Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 25-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост.
Мч. Платона Анкирского (302 или 306); мчч. Романа, диакона, и отрока Варула (303); мч. Романа Антиохийского (304; Греч.); свт. Мауэса, еп. Корнуоллского (V; Кельт. и Брит.); Прп. Одона, игум. Клюнийского (942/943; Галл.); прп. Елены (Девочкиной), игум. (1547; Моск.).
Сщмч. Закхея, диакона Гадаринского, и мч. Алфея, чтеца Кесарийского (303); мч. Анастасия Парамифийского, Эпирского (1750, греч).
Сщисп. Николая Виноградова, пресвитера (1948).
Собор святых Эстонской земли.
Святые дня, молите Бога о нас!
Мученик Платон Анкирский
Святой мученик Платон, брат святого мученика Антиоха врача (память 16 июля), родился в городе Анкире в Галатии в благочестивой семье. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам, удивляя слушателей убедительностью и красотой своих речей, глубоким знанием эллинской учености. За свою проповедь он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину.
Судья вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа. Он уверял юношу, что тот мог бы сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой Платон ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходяща и ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Тогда судья обещал в награду за отречение отдать ему в жены красавицу дочь, а в случае отказа угрожал мучением и смертью. Святой Платон ответил, что выбирает смерть временную ради жизни вечной. Терпение правителя иссякло, и он приказал нещадно бить мученика, а затем отправить в темницу.
Когда святого Платона вели в заточение, он обратился к народу, собравшемуся возле храма, призывая всех не отступать от христианской веры. Через семь дней мученика Платона вновь привели на суд Агриппина в храм Зевса, где уже были заготовлены орудия пыток: кипящие котлы, раскаленное железо, острые крючья. Судья предложил мученику выбор: принести жертву богам или испытать на себе действие этих орудий. Святой вновь твердо отказался поклониться идолам, и после истязаний его бросили в темницу и держали там без пищи и воды 18 дней. Но видя, что и это не поколебало мученика, ему предложили в обмен на жизнь и свободу лишь произнести «велик бог Аполлон». «Не хочу согрешить и словом», - отвечал мученик. По приказу Агриппина святого мученика Платона обезглавили (+ 302 или 306).
Кондак мученику Платону
Святая твоя память вселенную веселит,/ созывающи верныя вся в пречестный храм твой,/ идеже ныне, радостию совокупльшеся,/ поем в песнех и светлостех./ Сего ради, Платоне, вопием ти:// языческаго нашествия избави град твой, святе.
Мученики Роман, диакон и отрок Варул
Святой мученик Роман был диаконом храма Кесарии Палестинской. Во время одного из гонений на христиан он переселился в Антиохию, где укреплял христиан в вере своим примером и горячей проповедью.
Когда правитель Антиохии Асклипиад задумал разрушить христианский храм, святой Роман призвал верующих отстоять свою святыню. Он убедил их в том, что если они сохранят храм, то будут радоваться здесь, на земле, в Церкви воинствующей, а если погибнут при защите храма, то будут радоваться в торжествующей Церкви Небесной. Видя такую решимость народа, правитель не посмел выполнить своего намерения.
Некоторое время спустя, когда в городе началось языческое празднество и множество людей со всей округи пришло в Антиохию, святой Роман начал обличать идолопоклонство и призывал всех следовать за Христом. Его схватили и подвергли мучениям. Во время пыток мученик увидел в толпе святого отрока-христианина Варула и, указывая правителю на него, сказал: «Юный отрок разумнее тебя, достигшего старости, потому что он знает Истинного Бога. Ты же поклоняешься идолам». Правитель Асклипиад приказал привести мальчика к себе. На все вопросы правителя Варул твердо и без страха исповедал веру во Христа, Единого Бога. Разгневанный Асклипиад повелел жестоко избивать мученика Варула, а затем обезглавить его. Перед смертью святой отрок попросил свою мать, которая присутствовала при казни, дать ему пить, но мать умолила его претерпеть все мучения за Господа Иисуса Христа. Она сама приклонила голову сына на плаху, а после казни погребла его (+ 303).
Мученик Роман был приговорен к сожжению, но внезапный ливень погасил огонь. Святой стал прославлять Христа и хулить языческих богов. Правитель приказал отрезать ему язык, но, и лишенный языка, святой Роман продолжал громко славить Господа. Тогда мучители приговорили его к повешению (+ 303).
Мученик Роман Антиохийский
Жил в начале IV века в Антиохии Сирийской. Префект Антиохии Асклепиад был язычником и хулил Иисуса Христа. Когда префект собирался войти в языческий храм, святой Роман сказал ему: "идолы не боги". В ярости Асклепиад приказал отрезать святому язык. Но Бог чудесным образом сохранил святому способность говорить, и святой Роман в темнице стал проповедовать Христа стражникам. Тогда яычники утопили мученика.
Священномученик Закхей, диакон Гадаринский и мученик Алфей, чтец Кесарийский
В Кесарии Палестинской, с приближением двадцатилетия царствования императоров, заключенным в темницах объявлялось обыкновенно прощение преступлений. Так было и в царствование Диоклетиана. При этом правитель области, даровав свободу даже величайшим преступникам, христиан подверг жесточайшим мучениям. В это время за исповедание Христовой веры был схвачен диакон Гадаринской церкви Закхей1. Спрошенный на судилище о вере, он смело и безбоязненно исповедывал Христа.
За это его подвергли жестоким истязанием: секли розгами, затем терзали когтями и, наконец, забив ноги его в колодки, ввергли в темницу. Святой доблестно переносил мучения. Когда мучили святого Закхея, приведен был на судилище еще один исповедник за имя Христово, именем Алфей. Он происходил из знатного рода и был родственником Закхея, родился же в Палестинском городе Елевферополе2.
Когда началось Диоклетианово гонение на христиан, Алфей занимал должность чтеца в Кесарийской церкви. Гонение, воздвигнутое на исповедников Христовой веры, было очень жестоким, и многие из христиан не снесли тяжести мучений, отпали от веры Христовой и уже готовы были принести жертвы идолам. Тогда Алфей, ревнуя о Боге, вбегает в толпу отпавших и отвлекает их от идольских жертв. За это он был схвачен и в оковах отведен в темницу. Через несколько дней его подвергли таким же мучениям, как и родственника его Закхея: терзали розгами, раздирали когтями, и, наконец, заковали в одну колодку вместе с праведным Закхеем. В таком положении они пробыли ночь и день. Когда и после сих мучений, святые мученики продолжали непрестанно исповедывать Христа, их обезглавили3. Так скончались святые мученики, претерпев многие страдания за имя Христово.
________________________
Примечания
1 Город Гадара был расположен на юге восток Геннисаретского озера, на южном берегу реки Иеромакса.
2 Елевферополь расположен был в южной части Палестины, в прежней Иудее.
3 Это было в 303 году.
Собор святых Эстонской земли
Собор был установлен указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 июля 2002 года по ходатайству руководства Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Согласно указу была написана и икона "Собор Святых земли Эстонской", которая находится в Таллиннском Александро-Невском кафедральном соборе. Были составлены литургические тексты, в том числе канон, в котором упоминаются имена 17 угодников Божиих.
В Собор входят:
• Блгв. вел. кн. Александр Невский, в схиме Алексей (+ 1263, память 30 августа, 23 ноября)
• Сщмч. Исидор Юрьевский и с ним 72 пострадавшие (+ 1472, память 8 января)
• Прпп. Иона (+ ок. 1480, память 29 марта) и Васса (+ ок. 1473, память 19 марта) Псково-Печерские
• Прп. Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский (+ 1482, память 15 мая, 7 сентября)
• Прмч. Корнилий Псково-Печерский (+ 1570, память 20 февраля)
• Сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский (+ 1772, память 28 февраля)
• Прав. Иоанн Кронштадтский, прот., чудотворец (+ 1908, память 20 декабря)
• Сщмч. Иоанн (Кочуров) (+ 1917, память 31 октября)
• Сщмчч. Александр (Волков) и Димитрий (Чистосердов) Ивангородские (+ 1918, память 26 декабря)
• Сщмч. Сергий (Флоринский), Раквереский (+ 1918, память 17 декабря, 19 июня)
• Сщмчч. Платон (Кульбуш), еп. Ревельский, Михаил (Блейве) и Николай (Бежаницкий), протт., (+ 1919, память 1 января)
• Свт. Агафангел (Преображенский), исп., митр. Ярославский (+ 1923, память 3 октября)
• Сщмч. Николай (Сиймо), пресвитер Кронштадтский (+ 1931, память 5 апреля)
• Сщмч. Карп (Эльб) (+ 1937, память 11 сентября)
Тропарь
глас 4
Днесь ликует Церковь Эстонская, / ветвь плодоносна древа Российския церкве сущи / и, яко плоды красны, Христу приносящи, / святыя своя прославляет. / Тех молитвами, Господи, Православие в земли Балтийстей сохрани, / паству от расколов и междоусобия избави / и всем христолюбивым людем / даруй велию милость.
Кондак
глас 8
Днесь святии земли Эстонския предстоят Богу / и усердно за ны Ему молятся, / Ангели славословят с ними, / и вси святии Церкве Российския им спразднуют, / о нас молят вси купно с Богородицею Превечнаго Бога.
Молитва ко всем святым земли Эстонския
О всеблажении и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Эстонскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставльшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовни воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.
НОВОМУЧЕНИК АНАСТАСИЙ ЭПИРСКИЙ
Святой Анастасий жил в первой половине XVIII века. Однажды он отправился на жатву вместе со своей сестрой и другими христианами из деревни Парамифия в Эпире. По дороге им повстречался отряд всадников-мусульман во главе с Мусой, сыном местного паши. Пораженный красотой сестры Анастасия, Муса воспылал страстью и захотел похитить ее. Но Анастасий смело бросился на турок, дав тем самым сестре время убежать. Мусу и его спутников прогнали христиане.
Тогда турки обратились с жалобой к паше. Тот велел арестовать Анастасия и, видя его отвагу, попытался склонить святого к переходу в ислам. Но ни угрозы, ни побои, ни заточение, ни обещания славы и почестей не смогли поколебать веру молодого человека.
Потрясенный стойкостью Анастасия, Муса захотел побольше узнать о вере, дающей христианам силу, какой не дает никакая мирская власть, и тайком отправился в место его заточения. В ту минуту, когда тюремщик отворил дверь, Муса увидел рядом с узником двух юношей, от которых исходило сияние, но как только он вошел, они исчезли. На его расспросы Анастасий ответил, что это были ангелы-хранители, оберегающие христиан и особенно помогающие в испытаниях, переносимых ради любви ко Христу. Также он объяснил Мусе, почему христиане с такой легкостью отрекаются от мирских наслаждений и переносят все мучения, надеясь на вечное блаженство. Сердце мусульманина исполнилось благодати, и он бросился к ногам мученика, умоляя причислить его к христианам. Однако Анастасий попросил его немного подождать, поскольку отец Мусы мог начать гонения против христиан тех мест, услышав об обращении сына. Несколько дней спустя, 18 ноября 1750 года, Анастасий был обезглавлен по приказу паши, не знавшего, что его собственный сын отныне стал тайным христианином.
Сразу после этого паша отправился в соседнее селение, чтобы присутствовать на свадьбе. Воспользовавшись отлучкой отца, Муса пошел поклониться могиле святого мученика. Там он увидел Анастасия, окруженного сиянием. Святой призвал Мусу следовать за Христом. Ведомый ангелом, юноша отправился на Пелопоннес, где стал духовным чадом старца-подвижника. Тот наставил его в тайнах веры и аскетической жизни. После этого Муса уехал в Патры, а оттуда отплыл в Венецию, чтобы принять святое крещение, не опасаясь турок.
Получив в крещении имя Димитрий, он принял монашеский образ с именем Даниил в обители на острове Корфу. Но аскетические подвиги не удовлетворили его жажды во всем следовать Христу, и, чтобы достойно увенчать свой путь принятием мученичества, он отправился в Константинополь. Однако местные христиане отговорили его от добровольной смерти, опасаясь преследований, которым могли подвергнуться прочие верующие. Тогда преподобный Даниил возвратился на Корфу, где основал церковь во имя святого Анастасия. Там же святой мирно отошел ко Господу.
Свв. Анастасий и Даниил почитаются в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви их память не включена.
Священноисповедник Николай (Виноградов)
25 июля 1908 года, за полгода до своей кончины, святой праведный Иоанн Кронштадтский записывает в своем дневнике карандашом: «Священник Николай Васильевич Виноградов, Ярославской губернии Романовского уезда, село Малахово». О причинах появления этой записи остается только гадать. Известно, что именно в эти дни отец Иоанн объезжал Ярославскую епархию. Видимо, не мог один святой, широко известный на всю Россию и уже заканчивающий путь своей жизни во Христе, не заметить и не отметить другого, которому не суждено будет приобрести такую же известность, но который стяжает святость подвигом исповедания Христовой веры. Отец Иоанн Кронштадтский как бы указывает нам на скромного священника села Малахово, как на образец того, как надо жить во Христе даже в самую лютую годину.
(Церковь Рождества Христова в Малахово Тутаевского района Ярославской области, фото 2010 года, не действует. В этой церкви произошла встреча прав. Иоанна Кронстадсткого и сщисп. Николая Виноградова)
Николай Васильевич Виноградов родился в 1870 году в том самом селе, в котором застает его в 1908 году в сане священника святой Всероссийский пастырь. Именно в родном селе Малахово Ярославской области арестовывают в 1929 году 59 летнего священника Николая. 1 декабря следует осуждение и приговор: 3 года исправительно-трудового лагеря. Стойко держится за свою веру тот, кого отметил отец Иоанн! После долгих лет исповедничества, протоиерей Николай Виноградов почил в Бозе 1 декабря 1948 года, в день своего первого осуждения.
Святитель Мауэс, епископ Корнуоллский
В написанном в XI веке житии святого Мавеса говорится, что он будто бы родился в Ирландии, но вряд ли так было в действительности. Согласно житию, святой удалился на остров Модез («остров Мавеса»), что в составе архипелага Бреа, в проливе Сен-Брие. По всей видимости, здесь святой Мавес, вместе со святыми Будоком, Туди и, возможно, другими подвижниками, основал монастырь. Более 60 существующих церквей, освященных во имя святого Мавеса, свидетельствуют о некогда имевшем место огромном влиянии острова Модез как духовного центра. Почитание этого святого было распространено по всей западной и северной Франции. Позднее житие святого Мавеса не очень достоверно; форма его имени «Маудез» является чисто валлийской и уж точно не ирландской. Существует освященная во имя святого Мавеса часовня на юго-западе Уэльсского района Дайфед, а освященная в его честь церковь в Корнуолле расположена рядом с церковью, освященной во имя святого Будока. На острове Модез тоже есть часовня во имя святого Будока, представляющая собой как бы точное зеркальное повторение церкви в Корнуолле.
Интересно, что со святым Будоком связана римская вилла, восстановленная британскими поселенцами в V веке на острове Лавре, что в составе архипелага Бреа. На этом островке сохранились остатки ряда из восьми круглых келий, а также следы других келий. Немаловажно, что как план этого монастыря, относящегося к IV или V веку, так и название острова связаны с пришедшим из Сирии понятием «лавра», то есть «большой монастырь». Возможно, это был один из первых православных монастырей на Западе.
Преподобный Одон Клюнийский
Одон Клюнийский, Одо из Клюни (лат. Odo Cluniacensis, фр. Odon de Cluny; ок. 878-18 ноября 942) святой, монах - бенедиктинец, второй аббат Клюни, инициатор клюнийской реформы западного монашества.
Он родился около 880 года, на границе между провинциями Мэн и Турень, во Франции. Был сыном феодала Деолса (графство Мэн).
Отец посвятил его святому епископу Мартину Турскому, под чьей благотворной сенью и в памяти о котором провел он затем всю свою жизнь, завершив ее близ его могилы.
Одон Клюнийский получил начальное образование при дворе герцога Аквитании Гийома Благочестивого; затем обучался в Париже у Ремигия Оксеррского.
Решению посвятить себя монашеской жизни предшествовало переживание особого момента благодати, о котором он сам рассказал другому монаху, Джованни Итальянцу, который впоследствии стал его биографом. Одон , будучи еще 16-летним юношей, в рождественский сочельник начал спонтанно произносить эту молитву к Деве: «Госпожа моя, Матерь милосердия, родившая в эту ночь Спасителя, молись обо мне. Пусть Твои славные и необычайные роды, о Милостивейшая, станут для меня прибежищем» (Vita sancti Odonis, I,9: PL 133,747). Имя нарицательное «Матери милосердия», которым юный Одон призывал тогда Деву, станет именем, которым он полюбит затем всегда обращаться к Марии, называя Её также «единственной надеждой мира, ... благодаря Которой нам были открыты двери рая» (In veneratione S. Mariae Magdalenae: PL 133,721).
Около 909 года он стал монахом, со временем поднявшись до главы монастырской школы в Боме, чей аббат, Бернон Клюнийский, в 910 году стал основателем клюнийского аббатства. Одон последовал за Берноном в Клюни, где занимался его библиотекой; после смерти последнего в 927 году он унаследовал его пост.
Получив полномочия от папы римского Иоанна XI в 931 году, Одон реформировал монастыри в Аквитании, северной Франции и Италии. Папская привилегия позволила ему объединить ряд аббатств под своим начальством, что положило начало Клюнийской конгрегации. Большое число реформированных монастырей, тем не менее, осталось независимыми, и ряд из них стал центрами реформы. Одон заслужил большую славу своей клюнийской реформой, которая стала моделью монашеского общежития более чем на век, изменив роль благочестия в повседневной жизни Европы.
Между 936-942 годах он посетил несколько раз Италию, основав в Риме монастырь девы Марии на Авентине и реформировав ряд монастырей, в т.ч. Монте-Кассино. Ему доверяли политические миссии, например, мир между Гуго Арльским и Альбериком I Сполетским.
Он был в Риме, когда, летом 942 года, слег от болезни. Чувствуя приближение смерти, он всеми силами пытался вернуться к своему св. Мартину в Тур, где и скончался в октаву литургической памяти святого, 18 ноября 942 года. Биограф, подчеркивая в Одоне «добродетель терпения», приводит длинный список других добродетелей, такие как презрение к мирскому, рвение к спасению душ, приверженность к миру в Церкви. Огромным желанием аббата Одона было согласие между царями и князьями, соблюдение заповедей, внимание к бедным, воспитание молодежи, уважение к пожилым (ср. Vita sancti Odonis, I,17: PL 133,49). Он любил свою маленькую келью, где жил, «укрытый от всех, стараясь понравиться только Богу» (ibid., I,14: PL 133,49). Но он не упускал возможности использовать в качестве «сверхъизобильного источника» служение словом и примером, «оплакивая безмерную убогость этого мира» (ibid., I,17: PL 133,51). В одном единственном монахе, - комментирует его биограф, - были собраны различные добродетели, существовавшие в рассеянном виде в других монастыре: «Иисус, черпая в Своей доброте из различных садов монахов, создал в одном маленьком месте рай, чтобы орошать из его источника сердца верных» (ibid., I,14: PL 133,49).
В одной из проповедей в честь Марии из Магдалы аббат Клюнийский открывает нам, как он понимал монашескую жизнь: «Мария, сидевшая у ног Господа и внимательно слушавшая Его слово, является символом сладости созерцательной жизни, вкус которой, чем больше ее вкушаешь, тем больше побуждает душу оторваться от видимых вещей и от суеты мирских забот» (In ven. S. Mariae Magd., PL 133,717). Это представление Одон подтверждает и развивает в других своих писаниях, в которых сквозит его любовь к духовному миру, его взгляд на светский мир как на хрупкую и бренную реальность, с которой следует решительно порывать, его постоянная склонность к отрыву от вещей, которые он воспринимает как источник беспокойства, его острая чувствительность к присутствию зла в различных категориях людей, его глубоко эсхатологическая устремленность. Такой взгляд на мир может показаться достаточно далеким от нашего, тем не менее, концепция Одона заключается в том, что, видя хрупкость мира, она дорожит духовной жизнью, открытой к другим, исполненной любви к ближнему, и именно так преображает жизнь и открывает мир к свету Божьему.
Особого упоминания заслуживает «преданность» Телу и Крови Христа, которую Одон всегда питал с огромной убежденностью, горячо обличая широко распространенную тогда небрежность к Евхаристии. Он был твердо убежден в реальном присутствии в Евхаристии Тела и Крови Господа, в силу «субстанциального» обращения хлеба и вина. Он писал: «Бог, Творец всего сущего, взял хлеб, говоря, что это Его Тело и что Он приносит его в жертву ради мира, и налил вина, называя его Своею кровью»; и теперь «закон природы осуществляет изменение по приказу Творца», и вот, поэтому «природа немедля меняет свое обычное состояние: хлеб без промедления становится плотью, а вино становится кровью»; по приказу Господа «субстанция меняется» (Odonis Abb. Cluniac. occupatio, ed. A. Swoboda, Lipsia 1900, p.121). К сожалению, - отмечает наш аббат, - эту «священную тайну Тела Господня, в которой заключено все спасение мира» (Collationes, XXVIII: PL 133,572), совершают небрежно. «Священники, - предупреждает он, - приближающиеся к алтарю недостойно, пятнают хлеб, то есть Тело Христово» (ibid., PL 133,572-573). Только тот, кто соединен духовно со Христом, может достойно участвовать в Его евхаристическом Теле: в противном случае, есть Его плоть и пить Его кровь будет не на пользу, а в осуждение (ср. ibid., XXX, PL 133,575). Все это призывает нас верить с новой силой и глубиной в истину присутствия Господа, в присутствие Творца между нами, Который вручает Себя в наши руки и преобразует нас, как преобразует хлеб и вино, преобразуя, таким образом, мир.
Св. Одон был настоящим духовным наставником как для монахов, так и для верных своего времени. Перед лицом «необъятности пороков», распространенных в обществе, в качестве исцеления он с решимостью предлагал радикальное изменение жизни, основанной на смирении, строгости, отдалении от преходящего и приверженности вечному (ср. Collationes, XXX, PL 133, 613). Несмотря на реализм его диагноза относительно ситуации того времени, Одон не впадает в пессимизм: «Мы говорим об этом не для того, чтобы ввергнуть в отчаяние тех, кто желал бы обратиться, - уточняет он. - Божья милость всегда открыта для нас; она ждет часа нашего обращения» (ibid.: PL 133, 563). И восклицает: «О невыразимые глубины божественного милосердия! Бог преследует грехи, защищая при этом грешников» (ibid.: PL 133,592). Подкрепляемый этим убеждением, аббат Клюнийский подолгу пребывал в созерцании милосердия Христа, Спасителя, Которого он впечатляюще называл «ревнителем людей»: «amator hominum Christus» (ibid., LIII: PL 133,637). Иисус принял на Себя раны, которые были предназначены нам, - подчеркивает Одон , - чтобы спасти тем самым Свое любимое творение (cfr ibid.: PL 133, 638).
В этом проявляется черта святого аббата, которая на первый взгляд почти скрыта за его строгостью реформатора: глубокая доброта его души. Он был суровым, но прежде всего он был добрым, человеком огромной доброты, - той самой доброты, которая исходит из контакта с божественной добротой. Одон - так говорят нам его сверстники - излучал вокруг себя радость, которой он был наполнен. Его биограф свидетельствует о том, что он никогда не слышал, чтобы из уст человека исходило «столько нежности в словах» (ibid., I,17: PL 133,31). Биограф вспоминает, что обычно он просил спеть детей, которых встречал по дороге, чтобы затем подарить им что-то, и добавляет: «Слова его были полны ликования..., его веселье вселяло в наши сердца глубокую радость» (ibid., II, 5: PL 133,63). Таким образом строгий и одновременно любящий средневековый аббат, страстный сторонник реформы, своими впечатляющими действиями питал в монахах, а также в мирянах своего времени стремление продвигаться быстрым шагом по пути христианского совершенства.
Давайте надеяться, что его доброта, радость, исходящая из веры, вкупе со строгостью и противостоянием мирским порокам, затронут также и наши сердца, чтобы и мы могли найти источник радости, проистекающий из доброты Бога.
Преподобная Елена Девочкина (Московская, Новодевическая)
Святая Елена Девочкина родилась в середине XV века в семье суздальского князя, в юности она, влекомая любовью ко Христу, поступила в суздальский Покровский девичий монастырь, в котором для многих служила примером благочестия и добродетелей. В начале XVI века обитель посетил Великий князь Московский Василий III с супругой своей Соломонией Сабуровой с молением к Богу о даре долгожданного наследника престола. Благодаря царскому вкладу в Покровском монастыре началось каменное строительство, попечение о котором легло на плечи монахини Елены. Войдя в преклонные годы, она приняла великую схиму под тем же именем и отошла от дел, затворившись в келье. Но промысел Божий, явленный через великокняжескую волю, прервал ее затворничество. В 1524 году по велению Василия III схимонахиня Елена была назначена игуменией новоустроенного Московского Новодевичьего монастыря. Прожив доброчестно и богоугодно и много потрудившись в благоустроении Новодевичьего монастыря, схиигумения Елена мирно преставилась о Господе в возрасте около 100 лет 18 ноября 1548 года.
На время настоятельства матушки Елены (1525-1547 гг.) пришлись, наверное, самые трудные первые 22 года существования монастыря и обустройства в его стенах монашеской общины. Не случайно, что ее имя сохранилось не только в официальных документах, но и в монастырских преданиях. Игумения Елена умерла в 1547 г. и была похоронена в монастыре с северной стороны алтаря Смоленского собора. Позже в алтарную стену собора перед гробницей была вставлена каменная плита, сохранившаяся до наших дней. Известно, что могила первой игумений долгое время служила местом особого почитания и поклонения в монастыре .
(надгробие прп. Елены Девочкиной)
В настоящее время, после уничтожения монастырского кладбища и перепланировки всей территории в конце 20-х - начале 30-х годов XX в. могильный камень с именем игумений Елены лишь приблизительно указывает первоначальное место ее захоронения. "Година Олене Девочкине, первой начальной строителю", "память старице Елены Девочкине, первоначальной во обители пречистые Богородицы" и ее роду были записаны для поминания в монастыре во "Вкладной книге 1674-1675 (7183) года Московского Новодевичьего монастыря" и в Синодике 1705 года.