Продолжение….
Преподобный Иосиф Исихаст (Молчальник, Пещерник) (греч. ᾿Ιωσὴφ ὁ ῾Ησυχαστής), схимонах, выдающийся подвижник благочестия XX века, местночтимый святой на Афоне и в Румынии
В миру Франгиск Коттис, родился 2 ноября 1897 года в деревне Лефке на острове Парос. Его родители Георгий и Мария были бедными, но благочестивыми людьми. В 1907 году отец умер, и воспитание шестерых детей легло на плечи матери. По её словам, вскоре после рождения Франгиска она узнала о его предстоящей судьбе: явившийся ей во сне ангел записал имя младенца в некий список и забрал его, сказав, что он нужен Царю.
Франгиск не окончил начальную школу, так как после смерти отца должен был помогать матери и братьям. В 1914 году он отправился на заработки в Пирей. После прохождения военной службы поселился в Афинах, где, по одним сведениям, занимался мелкой торговлей, а по другим - работал поваром и затем кондуктором трамвая. В возрасте 23 лет молодой человек увлекся чтением духовной литературы, под влиянием которой стал подражать подвижнической жизни древних отцов на горе Пендели. В том же 1921 году, познакомившись с неким старцем из одной келлии в Карее, Франгиск раздал своё имущество бедным и отправился на Святую Гору, чтобы стать монахом.
На Афоне сперва присоединился к братству старца Даниила Катунакийского, но затем удалился оттуда в поисках более уединённого места для подвижничества. Юноше не удалось сразу найти для себя духовного отца, о чем он с горечью писал впоследствии: "День и ночь я плакал о том, что не нашёл Святую Гору такой, как пишут о ней святые". В частности, не увенчалась успехом его попытка поступить в ученики к старцу Каллинику Исихасту, поскольку тот отказывался обучать своих послушников умной молитве. Тогда Франгиск начал вести отшельнический образ жизни, обитая в пещерах. Со временем, после многих суровых подвигов, он сподобился дара благодатной непрестанной молитвы.
Не найдя подходящего пристанища, Франгиск некоторое время путешествовал по Афону, зарабатывая на жизнь изготовлением мётел. В ходе этих странствий он познакомился и сблизился с монахом Арсением. По совету Даниила Катунакийского, указавшего молодым людям на важность послушания для духовной жизни, в конце 1921 года Франгиск и Арсений стали учениками простодушного и незлобивого старца Ефрема Катунакийского, албанца по происхождению, занимавшегося бондарным ремеслом.
В 1925 году Франгиск был пострижен в великую схиму с именем Иосиф.
Незадолго до своей смерти старец Ефрем переселился в скит святителя Василия Великого, где вскоре скончался. После его смерти Иосиф, уступая просьбе собрата, принял на себя обязанности главы общины, хотя отец Арсений был старше и годами, и по времени монашеского пострига. Оставшись вдвоём, Иосиф и Арсений продолжили путешествия по Афону, возвращаясь в свою каливу только на зиму, а затем приняли решение жить там постоянно, занимаясь резьбой по дереву. Согласно воспоминаниям Иосифа Исихаста, этот период жизни был связан для него с особенно тяжёлыми искушениями. Так, однажды старцу явился в видении длинный строй монахов, приготовившихся к сражению с бесами. Высокий и славный военачальник предложил ему встать в первый ряд бойцов, на что Иосиф с радостью согласился. За видением последовала жестокая духовная брань, продолжавшаяся 8 лет, в результате которой Иосиф Исихаст, по его словам, "вошёл во все прибежища врага и после жестокого единоборства вышел из них по благодати Господней". Важным событием в жизни подвижника стало обретение духовника старца Даниила, безмолвника и почти полного затворника, монашествовавшего в келлии преподобного Петра Афонского в окрестностях Великой Лавры. От своего духовника Иосиф Исихаст перенял правило вкушать пищу (состоявшую из одной меры хлеба и небольшого количества овощей) лишь раз в день, не делая исключения для великих праздников.
В период пребывания в скиту святителя Василия Великого вокруг Иосифа Исихаста стало формироваться небольшое монашеское братство. К старцу присоединились его родной брат Афанасий, отец Иоанн из Албании и отец Ефрем (впоследствии иеромонах, возглавивший движение старостильников в городе Волос). Послушником Иосифа Исихаста некоторое время был и известный подвижник монах Герасим (Менайас), который, несмотря на то что здоровье не позволяло ему остаться в братстве надолго, всегда вспоминал о старце с глубоким почтением. С тех пор как подвижники стали постоянно жить в своей каливе, Иосиф Исихаст приобрёл большую известность, и к нему за советом приходило множество посетителей. Это обстоятельство нарушало уединённую обстановку, побуждая основателей братства искать новое место для монашеских подвигов.
В 1929 и 1930 годах Иосиф Исихаст покидал Святую Гору для пострижения в монахини своей матери и основания в окрестностях города Драма женского монастыря. В 1933 году он возвратился на Афон, продолжая руководить пятью постриженными им монахинями посредством переписки.
В январе 1938 года Иосиф вместе с отцом Арсением присмотрели для себя заброшенную каливу в Малом скиту святой Анны, располагавшуюся в пещерах под скалистым обрывом, где они подвизались в течение следующих 30 лет. Подвижники обновили небольшую церковь святого Иоанна Предтечи и соорудили для себя из дерева, прутьев и глины хижину, разделявшуюся на три кельи, одна из которых предназначалась для Иосифа, другая для Арсения, а третья - для приходящего иеромонаха. Здесь Иосиф и Арсений на некоторое время вновь остались вдвоём. Само расположение каливы и недостаток места для жилых помещений не предполагали присутствия других братий. Тем не менее со временем к подвижникам присоединились новые ученики из числа молодых монахов, в том числе монах Иосиф (впоследствии духовник монастыря Ватопед и биограф старца), иеромонах Харалампий (впоследствии игумен монастыря преподобного Дионисия).
Тяготы жизни в Малом скиту святой Анны, связанные прежде всего с необходимостью ежедневно поднимать грузы на большую высоту, плохо сказывались на здоровье молодых послушников, поэтому в июне 1951 года Иосиф принял решение переселиться поближе к морю. Им была выбрана калива святых Бессребреников в Новом скиту. В начале 1958 года здоровье старца резко ухудшилось, на его шее появился болезненный нарыв. Уступая просьбам духовных чад, он согласился принять лечение, хотя и считал усилия медиков ненужными. В 1959 году Иосиф Исихаст страдал от сердечной недостаточности.
Скончался 28 августа 1959 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, предсказав свою кончину и предварительно причастившись на праздничной Литургии.
Почитание
Преподобный Иосиф Исихаст почитается как местночтимый святой на Афоне, а также в Румынии. Его мощи находятся в Ватопеде, а честная глава и другая часть мощей - в монастыре преподобного Антония Великого (штат Аризона, США). Известно о посмертных явлениях старца и о чудесах, имевших место при перенесении его мощей.
Тропарь
глас 5
Преподо́бне о́тче Ио́сифе,/ Го́споду и Богоро́дице свя́то послужи́в,/ в Бо́гом обетова́нную в Раи́/ но́вую зе́млю под Не́бом но́вым возше́л еси́,/ и на́м, недосто́йным вселе́ния в си́х,// письмены́ твои́ми и моли́твами спасти́ся помози́.
Кондак
глас 8
Избра́нный Го́сподом Иису́сом в подо́бныя дре́вним ученики́,/ Ду́хом Животворя́щим Святы́м осоли́лся еси́, / еще́же и братию самоотве́рженную и смиренному́друю возрасти́в,/ де́ланию моли́твенному непреста́нному обучи́л еси́,/ и ра́ди обре́тения и́ми соверше́нных даро́в,/ да́же до сме́рти поще́нием, бде́нием и тре́звением подвиза́лся еси́,/ ны́не же о Го́споде утеша́ешися,/ со А́нгелы и святы́ми блаже́нствуеши и слы́шиши:/ Ра́дуйся, Исиха́сте Вели́кий Ио́сифе,// Но́вый Афо́нский пусты́нниче и мона́хов Наста́вниче.
Сочинения
Сохранилось большое количество писем Иосифа Исихаста к родственникам и духовным чадам, посвящённых различным вопросам духовной жизни. Подборка этих писем была опубликована старцем Ефремом из Филофеева монастыря под заглавием "Выражение монашеского опыта".
Перу старца принадлежит также сочинение "Десятигласная духодвижимая труба", где в образной форме описываются ступени, которые необходимо преодолеть подвижнику по пути к стяжанию благодати. Сочинениям старца свойствен своеобразный стиль, сочетающий архаизацию с простонародными выражениями и с использованием рифмованной прозы.
Мученики Дорофей, Сарантий, Серафим, Иаков, Василий, Димитрий, Георгий, Платон, Адриан и Полиевкт, в Мегаре пострадавшие
Элладская православная Церковь почитает сегодня десять мучеников, пострадавших в Мегаре в IV веке.
Тропарь, кондак и величание десяти Мегарским мученикам (на греческом языке)
Απολυτικιον των αγιων δεκα μαρτυρων
Των Μεγαρων προσταται αθλοφοροι δεκαριθμοι συν τω δωροθεω. Σαραντη, Σεραφειμ, και Ιακωβε, Δημητριε, Βασιλειε ομου, Αδριανε , Πολυευκτε και Γεωργιε και παλτων Ευσεβωσ οι αρωγοι παντοιων κινδυνων λυτρωσασθε τουσ μελποντασ. Δοξα τω Θαυμαστωσαντι Υμασ, δοξα τω Μεγαλυναντι, δοξα τω Ενεργουντι, δι` υμων πασιν ιαματα.
Κοντακιον
Τουσ αντιληπτορασ Μεγαρων ευφημησωμεν, συν Δημητριω τω κλεινω στερρον Βασιλειον κι Πολυευκτων, Σαραντη, Αδριανον τε Σεραφειμ, τον φωτοφορον και Δωροθεον, θειον Πλατωνα, Γεωργιον, Ιακωβον, ανακραζοντασ χαιρεισ ταγμα θεολεκτον.
Μεγαλυναριον
Χαιροισ των Μεγαρων πυρσοφαησ, λαμπασ αφθαρσιασ, εξαστραπτουσα τοισ λαοισ, λαμψεισ σωτηριουσ καινησ φωτοφανειασ, μαρτυρων δεκαριθμων, φαλαγξ αφειφωτε.
Мученики благоверный воевода Константин Брынковяну Валашский, сыновья его Константин, Стефан, Раду и Матфей, и советник его советник Янаке Вэкэреску (Иоаникий)
28 октября 1688 года скончался Шербан Кантакузино, господарь Валахии, в правление которого были построены многие святые обители и начато печатание первого полного издания Библии на румынском языке. В тот день валашские бояре возвели на трон племянника покойного господаря логофета Константина Брынковяну (родился в 1655 году). Был он высокообразованным человеком, знал греческий, латинский и церковно-славянский языки. Молодым был призван на государственную службу, исполняя свои обязанности при правителях Георге Дуке и Шербане Кантакузино.
Его правление началось в тяжелое и трудное для Валахии время, когда турки вели длительную войну с австрийцами. Новый господарь, обладая замечательными дипломатическими способностями, смог сохранить дружественные отношения со всеми противостоящими сторонами. Вверенная ему страна была спасена от опустошений, которые несет с собой война, и грабежей со стороны враждующих армий. В таких благоприятных условиях 26 лет его правления стали эпохой наибольшего расцвета Православной Церкви, культуры и искусства страны. Строились новые храмы и монастыри, открывались различные школы, печатались книги на разных языках, оказывалась всемерная поддержка людям знающим и образованным. Поместным Церквам, находившимся под владычеством Порты, направлялась значительная материальная помощь.
Во время правления Константина Брынковяну в Бухаресте проживало много ученых, среди которых были и греки, и представители других народов; в частности, секретарем господаря был итальянец Антон М. дель Кьяро. Наряду с иностранцами наукой и литературной деятельностью активно занимались румыны. Это и Константин Кантакузино, известный историк, учившийся в Падуе, приступивший к написанию труда «История Валахии» (была закончена только часть его); это братья Раду и Шербан Гречану, работавшие над переводом Библии, первый из которых был также «официальным летописцем» эпохи правления Константина Брынковяну; это Раду Попеску, создавший историческую хронику Валахии; наконец это священномученик митрополит Антим (Ивиряну), родом из Грузии, просветитель и истинный пастырь верующего народа, выразитель его чаяний, основавший несколько типографий, в которых его трудами печатались богослужебные, богословские и учительные книги на румынском, греческом, арабском и других языках.
Брынковяну стал попечителем Академии, учебного заведения, расположившегося в монастыре Св. Саввы в Бухаресте, и ее реорганизатором, поставив во главе ее ученого грека Севастоса Куминитиса. Одновременно с Академией открылись и другие школы в стенах монастырей, в которых преподавание велось на церковнославянском и румынском. Таковыми были школы в монастырях Св. Георгий Старый и Колця в Бухаресте, в которых готовили дьяков для господарской канцелярии, священников и учителей. Румынские школы возникли и в других городах страны и даже в некоторых селах. В отдельных монастырях были учреждены библиотеки, книги на классических языках для них получали из культурных центров Запада. Особенно известны библиотека монастыря Мэрджинени и библиотека монастыря Хурези, основанная самим Константином Брынковяну.
Брынковяну был одним из величайших ктиторов монастырей и церквей. Летом 1690 года был заложен монастырь Хурези (или Хорезу) с храмом свв. императоров Константина и Елены. Церковь украсили фрески греческого иконописца, жившего тогда в Валахии по имени Константин. Особенно замечательны сохранившиеся до нынешнего времени росписи, изображающие житие императора Константина, персонажей румынской истории, представителей двух семейств - Басарабов и Кантакузино. В пронаосе был изображен сам господарь Брынковяну вместе с четырьмя сыновьями, женой Марией и четырьмя дочерьми. Там же в пронаосе было подготовлено место для вечного упокоения господаря и его супруги. Совместно со спэтаром Михаем Кантакузино господарь возвел монастырь в Рымнику-Сэрат с соборным храмом Успения Божией Матери. Благоверным господарем помимо новых монастырей были частично перестроены и заново расписаны храмы во многих монастырях, таких как Козия, Арнота, Бистрица, Стрехайя, Садова, Гура-Мотрулуй, Куртя-де-Арджеш, Дялу, Снагов, двух церквях Тырговиште - Господарской и Св. Димитрия. В Бухаресте господарем были возведены три храма, из них до наших дней дошла лишь церковь монастыря Св. Георгия Нового в центре столицы. В этой церкви были положены в 1720 году останки святого мученика, которые были тайно доставлены сюда из Константинополя супругой Марией. Храм был расписан известным живописцем XVIII века Пырву Муту, сыном священника из Кымпулунга.
(Константин Брынковяеу с сыновьями. Фреска монастыря Хурези)
Особую заботу проявлял господарь в отношении румынского населения Трансильвании и его храмов. Господарь возвел три храма: в Фэгэраше, Окна-Сибиулуй и Сымбатэ-де-Сус. Митрополии Алба-Юлии он пожаловал в 1698 году 6000 аспров, а когда в 1701 году ее митрополит Афанасий Ангел заключил унию с римо-католиками, Константин Брынковяну написал не одно письмо к румынам прихожанам церкви свт. Николая в местечке Шкея (пригород Брашова) - он призывал их оставаться в правой вере и выражал им свою поддержку. Книги, отпечатанные в правление господаря на родном языке в Валахии, распространялись повсюду в Трансильвании, некоторые из них имели хождение и в Марамуреше.
Константин Брынковяну предоставлял постоянную помощь церквям, монашеским общинам и приходам на Балканах и Ближнем Востоке, которые оказались под турецким господством. Митрополитом Анфимом были отпечатаны на греческом языке десятки названий книг - среди них были и богослужебные, предназначенные для христиан Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского Патриархатов. Были устроены типографии в Антиохийском патриархате и Грузии.
Господарь оказывал значительную материальную помощь всем четырем православным патриархатам Востока, монашеским обителям Афона, монастырю Св. Екатерины на горе Синай, монастырям в материковой части Греции и на островах. В Константинополе он возвел церковь свт. Николая в квартале Галата. Многие патриархи и архиереи Востока считали Бухарест своей второй резиденцией, проводя здесь значительную часть времени, безбедно существуя на доходы, полученные от валашских монастырей, преклоненных святым местам православного Востока. Господарь Брынковяну при восхождении на трон был помазан Константинопольским Патриархом Дионисием IV, который позднее скончался в Тырговиште, древней столице Валахии. Долго проживал в Бухаресте Иерусалимский Патриарх Досифей, как и сменивший его Патриарх Хрисанф Нотара, взошедший на кафедру благодаря поддержке Брынковяну; и этот же патриарх освятил храм Георгия Нового в столице.
Эпоха расцвета церковной жизни, просвещения и искусства в княжестве Валахия завершилась одновременно с низложением с престола Константина Брынковяну. Интриги и доносы его врагов в Константинополе, а также факт перехода одного из его бояр на сторону русской армии во время Прусского похода 1711 года Петра I, вызвали у Оттоманской Порты подозрение в нелояльности господаря. Он был вызван вместе семьей в Константинополь. По прибытии туда в марте 1714 года на Страстной седмице, все они были заключены в крепость Едикуле (Семибашенную). Узникам было обещано сохранить жизнь, но только в обмен на переход в мусульманство. Благочестивый господарь решительно отверг это предложение.
15 августа 1714 года, в день Успения Божией Матери, когда господарю только что исполнилось 60 лет, его вывели вместе со всеми на место казни. Его секретарь рассказывает, что Брынковяну успел обратиться с последним словом к своим сыновьям: «Сыновья мои, будьте смелее! Мы потеряли все, что имели на этом свете; спасем, по крайней мере, свою душу, омыв все наши грехи своей кровью!». Затем в присутствии султана, послов иностранных государств, жены и дочерей, приведенных на это жестокое зрелище, господарю и его четырем сыновьям отрубили головы. Раньше всех был казнен Янаке Вэкэреску, ближайший советник господаря, после чего были отрублены головы четырех сыновей: Константина, Штефана, Раду и Матея. И лишь затем, после того, как господарь стал свидетелем трагедии своих сыновей, пришла его очередь. Головы святых мучеников были вздеты на пики и пронесены по Константинополю, а тела их на следующий день брошены в Босфор. Рыбаки христиане выловили тела святых в море и захоронили их в греческом монастыре на острове Халки.
Супруга Мария, ее дочери и их мужья, и ее племянники были сосланы в заточение в один из городов Малой Азии, откуда смогли вернуться в Валахию только через два года.
Своей мученической смертью Константин Брынковяну явил всему миру удивительный пример жертвенности, готовности идти на смерть ради правой христианской веры и ради блага родной страны. Подвижническая его кончина вызвала глубокий отклик в душе румынского народа. Уже тогда началось его почитание как мученика православной веры.
20 июня 1992 года Священный Синод Румынской Православной Церкви прославил Константина Брынковяну, его сыновей и советника Янаке в сонме мучеников. Была составлена служба и написаны их иконы. Совершать им память определено 16 августа.
(Мирча Пэкурарю. Перевод с румынского Владимира Мухина)
Преподобномученик Никодим Метеорский
Преподобномученик Никодим Метеорский проходил свой подвиг в Фессалии, пострадал в 1551 году.