).
Яков Кархапя был освобождён через несколько месяцев.
Вдова Ивана - Анна пыталась получить тело мужа, но разрешение властей было дано лишь спустя несколько месяцев. Опознание было проведено по полоскам на шерстяных носках. И. В. Кархапя был похоронен на старом православном кладбище Коконниеми в Иломантси в присутствии группы православных и лютеран.
Оскорбления и критика по адресу Ивана Кархапя продолжали раздаваться и после его гибели. Над его могилой надругались, а могильный камень дважды сбрасывали в озеро. В конце концов, под камнем был устроен бетонный фундамент. Многие личные вещи И. В. Кархапя были уничтожены из страха, однако отдельные реликвии были укрыты в домах жителей Сонкаяранта.
(Мч. Иоанн Сонкаярантский. Финская икона (2010-2019 гг.))
Сегодня церковь пророчицы Божией Анны - один из храмов православного прихода Йоэнсуу. Здание школы вскоре после объявления независимости Финляндии было передано деревенскому правлению. В 1950 году оно сгорело в пожаре. Вместе с ним погибло много реликвий, связанных с деятельностью мученика Иоанна, а также его архив. В 1958 году к его брату Якову пришел одетый в шинель мужчина, представившийся членом расстрельной команды, казнившей И. В. Кархапяя. Этот случай лежал камнем на совести старого и больного человека. Яков долго беседовал с ним и оставил у себя ночевать…
В ноябре 2018 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о канонизации Иоанна (Йоханнеса) Кархапя как святого мученика и исповедника Иоанна Иломантского. 24 января 2019 года родственники Иоанна Кархапя и Совет деревни Сонкаяранта обратились к архиепископу Карельскому и всея Финляндии Льву (Макконену) с письмом, в котором высказали некоторые свои пожелания. Архиепископ Лев пригласил представителя семьи Кархапя Урпо Савинайнена на заседание Архиерейского Собора 2 мая 2019 года. Выслушав его и обсудив вопрос, Собор принял решение просить Константинопольский Патриархат об изменении именования святого на мученика и исповедника Иоанна Сонкаярантского. Память его в Финляндской Церкви совершается 8 марта по новому стилю.
Священномученик Димитрий Доримедонтович Неровецкий
Память 23 февраля (местн.), в Соборе Красноярских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 30 мая 1887 года в селе Великая Мечетня Балтского уезда Подольской губернии в семье псаломщика. В 1903 году окончил курс второклассной школы в селе Великая Мечетня.
27 августа 1903 года назначен вторым учителем церковно-приходской школы в село Берёзовка Гайсинского уезда.
В мае 1904 года принят в число певчих Архиерейского Дома в Каменец-Подольске.
20 июня 1907 года был назначен псаломщиком в церковь местечка Ольховец Новоушицкого уезда.
22 марта 1909 года рукоположен во диакона.
В начале 1916 года переселился с семьей в Енисейскую губернию, принят на службу в Енисейскую епархию.
20 января 1916 года определен на вакантное священническое место в селе Апанском Канского уезда Енисейской губернии (ныне с. Апано-Ключи Абанского района Красноярского края). 17 апреля 1916 года рукоположен во священника епископом Енисейский Никоном (Бессоновым) к Апанской Никольской церкви. Приход был обширный, включал, помимо Апана, еще десять деревень. С октября 1916 года о. Димитрий преподавал Закон Божий в Апанском и Зимниковском министерских училищах.
Из рапорта благочинного 6-го участка Канского уезда, поданного уже после гибели о.Димитрия:
"О. Димитрий человек был очень хороший, как служитель церкви - очень усердный, прекрасный семьянин и не заменимый для сослуживцев товарищ. К прихожанам он относился всегда любовно и дни свободы прожил со всеми в мире и согласии.
Своей религиозностью и абсолютной терпимостью был для всех примером. Какая же вина о.Димитрия пред большевиками? А вина его та, что он в жизни шел прямой дорогой, не раскланивался на обе стороны, не уклонялся ни направо, ни налево, а смотрел лишь вверх.
Человек, весьма осторожный в жизни, мягкий в выражениях, уступчивый в разговорах - он не входил в компромиссы в делах веры, в вопросах церковных. Он жил для прихода, не служил, а горел на ниве Христовой.
А как скорбел о. Димитрий о своих прихожанах, уклонившихся в большевизм, сколько вздохов и тайных слез было у него за заблудших овец пред престолом Божиим!...
Аресту о. Димитрия способствовал его же псаломщик Ковбаса - как псаломщик - очень плохой, а как человек - пьяница и дебошир. О.Димитрий терпел его, жалея его же многочисленную семью, и он отблагодарил за снисхождение и милость...".
В конце ноября 1918 года красный партизанский отряд под командованием бывшего унтер-офицера Д.А. Апановича, известного своей жестокостью, занял село Апанское. Вместе с волостным старшиной красные схватили и о. Димитрия, обвинив его в выступлениях против партизан. Вскоре он был освобожден.
Вновь был арестован в 1919 году незадолго до начала Великого Поста и вскоре отпущен на свободу. В последний раз о. Димитрия арестовали 8 марта 1919 года, в субботу на Первой Неделе Великого Поста.
Благочинный Канского уезда рапортом от 14 апреля доложил Енисейскому епархиальному совету:
"Священник о. Дмитрий Неровецкий в субботу на первой неделе Великого Поста увезен большевиками и есть слухи, что он убит... Сведения получены от Апанских прихожан".
Благочинный 6-го участка Канского уезда отношением своим от 30 апреля 1919 года доложил епархиальному совету:
"Комендант Правительственного отряда сообщил мне, что священник села Апана о. Димитрий Неровецкий расстрелян гражданином Апановичем на 12 версте от дер. Байкан Апанского прихода и брошен в лесу, а потом Апанович приказал сжечь тело о. Димитрия. Апанович - начальник отряда красных...".
Рапортом от 1 июля 1919 года благочинный 6-го участка Канского уезда доложил следующие подробности о мученической смерти о. Димитрия:
"О. Димитрий взят большевиками в субботу на Первой неделе Великого Поста, после вечерни. Только что он вернулся из церкви и прошел в спальную комнату снять рясу, за ним без предупреждения вошли в комнату два человека с ружьями и объявили ему, что он арестован и увели в судную.
О. Димитрий думал, что его ведут на допрос и даже не сказал ничего дома. Перед постом он был ненадолго под арестом, но отпущен, а теперь надеялся, что арестовывать его не за что и шел в судную смело. Но он ошибся. Около судной стояли сани, на них посадили о. Димитрия и повезли по дороге к деревне Байкану, Апанского же прихода.
Проститься с семьей, надеть шубу о. Димитрию не разрешили, и ему пришлось поехать в худом ватном подряснике.
Отъехав немного от Апана, о. Димитрия раздели, сняли с него катанки, привязали веревкой за шею к оглобле и погнали лошадь. О. Димитрию пришлось бежать стороной дороги по глубокому снегу, раздетому и в одних чулках. Конечно, он за лошадью не мог поспевать, спотыкался и падал в сугроб, тащился на веревке, а люди-звери били его ударами бича и прикладами, поднимали и снова скакали. О. Димитрий совершенно выбился из сил и еле-еле добрел до Байкана. Это 12 верст от Апана.
Здесь большевики остановились сменить лошадей, зашли в одну избу, хозяев удалили, а сами стали продолжать казнь над невиновным страдальцем. Они брали из топившейся каменки огонь и жгли о. Димитрию волосы, конечно, прижигали и тело. Измученный, иззябший, избитый, обожженный - о. Димитрий не выдержал пытки - сошел с ума. Он метался, сидя на лавке из стороны в сторону, шарил около себя что-то руками и все повторял: "Где моя шапка? Где мои рукавички?" - "Не нужны тебе рукавицы и шапка, тебе и так скоро будет тепло", - отвечали мучители.
Лошадей сменили, снова привязали о. Димитрия и снова поехали, но измученный о. Димитрий уже совсем не мог двигаться. Его бросили в сани и закидали снегом. Красные всем говорили, что отвезли о. Димитрия в Тасеево на допрос, что он жив и здоров. Матушка много его искала, но напрасно.
Когда стал таять снег, труп о. Димитрия стало видно с дороги, и большевики отвезли его на 32-ю версту от Апана, разложили костер и сожгли останки мученика.
На сосне около костра один большевик вырубил крест, но начальник приказал крест стесать и место замазать грязью.
После о. Димитрия осталась жена и двое детей - мальчиков 10 и 6 лет. Средств никаких...
В лице о. Димитрия мы лишились одного из лучших сослуживцев и товарищей, и горе наше неподдельно...".
Почитание
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви священник Димитрий Неровецкий был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
На протяжении 2002 - 2007 годов проводились исследования подробностей жизни, страданий и смерти священномученика Димитрия, проводились раскопки на месте предполагаемого захоронения святых останков, опрашивались все кто мог хоть что-то рассказать о тех страшных событиях. Инициатором проведения исследовательских изысканий первоначально являлся благочинный церквей Канского округа, протоиерей Вячеслав Бачин. Большой вклад в сборе информации внесла прихожанка Покровского храма поселка Абан Лидия Чухломина. На месте убиения священномученика поставлен поклонный крест. Снят православный документальный фильм о священномученике Димитрии.
Священномученик Лазарь Пелопоннесский, Трипольский (греч. Λάζαρος)
Память 23 февраля (Греч.; РПЦЗ) и в Соборе Ватопедских святых (Греч.)
Родом из Идрополицы (ныне Триполи) на Пелопоннесе, был воспитан в благочестии родителями Николаем и Александрой и затем стал иереем. Он не только укреплял христиан в вере, но и обличал тех из них, кто притесняли и эксплуатировали единоверцев. Самым немилосердным из угнетателей был некий Селет, которого о. Лазарь многократно убеждал раскаяться в неправедных делах.
Селет был приговорен турецкими властями за свои беззакония к смертной казни, но, чтобы избежать ее, принял ислам. Более того, он оклеветал о. Лазаря перед турками, те схватили священника, но ни уговорами, ни пытками не могли склонить его перейти в мусульманскую веру. Мать Лазаря, присутствовавшая при его мучениях, воодушевляла сына принять мученическую кончину.
Видя непоколебимую веру о. Лазаря, турки велели сжечь его живым (+ ок. 1605). Пепел от тела святого благоговейно собрали верующие, и от него происходили многочисленные исцеления.
Служба св. Лазарю с синаксарным Житием, написанная в афонском монастыре Ватопед около 1618 года иеродиак. Симеоном (Синесиосом) Эланикосом, сохранилась в составе рукописи.