Путешествие на автомобиле по России 2022 (ч.7. окончание)

Oct 12, 2022 11:06

Продолжение…
Начало тут: https://filin-dimitry.livejournal.com/2530963.html

Хутор Бетта

Вот и подошли мы к завершающему этапу нашего путешествия, и окончание его происходило на побережье Черного моря. Хутор Бетта, где мы сняли домик (о нем подробно в самой первой части рассказа, в том числе и видео), это небольшой поселок примерно в полусотне километров юго-восточнее г. Геленджик с населением менее тысячи человек, из которых, надо полагать все, кроме стариков и детей заняты в туристическом бизнесе. Собственно, именно по причине того, что Бетта по размерам мала и затерялась между известными курортными поселками, такими как Архипо-Осиповка (по правую сторону побережья), где проживает примерно 8 тыс. человек и Дивноморское (о левую сторону), в 6,5 тыс. жителей, мы и выбрали эту относительно тихую гавань. И даже тут мы по началу посчитали, что отдыхающих многовато, но побывав в Архипо-Осиповке и в Геленджике оценили, что значит «много туристов на пляже и улочках города» и поняли, что наш выбор оказался безусловно верным.

(Хутор Бетта, вид вечером с ротонды)

Что до содержания этой части путешествия, то оно предполагало по большей части купание в море и не предполагало значительных усилий и дальних и продолжительных поездок по различным поездок по различным интересным местам. В общем - любимая требовала море и спокойствие.
Так оно и случилось. Несмотря на то, что погода была переменчива, первые два дня дождливые и штормило (в самый первый день так вообще выход в море был закрыт для купания). Дожди бывали и в другие дни, но тем не менее погода к середине отдыха наладилась, и мы не пожалели, что к приезду на Черное море уже успели неплохо загореть, потому что Солнце иногда пригревало основательно.

Сравнивать те моря, на которые мы любили приезжать раньше с тем, что мы увидели на этом участке Черноморского побережья сложно, да, и наверное, нет смысла. Конечно, пляжи Халикунас (Χαλικούνας) или даже Бенитсеса (Μπενίτσες) на о. Корфу серьезно выигрывают и по чистоте воды и особенно по чистоте самой береговой зоны. Но если к воде особенных претензий быть не может, просто надо понимать, что Черное море и море, скажем, Ионическое - это совершенно несравнимые водоемы по солености воды, по флоре и фауне, то к береговой зоне претензии есть. Ведь чистота или ее отсутствие это в первую очередь вызваны деятельностью работающих и отдыхающих в этих местах наших сограждан (по крайней мере в основном их). Зона прибоя грязновата и запущена. Особенно проблемы обнажаются после того, как штормило - море выбрасывает не только водоросли, но и пластик и прочие безобразия, которые раз за разом накапливаются толстым слоем и никуда не деваются. И даже если отойти от главного пляжа Бетты на километр в одну или другую сторону, от можно уединиться от людей, можно найти красивые и более чистые участки входа в море (что мы постоянно и делали), но уйти от мусора скорее всего не удастся. Если подобную реальность принять и, повторю, не сравнивать несравнимое, то на качество отдыха все вышесказанное никак не влияет. Мы гуляли вдоль моря, проходили достаточно далеко, наблюдали (правда, вдалеке) дельфинов, купались по несколько раз за день и часто это были места, где до ближайшего отдыхающего надо было бы пройти метров пятьдесят.

(Бетта, вид на море с более диких мест)

Наверное, основное место для прогулок в Бетте это громадная территория филиала санатория минобороны России СКК «Анапский». В санатории расположена и главная достопримечательность хутора - ротонда, с которой открывается замечательный обзор и на сам поселок, и на море. Около двухсот ступенек идет подъем к ротонде, если идти со стороны пляжа и тропинка эта особенно красива по вечерам, когда стемнело и сотни трепещущих фонариков зажигается вдоль всей тропы - это светлячки начинают свою веселую ночную жизнь и делятся этим веселием с путешественниками.

(Бетта, ротонда)

Я однажды выходил за пределы санатория в сторону Архипо-Осиповки (говорят, что по диким тропам до соседнего поселка порядка десяти километров), но далеко заходить не стал, так как дожди подразмыли тропы, кое-где повалило деревья и для подобной прогулки требовалось специальным образом экипироваться, а не шагать по глине в босоножках. Я предполагал, что в подобных местах могут быть грибы, но не найдя их вернулся по тропе, которая идет вдоль обрыва обратно в Бетту, сделав по дороге несколько красивых фотографий моря.

На Литургию мы ездили в подворье Свято-Михайло-Афонской Закубанской Пустыни (мужского монастыря) в с.Береговое, это от нас менее четверти часа на машине. Подворье основано в 2006 году, а с лета 2009 года тутрегулярно проводятся службы. Весьма харизматичный настоятель иеромонах Флегонт (Токарев) и видно, что многие прихожане стекаются из разных поселков именно к нему. Вообще атмосфера в пустыни своеобразная, а служба напоминает греческую, и священство служит в греческих облачениях. Раз в месяц совершается Литургия на древне-греческом языке. Кто будет в сих краях, рекомендую тут побывать на богослужении.

В то воскресное утро, что мы приехали в пустынь нам не сильно повезло с погодой, потому и не удалось погулять и пофотографировать. Но если Бог даст, постараемся исправить все в будущий приезд.

(Подворье Свято-Михайло-Афонской Закубанской Пустыни (мужского монастыря) в с.Береговое)

Учитывая, что в Бетте мы пробыли всего шесть ночей, а с учетом того, что к нам приезжала дочка с молодым человеком и мы ездили их встречать и провожать до Туапсе (а это два часа в один конец), то от длительных познавательных поездок на этом этапе было решено отказаться. Разве что однажды мы добрались до Геленджика, по которому погуляли пару часов и с радостью возвратились в наш тихий поселок.

Однажды, на обратном пути из Туапсе я остановился в поселке Джубга, чтобы посмотреть местный рынок и, если кто-либо желает подзакупить на обратный путь с собой что-то из фруктов, овощей или всевозможных орехов и сладостей, то я вам рекомендую туда отправиться. Выбор там существенно масштабнее, чем в Бетте, а цены существенно ниже. Мне очень понравились иранские орехи (фисташки) и что-то сладкое, похожее на щербет из манго. Там же на рынке большой выбор копченой и соленой рыбы.

Последняя часть нашего отдыха (собственно, как и все три недели путешествия) полетела настолько мгновенно, что мы и не заметили. Так часто случается, если отдых удался и все понравилось, то хочется продлить эти замечательные дни. И когда мы уже отправились в обратный путь, что стало понятно, как верно мы решили спланировать наше путешествие такие образом, что возвращались мы не в Москву, а через деревню, в которой провели последние отпускные дни и уже по прошествии их веером воскресения вернулись домой. Так удалось избежать грусти и лучше подготовиться в наступающей рабочей неделе.

(Вид на Бетту с горы за поселком)

(иногда к нам в домик прилетали местные обитатели... вот цикада, достаточно крупная)

(А это жук, названия не знаю, но подозреваю, что один из видов навозника)

(Бетта, памятник экипажу самолёта Бостон А-20 погибшего 27 сентября 1943 года. В 1943 году его атаковали немецкие истребители. Красноармейцам пришлось экстренно сажать самолет. Летчики совершили ошибку - выпустили шасси, которые зацепились за скалистое дно Черного моря между Беттой и Криницей. Винты погнулись, самолет частично разрушился, экипаж погиб.)

В самом начале путешествия мы, как я уже писал, причастились на праздник Святой Троицы в Каменск-Шахтинске, а по его окончанию в храме в с. Ильинское у нашего друга о. Романа. Наверное, так и полагалось - начать поездку с благословения и завершить благодарностью к Богу.

Слава Богу за все!

***
Больше фотографий и видео о нашем путешествии вы можете видеть в моем телеграмм-канале: