Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 19-я по Пятидесятнице.
Мц. Харитины Амисийской (Понтийской) (304); свтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа (Колычева), Иова, Ермогена, Тихона (Белавина), Петра (Полянского), Филарета, Иннокентия (Вениаминова) и Макария (Невского), Московских, всея России чудотворцев.
Свт. Иоанна Мавропода, митр. Евхаитского (XI); прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085), прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах; прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся, игумении (1281); сщмч. Дионисия Александрийского, епископа (264-265); мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344); прп. Григория Хандзтийского (Грузинского), архимандрита (861); прп. Саввы Ватопедского, Христа ради юродивого (1347/1349; Греч.); прп. Матфея Чернеево-Шацкого (не ранее 1573); прп. Варлаама Чикойского (1846; Сибир.); прп. Евдокима Неведомого, Ватопедского, память обретения мощей в 1841 году. (Греч.).
Сщисп. Василия (Преображенского), еп. Кинешемского (1945), память обретения мощей в 1985 году; прписп. Гавриила (Игошкина), архимандрита Мелекесского (1959).
Собор прпп. отец и матерей Клареджетских (VIII-X) (Груз.).
Святые дня, молите Бога о нас!
Святители Петр, Алексий, Иона, Макарий, Филипп, Иов, Ермоген, Тихон, Петр, Филарет, Иннокентий и Макарий, Московские и всея России чудотворцы
(святитель Петр, митрополит Московский)
Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни от благочестивых родителей. В 12 лет поступил в монастырь. Будущий святитель успешно изучил книжные науки, много времени уделял внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. Достигнув священства, он по благословению своего наставника удалился из монастыря и основал обитель в уединенном месте на берегу реки Рати - Новодворский монастырь.
Здесь он так прославился подвигами благочестия, что сделался известным всей Волыни. В 1308 году Патриарх Константинопольский Афанасий возвел Петра на Русскую митрополию. Много трудностей испытал Первосвятитель в годы управления. В страдавшей под татарским игом Русской Земле он утверждал истинную веру, призывал враждовавших князей к миролюбию и единству. В 1325 году святитель Петр по просьбе Иоанна Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что имело важное значение для всей Русской Земли.
Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. 21 декабря (3 января) 1326 года святитель отошел к Богу.
(святитель Алексий, митрополит Московский)
Святитель Алексий, митрополит Московский (в миру Елевферий), родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта. Будущий святитель рано обнаружил склонность к духовной и монашеской жизни. Однажды, на двенадцатом году жизни отрок раскинул сети для ловли птиц и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей».
С этого дня он стал уединяться, часто посещать церковь, и в 15 лет решился стать иноком. В 1320 г. он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где принял постриг. Несколько лет спустя митрополит Феогност повелел Алексию оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 г. владыка Феогност посвятил Алексия в епископа Владимирского, а по смерти митрополита он стал в 1354 г. его преемником. В то время Русская Церковь была раздираема великими распрями, в частности, из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа.
Желая положить конец смутам, св. Алексий отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху, который посвятил его в архиепископа Киевского. В дальнейшем святителю пришлось принять участие в продолжительной и упорной церковно-политической борьбе, которая привела к разделению Русской митрополии. Несмотря на все смуты, святитель всячески заботился о своей пастве, о строительстве монастырей, о благоустройстве монашеской жизни. Им были устроены три монастыря в Москве (Чудов, Спасский Андроников, Алексеевский) и восстановлены две древние обители во Владимире и Нижнем Новгороде. Когда скончался великий князь Иоанн Иоаннович, св. Алексий взял под свою опеку его малолетнего сына Димитрия (будущий св. Димитрий Донской).
(рака с мощами св. Алексия Московского в Елоховском Соборе, Москва)
Святой владыка немало потрудился, чтобы примирить и смирить строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Скончался св. Алексий в глубокой старости, 12/25 февраля 1378 г., и погребен в Чудовом монастыре. Его мощи были обретены через 50 лет чудесным образом и хранятся в Богоявленском Патриаршем соборе.
(святитель Иона, митрополит Московский)
Святитель Иона, митрополит Московский, родился в городе Галиче в благочестивой христианской семье. В 12 лет юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания. В 1431 г. за добродетельную жизнь и твердое знание учения Церкви святой Иона был поставлен во епископа Рязанского и Муромского и положил немало трудов, обращая ко Христу племена мещеры, мордвы и муромы, проживавшие в его епархии.
В 1432 г. он был избран в митрополиты всея Руси. Когда новоизбранный митрополит отправился к Патриарху Иосифу II (1416-1439 гг.) в Константинополь, чтобы принять постановление на митрополию, то оказалось, что незадолго до этого уже был посвящен на русскую митрополию зломудренный Исидор. Недолго пробыв в Киеве и Москве, Исидор отправился на Флорентийский Собор (1438 г.), где принял унию. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора. На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского патриарха Григория III (1445-1450 гг.) впервые совершено русскими архиереями в Москве 15 декабря 1448 г. Святитель Иона, вступив на митрополию, с архипастырской ревностью стал заботиться о духовно-нравственном совершенствовании своей паствы, рассылая учительные грамоты.
Во время осады Москвы ногайскими татарами в 1451 г. святитель Иона совершил крестный ход по стенам Кремля, моля Пресвятую Богородицу о спасении города. И молитва его была услышана. За свою святую жизнь получил от Бога дар прозорливости и чудотворений. Получив извещение о своей кончине, мирно почил 31 марта (13 апреля) 1461 г. При гробе святителя стали совершаться многочисленные исцеления. Его нетленные мощи были обретены 27 мая (9 июня) 1472 г. и положены в Успенском соборе Кремля.
(святитель Макарий, митрополит Московский)
Святитель Макарий, митрополит Московский, родился в 1482 г. в Москве. Его дальним родственником, братом прадеда, был преподобный Иосиф Волоцкий. Будущий святитель принял монашеский постриг в Пафнутиево-Боровском монастыре с именем Макарий в честь преподобного Макария Египетского. Сохранилось свидетельство о трудах и подвигах инока Макария в те годы: «Много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив». В 1523 г. совершилось поставление инока Макария во архимандрита Лужецкого монастыря. Будучи архимандритом обители, он завел монастырский Синодик, установил поминовение всей прежде почившей братии, устроил в монастырском соборе придел во имя своего небесного покровителя преподобного Макария Египетского. Но пребывание архимандрита Макария в Можайске оказалось недолгим. 4 марта 1526 г. он был хиротонисан в архиепископа Великого Новгорода и Пскова.
В 1542 г. владыку Макария избрали на Московский первосвятительский престол. Святитель Макарий совершил венчание на царство Российского самодержца Иоанна IV Грозного. При нем были проведены Соборы 1547 и 1549 гг., Стоглавый Собор 1551 г., во многом упорядочивший внутреннюю жизнь Русской Церкви. Святитель внес огромный вклад в развитие русской письменности. Владыка Макарий собрал всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Плодом его трудов явились Великие Четьи-Минеи, получившие в истории именование Макарьевских. В них были собраны списки житий множества святых. При митрополите Макарии впервые начинается печатание книг диаконом церкви Николы Гостунского в Кремле Иоанном Федоровым. В послесловии Апостола 1564 г., вышедшего уже после кончины святителя, и в двух изданиях Часослова 1565 г. говорится, что они напечатаны «благословением преосвященного Макария, митрополита всея Руси». Эти книги не только читались в храмах, но по ним еще и учились грамоте.
Существовала целая программа издания учебно-церковной литературы, и митрополита Макария можно назвать не только просветителем, но и покровителем печатного дела на Руси. Скончался митрополит Макарий 31 декабря 1563 г. Имя святителя Макария упоминается в «Сказании о святых иконописцах», где говорится: «Святый и предивный и чудный Макарий, митрополит Московский и всея России чудотворец, писаша многие святые иконы, и книги, и жития святых отцев во весь год, Минеи Четьи, яко ин никтож от святых российских написа и праздновати повеле российских святых, и на Соборе правило изложи, и образ Пресвятой Богородицы Успения написа». Имеется множество свидетельств современников о его святости, но общецерковное прославление митрополита Макария, подъявшего великие труды по прославлению святых, состоялось в 1988 г., в дни празднования 1000-летия Крещения Руси. Память его совершается 30 декабря (12 января).
Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор.
О святителе Филиппе (Колычеве) можно подробно прочитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/582691.html Патриарх Иов (в миру Иоанн).
О святителе Иове Московском, Патриархе, можно подробно прочитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/567423.html (Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси)
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. Он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. Во время служения будущего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году.
Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение мощей Казанских чудотворцев - святителей Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского.
Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен Собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом - нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге Патриарху подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания, в которых призывал обратиться от злых дел своих. Вскоре самозванец, как и его предшественник, был убит своими приближенными.
Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. Русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель отвечал, что не сделает этого, если поляки не уйдут из Москвы.
Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля (2 марта) 1612 года скончался мученической смертью от голода. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор.
Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси Тихон).
О святителе Тихоне (Белавине), память которого была совсем недавно, 26 сентября (09 октября), можно подробно прочитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/273644.html (Московские святители)
Тропарь святителей Московских
глас 4
Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.
Кондак святителей Московских
глас 3
Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.
Величание
Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.
Мученица Харитина Амисийская (Понтийская)
Святая мученица Харитина в детстве осталась сиротой и была воспитана как родная дочь благочестивым христианином Клавдием. Девушка была прекрасна собой, своим разумом, добротой и горячей верой. Любовь ко Христу она несла другим людям и многих обратила на путь спасения.
Во время гонения императора Диоклитиана (284 - 305) за твердое исповедание Господа Иисуса Христа святая Харитина была подвергнута ужасным истязаниям и скончалась с молитвой ко Господу (в 304 году).
Тропарь мученицы Харитины
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Харитина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию, пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша.
Кондак мученицы Харитины
глас 2
Крепким разумом, Харитино,/ душу утверждали верою,/ борителя врага яве посрамила еси,/ у Христа предста, всеблаженная,/ червленицу от кровей твоих носящи,/ и присно со Ангелы радуешися,/ моли за ны, страстотерпице.
Преподобные Дамиан Печерский, пресвитер , целебник, Иеремия и Матфей , прозорливые, Печерские, в Ближних пещерах
(прп. Домиан Печерский целебник)
Жизнь преподобных Дамиана пресвитера и целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских чудотворцев, описана преподобным Нестором Летописцем (память 27 октября).
Преподобный Дамиан (+ 1071) помнил еще Крещение Руси (988 г.). Ревностный подражатель жития преподобного Феодосия (память 3 мая) был кроток, трудолюбив и послушлив на радость всей братии. Целые ночи он проводил в молитве и чтении Божественных книг. Святой Дамиан был строгий постник и, кроме хлеба и воды, ничего не вкушал. Господь наградил его даром врачевания недугов.
Преподобный Иеремия имел от Господа дар прозревать будущее и видеть нравственное состояние души человека. Скончался преподобный в глубокой старости (+ ок. 1070).
Преподобный Матфей (+ ок. 1088) также обладал даром прозрения духовного мира. Свои видения старец рассказывал братиям, отвращая от опасных для души поступков.
В Иконописном Подлиннике сказано: «Матфей прозорливый подобием стар, изчерна сед, брада аки Власиева, в клобуке черном, риза преподобническая, руки прижаты к сердцу».
(Ближние пещеры, Введенский храм)
Тропарь Дамиану пресвитеру, целебнику, Иеремии и Матфею прозорливым, Печерским, в Ближних пещерах
глас 1
Христовых повелений светом сердца своя просветивше, / страстный мрак прогнасте, / те Троицы селение бысте тричисленнии отцы, / Дамиане, Иеремие с Матфеем, / от Неяже благодать приемше, / недужныя исцеляете, будущая возвещаете / и, Ангелом сопричастницы суще, / молитеся Христу Богу даровати нам причастие святых.
Кондак Дамиану пресвитеру, целебнику, Иеремии и Матфею прозорливым, Печерским, в Ближних пещерах
глас 2
Якоже древнии пророцы благодать пророчествия приемше и неложне духом прозревше, прорекоша наити хотящая, тако и вы в жизни нашей злая, грехов ради наших на ны грядущая, предвозвестисте; и ныне да не постигнут ны злая, испросите от Христа Бога исправление делом нашим и велию милость.
Величание Дамиану пресвитеру, целебнику, Иеремии и Матфею прозорливым, Печерским, в Ближних пещерах
Ублажаем вас, преподобнии отцы Дамиане и Иеремие с Матфеем, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы ангелов.
Святитель Иоанн Мавропод (греч. Ἰωάννης Εὐχαΐτων ο Μαυρόπους), митрополит Евхаитский
Память 14 июня, 5 октября
Об этом угоднике Божьем вы можете почитать тут:
https://filin-dimitry.livejournal.com/1467018.html Преподобная Харитина Литовская, игумения
Преподобная Харитина происходила из княжеского рода и вынуждена была с другими знатными литовцами оставить Отечество свое из-за бывших там смут. Переселившись на Русь, она с юности решила посвятить себя Богу и приняла постриг в Новгородском женском монастыре в честь святых апостолов Петра и Павла на Синичьей горе. После многих лет подвижнической жизни она стала игуменией этого монастыря, являя образ смирения, чистоты и строгого воздержания, скрывая от всех свои духовные подвиги. Скончалась преподобная Харитина 5 октября 1281 г. Святые мощи ее находились под спудом в монастырской церкви, ставшей впоследствии кладбищенской. Вот и все, что известно о преподобной Харитине.
В трудах се явлена одна из главных особенностей женской святости на Руси: прикровенность делания, сокрытость. Монашеское имя преподобной (Харитина - «Милующая», творящая милосердие), отражает ее духовное делание. Основное качество ее - отзывчивость, так характерная для русских женщин во все времена. Это отзывчивость на чужое горе, сострадание и помощь страждущим; принятие на себя чужой беды и трудности, как своей собственной. Это - отзывчивость, благодаря которой она смогла стать своей, родной в другой стране. Она стала чадом другого народа и приняла в «игуменстве» чад этого народа. А игуменья - мать и отец в одном лице.
В жизни духовной может быть только мать и отец, и не должно быть мачехи или отчима - не должно быть чувства сиротства. Молитвенное предстательство святых жен под благодатным действием Самой Божией Матери помогает всем людям становиться истинными детьми Отца Небесного и возвратиться в свой Небесный Дом.
Преподобная Харитина является также небесной покровительницей Литвы и литовского народа.
Церковь Петра и Павла на Синичьей горе находится на самом краю Новгорода. Это одноглавый четырехстолпный храм, один из немногих сохранившихся памятников ранненовгородской архитектуры домонгольской поры. В целом храм сохранил архитектуру и пропорции своего времени (хотя и с некоторыми изменениями, например, в московское время бывшее трехлопастное завершение сделали четырехскатным. К сожалению, сейчас здание находится в весьма удручающем состоянии.
(Церковь Петра и Павла на Синичьей горе)
В 2010 году храм сильно пострадал: кровля не выдержала тяжести снега и протекла. Лишь благодаря субботнику, организованному Новгородским обществом любителей древностей (НОЛД) удалось кое-как поправить беду и обратить на нее внимание властей. Городское руководство пообещало капитально отреставрировать церковь, но пока что все в основном остается как прежде. Лишь с западной стороны возведены леса…
(Церковь Петра и Павла на Синичьей горе, западная сторона)
Тропарь преподобной (благоверной княгине) Харитине Литовской
глас 2
От юности твоея Бога всем сердцем возлюбила еси, Харитино преподобная, подвиги в вере положила еси за Христа. Жениха твоего, и в новое твое Отечество, землю русскую вселилась еси, к Небесному Отечеству нас призывавши, молящи Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобной (благоверной княгине) Харитине Литовской
глас 4
Отечество твое и род оставив, Великаго Новаграда достигла еси, во обители иноческой многотрудный подвиг преподобнический подъяла еси, ангельски на земле поживше, многим женам русским путь ко спасению показа. Темже вси притекающе к тебе, зовем: радуйся, преподобная мати наша Харитино.
Молитва преподобной (благоверной княгине) Харитине Литовской
О преподобная и преславная мати Харитино, невесто Жениха твоего Христа, предстательница и хранительница Великаго Новаграда и земли Русской. Услышы ны, молящийся к тебе, и якоже попечение имела еси о обители твоей и иночествующих в ней и множество жен русских на путь спасения направила еси, тако и ныне помози нам, просвети омрачение умов наших и к свету истинный веры настави народ российский, надежду на Бога в душах наших укрепи, любовь в сердцах наших утверди и испроси нам время на покаяние.
Во дни великих бед и скорбей страны нашея буди о нас заступница, умоли Пречистую Матерь Господа, да спасет землю русскую от глада, от нашествия врагов и междоусобныя брани, от смертоносных язв и болезней, да укрепит ны в Православии, единомыслии, братолюбии и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, да научит ны послушанию Церкви Его Святей. О приснопамятная мати наша Харитино, принеси за нас грешных молитвы твоя и разсеянных чад Божиих собери любовию твоей, возжжи пламень молитвы в сердцах наших, да славяще память твою, прославим Господа нашего Иисуса Христа во веки веков. Аминь.
Преподобный Варлаам Чикойский
Память 23 января в день преставления, 5 октября в день монашеского пострига, 8 августа в день обретения мощей и в Соборе Сибирских святых
О преподобном Варлааме я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/794416.html Преподобный Григорий Хандзтийский (Грузинский), архимандрит
(Преподобный Григорий Хандзтийский (Грузинский), архимандрит, фреска Сионского кафедрального собора города Тбилиси)
Происходил из знатного грузинского рода, пользовавшегося расположением царя Ашота Куропалата (786 - 826). Призвание к иноческой жизни сказалось еще в отроческие годы преподобного. Свой уход из дому и вступление на подвижнический путь он так объяснил своей матери: "Прости меня, мать моя, но я удалился от тебя не по своей воле, а потому, что то, что произошло, угодно было Богу".
Вся жизнь преподобного Григория протекала в постоянных молитвах, в слезах, воздержании, в терпении, кротости, глубочайшем смирении и неутомимых трудах. Он достойно стяжал себе славу благочестивого и ревностного служителя Церкви Христовой и был избран при царе Ашоте Куропалате игуменом Хандзтийского монастыря. Отличаясь глубочайшим послушанием воле Божией, святой Григорий видел смысл земной жизни именно в послушании, дарующем высшую благодатную свободу всей твари. Послушание духовному отцу положил он и в основу всего уклада монастырской жизни, укрепляя общежительные монастыри по всей Кларджети, а впоследствии, будучи архимандритом, - и по всей Грузии.
В то время как в Византии, после иконоборческого собора 815 года, православие было сильно теснимо, грузинское монашество, духовно окормляемое преподобным Григорием Хандзтийским, отстаивало и утверждало чистоту православной веры, одновременно борясь с монофизитством.
В 825 году Григорий Хандзтийский "по прибытии в Константинополь, поклонился Древу Жизни и всем святым мощам, обошел радостно все святые богомолья" и привез с собой в Грузию "мощи святых, святые иконы и иные благословения во множестве".
Святой Григорий был ревностным поборником сотрудничества Церкви и государства, независимых и равноправных по отношению друг к Другу. Его взгляды благотворно сказались на решениях церковного Собора, созванного в Джавахети, содействовали упрочению автокефалии Грузинской Православной Церкви.
Духовный сын преподобного Григория Хандзтийского, епископ Ефрем Ацкурский, "установил мироосвящение в Грузии, по благословению Иерусалимского патриарха и его свидетельству", как повествует Григорий Мерчули, составивший Житие святого Григория Хандзтийского.
Последние месяцы своей жизни, по преданию, святой Григорий Хандзтийский провел в уединенной келлии, где сподобился благодатных видений. Иноки монастыря видели сияние, озарившее его келлию, и были убеждены, что "не сжигающий огонь, а Дух Божий" осиял праведника, подобно Фаворскому Свету. Скончался 5 октября 861 года.
Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), архимандрит
Преподобный Гавриил, в миру Иван Иванович Игошкин, родился в 1888 году в деревне Самодуровка Сердобского уезда Саратовской губ. в крестьянской семье. Закончил Духовное училище. Его жизненный путь определился уже в детстве: он не увлекался играми подобно своим сверстникам и все свое свободное время старался проводить в храме.
В 15 лет, закончив учебу, поступил послушником в мужской монастырь Жадовская пустынь Симбирской епархии. В 1909 г. призван на военную службу в г. Каунас. Вернулся со службы в 1913 г., жил со своими родителями, но в 1914 г. призван в действующую армию. В 1917 г. был демобилизован по болезни и вернулся к родителям. Служил псаломщиком в храме во имя Рождества Христова.
В 1921 г. архиепископом Уральским и Николаевским Тихоном (Оболенским, †1926) рукоположен в сан диакона к Свято-Троицкой церкви г. Покровск (ныне г. Энгельс Саратовской области), а в 1922 г. - в сан иерея к тому же храму. В 1923 г. архиепископ Тихон, назначенный членом Временного Патриаршего Синода, переехал в Москву и забрал с собой о. Иоанна, который по приезде в Москву был назначен священником Покровского храма Марфо-Мариинской обители.
В 1929 г. в московском Богоявленском монастыре иерей Иоанн Игошкин был пострижен в монашество с именем Гавриил, год спустя возведен в сан игумена. После закрытия Марфо-Мариинской обители служил в храме святителя Николая в Пыжах. 14 апреля 1931 г. игумен Гавриил был арестован и 30 апреля 1931 г. приговорен к трем годам исправительно-трудового лагеря. Срок отбывал в Вишерском ИТЛ. 29 июня 1932 г. досрочно освобожден с запретом проживания в 12 городах. Поселился в г. Ростове Ярославской обл., позже - во Владимире. В декабре 1933 г. вернулся в Москву и служил на том же приходе.
В начале 1934 г. архиепископом Дмитровским Питиримом (Крыловым, † не ранее 1937) возведен в сан архимандрита. В июле 1934 г. в связи с захватом храма Николы в Пыжах обновленцами перешел на служение в храм Воскресения Христова в Кадашах. Избран кандидатом на епископство. 19 августа 1934 г. арестован, обвинялся в тайных пострижениях в монашество, но 3 октября того же года освобожден. В связи с захватом Воскресенского храма обновленцами перешел на служение в Покровскую церковь с. Звягино Пушкинского р-на Московской обл.
Прихожане тех московских храмов, где он служил, весьма почитали св. Гавриила, веря в силу его молитв и его заступничество пред Богом. После того, как местные комсомольцы сожгли Покровскую церковь, св. Гавриил перешел на служение в храм во имя Сошествия Святого Духа в г. Пушкино. 4 ноября 1936 г. во время праздничного богослужения он был арестован и по этапу препровожден в Ухто-Печерские лагеря НКВД. Освобожден в середине 1942 г. и уехал к сестре в Пензенскую область.
Лагерный режим сильно подорвал здоровье старца, и несколько лет он проживал у двух глубоковерующих старушек в деревне Базарный Урень Ульяновской области, не совершая храмового служения. Только в 1946 г. он получил назначение в храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимой Купины» в Ульяновске, но не получил прописки как «враг народа», поэтому был переведен в Никольскую церковь г. Мелекесса (ныне г. Димитровград) Ульяновской области.
8 июля 1949 г. по доносу церковного регента св. Гавриил был снова арестован и приговорен к 10 годам лагерей с конфискацией имущества. Скорбящим прихожанам он пророчески сказал, что это его последний суд. По прибытии в лагерь он приветствовал своих соузников словами «Мир вам!» и сразу же встал на молитву. Он продолжал совершать богослужения и в лагере, за что перенес немало издевательств над собой: его избивали, выводили на мороз босиком, пытались отравить. Но благодатью Божией святому Гавриилу удалось поистине умирить и заключенных, и надзирателей лагеря. Особенно его почитал начальник лагеря, жена которого получила исцеление по молитвам святого.
В 1954 г. он подал заявление в Верховный Суд СССР о пересмотре его дела и в 1955 г. постановлением Президиума Верховного Суда СССР он был освобожден из-под стражи и полностью реабилитирован. Ему вернули конфискованный его дом в Мелекессе, где он и жил до самой смерти, окормляя сотни своих духовных чад, благотворя неимущим, давая всем просящим духовные наставления.
Господь призвал архимандрита Гавриила в Небесные обители 18 октября 1959 г. Исповедник был прославлен от Господа даром прозорливости и чудотворений, его еще при жизни почитали святым.
20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, архимандрит Гавриил (Игошкин) был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских, а 18 октября 2000 г. были обретены его святые мощи, почивающие ныне в Никольском соборе г. Димитровграда.
(Свято-Никольский храм, г. Димитровград)
Тропарь
глас 3
Вельми светел явися нам подвиг жития твоего, / исповедниче Христов Гаврииле, / любве ради ко Господу изшел еси с радостию на скорбь и лишения, / крест свой носяй / и тако образ терпения показуяй, / верныя в годину озлобления / пастырски в вере соблюл еси, / дерзновением благодать Святаго Духа стяжав, / темже убо вопием ти: // молитвами твоими спаси души наша.
Кондак
глас 2
Крепости Божия соименник / и причастник Божия благодати явился еси, / отче Гаврииле, / преподобием и исповедничеством / истину Православныя веры утверждали, / иго Христово до конца восприял еси, / темже и прославлен еси со святыми, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Сщмч. Василий (Преображенский), епископ Кинешемский, новомученник, обретение мощей
(епископ Василий Кинешемский (Преображенский)
Об этом угоднике Божьем можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/613388.html Преподобный Савва Ватопедский
Память 5 октября (Греч.) и 15 июня (Греч.), в Соборе всех преподобных, на Горе Синае подвизавшихся, в Соборе Ватопедских святых.
Об этом угоднике Божьем можно почитать тут:
https://filin-dimitry.livejournal.com/919811.html