Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 7-я по Пятидесятнице.
Прав. Вероники (I); мчч. Прокла и Илария; прп. Михаила Малеина́, игумена.
Мчч. Феодора Варяга и сына его Иоанна Печерского, в Киеве(983); прп. Арсения Новгородского, Христа ради юродивого (1570); прмч. Симона Воломского, игумена (1641); св. Голиндухи (в Крещении Марии), исповедницы (591); прпп. Иоанна (988) и Гавриила (X) Святогорцев; свт. Серапиона, еп. Владимирского (1275); свт. Григория (Каллидоса), митр. Ираклийского (1925).
Икон Божией Матери: «Самонаписавшаяся» (Продромитисса, Предтеченская, Ясская, Молдавская-Румынская); «Троеручица» (VIII).
Святые дня, молите Бога о нас!
Преподобномученик Симон Воломский, игумен
Преподобномученик Симон Воломский (в миру Симеон Михайлович) родился в 1586 году в семье крестьянина монастырской Волоколамской вотчины. В 1607 году, в Смутное время, его отец, разорившись, отправился на север, а Симеон пошел в Москву. Там он нашел приют у одного портного и научился портняжному ремеслу.
Вскоре святой Симеон покинул Москву, наполненную тогда изменниками отечества, и пошел в Устюг, где, водворившись, питался трудами рук своих. Спустя некоторое время, движимый благочестием, направился он на остров Соловецкий для поклонения преподобным Зосиме и Савватию. В Соловецком монастыре Симеон научился грамоте и церковному пению, сладостно было для него чтение Божественных книг и беседа с духовными старцами о спасении души. Однако из-за многолюдства в прославленной обители св. Симеон, жаждавший уединенных и безмолвных подвигов, перешел в пустынный монастырь в честь Грузинской иконы Божией Матери, расположенный на Черной горе, на реке Пинеге. Там он молил игумена Макария постричь его в иночество. После многих назидательных речей настоятель исполнил его благочестивое желание и изменил мирское имя его Симеона на сходное с оным Симона; юноше было тогда уже двадцать четыре года. Со всей ревностью предал он себя службе монастырской, безропотно исполняя все тяжелые послушания, имея всегда в сердце своем память смертную и непрестанно повторяя богодухновенные слова Давида: Виждь, Господи, смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя (Пс. 24, 18).
Строгая подвижническая жизнь снискала ему любовь и уважение братии. Слава о его равноангельском житии стала распространяться в округе. Но преподобный Симон пожелал совершенного безмолвия, и игумен, зная высокую его добродетель, отпустил его в уединение.
Некоторое время он путешествовал по монастырям Новгородской, Московской и Вологодской епархий, а затем в 1613 году поселился в 80-ти верстах от Устюга, в глухом и непроходимом месте Волмы, или Воломском лесу, на реке Кичменге. Полюбилось это дикое место блаженному Симону, и он молился Господу и Пречистой Его Матери, чтобы позволили ему тут водвориться для спасения его души. Он поставил себе тесную келлию и начал возделывать землю в совершенном уединении, питался он овощами, которые сам садил, а иногда хлебом, который собирал как милостыню в окрестных селениях, ибо в течение пяти лет никто не ведал его уединенной келлии, огражденной дремучим бором. Когда же окрестные жители узнали, то старались его вытеснить, но он благодушно претерпел гонение и удержался на избранном месте.
Когда понемногу начали собираться к прп. Симону ученики, он пожелал устроить обитель. Испросив у царя Михаила Феодоровича жалованной грамоты на избранное им место, преподобный поставил церковь во имя Воздвижения Креста Господня. Однако вскоре после освящения храм был сожжен окрестными поселянами, опасавшимися, что к храму отойдут их земли. Преподобный Симон не пал духом и стал строить новую церковь. В 1620 году, когда храм также в честь Воздвижения Креста Господня был построен, преподобный Симон пошел в Ростов, чтобы просить у архиепископа Варлаама антиминс и нужную утварь. Но он получил не только все необходимое для богослужения, но и принял от руки его и сан священства. Возвратившись в свою обитель, преподобный Симон уже сам освятил новую церковь.
Преподобный игумен Симон был для братии примером трудолюбия, смирения, простоты сердечной. Пост и молитва были главным деланием иноков. Однако враг рода человеческого продолжал настраивать против святого старца некоторых крестьян. Дарованные царем Михаилом Феодоровичем жалованные грамоты на владение землей в округе на 10 верст вызывали у них зависть и злобу. Однажды три злодея напали на святого старца, когда он один рубил лес, навалили на него колоду и грозили убить, если он не отдаст им грамоту на землю. Едва умолил их прп. Симон отпустить его, чтобы поискать грамоту. Возвратясь к своим, он рассказал бывшее с ним приключение и угрожавшую опасность. Монастырские люди собрались, чтобы поймать сих трех насильников, но нигде не могли найти их.
12 июля 1641 года, когда большинство иноков обители ушли на праздник в честь Прокопия Устюжского (память 8/21 июля), умышленники пробрались в монастырь и, найдя преподобного одного, вновь стали требовать грамоту. Преподобный умолил их отпустить его в церковь для отыскивания грамоты. Там он пал ниц пред иконой Матери Божией и со слезами молился, благодаря Владычицу за то, что позволила ему водворится в сей пустыне, и поручал Ей с сыновней доверенностью собранные им стадо и самого себя в час смертный; молился и Господу Иисусу, чтобы послал Ангела мира принять душу его и причислил бы его к избранному Своему стаду. Восстав от молитвы, он причастился в алтаре запасными Дарами, хранившимися в ковчеге, и, укрепленный бессмертною вещею, вышел к своим злодеями: «Теперь делайте со мною, что хотите». И жестокосердные, не умилившись смирением старца, «много мучиша, поругающеся ему и ножи разбодоша святое тело его, и наконец отсекоша честную главу его, и повергоша тело близ его келлии».
Несколько дней лежало поверженное тело, никем не вредимое, ни зверями, ни птицами. Возвратились братия из Великого Устюга и с ужасом обрели блаженного своего наставника мертвым пред дверьми его келлии, с жестокими знаками мучения. Вызванный из Архангельской обители города Устюга иеромонах Ефрем совершил отпевание, и тело преподобномученика Симона было с честью погребено с левой стороны созданного им храма. В скором времени у могилы святого стали совершаться чудеса, в основном исцеления больных. В 1646 году началось почитание преподобномученика, ему была составлена служба с описанием жития и чудес.
Крестовоздвиженская Симоно-Воломская пустынь
В начале XVII века преподобным Симоном, впоследствии прославленным Вологодским святым, был основан небольшой монастырь. Эта пустынь, названная Крестовоздвиженской Симоно-Воломской (в честь ее основателя), просуществовала чуть более ста лет, вплоть до Екатерининских реформ о секуляризации монастырских земель. В 1764 году пустынь была упразднена. Монастырский храм Воздвижения Креста Господня стал приходским. В 1970-х годах деревни, образовавшиеся вокруг бывшего монастыря, опустели. Сейчас на много километров вокруг дремучие леса с непроходимыми болотами.
То, что в 70-х годах люди ушли с Волом совсем не значит, что это место брошено. Местные краеведы давно интересуются Симоном Воломским и Воломами. В начале 90-х преп. Симоном заинтересовались местные церковные власти. Из Кичменгско-Городецкого краеведческого музея в Симоно-Воломскую пустынь была направлена небольшая разведочная экспедиция в 1995 году. Ее возглавили директор музея Сергей Александрович Щепелин и священник о. Сергий Колчеев - настоятель Казанского храма города Никольска. Летом 1996 года, на день памяти святого (25 июля по новому стилю), было совершено первое паломничество. Тогда же было установлено место захоронения преп. Симона. Территория храма была частично расчищена и отслужен молебен.
(могила преподобномученика Симеона Воломского)
Теперь в храме есть памятная табличка: “Преподобномученик Симон Воломский 1586-1641. память 12/25 VII”. Летом 1997 года снова было совершено паломничество (уже в составе до 50 человек), причем, накануне дня памяти святого на Воломах побывал Владыка Максимилиан, епископ Вологодский и Великоустюгский. С тех пор каждый год на день памяти святого на Воломы организуется паломническая экспедиция.
В 1996 году о. Сергий Колчеев, по благословению владыки Максимилиана, ездил в Троице-Сергиеву Лавру к старцу Кириллу с вопросом о возможности перенесения мощей преподобномученика Симона из глухих лесов в обжитые районы. Старец не благословил, ответив, что "со временем на Воломах будет скит (самый маленький монастырь на 3-7 человек)" (из письма о.Сергия). И далее из письма: "Для этого нужны два условия: воля Божия и воля человеческая. У преподобного Симона такая воля была: 5 лет он жил один в лесу! Но сегодня еще труднее удалиться от мира: он проникает повсюду. И тем не менее, мне кажется, что мы должны кое-что делать, чтобы люди могли посмотреть на этот суетный мир со стороны, вернулись к самим себе и увидели, может быть вспомнили, что созданы мы по образу и подобию Божию. Святые нам помогут."
(мало что осталось от Симоно-Воломской пустыни, но она восстанавливается. Современный вид с установленным крестом)
В поселке Полдарса в 2000 году организован приход преподобного Симона Воломского.
Тропарь преподобного Симона Воломского
глас 4
От юности твоея вперив ум твой к Богу, блаженне Симоне,/ мира же отвергся, вселился еси в пустыню непроходимую,/ и тамо, от Господа укрепляемь,/ в молитвах и пощениих доблественне пожил еси,/ и жизнь твою страдальчески/ убиением от сынов противления скончал еси./ Сего ради со преподобными и мученики венчался еси,/ с ними же и ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы./ Сию моли, молим тя,/ оставление подати согрешений наших/ и даровати нам велию милость.
Кондак преподобного Симона Воломского
глас 8
Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному,/ от юности, преподобномучениче, Тому от всея души любовию последовал еси,/ мира же тленная ни во что же вменив,/ и в непроходимую пустыню вселился еси,/ и в ней добре противу невидимаго врага подвизався,/ и, яко светозарное солнце, во вся концы возсиял еси,/ и от человеков ненавистных нуждную смерть, и мечное посечение,/ и ножи разбодение, и огненное опаление приял еси,/ и, радуяся, пришел еси к Небесным чертогом./ И ныне со Безплотными лики Владычнему Престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Симоне преподобне, пустынный жителю.
Праведная Вероника
Праведная Вероника была, по преданию, той кровоточивой женщиной, которая получила исцеление от прикосновения к краю ризы Христовой (Мф. 9, 20-22).
Вероника находилась в Иерусалиме во время осуждения Господа Иисуса Христа на крестные страдания. Когда Спаситель нес Свой крест на Голгофу, она слилась с толпой иудеев и следовала за Ним. Увидев Его, павшего под тяжестью креста, она сжалилась над Ним и, подбежав, напоила Его водой. Сделав это, она полотенцем отёрла Его окровавленное лицо. Придя домой, она обнаружила, что на полотенце запечатлелся Его лик. Это полотенце святой Вероники со временем попало в Рим и стало здесь известным под именем Нерукотворного образа.
(Исцеление Христом кровоточивой жены)
Отличается этот образ от Нерукотворного образа Восточной Церкви тем, что в нём на челе Спасителя изображается терновый венец.
Мученики Феодор Варяг и сын его и Иоанн
(мученик Феодор Варяг)
Память 12 июля и в Соборе Киевских святых
Пострадал за Христа вместе со своим сыном св. мучеником Иоанном в 983 г. в Киеве.
(мученик Иоанн Варяг)
Точное происхождение их неизвестно; возможно, что они назывались варягами не по происхождению а по воинскому званию. В древних летописях мученики не называются по именам: "Бяше варяг един, и бе двор его, идеже есть церкви Пресвятая Богородица, юже сдела Володимер. Бе жа варяг тот пришел из грек, держаше веру хрестианьску, и бе у него сын, красен лицем и душею". В одном из житийных сборников XV в. под 12 июля оба мученика, отец и сын, уже названы по именам: Феодор и Иоанн.
Св. Феодор долгое время был на военной службе в Византии, где и принял св. крещение. Языческое имя его, сохранившееся в названии "Турова божница", было Тур (скандинавское Тор) или Утор (скандинавское Оттар), в старинных рукописях встречается то и другое написание. Вернувшись на Русь, он научил святой вере и сына своего Иоанна.
В 983 г. великий князь Владимир, тогда еще ревностный язычник, после военной победы над ятвягами пожелал принести жертву идолам. «Старцы и бояре» посоветовали князю избрать для жертвы юношу или девицу.
"И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна.
Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына "избрали себе боги, да принесем его им в жертву", старый воин решительно ответил:
"Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам".
Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Феодор, по словам летописца, "стоял на сенях с сыном своим", мужественно, с оружием в руках, встречал врагов. Он спокойно смотрел на бесновавшихся язычников и говорил: "Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына". Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их...
Уже в эпоху преподобного Нестора, менее чем через сто лет после исповеднического подвига киевских варягов, Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле. Первыми "русскими гражданами небесного града" назвал их списатель Киево-Печерского Патерика, епископ Симон, святитель Владимирский (+ 1226). Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой - сораспятием Христу.
На месте мученической кончины варягов святой равноапостольный Владимир воздвиг впоследствии Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную 12 мая 996 года. Нижний сруб деревянного дома святых варягов-мучеников, сожженного тысячу лет назад, сохранился до наших дней; он был обнаружен в 1908 году, во время раскопок в Киеве, у алтаря Десятинной церкви.
Тропарь мученикам Феодору и Иоанну
Страстотерпцы Господни, / Феодоре со Иоанном отроком, славнии! / Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими, / и радуется отечество наше, / в немже вы первии, идолы посрамивше, Христа со дерзновением исповедаете / и за Него пострадаете. / Того, яко Блага, молите, / до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити / и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити.
Преподобный Арсений Новгородский, Христа ради юродивый
Преподобный Арсений Новгородский, в миру Амвросий, родился в г. Ржеве в семье благочестивых христиан. Отец его Григорий занимался выделкой кож и научил своему ремеслу сына. Амвросий для поддержания родителей прилежно занимался этим ремеслом, не забывал он и нищих, которых наделял милостыней. Воспитанный во всяком благочестии, он ежедневно посещал храмы Божии для молитвы. По смерти отца Амвросий был понуждаем матерью вступить в супружество с девицей Марией, но и полгода не прожил с супругой.
Как некогда Авраам оставил дом родительский, чтобы идти странником на зов Божий, так и сей блаженный юноша оставил все свое - и дом, и присных - и втайне от них бежал в Великий Новгород. В Новгороде он исполнял кожевенные работы, тайно совершая спасительный подвиг поста и молитвы. Через пять лет святой Амвросий написал письмо жене и матери, в котором утешал их евангельским обещанием вечной блаженной жизни тем, кто оставит ради Господа мать, жену, детей, имущество (Мф. 19, 29).
В 1562 году с помощью Феодора Димитриевича Сыркова, благочестивого строите¬ля храмов и монастырей, святой Амвросий основал обитель и храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Ярославском дворище (торговая сторона Новгорода, на правом берегу реки Волхов), по соседству с храмом в честь святых жен-мироносиц. В этой же обители он принял монашеский постриг с именем Арсений.
В образе ангельском еще более усугубил преподобный Арсений свой подвиг, ибо всего себя предал любви Божией, и жительство его, по слову апостольскому, было сокровенно со Христом в Боге (Кол. 3, 3). Жизнь он вел самую строгую, довольствовался малым; на теле носил вериги, которые были прикрыты такой бедной и ветхой одеждой, что никакой бедняк не позарился бы на нее. Угодник Божий наряду со строгим постом и утруждением плоти занимался внутренним деланием: его ум был постоянно занят молитвой, сопровождавшейся благодатным даром слез. В последние годы земной жизни преподобный Арсений жил в затворе в своем монастыре. Из его очей постоянно текли слезы покаяния, и плакал он также о своей земной отчизне, провидя грозные беды, готовые обрушиться на гордых новгородцев за их беззакония.
В 1570 году царь Иоанн Грозный предал жестокой казни тысячи новгородцев. Узнав о преподобном Арсении, царь пришел к нему с щедрыми подарками. Но святой не принял даров, упрекнув царя за жестокость, строго говоря: «Многие неповинные души послал ты в Царство Небесное». Когда, собираясь в Псков, Иоанн Грозный вновь пришел к преподобному Арсению и просил благословения на дорогу, подвижник сказал: «Завтра, государь, готов и я в путь». Обрадовался его готовности царь, но это было только таинственное предсказание о собственной кончине. Наутро, приобщившись Святых Христовых Таин, преподобный Арсений предал на молитве чистую свою душу Богу 12 июля 1570 (1571) года.
Погребли святого Арсения в том же затворе, где он совершал спасительный подвиг. После обретения нетленных мощей преподобного над ними была построена часовня, а затем деревянная церковь в честь Рождества Христова. Сохранилась запись 1634 года: «На торговой стороне, в монастыре Арсеньеве мощи преподобного Арсения лежат под спудом; от мощей его приходящим с верою исцеления бывают. Тропарь и кондак ему составлен...» Не ранее 1701 года было написано житие святого Арсения и составлена ему служба. 21 января 1787 года нетленные мощи подвижника были перенесены в Кириллов монастырь близ Новгорода и положены на южной стороне соборной церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских (память 18/31 января). Там же был построен и освящен в сентябре 1793 года придел во имя преподобного Арсения, а в 1812 году устроена новая позолоченная гробница. Память преподобного Арсения праздновалась в обители в первое воскресенье после 18 января, то есть после храмового праздника монастыря. В честь преподобного Арсения был освящен также придел в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Ржеве (ныне храм Оковецкой иконы Божьей Матери).
В древнем житии преподобный Арсений назван юродивым Христа ради
Тропарь
глас 4
Отечество свое и род оставил еси, Христу прилепися, и Великаго Новаграда достигл еси, и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси многим постом и воздержанием, и пророчествия дар прияти сподобися, и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити, и тело в нем предложив, обитель себе в премирнем Царствии у Христа всех Бога сотворил еси. Егоже моли, святе Арсение преподобне, Церкви и стране нашей в мире пребывати и от всех навет вражиих ущедрити нас, почитающих твое торжество, и спасти души наша.
Ин тропарь
глас 1
Божественною любовию возгоревся, вся мирская пристрастия отринул еси, крест же Христов на рамо взем, во след Его изволил еси ходити, отечество твое оставив, Великаго Новаграда достигл еси и, работая Богови невозвратным помыслом, дарования чудотворений сподобился еси. Темже, чтуще тя, преподобне Арсение, вопием: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак
глас 4
Тяжелоносныя волны тимения отгна, и вся плотская двизания и похоти палящия ни во чтоже вменив, взем крест и пойде вслед Христа, Имже наставляем, лукавыя сети до конца раздра и под ногами предложи, молимтися, преподобне отче Арсение, избави нас от належащих на ны соблазн, ты бо еси Великому Новуграду похвала и утверждение и сущим в печалех радость.
Молитва
О преподобне отче наш Арсение, услыши мя, раба твоего, молящагося тебе и призывающаго в молитвах святое твое имя, и милостив буди и скор за многогрешныя рабы твоя принести молитвы и моления ко Вседержителю Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Его Матери и Приснодеве Марии, да твоими святыми молитвами избавимся всякаго наития злаго, и помилуй нас, на тя уповающих, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Святая Голиндуха (в Крещении Мария) Персидская
Святая мученица Голиндуха, в крещении Мария, жила в Персии в царствование Хозроя I Старшего. Она была женой главного волхва персидского царства. Обладая светлым разумом, Голиндуха понимала ложность языческих мудрований, много размышляла о том, какая же вера истинная. Узнав, что существует христианство, она очень хотела узнать, чему оно учит. Вскоре, по смотрению Божию, ее желание исполнилось. Во сне Ангел показал Голиндухе место мучения грешников и рай, в котором пребывают верующие во Христа, Истинного Бога. После этого сна она стала усердно молиться Истинному Богу, чтобы Он помог и ей стать христианкой. Ангел Божий указал Голиндухе христианского священника, от которого она приняла святое Крещение с именем Мария.
После Крещения она оставила мужа-волхва, и тот пожаловался царю Хозрою. Голиндуху убеждали вернуться к мужу и сам царь, и посланные им сановники, и знатные женщины. За решительный отказ царь приговорил ее к пожизненному тюремному заключению. В тюрьме святая Мария-Голиндуха пробыла 18 лет.
В царствование наследника царя Хозроя, его сына Ормисдаса, в Персию приехал посол византийского императора Маврикия Аристовул. Узнав, что в тюрьме уже много лет томится христианка Мария, Аристовул с разрешения царя неоднократно навещал ее в тюрьме и научил ее петь псалмы Давида. После отъезда Аристовула, Ормисдас велел представить ему святую Марию-Голиндуху и долго мучил ее, предавая всевозможным пыткам и истязаниям. Но во всех мучениях святая заступлением Божиим сохранялась невредимой. Когда же ее отдали на поругание, Господь сделал ее невидимой для нечестивых и сохранил ее чистоту. Наконец царь приказал отрубить мученице голову, но Господь укрыл ее от рук палачей и привел к христианам, жившим тайно.
Когда в царствование Хозроя II, занявшего престол с помощью византийского императора Маврикия, гонение на христиан в Персии прекратилось, святая Мария-Голиндуха стала открыто проповедовать христианскую веру.
В конце жизни святая Мария совершила паломничество в Иерусалим, где поклонилась Гробу Господню и другим святыням. На обратном пути она скончалась († 591) в церкви святого мученика Сергия в Низибии.
Преподобный Иоанн Святогорец
(преподобные Иоанн, Эквтимэ, Гавриил Святогорцы)
Отец преподобного Евфимия Нового, Афонского (+ 1028 г.; память 13/26 мая). Был знатным вельможей и родственником грузинского царя, оставил мир и удалился в один из Имеретинских монастырей, где принял схиму. Через некоторое время перешел на гору Олимп и подвизался на ней. Прославился основанием знаменитого Иверского монастыря на Афоне, где был игуменом. Мирно почил о Господе 14 января 998 г. После его смерти настоятельствовал сын его, преподобный Евфимий.
Преподобный Гавриил Святогорец
Преподобный Гавриил Святогорец был родом из Иверии, отшельнически подвизался в пределах Иверской обители на св. горе Афон.
За высоту своей жизни удостоился видения, в котором Пресвятая Богородица повелела ему возвестить настоятелю и братии, что Она хочет дать им Свою икону в помощь и заступление. По Ее повелению старец Гавриил должен был с верой пойти по морским волнам и принять икону для обители.
(Иверский монастырь. Афон)
Преподобный Гавриил объявил о чудесном видении, и настоятель с братией вышли на берег при молебном пении со свечами и кадильницами. Святой старец выполнил глагол Богоматери, небоязненно пошел по воде, как по суху, с благоговением принял святую икону Богоматери и принес ее на берег. Эта икона стала именоваться по названию обители Иверской.
Святитель Григорий (Каллидос), митрополит Ираклийский и Редестосский, святитель
Прославлен в Константинопольской Православной Церкви. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с празднованием его памяти 12 июля, "как это установлено в Константинопольской Церкви".