25 октября (07 ноября) 2022 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Nov 06, 2022 20:00

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Седмица 22-я по Пятидесятнице.

Мч. Мины Флорентийского (251; Итал.); мчч. Маркиана чтеца и Мартирия иподиакона, нотариев Константинопольских (ок. 355); мчч. Криспина и Криспиниана римлян, Суассонских (285/286; Галл.); свв. Филадельфа и Поликарпа (Греч.).
Прпп. Мартирия, диакона, и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII-XIV); мч. Анастасия Аквилейского (III); прав. Тавифы Иоппийской (I); свт. Фронта, еп. Перигойского (II; Галл., Кельт. и Брит.); свт. Гауденция, еп. Бриксийского (ок. 410).

Прписп. Матроны (Власовой), Дивеевской, инокини (1963).

Икона Божией Матери: Валкурийская.

Святые дня, молите Бога о нас!

Мученики Маркиан и Мартирий Константинопольские




Святые мученики Маркиан и Мартирий служили в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом; оба они несли также послушание в качестве нотариев, то есть секретарей, Патриарха Павла Исповедника (память 6 ноября). Еретики-ариане изгнали и тайно казнили праведного Патриарха Павла, а кафедра его была передана еретику Македонию. Еретики пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону лестью, предлагали золото, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны.

Тогда нечестивцы угрожали опорочить их перед императором, запугивали пытками и смертью. Но святые твердо исповедовали Православие, завещанное отцами Церкви. Маркиан и Мартирий были приговорены к смерти. Перед смертью мученики вознесли ко Господу горячую молитву: «Господи Боже, создавший невидимо сердца наши, устрояющий все дела наши, приими с миром души рабов Твоих, ибо мы умерщвляемся за Тебя и вменились как овцы заколения (Пс. 32:15; 43, 23). Мы радуемся, что такой смертью исходим из сей жизни ради Твоего Имени. Сподоби же нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни».

После молитвы мученики с тихой радостью преклонили главу под меч нечестивых († около 355 года). Святые тела их были благоговейно погребены православными христианами. Позднее, по указанию святого епископа Иоанна Златоуста, мощи святых мучеников были перенесены в специально построенную церковь. От многих недугов исцелялись здесь верующие по молитвам святых, во славу Единой Живоначальной Троицы.

Тропарь мученикам Маркиану и Мартирию
глас 1
Мученик двоица единонравная, Маркиан с Мартирием славным, Ариево нечестие разрушиша и Соприсносущна Сына Отцу и Духови веровати научиша, Павлу повинующеся, истинных повелений учителю, темже, мечем убиени, умроша; и присно со Христом живуще, о нас Того молят спасти души наша.

Кондак мученикам Маркиану и Мартирию
глас 4
Подвигшеся добре от младенства, Маркиане с мудрым Мартирием, отступника Ария низложисте, невредно сохраните Православную веру Павлу последующе, мудрому учителю. Темже с ним обретосте живот, яко Троицы поборницы изряднейшии.

Преподобный Мартирий Печерский, диакон



Подвизался св. Мартирий в XIV в. в Киево-Печерской обители. Угодив Богу великой чистотой и строгой постнической жизнью, прославлен был даром чудотворений еще при жизни своей. Его святое имя вспоминается в 7-й песни канона преподобным Дальних пещер. Здесь прославляются его трудолюбие, праведность и сердечная чистота, а также дар изгнания бесов и исцеления недугов. «В диаконах светило, и в трудолюбивцех образе, Мартирие, чистоты рачителю, дар имевый прогоняти от человек лукавыя духи и немощи целити».



(мощи прп. Мартирия, диакона Пкчерского в Дальних пещерах)

Память его совершается особо 25 октября/7 ноября, вероятно, ради тезоименитства его с св. мч. Мартирием (+ 355 г.), также 28 августа/10 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.

Тропарь преподобному Мартирию, диакону Печерскому, в Дальних пещерах почивающему
глас 1
Служивый в чину диаконства Господеви добре, честный иеродиаконе Мартирие, и тамо яко слуга Господень обретыйся, идеже и Господь твой, молися Ему и о нас, да подаст нам велию милость.

Кондак преподобному Мартирию, диакону Печерскому, в Дальних пещерах почивающему
глас 2
Диаконе честный, иночествующим похвало и преподобным сопричастниче, всеблаженне Мартирие, молися Господеви непрестанно о всех нас.

Преподобный Мартирий Печерский



В «Полном христианском месяцеслове» (Киев, 1875 г.) под 25-м числом октября сказано: «Преподобного Мартирия диакона и преподобного Мартирия, затворника Печерского». Но и о втором преподобном Мартирии не сохранилось никаких сведений. Оба стяжали нетление и покоятся в Феодосиевых пещерах в Киеве. Память прп. Мартирия затворника совершается 28 августа/10 сентября совместно с преподобными Дальних пещер, а 25 октября/7 ноября память его положена ради тезоименитства его с св. мучеником Мартирием.

Мученик Анастасий Аквилейский



Святой мученик Анастасий жил в III веке в городе Аквилее (Северная Италия). За миссионерскую деятельность в городе Салоне (Далмация) он был схвачен и приведен к судье. Отважно и без колебаний исповедал мученик Анастасий Христа Истинным Богом и Творцом всей твари. Решением суда он был приговорен к смертной казни. Тело святого Анастасия язычники бросили в море. Праведная христианка, богатая матрона Аскалопия, обрела тело мученика Анастасия и с почестями погребла в своей домашней церкви. Мощи святого мученика ознаменовались многими чудесами.

Праведная Тавифа Иоппийская



(апостол Петр воскрешает праведную Тавифу)

Святая праведная Тавифа (I), женщина добродетельная и милосердная, принадлежала к христианской общине в Иоппии. Случилось так, что она, тяжело заболев, умерла. В то время недалеко от Иоппии, в Лидде, проповедовал святой апостол Петр. К нему были посланы гонцы с убедительной просьбой о помощи. Когда апостол пришел в Иоппию, праведная Тавифа была уже мертва. Преклонив колена, первоверховный апостол сотворил горячую молитву ко Господу. Затем подошел к одру и воззвал: «Тавифа, встань!» Она поднялась совершенно здоровой (Деян. 9:36).



(Часовня над гробницей прав.Тавифы, Яффа, Израиль)

Тропарь Тавифе
глас 4
Днесь вера Христова утверждается камнем веры, /
и ликовствует в веселии Иоппия, /
псаломски славословят Жизнодавца Сына Божия вернии, /
видяще совершаемо велие чудо: /
первоверховный апостол глаголет, /
и умершая востает от гроба, /
юже Низложитель смерти дарует Церкви, /
да украшаются во образ ея добродетельми люди. /
Приидите убо, христиане, /
принесем ко святей моления наша: /
блаженная Тавифо и милосердная, /
вознеси наша воздыхания Пресвятей Троице /
и молися со дерзновением, /
да сынове Света Превечнаго будем, /
да сподобимся Божия милости, /
да пребываем в любви Божественней, /
и да царствует мир во вселенней.

Кондак праведной Тавифе
глас 4
Ужасахуся Иоппийстии людие, и дивляхуся ангели Божии, егда Исцеливый Еннея воззва от мертвых серну нарицаемую, милосердием преукрашенную, о нейже к Нему взываху вдовицы неимущия. И ныне, Тавифо блаженная, услыши молитвы наша, к тебе приносимыя, и испроси у всяческих благ Подателя милости и щедроты верным Его, да блажаще тя, вопием ти: радуйся, добродетели нас научающая.

Святитель Фронт, епископ Перигойский

В переводе со старонемецкого имя святого Фронта, первого епископа Перигю (Périgueux, лат. Petrocoricensis), означает “умный”.

Вместе со своим спутником Георгием Фронт был послан святым Петром в Галлию, где он стал первым епископом Перигю. Георг умер на пути в земли франков, и Фронт вернулся в Рим. Петр дал ему посох со словами: "Когда ты возложишь этот мой посох на тело твоего попутчика, скажи так: ”Поднимись во имя Господа Иисуса Христа за послушание, которое ты получил от апостола, будучи руководим им". Таким образом, они вдвоем с Георгом стали обращать ко Господу жителей Перигю.

Фрагменты усыпальницы святого Фронта выставлены в музее города Перигорд (Périgord), что в Перигю.

Мученики Криспин и Криспиниан Суассонские (Crispin, Crispinian)



По преданию были братьями, римлянами знатного происхождения, посланными для проповеди Евангелия в Галлию. Своим местопребыванием они избрали Новиодун (ныне Суассон). Подражая апостолу Павлу они трудились своими руками, изготовляя обувь, и зарабатывали достаточно чтобы поддерживать себя и помогать бедным.

Во время Диоклетианова гонения, святые были приведены к Максимиану Геркулию, со-императору Диоклетиана. Поначалу Максимиан пытался склонить их отречься от Веры угрозами и обещаниями. Святые отвергли его предложения, объявив что в своё время сами отдали земные богатства ради Христа и радуются этому, всецело предав себя Богу. Увидев бесплодность своих усилий, Максимиан отдал святых в руки губернатора Риктия Вара (или Риктиовара - Rictiovarus, Rictius Varus), жестокого палача христиан. По его приказу их растянули на решетке, вырезали ремни из их кожи и вбивали гвозди под ногти. Затем, с привязанными к шее камнями, их сбросили в реку Эну, однако святые выплыли невредимыми. Их также не опалил огонь, в котором их попытались сжечь. В отчаянии, Риктий Вар сам бросился в пламя и погиб. Вслед за этим, по приказу Максимиана, святые были обезглавлены 25 октября 285 или 286 года.

По свидетельству того же предания на месте погребения святых в Новиодуне была выстроена большая церковь. В VI веке тут уже воздвигли обширную базилику и известный мастер золотых дел, святой Элигий, изготовил драгоценный ковчег для главы святого Криспиниана. Часть мощей святых была принесена в Рим и помещена в Лаврентиевском храе в Панисперне; другая часть положена Карлом Великим в соборе, освященном во имя этих святых, который он основал в Оснабрюке. Святых братьев стали почитать покровителями сапожников.

Святитель Гауденций Бриксийский (Gaudentius), епископ



(Римини, Италия, Введенский православный храм. Иконы свв. Иулиана, Гауденция Бриксийского и Иннокентии)

Родился в Бриксии (ныне Брешия, в Италии), принял монашество в Кесарии Каппадокийской.

В момент кончины св. Филастрия находился в паломничестве в Иерусалиме. Жители Брешии не хотели видеть в качестве епископа никого, кроме Гауденция. Св. Амвросий Медиоланский и окрестные прелаты потребовали от него вернуться в город, чему он сопротивлялся. В случае невозвращения восточные епископы грозились отлучить его от причастия. Во время хиротонии (в 387 г.) св. Гауденций произнёс слово извинения за своё непокорство.

Гауденций принёс с Востока многие святыни, среди которых были частица мощей Иоанна Крестителя и сорока мучеников Севастийских, дарованные ему племянниками Василия Великого. Эти святыни вместе со святынями, доставленными из Милана, были помещены им в базилике, названной им Concilium Sanctorum.
Ходатайствовал во главе целого посольства перед императором Аркадием за свт. Иоанна Златоуста, но успеха не имел. Скончался около 410 года.

Похоронен в Брешии, в соборе Иоанна Златоуста, стоящем на месте, где когда-то была базилика Concilium Sanctorum.
Сохранилось 21 написанное им сочинение. Главные из них - жизнеописание Филастрия, десять проповедей на праздник св. Пасхи и книга «De Petro et Paulo».

Преподобноисповедница Матрона (Власова), Дивеевская, инокиня



Матрона Власова родилась в 1889 году в селе Пузо Нижегородской губернии, в крестьянской семье. Шестилетней она осталась сиротой и была отдана на воспитание в Серафимо-Дивеевский монастырь. У отроковицы обнаружились способности к рисованию, и живопись стала ее послушанием. Так в послушании и молитве инокиня Матрона прожила в обители до самого ее закрытия в 1927 году.

После закрытия монастыря инокиня Матрона вместе с тремя дивеевскими сестрами поселилась в селе Кузятове Ардатовского района. Сестры прислуживали в церкви, зарабатывали рукоделием, вели жизнь тихую и мирную, но и это вызывало недовольство местной власти. Их арестовали в апреле 1933 года по обвинению в антисоветской агитации. 21 мая 1933 года инокиня Матрона была приговорена к трем годам заключения в Дмитровском лагере Московской области.

После отбытия срока заключения она устроилась при церкви в селе Веригино Горьковской области и исполняла обязанности певчей, сторожа и уборщицы храма. 10 ноября 1937 года матушку арестовали во второй раз, обвинили в принадлежности к «контрреволюционной церковно-фашистской организации» и приговорили к десяти годам заключения в Карлаг, где она работала в больнице уборщицей. Начальство отмечало ее добросовестную работу и скромное поведение. После освобождения инокиня Матрона поселилась в селе Выездном близ Арзамаса. Главным занятием ее по-прежнему было служение в церкви.

19 октября 1949 года ее вновь арестовали по материалам старого дела 1937 года. Власти обвинили мать Матрону в проведении «вражеской работы», пытались заставить оговорить священника церкви села Веригино. Но усилия следователей ни к чему не привели. В деле даже имеется справка о том, что «лиц, скомпрометированных показаниями арестованной Власовой М. Г., в следственном деле не имеется».
Мать Матрону отправили в ссылку в село Каменка Луговского района Джамбульской области Казахской ССР. Ее брат в 1954 году написал ходатайство о помиловании сестры. Последние годы жизни инокиня Матрона проживала у брата в родном селе Пузо. Односельчане вспоминают, что матушка была очень смиренной, тихого нрава. Большую часть дня она молилась. Храм был закрыт, и службы дивеевскими сестрами «правились» по домам, несмотря на многие запрещения и преследования.

Инокиня Матрона мирно скончалась 7 ноября 1963 года. Ее похоронили на сельском кладбище слева от могил мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии.

6 октября 2001 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение включить в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских XX века преподобноисповедницу Матрону (Власову).



Мощи преподобноисповедницы Матроны были обретены 5 сентября 2007 года, после чего были положены в домовой церкви равноапостольной Марии Магдалины Серафимо-Дивеевского монастыря.



(Церковь Марии Магдалины в игуменском корпусе - Дивеево)

Тропарь преподобноисповеднице Матроне Дивеевской (Власовой)
глас 3
Скорби, гонения, болезни многия в годину лютых испытаний претерпевшая и верою твердою первым мучеником христианским уподобившися, преподобноисповеднице Матроно, молися ко Господу о спасении душ наших.

Кондак преподобноисповеднице Матроне Дивеевской (Власовой)
глас 6
Днесь пророчество преподобного Серафима исполнися: /множество новомученик Престолу Божию со Ангелы предстоит,/ с нимиже и преподобноисповедница Матрона в Дивееве Небеснем молится непрестанно о земном Отечестве своем.

Мученик Мина Флорентийский



(Церковь Санта Миньято аль Монте, Флоренция, Итария. Мозаика изображает св. Миниата справа от Христа, держащим корону Надпись гласит "S. MINIATUS REX ERMINIE")

Святой Мина, или Миниас, или Миниато (арм. Մինաս), или Минас почитается как первый мученик во Флоренции.

По преданию, был армянского происхождения.
Сначала он был богат, черств и расточителен, а потом одумался и удалился в пещеру и подвизался там. В гонение императора Декия он был схвачен и приговорен к смерти. Но дикие звери отказались разрывать мученика, а огонь гас, и тогда святому отрубили голову.
Согласно житию, после казни мученик поднял голову и отправился умирать в родную пещеру. Впоследствии, приблизительно в IV веке, там воздвигли часовню.

Святые Филадельф и Поликарп



(Мч. Филадельф. Миниатюра из Минология Василия II (979-989 гг.). Библиотека Ватикана)

Память 8 февраля (Греч.), 25 октября (Греч.)

Время жизни и кончины святых неизвестно, относительно характера их подвига информация противоречива. В древних источниках их называют мучениками.

В Минологии Василия II (979-989 гг.) под 8 февраля упомянут мученик Филадельф.

В "Полном Месяцеслове Востока" архиепископа Сергия (Спасского) под 8 февраля есть память "Филаделфия и Поликарпа") без конкретизации лика святости (хотя как таковую можно при желании трактовать пометку "Мучеников" перед предыдущей парой имён святых - Никифора и Стефана), однако с отсылкой к ещё одной памяти - "(втор. 25 окт.)". 25 февраля указано: "Филадельфа и Поликарпа мучч." с обратной отсылкой к предыдущей памяти: "(втор. 8 февр.)".
В той же книге во 2 томе упомянуты: "Поликарп муч. с Филадельфом, 8 февр., 8 мар. и 25 окт." и "Филадельф муч. с Поликарпом, 8 февр., 8 мар. и 25 окт.".

В "Настольной книге священнослужителя" под 8 февраля помещена почти дословно скопированная из "Полного Месяцеслова Востока" память двух пар святых под общей пометкой: "Мучеников Никифора и Стефана, Филадельфа и Поликарпа"; там же 25 октября (с. 218) имён святых Филадельфа и Поликарпа нет. Месяцеслов "зелёных" Миней изд. Московской Патриархии 8 февраля повторяет информацию "Настольной книги..." и 25 октября памяти этих святых не указывает.

Древним источникам противоречат современные греческие месяцесловы.

Так, на греческом сайте ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов) под 8 февраля помещена память преподобных Филадельфа и Поликарпа с комментарием: "Преподобные отцы Филадельф и Поликарп были монахами-отшельниками и скончались мирно". Там же под 25 октября - память святых Филадельфа и Поликарпа с комментарием: "Скончались мирно. Скорее всего, они были монахами-отшельниками, прожившими жизнь в преподобии. (Их память также 8 февраля)".

В "Житиях святых" Макария Симонопетрского 8 февраля - "Память святых мучеников Филадельфа и Поликарпа", а 25 октября - "Память святых Филадельфа и Поликарпа, почивших в мире".

Икона Богородицы Валкурийская

Предание сообщает, что эта икона написана св. Маркианом (память его 30 октября), сиракузским епископом. Св. Маркиан был одним из учеников первоверховного апостола Петра и им же был поставлен в епископы и послан в сицилийский город Сиракузы для борьбы с идолопоклонством и распространения там между язычниками света Христова Евангелия. Время жизни св. Маркиана говорит за то, что Валкурийская икона Богоматери очень древнего происхождения: она написана во II веке.

Сведений о происхождении названия, истории и иконографии образа не сохранилось.

икона Божьей Матери Валкурийская, Дивеево, Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up