Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 14-я по Пятидесятнице.
Cщмч. Ермила Белградского (ок. 315; Серб.); прп. Христофора Римлянина (VI); прп. Вриены Нисивийской (318); свтт. Александра (340), Иоанна Постника (595) и Павла Нового (784), патриархов Константинопольских; прп. Фантина чудотворца, Солунского (974); свт. Иоанна Ксифилина, патриарха Константинопольского (1075); прп. Александра Свирского (1533); Обре́тение мощей блгв. кн. Даниила Московского (1652); свт. Варлаама, митрополита Молдавского (1657); Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского (в схиме Алексия) (1724); прп. Александра Вочского, Галичского (XIV-XV; Костром.); свт. Евлалия, еп. Кесарийского; прп. Христофора Римлянина (VI); прп. Фантина чудотворца Солунского (Фессалоникийского) (IX-X).
Сщмч. Петра Решетникова, пресвитера (1918); прмч. Аполлинария (Мосалитинова), иеромонаха (1918); сщмч. Павла Малиновского, пресвитера, прмц. Елисаветы (Ярыгиной), монахини, мч. Феодора Иванова (1937); прмч. Игнатия (Лебедева), схиархимандрита (1938); сщисп. Петра Чельцова, пресвитера (1972); сщмч. Николая Околовича (1934; Белорус.).
Собор Святителей Сербских: Саввы I (1237), Арсения I (1266), Саввы II (1269), Евстафия I (ок. 1285), Иакова (1292), Никодима (1325), Даниила (1338), архиепископов, Иоанникия II (1354), Ефрема II (после 1395), Спиридона (1388), Макария (1574), Гавриила I (Райича) (1659), патриархов, и Григория, епископа.
Святые дня, молите Бога о нас!
Благоверный князь Даниил Московский, обретение мощей
Родился в 1261 году и был четвертым сыном святого великого князя Александра Невского. В жизни св. благоверный князь Даниил отличался благочестием, кротостью и миролюбием.
Во все дни его жизни никто не нанес ущерба державе его, и сам он не покушался насилием приобретать чужие области, благодаря Бога за данное ему в жребий благословенное наследие - державу преславного града Москвы. Со времен блаженного князя Даниила честь и слава первокняжения и первосвятительства начали приближаться к боголюбивому граду Москве. В 1302 г. Московское княжество увеличилось за счет мирного присоединения Переяславского княжества. Однако св. князь не услаждался властолюбием, но, ограждаясь страхом Божиим, преуспевал в братолюбии.
Богоугодно господствуя в Московских пределах, св. князь Даниил построил за Москвой-рекой монастырь, который стал называться по его имени Даниловский.
(Свято-Данилов монастырь, Москва)
Святой благоверный князь на 42 году жизни мирно отошел ко Господу 4 марта 1303 года.
Перед кончиной, следуя благочестивому примеру отца, принял иноческий чин и схиму и по глубокому смирению завещал совершить погребение на братском кладбище основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря. Честные мощи святого князя Даниила находились под спудом почти 350 лет. В течение этого времени благоверный князь неоднократно напоминал о себе и о месте своего погребения. Так, во времена великого князя Иоанна Третьего (1462-1505) святой Даниил явился придворному юноше и повелел сказать великому князю следующее: «Рцы великому князю Иоанну: се убо сам всячески себе утешаеши, мене же почто забвению предал еси, но обаче аще он забвенна мя имать. Бог же мой несть мене забыл никогдаже». Узнав об этом, Иоанн Третий повелел служить соборные панихиды, раздавать милостыню и устраивать трапезы на помин своих усопших.
При сыне Иоанна Третьего великом князе московском Василии Иоанновиче (1505-1533) произошло событие, описанное в Степенной книге. Однажды великий князь с многочисленной свитой, в которой находился князь Иоанн Михайлович Шуйский, был в Даниловом монастыре и проезжал недалеко от места захоронения благоверного князя Даниила. Шуйскому нужно было сесть на коня, и он решил сделать это с надгробного камня на могиле святого Даниила. Оказавшийся поблизости некий благочестивый христианин сказал Шуйскому: «Господине княже! Не дерзай с камни сего всести на конь свой. Ведый буди, яко лежит ту великий князь Даниил». Гордый же князь не послушал совета и, встав на камень, хотел сесть на коня. Неожиданно конь вздыбился и упал мертвым на землю, подмяв седока, едва оставшегося в живых после падения.
В царствование Иоанна Васильевича Грозного на могиле князя Даниила получил исцеление умирающий сын коломенского купца. Иоанн Грозный установил ежегодно совершать крестный ход к могиле благоверного князя Даниила и служить о нем панихиды. Он же издал указ о построении в запустевшем к тому времени монастыре двухэтажной каменной церкви, братских келлий, пополнении обители иноками и устройстве монашеского общежития.
В 1652 году царь Алексий Михайлович по повелению явившегося ему благоверного князя Даниила совершил торжественное открытие мощей святого. 30 августа Патриарх Никон с собором епископов и царь Алексий Михайлович с придворными открыли могилу благоверного князя и обрели честные мощи нетленными.
(рака с мощами благоверного князя Даниила Московского)
В то же время среди многочисленного народа произошло немало чудесных исцелений. Святые мощи были торжественно перенесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса. Тогда же благоверный князь Даниил был причислен к лику святых и ему было установлено общецерковное празднование 4/17 марта - в день блаженной кончины и 30 августа/12 сентября - в день обретения нетленных мощей.
Тропарь благоверного князя Даниила Московского
глас 4
Княжения твоего славу отложив,/ озаряемый Божественною благодатию,/ Богомудре княже Данииле,/ весь разум в сердце от суетнаго мира сего/ к Зиждителю неуклонно возложил еси/ и, яко звезда на востоце Российскаго государства просиял еси,/ целомудрием же и равноангельным твоим житием/ течение добре совершая,/ веру соблюл еси непорочну,/ тем и по смерти прослави тя Бог в чудесех,/ яко источаеши исцеления верно притекающим к честней раце твоей;/ сего ради днесь празднуем успение твое, людие твои./ Ты же, яко имаши дерзновение ко Христу,/ моли спасти отечество твое// и мирней быти державе нашей.
Ин тропарь благоверному князю Даниилу Московскому
глас 5
Благодатнородный сын Твой,/ Всетворителю Господи Боже наш,/ щедрототворством христоподражательный отец Даниил/ в евангельском заповедании и благоразумном своем житии/ чудесодарования и Небесная со святыми пребывания восприят/ от Тебе, Спасителя нашего Христа Иисуса./ Возымев бо Твое Божественное пособие,/ суетномирския и плотоогненныя страсти упраздни/ и враги демоны, невидимый и видимыя злотворны/ и разорители своего великокняжескаго наследия, победи./ Того молитвами спаси вся,/ зовущия Тебе: Аллилуйя.
Ин тропарь благоверному князю Даниилу Московскому
глас 5
Благославная похвале и благосветлый венче/ царствующаго града Москвы,/ всеблаженне Данииле, отче наш./ Подвигом бо добрым подвизався,/ богоугодное течение совершил еси,/ всерадостныя некончаемыя жизни сподоблься,/ зриши Господа Бога,/ Емуже молися,/ благочествующим тя и лобызающим богохранимыя твоя и чудесоточныя мощи/ спасение и наследие Царства Небеснаго даровати.
Кондак благоверного князя Даниила Московского
глас 4
Избранный Богом от чресл родительских/ и воспитанный от младенчества в законе Господни в мужа совершенна/ и Промыслом Вышняго, именитаго града Москвы наследие княжества прием,/ верен строитель благочестивым людем твоим показался еси, Богоблаженне Данииле,/ ихже образом своим наставляя/ и поучая заповедем Господним выну,/ путем, ведущим в живот вечный, присно шествуя,/ Небеснаго Царства достигл еси,// идеже со ангельскими водворяяся лики, поеши Богу: Аллилуия.
Ин кондак святого благоверного князя Даниила
глас 6
Еже по образу соблюд непреложно/ и яже в мире тленная оставив,/ со ангельскими лики предстоиши Христу,/ преподобне княже Данииле,/ никакоже забывая чад твоих,/ но милостивно посещая и глаголя им:/ аз есмь с вами и никтоже на вы.
Величание благоверному князю Даниилу Московскому
Ублажаем тя, благоверный княже Данииле, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Молитва благоверному князю Даниилу Московскому
Церкве Христовы похвале высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российский Божественное утверждение, преподобне княже Данииле. К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дйвнаго во святых Своих Христа Бога нашего во веки веков. Аминь.
Преподобный Александр Свирский
Прп. Александр родился 15 июня 1448 г. в небольшом селе Мандера на реке Ояти в Новгородской области. Родители его - Стефан и Васса - были небогатыми, но благочестивыми крестьянами, которые назвали сына Амосом и дали ему христианское воспитание. Он рано узнал о Валаамском монастыре, часто размышлял о нем и однажды встретился с несколькими иноками этой обители. Воодушевленный беседой с ними, Амос решил посетить "Северный Афон". Перейдя реку Свирь, он шел по берегу обширного Рощинского озера и вдруг услышал таинственный голос, возвестивший ему, что в будущем на этом месте он создаст обитель. Когда же Амос пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александра в 1474 г. Было ему тогда 26 лет.
Однажды, стоя на молитве, святой Александр услышал божественный голос, который сказал: "Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное тебе место, на нем же возможеши спастися". Так будущий святой вспомнил указанное ему место на юго-востоке, на берегу реки Свири. Это случилось в 1485 г. Хижину свою преподобный поставил на берегу Рощинского озера. Здесь он провел в полном уединении несколько лет, питаясь не хлебом, а "зелием здесь растущим". Однажды мимо хижины св. Александра проезжал на охоту местный боярин Андрей Завалишин, и от него люди впоследствии и узнали о том, что здесь поселился новый благочестивый пустынник. Постепенно вокруг хижины прп. Александра начала складываться обитель, а слава о прозорливости и врачевании недугов телесных и духовных ее настоятелем облетела вскоре все окрестные земли. Народ же еще при жизни называл Александра Свирского не иначе, как святым.
ЯВЛЕНИЕ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. На 23-м году поселения преподобного в пустыни произошло событие, навсегда вошедшее в анналы церковной истории. Как и боголюбивого Авраама - Патриарха Старого завета, прп. Александра Свирского, посетила Божественная Троица. В храме явился преподобному большой свет, и Александр увидел трех мужей, сошедших к нему. Из их уст святой услышал повеление: "Возлюбленный, яко же видишь в Трех Лицах Глаголющего с тобой, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, единосущной Троицы".
На месте явление прп. Александру Святой Троицы - величайшего духовного события - встречи человека с Богом, впоследствии была воздвигнута часовня, и это святое на русской земле место на многие годы стало предметом поклонения паломников. И ныне забирают они с собой с этой освященной земли песочек как благословение Божие, чтобы рассыпать его крестом на родных могилах, освятить им свои земельные участки.
ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО. За год до своей кончины преподобный призвал к себе всю братию и назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них в игумены. Скончался прп. Александр 30 августа 1533 г., 85 лет от рождения, и согласно предсмертному его завещанию был погребен близ церкви Преображения Господня по правую сторону от алтаря. В 1547 г. Александр Свирский был причислен к лику святых.
По прошествии 107 лет и 7 месяцев со дня кончины прп. Александра, а именно в апреле 1641 г., игумен Свирского монастыря Авраамий с братией, намереваясь строить над его могилой каменную церковь согласно царскому повелению, разобрали ветхую церковь во имя преподобного, где находилась и гробница, поставленная над его телом. Когда копали ров для восточной стороны церкви, лопата одного из монахов неожиданно ударилась о крышку гроба. О находке доложили игумену, и он, собрав всю братию, поспешил осмотреть гроб. Лишь только открыли верхнюю доску гроба, как вдруг по воздуху разлилось благоухание; одежды на лежащем в гробе - мантия и схима - были целы, тут же лежал и деревянный посох. Тело оказалось не истлевшим, и из-под покрывавшей лицо материи была видна часть бороды.
Это были мощи прп. Александра. Игумен тотчас же велел сделать новый гроб и после переложения в него святых мощей перенес их в храм Святого Николая.
Вскоре игумен послал монахов с донесением об этом событии митрополиту Новгородскому Афонию, а тот в свою очередь сообщил известие царю Михаилу Федоровичу. В 1644 г. святые мощи были переложены в драгоценную раку, пожертвованную монастырю по личному распоряжению царя.
РАЗОРЕНИЕ МОНАСТЫРЯ. Но вот наступила страшная эпоха революций и Гражданской войны. На Севере России власть большевиков установилась в январе 1918 г., а до этого политическое руководство осуществляли эсеры и меньшевики. В то время при Свято-Троицкой обители действовал так называемый "Союз охраны церквей и часовен" - общественно-религиозная организация, призванная спасти от поругания православные святыни. Для расследования его деятельности в апреле 1918 г. в монастырь был послан отряд из 50 человек, в задачу которых входил арест руководителей "Союза...". Настоятель обители архимандрит Евгений был арестован 30 сентября 1918 г. в Олонецкой ЧК, куда он был вызван повесткой.
Мощи прп. Александра Свирского вскоре были вывезены большевиками в город Лодейное Поле, после чего началась целая кампания по их сокрытию от верующих. Обнаруженные в наши дни архивные материалы свидетельствуют, что в 1919 г. рака с мощами была отправлена в Петроград. При этом было инсценировано уничтожение лжемощей при свидетелях специально для того, чтобы поползли слухи. Подлинные же останки прп. Александра были переданы в ведение Наркомздрава. Единственным фундаментальным анатомическим музеем Петрограда в те годы был музей Военно-Медицинской академии. По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии ВМА, в годы революции в их музее появился экспонат, который так и оставался незарегистрированным в обширных каталогах музея. Такое положение "экспоната" в подобном музее было явлением исключительным, и сделано это было явно для сокрытия мощей. Вероятно, тут действовала не только злая воля большевистского руководства, но и добрая воля завкафедрой В.Н. Тонкова, который по своим убеждениям не был "воинствующим безбожником" и вполне мог постараться сделать так, чтобы про мощи просто забыли их враги.
НОВОЕ ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО. Так или иначе, но результаты архивных поисков, которые проводили церковные власти в наши дни, привели их участников в декабре 1997 г. в стены Военно-Медицинской академии. После этого началась долгая процедура освидетельствования, которая должна была выяснить, является ли обнаруженный "анатомический экспонат" подлинными мощами прп. Александра Свирского.
Первое, что сразу же отмели ученые, - это версию об искусственной мумификации тела. Акт освидетельствования, однозначно говорящий о естественной мумификации, подписан ведущими специалистами ВМА. Объем этого исследования занял 45 страниц машинописного текста, а общий его вывод гласит - обследуемое тело, без сомнения, является мощами св. Александра Свирского. 30 июля 1998 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира святыня была открыта для поклонения верующим.
(нетленные мощи прп. Александра Свирского)
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБИТЕЛИ. Когда в 1997 г. было получено благословение на возрождение монастыря, он предстал перед его новыми обитателями в мерзости запустения. Однако это не привело их в уныние. Сразу же закипела работа, и за короткий срок были полностью восстановлены внешний вид Преображенского собора, внутреннее убранство храма святых Захария и Елизаветы, часовня на месте видения прп. Александру Святой Троицы, а также один из братских корпусов. 22 сентября 1998 г. монастырь был официально передан Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.
(Александро-Свирский Свято-Троицкий мужской монастырь)
23 ноября 1998 г. мощи св. Александра были наконец перенесены на место их последнего упокоения - в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Тысячи паломников буквально ее всего света притекают в эту отдаленную обитель. Многие из них удостаиваются видеть чудо мироточения из мощей святого ноги и руки преподобного открыты, а полное нетление тела является величайшее редкостью во всей истории Православной Церкви. Ведь мощам уже почти 500 лет, даже лицо святого узнаваемо по древним иконописным изображениям.
Тропарь преподобного Александра Свирского
глас 4
От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився,/ единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити,/ темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася,/ како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре,/ победил еси полки страстей воздержанием/ и явился еси равноангелен на земли,/ Александре преподобне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.
Кондак преподобного Александра Свирского
глас 8
Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси, отче,/ вселився в пустыню, Христовым стопам последовати усердно возжелел еси/ и, Того святое иго на рамо твое взем - честный крест,/ умертвил еси труды подвиг твоих телесныя взыграния,/ темже вопием ти:/ спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Александре, отче наш.
Величание преподобному Александру Свирскому
Ублажаем тя, преподобне отче Александре, и чтим свяую память твою, наставник монахов и собеседник ангелов.
Молитва преподобному Александру Свирскому
О священная главо, Ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, являяй многия милости живущим во святей обители твоей и всем с верою и любовию притекающим к тебе! Испроси нам вся благопотребная к житию сему временному и нужная к вечному спасению нашему. Пособствуй и предстательством твоим, угодниче Божий, на враги видимыя и невидимыя, да в мире глубоце пребудет Святая Православная Церковь Христова и благостроение зиждется, во всяком благочестии нерушимо. Буди всем нам, чудотворче святый, помощник скорый во всякой скорби и обстоянии. Наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосердый, да не предани будем на мытарствех воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренныя моления наша и предстательству за нас пред Престолом Живоначальныя Троицы, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми мы, недостойнии, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Благоверный князь Александр Невский (в схиме Алексий), перенесение мощей
(перенасение мощей Александра Невкого. Живопись, холст, Москвитин Ф.А., 2001)
Святой благоверный князь Александр Невский (в схиме Алексий) скончался по пути из Орды в Городце, на Волге, 14 ноября 1263 года, а 23 ноября (под этим днем помещены о нем сведения) 1263 года был погребен в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира (ныне там установлен памятник святому князю; еще один памятник установлен в городе Переславле-Залесском). Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении, ибо было ознаменовано чудом: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. Великий князь Иоанн Иоаннович (1353-1359) в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию (1363-1389), будущему победителю Куликовской битвы, «икону Святый Александр».
Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой - в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена. 30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург, расположившуюся на берегах Невы. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где почивают и ныне. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено).
Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский, † 27 апреля 1731 года) составил специальную службу на воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.
Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому - многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Эти храмы - залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами.
Тропарь благоверного князя Александра Невского
глас 4
Познай свою братию, российский Иосифе,/ не в Египте, но на Небеси царствующий,/ благоверный княже Александре,/ и приими моления их,/ умножая жита людем плодоносием земли твоея,/ грады владычествия твоего ограждая молением// и православным христианом на сопротивныя споборствуя.
Кондак благоверного князя Александра Невского
глас 4
Якоже сродницы твои Борис и Глеб/ явишася тебе с Небесе в помощь,/ подвизающемуся на Велгера Свейскаго и воев его,/ тако и ты ныне,/ блаженне Александре,/ прииди в помощь твоим сродником// и побори борющия ны.
Величание
Величаем тя,/ благоверный княже Александре,/ и чтим святое успение твое,/ и ныне молиши за нас// Христа, Бога нашего.
Молитва святому благоверному Александру Невскому
Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя многими беззаконии непотребны себе сотворшия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины сердца тебе взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими молитвами непоколебимы утверди. Ты великое, возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в нейже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российских отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетлен¬ным увенчанный, на небесех царствуеши, ходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам. Предстоя же со всеми святыми Престолу Божию, молися о всех православных христианах, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, и благоденствии, и всяком благополучии в должайшая лета, да и присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святители Александр, Иоанн Постник и Павел Новый, патриархи Константинопольские
(святитель Александр Константинопольский, патриарх)
Святители Александр, Иоанн и Павел, Патриархи Константинопольские, жили в разное время, но всем им пришлось столкнуться с действиями еретиков, искажавших учение Церкви. Святой Александр (325-340) был хорепископом (викарием) при первом Патриархе Константинопольском, святителе Митрофане (315-325), и ввиду старости замещал его на Первом Вселенском Соборе в Никее против ариан (325). Перед смертью святитель Митрофан завещал избрать на Константинопольский престол своего викария. В то время Святейшему Патриарху Александру приходилось бороться с арианами и с язычниками.
(святитель Павел Новый Константинопольский, патриарх)
Однажды в споре с языческим философом святитель сказал ему: «Именем Господа нашего Иисуса Христа повелеваю тебе замолчать!», и язычник внезапно сделался немым. Когда же он выразил знаками признание в заблуждении и убеждение в правоте христианского учения, то речь вернулась к нему и он уверовал во Христа со многими другими философами-язычниками. По молитве святителя Александра был наказан еретик Арий. Он притворно согласился вступить в общение с православными и император, святой Константин Великий, назначил день принятия Ария. Всю ночь молился святитель Алекандр, прося Господа не допустить, чтобы еретик вступил в общение с Церковью. Утром, когда Арий торжественно шел в церковь, окруженный царскими советниками и оруженосцами, на Константиновой площади он был поражен болезнью - чрево его разорвалось и внутренности выпали.
Святейший Патриарх Александр, много потрудившись, скончался 98 лет в 340 году. О нем впоследствии упоминал в похвальном слове к жителям Константинополя святитель Григорий Богослов (Назианзин) (память 25 января).
(святитель Иоанн Постник Константинопольский, патриарх)
Святитель Иоанн Постник (582-595) особо вспоминается Церковью 2 сентября (сведения о нем помещены под этим числом).
Кондак святителей Александра, Иоанна и Павла
глас 8
Христовою любовию распалаеми, славнии,/ и ярем Его приемшии - Крест Честный,/ подражатели Того жития явистеся/ и Божественный славы Его причастницы бысте,/ Александре Богомудре со Иоанном чудным и Павлом славным./ Темже, Престолу Его предстояще,/ прилежно молитеся за души наша.
Кондак святителей Александра, Иоанна и Павла
глас 8
Христовою любовию распалаеми, славнии,/ и ярем Его приемшии - Крест Честный,/ подражатели Того жития явистеся/ и Божественный славы Его причастницы бысте,/ Александре Богомудре со Иоанном чудным и Павлом славным./ Темже, Престолу Его предстояще,/ прилежно молитеся за души наша.
Святитель Иоанн VIII Ксифилин, патриарх Константинопольский
Родился в 1006 году в Трапезунде в богатой и знатной семье. Отец его скончался, когда Иоанн был еще ребенком. Заботами матери получил прекрасное образование в родном городе.
Ученый муж в Константинополе
Отправился в Константинополь, где был принят в круг наиболее просвещенных мужей, наиболее яркими представителями которых были, из старшего поколения - святитель Иоанн Мавропод, и ровесники - будущий патриарх Константин Лихуд, и один из величайших восточно-римских историков Михаил Пселл. Иоанн в основном занимался изучением права, хотя не пренебрегал и такими науками как философия, риторика, диалектика.
Как только власть захватил император Константин Мономах, он привлек к процессу восстановления образования наиболее просвещенных людей того времени, в первую очередь Михаила Пселла, ставшего "ипатом философов" и Иоанна Ксифилина, который был, вероятно, 21 апреля 1047 года назначен номофилаксом - главой юридической школы.
Однако, вскоре в Константинополе среди представителей старой элиты началось движение против призванных императором специалистов, которое коснулось и Иоанна. Некий Офрида, поддерживаемый высшим юридическим сообществом Константинополя, обвинил Иоанна перед императором в невежестве и, прежде всего, в свободомыслии, проистекающем из его молодого возраста. Несмотря на поддержку Михаила Пселла, Иоанн был отстранен от занимаемой должности. Своих должностей также лишились Константин Лихуд, Иоанн Мавропод, Михаил Пселл и многие другие. Всех их постригли в монахи и изгнали из столицы.
Монашество
Приняв монашество, отправился в один из Олимпийских монастырей в Вифинии, где жил десять лет.
За этот период Михаил Пселл, вернувшись в столицу, восстановил там свое влияние и даже сумел убедить императора Исаака Комнина постричься в монахи и отречься от престола в пользу Константина Дуки, в результате чего Пселл стал первым советником нового императора, а патриархом - друг Пселла и Иоанна Константин Лихуд. После кончины патриарха Константина в 1063 году на патриарший Константинопольский престол, также видимо стараниями Пселла, был приглашен Иоанн. Он был рукоположен сначала в иереи, а через неделю, 1 января 1064 года - во епископы.
Патриарх Константинопольский
Его первой заботой на посту патриарха стал вопрос о ересях на восточных границах империи. Он немедленно осудил и отправил в изгнание яковитского епископа Митилены, насаждавшего монофизитство, а в 1066 году объявил о церковном союзе Армении и Константинополя, целью которого было укрепление позиций империи на разоряемых турками восточных рубежах.
В делах престолонаследия
Также патриарх Иоанн деятельно входил в дела престолонаследия. В частности, участвовал в вопросе престолонаследия после кончины императора Константина Дуки. Так, незадолго до 21 мая 1067 года он, по просьбе умирающего императора, принял клятву императрицы Евдокии Макремволитиссы в том, что она по смерти супруга не выйдет вновь замуж, чтобы трон занял один из сыновей Константина Дуки. Патриарх пригрозил Евдокии анафемой в случае клятвопреступления и таким образом способствовал сосредоточению власти в руках Михаила Пселла и кесаря Иоанна Дуки, брата умершего императора.
Однако, спустя несколько месяцев опасность оживления деятельности турок на восточных границах империи вынудила патриарха, вопреки желаниям Пселла и кесаря, освободить Евдокию от клятвы и разрешить ей вступить в брак с Романом Диогеном, который казался способным справиться с нашествием варваров.
Впоследствии патриарх дал разрешение на смешанный брак Константина Дуки, сына императора Михаила Дуки, и Елены, дочери норманнского герцога Роберта Гвискара, дабы попытаться устранить нависшую над западными владениями империи в Италии угрозу норманнского завоевания.
Внутрицерковная деятельность и кончина
Патриарх проявлял великую заботу об украшении и обновлении столичных храмов, в особенности Храма Святой Софии.
Каждый день отправлял службы и проповедовал в столичных храмах. Раздавал бесплатно хлеб и зерно бедным.
Оставаясь на престоле до своей кончины, последовавшей 2 августа 1075 года. Был похоронен в монастыре Ангуриев (Μονή των Αγγουρίων, "Огуречный монастырь") на Боспоре.
Преподобный Фантин Солунский, чудотворец
Родился в Калабрии от Георгия и Вриены. Восьми лет он был отдан в монастырь и с детства привык к подвигам. С юности он скитался по пустыням, оставаясь часто без пищи по 20 дней и не имея одежды. В таких подвигах преподобный прожил 60 лет. Под конец жизни, избегая преследования сарацин, он удалился со своими учениками Виталием и Никифором к Пелопоннесу. Проповедуя пути спасения, преподобный посетил Коринф, Афины, Лариссу и Солунь, где поклонился мощам святого великомученика Димитрия. Скончался мирно в глубокой старости.