Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 25-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост
Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита (816); свт. Прокла Константинопольского, патриарха (446-447); исп. Феоктиста патрикия, Константинопольского (855); мч. Эдмунда, короля Восточно-Английского (869; Кельт. и Брит.); прп. Созомена Кипрского (XII; Греч.).
Прп. Дамиана (в схиме Диодора) Юрьегорского (1633); мч. Дасия (Узия) Доростольского (284-305); мчч. Евстафия, Феспесия и Анатолия (312); сщмчч. Нирсы, Иосифа, Иоанна, Саверия, Исаакия, Ипатия, епископов Персидских, мчч. Азата скопца, Сасония, мцц. Феклы, Анны и иных многих мужей и жен, в Персиде пострадавших (343).
Сщмчч. Алексия Аманова, Александра Сахарова, Владимира Медведюка, пресвитеров (1937), прмц. Татианы Фомичевой, послушницы (после 1937), сщмчч. Иоанна Заболотного, Алексия Никатова, пресвитеров, прмчч. Евтихия (Качура), игумена, Илариона (Писарца), иеромонаха, сщмч. Иоанна Тихвинского (Сарва), пресвитера, прмч. Арсения (Дмитриева), игумена, прмц. Иоанникии (Кожевниковой), игумении, сщмчч. Василия Канделяброва, Николая Покровского, Емилиана Панасевича, Николая Зеленова, пресвитеров (1937).
Икона Божией Матери: «Соболевская».
Святые дня, молите Бога о нас!
Святитель Прокл Константинопольский, патриарх
Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский, с юных лет все свое время отдавал молитве и изучению Священного Писания. Господь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста (+ 407, память 13 ноября), который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. Святой Прокл был свидетелем явления апостола Павла святителю Иоанну Златоусту. От своего учителя святой Прокл получил глубокие знания Священного Писания, научился в совершенной форме излагать мысли.
После изгнания и смерти святителя Иоанна Златоуста святой Прокл был рукоположен святым Патриархом Константинопольским Сисинием (426 - 427) в сан епископа города Кизика, но под влиянием еретиков-несториан паства изгнала своего святителя. Тогда святой Прокл вернулся в столицу и проповедовал Слово Божие в храмах Константинополя, укрепляя слушателей в Православной вере, обличая злочестивых еретиков. По смерти святителя Патриарха Сисиния, святитель Прокл был возведен во архиепископа. Став Патриархом Константинопольским, управлял Церковью в течение двенадцати лет (434 - 447). Стараниями святителя Прокла при святом царе Феодосии II (408 - 450) из Коман в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста.
Во время патриаршества Прокла империю постигло разрушительное землетрясение, продолжавшееся несколько месяцев. В Вифинии, Геллеспонте, Фригии рушились города, исчезали с лица земли реки, в безводных прежде местах возникали губительные наводнения. Константинопольцы во главе с Патриархом и императором выходили из города и совершали молебны о прекращении невиданного по силе бедствия. Во время одного молебна из толпы был невидимой силой поднят в воздух мальчик и унесен на такую высоту, где человеческий взгляд уже не мог его видеть. Затем, целым и невредимым, отрок был опущен на землю и рассказал, что там, в Вышине, он слышал и видел, как Ангелы, славя Бога, поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Весь народ запел трисвятую молитву, присоединив к ней: «помилуй нас» - и землетрясение прекратилось. Эту молитву Православная Церковь поет за Богослужением и до сего дня.
Константинопольская паства любила своего Патриарха за его подвижническую жизнь, за его заботу об обездоленных и за его проповеди. До наших дней дошли многие творения святителя. Наибольшей известностью пользуются направленные против несториан два слова святителя в похвалу Божией Матери и четыре слова на Рождество Христово, излагающие Православное учение о Воплощении Сына Божия. Всеобщее уважение снискала деятельность святого Патриарха по устройству благочиния во всех церковных делах. Окруженный любовью и почетом, Прокл отошел ко Господу в преклонном возрасте (+ 446 - 447).
Тропарь святителю Проклу, архиепископу Константинопольскому
глас 4
Иже Божественным началом премудрости, страхом Господним утверждся, оттуду священными восхождении возшел еси во ученичество Златоуста, и, архиерейскаго того престола достоин быв чистоты добротами, апостольским правилом себе вообразив, не себе живый, но Христу и стаду твоему. Тем в нетленный живот апостольски вселился еси, иерарше Прокле, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителю Проклу, архиепископу Константинопольскому
глас 4
Достойно днесь торжествует всех градов честнейший воистину, в честном преставлении твоем, отче отцев, Прокле мудре.
Ин кондак святителю Проклу, архиепископу Константинопольскому
глас 8
Всечестнаго святителя, Царскаго града престол украсившаго и сокровищем безценным того обогащшаго, пречестными мощми Златоустовыми, имже слово животно стяжа, просвещая верно чтущия его, песньми похваления того радостно ублажим, зовуще: радуйся, архиерею, отче священный.
Преподобный Григорий Декаполит
(Григорий Декаполит, св. прп.; Византия, XII в,Греция, Афон)
Родился в VIII веке в Иринополе (Εἰρηνούπολις της Δεκαπόλεως, ныне д. Чаталбадем, Турция), одном из городов Десятиградья Исаврии. С детства он полюбил храм Божий, церковные службы. Постоянно с благоговением читал Священное Писание. Чтобы избежать женитьбы, на которой настаивали родители, святой тайно ушел из дома.
Всю свою жизнь он провел в странствии: был в Константинополе, Риме, Коринфе, Солуни, некоторое время подвизался в пещере на Олимпе. Всюду преподобный Григорий проповедовал Слово Божие, обличая иконоборческую ересь, укрепляя веру и силы православных, которых еретики в то время гнали, мучили, бросали в темницы. Своими подвигами и молитвой святой Григорий стяжал благодатные дары пророчества и чудотворения. Достигнув чистоты сердечной, он удостоился слышать Ангельское пение во славу Святой Троицы. Для противодействия ереси иконоборчества преподобный Григорий покинул монастырь святого Мины, в котором подвизался долгое время, и отправился вновь в Константинополь.
В столице тяжелая болезнь подточила силы святого, и скончался в 816 году. В настоящее время известно о пребывании мощей преподобного григория Декаполита в румынском монастыре Бистрица - дар господаря Константина Шербана в сер. XVII в., в Благовещенском соборе московского Кремля (рука преподобного, привезенная в дар царю Феодору Иоанновичу - Христ. реликвии в московском Кремле. М., 2000. С. 114). Частица мощей находится в Кийском кресте патриарха Никона.
(монастырь Бистрица. Румыния)
(Храм преп.Григория Декаполита в монастыре Бистрица, Румыния)
Его учениками были преподобные Иосиф Песнописец и Иоанн Солунский.
Тропарь преподобному Григорию Декаполиту
глас 3
Образ был еси воздержания,/ Божественным Духом вся просветив:/ правоверия течение совершил еси,/ учением мир просветил еси/ и зловерных обличил еси смыслы,/ отче преподобне Григорие,/ Христа Бога моли даровати нам велию милость.
Кондак преподобному Григорию Декаполиту
глас 3
Светлое тя солнце Церковь познавает,/ добродетелей красотами и исцелений лучами/ всех просвещая, Христов угодниче:/ темже празднуем честную память твою/ и почитаем подвиги твоя,// всеблаженне отче премудре Григорие.
Преподобный Дамиан (в схиме Диодор) Юрьегорский
Преподобный Диодор Юрьегорский (Дамиан) родился в селе Турчасово на реке Онеге. Родители его - Иерофей и Мария - назвали сына Диомидом. Пятнадцатилетним юношей он отправился на богомолье в Соловецкий монастырь и остался там послушником. Здесь же он в 19 лет принял постриг от игумена Антония, жил с отшельниками на пустынных островах, а затем удалился на Водл-озеро. Семь лет прожил он там в подвигах вместе с учеником своим Прохором.
Решив основать монастырь во Имя Пресвятой Троицы на Юрьевой горе, преподобный отправился в Москву, где получил разрешение от царя Михаила Феодоровича (1613 - 1645) и деньги на строительство монастыря от матери царя, старицы-инокини Марфы. Незадолго до своей кончины преподобный Диодор должен был по делам обители поехать в Каргополь. Прощаясь с братией, он предсказал свою скорую смерть. Скончался и был погребен в Каргополе (+ 27 ноября 1633 года). Через два года его нетленное тело было перенесено в Троицкую обитель и похоронено на южной стороне соборного храма. Память преподобного Диодора совершается 20 ноября, так как преставление совпадает с празднеством Божией Матери ради Ее иконы Знамения.
Священномученики Нирс и Иосиф , ученик его, Иоанн и Саверий, Исаакий и Ипатий, епископы, мученики Азат Гадиабский (Персидский), Сасоний, мученицы Фекла, Анна и многие другие мужи и жены, в Персиде пострадавшие
Священномученики Нирс, епископ, и Иосиф, ученик его, Иоанн, Саверий, Исакий и Ипатий, епископы Персидские; мученики Азат скопец, Сасоний, Фекла, Анна и многие другие мужи и жены, в Персиде пострадавшие, были казнены во время гонения на христиан в Персии при царе Сапоре II.
Святитель Нирс и его ученик мученик Иосиф были обезглавлены; святитель Иоанн побит камнями. Та же участь постигла и святителей Исакия и Ипатия. Святитель Саверий скончался в темнице, и после смерти ему отрубили голову. Мученика Азата скопца задушил один пресвитер-отступник. Пытки, мучения и смерть за Христа претерпели также мученики Сасоний, Фекла, Анна и многие другие мужчины и женщины (+ 343).
Мученик Дасий (Узий) Доростольский
Память 20 ноября и в Соборе Болгарских святых
Святой мученик Дасий жил в III веке в городе Доростоле на Дунае. Жители города готовились к празднику в честь языческого бога Сатурна. По обычаю, за 30 дней до праздника язычники выбирали прекрасного юношу, одевали его в роскошные одежды, оказывали ему царские почести, а в день праздника приносили в жертву богу. Выбор сограждан пал на святого Дасия, так как в городе не было юноши красивее его. Узнав об этом, святой сказал: "Если мне суждено умереть, то лучше умереть за Христа как христианину". Он открыто исповедал перед согражданами свою веру во Христа, обличил их злочестие и заблуждения и многих из них обратил ко Христу. За это, по повелению императоров Диоклетиана (284-305) и Максимиана (284-305), после жестоких мук он был обезглавлен.
Мученики Евстафий, Феспесий и Анатолий
(мч. Анатолий)
Святые мученики Евстафий, Феспесий и Анатолий были братья по плоти и родились в городе Никомидии1. Отец их назывался Филофеем, а мать - Евсевиею. Филофей был родом из Галатии2, из города Гангра3, оставил свою родину, переселился в Никомидию и, вступив там в супружество с Евсевиею, имел от нее трех сыновей - трех названных жителей небесного града.
Сначала Филофей, его жена и дети были язычники; старшего сына своего Евстафия он отдал для изучения языческой мудрости, а Феспесия и Анатолия готовил к торговле, так как и сам он был купец и - очень богатый. Но однажды, взяв с собой младшего сына своего Анатолия, он отправился в Галатию за покупками и, возвращаясь оттуда, встретившись в пути со святым Лукианом, пресвитером Антиохийским4, дорогой научился от него христианской вере и вместе с сыном крестился в одной попавшейся на пути реке. Возвратившись домой, он стал разыскивать епископа Никомидийского Анфима5, скрывавшегося в одном сокровенном месте (в то время, в царствование императоров Максимиана и Диоклитиана, происходило жестокое гонение на христиан и многие из верующих скрывались от мучителей), и, найдя, ночью привел его к себе, после чего святой Анфим крестил весь дом Филофеев. Совершив затем Божественную литургию, он приобщил ново крещенных Святых Таин, посвятил Филофея во пресвитера, а старшего сына его Евстафия - в диакона и ушел, скрываясь от гонителей-язычников, а Филофей и его дом тайно служили истинному Богу и вели благочестивую жизнь. Скоро он и его супруга отошли ко Господу, оставив сиротами трех благочестивых юношей: диакона Евстафия, Феспесия, и Анатолия - братьев и по плоти и по духу, так как они единодушно служили Богу, горя духом и преуспевая в добродетели.
Один придворный сановник по имени Акилин послал однажды своего раба купить некоторые вещи. Раб знал про этих трех благочестивых юношей, что они - купцы и имеют широкую и богатую торговлю, и отправился к ним в лавку, которую и застал открытой. Войдя внутрь и никого не найдя, он пошел по лестнице, ведущей на третий этаж дома, и услыхал голос Евстафия, читавшего псалмы Давидовы. Раб тихо поднялся по лестнице, молча вошел в верхнюю горницу6 и здесь увидал Евстафия, державшего в руках Псалтирь и читавшего: «Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги» (Пс 96,7). Кроме того, он увидел на стенах кресты и св. иконы. Ничего не сказав, он тотчас же возвратился к своему господину и рассказал ему все, что видел и слышал. Акилин немедленно поспешил к императору Максимиану и доложил ему о том, что говорил раб. Тотчас же были посланы воины взять Евстафия и его братьев. Придя с рабом Акилина на место, воины нашли лавку запертой: в это время все обитатели дома находились в собрании и хранили полное молчание, причащаясь, по случаю воскресного дня, Таин Христовых. Посланные стучали в двери, звали, но ответа не было.
Святой Евстафий, уразумев духом, что воины посланы для того, чтобы взять его с братьями и вести на мучение, сказал братьям: «Мужайтесь, братья, и не бойтесь, - Владыка наш зовет нас к венцу... Нынешней ночью я видел, что нас вели на неправедный суд к Максимиану, и некто, черный видом, шел за нами с плачем и рыданием и бил себя по лицу, приговаривая: «горе мне, меня ныне побеждают». Впереди же нас шел светлый юноша, державший в руках три венца и три книги, и говорил мне: «Евстафий, диакон Христов! Вот что уготовал вам Отец милосердия и Бог всякой радости. Итак, не бойтесь мучителей, как не боялся их св. Стефан»7... Сказав это, юноша восшел на небо, а черный, с рыданиями, удалился на запад»8.
Рассказав о своем видении, Евстафий укреплял братьев в мужестве, говоря:
- Не отречемся, возлюбленные, от Христа Бога нашего пред людьми, чтобы и Он не отрекся от нас перед Отцом Своим и перед святыми ангелами Своими (Мф 10,13).
- Брат наш и господин и отец, - отвечали Феспесий и Анатолий, - мы готовы умереть за Создателя нашего и ничто не отклонит нас от любви к Нему.
В то время, как они таким образом разговаривали, воины, сильно стуча в двери, громко кричали, чтобы им отворили. Наконец, Феспесий и Анатолий подошли к дверям и открыли их. Воины, ворвавшись внутрь, спрашивали их, кто еще находится с ними, а затем, по указанию Акилинова раба, поднялись наверх. Войдя в двери молитвенной комнаты, они увидели Евстафия, державшего в руках святое Евангелие. Внезапно разогнув его, он прочел: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (МФ 10, 28). - Начальствовавший над солдатами крикнул ему, чтобы он положил то, что держит в руках (сам он не смел прикоснуться к св. Евангелию, так как был сын христианских родителей). Евстафий прижал св. Евангелие к груди, приложился к нему и положил его на стол, причем один из солдат заметил: «Смотри, как христиане любят свои книги, в которых заключаются все их волхвования».
Солдаты, взяв Евстафия, повели его вниз. А он, осмотревшись и увидев священные книги, сказал, обращаясь к ним, как к живым: «Обещаемся вам!»
Потом, взглянув на множество дорогих вещей, которыми они торговали, воскликнул: «Отрекаемся от вас и от всего тленного и идем за Христом!»
Затем все вышли вон. Двери дома были заперты и опечатаны, а трех святых братьев солдаты, связав вместе, повели к императору Максимиану.
Увидев их, император улыбнулся и сказал:
- Кто приказывал связывать этих юношей? я уверен, что они - друзья наших богов.
И он велел сейчас же развязать их и спросил их:
- Прежде всего скажите, каждый, как ваши имена и из какого вы рода?
- Самое дорогое и славное для нас имя - христиане, - отвечал за всех Евстафий, - как старший; - а при рождении - я назван Евстафием, брат мой, что - направо, - Феспесием, а налево - Анатолием; мы - братья по плоти, родились здесь от одних отца и матери, а отец наш, родом из Галатии, был пресвитером христианским.
- Кто поставил, - спросил Максимиан, - вашего отца пресвитером?
- Тот, - отвечал Евстафий, - кого ты недавно незаслуженно подверг смертной казни: святой Анфим, епископ нашего города; он и меня поставил в диаконы, чтобы я служил иереям Божиим, при совершении ими пресвятых и пречистых Таин Христовых.
Тогда царь сказал:
- Перестань говорить нелепости; поклонись лучше вместе с братьями нашим богам, и я вам дам почетное и славное положение при моем дворе. Если же нет, то я осужу вас на смерть от меча.
Святые в один голос отвечали:
- Делай, что хочешь: мы - христиане и поклоняемся одному только Богу, сотворившему небо и землю, Его Сыну, Господу нашему Иисусу Христу, и Святому Животворящему Духу; а вашим скверным и гнусным идолам не поклонимся никогда.
Разгневанный этим ответом, Максимиан велел повалить их на землю и бить палками. После долгих истязаний святые, как бы одними устами, воскликнули к Богу: «Слава тебе, Господи, что сподобились мы принять мучения за Твое святое имя».
А святой Евстафий прибавил еще: «Много теснили меня от юности моей, но не одолели меня. На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои (Пс 128, 2-3), - помоги нам, Боже, Спаситель наш».
Когда святые были избиты до последней степени, Максимиан приказал бившим перестать и сказал мученикам:
- Безбожники! Долго ли вы будете переносить такие муки? Принесите жертву богам и не губите себя понапрасну из-за веры в какого-то человека, который был бит так же, как и вы, и умер насильственной смертью.
- Да не будет, чтобы мы отреклись от Спаса Христа, - отвечали святые, - о котором мы знаем, что Он есть истинный Бог, хотя и пострадал на кресте ради нашего спасения.
Тогда мучитель велел отвести их в темницу, накрепко забить им ноги в колодки9 и не давать им ни есть, ни пить, чтобы заморить их и узами, и голодом, и жаждой. И вот, когда они сидели в темнице, однажды в полночь осиял их свет, явился к ним ангел Господень освободить их от уз, исцелил их, напитал манной10 и сказал: «Подвизайтесь подвигом добрым за Христа, а я не покину вас и во всех страданиях ваших буду с вами, ибо послан Христом Господом охранять вас».
Сказав это, ангел сделался невидим, а святые, полные несказанной радости, благодарили Бога, причем Евстафий говорил: «Господь разрешает узников, Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных. Господь хранит пришельцев» (Пс 145, 7-9).
Через несколько времени Максимиан опять явился в суд и послал воинов в темницу привести во второй раз узников Христовых на испытание. Воины отправились и нашли святых освобожденными от уз, совершенно здоровыми и мирно спящими. Они подняли крик, бранили сторожа и добивались, кто освободил заключенных от уз. Сторож клятвенно уверял их, что никто не освобождал и что никто даже и не входил к узникам и не давал им есть или пить. Воины снова связали святых и повели их к царю.
Царь, увидев их здоровыми и веселыми, удивился, что на них не подействовали ни побои, ни узы, ни голод, ни жажда, и сказал им:
- Жалкие люди! Рассудите хорошенько, что для вас выгоднее и, убедившись, принесите жертву богам, и я отпущу вас с честью.
Но святой Евстафий ответил:
- Не надейся изменить наше твердое решение ни лестью, ни угрозами, ни мучениями: ничем мы не привязаны к этой жизни, так как знаем, что как нагими вышли мы из чрева матери нашей, так нагими придется нам уйти из этой суетной жизни.
Царь приказал немедленно отдать их на съедение зверям, и их повели в цирк11, где звери должны были пожрать их, а за ними пошел весь народ Никомидийский, и среди него множество тайных христиан, и все желали видеть кончину мучеников. Когда они были поставлены среди цирка, на них выпущены были два льва и три медведя, и все зрители от рева этих зверей пришли в ужас. Святой же Евстафий воспевал псалмы.
«Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня, - воспевал он, - буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять»12.
Феспесий и Анатолий устрашились звериного рычания, и Евстафий, видя их страх, сказал: «Зачем, братья, боитесь вы этих зверей? Разве вы не знаете, что Владыка наш силен укротить их ярость, как укротил во рве Данииловом? Разве вы не помните слов ангела, обещавшего быть с нами во всех страданиях наших и охранять нас?»
Когда Евстафий говорил это, львы бросились к мученикам, но, приблизившись к ним, остановились и замахали хвостами, как собаки, признавшие своего господина, а Евстафий положил руки им на головы и, погладив их, как собак, совсем укротил их. Медведи же, схватившись между собой, бросали один другого на землю, а к святым мученикам близко даже и не подходили. Народ, собравшийся на зрелище, поднял шум, причем язычники кричали: «они волхвы и колдовством усмирили зверей!» Христиане восклицали: «велик Бог христианский, заградивший пасть зверям, чтобы они не могли вредить святым рабам Его!»
Наконец, царь велел опять бросить мучеников в темницу, и здесь они вторично были утешены явлением ангела и подкреплены манной.
Между тем тяжко заболел сын царя Максенций13, и царь, опечаленный и озабоченный его болезнью, поручил мучеников Никейскому комиту Антонию.
«Отведи, - сказал он комиту, - христиан в свой город и там заставь их поклониться богам и, если они послушают тебя, пришли их с почестями обратно сюда, если же нет, то после долгих мучений заколи их, как диких зверей».
Комит взял узников и отправился с ними в Никею. Прибыв домой, он нашел жену свою больной. Мучеников он велел на ночь запереть в темницу, а наутро велел привести их к себе, сел на судейском месте и, обратившись к ним, сказал:
- Меня, юноши, весьма сильно беспокоит ваша судьба, и мне очень желательно было бы помиловать вас и отправить к царю для получения от него всяких почестей. Доверьтесь мне, как своему другу, послушайтесь меня и принесите жертвы богам.
- Мы молимся, - отвечали святые, - Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он сохранил нас непорочными в вере, которой Он научил нас и за которую мы готовы умереть, и чтобы не попустил нам отступить от Него и впасть в погибель, в которой погибаете вы.
Комит, услышав это, пришел в бешенство и велел повесить их за ноги, головой вниз, и строгать железными когтями. Долгое время мучили их таким образом, кровь их текла потоками, тело отрывалось кусками, кости обнажились... Наконец, святые громко возопили к Богу: «Царю и Боже веков! призри от святого жилища Твоего на нас, недостойных рабов Твоих, страдающих за имя Твое святое!»
И невидимая помощь была подаваема святым свыше для мужественного перенесения столь жестоких мук.
Видя непобедимое терпение страдальцев, мучитель приказал снять их и отвести в темницу. Но святые не могли от ран и боли идти сами: их понесли и бросили в темнице, как какую-нибудь ношу. И опять, как и ранее, явился им ангел Господень, сияющий великим светом, утешал их радостной надеждой и исцелил их от ран. И святые славили Бога, говоря: «Слава Тебе, Боже, за то что не оставляешь уповающих на Тебя и страждущих ради Тебя! «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Кто Бог так великий, как Бог наш! Ты - Бог, творящий чудеса!» (Пс 115,3; 76,14-15).
Вскоре мучитель опять вывел из темницы святых мучеников и приказал поставить их перед собой. Перед ними он поместил своих идолов и принуждал их поклониться этим идолам, угрожая за непослушание.
«Если вы, - говорил он, - не исполните царского повеления и не поклонитесь нашим богам, то я предам вас смерти от меча, а тела ваши отдам на съедение хищным зверям и птицам».
Но святые в один голос отвечали: «Не отступим от Христа Бога нашего и не поклонимся скверным идолам, немым и глухим, которые имеют очи и не видят, имеют уши и не слышат, имеют уста и не говорят, имеют ноги и не ходят. Да будут подобны им все делающие их и все поклоняющиеся им».
На эти слова мучитель зарычал от гнева, как лев, и велел вывести мучеников за город и заколоть мечом, как диких зверей, а тела их бросить не погребенными на растерзание зверям и птицам. Святых повели на место казни. На этом месте находился масличный сад, и мученики для совершения над ними казни были привязаны к деревьям. В этот сад пришли два близких друга святых, христиане Палладий и Акакий. Когда палачи хотели убить осужденных, пришедшие бросились им в ноги, дали им много золота и умоляли подождать немного, пока они побеседуют с осужденными, и тогда уже приступать к казни. Взяв золото, палачи немного отошли от мучеников, а Палладий и Акакий приблизились к ним, с любовью облобызали их, горько плакали и просили помолиться за них. Во время предсмертной молитвы святых с неба был услышан голос, призывавший их в вечный покой, и тотчас они с радостью предали души свои в руки Божии. Слуги же мучителя, хотя и увидели, что мученики уже умерли, однако, боясь своего господина, исполнили его повеление уже над мертвыми: Евстафию и Феспесию прокололи горло, а Анатолию пронзили ребра, а потом когда тела умерших уже лежали на земле, отрубили им головы и, оставив их непогребенными, ушли14. Тогда с неба сошли шесть ангелов в виде орлов и парили над телами до тех пор, пока Палладий и Акакий не погребли их с честью.
В тот же день комит Антоний при заходе солнца захворал, а наутро сначала умерла жена его, потом и сам он, упав на тело жены, в страданиях испустил дух. И вот он мучится в аду, а святые страстотерпцы радуются в Царстве Христа Бога нашего. Ему слава во веки веков. Аминь.
_________________________
Примечания:
1 Никомидия (теперь Исмид) - главный город Малоазийской провинции Вифинии, находится к юго-востоку от Босфорского пролива. Здесь имели местопребывание византийские императоры Диоклитиан и св. Константин Великий.
2 Галатия - провинция Византийской империи, занимавшая самую средину Малоазийского полуострова.
3 Город тот замечателен по бывшему в нем поместному собору (340 г.), правила которого почитаются Церковью за канонические.
4 Преподобномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский (312 г.). Память его 15/28 октября.
5 Священномученик Анфим, епископ Никомидийский (302 г.). Память его 3/16 сентября.
6 От времен апостольских в христианской Церкви сохранился и долгое время держался обычай устраивать богослужебные собрания в верхней, необитаемой, части дома (ср. Деян 1,13.14; 20.8) и только при Константине Великом, когда христиане избавились от гонений, для общественного Богослужения стали устраиваться храмы (впрочем, в малом числе они были по местам и ранее).
7 Т. е. первомученик Стефан архидиакон.
8 Запад - место захождения солнца и как бы царство тьмы; поэтому название этой страны света можно понимать, как образ царства диавола, который, очевидно, виден был святым Евстафием.
9 Колодки - приспособление, назначенное для того, чтобы преступник не убежал. По виду своему это был обрубок толстого бревна или доски, расколотых вдоль пополам; в обеих половинах вырубались две приходящиеся друг к другу выемки для помещения ног, вложив ноги преступника в выемки одной половины, накладывали другую и оба конца обрубка закрепляли наглухо.
10 Манной (слово еврейское, означает вопросы «что это») называлась собственно пища, чудесно посылавшаяся Богом израильтянам во время сорокалетнего странствования их в пустыне, взамен хлеба, которого им негде было достать, и имевшая вид мелкого семени; семя это мололи или толкли в ступе, варили и делали из нее лепешки (см. Исх 15, 15-34; Чис 11, 7); в более широком смысле под манной можно разуметь всякую вообще пишу, чудесно посланную Богом.
11 Цирк - здание, в котором происходили конские бега у римлян и греков; самое название (цирк - круг) указывает на их круглое устройство. Сами состязания происходили внутри круга, а зрители помешались на особых местах по краю этого круга. В цирках христиане во времена гонений предавались на съедение зверям или убивались особыми для того назначенными людьми.
12 Пс 21,22-23. Эти слова псалмопевец изрекает о себе самом и от своего лица (спаси мя.., повем... и т. д.). Единорог - дикое и опасное животное с одним рогом на лбу, но не носорог, так как считалось чистым и жертвенным; что это за животное, - точно неизвестно.
13 Максенций впоследствии был императором - с 306 по 312 год.
14 Святые мученики Евстафий, Феспесий и Анатолий пострадали около 312 г.
Святой Феоктист исповедник, патрикий
Патриций. Скончался мирно при Феодоре Августе.
Икона Богородицы «Соболевская»
Сведений о чудотворной Соболевской иконе Пресвятой Богородицы практически нет. Известно лишь, что она явилась под Киевом 20 ноября 1282 года. В настоящее время список иконы XIX века находится в Музее икон Пресвятой Богородицы в селе Исаково Московской области.