Продолжение…
Преподобная Евтропия (Исаенкова), Херсонская, монахиня, местночтимая святая Херсонской епархии
Память 16 марта (преставление), 30 октября (обретение мощей) (Херсон.) и в Соборе Херсонских святых (Укр.)
В миру Екатерина Леонтьевна Исаенкова, родилась 24 ноября 1863 года в селении Белая Криница Херсонской губернии в семье Леонтия и Агафии.
В 12 лет была взята на воспитание женской монашеской общиной в Алешковской Слободе Таврической губернии. В общине сестер Екатерина постигала грамоту и рукоделие, одновременно научаясь молитве и чтению Слова Божия.
Вскоре община получила статус Успенского общежительного монастыря, Екатерина приняла монашеский постриг с именем в честь св. мученицы Евтропии Александрийской. Ее монашеским послушанием было чтение и пение на клиросе.
Матушка Евтропия стала свидетельницей расцвета Алешковского монастыря. Строились великолепные храмы и монастырские корпуса, в обители была создана школа для сирот.
После революции монастырь упразднили, храмы закрыли, монахинь разогнали.
Монахиня Евтропия, как и многие другие насельницы обители, уехала в Херсон, где поселилась в районе Киндийских хуторов (ныне п. Киндийка), недалеко от храма Рождества Богородицы. Это место было выбрано неслучайно. За Днепром находились любимые матушкой Алешки, к тому времени переименованные в Цюрупинск.
Матушка зарабатывала тем, что шила одеяла. Постоянно ходила в храм, где молились и другие монахини Алешковского монастыря. В 1938 году храм закрыли, после чего монахини собирались в частном доме. Сестры заботились друг о друге и поддерживали друг друга чем могли.
Во время войны в Херсоне стали открывать ранее закрытые храмы. В 1941 году открыли и Киндийскую церковь. Несколько лет матушка жила в помещении, находящемся в ограде храма. Но, желая большего уединения, она вскоре перебирается в небольшой домик, расположенный недалеко от Киндийской церкви. Пока были силы, она пела и читала на клиросе. Когда стала немощной, сидела на скамеечке возле хора и молилась. Она никогда не пропускала богослужения.
Жила она в небольшой времянке. Жилище было простое, мазаная хатка - одна комната и коридорчик. К матушке приходило много людей, прослышавших о ее прозорливости и уповающих на силу ее молитвы, двор всегда был полон людьми. Матушка принимала всех у себя в комнате, сидя на маленькой скамеечке возле своей кровати. Но никто никогда не видел, чтобы матушка лежала на кровати, даже если была больна. По словам очевидцев, возле нее всегда лежала чурочка. Когда матушка уставала, она клала чурочку на кровать, и сидя на скамейке, ложила голову на чурочку. Многочисленные посетители везли ей гостинцы. Но она привыкла довольствоваться просфорами и святой водой. Поэтому приношения она раздавала бедным, неимущим, или же людям, которые дали ей кров.
Духовные чада свидетельствовали, что на ногах матушка носила вериги. В ее руках всегда было Евангелие, которое она постоянно читала.
Матушка часто общалась с блаженной Домникой. Бывало, ее спрашивали: «Часто ли Вы видитесь с матушкой Домникой?». На что она отвечала: «Не так часто мы видимся, но часто духовно общаемся». Они молились друг за друга.
Иногда она направляла своих чад к отцу Иосифу (прп. Амфилохию Почаевскому), с которым также общалась. Находившийся на покое в Херсоне исповедник веры архиепископ Иоанн (Лавриненко) также общался с матушкой Евтропией.
Матушка Евтропия часто причащалась Святых Христовых Таин. Причащал ее живший по соседству настоятель Рождества-Богородичного храма в Киндийке протоиерей Иоанн Гасюк.
Она предсказала свою кончину, прощаясь с теми, кого знала.
Скончалась 29 марта 1968 года, в возрасте 105 лет. Отпевали матушку в Киндийской церкви Рождества Пресвятой Богородицы при огромном стечении молящихся. Погребли матушку на Киндийском кладбище. На ее могилке многие получали для себя благодатную помощь и исцеления.
12 ноября 2009 года были обретены мощи монахини Евтропии, которые были перенесены в Свято-Духовский кафедральный собор города Херсона, где они находятся и поныне.
(12 ноября 2009 года по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира были обретены святые мощи подвижницы благочестия Херсонского края монахини Евтропии (Исаенковой).)
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2010 года монахиня Евтропия причислена к лику местночтимых святых Херсонской епархии. 9 августа 2011 года в Свято-Духовском кафедральном соборе г. Херсона состоялась канонизация преподобной Евтропии Херсонской.
Тропарь
глас 4
Добродетельми богатая,/ кротостию и благочестием украшенная,/ возсияла еси чистотою жития твоего:/ и ныне в Небеснем чертозе/ с мудрыми девами предстоящи Христу,/ моли о нас, мати Евтропие,/ почитающих память твою.
Кондак
глас 3
Монашеское житие от юности возлюбивши,/ и во след Христа усердно потекши,/ постническими подвиги, бдением и молитвами/ страсти греховныя укротила еси,/ и наставница многим к житию благочестному в земли Херсонстей явилася еси./ Темже всечестную твою память совершающе,/ благодарными гласы, веселящеся, вопием ти:/ Радуйся, мати наша, Евтропие преподобная.
Молитва
О преподобная мати Евтропие, великая подвижнице и всехвальная угоднице Христова! Приими моление нас, недостойных, с верою и любовию к тебе припадающих, и испроси у Великодаровитаго Христа Бога нашего земли Херсонстей и людем ея мир и благоустроение; на ниве Божией подвизающимся исходатайствуй у Господа нашего, да выну пребывают тщанием не лениви, духом горяще, Ему неленостно работающе и в молитвах неусыпающе; в мире благочестно живущим испроси в вере твердость и во благочестии постоянство; и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея помощи и заступления просящим, подавай присно недугов исцеление, в скорбех утешение, во всем житии благопоспешение; наипаче же Господа умоли в мире и покаянии земное житие нам преити, мытарств горьких и мук вечных избавитися, и Царство Небесное наследовати, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да выну славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки. Аминь.
Преподобный Ферапонт Литродондский, Кипрский
О преподобном Ферапонте существует очень мало исторических свидетельств. Известно, что он был одним из трёхсот христиан, называемых аламанами, которые в VII веке, спасаясь от гонений арабов, переселились из Палестины на Кипр. Свой монашеский подвиг преподобный начал в пустынях родной для него Палестины, где он стяжал добродетели молитвы, смирения и воздержания. На Кипре святой поселился недалеко от деревни Литродонда (греч. Λυθροδόντα), в пещере рядом с источником воды. Узнав о святом, жители деревни стали приходить к нему за духовным советом, а также за исцелениями, которые стали совершаться по его молитвам. После смерти святой Ферапонт был погребён на месте своего подвига.
Спустя много веков, когда о преподобном Ферапонте забыли, его мощи были явлены чудесным образом. Однажды ночью на месте, где сегодня стоит старая церковь в честь преподобного, был виден свет. Подойдя к источнику света, местные жители увидели, что светит исходит от куста. Куст выкопали, и обнаружили под ним мощи святого. На этом месте был построен небольшой храм, который позже согласно турецкому фирману (указу) 1862 года был перестроен в более широкое здание. Деревня Литродонда постепенно стала расширяться, и сегодня место подвига преподобного Ферапонта, когда-то расположенное на окраине небольшой деревушки, стало центральной площадью, которую украшает новый величественный храм, построенный в 1998 году. Серебряный мощевик, в котором хранится лобная часть главы святого, в дни его памяти торжественно обносится крестным ходом вокруг деревни.
Святитель Астерий Амасийский, митрополит Амасии Понтийской
Получил образование в Антиохии под руководством некоего раба-скифа, прославившегося своей ученостью.
До принятия епископского сана был адвокатом.
Занял кафедру между 378 и 395 годами. Во все время продолжительнаго пастырского служения не переставал заниматься исправлением нравов, испорченных арианством.
Умер в глубокой старости.
Труды
До настоящего времени сохранилось 16 подлинных проповедей и бесед. В рукописной традиции Астерию Амасийскому ошибочно приписывалась часть проповедей, принадлежащих Астерию Софисту. Именем Астерия надписано Житие свт. Василия Амасийского.
Приблизительно третья часть гомилий целиком посвящена толкованию Священного Писания. Изъяснения Астерия носят преимущественно нравственно-назидательный характер и по духу своему приближаются к толкованиям Иоанна Златоуста. Стремясь основываться на букве Писания, он не чуждался и духовного умосозерцания, применяя его в здравых и умеренных дозах. Поэтому свт. Астерий чуждался крайностей как Антиохийской, так и Александрийской школ.
"Среди страстной и шумной, порою бесчинной, полемики о догматах" его творения - "это очень краткое и притом положительное, чуждое полемической горячности и полное внутренней силы исповедание православной веры. Среди богословско-философских трактатов диалектического ума это - простое, убедительное слово любящего сердца, среди настойчивых, порою даже дерзких стремлений проникнуть в сокровенную жизнь Божества, слово Астерия - это небесная весть, из царства милосердия идущая в мир жестокости, преступления, слез, евангельская проповедь на грешной земле, сострадательное проникновение в жизнь несчастного человеческого сердца". (Модест (Никитин), архим., Св. Астерий Амасийский. Его жизнь и проповедническая деятельность. ( Цит. по Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)_. М., 2011, с.119) )
В своих риторических приемах ориентировался проповеди свт. Иоанна Златоуста также на речи Демосфена и Ливания. Н. И. Барсов отмечает, что гомилии свт. Астерия "ставят его в число первоклассных христинаских ораторов всех времен".
В творениях святителя можно найти свидетельства, подтверждающие учение Церкви о молитвенном призывании святых, о чудесах и почитании мощей и икон, о праздновании дней рождения и смерти святых.
«Повествование о мученичестве св. Евфимии» свт. Астерия приводится в деяниях VII Вселенского Собора как доказательство почитания икон в древней Церкви.
Святитель Герман, епископ Капуанский
Родился в богатой семье. Родителей его звали Аманцио и Иулиана (Amanzio, Giuliana). После кончины отца с согласия матери он раздал имущество бедным и посвятил себя служению Господу.
По кончине епископа Капуи Александра Герман был избран на Капуанскую кафедру народом и духовенством. Он согласился стать епископом лишь после долгого сопротивления, в 520 году.
Согласно Liber Pontificalis в январе 519 года по согласованию с Теодориком из Равенны святой Герман в качестве легата вместе с епископом Иоанном, Римским диаконом Феликсом, жившим в Риме известным Александрийским диаконом Диоскором, священником Блондо и папским нотариусом Петром был отправлен папой Римским Ормиздом в Константинополь дабы уврачевать раскол, возникший после отлучения папой от Церкви патриарха Акакия. Миссия посольства завершилась успешно.
О многих событиях жизни святого Германа известно из "Диалогов" святого Григория Великого. Святой Герман был другом преподобного Венедикта Нурсийского, и, согласно "Диалогам", последний видел, как Ангелы Господни возносили душу святителя на Небеса.
Святой Герман был похоронен в Капуе, в храме святого Стефана, построенном императором Константином. Людовик II, император франков, перенёс его мощи в Монтекассинский монастырь, где они были утрачены в результате союзнической бомбардировки 1944 года. Часть мощей была помещена Людовиком II в крипту храма святого Сикста в Пьяченце.
Мученик Максим, диакон
Пострадал либо в Апамее Фригийской, либо в Куме (Cuma), что в Кампании, Италия.
Мученик Иоафам (Иотам) Зедгенидзе
В 1446 году на царский трон Грузии взошел Георгий VIII. Преисполненный всяческой добродетели, доблестный воин и боголюбивый царь двадцать лет своего правления посвятил неустанной борьбе за восстановление целостности страны. Ему приходилось отражать постоянные нападения чужеземцев, преодолевать внутренние распри, претерпевать измену сородичей.
Одним из сепаратистов был правитель Самцхе - атабек Кваркваре Джакели. В 1465 году царь Георгий направился в Южную Грузию - Самцхе на непокорного атабека.
Возле озера Паравани изменники заслали убийц в лагерь царя. В царской свите был дворянин Иотам Зедгенидзе, родом из Самцхе, преданнейший подданный царя. Узнав о страшном заговоре, он предупредил царя, но благородный, бесстрашный и крайне чистый помыслами Георгий не поверил возможности столь мерзкого предательства.
Отчаявшись убедить царя в опасности, преданный царедворец обратился к нему со следующими словами: «Разреши провести эту ночь в твоей постели и проверить истинность моих слов!» Уверенный в том, что любимый царедворец ошибается и причиной его подозрений является безмерная любовь и преданность царю, Георгий VIII разрешил провести ему ночь в царской постели. Ночью убийцы прокрались в царский шатер, и уверенные в том, что убивают царя Георгия, закололи Иотама Зедгенидзе. Утром, войдя в свой шатер, царь Георгий увидел убитого любимца. Он арестовал заговорщиков и казнил их, а преданного царю и родине дворянина оплакал и с почестями похоронил. Иотама Зедгенидзе, смоотверженно погибшего за Божьего помазанника и богооставленного царя, Грузинская Церковь причислила к лику святых.
Святитель Иосиф I Галесиот, патриарх Константинопольский
Был духовником недавно воцарившегося Михаила VIII Палеолога. В 1266 или 1267 году последовало его избрание на Константинопольский престол, которое, однако, не всеми было признано ввиду народного возмущения против действий нового императора.
Когда император Михаил захотел войти в унию с Римом, патриарх Иосиф всячески старался удержать его от этой мысли и стал главным оппонентом царя в этом деле. Святитель разослал восточным епископам окружное послание против соединения с латинянами. Наконец император вынудил патриарха удалиться на время в монастырь с тем, что если уния не состоится, он опять займет свою кафедру, а если же состоится, то он совсем откажется от патриаршества. Михаил заключил унию в 1274 году и в следующем году православный святитель был объявлен низложенным, а на первосвятительскую кафедру возведен униат Иоанн XI Векк.
Однако, насадить унию в Восточно-Римской империи не удалось и в 1282 году, по кончине Михаила Палеолога, Иосиф был возвращён на Царьградскую кафедру. В 1283 году святитель созвал отвергший унию собор в Константинополе, а затем скончался.
Мученик Стефан Урош III, память перенесения мощей в 1338 году
Память 30 июня в день перенесения мощей, 30 августа (Серб.), 30 октября в день обретения мощей (Серб.), 11 ноября в день кончины.
Сын святого короля Сербии Стефана Уроша II Милутина и Анны Болгарской. В молодости королевич был отолсан отцем в качестве заложника к хану Ногаю в Золотую Орду. По возвращении ему было вверено управление Зетой (нынешняя Черногория).
В 1314 году его отец, по наущению мачехи Стефана Дечанского, отослал сына в монастырь Пантократор в Константинополе, приказав ослепить его в дороге. Тогда святитель Николай Мирликийский явился святому Стефану и сказал: «Не бойся, Стефан, твои очи поручены мне и в надлежащее время я верну их тебе». Стефан провел пять лет в строжайшей аскезе, которую совершал, как совершенный монах. Он прославился своею мудростью; по его совету Византийский император выслал из столицы еретика Варлаама. В 1320 с чудесно возвращенным зрением Стефану Дечанскому было позволено вернуться в родную Сербию, где ему пришлось одолеть нескольких претендентов на трон перед тем как он смог принять королевский венец в 1321 году.
Но его соперники заручились поддержкой соседних держав и Стефану Урошу III пришлось противостоять союзу Болгарии и Византийской Империи. Две державы намеревались соединить свои силы для вторжения в Сербию в 1330 году, но Сербский король упредил их и разгромил болгарское войско в Вульбуждской битве, сразив болгарского царя Михаила Асена III. Византийский император Андроник III Палеолог отказался от вторжения в Сербию, а Стефану Дечанскому удалось присоединить часть Македонии к своей державе.
Король Стефан Урош III был покровителем Церкви в своих владениях и построил Дечанский монастырь, один из прекраснейших памятников сербского благочестия, с именем которого он и вошел в историю.
Однако, против короля составился придворный заговор и на трон был возведен его сын, Душан. Стефан Дечанский был заточен в Звечанском замке, где был удавлен 11 ноября 1331 года.
Сербская Православная Церковь прославила святого короля как великомученика. Его нетленные мощи почивают в возведенном им Дечанском монастыре, где почитались даже местными мусульманами.
(Монастырь Высокие Дечаны, Косово, Сербия)
(Монастырь Высокие Дечаны , Спасский храм)
Тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербского
глас 4
В терпении добрострадальных подвиг твоих/ многообразныя раны претерпел еси,/ и по кончине своей/ венец от Бога с мученическими лики восприемлеши,/ и в земли кротких достойно водворяешися, блаженне,/ о нас Христа Бога моли/ даровати душам нашим велию милость.
Кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербского
глас 3
В царех благочестно пожив/ и страдания путь прошед, веледушне,/ и страдальцем равночестен венечник явился еси,/ и церковь твоя прославляет тя славно,/ святыми благоуханными мощми твоими освящаема,/ темже почитаем и тайно вопием ти:/ от бед избави нас молитвами твоими, святе.
Мученица Аполлония Александрийская
Память 30 октября (Греч.), 9 февраля (Зап., Амер.)
Святая Аполлония была престарелой девой и диакониссой в Александрии. С восшествием на царский престол в 249 году, Декий начал жесточайшее до тех пор гонение на христиан, став первым императором призвавшим к полному уничтожению Христианства. Но в Александрии гонение началось за год до опубликования эдикта о преследовании христиан, по подстрекательству некого пророка.
С помощью государственной власти, язычники избивали христиан. Аполлония тоже была схвачена. Свидетельство о святой Аполлонии сохранилось у Евсевия Кесарийского в «Церковной истории», где он приводит письмо святого Дионисия I Великого, патриарха Александрийского (248-265), обращенное к патриарху Фавию Антиохийскому в котором так описывается ее мученичество:
Язычники схватили также Аполлонию, дивную старушку-девственницу, били по челюстям, выбили все зубы; устроили за городом костер и грозили сжечь ее живьем, если она заодно с ними не произнесет кощунственных возгласов. Аполлония, немного помолившись, отошла в сторону, прыгнула с разбега в огонь и сгорела.
Поздняя легенда называет Аполлонию римской мученицей, пострадавшей при императоре Юлиане Отступнике в IV веке.