Сегодня Православная Церковь чтит память:
Неделя о блудном сыне.
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
Сщмч. Ипполита Римского, еп., мчч. Кенсорина магистра и с ним 20-и стражей темничных; Хрисии девы, Савина, слуги ее, и иных 20-и с нею пострадавших: Филикла, Максима, Геркулина, Венерия, Стиракина, Мины, Коммода, Ерма, Мавра, Евсевия, Рустика, Монагрея, Амандина, Олимпия, Кипра, Феодора трибуна, сщмчч. Максима пресвитера, Архелая диакона, Кирина епископа и Максима пресвитера другого (III); сщмч. Климента, папы Римского (101), обретение мощей; мчч. Фелисиана (Феликиана), Филиппиана (Филаппиана) и иных 124, Африканских (Греч.).
Блж. Пелагии Дивеевской (1884).
Прп. Зинона , ученика свт. Василия Великого (V). Мч. Феофила Нового (784); блгв. Петра , царя Болгарского (967); св. Батильды, королевы Французской (680; Галл.); прп. Адельгунды Мальбоденской (684/695/700; Зап.); прп. Зинона , постника Печерского (XIV); мч. Феодора Хаджи Митиленского (1784; Греч.).
Сщмч. Владимира Хрищеновича, пресвитера (1933). Мч. Стефана (Наливайко) (1945).
Собор святых Пермской митрополии (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 11 февраля).
Тиносской иконы Божией Матери "Евангелистрия" (1823; Греч.).
Воспоминание чуда вмч. Георгия в Закинфе - спасения от чумы (1688; Греч.).
Святые дня, молите Бога о нас!
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
При императоре Алексее Комнине, который правил с 1081 по 1118 г. в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов. Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников.
Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям.
Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице.
(Император Алексей I Комнин перед Христом (Миниатюра, XIII-XIV век, библиотека Афинского колледжа))
Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края.
Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому (память - 5 октября), сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке,
которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом - едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени.
Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности.
Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу - Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми.
На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей. Таким образом Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали православную веру своей жизнью или в своих сочинениях. Этим праздником мы отдаем дань почтения всей совокупности знаний, просвещенности, ума и сердца верующих, которые они получают через слово. В итоге праздник трех святителей оказывается воспоминанием всех отцов Церкви и всех примеров евангельского совершенства, которые Святой Дух порождает во все времена и во всех местах, чтобы появлялись новые пророки и новые апостолы, проводники наших душ на Небеса, утешители народа и пламенные столпы молитвы, на которых и покоится Церковь, укрепляясь в истине.
В России есть много храмов, освященных в честь трех святителей.
(Церковь Трех Святителей на Кулишках - Басманный район, Москва)
(Москва. Красные ворота и церковь Трех Святителей. Литография Струкова. Вторая четверть XIX в., храм разрушен в годы лихолетия)
Тропарь святителей
глас 4
Яко апостолов единонравнии/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.
Кондак святителей
глас 2
Священныя и боговещанныя проповедники,/ верх учителей, Господи,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение:/ труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,// Едине прославляяй святыя Твоя.
Молитва святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту
О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озаривший и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившия! Припадающе к вашему милосердию с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и души своя полагаете, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в православии и единомыслии, и непоколебимей даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании Его Церкви Святей; да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша; да соблюдет Церковь Свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует народу нашему долгоденствие и во всем благое поспешение; пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, властем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам утешение, обидимым заступление и всем вся, ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити пресвятое и великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Блаженная Пелагея Дивеевская
30 января/12 февраля 1884 года в Серафимо-дивеевском монастыре отошла ко Господу чистая, многострадальная душа блаженной Пелагеи Ивановны Серебренниковой. Необыкновенно трогательно и поучительно ее житие. Невозможно измерить все страдания и скорби, выпавшие на долю этой простой русской женщины. Каким мужеством, какой духовностью, ревностью по Бозе надо обладать, чтобы вынести все это, что вынесла она!
Нет в Христовой Церкви большего и труднейшего подвига, чем подвиг юродства Христа ради. Сам Господь благословляет на этот путь только редких избранников Своих. Именно на эту стезю была поставлена Богом блаженная Пелагея Ивановна.
Родилась Пелагия Ивановна в 1809 г. в Арзамасе, росла в доме сурового отчима. По рассказам матери, она с детства отличалась странностями, и мать поскорее постаралась выдать замуж «дурочку». Два сына и дочь Пелагии Ивановны умерли в младенчестве.
В 1828 году Пелагея Ивановна посетила Саровскую пустынь, чтобы получить наставления и молитвенную помощь отца Серафима. Святой старец Серафим указал ей путь высочайшего самоотвержения. Он возложил на нее подвиг юродства, как необходимый для ее душевного спасения, и предрек ей, что она впоследствии будет жить в Дивееве и заменит там его самого. Сказал ей батюшка Серафим: "Иди, матушка, иди немедля в мою-то обитель, побереги моих сирот-то. Многие тобою спасутся, и будешь ты свет миру".
Муж отрекся от нее, и мать поместила Пелагею Ивановну в Дивеевский монастырь.
Здесь она в первое время продолжала безумствовать: бегала по монастырю, бросала камни, била окна в кельях, вызывала всех на оскорбления себя и побои. Становилась ногами на гвозди, прокалывая их насквозь, и всячески истязала свое тело. Питалась только хлебом и водой. Много лет, до старости, ходила она «на свою работу» - кидала кирпичи в яму с грязной водой. Все перекидает, потом лезет вытаскивать и снова кидает.
Терпения и лишения были ее уделом: она никогда не просила пищи, а вкушала, когда предложат, и то очень скудно; круглый год она ходила босиком, не мылась, не стригла ногтей; спала на полу на войлочной подстилке; денег никогда ни от кого не брала; говорила иносказательно, но весьма мудро и имела дар прозорливости.
Человеческий ум не вмещает подвига рабы Божией Пелагеи. Поистине, душе ее, скрытая от окружающих видимым безумием, сияла чистотой и любовью. Лишь внимательному и сострадательному взгляду была видна небесная красота ее души.
Так исполнилось предсказание отца Серафима. Сорок шесть лет провела она в обители, год за годом неся тяжкое бремя подвига, оберегая своей молитвою святую обитель.
Прожив 45 лет в обители, блаженная скончалась 30 января/11 февраля 1884 года. Девять дней ее тело стояло в душном храме без малейшего изменения при большом стечении народа. Хотя была зима, она с головы до ног была осыпана живыми цветами, которые непрестанно разбирались и заменялись новыми.
(могилки блаженных Параскевы, Пелагеи, Марии в Дивеево)
31 июля 2004 года блаженная старица Пелагия Дивеевская была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. В октябре 2004 Архиерейским Собором было принято решение о ее общецерковном почитании. Святые мощи блаженной Пелагии, обретенные в сентябре 2004 года, положены для поклонения в Казанскую церковь Серафимо-Дивеевского монастыря.
Почитание блаженной дивеевской старицы Пелагии Ивановны Серебренниковой началось еще при ее жизни. Сразу же после ее упокоения, у тела усопшей было отмечено несколько чудесных исцелений. И в настоящее время по молитвам к святой совершаются чудеса и исцеления.
Память блаженной Пелагеи Ивановны свято чтится в Дивееве. Могила многострадательной подвижницы находится близ алтаря Троицкого собора. Преклонись, христианин, перед подвигом ее. Вспомни свои скорби и тяготы, - и станут они ничтожными в сравнении с ее страданиями. Многим поможет и многих убережет предстательством своим славная избранница Божия.
Кончина и погребение старицы ознаменовались исцелениями, которые еще более утвердили ее почитателей в том, что почившая велика пред Господом.
Блаженная старица Дивеевская Пелагея, моли Бога о нас!
Тропарь
Явилася еси земли Российския украшение, /Обители Дивеевския блаженная матере наша Пелагея, /благословение Царицы Небесныя исполнившая/ и дерзновение ко Господу стяжавшая, / моли у Престола Пресвятыя Троицы о спасении душ наших.
Кондак
глас 2
Тело твое постами изнуривши,/ бденными молитвами Творца умолила еси о деяниих твоих, /яко да приимеши совершенное оставление:/ еже и обрела еси мати яве,/ путь покаяния показавше.
Полностью житие блаженной старицы можно прочитать тут:
http://kotovsk-istok.com.ua/230-fevral-mesyats/12-fevralya/1810-blazhennaya-pelageya-diveevskaya.html?limitstart=0 Священномученик Ипполит, мученики Кенсорин, Савинмчч. Кенсорина магистра и с ним 20-и стражей темничных, Хрисия дева, Савин, слуги ее, и иных 20-и с нею пострадавших: Филикл, Максим, Геркулин, Венерий, Стиракин, Мина, Коммод, Ерм, Мавр, Евсевий, Рустик, Монагрей, Амандин, Олимпий, Кипр, Феодор трибун, сщмчч. Максим пресвитер, Архелай диакон, Кирин епископ и Максим пресвитер другой
Святой Кенсорин был первым сановником в царствование римского императора Клавдия II (268 - 270). По доносу он был взят и заключен в темницу за веру во Христа. Здесь он Именем Господа Иисуса Христа воскресил умершего, после чего обратились ко Христу 20 воинов - темничных стражей. Вместе со святым Кенсорином они были обезглавлены.
Тогда же была приведена к допросу девица Хрисия, которая мужественно исповедала себя христианкой и была подвергнута мукам. После зверских истязаний она была утоплена в море.
Святого Савина избивали тяжелым молотом, а затем подвесили на дереве и жгли тело огнем. В мучениях он предал Господу святую душу.
Со святой Хрисией пострадали: Филикл, Максим, Геркулин, Венерий, Стиракин, Мина, Коммод, Ерм, Мавр, Евсевий, Рустик, Монагрей, Амандин, Олимпий, Кипр, Феодор трибун, Максим пресвитер, Архелай диакон, Кирин епископ и Максим пресвитер другой.
Святой Ипполит, епископ Остии, Римской пристани при устье Тибра, узнав о страдании мучеников, несмотря на свои преклонные годы, явился в суд и обличил мучителя в бесчеловечности, называя его кровопийцем. Разъяренный судья предал святого епископа на мучения. После долгих истязаний его связали по рукам и ногам и бросили в море.
Эти мученики пострадали в 269 году. Мощи священномученика Ипполита были положены в Риме, в храме святых мучеников Лаврентия и папы Дамаса. Святой священномученик Ипполит был учеником святого Иринея, епископа Лионского, известен как христианский Богослов, написавший много сочинений против еретиков. Им составлены Канон пасхальный, знаменитое сочинение о Христе и Слово об антихристе. Святой Ипполит писал также много толкований на Священное Писание, на Книги Бытия, Исход, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней, на Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, на пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы Давида и Апокалипсис. Часть его сочинений сохранилась лишь в отрывках. Полностью сохранились слова, посвященные Богоявлению и пророку Даниилу. Слова его являются образцом искусства древней церковной проповеди.
Преподобный Зинон Каппадокийский
Преподобный Зинон, ученик святителя Василия Великого, родился в городе Понте в богатой семье. Служил при дворе императора Валента (364 - 378) в числе воинов, с которыми рассылались царские грамоты. После смерти Валента святой Зинон оставил мир и поселился в пещере близ города Антиохии. Сорок лет подвизался он в этой пещере, в полном уединении проводил суровую жизнь, очищая душу, и занимался Божественным созерцанием. Каждое воскресенье преподобный Зинон ходил в храм и причащался Святых Христовых Таин. В своей келлии он не имел ни постели, ни очага, ни светильника. Одевался подвижник в ветхое рубище, питался только хлебом и водой, за которой ему приходилось совершать нелегкий путь в горы к источнику. С особой любовью относился преподобный Зинон к святым книгам, которые он брал для чтения у приходивших к нему за духовными советами. По глубокому смирению блаженный подвижник, исполненный благодатных даров, считал себя духовно нищим.
Скончался преподобный Зинон в начале V века.
Святой мученик Феофил Новый
Святой Феофил родился и воспитывался в Царьграде при императоре Константине Порфирородном и матери его святой Ирине. Во время нашествия арабов он был назначен главнокомандующим греческих войск; благодаря личной храбрости и военному искусству, он потопил много неприятельских судов и не раз наносил поражения арабам.
Божьим попущением однажды его флот был окружен более многочисленными неприятельскими кораблями, и Святой Феофил взять был в плен. Когда его представили арабскому государю, тот, пораженный красотою и мужеством святого Феофила, стал убеждать его отречься от христианской веры; но ни обещания всяческих почестей, ни угрозы победителей не подействовали на доблестного христианского военачальника. Когда он увидел, что воины его перебиты, то стал упрекать варваров за их жестокость, и обличал нечестивую их веру.
Отведенный в их страну, Святой Феофил заключен был там в темницу; через четыре года, по случаю совершавшегося арабами какого то их религиозного торжества святого страстотерпца вывели из тюрьмы и стали принуждать к участии в торжестве; когда же Святой Феофил отказался повиноваться, то ему отсекли голову, и так воин Христов воспрял мученический венец.
Мученик Стефан (Наливайко)
Мученик Стефан родился в 1898 году в селе Константиновка Мелитопольского уезда Херсонской губернии в благочестивой крестьянской семье Пимена и Евфросинии Наливайко. Огромное влияние на воспитание мальчика имела его мать, Евфросиния Романовна, усилиями которой он получил хорошее церковное образование, прекрасно знал Священное Писание и полюбил читать духовные книги.
После установления советской власти, когда начались гонения на Православную Церковь, Евфросиния Романовна стала ходить по соседним селам с проповедями. Власти предупредили ее: «Бабка, кончай проповедовать, а то иначе посадим». Но не послушалась их Евфросиния. Наконец зимой 1927 года пришли ее арестовывать. Она надела кожух, а о втором кожухе говорит парню, которому было поручено ее арестовать:
- Ты бери два кожуха.
- Да зачем мне? - сказал он.
- Да тебе еще придется меня обратно везти.
- Бабка, много ты знаешь, - надменно ответил он и не взял кожух.
После допроса Евфросинию Романовну отпустили домой, и тот же парень повез ее в село Константиновку.
Скончалась она в родном селе в своем доме в 1929 году.
Когда Степану исполнилось девять лет, родители отдали его в церковноприходскую школу, в которой он проучился три года, после чего поступил в училище при Григорие-Бизюковом монастыре, где он учился два года. В это время настоятелем монастыря был архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе) и монастырь славился благочестием иноков и миссионерами. Обучение в церковноприходской школе и, в особенности, жизнь в Григорие-Бизюковом монастыре оказали на Степана благотворное влияние и сказались потом на всей его жизни.
В феврале 1917 года Степан был мобилизован в действующую армию. После трех месяцев обучения в городе Екатеринославле он был направлен на Румынский фронт. В июле 1917 года немцы, пользуясь происшедшей в России революцией и связанной с ней дезорганизацией армии, перешли на Румынском фронте в наступление, в результате которого части 134-го Феодосийского полка, где служил Степан Наливайко, попали в плен. Находясь в плену, Степан около двух месяцев работал в прифронтовой полосе, а затем был отправлен немцами подневольным рабочим в концлагерь «Ламсдорф», где пробыл до января 1918 года, когда администрация лагеря отправила его на гражданские работы в поселок.
К тому времени Украина по Брест-Литовскому договору отошла к Германии и была занята германскими войсками. Мать Степана, Евфросиния Романовна, обратилась к оккупационным властям с просьбой разрешить вернуться их сыну из плена домой. Осенью 1918 года разрешение было получено и Степан снова был заключен в концлагерь «Ламсдорф», на этот раз для отправки на родину. Но отправить его не успели, так как в самой Германии произошла революция, и в связи с нею условия содержания в концлагере военнопленных настолько ухудшились, что им стала грозить голодная смерть. И Степан бежал из концлагеря. Домой в Россию ему пришлось идти пешком днем и ночью, дорогой перенося голод и холод. Так он прошел часть Германии, Австрии, Венгрии, переправился через Российскую границу, добрался до Херсона и, наконец, пришел в свой уездный город Алёшки, где получил документы, свидетельствующие, что он солдат, вернувшийся из плена домой. В родной дом Степан пришел за четыре дня до Рождества Христова. Он устроился в храм псаломщиком и работал в своем, до крайности бедном по тем местам, хозяйстве.
Отец к тому времени состарился, мать была тяжело больна, за ней некому было ухаживать, и Степан ради этого решил жениться. Девушку взял круглую сироту из того же села, Харитину Дмитриевну Севастьянову. Через год у них родилась дочь Раиса.
В это время скончался патриарший архидиакон Константин Розов. Отпевание и похороны были назначены на 3 июня в три часа дня на Ваганьковском кладбище. Народу собралось множество. Когда гроб с почившим был внесен в церковь, двери храма закрыли, и к ожидавшей толпе вышел священник и сообщил, что похороны архидиакона переносятся на утро следующего дня ввиду того, что не успели приготовить могилу и не прибыли ближайшие родственники.
Люди еще не разошлись, когда на возвышение взошел Степан и сказал проникновенное слово о почившем архидиаконе, а затем, обращаясь к народу, прибавил:
- Время сейчас очень трудное, тяжелое, но это время избавления народа от греха, поэтому, прошу вас - не забывайте Бога. Крестите детей. Не живите невенчаными. А главное, живите по совести. Настанет время, когда православные христиане воспрянут, Бог этих богоненавистников свергнет.
Во время его речи милиция попыталась пробраться к кафедре, чтобы арестовать проповедника, но народ стоял стеной и не допускал. Тогда был вызван наряд милиции, Степан был арестован и на пролетке отвезен в отделение милиции. Дорогой милиционер спросил Степана, из какой он губернии. Степан ответил:
- Губернии все мои.
- Как ваше имя и сколько вам лет? - спросил милиционер.
- Мне двадцать четыре года. Фамилия моя Наливайко Стефан Пименович.
- Где ваши документы? - спросил милиционер.
Степан расстегнул на груди рубашку и, показывая на тяжелый оловянный крест, сказал:
- Вот мои документы. Больше у меня нет ничего.
В отделении милиции он отказался отвечать на вопросы и был отвезен в ГПУ. Здесь ему предложили заполнить анкету. Степан на вопрос, к какому он принадлежит государству, написал: «Новому Иерусалиму». И для неосведомленного следователя пояснил: «Сходящему с небес». На вопрос о профессии написал: «Жнец». О работе: «Свидетель слова Божия, проповедник». На вопросы, где работал, на какие средства жил и владел ли каким недвижимым имуществом, написал: «По воле Иисуса Христа, всем тем, что подавал Иисус Христос». На вопрос о воинском звании, ответил: «Воин Иисуса Христа».
В тюрьме ГПУ Степан первое время сидел в общей камере, его присутствие здесь было большим утешением для узников. Он сразу сказал, что хотя и арестован за агитацию против советской власти, но и теперь, лишенный свободы, не боится открыто говорить следователям правду. Основание советской власти воздвигнуто на песке. Не бойтесь и не тоскуйте, время избавления близко. Его присутствие так подействовало на узников, что они воспрянули духом и исчез страх, мертвящий душу и парализующий разум.
В середине июня Степана перевели из тюрьмы ГПУ в общую камеру Бутырской тюрьмы.
26 октября 1923 года Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила Степана «к заключению в Соловецкий концлагерь сроком на три года».
В лагере ему пришлось нелегко: он заболел цингой и у него отнялись ноги. Узнав о тяжелом положении Степана, его мать, Евфросиния Романовна, незамедлительно отправилась к нему в Соловецкий лагерь на свидание. С собою она взяла белье и продукты. Состояние здоровья Степана было критическим - на свидание его вынесли на носилках. На время свидания сыну и матери выделили отдельную комнату, где они пробыли несколько дней.
Через три года, по окончании срока, представители ОГПУ вызвали его и спросили:
- Ну как, вы изменили свои убеждения?
- Нет, не изменил.
- Тогда получите еще три года ссылки.
Ссылку он отбывал в Казахстане, в городе Туркестане.
В августе 1934 года Степана привлекли к ответственности за непосад своего хлеба на площади одного гектара и осудили на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Он написал жалобу, дело было пересмотрено, и он, не доехав до концлагеря, был освобожден и вернулся домой. Однако преследования не прекратились. Власти стали требовать от него уплаты то одних налогов, то других. Отобрали бычка, корову, лошадь, из живности остались одни только куры, но уплаты налогов требовали как с полного хозяйства - и молоком, и мясом, и шкурами. И не стало ему чем платить. В апреле 1935 года состоялся суд над Степаном. Судья Куропаткин приговорил Степана к трем годам исправительно-трудовых лагерей и к двум годам поражения в правах. Степана посадили в тюрьму, где он пробыл до февраля 1937 года, а затем был отправлен этапом во Владивосток.
7 апреля 1941 года Особое Совещание приговорило Степана Пименовича к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Перед отправкой в лагерь ему дали свидание с дочерью. И отец сказал ей, что в гостях тогда у отца Николая был не брат, а начальник следственной части НКВД, и сам отец Николай является сотрудником НКВД. Всё, в чем обвинили его, - выдумка, но поскольку решение о его деле выносило Особое Совещание, то никто не стал проверять, кто и что там говорил. Осудили его за то, что он был судим раньше.
Степана Пименовича отправили в исправительно-трудовой лагерь в Норильск. С началом Великой Отечественной войны переписка между ним и родными прекратилась. Только в начале 1945 года они получили от него первое после перерыва письмо: «До окончания моего срока остается три месяца. Даст Бог, и нам придется еще пожить вместе».
Родные послали ему письмо, деньги, посылку, но ответа уже не пришло. Через некоторое время Раиса Степановна написала в управление Гулага, откуда ей ответили, что Степан Пименович Наливайко умер 12 февраля 1945 года. От голода.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Священномученик Владимир Хрищенович, пресвитер
Память в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился в 1876 году в деревне Гезгалы Лидского уезда Виленской губернии в семье крестьянина.
В 1911 году окончил Слуцкое духовное училище и поступил служить псаломщиком в церковь святителя Николая чудотворца в селе Горки Бобруйского уезда Минской губернии.
В 1930 году рукоположен во священника к Никольской церкви епископом Слуцким Николем (Шеметилло).
Живя в Горках, отец Владимир часто посещал соседний приход в селе Языль, где не было в то время священника, и служил здесь в храме Преображения Господня.
В 1932 году произнес в храме проповедь, которая послужила поводом к его аресту. В ней он, обращаясь к прихожанам, сказал: «Братья! Господь сотворил человека, и в Его воле сделать с ним, что захочет; нужно слушать Бога и веровать в Него, ходить в церковь и молиться Богу; единственное наше спасение - это Господь».
27 декабря 1932 года он был арестован, вместе с ним были арестованы псаломщик, церковный староста и несколько прихожан Преображенской церкви. Они проходили по групповому делу: "дело клириков и мирян церкви Преображения Господня с.Языль, 1932г."
(Церковь Преображения Господня, село Языль (1836 год). Не сохранилась)
Отвечая на вопросы следователя, священник сказал: «Да, я, как священник, будучи обречен на нищенскую жизнь, выражал недовольство политикой советской власти. В связи с тем, что в селе Языль нет священника, а там имеется церковь, я по приглашению верующих совершал в ней богослужения».
12 февраля 1933 года священник Владимир Хрищенович, псаломщик церкви, староста и один из членов церковного совета были приговорены к расстрелу, а остальные прихожане к различным срокам заключения.
Вскоре после приговора отец Владимир и все приговоренные с ним были расстреляны. Имущество расстрелянных новомучеников конфисковали. Их семьи выслали за пределы Белоруссии.
28 октября 1999 иерей Владимир был канонизирован Святым Синодом Белорусской Православной Церкви как местночтимый святой Белорусской Православной Церкви.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.