01 (14) сентября 2022 года. Церковное новолетие. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Sep 13, 2022 20:00

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Седмица 14-я по Пятидесятнице.

Начало индикта - церковное новолетие.

Прп. Верены Цурцахской (ок. 350; Зап.); прп. Симеона Столпника (459), и матери его Марфы Каппадокийской (ок. 428); прп. Дионисия Малого (VI).
Сщмч. Аифала, диакона (380); Мцц. 40 дев постниц и сщмч. Аммуна Ираклийского, диакона, учителя их (IV); мц. Каллисты и братий ее мчч. Евода и Ермогена (309); прав. Иисуса Навина (XVI в. до Р. Х.); прп. Симеона Митиленского (844; Греч.); мч. Ангелиса Константинопольского (1680; Греч.); прп. Марфы Тамбовской (1800).

Прмц. Татианы Грибковой, послушницы, мч. Наталии Козловой (1937).

Собор Шатурских святых; Собор Винницких святых (Укр.).

Икон Божией Матери: «Всеблаженная»; Августовская (1914); Черниговская-Гефсиманская (1869); Миасинская (в память обре́тения Ее иконы) (864); Александрийская.

Святые дня, молите Бога о нас!

Начало индикта - церковное новолетие



В VI в., в царствование Юстиниана I (527-565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio - объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября - и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1-2) о наступлении лета благоприятного Празднование Начала индикта - церковного новолетия(Лк 4, 16-22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

То же Евангелие читалось Патриархом и в особом чине летопроводства - праздничной службе, совершавшейся 1 сентября. Знаменательно, что Евангелие читал сам Патриарх - в практике Константинопольской Церкви в поздневизантийское время Патриарх сам читал Евангелие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на литургии и вечерне первого дня Пасхи.

Согласно Типикону Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю..., и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.

На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV в. начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая прп. Нестора. Но, несмотря на то, что только в XV в. началом гражданского года официально становится 1 сентября, имеются свидетельства о совершении на Руси 1 сентября чина летопроводства не только в конце XIV в. (Требники ГИМ. Син. слав. 372, кон. XIV - нач. XV в. и РНБ. Соф. 1056, XIV в.), но даже уже в XIII в. (чин упоминается в Вопросоответах епископа Феогноста (1291 г.)). Чин состоял из пения стихир, антифонов, чтения паремий, Апостола, Евангелия и произнесения молитв. Русские редакции XVII в. чина летопроводства 1 сентября содержатся в Московском Потребнике мирском 1639 г., в Московском Потребнике 1651 г., в Требнике митр. Петра Могилы 1646 г. и в напечатанном без обозначения года сборнике церковных чинов (Никольский К., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 113). Близок к печатным московским чинам и новгородский чин, содержащийся в рукописном сборнике первой четверти XVII в.



Отметим интересные особенности, содержащиеся в московском и новгородском чинах (подробнее см.: Там же. С. 114-116). Во время чтения паремий протопоп совершал чин водоосвящения до момента погружения креста. Затем, после чтения Евангелия, святитель погружал крест в воду при пении тропаря: Спаси, Господи, люди Твоя... и омывал иконы губой, омоченной в освященной воде, после чего читались молитва Патриарха Филофея Константинопольского: Владыко Господи Боже наш... и главопреклонная молитва. В московском печатном чине описывается, кроме того, обряд пришествия царя к действу (в Москве чин совершался на соборной площади Московского Кремля, и царь чаще всего прибывал туда уже после прихода Патриарха с крестным ходом, но иногда мог приходить и вместе с ним), его встречи и поздравительной речи к нему Патриарха. В Новгороде служащий святитель обращался с поздравлением к воеводам и народу с произнесением «титла» о царском многолетнем здравии.

Киевский чин отличался от московского и новгородского. В нем не указаны крестный ход на площадь, водоосвящение и омовения икон. Чтение Евангелия совершалось в храме, не было паремий и Апостола. Лития совершалась пред храмом: сначала дважды обходили храм с крестным ходом при пении стихир, в третье обхождение останавливались пред каждой стороной храма, и диакон произносил ектению; перед западной стороной святитель читал молитву. Обряд поздравления также не указан в киевском чине.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Тропарь индикта
глас 2

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны.

Кондак индикта
глас 2

В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

Преподобный Симеон Столпник и его мать Марфа



Преподобный Симеон Столпник родился в Каппадокийском селении Сисан в семье христиан Сусотиона и Марфы. С 13 лет он стал пасти овец своего отца. К этому первому своему послушанию он относился добросовестно и с любовью. Однажды Симеон, услышав в церкви Евангельские заповеди блаженств, был потрясен их глубиной. Не доверяя собственному незрелому суждению, он тут же обратился с расспросами к опытному старцу. Старец охотно разъяснил отроку содержание услышанного и окончательно укрепил в нем решимость следовать Евангельским путем. Не заходя домой, Симеон направился в ближайший монастырь и после слезных просьб был через неделю принят в число братии.

Когда Симеону исполнилось 18 лет, он принял иноческий постриг и предался подвигам строжайшего воздержания и непрестанной молитвы. Его ревность, непосильная для остальной монастырской братии, встревожила игумена, и он предложил преподобному либо умерить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь. Тогда преподобный Симеон удалился из обители и поселился на дне высохшего колодца, где мог беспрепятственно исполнять свои суровые обеты. Через некоторое время игумену в сонном видении явились Ангелы, которые повелели ему вернуть Симеона в монастырь. Однако преподобный недолго пробыл в обители. Вскоре он удалился в каменную пещеру, расположенную недалеко от села Галанисса, и прожил там три года, все более совершенствуясь в иноческих подвигах. Однажды он решил провести всю святую Четыредесятницу без пищи и пития. С помощью Божией преподобный выдержал этот строгий пост. С тех пор он всегда на все время святой Четыредесятницы полностью отказывался даже от хлеба и воды, двадцать дней молясь стоя, а двадцать дней - сидя, чтобы не дать ослабеть телесным силам. Целые толпы народа стали стекаться к месту его трудов, желая получить исцеление от недугов и услышать слово христианского назидания.

Избегая мирской славы и стремясь вновь обрести утраченное уединение, преподобный избрал еще не известный в то время вид подвижничества. Он построил столп высотой в 4 метра и поселился на нем в маленькой келлии, предавшись усиленной молитве и посту. Молва о преподобном Симеоне дошла до высшей церковной иерархии и императорского двора. Антиохийский Патриарх Домнин II (441 - 448) посетил преподобного, совершил на столпе Божественную литургию и причастил подвижника Святых Тайн. Подвизавшиеся в пустыне отцы также узнали о преподобном Симеоне, избравшем такой трудный вид подвижничества. Желая испытать нового подвижника и узнать, угодны ли Богу его непомерные подвиги, они отправили к нему своих посланцев, которые должны были от лица отцов приказать преподобному Симеону сойти со столпа. В случае неповиновения они должны были насильно стащить его на землю, а если бы он проявил покорность, им поручено было от имени отцов благословить его на продолжение подвига. Преподобный проявил полное послушание и глубокое христианское смирение.

Преподобному Симеону довелось пережить многие искушения, и он неизменно одерживал над ними победу, полагаясь не на собственные слабые силы, а на Самого Господа, Который всегда приходил к нему на помощь. Преподобный постепенно увеличивал высоту столпа, на котором стоял. Последний его столп был высотой в 40 локтей. Вокруг него была возведена двойная ограда, которая возбраняла беспорядочным толпам народа слишком близко подходить к преподобному и нарушать его молитвенную сосредоточенность. Женщины вообще не допускались за ограду. В этом преподобный не сделал исключения даже для собственной матери, которой после долгих и безуспешных поисков удалось, наконец, обнаружить своего пропавшего сына. Не добившись свидания, она так и умерла, приникнув к окружавшей столп ограде. Тогда преподобный попросил принести к нему гроб и благоговейно простился с усопшей матерью - и тогда мертвое лицо ее просияло блаженной улыбкой.
Преподобный Симеон провел в усиленных иноческих подвигах 80 лет, из которых 47 он простоял на столпе. Бог даровал ему исполнить в столь необычных условиях поистине апостольское служение - многие язычники приняли Крещение, потрясенные нравственной стойкостью и телесной крепостью, которые Господь даровал Своему подвижнику.



(Монастырь Святого Симеона Столпника (араб. Калаат Семаан), Сирия. Сейчас это руины. В чентре -то, что осталось от того самого столпа)

Первым узнал о кончине преподобного его ближайший ученик Антоний. Встревоженный тем, что его наставник в течение 3-х дней не показывался народу, он поднялся на столп и нашел его мертвое тело, склоненное на молитве (+ 459). Погребение преподобного совершил Антиохийский Патриарх Мартирий (456 - 468) при огромном стечении духовенства и народа. Его похоронили недалеко от столпа. Антоний устроил на месте его подвигов монастырь, на котором почило особое благословение преподобного Симеона.

Тропарь преподобного Симеона Столпника
глас 1
Терпения столп был еси,/ ревновавый праотцем, преподобне,/ Иову во страстех, Иосифу во искушениих,/ и безплотных жительству, сый в телеси,/ Симеоне отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Симеона Столпника
глас 2
Вышних ищай, нижним совокупляяйся,/ и колесницу огненную столп соделавый:/ тем собеседник ангелом был еси преподобне,/ с ними Христу Богу моляся/ непрестанно о всех нас.

Молитва преподобному Симеону Столпнику

О святый и великий угодниче Божий Симеоне! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже, взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтим святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Священномученик Аифал Персидский, диакон



Епископ Акепсим возглавлял христианскую Церковь в персидском городе Наессоне. Паства горячо любила святителя за его подвижническую жизнь и неустанные пастырские труды. Царь Сапор повелел разыскивать и казнить христианское духовенство, был схвачен и епископ Акепсим, в то время восьмидесятилетний старец. Его привели в город Арбелу, где он предстал пред судом Ардаха - жреца бога солнца. Святой старец отказался принести жертву персидским богам. За это его жестоко избили и заключили в темницу, куда на следующий день после тяжелейших пыток были брошены семидесятилетний пресвитер Иосиф и диакон Аифал.

Три года святых держали в узах, томили голодом, жаждой. В храм бога огня, находившийся недалеко от Арбелы, прибыл царь Сапор, пожелавший видеть трех святых мучеников. Изможденные, покрытые гноящимися язвами, святые предстали перед царем и на его требования вновь твердо отказались поклониться языческим богам, исповедуя веру во Христа. Святому епископу отсекли голову, а пресвитера и диакона отправили в город и там побили камнями. Казнь пресвитера Иосифа длилась несколько часов. Возле места казни была поставлена стража, чтобы христиане не взяли тела святого мученика.

На четвертую ночь над городом пронесся сильный ураган, молния убила стражу, ветер разметал камни, и тело святого Иосифа исчезло. Диакон Аифал был отведен в селение Патриас и там был побит камнями. Христиане тайно погребли его тело, на могиле святого выросло дерево, плоды которого приносили исцеление.

Тропарь мучеников
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости:/ тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников
глас 2
Божественная, мудре, непорочно тайноводил еси,/ жертва приятна был еси, богоблаженне,/ Христову бо пил еси чашу славно, святе Акепсимо,/ со страдальцы твоими,// моляся непрестанно о всех нас.

Праведный Иисус Навин



(Явление архангела Михаила Иисусу Навину)

Происходил из колена Ефремова и носил первоначально имя Осии, но переименован был Моисеем в Иисуса в знак того, что он спасет народ от бедствий странствования в пустыне и введет в землю обетованную. В течение всего странствования он был главным помощником Моисея, пока к нему не перешла вся его власть. Вступив в Палестину, он в целом ряде сражений победил ханаанских царьков, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями.
Через Иисуса Навина Господь явил великие чудеса. Иисус Навин со всем народом перешел посуху реку Иордан, видел лицом к лицу Архистратига Михаила. При нем чудом, без боя, были разрушены стены Иерихона. Во время одного сражения с неприятелем Иисус Навин по повелению Божию продолжил день, остановив солнце до тех пор, пока не поразил врагов.

Введя еврейский народ в землю обетованную после окончания войны, разделил ее между коленами израильскими по жребию. После двадцатипятилетнего управления Израилем мирно скончался в возрасте 110 лет, заповедав хранить закон Моисеев, и был погребен на горе Ефремовой (Нав. 19, 49, 50; Нав. 24, 30).
Его деятельность в качестве самостоятельного вождя подробно изложена в принадлежащей ему "Книге Иисуса Навина".



(Иисус Навин переходит реку Иордан с Ковчегом Завета. Художник Бенджамин Вест)

В иконописной традиции изображается как старец еврейского типа, 110 лет; - сед, с окладистой небольшой бородой, мужественен, с развитыми мускулами; скромен и молитвен. На нем одежда египетских воинов: хитон ниже колен с узкими рукавами, панцирь, шлем, на поясе меч, в руках копье.

Мученик Ангелис Константинопольский



Пострадал в Константинополе при султане Мехмеде IV.

Сей блаженный муж и мученик Христов был из общины святого Константина, находившейся в части Константинополя, называемой Карамания. он занимался ювелирным промыслом, имел жену и шесть детей. Ангелис жил по-христиански, имея все потребное к жизни, доставляемое ему его мастерством.
Настал день отдания Успения Пресвятой Богородицы, когда устраивалось празднество вне города у местечка св. Стефана во Флории. Пошел на праздник и святой Ангелис с другими христианами, среди которых были и мусульмане, обращенные из христиан. Эти мусульмане, вкушая, выпивая и веселясь вместе с христианами, стали дурачиться, одевая христианские головные уборы и отдавая свои красные косынки носить христианам. Окончив свое веселие, вернувшись в город, каждый пошел к себе домой.

В скором времени мусульмане пришли в дом к блаженному Ангелису, говоря:

- Почему ты сегодня носил христианский головной убор?

Мученик отвечал:

- как христианин я и носил его.

Они сказали:

- Ты вчера стал мусульманином и тебе нужно носить красную чалму, как делал это вчера.

Блаженный отказывался от этого, думая, что они шутят, но мусульмане, разъярившись, привели представителей власти и, взяв его, повели к судье, обвиняя в том, что он вчера на их глазах стал мусульманином, произнес их салавати (исповедание их веры) и носил чалму. Судья спросил святого, так ли все было. Мученик ответил:

- Я не говорил и не делал такого, но только с ними повеселился, и затем мы разошлись по домам.

Видя его твердость, судья послал его к визирю. С ним пошли и мусульмане, обвиняя его в том же. Мученик отрекался, говоря, что он никогда такого не делал и не говорил. Визирь, видя перед собой скромного и красивого христианина, стал его соблазнять словами:

- Оставь свое упорство, стань мусульманином, я дам тебе честь и богатство и сделаю тебя большим начальником.

Мученик же громогласно возгласил:

- Господин, я родился от христианских родителей. Христианином я родился, христианином и умру, и ничто не в силе отлучить меня от любви Сладчайшего моего Иисуса Христа, сущего Бога истинного, ни честь, ни богатство и слава, какие ты мне предлагаешь, ни даже все ваше царство не смогут уклонить мое сердце от веры в Сладчайшего моего Иисуса Христа.

Это и много другого говорил мученик, и визирь, исполнившись ярости, воскликнул:

- Если ты не станешь мусульманином, то я тебя уничтожу и прикажу предать тебя таким мукам, чтобы измучить все твое тело до тех пор, пока ты не умрешь в этих страданиях.

Мученик же мужественно отвечал:

- Что хочешь делай, режь, строгай, коли, жги в огне, бросай зверям, топи в море, и что еще хочешь делай с этим моим тленным телом, я же от Христа моего не отрекусь, веры не изменю и мусульманином не стану.

Визирь приказал заключить его в темницу убийц и там нещадно мучить.
В заключении мученик претерпевал сильные издевательства от зверонравных мусульман. Когда пришел туда в темницу один его сосед мусульманин, человек знатный, и, сочувствуя блаженному в том, что произошло, стал его увещевать, говоря:

- Зачем тебе неправедно умирать и доставлять радость твоим врагам? Стань турком только для того, чтобы освободиться, и затем собери все свое состояние, детей и жену и переезжай в другое место, чтобы жить там по-христиански.

Мученик на это отвечал:

- Да не будет сего, чтобы я дошел до такого безумия и отрекся от Христа. Господь мой умер за меня, и что великого в том, если и я умру ради любви к Нему? Я все равно или сегодня, или завтра, или после этого должен умереть; так что для меня лучше умереть за Христа сегодня, чтобы улучить Его Небесное Царство.

Услышав это, мусульманин ушел ни с чем, а агаряне, изыскивая любые средства, чтобы отвратить святого от Христа, послали ему в темницу жену, рассчитывая, что может быть из-за слез ее и плача мученик поддастся человеческой слабости и склонится к состраданию, и таким образом отречется от Христа. Столько жалобных воздыханий испустила его жена, столько слез пролила, столько слов ему сказала, что ими можно было бы смягчить и самое каменное сердце, однако мученик Христов, преодолевая плотское и восходя к духовному, ко всему этому остался непреклонным. Только такой ответ, или лучше сказать наставление и совет он ей дал, говоря:

- О, жена, да будет для тебя и для меня превыше всего Христос. Ему я сегодня предаю тебя и детей твоих и ради Него я терплю радостно мученичество. Терпи же и ты, жена, ради Христа разлучение со мной, чтобы в Его страшное и преславное Пришествие мы увиделись и радовались с Ним вечно. Какая нам польза будет от этого временного нашего союза и жизни, с которой мы должны будем опять расстаться? Или какая нам выгода от прелестей этого мира, если мы погубим души свои, которых и весь мир не стоит? Иди же, возлюбленная моя, с миром, а я пойду, как можно скорее, к вожделенному моему Христу, и вскоре придешь и ты, чтобы мы вместе насладились вечного блаженства.

Услышав это, блаженная женщина, более утвержденная его словами, чем он ее плачем, вышла из темницы, укрепляемая надеждой и любовью ко Христу.

На следующее же утро мученика привели к визирю, который опять, испытав его, убедился в твердости его веры. Визирь, много говоря и запутывая святого, увидел, что ничего этим не может достичь, и, наконец, дал распоряжение, чтобы его убили. Палачи повели доблестного воина Христова на заколение, причем мученик шел с большей поспешностью и готовностью, чем они, и радовался более тот, кому предстояло умереть, чем те, которые вели убивать. Его привели к месту напротив царского дворца, недалеко от собора Св. Софии, и там отсекли святому Ангелису голову. Его ученики, знакомые и родственники, стоя в отдалении, наблюдали за всем происходящим, и в полночь, о чудо, они увидели Божественный свет в виде огненного столба, который сошел с неба на его мученические мощи и так стоял продолжительное время.

Это чудо видели не только христиане, но и многие агаряне, которые рассказали об этом властям. От властей вышло повеление бросить мощи в море. Христиане, узнав об этом, заплатили Мусур-аге триста грошей и выкупили мощи. Чтобы никто не догадался о сделке, ага предложил христианам выехать в море на своем судне. Когда турки отправились, чтобы выбросить мощи в пучину вод, в открытом море они тайно передали их в лодку христиан. Мощи привезли и похоронили с честью и благоговением в монастыре, находящемся на острове Порты.

После смерти мученика три вельможи, которые непосредственно участвовали в вынесении неправедного приговора, подверглись страшным беснованиям, в которых они стали призывать святого мученика по имени. Их страдания закончились только тогда, когда они позвали жену Ангелиса и попросили у нее прощения за неправедное убийство, после чего они скоропостижно скончались. Весть об этом распространилась среди вельмож Порты. После этого властями был выпущен указ не принуждать никого из христиан насильно принимать ислам. Этот указ просуществовал до времени кончины издавших его.

Игумен монастыря Порты положил мощи святого мученика в гробнице преждепочившего игумена. Ночью в видении ему предстал тот игумен и сказал:

- Что ты сделал, похоронив мощи святого мученика в моей гробнице? Разве я достоин находиться рядом с таким мучеником? Прошу тебя, перенеси или его, или мои останки.

Так прославляет Бог прославляющих Его. Дети святого, его молитвами, переселились во Влахию, где стали большими начальниками и провели мирно и счастливо свою жизнь. Да сподобимся и мы предстательством святого мученика в мире провести жизнь свою и унаследовать Небесное Царствие.

Житие мученика было составлено его современником Иоанном Кариофиллом, служба (неопубликованная) - митр. Дристрийским Парфением.

Преподобная Марфа Петровна Апарина, первоначальница женского монастыря в городе Кирсанове



Память 1 сентября и в Соборе Тамбовских святых

Родилась в семье дворянина в городе Саранске. Когда умер отец, мать ее, М.Г. Апарина, около 1780 года с семейством переехала в город Кирсанов. В семействе вдовы Апариной кроме Марфы было два брата, Иван и Сергей, и сестра Пелагея. Братья скоро были определены на службу: первый служил в Кирсанове и жил в одном доме с матерью и сестрами, последний - в губернском городе Тамбове.

Преподобная Марфа, старшая из сестер, довольно рано обнаружила стремление к подвижнической жизни. С малых лет она перестала употреблять скоромную пищу, а впоследствии не употребляла даже рыбы и постного масла. Еще ребенком, находясь под присмотром няни, Марфа часто среди ночи вставала со своей постели и начинала молиться перед иконами. Когда няня, а затем мать, узнавшая о ее ночных бдениях, начинали бранить малютку, то Марфа со слезами рассказывала, что ночью "светлый юноша" являлся ей и побуждал молиться. К этим ранним подвигам поста и молитвы Марфа призывала и своих сверстниц - живших по соседству девочек одного с нею возраста. Выходя из дома, она собирала вокруг себя подруг и, вместо игр, которых чуждалась, рассказывала им, как умела, слышанное ею о Царствии Небесном, о венцах за пост и молитву.

С возрастом все больше росла в Марфе любовь к постнической и подвижнической жизни, и не раз со слезами умоляла она мать свою отпустить ее в монастырь, но тщетно. "Ходи в церковь, молись Богу - тот же будет монастырь для тебя", - так отвечала мать на просьбы дочери. И девица-подвижница жила в родном семействе, ничем не отличаясь от прочих членов его кроме того, что носила черное платье и по временам с позволения матери ходила в ту или другую обитель. Исполненная любовью и кротостью нрава, Марфа-труженица часто, тайно от матери и родных исполняла работы слуг. Более того, если случалось, что кто-либо из слуг разобьет какую-нибудь посуду, и домашние начинают, бывало, разыскивать, кто это сделал, то Марфа возьмет вину на себя, избавляя тем самым людей от наказания, и водворит вновь мир в доме. За это слуги питали к ней особенную любовь и служили ей с особенной готовностью не из страха, а из признательности.
Любовь и уважение приобрела Марфа и вне своего семейства в городе. Она обладала даром совета и утешения. Несколько человек по ее совету и в подражание ей отреклись от мира, приняв постриг в разных монастырях, и после приходили к ней с изъявлением благодарности. Глубоко уважая Марфу, многие из приходящих давали ей деньги, которые она тотчас же раздавала бедным. Она сама испрашивала из разных церквей к себе ризы с икон, священные одежды и разную утварь, чистила их, шила одежды на престол и для священнослужителей и в этой работе находила особое утешение. В свободное же от работ время, особенно по вечерам, она читала для домашних жития святых и беседовала о спасительных предметах.

По смерти матери поприще деятельности блаженной Марфы сделалось еще обширнее. Она удержалась от своего намерения скрыться в обители, потому что нашла ее в собственном доме. Ее родная сестра, девица Пелагея, решилась подражать высокому трудничеству преподобной Марфы и разделить навсегда с нею жизнь отшельницы. Скоро вокруг сестер-отшельниц собралось достаточное семейство девиц, искавших уединения, трудов и молитвы, а главное, желавших неразлучно жить с блаженной Марфой, руководствоваться ее духовными советами и наставлениями. Таким образом, составилась маленькая обитель (или богадельня) девиц-тружениц.
Марфа не приняла на себя должность настоятельницы этой обители. Должность эту она передала сестре своей Пелагее. По преданию, во время одного из путешествий к киевским святыням Марфа приняла там тайно пострижение с именем Маргариты. Затем, в свободное от паломничества время, Марфа попеременно жила то в Кирсанове, близ своих питомиц, то в Тамбове, в доме своего брата Сергея.

Между тем телесные силы подвижницы видимо истощались. Преподобная Марфа чувствовала этот постепенный упадок сил и потому первее всего позаботилась о дорогой для ее сердца Кирсановской обители. Чтобы насажденная ею община после ее смерти не рассеялась, она призвала одну из своих ближайших и любимых учениц Татьяну Пахомову (впоследствии настоятельницу Кирсановской общины) и упросила ее принять общество сестер под свое руководство. На свою родную сестру Пелагею она не имела крепкой надежды, так как последняя слаба была здоровьем. Вместе с тем, чтобы сообщить характер настоящей женской обители маленькому общежитию (так как она не раз предсказывала сестрам, что "в Кирсанове будет монастырь"), она завещала питомицам в точности соблюдать правила устава общежительной Саровской пустыни. Это было перед последним отъездом матушки Марфы из Кирсанова в Тамбов и незадолго до ее кончины. Старица непременно желала умереть в Тамбове, о чем не раз говорила и прежде, почему и настоящий отъезд имел для нее особенное значение. Она собиралась теперь в Тамбов с какою-то особенною торжественною таинственностью...

По прибытию в Тамбов во время Успенского поста преподобная Марфа говела и причащалась Святых Таин.
Скончалась 1 сентября 1800 года. На теле почившей увидели железные вериги и на груди железный крест. Вериги заперты были замком, от которого не нашли ключа. Еще при кончине старицы эти вериги замечены были на ней одною, сидевшей при ней сестрою, но больная заклинала сестру не говорить никому о веригах, что и было исполнено. Другая особенность, замеченная по кончине подвижницы, состояла в том, что прибывшие из тамбовского монастыря сестры одели почившую в схимонашеское одеяние, сказав недоумевающим: "так должно".
Едва ли не весь город собрался на похороны почившей Марфы. Тело почившей отпето было в церкви Вознесенского женского монастыря, а похоронено на кладбище Воздвижения Креста Господня, при деревянной церкви по левую сторону алтаря. Старица при жизни сама указала для себя это место, потому что здесь же похоронен был ее духовный отец иерей Гавриил, настоятель Архангельской церкви города Тамбова. Теперь вполне объяснилось и желание покойной Марфы умереть в Тамбове, где она пребывала только по временам, а не в Кирсанове, где она жила постоянно.



(Тихвинская церковь Кирсановского Тихвино-Богородицкого женского монастыря, фото 1911 года. Монастырь в годы лихолетия был утрачен, но Тихвинская церковь в наше время восстанавливается)

Община, основанная преподобной Марфой, не имела отдельного, самостоятельного значения, а держалась всюду авторитетом своей руководительницы. В то время общежитие не было, собственно, богадельнею. Так наименовано оно с 1814 года и существовало под этим именем до 1846 года. В этом году Кирсановская богадельня была Высочайше переименована в "женскую общину", а с 1849 года существовала как общежительный Тихвинский женский монастырь.
В 1988 году подвижница Тамбовского края была прославлена в лике святых.

Праздники, Святые дня, Православие

Previous post Next post
Up