Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 26-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост
Попразднство Введения. Ап. от 70-ти Филимона и мц. равноап. Апфии, ап. от 70-ти Архиппа (I); блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского (1318).
Блгв. кн. Ярополка (в крещении Петра) Владимиро-Волынского (1086); мц. Кикилии и мчч. Валериана, Тивуртия и Максима (ок. 230); мч. Прокопия Кесарийского (Палестинского), чтеца (303); мчч. Агапия и Агапиона (304); мч. Менигна (250); прп. Агаввы Исмаильтянина (V); прав. воина Михаила Болгарского (866); прп. Созомена Кипрского, Потамийского (XII; Греч.); свт. Климента Охридского, еп. Великой Македонии (916; Болг.);прп. Каллиста II Ксанфопула, патр. Константинопольского (XV; Греч.); св. Димитрия в Давуди (Греч.); исп. Анфима, митрополита Афинского и архиепископа Критского (1371; Афин.).
Сщмч. Владимира Рясенского, пресвитера (1932); сщмчч. Иоасафа (Жевахова), епископа Могилевского, Иоанна Баранова, Василия Бовы, Павла Евдокимова, Иакова Соколова, Феодора Гусева, Иоанна Смирнова, Илии Громогласова, Алексия Бенеманского, Афанасия Милова, пресвитеров, прмчч. Герасима (Мочалова), иеромонаха, Евтихия (Диденко), монаха, Авенира (Синицына), инока, Саввы (Суслова), Марка (Махрова), монахов, мч. Бориса Козлова (1937); прписп. Параскевы (Матиешиной) (1953).
Святые дня, молите Бога о нас!
Апостол от 70-ти Филимон, и его супруга равноапостольная Апфия, апостол от 70-ти Архипп
Святой апостол Филимон и его супруга Апфия жили в городе Колоссы во Фригии. По принятии Крещения от святого апостола Павла они обратили свой дом в дом молитвы, где собирались все верующие во Христа колоссяне и совершались Богослужения, и посвятили себя служению больным и обездоленным. Апостол Филимон был поставлен епископом города Газы и проповедовал Слово Божие по всей Фригии. Святой апостол Павел не оставлял его своим руководством. К нему направил первоверховный апостол свое полное любви Послание, в котором посылает благословение «Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, сестре возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и их домашней церкви» (Флм. 1:1 - 3).
Онисим, о котором идет речь в Послании, - бывший раб Филимона, апостол от 70-ти (память 15 февраля). В гонение Нерона (54 - 68) святые Филимон и Апфия, а также живший в Колоссах святой апостол Архипп приняли мученическую кончину. Во время языческого праздника разъяренная толпа ворвалась в христианский храм, когда там совершалось богослужение. Все в страхе разбежались, остались только святые Филимон, Архипп и Апфия. Их схватили и повели к градоначальнику. Святого Архиппа озверевшая толпа избила и изрезала ножами, и по дороге на суд он скончался. Святые Филимон и Апфия, по приговору правителя, были побиты камнями.
Тропарь апостолу Архиппу
глас 3
Учениче Павлов и апостоле Христов, Архиппе,/ Евангелия провозвестниче и Колоссаев учителю,/ каменное побиение приемый,/ аки драгоценное украшение,/ имже венец мучения украсив, вшел еси на веселие Царствия,/ идеже помяни нас поющих твою память,/ апостолов сопрестольниче.
Кондак апостолу Архиппу
глас 4
Яко звезду великую, тя Церковь имущи, Архиппе,/ чудес твоих лучами просвещаема, зовет тебе:/ спаси верою почитающия память твою.
Благоверный князь Михаил Ярославич Тверской
Родился в 1272 году уже после смерти своего отца великого князя Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского. При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа - вероятно, Климента. На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1285 году он построил каменный храм в честь Спаса Преображения на месте деревянной церкви Космы и Дамиана.
В 1286 году успешно преследовал литовцев, напавших на Тверскую землю.
В 1288 году за то, что Михаил "не восхоте поклонитися вел. князю Дмитрию", последний с большим войском явился в Тверскую землю, опустошил окрестности Кашина и дошел до самой Твери, но тут был заключен мир, и Михаил жил в согласии с Дмитрием до смерти последнего в 1294 году. В том же году Михаил вступил в брак со святой княгиней Анной Дмитриевной. От их союза родились сыновья Димитрия Грозные Очи, Александра, Константин, Василий и дочь Федора (скончалась во младенчестве).
В 1294 году на великокняжеский престол вступил племянник Михаила, Андрей Александрович, и княжеская междоусобица закипела вновь. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом, вскоре после чего князь сильно заболел. В том же году едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне святые Михаил и Даниил Московский, на другой - великий князь Андрей и святой Феодор Смоленский. Но на Владимирском съезде князей в том году епископы Симеон Владимирский и Исмаил Сарский сумели примирить их.
В 1297 году заложил Городок (впоследствии город Старица) на Волге.
В 1302 году Михаил пошел на помощь новгородцам против шведов, построивших на Неве против Охты крепость Ландскрону, но с полпути вернулся, узнав, что эта крепость уже сожжена новгородцами и их союзниками. В том же году он участвовал на съезде князей в Дмитрове, где переговаривали, вероятно, о Переяславле.
По смерти великого князя Андрея Александровича в 1304 году Михаил, по праву старшего, стал наследником великокняжеского престола. В том же году святой митрополит Максим посадил его на великокняжеский престол во Владимире, а в 1305 году Михаил получил в Орде ярлык и договорился с Новгородом.
Однако, Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, сам домогаясь великокняжеской власти. Великий князь Михаил пошел с большою ратью на Москву, но, не будучи в силах взять ее, вернулся, заключив мир с Юрием. В 1307 году снова пошел на Москву, бился под городом и "много зла сотвори". Вслед за тем Михаил Ярославич был приглашён в Новгород для разбора возникших там споров по поводу тверских владений в новгородской области и уладил дело, не возвращая земель.
В то же время великий князь Михаил послал к патриарху в Константинополь своего избранника в митрополиты, игумена Геронтия. Однако, митрополитом был поставлен святитель Петр, вставший на сторону Юрия Даниловича. Несмотря на устроенный по почину тверичей Переяславльский Собор в 1311 году, осудить владыку Петра не удалось, и Михаилу пришлось примириться с новым митрополитом.
В 1313 году новгородцы, воспользовавшись пребыванием князя Михаила в Орде, куда он отправился за получением ярлыка от нового хана Узбека, прогнали его наместников и пригласили к себе Юрия Даниловича.
Вернувшийся Михаил разбил новгородцев под Торжком, взял с них окуп в 5000 гривенок серебром, равно с жителей Торжка, и казнил главных виновников возмущения, продолжая в то же время не пропускать в Новгород хлебных обозов. В 1315 году снова поднялся на новгородцев со всею Низовскою землею, но до сражения дело не дошло. В следующем году против него поднялся получивший ярлык на великое княжение и женившийся на сестре Узбека, Кончаке, Юрий Данилович, пользуясь содействием новгородцев. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия при селе Бортеневе, после которого был заключен мир. Михаил Ярославич, боясь татар, согласился на уступки. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, которая неожиданно умерла в Твери.
Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна. "Отче, - сказал святой, - много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи".
В Орде над святым князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил к смерти. Святому Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали под стражу. В заточении святой Михаил, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания. Он просил не оставить его и в предстоящих мучениях. Так как и руки святого страдальца были закованы в колоду, перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтири. Долго кочевал с Ордой святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но святой мужественно отвечал: "Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет". По милости Божией, он не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Святых Христовых Тайн, получив и перед самой смертью христианское напутствие.
По наущению князя Юрия и Кавгадыя, который мстил святому князю за поражение, в табор, где содержался пленник, ворвались убийцы. Они жестоко били мученика, топтали его ногами, пока один из них не заколол святого Михаила ножом. Случилось это в 1318 году.
Мощи и почитание
Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял страх и они убежали. Наутро тела его не нашли на доске. В ту же ночь многие, не только православные, но и иноверцы, видели, как два светлые облака осияли то место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся его. Утром все говорили: "Князь Михаил - святой, невинно убитый".
Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле.
(Собор Спаса Преображения на Бору в Московском Кремле, фото1882)
Храм Спаса-на-Бору был снесён 1 мая 1933 года на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 24 сентября 1932 года по предложению Авеля Енукидзе, несмотря на протесты таких видных реставраторов, как П. Д. Барановский. Старинные колокола со звонничек поступили в фонды Московского кремля. На месте собора был выстроен 5-этажный служебный корпус.
Лишь через год, в 1319 году, в Твери узнали о судьбе своего князя. По желанию его супруги, святой княгини Анны Кашинской, и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город и 6 сентября 1320 года положены в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня. Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 года состоялось общецерковное прославление святого.
24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи святого Михаила. Святой князь часто оказывал благодатную помощь родной земле. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство. Увидев икону святого благоверного Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиепископа священномученика Феоктиста, что явившийся всадник святой Михаил.
Около начала 1990-х годов в Тверской епархии владыка Виктор (Олейник) установил местную память святого князя Михаила и преподобной Анны Кашинской в неделю после 2 (15) октября. Единственный известный храм освященный в честь этого праздника - Конаковский Михаило-Аннинский.
(Церковь Михаила Тверского и Анны Кашинской в Конаково)
Тропарь благоверному князю Михаилу Тверскому
глас 8
Возвысив ум твой к Богу,/ и жития со Ангелы возжелел еси,/ тленную славу земную оставил еси, блаженне,/ и положил еси душу твою за люди твоя,/ восприял еси венец противу трудов твоих, Богомудре Михаиле,/ моли Христа Бога о чтущих любовию святую память твою.
Кондак благоверному князю Михаилу Тверскому
глас 2
Вышних ища и земную славу презрев,/ Церковь Божию обагрил еси твоею кровию,/ за Нюже и пострадал еси, святе Михаиле,/ заколение неправедное прием, веселяся./ Темже со Ангелы предстоя Христу Богу,/ моли непрестанно за вся ны.
Молитва святому благоверному великому князю Михаилу Ярославичу, Тверскому чудотворцу
Дивный во страдальцех святый благоверный великий княже Михаиле! Велия подвиги и труды твоя, яже за правоверие, за Церковь Божию и за отечество твое град Тверь положил еси. Ты, возжелав вышних, оставил еси тленную славу земную, и ревнуя подвижником Христовым, доблественно противустал еси ярости царя нечестиваго и прещению зломышленнаго его воеводы. Ты, прием неправедное осуждение и заколение, восприял еси Небесное Царствие, и кровными каплями, яко пречудным каменем, украсив на главе своей венец, предстоиши ныне на небесех престолу всех Владыки с лики ангел и со всеми святыми Его. Сего ради, притекающе к раце мощей твоих, лобызаем оныя сердечными устнами и умильно к тебе взываем: о тезоимените небесному воеводе вышних сил, великий княже Михаиле! Молися непрестанно Христу Богу за град твой, за люди и за вся православныя христианы. Буди споборник крепок на врагов православия Церкви Христовой. Буди и нам помощник улучити вся, к пользе нашей и ко спасению благопотребная, охраняй нас от искушений и напастей, приходящих во временней жизни, и не лиши нас ходатайства твоего ко Христу Богу, во еже получити нам прегрешений прощение и сподобитися небеснаго селения со избранными Его, яко да и в сем славится пречестное и великолепое имя Его во веки. Аминь.
Благоверный князь Ярополк (в крещении Петр) Владимиро-Волынский
Родился, как полагают, не позже 1050-х гг. Сын великого князя Киевского Изяслава Ярославича.
Ярополк разделил печальную участь своего отца, изгнанного братьями из Киева в 1068 г. Ярополк ездил с различными поручениями от отца к польскому королю, германскому императору и папе Римскому Григорию VII (1073 - 1085).
В 1078 г. после изгнания Святославичей Изяслав вернулся в Киев, и Ярополк был посажен отцом в Вышгороде, который до Владимира Мономаха оставался в потомстве Ярополка.
В том же году Ярополк участвовал вместе с отцом и другими Ярославичами в походе против Святославичей (Олега и Бориса), в нападении на Чернигов и в битве на Нежатине Ниве (3 октября 1078 г.), в которой пал его отец Изяслав.
Дядей своим, Всеволодом Ярославичем, Ярополк был посажен на стол в Владимире-Волынском, к которому был придан г. Туров, но в 1084 г. был изгнан оттуда Ростиславичами. Всеволод, бывший в то время великим князем киевским, послал против Ростиславичей сына своего, Владимира Мономаха, который выгнал их из Владимира-Волынского и снова посадил там Ярополка.
В 1085 г. Ярополк, обиженный тем, что Всеволод дал одному из Ростиславичей (Давиду Игоревичу) Дорогобуж на Волыни, и видя в этом намерение Всеволода уменьшить его волость, вступил в борьбу с ним, но бежал от войск Владимира Мономаха, в Польшу.
В 1086 г. Ярополк вернулся из Польши, заключил мир с Мономахом и снова сел во Владимире-Волынском.
В том же году, на пути из Владимира в Звенигород Галицкий, погиб от руки Нерядеца, который был в числе его свиты. Убийца бежал в Перемышль к Рюрику Ростиславичу, почему на Ростиславичей пало сильное подозрение, но это остается недоказанным.
Тело Ярополка перенесено было в Киев и 5 декабря погребено в церкви святого Петра, которую он сам начал строить. Киевляне сильно плакали на похоронах Ярополка.
По словам летописи Ярополк отличался смирением, кротостью, нищелюбием и благочестием, давал каждый год десятину в Богородичную Киевскую церковь. Многие церковные памятники, начиная с летописи преподобного Нестора, свидетельствуют, что убиенный благоверный князь Ярополк почитался в числе святых угодников Божиих.
Тропарь благоверного Ярополка
глас 4
Яко благоверен и праведен,/ за любовь Христа Бога от своих си смерть приял еси, Ярополче,/ страстотерпче святый, благоверный княже Волынский,/ и пролиял еси кровь твою,/ якоже прежде сродницы твой и страстотерпцы, Богоблаженнии Борис и Глеб,/ ихже подвигом ревнуя благочестно,/ Господеви взывал еси усердно:/ даруй ми кончину, якоже братиям моим,/ да и аз омыю грехи моя кровлю моею/ и избавлюся мира сего тщетнаго и мятежнаго./ Темже, днесь сошедшеся в память твою,/ верою и любовию славим Господа,/ укрепившаго Тебе в подвизе напрасныя смерти,/ якоже бо агнец незлобивый,/ от раба заколен еси,/ и себе самаго жертву непорочну Господеви принесл еси,/ Егоже моли, присноблажеенне,/ спасти Отечество твое/ и сыновом Российским спастися.
Кондак благоверного Ярополка
глас 3
Возсия днесь преславная память твоя,/ благородне страстотерпче Христов, Ярополче Богомужне,/ созывающи нас к похвалению Христа, Бога нашего./ Темже, к тебе днесь притекающе,/ с любовию взываем радостно:/ блаженна земля, упитавшаяся кровьми твоими,/ и свята селения, приимшая дух твой,/ идеже в рай, нетленныя пищи наслаждался,/ не забуди нас, воспевающих тя,/ но присно поминай в молитвах твоих к Богу,/ да избавимся от всех бед и скорбей,/ инее присно память твою почитающи.
Мученик Менигн
(Мучение св. Менигн. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.)
Святой мученик Менигн был простым ремесленником, занимался отбеливанием холстов. Господь даровал ему Свою особую милость. Дважды в своей жизни он слышал глас с Неба, призывавший его пострадать за Христа. Во время гонения на христиан, при императоре Декии (249-251), произошло чудо: христиан вывел из темницы Ангел. Узнав об этом, святой Менигн возрадовался и всем сердцем возлюбил Спасителя. Вспомнив Небесный призыв пострадать за Христа, он тут же разорвал висевший на площади указ нечестивого Декия, предписывавший преследовать христиан, и объявил себя последователем Христа. За это был схвачен и после жестоких пыток обезглавлен († 250). Из уст мученика вылетела белоснежная горлица.
Мученица Кикилия (Цецилия) и мученики Валериан, Тивуртий и Максим
(>Мученица Кикилия (Цецилия), Римская)
Святая мученица Кикилия была римлянкой из богатого и знатного рода. Она с юности восприняла христианскую веру и усердно молилась, помогала нуждающимся, под богатой одеждой скрывала власяницу. Родители решили выдать Кикилию замуж за знатного язычника Валериана. Святая не осмелилась перечить воле родителей, но со слезами молилась Богу, чтобы ее жених уверовал во Христа, а она сохранила бы девство. Святая уговорила жениха пойти с ней к епископу Урвану, скрывавшемуся от гонений в пещере у Аппиевой дороги. Наставления мудрого старца проникли в душу Валериана, и он уверовал во Христа и обратил в христианство и своего брата Тивуртия. Братья роздали часть своего имения бедным, ухаживали за больными, хоронили христиан, замученных гонителями.
Правитель Аммах, узнав об этом, повелел схватить братьев и привести на суд. Он потребовал, чтобы святые отреклись от Христа и принесли жертвы языческим богам. Братья отказались. Тогда мучеников стали беспощадно избивать плетьми. Святой Валериан под пытками убеждал христиан не пугаться мук, но твердо стоять за Христа.
Правитель, желая избежать влияния святого проповедника на народ, приказал вывести мучеников за пределы города и там казнить. Отрядом воинов, сопровождавших мучеников на казнь, командовал Максим. Его поразило мужество святых. Он спросил, почему они не боятся смерти. Святые братья ответили, что они оставляют временную жизнь ради жизни вечной. Максим захотел подробно узнать учение христиан. Он привел святых Валериана и Тивуртия в свой дом и всю ночь слушал их беседу. Узнав об этом, святая Кикилия пришла к Максиму со священником, и он со всей семьей принял святое крещение.
Когда на следующий день мучеников Валериана и Тивуртия обезглавили, святой Максим всенародно исповедал, что он видел, как их святые души восходили к Небесам. За это исповедание святой мученик Максим был насмерть забит плетьми.
Правитель хотел завладеть имением казненных, но, узнав, что святая Кикилия уже раздала все оставшееся имущество нищим и своей проповедью обратила в христианство 400 человек, приказал казнить ее. Три дня ее морили жаром и дымом в накаленной бане, но благодать Божия хранила ее. Тогда ее решили обезглавить. Палач ударил мечом святую, но лишь ранил ее. Святая мученица страдала еще три дня в полном сознании, утверждая в вере окружающих, и скончалась с молитвой на устах.
Отдавая дань ее стойкости в борьбе за веру и благородному происхождению, святую Кикилию погребли рядом с епископами Рима в катакомбах святого Каллиста. В 821 году мощи святой Кикилии и святителя Урбана были перенесены на другой берег Тибра, в церковь, ныне носящую имя Санта-Чечилия.
(Церковь Санта Чечилия ин Трастевере (Santa Cecilia in Trastevere), Рим)
Полное Житие святых мучеников вы можете прочитать тут:
http://azbyka.ru/days/saint/5625/1229/4231/307/group Преподобный Созомен Кипрский, Потамийский чудотворец
Преподобный Созомен, согласно разным источникам, был родом киприот и жил до франкской оккупации острова (ок. 1100 г.). С младых лет он полюбил деятельные христиансткие добродетели, особоенное же попечение возимел о чистоте сердца. «Блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят», - эти слова святой содержал в памяти непрестанно и старался следовать им всей душой. От родителей, которые кроме благочестия отличались также и знанием Священного Писания и слова Божия, отрок получил редкое для того времени образование.
Устояв против искушений юности, он сохранил целомудрие, ясность ума и свободу от греховных мыслей, воспоминаний и впечатлений, сердце - от неподобных чувств и страстей. Воле же своей подвижник не позволил плениться желаниями и стремлениями плоти, а направил ее к воле Божией и Его святым заповедям.
Зная, что лишь только смиренный может пребыть в добродетели, и что не может стать истинным последователем распятого Иисуса тот, кто не хранит себя в чистоте, святой боролся изо всех сил, чтобы остаться чуждым миру, а потому ограждал душу молитвой и постом, как бы с двух сторон стараясь достичь своей цели.
Однажды, после ночного бдения, преподобный Созомен встал, оставил все, что было у него, и вышел на одинокую дорогу, решив подвизаться в пустыне, чтобы там обрести свободу от земных попечений и иметь непрестанную заботу об угождении Богу. В поисках подходящего места святой прошел много миль, пока не набрел на пещеру в скале над обширным плато. Там он и остался.
Едва войдя, он сотворил крестное знамение и с трепетом воспел антифон четвертого гласа: «Сердце мое к Тебе, Слове, да возвысится. И да ничтоже усладит мя от мирских красот на слабость».
(Место, избранное преподобным Созоменом Кипрским весьма живописно. Вид на плато, открывающийся от пещеры)
В пещере, где поселился святой, он ежедневно устремлялся к своей цели и подвизался преобидеть плоть, чтобы стяжать Дух. Жизнь его проходила в непрестанных трудах. Медленно и терпеливо, словно искусный земледелец, он взращивал добрые семена и исторгал плевелы страстных помышлений, которые препятствуют познанию Бога. Он исторгал терния страстей с терпением и сеял в землю сердца семена послушания и подчинения воле Божией, а потому со временем сделался жилищем Святого Духа, Который в Писании говорит: «На кого воззрю? Только на кроткого, и молчаливого, и трепещущего словес Моих».
Шло время, слава о святом распространялась, ибо никого не отпускал он от себя, не оказав помощи. Келья его была открыта для всех.
Как новый Иоанн Креститель, он проповедовал покаяние, беседу свою всегда начиная так:
- Покайтесь в грехе, оставьте его и возлюбите Бога, ибо невозможно любить и грех, и Бога одновременно. Прощайте обидящих Вас.
Слова свои святой подкреплял примерами и притчами. Он всем являл любовь и был открытым для всех. Даром исцеления, которым ущедрил преподобного Бог, он служил притекающим к нему с верой и покаянием. Не он искал, кому бы помочь, кого бы наставить и кого исцелить, но сами больные, увечные и недужные стекались к благочестивому отшельнику отовсюду.
Так пожив, преподобный Созомен предал свою душу Господу. Благочестивые христиане взяли его святые мощи и погребли в глубине пещеры, оросив ее слезами. Место погребения стало источником исцелений. И ныне сюда притекает множество больных в ожидании чуда.
Память преподобного Созомена Потамийского приходится на 21 ноября, но так как в этот день празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы, то, согласно кипрским богослужебным указаниям, ее переносят на 22 ноября.
Преподобного Созомена Потамийского чудотворца не следует путать с другим преподобным Созоменом Кипрским, который подвизался на полуострове Карпас, изображается с крестом с руке и память которого - 20 ноября.
Сохранилась пещера преподобного, к которой, особенно в день его памяти, стекается множество почитающих его и жаждущих исцелений. Она расположена в селении Агиос Созоменос, в двенадцати километрах юго-восточнее Никосии, столицы острова. Проехав сквозь заброшенное селение, мимо храма, поднимитесь на склон горы.
(Преподобный Созомен Кипрский, место подвигов. Внутри пещерного храма. Стена, увешанная иконами - импровизированный иконостас. За ней - алтарь)
Здесь вы найдёте высеченный в песчанике скит и пещерный храм святого отшельника. В келье сохранились место, где стояла гробница святого, и фрески, самые древние слои которых датируются 10 веком.
(по материалам:
http://marinaaleshina2009.narod.ru/index/0-26)
Преподобный Агавва Исмаильтянин
Агавва жил в V веке, по национальности араб, был учеником известного сирийского подвижника преподобного Марозаса, а затем вместе со своим учителем перешёл под начало преподобного Евсевия на гору Корифу к востоку от Антиохии. После смерти наставника преподобный Агавва прожил в его келии 38 лет, пребывая в постоянных подвигах. Он совершенно отказался от сидения, дни и ночи проводил стоя или на коленях в молитве, не пил воды, довольствовался скудной полужидкой пищей, носил тяжелые вериги и не надевал обуви, в холод прятался в тени, а в жару подставлял себя палящим лучам солнца. Святой строго постился и носил тяжелые вериги. В конце жизни Агавва Исмаильтянин стал настоятелем монастыря. Его жизнь в подвиге завершилась мирной кончиной в глубокой старости.
Святитель Климент Охридский, Болгарский
Память 22 ноября (Болг.), 25 ноября, в числе Седмочисленников и в Соборе Болгарских святых
По происхождению славянин, был учеником святых Кирилла и Мефодия. После изгнания из Моравии славянские исповедники свв. Ангеляр, Климент и Наум прибыли в Болгарию, где их встретили с почетом и просили ввести богослужение на славянском языке. Просветители сразу же приступили к изучению славянских книг, собранных болгарской знатью.
Вскоре св. Ангеляр скончался, а св. Климент получил назначение учительствовать в Кутмичивице - области в юго-западной Македонии. В Восточной Церкви на должность учителя избирался человек достойный, известный своей благочестивой жизнью и обладавший даром слова. Св. Климент еще в Моравии был в чине «стоявших на степени учителей».
В Болгарии исполнял должность учителя до 893 года. Он организовал в первую очередь школу при княжеском дворе, достигшую высокого уровня в царствование Симеона, а в юго-западной Македонии создал школы отдельно для взрослых и детей. Св. Климент обучал детей грамоте. Общее количество его учеников было огромным: только избранных, принадлежавших к клиру, известно 3500 человек.
В 893 году был возведен в сан епископа Драговитийского (Дремвицы или Велицы), а его место занял святой Наум. Позже переселился в город Охрид, ставший центром его неустанных архипастырских и учительских трудов.
Святитель Климент первым из болгарских иерархов стал служить, проповедовать и писать на славянском языке. Трудился святитель во славу Божию до глубокой старости, исполняя и епископское служение, и продолжая переводческую деятельность. Он мирно отошел ко Господу 17 июля 916 г. Тело святителя было погребено в основанном им Охридском Пантелеимоновом монастыре.
Святитель Климент считается первым славянским писателем. Он не только продолжил переводческое дело, начатое свв. Кириллом и Мефодием, но и оставил свои писательские труды - первые образцы славянской духовной литературы. Согласно летописям, св. Климент создал славянскую азбуку. По мнению большинства современных учёных, именно эта азбука и получила название «кириллица», тогда как Кирилл и Мефодий создали глаголицу.
(храм Климента Охридского, Болгарского в Охриде)
Тропарь
Словесы наставил еси языки в веру Христову, / делы же возвысил еси себе к Божественней жизни, / святителю Клименте равноапостольне, / чудесы сияя приступающим к тебе верно / и знаменьми озаряя Церковь преславно, / сего ради честную твою память славим.